Научная статья на тему 'Проблемы этнопсихологии в контексте мировосприятия античности'

Проблемы этнопсихологии в контексте мировосприятия античности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
74
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОИСТОРИЯ / PSYCHOHISTORY / ТЕМПЕРАМЕНТ / TEMPERAMENT / АНТИЧНОСТЬ / ANTIQUITY / МЕТАФИЗИКА / METAPHYSICS / МИКРОКОСМ / MICROCOSM / МАКРОКОСМ / MACROCOSM / СТИХИИ / ELEMENTS / МЫШЛЕНИЕ / THINKING / ЭКСТРАВЕРТ / EXTROVERT / ИНТРАВЕРТ / INTROVERT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бутов А.Ю.

В статье на основе анализа и реконструкции античной методологии рассматриваются подходы к этнои исторической психологии. Эти сравнительно новые области психологического знания развертываются из основ античного мировоззрения, являющегося базовым по отношению ко всей современной европейской цивилизации. В качестве основополагающего античного концепта рассматривается учение Гиппократа о темпераментах, представленное сквозь призму натурфилософии и диалектики стихий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnopsychology problems in a context of antiquity attitude

In article on the basis of the analysis and reconstruction of antique methodology approaches to ethnoand historical psychology are considered. These rather new areas of psychological knowledge are developed from bases of the antique outlook being based on the relation to all modern European civilization. As a fundamental antique concept Hippocrates's doctrine about the temperaments, presented through a prism of physiophilosophy and dialectics of elements is considered.

Текст научной работы на тему «Проблемы этнопсихологии в контексте мировосприятия античности»

Humanity space International almanac VOL. 1, No 2, 2012: 313-327

Проблемы этнопсихологии в контексте мировосприятия

античности

А.Ю. Бутов

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение

«Институт художественного образования» Российской Академии Образования

119121, Москва, ул. Погодинская, д. 8, корп.1

Federal State Research Institution of the Russian Academy of Education «Institute of Art Education»

Pogodinskaya str. 8, building 1, Moscow 119121 Russia

Ключевые слова: психоистория, темперамент, античность, метафизика, микрокосм, макрокосм, стихии, мышление, экстраверт, интраверт. Key words: psychohistory, temperament, antiquity, metaphysics, microcosm, macrocosm, elements, thinking, extrovert, introvert.

Резюме: В статье на основе анализа и реконструкции античной методологии рассматриваются подходы к этно- и исторической психологии. Эти сравнительно новые области психологического знания развертываются из основ античного мировоззрения, являющегося базовым по отношению ко всей современной европейской цивилизации. В качестве основополагающего античного концепта рассматривается учение Гиппократа о темпераментах, представленное сквозь призму натурфилософии и диалектики стихий. Abstract: In article on the basis of the analysis and reconstruction of antique methodology approaches to ethno- and historical psychology are considered. These rather new areas of psychological knowledge are developed from bases of the antique outlook being based on the relation to all modern European civilization. As a fundamental antique concept Hippocrates's doctrine about the temperaments, presented through a prism of physiophilosophy and dialectics of elements is considered.

[Butov A.Yu. Ethnopsychology problems in a context of antiquity attitude]

Учение о темпераментах, по существу, является фундаментальной базой современной психологии, в то время, как его реальные основы укоренены в мировоззрении античности и, соответственно, принадлежат к иной методологии, чем новоевропейский рационализм. Такая ситуация является, по своей сути, чрезвычайно характерной, отражая базовую роль влияния античности на становление цивилизации Европы, поскольку построение науки новоевропейского, рационального характера осуществлялось,

исходя из более широких, общих и универсальных оснований, в рамках философской метафизики античности.

В качестве характерного примера применения методологии античности по отношению к становлению науки новоевропейского, рационального типа, можно отметить хотя бы дидактическую концепцию Яна Амоса Коменского, в целом, выстроенную так же на античном основании.

Принятое в наше время определение темпераментов на основании только лишь внутренних свойств и качеств человека противоречит, в сущности, традиционному характеру мировоззрения античности, ориентированному на взаимодействие макрокосма с микрокосмом, и является, скорее, более поздней, ограниченной в эпоху христианства, интерпретацией.

Поэтому, с позиции античной философии, представляется необходимым рассмотреть учение о темпераментах целостно и органически, в русле базового мировоззрения и мировосприятия античности, посредством диалектики стихий и взаимосвязи макрокосма с микрокосмом. Осуществлению задачи данной реконструкции и посвящается конкретное исследование.

В рамках системы традиционного мировоззрения, мир воспринимался, как воплощение стихийных сил или начал, с характерной ситуацией их взаимоперехода. Это мировосприятие, широко распространенное на Древнем Востоке, отчетливо прослеживается так же и в античной Греции, осуществлявшей процесс заимствования, рационализации и демократизации древневосточного, жреческого знания в условиях Европы. Мировоззрение и мировосприятие античности традиционно полагало человека в плане отражения космических, вселенских сил или начал. Вселенские начала, силы мира и природы, макрокосма обретают отражение в форме микрокосма, человека, образуя общую канву античного мироустройства и миропонимания.

Общая методология античности является, по сути, отражением идеи обретения и сохранения баланса между макрокосмом, как природой в целом, и микрокосмом, в лице человека. Для такой методологии чужда, в своей основе, сама

идеология развития, господствующая в последние века в Европе. Процесс изменения понимается не как развитие, усовершенствование и движение по направлению к чему-то высшему, а в плане смены фаз, в виде цикличности.

Закономерность смены фаз, стихий, присущая природе, или макрокосму, изначально свойственна и человеку, что он должен, сообразно, осознать в процессе обретения природного и изначального единства. Человек, как микрокосм, осознав эту цикличность, должен осуществлять, в свою очередь, в соответствии с представленными циклами, процесс своего существования в целом.

Очевидно, что такое понимание, в отличие от принятой сегодня базовой идеологии развития, обладает ярко выраженным вневременным характером, поскольку не предполагает изменения в отрыве от природы, и, естественно, ни в коей мере не противоречит ей. Можно, напротив, утверждать, что оно ориентировано в вечность, неизменность, как закономерность и цикличность изменений. Изменяясь, в целом, в соответствии с процессом эволюции природы, макрокосма, сам процесс существования общества и человека обретает постоянство, вечность, проходя, при том все фазы, свойственные мирозданию в целом.

На основании изложенного выше, проанализируем, а, по существу, фактически, произведем попытку реконструкции учения о темпераментах в контексте древнегреческого мировосприятия, предварительно напомнив, что, согласно Гиппократу, темпераменты подразделяются на основных четыре типа: меланхолический, холерический, флегматический и сангвинический.

В греческих условиях древневосточная концепция стихий подверглась осмыслению и рационализации с позиций философии, что придало последней состояние стихийной диалектики, то есть, по сути, диалектики, основанной на понимании взаимосвязи и взаимодействия стихий.

Поэтому, будучи рассмотрено в общих рамках античного мировоззрения, учение Гиппократа о темпераментах вполне может быть соотнесено с понятием и представлением о четырех стихиях, которые могут иметь свойства, выраженные не только

во внутренних качествах и свойствах человека, но и являющие собой манифестацию определенных внешних сил. Можно сказать и так, что силы, как стихии, могут быть представлены и реализованы в лице определенных качеств человека.

В рамках античной философии традиционно выделяются четыре главные стихийные начала, - вода, огонь, земля и воздух, которые имеют выраженные гендерные свойства, как определяемые степенью активности, или подвижности стихий. По своему характеру, два из них, - огонь и воздух, -представляются мужскими и активными, а два другие, - вода и земля, - пассивными, и, по своей сути, женскими.

Известно, что активность, свойственная, в большей мере, сфере духа, в традиции и в сфере науки, присуща в большей мере, для мужского, чем для женского начала. Следуя традиции, активные, духовные стихии, - воздух и огонь, - считаются мужскими. В силу подвижности, активности, эти стихии не являются стабильными, и, соответственно, мужская психика является менее устойчивой, стабильной по сравнению с женской.

Пассивные и менее подвижные стихии, - вода и земля, -рассматриваются в роли проявления женского, пассивного и материального начала или принципа, с присущей им большей стабильностью, устойчивостью качеств.

Поэтому взаимопереход стихий вполне можно рассматривать с позиции и точки зрения взаимоперехода женских и мужских начал, что, в принципе, сближает данную концепцию с монадой даосизма.

К тому же, переход начал мужских и женских, в сущности, представлен или образован, кроме самой пары перехода, и наличием потенциальной пары, равно как и в даосизме, в глубине начала ян присутствует начало инь, и наоборот. Модель представлена в лице процесса кругового превращения, движения, и составляет собой фазу, образованную в результате прохождения четвертьфаз. Дальнейшее движение и превращение необходимо приведет к замене женского начала на мужское, а мужского, соответственно, на женское. Только, в отличие от монады даосизма, порождаемое свойство обладает, кроме гендерного, еще и соответствующим качественным

смыслом, как проявлением соответствующего стихийного начала.

Взаимодействие стихий может носить как порождающий, прямой, так и уничтожающий, обратный по направленности характер. Близкая модель, основанная на взаимодействии пяти первоэлементов и начал, представлена в рамках китайской философии. Примечательно, что общий базовый принцип природосообразности в педагогической концепции Я.А. Коменского, как отражающий влияние макрокосма, так же раскрывался посредством главных фаз, подразделенных на четыре четвертьфазы, или части, в отношении этапов или хода обучения.

Говоря о фазовом характере процессов в рамках понимания философов и мудрецов античности, существенно отметить, что земля для древних представлялась если и не шаром, то, по крайней мере, неким кругом уплощенной формы, или диском, направления пространства или части света в отношении которого, опять же, могут быть представлены посредством четвертьфаз. В этом плане, направления пространства представляют собой четвертьфазы, в совокупности пространственного смысла образующие целостность поверхности земли.

Осуществляя возвращение к проблеме темперамента, отметим, что общими критериями для подразделения темпераментов являются степень возбудимости, основанная на скорости протекания психической реакции, и сила протекания психических процессов.

С точки зрения такой черты, как возбудимость, все темпераменты возможно разделить на быстро, или сильно, или же слабо, или мало возбудимые. К числу быстровозбудимых темпераментов принадлежат меланхолический и холерический. В свою очередь, слабо возбудимыми являются флегматический и сангвинический темпераменты.

Наличие высокой, или быстрой возбудимости предполагает иррациональность личностного склада и преобладание эмоций, поскольку возбуждение в лице эмоциональной сферы способно перекрывать собой и тормозить мыслительный процесс. Быстровозбудимость, свойственная

иррациональным типам темперамента, предполагает изначально стимуляцию мыслительной реакции, однако далее процессы возбуждения предусматривают торможение мыслительных процессов, которые, по существу, перекрываются влиянием со стороны эмоциональной сферы. В силу этого, для представителей быстровозбудимых типов темперамента присуща иррациональность действий, поведения и мышления.

Напротив, слабо возбудимым темпераментам присуща, в личностном аспекте, по причине меньшей импульсивности, большая рациональность.

Руководствуясь критерием степени силы протекания психических процессов, все темпераменты подразделяются на слабые, как меланхолик и флегматик, и, соответственно, сильные - холерик и сангвиник.

Сила психической реакции, по сути, предопределяет общую направленность на внешний мир или же мир внутренний, как экстра или же интровертированный склад личности. Для представителей слабых темпераментов присуща интроверсия, стремление замкнуться и уйти от окружающего мира, поскольку для них просто психически обременительно этому миру противостоять. В силу этого, им свойственно преобладание состояния пассивности.

Сильным темпераментам присуща экстраверсия, поскольку им хватает силы для противостояния, для выхода, открытости во внешний мир. Их психологической характеристикой и свойством, соответственно, является активность.

В базовом итоге, мы имеем или получаем четыре основных типа темперамента,с присущими им свойствами:

- сильно, или быстровозбудимый слабый темперамент -меланхолический, ему свойственна иррациональность, интроверсия, пассивность.

- сильно, или быстровозбудимый сильный темперамент -холерический, для которого присуща иррациональность, экстраверсия, активность.

- слабо, или медленно возбудимый слабый темперамент -флегматический, с характерной для него рациональностью и интроверсией, как отражающей пассивность.

- слабо, или же медленно возбудимый сильный темперамент - сангвинический, при рациональности и экстраверсии с активностью.

Итак, мы можем наблюдать чередование слабых и сильных типов темперамента, при смежности слабо и сильно возбудимых.

Очевидно, с ростом общей степени рациональности, степень возбудимости заметно уменьшается. Или же, можно отметить, что уменьшение степени возбудимости приводит к повышению, увеличению степени рациональности. При этом возрастание силы темперамента и, соответственно, экстравертированности взаимосвязано и обуславливает усиление рациональности. Холерик изначально более рационален по сравнению с меланхоликом, в то время как сангвиник, - по сравнению с флегматиком.

Уменьшение степени возбудимости предполагает возрастание рациональности и устойчивости личности. Даже слабый и интровертированный темперамент, - флегматический, - в силу присущей слабой возбудимости, значительно рациональнее, а человек при нем устойчивее, чем сильный холерический. При этом сангвинический темперамент, как экстравертированный, сильный, соответственно, более рационален, чем темперамент флегматический.

С точки зрения древнегреческого мировосприятия, быстро возбудимые типы темперамента, как холерический и меланхолический, выступают отражением подвижных и мужских, а, в свою очередь, темпераменты слабо возбудимые, как флегматический и сангвинический, - пассивных, женских стихий и начал.

Стихии более активного характера закономерно отражают большую активность, силу темперамента. Огонь, стихия изначально более активная и сильная, чем воздух, отражает и изобличает сильный, быстро возбудимый темперамент, - холерический. И, в то же время, воздух, менее активное, подвижное начало, характеризует слабый темперамент меланхолика. Земля, рассматриваясь в качестве стихийного начала, по определению, инертнее, пассивнее, чем вода, и отражает, представляет более пассивный темперамент

флегматического типа, в то время как вода, в качестве стихии, характерна в отношении сангвиника.

Стихии, в понимании античности, соотносились с направлениями света. Земля, в античном представлении и мировосприятии, понималась в виде круга, с центром, расположенным в Европе, очевидно, в самой Греции. Для древних стран, при невысоком еще уровне развития географического знания, вполне закономерно, характерно было представлять присущую им территорию в качестве центра мира и вселенной. Таким, к примеру, было понимание и географии в Китае, именовавшем себя «Серединным государством, или же империей», то есть империей, располагающейся в центре всего мира.

В Европе в период античности центр располагался в Средиземноморье. Еще Платон в своих трудах упоминал о том, что человечество долгие века сидело вокруг Средиземного моря, как лягушачий выводок вокруг болота. Европейские цивилизации античности, Древние Греция и Рим, имевшие обилие колоний, строились вокруг Средиземного моря, чем и было обусловлено само его название. Известно, что использование водных коммуникаций наиболее эффективно с точки зрения транспортировки грузов, и моря, особенно внутреннего плана, как, к примеру, Средиземное, служили делу интеграции, сближения, взаимодействия культур.

При этом, в роли центра изначально выступали части побережья, наиболее вдававшиеся в море, как тот же Балканский или Аппенинский полуострова. И, конечно, вовсе не случайно, что именно на этих территориях возникли древние цивилизации античности, охватывавшие все Средиземноморье, - эти точки, или регионы, были наиболее удобными с позиций управления. Греция, по сути, представляет собой центр восточного Средиземноморья, Рим же, в большей мере, выполнял роль центра западного. Если же рассматривать всю территорию Западной Европы с современной точки зрения, то ее географическим центром будет Чехия, что, в целом, так же не меняет общей сути древнегреческой модели.

Таким образом, для учения о стихиях, равно как и гиппократова учения о темпераментах, принципиально характерен европоцентризм.

Соотнесение стихий и типов темперамента с определенными частями света без особого труда способно обнаруживать характер и начало соответствия. Так, в частности, к примеру, очевидно, что наличие стихии огня в наибольшей степени характеризует жаркий и горячий юг, в то время, как стихия земли, особенно при взгляде с точки зрения Балкан, -это, конечно, север. Вода будет представлена Западом, с развертывавшейся за «геркулесовыми столбами» Атлантикой, о существовании которой эллины, равно как и финикийцы, знали весьма хорошо. И, наконец, восток, с присущими ему, в следствии фактора континентальности, летней жарой, а в зимний период, - морозами и холодами, будет выражен изменчивой стихией воздуха.

Рассматриваемое понимание и, соответственно, распределение стихий по частям света вполне, в целом, отражает характерные для жителей этих территорий качества и свойства темперамента.

Так, в частности, жители Юга отличаются высокой возбудимостью и импульсивностью, эмоциональностью, как соответствующими холерическому темпераменту. Не сложно обратить внимание на то, что для южан особенно присуще свойство и начало экстраверсии.

Для северян присуща слабая проявленность начала, или свойства возбудимости, при малой силе протекания психической реакции, что проявляется в определенной заторможенности психоэмоционального характера.

Господствующий здесь флегматический тип и характер темперамента определяет, несомненно, большую рациональность и ориентацию на практику, при проявлении общей интровертированности личности.

Начало запада, в лице стихий воды, определяет большую устойчивость, активность и рациональность, выраженную в форме экстраверсии.

И, наконец, востоку, по причине быстрой возбудимости меланхолического типа темперамента, в целом, характерна

наименьшая устойчивость и не стабильность. Общая слабость темперамента, как отражения процесса протекания психической реакции, характеризует, в целом, меланхолика, как интроверта.

С позиции античного мировоззрения, юг, соответственно, представлен обладателями холерического типа темперамента, север - флегматиками, запад - сангвиниками и, в свою очередь, восток представлен меланхоликами.

Необходимо только помнить, что сама система древнегреческого мира, в сравнении с миром христианским, в принципе, достаточно статична, неподвижна, и накал динамики, страстей истории не характерен, в целом, для нее.

Соответственно, определив, что степень возбудимости, или же скорость возбуждения отражает свойство иррациональности и рациональности, а степень силы протекания психической реакции, - характеристику с позиции экстра и интровертированности личности, можно отметить, что в основе личностной характеристики и качеств сообразно типам темперамента лежит определение или оценка на основе шкал рациональность-иррациональность и экстра и

интровертированность.

Оценивая и рассматривая темпераменты в соответствии со шкалой возбудимости, следует отметить, что темпераменты, характеризующиеся высокой степенью возбудимости, выступают в качестве иррациональных. К их числу принадлежат меланхолический и холерический типы темперамента. И, в свою очередь, для мало возбудимых темпераментов присуще качество рациональности, что характерно для темпераментов флегматического или сангвинического типа.

Оценка и характеристика с позиции критерия силы психической реакции отражает, соответственно, начало или свойство интроверсии при слабой силе протекания психической реакции, что характерно в отношении темперамента меланхолического или флегматического типа, или же свойство и начало экстраверсии в случае реакции большой, высокой силы. В подобном случае, мы можем вести речь о холерическом и сангвиническом типах темперамента.

Таким образом, руководствуясь критериями степени возбудимости, как отражающими свойства личности по

качествам рациональность и иррациональность, и, соответственно, степени силы протекания психической реакции, что проявляется в наличии интра- или экстраверсии, мы можем выделить и обозначить основных четыре варианта:

- иррациональный интроверт, соответствующий меланхолическому типу темперамента, с высокой возбудимостью и малой, слабой силой протекания психической реакции;

- иррациональный экстраверт, который соответствует темпераменту сангвинического типа, при высокой возбудимости и большой силе протекания психической реакции;

- рациональный интроверт, обладающий низкой, слабой возбудимостью при слабой силе протекания психической реакции - флегматик;

- рациональный экстраверт, при низкой, слабой возбудимости и большой силе протекания психической реакции - сангвиник.

Представленное подразделение интересно, прежде всего, тем, что переводит свойства и значение темперамента собственно в плоскость социального значения. Но и, вместе с этим, следует отметить, что начало, или свойство темперамента, естественно, не обладает безусловным, непосредственным и доминирующим качеством влияния на личность, опосредуясь системой социального влияния и свойств, и может полагаться только в отношении предпосылочного плана и значения. Поэтому данное подразделение предназначается для оценки темперамента не собственно индивидуального характера, а непосредственно национального значения и свойства.

Исходя из понимания того, что слабые типы темперамента, как обладающие малой силой протекания психической реакции, являются по своему характеру интровертированными, а сильные, как обладающие большой силой протекания психической реакции, - в свою очередь, экстравертированными, можно так же выделить критерии активности-пассивности. Интровертированность личности, как обращенность ее к внутреннему миру, располагает, в большей степени, к пассивности, в то время, как направленность на внешний мир и экстраверсия, - к активному началу. По своей

сути, следует отметить, что, по мере уменьшения возбудимости, сопровождающимся возрастанием

рациональности, степень активности закономерно возрастает. Так, в частности, флегматик, по определению, активнее, чем меланхолик, а сангвиник - по сравнению с холериком. Активность, в плане качеств и специфики стихий, получает непосредственно психологическое подтверждение.

При этом, возрастание степени активности, в лице рациональных типов темперамента, проявляется не только в отношении одних лишь только слабых или сильных его вариантов, представляя собой некий общий и универсальный принцип. Степень активности флегматика, как результат и следствие его рациональности, способна превышать активность холерического типа темперамента, по сути дела, компенсируя определяющий активность фактор силы протекания психических процессов.

Конечно, это, разумеется, совсем не означает, что флегматик проявляет большую активность во всех смыслах. Просто, в итоге возрастания степени рациональности, активность изменяет свой характер, выражаясь в лице общей эффективности поступков, или действий человека. Если сравнить флегматика с холериком, степень активности последнего, как обладающего сильным типом темперамента, окажется, скорее всего, выше. Однако его действия окажутся в значительной, если не в большей мере иррациональными, направленными в эмоционально-чувственный, как аффективный, план. В подобной ситуации как раз и говорится, что «дурная голова ногам покоя не дает», и в результате получается «много шума из ничего».

Пассивность флегматического, как, в своей основе, рационального типа темперамента, обуславливающаяся слабой силой протекания психических процессов и интравертированностью личности, компенсируется вследствие рациональности, существенно повышающей его эффективность. Поэтому, при меньшей мере проявления видимой активности, действия флегматика окажутся, на самом деле, более эффективными. Или же, иными словами говоря, КПД флегматика, являющегося слабым типом темперамента,

является превосходящим КПД холерика, представляющего собой темперамент сильный. Тот факт, что сангвиник, без сомнения, как сильный и рациональный темперамент, будет более активным, эффективным, чем холерик и флегматик, очевиден.

Таким образом, следует отметить, что типы темперамента, имеющие рациональную основу, являются, по своей сущности и определению, более активными и эффективными.

Сообразно, по критериям степени возбудимости, получающей отражение посредством рациональности и иррациональности, а так же силы протекания самой психической реакции, определяющей активность, можно выделить:

- Иррационально-пассивный тип, соответствующий меланхолическому типу темперамента;

- Иррационально - активный тип, как соответствующий холерическому типу темперамента;

- Рационально - пассивный тип, соответствующий флегматическому типу темперамента;

- Рационально - активный тип, как соответствующий сангвиническому типу темперамента.

Такой параметр, или особенность, как интроверсия, закономерно формирует, или создает идеализм, в то время, как экстравертированный тип, по определению, более расположен, склонен к практике. Причина заключается, конечно, в слабом или сильном типе темперамента, который программирует, предполагает или реализацию возможности активного общения и взаимодействия, или же стремление замкнуться и уйти в пространство внутреннего личностного мира, что связано с неадекватностью оценки окружающей реальности.

Понятно, что стремление ухода от общения с окружающими, изоляции от отношений, следуя классической идее сущности, природы человека, как их совокупности, несет в себе реальную угрозу оторваться от реальности, утратив ее понимание, и перехода к миру идеальных миражей и грез. И, в свою очередь, общение, сама практика взаимодействия в общественных условиях, делает, конечно, человека более

реалистичным и практичным, не взирая даже на иррациональное начало, или свойство темперамента.

В соотношении с критерием активности-пассивности довольно очевидно, что уменьшение степени активности, в лице начала интроверсии, обуславливает идеалистическую ориентацию, в то время, как ее наличие, экстравертированность личности, способствует формированию и развитию практической направленности, или интереса.

На основании рассмотренных критериев рациональности и иррациональности, как отражающих скорость процессов возбуждения, и, в свою очередь, идеальной или же практической направленности, как характеризующих силу темперамента и, соответственно, его интра- или же экстравертированность, представляется возможным выделить:

- иррационально - идеалистический, как идеально-ориентированный, на основании темперамента меланхолического типа;

- иррационально - практический, практико-ориентированный, проявляющийся в лице и посредством темперамента холерического типа;

- рационально - идеальный, идеально-ориентированный, темперамент флегматического типа;

- рационально - практический, практико-ориентированный, темперамент сангвинического типа.

При этом иррациональность увеличивает и усиливает идеальную направленность, снижая степень эффективности и продуктивность деятельности личности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В рассматриваемых вариантах, как основанных на выделении критериев рациональности - иррациональности, а так же идеальной или же практической ориентированности личности, представляется возможным вести речь о направленности интересов личности, определяющих характер ее социальной деятельности. Мы получаем, в результате, по сравнению с критерием активности - пассивности, не только лишь психологический аспект, или же характеристику, но отражение социального значения и свойств, что позволяет перейти к психологической оценке непосредственно общественных явлений и процессов.

В итоге, мы имеем четыре основных и главных варианта личностного плана:

- иррациональный, с идеально-ориентированной направленностью и характером, идеальной ориентацией деятельности и интересов,

- иррациональный, с практико-ориентированной направленностью, практической ориентацией и характером деятельности и интересов,

- рациональный, с идеально-ориентированной направленностью, идеальной ориентацией и характером деятельности и интересов,

- рациональный, с практико-ориентированной направленностью и характером, практической ориентацией деятельности и интересов,

которые, по сути, образуют все богатство и своеобразие общественных систем и личной деятельности в культуре Европы.

Дальнейший анализ культуры нами может быть осуществлен, как результат, на основании синтеза двух представленных параметров. Из них один параметр, -рациональность - иррациональность, - отражает содержательный аспект и способ деятельности, а второй, в лице практической или же идеальной ориентации, - ее направленность, общий характер. Однако данные параметры на практике реализуются, рассматриваются, в целом, в плане или виде синтеза, неразделимо друг от друга, и даны нами в отдельности лишь в интересах непосредственно научного анализа.

Получена /Received: 24.02.2012 Принята /Accepted: 03.03.2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.