Научная статья на тему 'Проблемы эмиграции населения стран Центральной Азии в Соединенные Штаты'

Проблемы эмиграции населения стран Центральной Азии в Соединенные Штаты Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1418
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / LABOR MIGRATION / ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ / HUMAN TRAFFICKING / ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / CENTRAL ASIA / США / UNITED STATES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Комлякова Ю.Ю.

В статье рассматриваются некоторые проблемы, с которыми столкнулись государства Центральной Азии после обретения независимости, прежде всего, такие как безработица и, как следствие, трудовая миграция в Западные страны, в частности, в Соединенные Штаты Америки. Описываются истоки этого явления, которые заключались в низком социальном статусе женщин, отсутствии работы у мужчин, домашнем насилии. Совокупность всех этих факторов была разрушительной для обществ центральноазиатских стран, вызвав «утечку мозгов», ослабление генофонда, потерю естественного прироста населения и трудовых ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article deals with some problems faced by the countries of Central Asia after gaining independence, such as unemployment and, as a consequence, labor migration to Western countries, particularly to the United States. It describes the origins of this phenomenon, which were in the low social status of women, lack of working men, domestic violence. The combination of all these factors were devastating to societies of Central Asian countries, causing a "brain drain", weakening the gene pool, the loss of the natural growth of the population and labor force.

Текст научной работы на тему «Проблемы эмиграции населения стран Центральной Азии в Соединенные Штаты»

УДК 314-743(5-73)

ПРОБЛЕМЫ ЭМИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

В СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ

MIGRATION PROBLEMS OF THE CITIZENS OF THE OF CENTRAL ASIAN COUNTRIES TO THE UNITED STATES

Ю.Ю. Комлякова J.U. Komlyakova

Донецкий государственный университет управления, 83015, г. Донецк, ул. Челюскинцев, 163-а

Donetsk State University of Management, 163-a, Chelyuskintsev St., Donetsk, 83015 e-mail: jkomlyakova@gmail.com

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые проблемы, с которыми столкнулись государства Центральной Азии после обретения независимости, прежде всего, такие как безработица и, как следствие, трудовая миграция в Западные страны, в частности, в Соединенные Штаты Америки. Описываются истоки этого явления, которые заключались в низком социальном статусе женщин, отсутствии работы у мужчин, домашнем насилии. Совокупность всех этих факторов была разрушительной для обществ центральноазиатских стран, вызвав «утечку мозгов», ослабление генофонда, потерю естественного прироста населения и трудовых ресурсов.

Resume. This article deals with some problems faced by the countries of Central Asia after gaining independence, such as unemployment and, as a consequence, labor migration to Western countries, particularly to the United States. It describes the origins of this phenomenon, which were in the low social status of women, lack of working men, domestic violence. The combination of all these factors were devastating to societies of Central Asian countries, causing a "brain drain", weakening the gene pool, the loss of the natural growth of the population and labor force.

Ключевые слова: трудовая миграция, торговля людьми, Центральная Азия, США.

Key words: labor migration, human trafficking, Central Asia, the United States.

Правительства стран Центральной Азии с обретением независимости столкнулись с такой проблемой, как отток беженцев и трудовая миграция. Главными причинами этих явлений стали национализм, сепаратизм, территориальные претензии, экономические реформы, сокращение рынка занятости в сельской местности, клановая борьба, гражданская война в Таджикистане и проч.

Все эти процессы привели к существенным изменениям на рынке труда и к росту внутренней и внешней трудовой миграции. Миграция в регионе постепенно коснулась всех слоев общества, всех возрастных категорий населения, мужчин и женщин разных профессий и социальных групп.

Миграционные процессы в центральноазиатских странах делились на два типа. Первый -это трудовая миграция в рамках Содружества независимых государств, а второй, который и будет нами рассмотрен, - зарубежная миграция, преимущественно в западные страны, в частности, в США.

Истоки распространения среди граждан Центральной Азии такого явления, как трудовая миграция, подробно изложены С. Сулаймановой которая перечислила основные причины этого процесса, пути его осуществления и последствия. Освещением этой проблемы занимались также Г.Т. Алымбекова 2, С. Курбанов з.

1 Sulaimanova S. Irregular Labor Migration from Central Asia to the United States // Central Eurasian Studies Review. Vol. 4. № 1; Sulaimanova S. United Consequences of Globalization: The Case of Trafficking of Women from Central .Asia // Unintended Consequences of Globalization: the Case of Trafficking of Women from Central Asia. Journal of Central Asian Studies 6. No. 2; Sulaimanova S. Migration Trends in Central Asia: The Case of Trafficking of Women. In In the Tracks of Tamerlane: Central Asia's Path to the 21st Century / National Defense University Press, 2004. P. 377-400.

2 Алимбекова Г.Т., Зейналова Е.А. Миграция в Казахстане в постсоветский период. URL: http://ciom.kz/assets/files/Nashi%20publikacii/Migratsiya_postsovetski_period.pdf

3 Курбанов С. Процессы трудовой миграции из Таджикистана и их экономическое воздействие // Центральная Азия и Кавказ. № 5 (47), 2006.

Задача данного исследования - проследить основные тенденции миграционных процессов, проанализировать влияние этого явления на этнонациональный состав населения, а также охарактеризовать основные усилия международного сообщества, направленные на борьбу с нелегальной миграцией.

Из-за существенной разницы в зарплате трудовая миграция в Соединенные Штаты, даже незаконная, была очень привлекательной для граждан центральноазиатских стран. Большинство мигрантов пользовалось услугами так называемых помощников мигрантов или контрабандистов, которые занимались перевозкой людей. Их услуги заключались в организации миграционного процесса, а также подготовке ответов на вопросы в посольстве при опросе на получение визы. Среди целей поездки в Соединенные Штаты будущие мигранты отмечали следующее: посещение родственников и друзей, которые законно находились на территории США; командировки; обмены, профинансированные религиозными организациями, которые имели представительства в странах Центральной Азии; участие в профессиональных конференциях, проводимых в Соединенных Штатах; обучение на языковых курсах в учебных заведениях США; участие в этнических фестивалях и прочее 4.

Мигранты-выходцы из стран Центральной Азии обычно работали домашними работниками (женщин обычно брали на работу в качестве нянь, горничных, сиделок за пожилыми людьми), продавцами в магазинах, поварами, официантами и мойщиками посуды в ресторанах, горничными в гостиницах или на поденной работе. Они также были заняты в кондитерской и конструкторской промышленности.

Большинство мигрантов, особенно домашние работники, были вынуждены работать по 1517 часов ежедневно и почти не имели выходных. Некоторые работодатели позволяли нанятым мигрантам брать один выходной день, который обычно был безоплатным, поэтому они вынуждены были искать место ночевки. В Соединенных Штатах существовала целая сеть неофициальных «гостиниц», хозяевами которых были русскоязычные иммигранты, где любой мог получить кровать в общей комнате за 10-15 долларов США за одну ночь. Мигранты, которые только приехали в Соединенные Штаты, также некоторое время жили в таких заведениях, пока не находили работу

Кроме трудовой миграции была еще одна составляющая, которая влияла на миграционные процессы в государствах Центральной Азии - это торговля людьми, преимущественно женщинами.

Сложно определить, сколько именно женщин из бывшего Советского Союза было продано за границу. Этот «бизнес» замалчивался, торговцы заставляли жертв молчать, угрожая им, и поэтому не существует никакой официальной статистики. Оценки того, сколько людей было продано, в мире существенно различаются. По данным правительства США ежегодно жертвами торговли людьми становилось примерно от 800 до 900 тыс. чел. 6 Количество лиц, ввезенных в США, оценивается в 50 тыс. ежегодно 7. Это преимущественно выходцы из стран СНГ.

Что касается стран Центральной Азии, в частности, то Международная организация по миграции оценивает, что примерно 4 тыс. женщин из Кыргызстана, около 5 тыс. женщин из Казахстана, 1 тыс. из Таджикистана вывозились за границу ежегодно. Согласно статистическим данным организации, нет сведений о торговле людьми-выходцами из Таджикистана и Узбекистана, однако правительство США считает, что и они имеют значительное количество прецедентов торговли людьми 8.

Истоки этого явления находятся в низком социальном статусе женщин в центральноазиат-ских странах. Экономический кризис, и, как следствие, потеря работы привели к увеличению случаев злоупотребления алкоголем среди мужчин. Поэтому женщины все чаще становились жертвами домашнего насилия, а местные правоохранительные органы отказывались рассматривать их жалобы. Домашнее насилие также было причиной, по которой дети убегали из дома 9. Беспризорные дети, в свою очередь, были особенно уязвимыми для вербовки торговцами. Кроме того, молодые девушки из семей, где насилие над женщиной было нормой, видели лишь то, что женщины использовались мужчинами на их собственное усмотрение. Жестокое обращение с женщинами во время их перевозок с целью дальнейшей продажи это подтверждает 10.

Еще одной особенностью, которая была характерна для мигрантов в Соединенные Штаты, были бездетные американские пары, которые, не желая проходить длительные процедуры усыновления, соглашались на кражи детей. Особенно привлекательным для таких действий было постсоветское пространство, и прежде всего - страны Центральной Азии.

4 Sulaimanova S. Irregular Labor Migration from Central Asia to the United States // Central Eurasian Studies Review. Vol. 4. № 1. C. 10.

5 Там же С. 11.

6 Miko F., Park G. Trafficking in Women and Children: The U.S. and International Response // CRS Report for Congress. URL: http://fpc.state.gov/documents/organization/9107.pdf

7 Там же.

8 Sulaimanova S. Migration Trends in Central .Asia: The Case of Trafficking of Women. In In the Tracks of Tamerlane: Central Asia's Path to the 21st Century / National Defense University Press, 2004. P. 384.

9 Sacrificing Women to Save the Family? Domestic Violence in Uzbekistan // Human Rights Watch. Vol. 13. № 4 (D). 2001. P. 3.

10 Ibid. P. 387.

Получение Республикой Казахстан в 1991 г. государственной независимости ознаменовалось началом процессов трансформации и расширением возможности возвращения отдельных этнических групп на историческую Родину в Казахстан. Здесь, как и в других государствах СНГ, сложилась тенденция роста отрицательного сальдо миграции. Так, в период с 1991 по 2001 гг. отрицательное сальдо не только полностью поглотило естественный прирост населения, но и увеличило его более чем в три раза 11.

Разрушительное влияние на укрепление экономики Казахстана оказало такое миграционное явление как «утечка мозгов». Поэтому Казахстан стал испытывать острую нехватку квалифицированных кадров в соответствующих отраслях экономики.

Соединенные Штаты оценили эффект от притока специалистов с начала 1990-х годов в количестве 1 млн. чел. в 500 млрд. долл. США в денежном эквиваленте. По аналогии экономический ущерб от интеллектуальной эмиграции из Казахстана за первое десятилетие независимости, который составил 235-250 тыс. чел., может быть оценен в 120-25 млрд. долл. США12.

По оценкам международной организации по миграции (МОМ), Казахстан принадлежал к странам мира, где наблюдались сильные миграционные процессы. В 90-х гг. на долю государства приходилось около 0,4 % от общего количества международных мигрантов, хотя численность населения Казахстана составляла всего 0,03 % от мирового населения. Как следствие, миграция привела к потере естественного прироста населения и потере трудовых ресурсов. За годы независимости численность населения Республики сократилась почти на 2 млн. чел. Поэтому уже с первых лет независимости вопросы регулирования миграционных процессов оказались одними из важных направлений государственной политики 13.

Явление миграции в течение всего периода независимости наблюдалось и в Кыргызстане, но максимальных показателей оно достигло в 1993 г., когда более 140 тыс. граждан покинули республику. После этого объемы эмиграции существенно сократились и в 1998 г. составили лишь 15 671 чел. 14

Среди жителей Киргизии Соединенные Штаты были популярным местом для эмиграции. Более 500 граждан Кыргызстана работали в районе Нью-Йорке в качестве нянь, горничных, сиделок, а также на других работах низкого уровня. Как правило, эти мигранты прибывали в США по туристическим визам и оставались работать в течение нескольких лет 15.

Еще одним толчком, способствовавшим развитию трудовой миграции, был упадок системы образования Кыргызстана. Люди, которые родились в 1980-х и 1990-х годах, как правило, почти не получали формального образования, и большинство из них не могли читать и писать ни на киргизском, ни на русском языках. В городских районах наблюдалось скопление частных университетов, в которых преподавались общественные науки, а не прикладные дисциплины. Ежегодно тысячи новых выпускников университетов не могли найти работу по месту жительства. В то же время в стране ощущалась резкая нехватка инженеров, архитекторов и других представителей строительной дела 16.

Для рынка труда в Таджикской ССР до 1991 г. были присущи следующие черты: создание сети предприятий-гигантов, работавших в тесной кооперации с большим количеством поставщиков и потребителей из других регионов СССР, большая часть трудовых ресурсов работала в промышленном секторе; централизованное распределение и приток высококвалифицированных трудовых ресурсов из центральных регионов РСФСР и других республик Советского Союза; ограниченная внутренняя миграция в пределах СССР и Таджикистана; незначительные процессы движения рабочей силы в пределах всесоюзных кампаний, строек, направлений на обучение и прочее 17.

Но с 1991 г. характер трудоустройства в Таджикистане изменился. Государство больше не было основным работодателем, его заменил частный сектор. Крупные государственные предприятия в промышленности и сельском хозяйстве перестали существовать. Большинство из них было разрушено во время гражданской войны. Несмотря на приватизацию некоторых промышленных объектов, а также осуществление земельной реформы, которая позволяла создавать земельные хозяйства, частный сектор развивался медленно и не мог компенсировать потерю государственных рабочих мест.

Наибольшая потеря рабочих мест произошла в области строительства и промышленности. Сельское хозяйство оставалось доминирующим сектором по трудоустройству. Эти изменения повлекли высокий уровень безработицы, бедности, увеличение неформальной экономики, базировавшейся на основных потребностях, и высокий уровень внутренней и внешней миграции 18.

"Алимбекова Г.Т., Зейналова Е.А. Миграция в Казахстане в постсоветский период URL: http://ciom.kz/assets/files/Nashi%20publikacii/Migratsiya_postsovetski_period.pdf

12 Там же. С.285.

13 Казахстан. Расширенный миграционный профиль / Построение Миграционных партнеров. 2010. С. 51.

14 Кыргызстан. Расширенный миграционный профиль / Построение Миграционных партнеров. 2010. С. 37.

15 Sulaimanova S. Magration Trends... P. 381.

16 Кыргызстан. Расширенный миграционный профиль / Построение Миграционных партнеров. 2010. С. 43.

17 Курбанов С. Процессы трудовой миграции из Таджикистана и их экономическое воздействие // Центральная Азия и Кавказ. № 5 (47). 2006.

18 Таджикистан. Расширенный миграционный профиль / Построение миграционных партнеров. 2010. С. 21.

В середине 1990-х гг. миграционные тенденции в Таджикистане, вызванные гражданской войной 1992-1997 гг., были ориентированы на ближайшие страны региона - Кыргызстан, Туркменистан, Узбекистан и Афганистан. За этот период Родину оставило более 600 тыс. граждан. Большинство из них уехали в Афганистан.

Подсчитано, что во время гражданской войны каждый седьмой гражданин Таджикистана стал либо беженцем, либо переместился внутри региона. Представители не таджикских меньшинств также оставляли страну во избежание послевоенной нестабильности и экономического краха. Большинство граждан, покинувших свою страну во время гражданской войны, вернулись домой к концу 1995 г. Однако из-за неблагоприятной экономической ситуации в стране, опустошенной войной, многие из тех, кто вернулся, не смогли найти работу, и это привело к новой волне оттока таджикских граждан в качества трудовых мигрантов 19. Но и эта волна ограничивалась странами Центральноазиатского региона, а также Афганистаном и Российской Федерацией. Особого оттока трудовых мигрантов в Западные страны в целом и в Соединенные Штаты, в частности, не наблюдалось.

Начиная с 1991 г., после распада Советского Союза, в состав которого входил Туркменистан, президентом этой страны стал известный своим авторитарным режимом Сапармурат Ниязов. За время его правления коренным образом изменилось положение в государстве. Его национальная политика привела к тому, что граждане не коренной национальности стали страдать от притеснений как со стороны государства, так и со стороны коренного населения. В государстве царила бедность. Около 44 % населения жили менее чем на два доллара в день 20. Эти тенденции привели к тому, что представители не коренного, по большей части русскоязычного населения, не имели доступа к образованию и не могли найти работу. Все это и стало главными причинами трудовой эмиграции населения из Туркменистана.

Но в результате замалчивания всех социальных проблем, включая проблемы миграции населения, нет никаких официальных данных касательно этого явления. Деятельность иностранных организаций, работа которых непосредственно касалась защиты прав человека в стране, не приветствовалась, а следовательно, в докладах по проблемам миграции населения из стран Центральной Азии международных правозащитных организаций сведения о Туркменистане отсутствуют 21, а туркменское правительство явление трудовой миграции и торговли людьми не рассматривало как проблему в целом 22.

Вопросы, связанные с трудовой миграцией, стали особенно актуальными в регионе в начале 2000-х гг. Если к этому времени трудовая миграция носила преимущественно этнический характер и была связана с отбытием не титульных этнических групп в страны происхождения (Россию, Украину, Израиль) или в индустриально развитые государства Запада (США, Канаду, Западную Европу), то в конце первого десятилетия независимости стран Центральной Азии в составе миграционных потоков из региона начали происходить существенные изменения. Все больше трудовых мигрантов-представителей титульного населения региона, прежде всего таджиков, узбеков, киргизов начали выезжать на заработки за границу. Кардинально изменился «портрет» мигранта-выходца из центральноазиатского региона. На смену мигранту-жителю города с достаточно высоким уровнем образования, пришла масса трудовых мигрантов-представителей титульного населения, большую часть которых составляли жители сельских районов или небольших населенных пунктов, с достаточно невысоким уровнем образования.

Наибольшим спросом среди узбекских трудовых мигрантов пользовались Соединенные Штаты Америки, ведь большинство трудовых мигрантов, а именно 62,5 %, работали именно там. Рейтинг США с точки зрения возможностей трудоустройства и получения высокой платы оставался одним из самых высоких в Узбекистане 2з.

Вопрос торговли людьми, начиная с конца 1990-х гг., стал объектом внимания как в Соединенных Штатах, так и во всем мире. Администрацией Б. Клинтона и 106-м Конгрессом США была поставлена задача решить эту проблему в первоочередном порядке. В рамках Международной стратегии Президента Клинтона по борьбе с преступностью была создана Межведомственная комиссия для определения международных последствий, вызванных преступностью, связанной с торговлей людьми. 11 марта 1998 г. президент Клинтон издал директиву о создании американской общеправительственной стратегии по борьбе с торговлей людьми для борьбы с незаконным ее

19 Zitnanova K. Refugee Protection and Migration Dynamics in Central Asia / UNHCR. March, 2011. P. 18.

20 Human Development Report 2002. Deepening democracy in a fragmented world // United Nations Development Programme. New York Oxford University Press. 2002. P. 2.

21 Trafficking in Persons Report // U.S. Department of State. Washington, D.C. 2003. URL: http://www.state.gov/g/tip/rls/tiprpt/2003/

22 Sulaimanova S. United Consequences of Globalization: The Case of Trafficking of Women from Central .Asia // Unintended Consequences of Globalization: the Case of Trafficking of Women from Central Asia. Journal of Central Asian Studies 6. No. 2.

23 Там же.

оборотом в США, предотвращения, защиты и поддержки жертв, уголовного преследования торговцев людьми 24.

Международные организации, работавшие в Центральной Азии, как правило, воспринимали торговлю людьми как угрозу безопасности и нарушение прав человека потому, что это лишало людей основного права - человеческого достоинства, и ставило под угрозу их здоровье. Многие нарушения прав человека, связанные с торговлей людьми, включали в себя ограничение свободы передвижения (паспорта, как правило, забирали; шантаж и безосновательные задержания со стороны правоохранительных органов, т.к. сотрудники милиции часто были в сговоре с преступниками), физическое, сексуальное, психологическое насилие и проч. 25

В то время как правительства других стран и международные организации воспринимали торговлю людьми как деятельность, которая ставит под угрозу человеческую и глобальную безопасность, руководство и общество государств Центральной Азии вообще игнорировало эту проблему. Центральноазиатские государства не верили, что торговля людьми была серьезной или непосредственной угрозой их национальной безопасности. Права человека и гражданина игнорировались авторитарной властью государств, и тяжелое положение жертв торговли людьми не было в фокусе их внимания.

В обществах, где преобладало мусульманское население, существует табу на открытое обсуждение торговли женщинами для занятия проституцией. Жертвы не делились своим опытом с правоохранительными органами, опасаясь осуждения со стороны консервативного общества. Цен-тральноазиатское общество трудно принимало жертв торговли людьми. Когда те возвращались домой, то сталкивались с большими трудностями.

Однако в конце 1990-х гг. некоторые из государств Центральной Азии, а именно Казахстан и Кыргызстан, стали убеждаться в своем понимании проблемы торговли людьми как угрозы государству (а не только физическим лицам). Они не рассматривали это как неотложную проблему безопасности людей, а скорее как явление незаконной миграции и преступности. Торговля людьми рассматривалась как подрыв государственной власти средствами коррупции и организованной преступности.

Кроме того, эта проблема считалась негативной еще из-за того, что граждане, которые выезжали на работу за границу, могли нанести ущерб государственной экономике и стратегии в области занятости. Однако дихотомия безопасности заключалась в том, что государства могли и сами быть привлечены к преступной деятельности, связанной с торговлей людьми, из-за того что она позволяла людям, работая за рубежом, выжить в условиях бюджетного дефицита и несостоятельности государства помочь своим гражданам.

Практика развитых стран мира свидетельствует о том, что одним из наиболее эффективных механизмов регулирования и контроля внешней трудовой миграции и предоставления защиты мигрантам было заключение межгосударственных двусторонних отношений и многосторонних соглашений о трудовой миграции.

Трудовая миграция имела как положительные, так и отрицательные последствия. Миграция улучшила социальную и экономическую ситуацию в сельской местности, снизила уровень безработицы, стимулируя рыночные отношения и повышая уровень жизни населения.

Таким образом, мы пришли к выводу, что ни одна из стран-участниц этого процесса не рассматривала явление трудовой миграции как проблему, ведь одна сторона частично решала проблему безработицы, не прилагая к этому собственных усилий, а другая - получала дешевую рабочую силу.

24 Miko F., Park G. Trafficking in Women and Children: The U.S. and International Response / CRS Report for Congress. 2002. P. 8.

25 Jacson N. International Organizations and the "Securitisation" of Human and Narcotic Trafficking in Post-Soviet Central Asia // Consortium of Non-Traditional Security Studies in Asia. URL: http://www.rsis-ntsasia.org/resources/publications/research-papers/transnational-crime/Nicole_Jackson.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.