Научная статья на тему 'Проблемы электронного правительства в России и Беларуси'

Проблемы электронного правительства в России и Беларуси Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
220
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / СТАДИИ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА / САЙТЫ МИНИСТЕРСТВ РОССИИ И БЕЛАРУСИ / ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ / ELECTRONIC GOVERNMENT (E-GOVERNMENT) / STAGES OF E-GOVERNMENT DEVELOPMENT / WEBSITES OF MINISTRIES OF RUSSIA AND BELARUS / REPRESENTATION OF PUBLIC AND POLITICAL INFORMATION BY STATE AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Беленкова Лариса Михайловна

Для России и Беларуси развитие технологий электронного правительства является актуальным в современных условиях. Республика Беларусь планомерно осуществляет переход от первой ко второй стадии развития электронного правительства, Российская Федерация – от второй к третьей. Присутствие органов государственной власти в Интернете обеих стран реализовано функционированием их веб-сайтов, однако намеченный переход ко второй или третьей стадиям возможен только при условии повышения качества этого присутствия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF E-GOVERNMENT IN RUSSIA AND BELARUS

Technological development of e-Government is relevant in contemporary conditions for Russia and Belarus. The Republic of Belarus implements a balanced transformation from the first to the second stage of e-Government development, the Russian Federation is from the second to the third stage. The presence of state authorities of both states in the Internet is realized by functioning of their web-sites. However, the transformation to the second or third stages of e-Government is only possible on condition of quality improvement of this presence

Текст научной работы на тему «Проблемы электронного правительства в России и Беларуси»

о

CQ

û-C

ПРОБЛЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В РОССИИ И БЕЛАРУСИ

Беленкова Л.М.

Q Для России и Беларуси развитие технологий электронного правительства явля-щ ется актуальным в современных условиях. Республика Беларусь планомерно осущест-[_ вляет переход от первой ко второй стадии развития электронного правительства, {J Российская Федерация - от второй к третьей. Присутствие органов государственной Рч власти в Интернете обеих стран реализовано функционированием их веб-сайтов, однако намеченный переход ко второй или третьей стадиям возможен только при условии повышения качества этого присутствия

У Technological development of e-Government is relevant in contemporary conditions for >» Russia and Belarus. The Republic of Belarus implements a balanced transformation from the first to the second stage of e-Government development, the Russian Federation is from the second to the third stage. The presence of state authorities of both states in the Internet is realized by functioning of their web-sites. However, the transformation to the second or third stages of e-Government is only possible on condition of quality improvement of this presence

Ключевые слова: электронное правительство; стадии развития электронного правительства; сайты министерств России и Беларуси; представление общественно-политической информации государственными органами

Keywords: electronic government (e-Government); stages of e-Government development; Websites of ministries of Russia and Belarus; representation ofpublic and political information by state authorities

Введение

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию 12 декабря 2012 года была не только поставлена задача расширения присутствия России в мировом информационном пространстве, но и развития такого электронного правительства, для которого «идея, получившая гражданскую поддержку, в том числе в интернете, обязательна к рассмотрению в парламенте»1.

Аналогичные задачи были представлены и в Послании Президента Беларуси белорусскому народу и Национальному собранию 19 апреля 2013 года, где подтверждается курс на информатизацию, как приоритетное направление развития Беларуси, и обеспечение стратегического прорыва страны, а механизмы электронного правительства ориентируются на «проблему дебюрократизации за счет масштабного внедрения государственных электронных услуг»2.

1 Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному собранию 12 декабря 2012 года. - URL: http://президент.рф/news/17118 (дата обращения: 04.05.2013).

2 Послание Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь: «Обновление страны - путь к успеху и процветанию» от 19.04.2013. - URL: http://president.gov.by/press143813.html (дата обращения: 28.04.2013).

Расстановка акцентов и приоритетности развития технологий и механизмов формирования и развития «электронного правительства» наших государств очевидна. О том, что мы движемся в правильном направлении, свидетельствует и регистрируемый ООН Индекс развития электронного правительства (e-Government development index) (табл. 1), а также международный рейтинг по развитию электронного правительства (World e-Government development ranking) (табл. 2)3. По итогам 2012 года значения этих показателей выросли у обеих стран.

Таблица 1

Индекс развития электронного правительства

2010 2012 Динамика за два года

Russian Federation 0,5136 0,7345 0,2209 ft

Belarus 0,4900 0,6090 0,1190 ft

Таблица 2

Международный рейтинг развития электронного правительства

2010 2012 Динамика за два года

Russian Federation 59 27 32 ft

Belarus 64 61 3 ft

Следует различать технологию создания и внедрения «электронного правительства» и теорию развития «электронного правительства». В последней выделяют несколько этапов. Согласно документам ООН становление системы «электронного правительства» условно разделяют на четыре стадии:

1. Начальное информационное присутствие в сети.

2. Расширенное информационное присутствие в сети и оказание электронных услуг.

3. Оказание услуг на основе электронного взаимодействия.

4. Электронные услуги, объединяющие как правительственные структуры между собой, так и обеспечивающие вовлечение граждан в деятельность государственных органов4.

Эти стадии признаются и отечественными исследователями. Например, Ю.В. Ирхин, деля вторую стадию расширенного присутствия и оказания

3 2012 United Nations E-Government Survey: E-Government for the People // United Nations. - New York, 2012. - URL: http://www.un.org/en/development/desa/publications/connecting-governments-to-citizens.html (reference date: 07.05.2013).

4 2012 United Nations E-Government Survey: Towards a More Citizen-Centric Approach. Report of the Expert Group Meeting // United Nations. - New York, 2011. - URL: http://unpan1.un.org/intradoc/ groups/public/documents/un/unpan047965.pdf (reference date: 14.02.2013).

электронных услуг, также выделяет схожие стадии развития «электронного правительства»:

- начальное присутствие;

- продвинутое присутствие;

- интерактивное присутствие;

- транзакционное присутствие;

- сетевое присутствие5.

При этом видится, что переход от одной стадии развития электронного правительства к другой следует осуществлять на основании полной и качественной реализации предыдущей. Это, в частности, означает, что для достижения передового современного корейского или нидерландского уровня развития электронного правительства в наших странах необходимо последовательно пройти каждую из стадий развития. При этом, если они будут реа-лизовываться не формально, а качественно и результативно - успех того или иного государства будет очевиден.

1. Особенности белорусского и российского опыта развития электронного правительства

В наши дни Республика Беларусь планомерно осуществляет переход от первой ко второй стадии развития электронного правительства (в соответствии с содержанием стадий, выделяемых ООН), практически приблизившись к завершению этого перехода. В Беларуси, например, присутствие органов государственной власти в Интернете уже реализовано функционированием их веб-сайтов. Однако республике ещё предстоит поработать для обеспечения расширенного присутствия в сети и предоставления услуг, что возможно только при условии повышения качества этого присутствия.

Работа по электронному правительству в Беларуси велась в соответствии с Государственной программой информатизации на 2003-2005 годы и на перспективу до 2010 года «Электронная Беларусь», в которую была включена подпрограмма «Электронное правительство».

В 2010 году постановлением Совета Министров № 1174 была утверждена стратегия развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года. В ней признается приоритетность применения информационно-коммуникационных технологий именно в области государственного управления и определяется основная цель построения в республике электронного правительства - создание и развитие системы оказания открытых и доступных электронных услуг организациям и гражданам. В 2011 году был принят указ Президента Республики Беларусь № 515 «О некоторых вопросах развития информационного общества в Республике Беларусь», в

5 Ирхин Ю.В. «Электронное правительство»: зарубежный опыт и российские реалии. -URL: http://ars-administrandi.com/article/Irhin_2009_1.pdf (дата обращения: 28.04.2013).

соответствии с которым был четко определен перечень существующих межведомственных информационных систем:

- автоматизированная система корневого удостоверяющего центра Государственной системы управления открытыми ключами;

- единая информационная система контроля за выполнением поручений Президента Республики Беларусь;

- интегрированная автоматизированная система контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь;

- общегосударственная автоматизированная информационная система;

- система защищённой электронной почты для государственных органов и организаций;

- система межведомственного электронного документооборота государственных органов.

Следует отметить, что помимо вышеуказанного перечня систем, которые в перспективе могут стать Единой системой межведомственного электронного взаимодействия в Беларуси, ключевым элементом инфраструктуры электронного правительства в Республики Беларусь также является Единый государственный портал электронных услуг.

Что касается Российской Федерации, то она, как представляется, осуществляет переход от второй к третьей стадии. В основе этого перехода лежит реализация Государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)», утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.10.2010 № 1815-р. В соответствии с данной программой в России был выполнен комплекс работ по формированию единой информационно-технологической и телекоммуникационной инфраструктуры электронного правительства. Так, в настоящее время в России уже разработаны и функционируют ключевые элементы национальной инфраструктуры электронного правительства. Среди них:

- единый портал государственных и муниципальных услуг;

- единая система межведомственного электронного взаимодействия;

- национальная платформа распределённой обработки данных;

- единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме;

- информационная система головного удостоверяющего центра.

Оценивая белорусский и российский опыт, следует учитывать, что многие зарубежные страны (Корея, Нидерланды, Великобритания) уже накопили к сегодняшнему дню ожидающий своего освоения поучительный опыт использования электронных технологий в государственном управлении.

Характеризуя уже сформулированную сетевую концепцию государственного управления «электронное правительство» в настоящее время,

обычно обращают внимание на то, что его функционирование организовано в интернет-порталы, т.е. комплексные электронные средства, обеспечивающие осуществление многих функций государственного управления: поиск и получение информации, взаимодействие граждан и организаций с органами государственной власти, предоставление общественных услуг. Важным элементом политической коммуникации посредством интернет-порталов в рамках этой концепции является общественно-политическая информация как фактор управления.

2. Место общественно-политической информации в электронном

правительстве

Общественно-политическая информация, исходящая от органов государственного управления Российской Федерации и Республики Беларусь, представлена в сети Интернет посредством электронных СМИ и собственных сайтов.

Однако в обеих странах присутствие органов государственной власти в современном интернет-пространстве ещё недостаточно по сравнению с присутствием иных сил, вбрасывающих в общественное сознание определенную общественно-политическую информацию. Такая информация нередко является искажённой и подается в интересах оппозиционных политических акторов. При этом органы государственной власти не всегда используют возможности Интернета для предоставления обществу объективной, полной и необходимой информации, а также для оказания собственного идеологического воздействия на него посредством интернет-технологий.

Нельзя не согласиться с Л.А. Василенко в том, что если государственные структуры не будут применять Интернет для развития информационной среды общества, другие социальные структуры обязательно воспользуются этим. Односторонность воздействия на личность со стороны зарубежных структур в условиях отсутствия адекватного воздействия государственных структур может со временем породить многочисленные проблемы взаимного непонимания и являться источником кризисных явлений6.

Специальное изучение общественно-политической информации, способов её интерпретации и механизмов её представления в сети Интернет с целью повышения авторитета информации, представляемой органами государственной власти, её лучшего восприятия и усвоения населением, нежели какой-либо другой информации из иных источников, является актуальной задачей современной политической науки.

6 Василенко Л.А. Интернет в информатизации государственной службы России: социологические аспекты. - 2-е изд., доп. - М.: Наука, 2008. - С. 73.

Её частью является проблема совершенствования функционирования сайтов государственных органов, выработки критериев оценки их работы и подготовки предложений по её улучшению.

Будем исходить из того, что оценка сайтов государственных органов в рамках становления и внедрения в государственное управление «электронного правительства» должна опираться на такие характеристики, которые раскрывают содержаний той или иной стадии её развития.

С этой точки зрения, Республика Беларусь, осуществляя переход к стадии расширенного информационного присутствия в Сети и оказания электронных услуг, и Российская Федерация, перешедшая к этой стадии несколько раньше, должны соотносить методику оценки сайтов с учетом теоретических характеристик этого этапа развития электронного правительства.

Содержание стадий продвинутого и интерактивного присутствия (или расширенного информационного присутствия в Сети и оказания электронных услуг) Ю.В. Ирхин правильно связывает со следующими особенностями: развитие информационного присутствия органа власти в Интернете, измеряемого показателями наличия на сайте архивов документов (законов, постановлений и т.п.), текущей информации, баз данных (статистической и другой информации), новостного раздела, раздела, посвященного «электронному правительству», раздела часто задаваемых вопросов, сервисов поиска, помощи, скачивания файлов и карты сайта. Это характеризует одну сторону взаимодействия власти и населения, описывающую потоки информации от государства к населению. Вторая сторона связана с появлением возможностей скачивать и заполнять формы для различных услуг при определённом числе этих форм, наличие контактной информации и возможностей связаться с представителями правительственного органа, использование аудио- и видеофайлов для информирования общественности7.

Особый интерес в этой связи вызывает сравнение особенностей представления общественно-политической информации на сайтах государственных органов России и Беларуси.

3. Вместо заключения

На основе сравнительного обзора пяти сайтов России и Беларуси, осуществлённого по случайной выборке, результаты особенностей представления общественно-политической информации на сайтах государственных органов этих стран можно кратко представить в следующем виде (табл. 3).

7 Ирхин Ю.В. «Электронное правительство»: зарубежный опыт и российские реалии. URL: http://ars-administrandi.com/article/Irhin_2009_1.pdf (дата обращения: 28.04.2013).

Таблица 3

Результаты особенностей представления общественно-политической информации

Название государственного органа

Описание сайта в РФ

Описание сайта в РБ

Правительство

Й1р://правительство.рф/

Доступность:

- карты сайта нет;

- нет PDA-версии сайта;

- версия для слабовидящих;

- английская версия.

Навигация:

- раскрывающегося меню и навигационных цепочек нет.

Дизайн:

- фотоматериалы есть;

- читабельность.

Содержательное наполнение:

- статистические данные есть;

- информация об аппарате есть;

- расширенная информация о Председателе (наличие страниц ВКонтакте, в Facebook, твиттер-ка-нала, блога и видеоблога);

- основные направления деятельности до 2018 г.;

- новости обновляются ежедневно;

- наличие аудио- и видеоресурсов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обратная связь:

- возможность обращения есть;

- часто задаваемых вопросов нет;

- функционирует система «Открытое правительство»

http://www. govemment.by/

Доступность:

- карты сайта нет;

- PDA-версия сайта;

- английская версия.

Навигация:

- раскрывающегося меню нет, навигационные цепочки.

Дизайн:

- фотоматериалы есть;

- читабельность.

Содержательное наполнение:

- статистические данные есть;

- информации об аппарате нет;

- краткая информация о Премьер-министре;

- основных направлений деятельности нет;

- новости обновляются практически ежедневно;

- наличие аудио- и видеоресурсов.

Обратная связь:

- возможность обращения есть;

- часто задаваемых вопросов нет;

- «правительство на связи» - возможность обсуждения и внесения предложений по отдельным вопросам

Министерство регионального развития РФ / Министерство архитектуры и строительства РБ

http://www.minregion.ru/

Доступность:

- карта сайта;

- PDA-версия сайта;

- версия для слабовидящих;

- RSS-подписка (версия для публикации нового на сайте);

- английская версия.

Навигация:

- раскрывающееся меню, навигационных цепочек нет.

http://www. mas.by/

Доступность:

- карты сайта нет;

- есть английская версия.

Навигация:

- раскрывающееся меню, навигационных цепочек нет.

Продолжение таблицы 3

Название государственного органа

Описание сайта в РФ

Описание сайта в РБ

Дизайн:

- фотоматериалов много;

- читабельность.

Содержательное наполнение:

- статистические данные есть;

- новости обновляются ежедневно;

- отсутствие аудио- и видеоресурсов.

Обратная связь, услуги:

- возможность обращения есть;

- вопросов, вынесенных на общественное обсуждение, нет;

- часто задаваемых вопросов нет (есть рубрика, но она пуста);

- электронных услуг нет;

- есть возможность написать в справочную;

- отсутствие в соцсетях

Дизайн:

- фотоматериалов практически нет;

- неэффективное использование шрифтов.

Содержательное наполнение:

- статистических данных нет;

- новости могут не обновляться неделю;

- отсутствие аудио- и видеоресурсов.

Обратная связь, услуги:

- возможность обращения есть;

- возможность общественного обсуждения проектов НПА;

- часто задаваемых вопросов нет;

- электронных услуг нет;

- доп. возможности обратиться посредством Интернета нет;

- отсутствие в соцсетях

Министерство внутренних дел РФ и РБ

http://mvd.ru/

Доступность:

- карта сайта;

- PDA-версия сайта;

- версия для слабовидящих;

- английская версия.

Навигация:

- раскрывающееся меню, навигационные цепочки.

Дизайн:

- фотоматериалов много;

- читабельность.

Содержательное наполнение:

- статистические данные есть;

- новости обновляются ежедневно;

- наличие аудио- и видеоресурсов.

Обратная связь, услуги:

- возможность обращения есть;

- возможность общественного обсуждения проектов НПА;

- часто задаваемые вопросы;

http://www.mvd.gov.by/

Доступность:

- карта сайта;

- RSS-подписка (версия для публикации нового на сайте);

- нет английской версии.

Навигация:

- раскрывающегося меню нет, есть навигационные цепочки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дизайн:

- фотоматериалов много;

- читабельность.

Содержательное наполнение:

- статистические данные есть;

- новости обновляются ежедневно;

- наличие аудио- и видеоресурсов.

Обратная связь, услуги:

- возможность обращения есть;

- вопросов, вынесенных на общественное обсуждение, нет;

- часто задаваемые вопросы;

Продолжение таблицы 3

Название

государственного Описание сайта в РФ Описание сайта в РБ

органа

- электронные услуги есть (в боль- - электронные услуги есть (в не-

шом кол-ве); большом кол-ве);

- доп. возможности обратиться по- - доп. возможности обратиться по-

средством Интернета нет; средством Интернета нет;

- отсутствие в соцсетях - присутствие в твиттере, канал на

YouTube, страница ВКонтакте

Министерство http://www. rosminzdrav.ru/ http://minzdrav govby/

здравоохранения

РФ и РБ Доступность: Доступность:

- карта сайта; - карта сайта;

- RSS-подписка (версия для публи- - английская версия.

кации нового на сайте);

- нет английской версии.

Навигация: Навигация:

- раскрывающегося меню нет, есть - раскрывающееся меню, навига-

навигационные цепочки. ционных цепочек нет.

Дизайн: Дизайн:

- фотоматериалов мало; - фотоматериалов мало;

- читабельность. - читабельность.

Содержательное наполнение: Содержательное наполнение:

- статистических данных мало; - статистические данные есть (в

- новости обновляются практиче- большом объеме);

ски ежедневно; - новости обновляются не каждый

- наличие видеоресурсов, отсут- день;

ствие аудиоресурсов. - отсутствие аудио- и

видеоресурсов.

Обратная связь, услуги: Обратная связь, услуги:

- возможность обращения есть; - возможность обращения есть;

- вовлечен в проект «Открытое - возможность общественного

правительство»; обсуждения проектов НПА;

- часто задаваемые вопросы; - часто задаваемые вопросы;

- электронные услуги есть; - электронные услуги есть;

- доп. возможность обратиться на - доп. возможности обратиться по-

«горячую линию» посредством средством Интернета нет;

Интернета есть; - отсутствие в соцсетях

- отсутствие в соцсетях

Министерство http://www.mid.ru/bdomp/sitemap.nsf http://www. mfa.gov.by/

иностранных дел

РФ и РБ Доступность: Доступность:

- карта сайта; - карта сайта;

- RSS-подписка (версия для публи- - RSS-подписка (версия для публи-

кации нового на сайте); кации нового на сайте);

- английская, французская, испан- - английская версия.

ская, немецкая версии.

Продолжение таблицы 3

Название государственного органа

Описание сайта в РФ

Описание сайта в РБ

Навигация:

- раскрывающееся меню, навигационные цепочки.

Дизайн:

- фотоматериалы есть;

- читабельность.

Содержательное наполнение:

- статистические данные есть;

- новости обновляются ежедневно;

- наличие видеоресурсов, отсутствие аудиоресурсов.

Обратная связь, услуги:

- возможность обращения есть;

- возможность общественного обсуждения проектов НПА;

- часто задаваемых вопросов нет;

- электронных услуг нет;

- доп. возможности обратиться посредством Интернета нет;

- присутствие в твиттере, канал на YouTube, страница на Facebook, весь МИД в соцсетях (посольства)

Навигация:

- раскрывающегося меню нет, навигационные цепочки.

Дизайн:

- фотоматериалы есть;

- читабельность.

Содержательное наполнение:

- статистические данные есть;

- новости обновляются ежедневно;

- отсутствие аудио- и видеоресурсов.

Обратная связь, услуги:

- возможность обращения есть;

- возможность прислать предложения по вопросам внешней торговли;

- часто задаваемые вопросы;

- электронных услуг нет;

- доп. возможности обратиться посредством Интернета нет;

- присутствие в твиттере, канал на YouTube, Instagram

Представленные в табл. 3 результаты показывают единство и различие Российской Федерации и Республики Беларусь в развитии технологий электронного правительства.

Различие, характеризующее доступность, проявляется в том, что у российских сайтов чаще встречается РБЛ-версия, ЯБЗ-шдписка, версия для слабовидящих. На сайте МИД России помимо английской версии имеются также французская, испанская и немецкая версии, в то время как сайт белорусского МИДа ограничивается лишь дополнительной английской. Однако существенным недостатком российских сайтов по этому параметру стало отсутствие на правительственном сайте его карты, РБЛ-формата, а на сайте Минздрава - его английской версии.

По навигации ситуация на рассмотренных сайтах практически одинакова. Недостаток некоторых сайтов состоит в том, что при наличии раскрывающегося меню нет навигационных цепочек, и наоборот.

Дизайн и оформление практически всех сайтов характеризуется предоставлением большого количества фотоматериалов и эффективным использованием шрифтов в текстах. Из рассмотренной выборки только сайт Министерства архитектуры и строительства Беларуси выделился отсутствием фотоматериалов и «читабельности».

При оценке содержательной части можно отметить, что статистические данные присутствуют на всех сайтах в достаточном объеме. Исключением является сайт Министерства здравоохранения России, где их очень мало, и Министерства архитектуры и строительства Беларуси, где их вообще нет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ показал, что чаще обновляются новости на российских сайтах, а на сайте Министерства архитектуры и строительства Беларуси они могут не обновляться неделю.

Аудио- и видеоресурсы больше представлены на российских сайтах. Однако если видеоресурсы присутствуют практически на всех рассмотренных сайтах (кроме сайта Министерства регионального развития России), то аудиоресурсы были обнаружены только на двух.

Рассматривая содержательное наполнение сайтов, следует отметить, что некоторым из них не хватает информации об аппарате, основных направлениях деятельности, а также ежедневных новостей.

Говоря о таком важном параметре современного сайта и электронного правительства, как «обратная связь», стоит отметить, что положение дел у обеих сторон всё ещё оставляет желать лучшего. Несмотря на то что возможность оставить свое обращение есть на всех из рассматриваемых сайтах, далеко не на всех из них есть рубрика «Часто задаваемые вопросы», и не все сайты представлены в социальных сетях (правительственный сайт Беларуси, сайты Министерства архитектуры и Министерства регионального развития, Министерства внутренних дел России, сайты Министерств здравоохранения). Это же характерно и для электронных услуг. Например, если сайты Министерства архитектуры Беларуси и Министерства регионального развития России, а также сайты Министерств иностранных дел имеют ссылки на единый портал государственных услуг, то сами не предоставляют в своей части никаких электронных услуг.

Заслуживает внимания российский проект «Открытое правительство», в рамках которого ведется поиск механизмов взаимодействия экспертного сообщества, структур гражданского общества и органов власти в России.

О достижениях в этом направлении «говорит» сайт Министерства здравоохранения России, на котором предусмотрена возможность оставить комментарии по тому или иному вопросу в рамках «Открытого диалога». Также на сайте этого Министерства можно ознакомиться с проектами приказов Минздрава в рамках «Общественного обсуждения». Однако, на наш взгляд, недоработкой этого раздела является то, что после ознакомления с проектами документов неясно, куда конкретно можно присылать свои предложения и замечания по ним. В разделе «Общественный контроль», который частично ещё находится в стадии разработки, можно ознакомиться с протоколами заседаний Совета общественных организаций по защите прав пациентов при Министерстве.

Данный российский опыт представляет интерес для Беларуси, характеризуя возможности граждан принимать участие в обсуждении определенных нормативных правовых актов.

В заключение отметим, что в духе установок Глав государств России и Беларуси государственные органы должны в большей степени отвечать требованиям современной информационной реальности: открытости, доступности, направленности на удовлетворение нужд человека и гражданина демократического правового государства. Следовательно, и разработчики сайтов, и соответствующие должностные лица должны стать активными и ответственными субъектами электронного правительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.