Научная статья на тему 'Проектирование направлений и целей развития «Электронного правительства»'

Проектирование направлений и целей развития «Электронного правительства» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
98
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО" / "ЭЛЕКТРОННЫЙ ГРАЖДАНИН" / ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / МОДЕЛИ / СТАДИИ / ГЕНЕЗИС / ЦЕЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ "ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА" / ДОСТИЖЕНИЯ / ПРОБЛЕМЫ И НЕДОСТАТКИ РАЗВИТИЯ "ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА" / "E-GOVERNMENT" / "E-CITIZEN" / POLITICAL PROJECTING / BASIC MODELS / FORMS / FEATURES AND STADIUMS OF THE E-GOVERNMENT / ACHIEVEMENTS / PROBLEMS AND SHORTCOMINGS IN THE WORKS OF THE E-GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ирхин Юрий Васильевич

В статье проанализирован международный опыт проектирования, формирования и развития “электронного правительства”, показаны основные модели, формы, черты и стадии его генезиса. Особое внимание уделяется рассмотрению проектирования целей и направлений функционирования “электронного правительства”, достижений, проблем и недостатков в его деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Projecting directions and goals development of the e-government

The article analyses international experience projecting, forming and development of the e-government. The author shoves basic models, forms, features and stadiums of its genesis. Special attention pays projecting of the goals and directions of e-government. The author discusses key achievements, problems and shortcomings in the works of the e-government.

Текст научной работы на тему «Проектирование направлений и целей развития «Электронного правительства»»

Ю.В. ИРХИН доктор философских наук, профессор РАНХиГС, профессор РГГУ, академик Академии гуманитарных наук и Академии политической науки*

Проектирование направлений и целей развития «электронного правительства»

Переход к постиндустриальному обществу предполагает трансформацию политических институтов и государственного управления с учетом требований информационной эпохи. Новые информационные интегративные технологии получают все более широкое распространение, стали основой для глобализации, существенно влияют на общественное развитие. Быстро возрастает количество лиц и институтов, имеющих доступ в Интернет и использующих его для удовлетворения растущего числа своих потребностей. Возрастают потребности в большей гибкости и мобильности государственных служб, функционирующих на принципах гибкости, прозрачности, обратной связи и др.

В этих условиях возрастает значение проектирования и использования электронных технологий в государственном управлении. Интернет-технологии, обеспечивающие информационное

взаимодействие органов власти с населением и институтами гражданского общества, получили наименование "электронного правительства" (e-government). Оно рассматривается как единое, информационно открытое, с обратной связью учреждение (институт). "Электронное правительство" определяется как специализированная комплексная система взаимодействия структур исполнительной власти с гражданами, гражданским обществом и бизнес-структурами посредством Интернета.

В этом смысловом ряду используются однопорядковые понятия: "электронный бизнес" (e-business), "электронный гражданин" (e-citizen), "электронная демократия" (e-democracy"), "электронное самоуправление".

Реализация концепции "электронного правительства" находится в тесной взаимосвязи с реформой государственного управления. Необходимость перехода к "электронному государственному управлению" требует определенной перестройки административной системы. Его реализация способствует повышению оперативности и эффективности принимаемых управленческих решений; снижению

* Ирхин Юрий Васильевич, e-mail: Irkhine@mail.ru

** Статья подготовлена в рамках реализации Программы стратегического развития РГГУ на 20122014 гг. (проект 2.1.1.) кафедры теоретической и прикладной политологии факультета истории, политологии и права РГГУ.

издержек на содержание государственного аппарата, повышению производительности труда государственных служащих; борьбе с коррупцией и др.

"Электронное правительство" целесообразно рассматривать как явление, придающее новое качество управленческим институтам, а его генезис - как своеобразный процесс их дальнейшей институциализации. Оно как бы "заставляет" институты работать по-новому и, создавая новые правила игры, выступает как модератор новой институциализации.

"Электронное правительство", с одной стороны, рассматривается в качестве такой технологии, которая должна усовершенствовать работу уже существующих структур. С другой стороны, оно призвано по-новому организовать систему взаимодействия между традиционными структурами федерального, регионального, муниципального уровней, а, следовательно, "несет с собой новые "правила игры", правила этого взаимодействия"1.

По мере того, как расширяется "поле применения" электронных технологий - от "электронного правительства" к "электронному парламенту", "электронной судебной системе" и др. - может происходить их общесистемная, мультиинституциональная трансформация.

Основные институциональные и технологические черты и характеристики "электронного правительства" формируются в зависимости от политико-экономических систем конкретных стран, властных инициатив, программ и последовательности действий по его развертыванию, вовлеченных экономических и социальных ресурсов, информационно-коммуникативных средств и др. Граждане рассматриваются как потребители услуг государства, предоставляемых в электронной форме с соответствующими правами и обязанностями.

Для понимания и изучения феномена "электронного правительства" необходимо использовать институциональные и неоинституциональные подходы, потенциал концепций нового государственного управления (менеджмента), теорию сетей и другие аспекты коммуникативистики, качественные (ценностные и целевые) подходы, экспертные оценки качества государственных политик и управления.

Процесс становления и трансформации системы "электронного правительства" можно условно разделить на пять стадий-направлений.

Таблица 1

Стадии становления и трансформации

"электронного правительства"_

Название стадии Содержание стадии

Начальное Характеризуется наличием сайта

1

Квятковская Е.И. "Электронное правительство" как источник институциональных конфликтов // Многоликий дискурс. Монография / Под ред. В.Е. Хвощева и М.А. Малышева. Челябинск, 2012, с. 328.

присутствие и базовой информации на нем, ссылок на другие органы власти, подразделения самого правительства и неправительственные организации.

Продвинутое присутствие Стадия развитого информационного присутствия органа власти в Интернете, измеряемого показателями наличия на сайте архивов документов (законов, постановлений и т. п.), текущей информации, баз данных (статистической и др. информации), новостного раздела, отдела часто задаваемых вопросов, наличия сервисов поиска, помощи, скачивания файлов и карты сайта. Это стадия одностороннего взаимодействия, предполагающего потоки информации от государства к населению.

Интерактивное присутствие Характеризуется возможностями скачивать и заполнять формы для различных услуг, наличием контактной информации и возможностями связаться с представителями правительственного органа, интерактивной взаимосвязью между всеми органами власти (и на всех уровнях) с едиными базами данных и др.

Транзакционное присутствие Стадия двухстороннего взаимодействия органов власти с населением и бизнесом, предполагающая использование Интернета для осуществления всей транзакции -оплаты налогов и штрафов, запроса и получения документов, оплаты услуг с использованием различных платежных систем, электронной подписи и т. п.

Сетевое присутствие Характеризуется наличием специальных инструментов и возможностей для вовлечения граждан в обсуждение и принятие решений -веб-форм для комментариев, инструментов онлайновых консультаций с населением, дискуссионных форумов по вопросам политики и действий органа власти, онлайновых опросов, возможностей получить ответ на запросы по электронной почте или через веб-формы (с указанием срока ответа) и подписаться на получение информации по электронной почте.

Создание "электронных правительств" происходит в русле реформирования всей системы государственного управления. "Новое государственное управление" предполагает большую открытость и "отзывчивость"; внесение конкурентных и договорных начал; создание обособленных специализированных управленческих структур с усилившейся ответственностью за результаты деятельности; повышение роли этических требований к управлению, активное взаимодействие с гражданским обществом, большую ориентацию государственных интересов на нужды и потребности граждан и др. Преимущества "электронного правительства" очевидны - упрощение бюрократических процедур, значительное сокращение сроков при оформлении документов, обеспечение легко верифицируемой, строгой налоговой подотчетности юридических и физических лиц посредством введения унифицированной системы электронного учета, повышение уровня бюджетных поступлений, сокращение масштабов коррупции и, соответственно, рост доверия граждан к институтам власти.

Для реорганизации системы государственного управления в парадигме "электронного правительства" необходимы определенные условия: принятие соответствующих государственных решений; достаточный уровень "интернетизации" общества и государственных институтов; разработка рациональной концепции "электронного правительства" и создание необходимых информационно-технологических предпосылок и электронных форм (документов, подписи и др.), финансового обеспечения, подготовки новых кадров в алгоритме данного правительства; учет сложнейших социальных и административно-правовых проблем, возникающие при внедрении новых электронно-организационных управленческих моделей в жизнь; "снятие" узко-технологических подходов при формировании и деятельности "электронного правительства" ("информационные технологии решат все проблемы"), преодоление возможностей его использования в антиобщественных целях; рационально-критическое использование накопленного зарубежного опыта и др.

Существует ряд факторов социального, политического, психологического, финансового и организационного характера, которые препятствуют формированию "электронного правительства". Среди них: конкуренция нового "информационно-общественного" и традиционного способов государственного управления; значительные затраты на информатизацию государственных структур управления; изменение управленческой ментальности и повышение ИКТ квалификации государственных служащих; недостаточная эффективность определенных технологических программ; проблемы обеспечения информационной безопасности, резкого увеличения объемов информации и ее оптимизации, социально-цифрового неравенства и т.д.

В Международном журнале "Public Administration" обращалось внимание на то, что для "продвижения "электронного правительства" особую важность представляет наличие ресурсов, поддержка со стороны

высших административных чинов, стратегическое планирование и

»1

сотрудничество '.

Анализ системы "электронного правительства" целесообразен по следующим направлениям: стадии его развития; уровень и характер развития электронных СМИ, особенно Интернета; особенности социокультурных оснований и принципов функционирования "электронного правительства"; общее и особенное в национальной модели "электронного правительства"; взаимосвязь электронного государственного управления с характером административных реформ; мониторинг обратной связи "электронного правительства", его взаимодействие с гражданским обществом и бизнес-структурами; характер и качество подготовки управленцев в государственных и иных структурах.

"Электронное правительство" вначале была сформировано в постиндустриальных странах Запада и Востока и реализовано в первые трех стадиях ("начальное", "продвинутое" и "интерактивное присутствие"), а в последние годы - включает "онлайн-транзакции" и "сетевое присутствие".

В рамках деятельности "электронного правительства" в режиме "онлайн" в целом ряде стран стали доступными и удобными многие виды государственных услуг: запросы в госорганы, возможность проверки этапов прохождения, получение ответа с указанием результата и ответственных за его принятие; оплата различных платежей по электронным формам (от квартплаты до штрафов и налогов), получение распространенных форм официальных документов, их заполнение и отправка (включая прием налоговых деклараций, постановку на учет в службе занятости); поступление в вузы на дистанционные, интерактивные формы образования; заявления в полицию (в случае кражи или угона автомобиля). В Республике Корея, например, официальный веб-портал позволяет заявителю знакомиться со стадиями прохождения 54-х типов обращений граждан, контролировать этот процесс в любое время.

Таблица 2

Примеры ускорения предоставления услуг в результате реализации электронных форм

Страна Тип услуги Время до реализации Время после реализации

Бразилия Электронные формы Несколько дней 20-30 мин.

1

Cm.: Yang K., Rho S.-Y. E-Government for Better Performance: Promises, Realities, and Challenges // International Journal of Public Administration. Vol. 30. Issue 11. Sept. 2007.

документов

Чили Электронные формы для уплаты налогов 25 дней 12 час.

Китай Электронная регистрация коммерческих лиц 2-3 мес. 10-15 дней

Индия Регистрация имущества Несколько дней 10 мин.

Индия Регистрация земельных участков 7-15 дней 5 мин.

Индия Внесение изменений в собственность на недвижимость 1 -2 года 30 дней

Индия Справка о собственности на недвижимость 3-30 дней 5-30 мин..

Ямайка Электронная таможня 2-3 дня 3-4 часа

Филиппины Электронная таможня 8 дней от 4 до 48 час

Существуют две основные модели политической стратегии формирования электронного правительства: "западная" и "восточная". Процесс реформирования государственного управления в западных странах, ориентированный на модель электронной демократии, связан с реорганизацией государственных органов на основе принципов "нового государственного управления", создания "открытого и отзывчивого государства". Проекты внедрения электронного правительства в восточных государствах (Сингапур, республика Корея и др.) успешно реализуются на основе применения принципов традиционализма (конфуцианства) и "рациональной бюрократии".

Американская и европейская модели и доминирующие теории информационно-коммуникативных технологий несколько отличаются. В Европе в целом больший акцент делается на роль ИКТ в административном реформировании и сервисе для граждан, рассматриваемых как покупателей. В США, помимо совершенствования административной деятельности, большее внимание уделяется влиянию ИКТ на политическое участие, сознание, улучшению функционированию политической системы в целом. В принципе каждая страна имеет свои особенности проектирования и реализации концепции "электронного правительства".

Существуют проблемы использования информационно-коммуникативных технологий в управлении. Так, очевидна недостаточность "интернетизации" многих государств, их институтов, населения. Слаба соответствующая подготовка граждан. Если и есть

необходимая информационная база данных, то, чтобы разобраться в ней, требуются необходимые навыки. Стать подлинно "электронным гражданином" (а не только пользователем отдельных услуг), разбирающимся в проблемах государственного управления, ничуть не проще, чем состояться в качестве сознательного участника политических процессов. Возникают серьёзные вопросы о роли "электронных администраторов", владеющих непосредственными доступами к технологическим механизмам инфо-коммуникаций, о хищениях информации, технологических сбоях, вирусах и др.

Европейский Союз ввел систему постоянного мониторинга характеристики следующих 20 электронных услуг для граждан и бизнеса.

Для граждан: подоходный налог, декларирование; поиск работы через службу занятости; социальная помощь, пособие по безработице, на ребенка, возмещение затрат на медицинские услуги, оплата учебы; персональные документы (паспорт, водительские права); регистрация автомобиля; подача заявлений на строительство; информирование полиции (кражи и т.д.); публичные библиотеки (доступность каталогов, поисковые средства); свидетельства о рождении, браке, запросы и предоставление; подача заявлений на поступление в вузы; информирование о смене жительства; услуги, связанные с медициной (интерактивные консультации, заявки на лечение в конкретные места, доступность услуг в госпитале).

Для бизнеса: социальные отчисления на трудящихся; корпоративные налоги и декларирование; налог на добавленную стоимость; регистрация нового юридического лица; подача статистических данных; таможенное декларирование; получение разрешений, связанное с охраной окружающей среды; государственные закупки.

Первой страной в мире, принявшей Закон об электронных услугах, была Финляндия (2001 г.). Закон содержит положения о правах, обязанностях и ответственности органов государственного управления и их клиентов в сфере электронных услуг, о ключевых требованиях в отношении электронной идентификации личности граждан. В соответствии с Законом власти должны предоставлять общественности возможность выбора электронной доставки уведомлений, счетов и других аналогичных документов и сообщений. Органы власти и клиенты могут скреплять свои решения электронной подписью. Официальный веб-портал Финляндии (www.om.fi) предоставляет большое количество специализированных услуг: заказы и запросы (Агентство по делам потребителей); представление юридических документов (Министерство юстиции); заказ и оплата услуг, связанных с досугом (Национальный совет лесного хозяйства); обратная связь с пользователями в плане их информирования о национальных проектах участия (МИД, Отдел муниципалитетов); уведомления о вакансиях, рабочих местах, и воз-

можностях для получения образования (Министерство труда); уведомление о смене адреса (Центр переписи населения); служба "Виртуальная Финляндия" (МИД) и др.

"Электронное правительство" США представляет "Официальный правительственный веб-портал" (www.USA.gov). Он соединяет сайты федеральных, штатных и местных органов власти, содержит 27 млн. вебстраниц и предоставляет свыше тысячи электронных форм и реальных услуг. Классифицированные разделы услуг: "государственные блага", "государственные гранты", "государственные работы", "получение лицензий", "вопросы социальной безопасности", "получение паспортов", "иммиграция", "объявления и заявки потребителей" и др. Портал предоставляет возможности интерактивного диалога в режиме реального времени. (С 2007 г. посольство США в РФ и ряд других посольств принимают заявки на предоставление виз российским гражданам и другие услуги в основном по Интернету).

Официальный веб-портал Сингапура (http://www.gov.sg) объединяет все сферы жизнедеятельности: государственное управление, бизнес, образование, науку, медицину и даже индустрию развлечений. Портал подразделяется на четыре взаимосвязанных раздела: "Правительство", "Граждане-резиденты" (постоянные жители), "Бизнес", "Нерезиденты". По всем разделам в режиме текущего времени предоставляется большое количество информационных услуг, действует интерактивная связь. Для этого нужно предварительно зарегистрироваться (указать пароль, логин и шифр пользователя) и получать необходимую информацию по любому из подразделов. Раздел "Граждане-резиденты" при раскрытии его интерфейса обозначается как е-СШгеп: http://www.ecitizen.gov.sg. В службе е-СШгеп можно получать информацию и взаимодействовать по направлениям: "Образование, Обучение и Работа", "Семья и Коммунальное развитие", "Здоровье и Окружающая среда", "Домовладение", "Защита и Безопасность", "Культура и Спорт", "Транспорт и Путешествия"1.

Ориентированный на потребителя подход имеет большое значение для организации работы государственных служб. Гражданами все шире используются планшеты и современные смартфоны, дающие возможность осуществлять "онлайн-транзакции", не будучи привязанным к определенному месту.

"Электронные правительства" способствуют определенной открытости государства, соответствующей отчетности, снижению уровня коррупции и безответственности чиновников, улучшается финансовое управление. В целом, к лучшему меняется управленческое мышление. Проведение реформ в ряде стран улучшилось благодаря информацион-

1 Во время визита в Сингапур Д.А. Медведев (в качестве эксперимента) со своего ноутбука предоставил в ЭП этой страны несколько документов, необходимых для открытия кафе (лист регистрации, заявление, паспортные данные и номер счета), тут же получил ответ от ЭП об их получении, а через неделю - электронное извещение о разрешении на запрошенную деятельность.

ным технологиям, повышению доверия к правительству, качественной обработке нарастающего потока данных и знаний. Деятельность "электронных правительств" предполагает быстрые и глубокие изменения в ряде правовых документов. В Республике Корея за несколько лет было изменено до 40% нормативных актов, регулировавших государственное управление и службу. В целом совершенствуется «документооборот». К руководству государственными службами шире приходят, как правило, молодые кадры управленцев, возможно повышение зарплаты по конечным результатам их труда.

Вместе с тем существуют многочисленные проблемы использования информационно-кибернетических технологий в управлении. Очевидна недостаточность "интернетизации" многих государств, их институтов, граждан. Слаба соответствующая подготовка граждан. Даже если есть необходимая информационная база данных, то, чтобы разобраться в ней, требуется необходимая подготовка. Стать подлинно "электронным гражданином" (а не пользователем отдельных услуг), разбирающимся в проблемах государственного управления, ничуть не проще, чем состояться в качестве сознательного участника политических процессов.

"Электронное правительство" в российских реалиях

В России подключение к Интернету произошло в 1991 г. Среди пользователей российской сети Интернета (Рунета) насчитывается более 50 млн. человек. По общему количеству пользователей Интернета Россия вышла на первое место в Европе.

Директивное начало процессу внедрения в деятельность органов государственной власти России современных ИКТ положило принятие в 2002 г. Федеральной Целевой Программы (ФЦП) "Электронная Россия". В соответствии с ней все основные государственные службы открыли свои сайты, дающие необходимую информацию по соответствующим вопросам. "Электронная Россия" представляет собой единый сервер органов государственной власти РФ (www.gov.ru), нацеленный на электронное взаимодействие как между самими органами, так и с гражданами. С целью обмена сведениями между ведомствами была создана Система межведомственного документооборота (СМЭВ), которая начала свою работу 3 октября 2011 г. Функционирует портал государственных и муниципальных услуг - Государственные услуги (http://www.gosuslugi.ru). Он предоставляет их как для физических, так и юридических лиц по 29 сводным направлениям (Гражданство, регистрация, визы, налоги и сборы, государственные учреждения, ЖКХ, предпринимательство, социальная сфера, здравоохранение и т.д.).

Формирование "электронного правительства" находится в неразрывной связи со всем процессом российских реформ, особенно с повышением эффективности государственной службы на основе

современных методов управления. Очевиден недостаточный уровень развития компьютерных сетей в России во многих сферах государственной и общественной жизни, отсутствие соответствующих навыков. Остро стоит проблема подготовки управленцев нового типа. По прежнему задачей номер один для государственной службы остается повышение эффективности государственного управления, строгое соблюдение чиновниками законности, предоставление ими качественных публичных услуг населению.

С 2012 г. можно проследить начало следующего этапа формирования "электронного правительства" в России. Все субъекты РФ с 1 марта 2012 г. должны оказывать социально значимые услуги с применением систем межведомственного электронного взаимодействия. Большинство субъектов РФ разработали и согласовали технологические карты межведомственного взаимодействия, что является важным показателем того, что в регионах органы исполнительной власти научились применять на практике методы документального обмена сведениями. Ранее такое взаимодействие ведомств на федеральном, а тем более на региональном уровне было невозможно либо локально. Организационной движущей силой процесса стала действующая Правительственная комиссия по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления. Последовательные действия комиссии, включающие выездную разъяснительную работу и планомерное отслеживание результативности процессов, позволили добиться практических результатов как регионам, так и федеральным органам исполнительной власти.

В постановлении Правительства № 861 утверждены требования к региональным порталам. По оценке экспертов на 2012-2014 гг. может прийтись основное развитие инфраструктуры, необходимой для полноценного функционирования "электронного правительства", и создание большого количества ИТ-проектов в государственном секторе.

Результаты обзора развития информационного правительства, подготовленного Департаментом социального и экономического развития ООН, показывают, что Россия к 2012 г. по уровню развития "электронного правительства" поднялась с 59-го места (в 2010 г.) на 27-е место, опередив ряд стран Восточной и Центральной Европы. Из стран, население которых превышает 100 млн. человек, Россия занимает третье место по рейтингу после США и Японии.

Оценка готовности к реализации услуг "электронного правительства" в регионах и городах России может складываться из оценок следующих параметров.

1. Доступ органов власти к ИКТ. (Оценивается по показателям наличия ПК, локальных сетей и доступа к Интернету органов государственной власти и местного самоуправления.)

2. Индекс веб-присутствия органов власти региона/города. (Оценивается с точки зрения полноты присутствия региональных и муниципальных органов власти в Вебе (доля органов власти и местного самоуправления, имеющих сайт в Интернете) и с точки зрения функциональной и информационной насыщенности интернет-представительств региональных органов власти, оцениваемой по методологии ООН.)

3. ИКТ-инфраструктура региона/города. (Оцениваются показатели развития стационарной и мобильной телефонной связи, наличия ПК и т.д.)

4. Развитие электронной коммерции в регионе. (Оценивается по показателям использования Интернета предприятиями и организациями региона для предоставления и получения информации о товарах и услугах, а также для размещения и получения заказов и проведения расчетов.)

5. Человеческий капитал. (Оценивается по уровню образования населения, масштабам подготовки ИКТ-специалистов, развитости научного потенциала региона и мотивации использования ИКТ у населения.)

Общий результат готовности регионов к электронному правительству получается как среднее арифметическое от оценок рассмотренных выше параметров и индексов. Регионы России демонстрируют существенный разброс в уровне готовности к "электронному правительству".

Существует целый ряд проблем в функционировании "электронного правительства". Так, далеко не везде граждане могут непосредственно со своего рабочего места или из дома отправить декларацию, заключить договор, да и просто узнать о том, как происходит движение документа, с которым они обратились в органы государственной власти, что, естественным образом, действительно способствовало бы устранению бюрократических препон и снижению коррупции. Нет существенных подвижек в формировании так называемых закупок в режиме онлайн. Отсутствует единая система учёта результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых за счёт государственного бюджета.

Одна из причин такого положения дел состоит и в недостаточном уровне компьютерной грамотности самих государственных и муниципальных служащих. Между тем именно государственные служащие должны задавать здесь тон всей работе. В целом очень остро стоит проблема прозрачности и подконтрольности обществу институтов государства, мотивации чиновников - людей на службе государства.

В.В. Путин и Д.А. Медведев неоднократно обращали внимание на то, что нужно в большей степени ориентировать "электронное правительство" на нужды и запросы граждан и максимально полно раскрывать информацию о деятельности органов государственной и

муниципальной власти; сделать через электронные технологии современный государственный механизм понятным и доступным для общества. В.В. Путин в своей статье "Демократия и качество государства" (6 февраля 2012 г.) отмечал важность создания "дружественного интерактивного интерфейса на порталах органов публичной власти для полноценного отражения и обсуждения планов и программ, результатов мониторинга их исполнения".

Роль "электронного правительства" в России, причем на всех уровнях, будет возрастать и в связи с реализацией национальных проектов, реформой местного самоуправления. Актуально функционирование единого информационного портала для местного самоуправления. Технологические решения обычно бывают довольно удачны с точки зрения решения локальных задач и способствуют реализации социальных программ. В.В. Путин полагает, что необходимо обратить особое внимание на фундамент электронной власти - сайты муниципалитетов и субъектов Российской Федерации. Он предложил, чтобы Общественная палата и Совет по гражданскому обществу и правам человека при Президенте России разработали, провели публичное обсуждение и внесли проекты перечней обязательно размещаемой на сайтах образовательных и медицинских учреждений информации для клиентов.

Оценка эффективности программы развития "электронного правительства" может проводиться и по технологическим параметрам: снижение трудовых затрат органов власти на обмен информацией; уменьшение административной нагрузки на граждан в организациях; сокращение времени ожидания ответа на запросы и сокращение количества персональных обращений граждан; повышение открытости органов государственной власти, повышение оперативности принимаемых решений; рост спроса на ИКТ-услуги со стороны органов государственной власти; формирование единой национальной инфокоммуникационной структуры за счет подключения к ней органов власти по всей территории страны.

В существующих условиях сложно эффективно реализовывать федеральные целевые программы по автоматизации деятельности органов власти, поскольку отсутствует единая система стандартов и регламентов, регулирующая данную область. Общефедеральные программы, реализуемые в данных условиях, неизменно будут обладать следующими характеристиками: неоправданно высокие затраты, длительный срок выполнения, низкая эффективность использования бюджетных средств, высокая степень проектных рисков, низкая степень масштабируемости и интеграции систем.

Существуют технологические проблемы сохранности информации. Формирование единой базы данных в электронных системах о прописке, коммунальных платежах, владении собственностью гражданами города

и др., создающей рациональный режим работы, в случае утечки информации может привести к серьезным проблемам.

Желательно обратить внимание на решение следующих задач для дальнейшего развития "электронного правительства".

- Повышение компьютерной грамотности как служащих, так и всего населения страны, приобретения соответствующих навыков.

- Совершенствование технологий и сетевой инфраструктуры.

- Укрепление этических основ электронного правительства, как неотъемлемой составной части формирующегося этического режима в Российской Федерации. Выделение коррупционно опасных должностей - как в аппарате исполнительной власти, так и в менеджменте государственных корпораций. Занимающий их чиновник должен получать высокую зарплату, но соглашаться на абсолютную прозрачность, включая расходы, крупные приобретения семьи, место фактического проживания, источники оплаты отдыха и пр.

- Вовлечение граждан в процессы обсуждения и принятия политико-административных решений.

- Расширение практики интернет-трансляции соответствующих мероприятий органов власти всех уровней, судебных заседаний и публикации стенографических отчетов о них.

- Создание медиатизированных порталов с целью трансляции картинки с веб-камер на избирательных участках в дни выборов (Первый опыт такой деятельности продемонстрировал портал webvybory2012.ru 4 марта 2012 г. в день выборов Президента России).

- Введение правила обязательного рассмотрения в парламенте тех общественных инициатив, которые соберут 100 тыс. и более подписей в Интернете, а в правительстве страны - 40-50 тыс.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В результате реализации основных направлений и мероприятий указа Президента РФ от 7 февраля 2008 г. "Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации" к 2015 г. должны быть достигнуты следующие контрольные значения показателей: место России в международных рейтингах в области развития информационного общества - в числе двадцати ведущих стран мира, место РФ в международных рейтингах по уровню доступности национальной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры для субъектов информационной сферы - не ниже десятого; уровень доступности для населения базовых услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий - 100%; доля отечественных товаров и услуг в объеме внутреннего рынка информационных и телекоммуникационных технологий - более 50%; сокращение различий между субъектами РФ по интегральным показателям информационного развития - до 2 раз; наличие персональных компьютеров, в том числе подключенных к сети Интернет - не менее чем в 75% домашних хозяйств; доля электронного документооборота между органами

государственной власти в общем объеме документооборота - 70%; доля архивных фондов, включая фонды аудио- и видеоархивов, переведенных в электронную форму - не менее 20%, библиотечных фондов в общем объеме фондов общедоступных библиотек - не менее 50%, в том числе библиотечных каталогов - 100%; доля электронных каталогов в общем объеме каталогов Музейного фонда Российской Федерации - 100%.

При сходстве многих формулировок "Официальная Россия" отличается от ряда аналогичных зарубежных программ. Пока основным клиентом этого политико-технологического института является правительство, а потом уже граждане.

Естественно, это не означает, что граждане и бизнес не выиграют в случае успешной реализации программы. Однако во главе угла могут оказаться изменения в работе правительственных и иных структур, а не улучшение жизни людей.

Стратегической целью при переходе к более высоким стадиям "электронного правительства" является его большая эффективность и ориентация на нужды граждан как потребителей государственных электронных услуг, улучшение управления в целом, расширение и повышение качества "обратных связей" с гражданами. "Электронное правительство" должно быть в интересах граждан, содействовать их непосредственному участию в управлении, взаимодействию и воздействию на органы власти. В принципе речь идет как о совершенствовании собственно "электронного правительства", так и о широком взаимодействии с ним граждан, уверенно владеющих и регулярно использующих современные электронные СМИ.

Ирхин Ю.В. Проектирование направлений и целей развития "электронного правительства". В статье проанализирован международный опыт проектирования, формирования и развития "электронного правительства", показаны основные модели, формы, черты и стадии его генезиса. Особое внимание уделяется рассмотрению проектирования целей и направлений функционирования "электронного правительства", достижений, проблем и недостатков в его деятельности

Ключевые слова: "электронное правительство", "электронный гражданин", политическое проектирование, модели, стадии, генезис, цели и направления "электронного правительства", достижения, проблемы и недостатки развития "электронного правительства".

Irhin Y.V. Projecting directions and goals development of the e-government

.The article analyses international experience projecting, forming and development of the e-government. The author shoves basic models, forms, features and stadiums of its genesis. Special attention pays projecting of the goals and directions of e-government. The author discusses key achievements, problems and shortcomings in the works of the e-government.

Key words: "e-govemment", "e-citizen", political projecting, basic models, forms, features and stadiums of the e-government, achievements, problems and shortcomings in the works of the e-government.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.