АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) И АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИИ
СИСТЕМА ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ): ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ОПЫТА ЮЖНОЙ КОРЕИ
Т.Н. Тарасова,
экономист Республиканского центра инфокоммуникационных технологий Республики Саха (Якутия), аспирант Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск)
В статье проведена систематизация инфраструктуры и исследуются возможности углубления процесса модернизации электронного правительства Республики Саха (Якутия). Рассматриваются способы взаимодействия граждан и бизнеса с правительством. Приведен опыт Южной Кореи в достижении высоких показателей в области создания и модернизации электронного правительства.
Ключевые слова: Республика Саха (Якутия), электронное правительство, зарубежный опыт формирования электронного правительства, Южная Корея
УДК 338.2
От развития 1Т-сферы в государственном секторе напрямую зависит уровень развития общества в целом. На сегодняшний день большинство стран мира ставят перед собой задачу максимальной информатизации отношений между различными социальными институтами. Формирование системы электронного правительства (e-Government) позволяет повышать эффективность государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг [1]. Если смотреть на внутреннюю структуру электронного правительства, можно выделить такие модели, на которых построены все процессы: G2B (государство — бизнес); G2C (государство — граждане); G2G (государство — государство).
В России модель электронного правительства была представлена в федеральной целевой программе «Электронная Россия 2002-2010 гг.», далее вторым этапом построения системы стала государственная программа «Информационное
общество (2011-2020 годы)». По данным исследования ООН и сопровождающего его рейтинга стран мира по уровню развития электронного правительства на 2014 год Россия осталась на 27 позиции из 193 стран мира, как и в 2012 году. Следует отметить, что Россия является единственной страной, которая за период 2009-2012 гг. совершила значительный рывок в рейтинге (с 59 места на 27). Так, до сих пор существенно отстают от России страны БРИКС: Бразилия занимает 57 место, Китай — 70, Южная Африка — 93, Индия — 118. Однако, подробный анализ представленных в исследовании позиций России показывает, что подъем страны в рейтинге был обусловлен в большей степени составляющей, относящейся к развитию ИКТ-инфраструктуры, а не собственно качеству государственных услуг [2].
Реальные проблемы, с которыми соприкасаются власть и граждане, решаются на региональном и муниципальном уровнях государственного управления. Рассмотрим модель электронного правительства на примере Республики Саха (Якутия) как крупнейшем субъекте Российской Федерации.
Региональный центр управления инфраструктурой электронного правительства
Универсальная электронная карта
Сеть ннфоматов
Система мониторинга и сети инфоматов
Ситуационный центр при Главе Республики Саха (Якутия)
Центр обработки данных
Районные центры обработки данных
Муниципальные центры обработки данных
Муниципальные центры обработки данных
Муниципальные центры обработки данных
Автоматизированные рабочие места исполнительных
органов государственной
Система единой службы каталогов
Региональная информационно-телекоммуникацион
ная сеть «С ахаИнформ-С етъ»
Рис. 1. Инфраструктура электронного правительства Республики Саха (Якутия)
Инфраструктура электронного правительства: технологические элементы и управление.
В Республике Саха (Якутия) с 2011 года реализуется государственная программа «Развитие информационного общества в Республике Саха (Якутия) на 2012-2017 годы». Согласно программе, необходимым элементом для поддержки инициатив электронного правительства является продуманная, хорошо разработанная, надежная и расширяемая инфраструктура. На сегодняшний день система представлена в виде Регионального центра управления инфраструктурой электронного правительства (рис. 1).
Региональный центр управления инфраструктурой электронного правительства (далее — РЦУ) развернут в 2010 году в целях:
• автоматизации деятельности исполнительных органов государственной власти и их взаимодействия между собой в Республике Саха (Якутия), в том числе при предоставлении государственных и муниципальных услуг (функций) в электронном виде;
• мониторинга и управления ИТ-инфраструктурой исполнительных органов государственной власти и муниципального самоуправления Республики Саха (Якутия);
• обеспечения регламентированного предоставления юридически значимой информации государственным и муниципальным служащим, физическим и юридическим лицам;
• оптимального и безопасного размещения существующего и вновь вводимого серверного и телекоммуникационного оборудования в РЦУ;
• обеспечения бесперебойной работы ИТ-сервисов предоставляемых РЦУ, таких как централизованное обеспечение исполнительных органов государственной власти Интернет и справочно-правовыми системами, единый почтовый сервер, портал государственных услуг и другие сервисы.
В составе РЦУ действует программно-аппаратный комплекс Удостоверяющего центра Республики Саха (Якутия), обслуживающий не только документы в информационных системах республиканского значения, но и предоставляющий услуги Еврейской автономной области. В целях защиты информации и персональных данных выполнен комплекс работ и создан Центр аттестации по вопросам информационной безопасности.
Для обеспечения доступа граждан к государственным и муниципальным услугам с помощью универсальных электронных карт была создана ИС доставки государственных и муниципальных услуг на устройства самообслуживания с использованием федерального идентификационного приложения универсальной электронной карты в Республике Саха (Якутия).
Главным системообразующим элементом электронного правительства является Ситуационный центр Главы Респуб-
лики Саха (Якутия). Основой информационного обеспечения работы Ситуационного центра является информация исполнительных органов государственной власти, централизуемая в центрах обработки данных РЦУ (далее — ЦОД) и территориально распределенная система Районных центров обработки данных (РЦОД).
В целях улучшения оперативной эффективности проводится программа «Автоматизированные рабочие места исполнительных органов государственной власти». Организовано централизованное обеспечение компьютерной и офисной техникой. Распоряжением Правительства РС(Я) №425-рот от 06.05.2012 г. утвержден технический стандарт автоматизированных рабочих мест работников исполнительных органов государственной власти, завершается создание системы единой службы каталогов.
Региональная информационно-телекоммуникационная сеть «СахаИнформ-Сеть» — это сеть спутниковой связи в составе: 2 центральных земных станций спутниковой связи в г. Якутске, периферийных земных станций спутниковой связи в количестве 34 шт. в районных центрах, 72 шт. в наслегах, базовых станций беспроводного широкополосного доступа в количестве 32 шт. в районных центрах, 16 шт. в наслегах; Единая сеть передачи данных (ЕСПД), объединившая в единое информационное пространство 71 государственное учреждение [3].
Рассмотрим достигнутые положительные результаты внедрения данных проектов и проблемы при их реализации (таблица 1).
Возможность применения зарубежного опыта формирования электронного правительства
Многие развитые страны начали процесс внедрения электронного правительства задолго до разработки подобных мероприятий в России, что делает вопрос изучения зарубежного опыта особенно актуальным.
Практическим примером в области внедрения e-Govemment по праву можно считать Южную Корею. По данным исследования ООН система электронного правительства Южной Кореи признана самой лучшей и эффективной в мире — страна с солидным отрывом опережает другие государства по степени охвата и качеству государственных услуг, уровнем развития ИКТ-инфраструктуры и человеческого капитала [5]. Решение о разработке инфраструктуры и базы электронного правительства в Южной Корее было принято в 1987 году, и на сегодняшний день жителям страны доступно более 4 тыс. государственных услуг по 12 категориям. Благодаря этой системе жители страны могут совершать практически все операции, не выходя из дома: начиная от покупок в магазинах и заканчивая оплатой
Таблица 1
Сравнительная характеристика внедрения инструментов электронного правительства в Республике
Саха (Якутия)
№ п/п Положительные достигнутые результаты, возможные положительные эффекты Проблемы при внедрении, возможные отрицательные эффекты
1 Создана информационно-телекоммуникационная инфраструктура региона Приоритетность рекомендаций федерального центра, способных идти в конфликт с целями программы; Недостаточность финансовых инвестиций, связанная с нехваткой условий для финансовой привлекательности ИТ-проектов для бизнеса
2 Создана система межведомственного и межуровневого электронного документооборота Республики Саха (Якутия) Возможность подделки электронных документов
3 Уменьшение затрат времени гражданами при оформлении документов Нехватка специализированных кадров для внедрения данного проекта в реальную практику
4 Снижение уровня коррупционных явлений при оказании государственных услуг Сложность популяризации проекта у сельских жителей. Наибольший интерес к присутствию государства в Интернет проявляют жители столицы, в то время как в районах республики интерес заметно ниже. Очевидно, объясняется данное явление лучшей ИТ-инфраструктурой г. Якутска, а также уровнем образования и особенностью профессий столичных жителей.
5 Развитие инфраструктуры «электронного правительства» следующими инструментами: УЭК, Ситуационный центр, РЦОД, АРМ, региональная ИТКС «СахаИнфорам-Сеть», а также на стадии организации — система комплексного экстренного оповещения населения Республики Саха (Якутия), АПК «Безопасный город» Необходимость длительной подготовки нормативно-правовой базы для реализации проекта из-за несовершенства законодательства в данной сфере
6 Сокращение управленческих расходов Организационная несогласованность
счетов и оформлением документов. В общественных местах можно увидеть специальные терминалы, в которых легко найти нужную информацию или распечатать любую справку. Функционирование системы электронного правительства позволило за последние два года сэкономить для госбюджета более 1 млрд долларов и сократить число служащих почти на 9 тысяч человек. Общий социально-экономический эффект оценивается в 16 млрд долл.
Главным системообразующим элементом e-Government является веб-сайт южнокорейского правительства, который позволяет гражданам находить любую информацию, как на национальном, так и на местном уровнях. Электронное правительство — ворота к услугам через множество каналов, где каждый гражданин может воспользоваться государственными услугами, а также настроить их под свои личные нужды через мобильные приложения для iPhone и Android, доступные для скачивания на портале. Работает мощная поисковая система, а также продвинутая функция категоризации, которая перечисляет результаты веб-сайтов с нужными услугами и новостями.
Преследуя цель сближения электронных государственных услуг с передовыми информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) к 2015 году, корейское правительство в настоящее время реализует стратегию «Умное правительство». Планируется, что с его помощью у граждан будет простой и бесплатный доступ к государственным услугам, независимо от каналов доступа. Южная Корея надеется решить свои социальные проблемы низкой рождаемости и старения общества, в то же время активно реагируя на будущие потребности социального обеспечения и благосостояния населения.
На сегодняшний день правительство Южной Кореи стремится к определению государственных услуг, при оказании которых могут использоваться особенности мобильных устройств, основанные на определении местоположения и в режиме реального времени. Также разрабатывается быстрая и эффективная система безопасности и защиты жизнедеятельности — в случаях пропажи детей, преступлений и бедствий с помощью камер видеонаблюдения и сенсорных датчиков создаются современные сети сигнализации. Такие же сети создаются на основе отслеживания сельскохозяйственной, животноводческой и рыбной продукции, а также по борьбе с болезнями на основе связей с больницами, использования штрих-кодов, чипов и т.д. [4].
Изучение и применение успешной практики реализации электронного правительства зарубежных стран, в частности Южной Кореи, становится необходимым фактором достижения
целей электронного правительства России, предупреждения возможных проблем информатизации органов власти и развития информационного общества.
Модель внедрения электронного правительства Южной Кореи опирается на:
— информатизацию социальной сферы — культуры, образования, здравоохранения;
— сокращение государственного аппарата за счет применения информационных технологий;
— развитие сети терминалов получения электронных услуг в часто посещаемых учреждениях;
— интеграцию порталов госуслуг с мобильными телефонами;
— поддержку IT-рынка отечественных компаний;
— развитие науки и образования в сфере информационных технологий.
Кроме того, интегрируются разрозненные сайты ведомств в единое информационное пространство.
Первым этапом информатизации социальной сферы может быть образование — подсоединение общеобразовательных учреждений к интернету и соединение их друг с другом через инструменты ИКТ. Это очень важный показатель мобильности всего населения страны. Реализация данного мероприятия решит проблему «малокомплектных» школ, проблему нехватки кадров в северных районах республики. Также один из важнейших этапов в области информатизации социальной сферы — обучение людей с ограниченными возможностями.
Вторым этапом — обеспечение тесного взаимодействия государственных органов, учреждений и предприятий, ведущих свою деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также взаимодействия с населением и субъектами предпринимательства в вопросах предоставления интерактивных услуг в сфере ЖКХ путем создания общей коммуникационной инфраструктуры.
Третьим этапом — интеграция порталов государственных услуг через мобильные приложения для iPhone и Android, а также настройка их под свои личные нужды, доступные для скачивания на портале страны.
Практическое воплощение этих задач позволит электронному правительству не только получать своевременную информацию о реакции народа на важнейшие решения, но и эффективно осуществлять идею сознательного участия и активного включения граждан в разрешение наиболее значимых проблем современного развития.
Литература
1. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 07.02.2008 г. № Пр-212.
2. Исследование ООН: Рейтинг стран мира по уровню развития электронного правительства 2014 года. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. - 26.06.2014. URL: http://gtmarket.ru/news/2014/06/26/6835
3. Отчет ГБУ РС(Я) «Республиканский центр инфокоммуникационных технологий» за 2012-2014 гг.
4. G4C. Government For Citizen. URL: http://unpan1.un.org/intradoc/groups/public/documents/ungc/unpan037929.pdf
5. The United Nations E-Government Survey 2014 // http://www.un.org/en/development