Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ЭКОСИСТЕМЫ В ТРУДАХ ВИДНЫХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ ЮГА РОССИИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА ХХ ВЕКОВ'

ПРОБЛЕМЫ ЭКОСИСТЕМЫ В ТРУДАХ ВИДНЫХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ ЮГА РОССИИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА ХХ ВЕКОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
25
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОСИСТЕМА / ЮГ РОССИИ / НАУКИ О ЗЕМЛЕ / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / ГОРНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / КУЛЬТУРА / ЭКОНОМИКА / АГРОНОМИЯ / ЛЕСОВОДСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чеджемов С.Р.

Сегодня в мире растет осознание того, что Земля и человечество столкнулись с реальной угрозой физического уничтожения. В этих условиях резко возрастает значение специальной науки о Земле. Однако на наш взгляд является не совсем корректным воспринимать их всецело как естественные науки, не зависящие от человеческого фактора. Цель настоящего исследования обусловлена процессами, происходящими сегодня в мире, а именно - переходом человечества к новой форме развития, при которой количественный рост сменяется эрой качественного совершенствования человечества. Это с особой остротой ставит вопрос о необходимости сохранения Земли как экономической и культурной жизненной среды народов, ее населяющих. Настоящая работа носит интегральный характер. В ней затрагиваются ретроспективные аспекты проблемы Земли в трудах видных представителей юга России. Объектом исследования является осмысление опыта и результатов хозяйственной и экономической деятельности в конце XIX - начале ХХ веков на Северном Кавказе, сфер хозяйствования в произведениях таких видных представителей интеллигенции, как Г.В. Баев, Г.М. Цаголов, К.Л. Хетагуров, А.Г. Ардасенов. Анализ их творческого наследия поможет не только воссозданию подлинной истории развития социально-экономических отношений в крае, что само по себе имеет большое образовательное значение, ибо новые поколения российских граждан должны сохранить традиции и духовные ценности своих предков, но и выявлению самобытных концепций социально-экономического и правового развития горных территорий Северного Кавказа. В трудах видных представителей осетинской гуманитарной мысли мы находим смелые новаторские идеи, позволяющие нам утверждать, что им удалось подняться над узконациональным мышлением и обосновать необходимость комплексного научного осмысления евразийской экономической интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ЭКОСИСТЕМЫ В ТРУДАХ ВИДНЫХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ ЮГА РОССИИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА ХХ ВЕКОВ»

УДК 37

ПРОБЛЕМЫ ЭКОСИСТЕМЫ В ТРУДАХ ВИДНЫХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ ЮГА РОССИИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА ХХ ВЕКОВ

THE PROBLEM OF ECOSYSTEM IN THE WRITINGS OF EMINENT EDUCATORS INTELLECTUAL S OF SOUTHERN RUSSIA END OF XIX - BEGINNING OF XX CENTURIES С.Р. Чеджемов, доктор педагогических наук, профессор, Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова

(г. Владикавказ, ул. Ватутина, 46), Северо-Осетинская государственная медицинская академия (г. Владикавказ, ул. Пушкинская, 40)

Рецензент: З.В. Канукова, доктор исторических наук, профессор, директор СевероОсетинского института гуманитарных и социальных исследований ВНЦ РАН

Аннотация

Сегодня в мире растет осознание того, что Земля и человечество столкнулись с реальной угрозой физического уничтожения. В этих условиях резко возрастает значение специальной науки о Земле. Однако на наш взгляд является не совсем корректным воспринимать их всецело как естественные науки, не зависящие от человеческого фактора. Цель настоящего исследования обусловлена процессами, происходящими сегодня в мире, а именно - переходом человечества к новой форме развития, при которой количественный рост сменяется эрой качественного совершенствования человечества. Это с особой остротой ставит вопрос о необходимости сохранения Земли как экономической и культурной жизненной среды народов, ее населяющих.

Настоящая работа носит интегральный характер. В ней затрагиваются ретроспективные аспекты проблемы Земли в трудах видных представителей юга России. Объектом исследования является осмысление опыта и результатов хозяйственной и экономической деятельности в конце XIX - начале ХХ веков на Северном Кавказе, сфер хозяйствования в произведениях таких видных представителей интеллигенции, как Г.В. Баев, Г.М. Цаголов, К.Л. Хетагуров, А.Г. Ардасенов.

Анализ их творческого наследия поможет не только воссозданию подлинной истории развития социально-экономических отношений в крае, что само по себе имеет большое образовательное значение, ибо новые поколения российских граждан должны сохранить традиции и духовные ценности своих предков, но и выявлению самобытных концеп-

ций социально-экономического и правового развития горных территорий Северного Кавказа. В трудах видных представителей осетинской гуманитарной мысли мы находим смелые новаторские идеи, позволяющие нам утверждать, что им удалось подняться над узконациональным мышлением и обосновать необходимость комплексного научного осмысления евразийской экономической интеграции.

Ключевые слова: экосистема, юг России, науки о Земле, Северный Кавказ, горные территории, интеллигенция, культура, экономика, агрономия, лесоводство.

Abstract

Today in the world there is a growing awareness that the Earth and humanity are faced with a real threat of physical annihilation. In these circumstances, the special value increases dramatically and Earth Sciences. In our view, however, is not quite correct, take them fully as natural science, do not depend on the human factor. The purpose of this study is due to processes occurring in the world today, namely the transition of mankind to a new form of development in which quantitative growth gives way to an era of qualitative improvement of mankind. It particularly raises the question of the need to preserve the land as an economic and cultural life of peoples inhabiting it.

This work is an integral character. It addresses historical aspects of Earth in the writings of eminent representatives of the the peoples of southern Russia.The object of research is the understanding of the experience and results of business and economic activities in the late 19th and early 20th centuries in the North Caucasus, the spheres of economy, in the works of such prominent representatives of intellectuals as G.V. Baev, G.M. Tsagolov, K.l. Khetagurov, A.G. Arda-senov.

Analysis of their artistic heritage will not only recreate the genuine history of the development of socio-economic relations in the region, which in itself is of great educational value, because a new generation of Russian citizens must preserve traditions and spiritual values of their ancestors, but also reveal the distinctive concept of socio-economic and legal development of mountain regions of the North Caucasus. In the writings of eminent representatives of the Os-setian humanitarian thoughts we find bold innovative ideas that enable us to assert that they were able to rise above narrow national thinking and justify the need for an integrated scientific understanding of the Eurasian economic integration.

Keywords: Ecosystem, the South of Russia, Earth Sciences, North Caucasus mountain territory, intellectuals, legal culture, economics, agronomy, arboriculture.

Цель и методика исследований. Цель настоящего исследования тесно связана с его актуальностью. Она обусловлена процессами, происходящими сегодня в мире: глоба-

лизация и универсализация, цивилизационный переход к новой форме развития, при которой количественный рост сменяется эрой качественного совершенствования человечества, с особой остротой ставят вопрос о необходимости сохранения Земли как экономической и культурной жизненной среды народов, ее населяющих. Это особо актуально в наши дни, когда весь мир осознает, что Земля и человечество столкнулись с реальной угрозой физического уничтожения. В этих условиях резко возрастает значение специальной науки о Земле, могущей обеспечить комплексное изучение вопросов, связанных с ее жизнедеятельностью. На наш взгляд, является не совсем корректным воспринимать их всецело как естественные науки, не зависящие от человеческого фактора.

По своему административно-территориальному и национальному устройству Российская Федерация не имеет аналогов в мире, ее субъектами являются республики, края, области, округа. Россия возникла и веками развивалась как многонациональное государство, и ее модернизация является главным основанием успешного поступательного развития как великой державы и гарантом того, что мир не станет однополярным. В современных условиях является актуальным выявление устойчивых, повторяющихся связей в социально-экономических явлениях и процессах, особенностей эволюции и трансформации национальных и региональных экономик в исторической ретроспективе.

Методика исследования базируется на осознании того, что для воссоздания подлинной истории развития социально-экономических и государственно-правовых отношений, и возможности творческого использования концепций социально-экономического развития горных территорий России, в контексте наук о Земле необходимо использовать знания как по естественным, так и по общественным научным специальностям в деле комплексного изучения Земли, ее природных свойств, населения и результатов его хозяйственной деятельности, природопользования и его экологических последствий. Их интегральное изучение в системе высшего образования имеет не только научное, но и практическое значение, на что справедливо обращается внимание в современных исследованиях [1 - 6].

Понятие «экосистема» было введено в русский язык из английского в сороковые годы ХХ века. С тех пор оно не претерпело существенных уточнений. Под ним понимается природно-антропогенная система, в которой одушевленные и неодушевленные составляющие взаимодействуют друг с другом. Отголоски этого учения прослеживаются в публицистическом наследии кавказских просветителей. Они, по сути, разделяли и пропагандировали идею того, что природные экосистемы, в которых круговорот веществ осуществляется без какого-либо вмешательства человека, и искусственные, созданные человеком, взаимосвязаны, но человек своей деятельностью может нанести непоправимый вред всей

природе и, в конечном счете, пострадать от этого сам. Эти же идеи, но почти на полстолетия раньше, выдвигались передовой российской интеллигенцией.

Среди осетинской интеллигенции, а в те годы вся она формировалась в ведущих вузах России, поскольку своего высшего учебного заведения на Северном Кавказе не было, получают распространение идеи русского космизма. Их выразителями стали К.Э. Циолковский и В.И. Вернадский. Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935) воспринимал идеи космонавтики, которая, собственно, и прославила его имя, как одно из направлений космической философии и в рамках этого моделировал процессы жизнедеятельности человека на Земле. Он, в частности, отмечал, что в случае «наступление разумного и умеренного устройства на Земле, ... заставит технику и науку идти вперед с невообразимой быстротой и с такой же быстротой улучшать человеческий быт» [2, с. 9]. Владимир Иванович Вернадский (1863-1944) неоднократно подчёркивал, что ни один живой организм в свободном состоянии на Земле не находится: «Все организмы неразрывно и непрерывно связаны - прежде всего, питанием и дыханием - с окружающей их материально-энергетической средой» [3, с. 201].

Результаты исследований. Видные представители национальной интеллигенции, видя единичное в общем и общее в деталях, сумели подойти к осознанию общей картины состояния уровня социально-экономического развития. Видные представители осетинской интеллигенции не только восторгались красотами родной природы, но и пытались призвать своих соотечественников к философскому осмыслению своей роли и места на лоне природы, да и самой планеты Земля. Многие идеи, высказанные ими на этот счет, можно по праву отнести к истокам тех научных направлений, которые в целом составят современный перечень актуальных вопросов науки о Земле. Это проблемы нравственности и права, в которых особое значение предается бережному отношению к природе и окружающей среде. Сама природа отождествляется с выражением божественного (сакрального) знания, диктующего людям необходимость рационального использования природных богатств - лесов, полей, рек, гор [6, с. 77-82].

Их идеи носят ярко выраженную особенность, связанную с горной проблематикой. Горы - не только узнаваемая «визитная» карточка природы на Кавказе, но и олицетворение божественных сил - обитель героев и богов. Именно здесь был прикован Прометей, в осетинском народном творчестве Амран, к Кавказской горе Арарат по преданию причалил Ноев ковчег и, независимо от родовой и национальной принадлежности, все жители Кавказа гордо именовали и именуют себя горцами. Это нашло свое отражение в восприятии кавказцев соседними народами. Даже кодифицированные усилиями российской власти и

местной интеллигенции правовые обычаи получили обобщенное название «Адаты Кавказских гор» [7, с. 69].

Богатое нравственное содержание устного народного творчества осетин по крупицам собиралось представителями осетинской культуры, чтобы служить высоким целям народного воспитания. Так, тема единения человека и природы и бережного отношения человека к окружающей среде ярко выразилась в эпосе осетин, в сказании об Ацамазе, прекрасном юноше-музыканте: услышав его чудесную мелодию, забывали вековую вражду даже страшные звери.

Своеобразным призывом к людям жить согласно законам добра и справедливости является песня "Посвящение коня умершему". Это своеобразная песня-плач по умершему исполнялась в день похорон старейшиной рода над телом умершего перед тем, как по древнему обычаю посвятить покойнику коня для загробного путешествия. В песне описывались трудности, которые встретятся в загробном мире, где присутствуют награды и наказания за дела земные.

Песня играла роль своеобразной нравственной проповеди, в которой выражались нравственные ориентиры народа, его представления о праведной и неправедной жизни, грехах и благих поступках. Ее воспитывающее воздействие усиливалось эмоциональным фоном происходящих похорон. Почти каждый слушатель представлял себя как бы на краю могилы и всерьез задумывался над вопросом, правильно ли он живет на Земле.

Не столько ради умершего, сколько для живущих выкристаллизовала народная мудрость этот обряд, преподнося потрясенным потерей людям урок нравственности, уча людей строить свою жизнь в соответствии с законами чести и правды.

Только честный, бескорыстный труд, по мнению народа, способен принести радость и счастье. Эти идеи наиболее яркое воплощение нашли в старинном осетинском обычае взаимопомощи, именуемом "Зиу". Великий Коста Хетагуров писал об этом обычае в статье "Зиу" еще в 1899 году:

"Добрые, дорогие земляки!

Обращаюсь к вам, чтобы восстановить в вашей памяти славные традиции наших дедов. Вспомните, как они внимательно относились к своим бедным, больным, потерявшим способность к труду, пострадавшим от стихийных разрушительных сил - ливней, градобития, наводнений, снеговых и земляных завалов, засух, пожаров и т. д. Вспомните наш лучший традиционный обычай - зиу, как каждый осетин от всей души откликался на нужды другого, не принимая во внимание ни родства, ни своих личных интересов. Молодежь отправлялась на луга и, в несколько часов покончив покос лишенной рабочей силы бедной семьи, с песнями возвращалась в аулы. Молодые женщины в свою очередь снима-

ли хлеб с небольшой нивы нуждающейся семьи. При стихийных бедствиях каждый не лишенный способности ходить осетин при малейшей тревоге спешил на место происшествия и по мере сил и возможностей помогал пострадавшим чем и как мог: личным трудом, хлебом, сеном, соломой, дровами, строительным материалом и пр." [8, а 81].

Герои осетинских сказок не разбрасывают костей убитого ими во время охоты животного. После трапезы они складывают все кости вместе, ударяют по ним войлочной плетью. И совершалось чудо — зверь оживал и убегал в лес. Только ли сказочный вымысел стоит за ним, или наши предки хотели научить своих потомков бережному отношению к природе, ее обитателям?

В устном народном творчестве осетин осуждается охота не ради пропитания, а лишь как развлечение. Это хорошо видно на примере стихотворения К.Л. Хетагурова «Всати». В основу этого стихотворения положен сюжет осетинском народной песни о Всати - боге охоты. Он по-разному относится к молитвам-просьбам богачей и бедняков. Так, он равнодушен к зову князей, приехавших поохотиться ради праздного времяпрепровождения. Они даже не потрудились поискать в лесу дичи и, не желая тратить сил, рано утром просят у Всати оленя. Бедняки же, которые на охоте добывают своим семьям пропитание и которым не улыбнулась удача за весь день охоты, только к вечеру позволили себе потревожить Всати своей мольбой. Он приказывает выпустить оленей, он к ним благосклонен, ибо понимает, что, кроме него, им никто не поможет. Тему единения человека и природы хорошо показывает содержание осетинской народной песни о Гуймане, сыне Уахатага:

Высоко в горном ущелье жили люди. Много добывали они дичи на охоте, но никогда не поднимали оружия на золоторогого тура, которого, считалось, хранит сам Бог. Старый охотник Уахатаг, когда пришел его смертный час, завещал своему сыну Гуйману никогда не убивать этого тура. Но сын пренебрег заветом отца и однажды на охоте в горах повстречал тура и убил его. Когда он стал снимать с тура шкуру, к нему подошел его друг Касполат Туалиев. Он хитростью заманил Гуймана к краю пропасти и столкнул его с обрыва. Падая в бездну, несчастный воскликнул: «Пусть за меня отомстит тебе ветка клена!» Прошли годы... На вдове Гуймана женился Касполат. Долго они жили вместе, но однажды осенним вечером поднялся в горах большой ветер. Он распахнул дверь сакли, в которой жил Касполат, и залетел в дом кленовый лист, который опустился на пол посередине комнаты. Увидел его Касполат и засмеялся.

«Что ты так развеселился?» — спросила его жена.

Касполат подумал, что прошло уже много времени со дня смерти Гуймана, и решил рассказать жене правду о том, как он столкнул ее первого мужа в пропасть и как тот, па-

дая, увидев перед собой ветку клена с распускающимися листьями, воскликнул: «Пусть за меня тебе отомстит ветка распустившегося клена».

«Я думал, - сказал Касполат, - что проклятие Гуймана обрушит на меня небывалые беды, но прошло много времени, и теперь я вижу, что мне нечего бояться. Что может сделать мне плохого этот жалкий кленовый лист?» — закончил свою речь Касполат. Узнав правду о смерти своего первого мужа, возмутилась женщина, схватила булатные ножницы и вонзила их в сердце убийце. Так умер Касполат, а женщина отправилась в дом своего первого мужа Гуймана и сказала его престарелой матери: «Ты можешь теперь умирать спокойно. Я отомстила за смерть твоего сына его убийце!»

Основной смысл песни заключается в непоколебимой вере народа в обязательное торжество справедливости. Обожествление природы, наделение ее функциями строгого праведного судьи говорит о любви и почитании природы людьми.

Заслуживает внимания сама постановка вопроса о природе как строгом свидетеле и судье в устном народном творчестве осетин. Этот мотив мы находим, например, в древнегреческом предании об Ивиковых мстителях в такой вариации: в глубокой древности жил греческий поэт Ивик. За его искусство его очень любили люди и даже хотели сделать царем, но Ивик не любил почестей и славы и не соглашался. Он ходил по городам и селам и исполнял свои песни. Царскому трону он предпочел участь любимого народом певца. Однажды, когда Ивик шел в город Коринф, где должны были состояться большие состязания, в дремучем лесу напали на него грабители и нанесли ему смертельную рану. Умирая, он увидел пролетающий высоко в небе журавлиный клин и обратился к птицам со словами: «Журавли, отомстите за меня!».

Не испугались, а громко рассмеялись над его последними словами жестокие грабители. Они пошли в Коринф и стали смотреть на состязания. Вдруг в небе появились журавли, и один из грабителей сказал другому со смехом: «Смотри, вот они летят, Ивиковы мстители!». Но люди, стоящие рядом с ними, услышав имя любимого певца, заволновались; они поняли, что с певцом случилось что-то неладное, и схватили говорящих об Иви-ке. Грабителям пришлось признаться в содеянном. Так журавли выполнили последнюю просьбу певца и отомстили убийцам. Сказание об Ивиковых мстителях было переведено на осетинский язык видным представителем осетинской интеллигенции Г.В. Баевым.

Воззрения выдающегося представителя осетинской интеллигенции Константина Левановича Хетагурова (1859-1906) представляют собой значительный интерес. Несмотря на то, что в целом его творчество рассматривалось в ряде серьезных исследований, их правовой аспект все еще нуждается в тщательно выверенном научном обобщении [9, с. 85]. По поводу общественного устройства осетин и поземельных отношений в горах Кав-

каза Хетагуров высказался в этнографическом очерке «Особа», вышедшем впервые в 1894 году. Описывая Осетию тех лет, Хетагуров в статье «Неурядицы Северного Кавказа» отмечает наличие в осетинском обществе градации на четыре сословия и существующее между ними правовое и имущественное неравенство. Знатным фамилиям принадлежали лучшие нивы, леса, луга, пастбища [10].

Хетагуров внес самобытный вклад в описание и анализ правовых начал жизни осетинского общества и выявил особенности проживания в горных условиях. В статье «Владикавказские письма», вышедшей в свет на страницах газеты «Северный Кавказ» 1 августа 1896 года, Коста Хетагуров отмечал, что российское государство стремится «не к уничтожению входящих в состав его национальностей, а к их гармоничному развитию для общего их блага и долгоденствия». Именно для этого было необходимо, чтобы «сокровища, скрытые в недрах Кавказа» добывались рачительно. «Что мешает горнопромышленникам, истинным пионерам, а не искателям приключений, заниматься своим благородным промыслом на землях, арендуемых у обществ?

Чем лучше было положение Садонского казенного рудника и Алагирского серебро-свинцового завода в сравнении с тем, что переживает общество «Эльбрус» в Карачае, 17 тысяч аренды, которую общество дает карачаевцам. Служит для первых громадной поддержкой в отправлении своих повинностей. А для второго это капля в море. Потому только что на одну свою администрацию общество расходует 51 тысячу» [11].

Видный представитель осетинской интеллигенции Георгий Васильевич Баев (18691939) окончил в 1884 году юридический факультет Новороссийского университета и стал заниматься юридической практикой во Владикавказе. При этом он уделял большое внимание изучению истории, экономики и культуры горцев Северного Кавказа. Баев плодотворно сотрудничал с видными представителями российской науки, академиками В.Ф. Миллером и М.М. Ковалевским и стал одним из первых инициаторов кооперативного движения, как в сельском хозяйстве, так и в промышленности Северного Кавказа.

Гаппо Баев вслед за Вернадским и Циолковским хорошо понимал, что развитие человечества напрямую зависит от материально-технического состояния общества и прилагал максимум усилий для развития экономики и передовых форм хозяйствования. Для развития экономики предприимчивым людям был необходим стартовый капитал, ссуды, которые можно было получить в банках. Он внес неоценимый вклад в организации сельских поземельных банков в Терской области, а один из них лично организовал в своем родном селении Ольгинском и помогал многим осетинским земледельцам получить кредиты Государственного Крестьянского банка.

Предлагаемый Баевым малый процент кредита по вкладам позволил многим небогатым предпринимателям организовывать собственное дело. Будучи членом правления Терского сельскохозяйственного общества, он прилагал максимум усилий для организации ежегодных выставок во Владикавказе, на которых были представлены экспонаты труда земледельцев Осетии. Нельзя, однако, не отметить, что другой видный представитель осетинской интеллигенции Г. М. Цаголов критиковал Г.В. Баева за это.

Он опубликовал на страницах ставропольской газеты «Северный Кавказ» 25 января 1900 г. статью «Культурное движение среди осетин», в которой, резко критикуя Баева и его предпринимательскую деятельность, писал: «Что касается воздействия на экономическую жизнь народа, то в этом отношении здесь следует упомянуть о деятельности присяжного поверенного Г.В. Баева. Г. Баев задался целью покрыть всю Осетию сельскими банками и общественными амбарами-кукурузниками... Свою идеи г. Баев старается распространить во всех селениях и не теряет надежды через несколько лет видеть на родине целую сеть банков и амбаров... Всем и каждому известно, что устроить сельский банк -значит взять у бедняка последнюю копейку и отдать ее богачу-кулаку с тем, чтобы он этой копейкой выколотил из горба ее обворованного хозяина целковый на свою собственную потребу» [12]. В защиту деятельности Баева решительно выступил К.Л. Хетагуров, отмечавший, что «Г.В. Баев заслуживает глубокого сочувствия и поддержки в своих неустанных трудах и заботах о меньшей братии, не только общества Ольгинского селения, но всех честных и правдивых осетин» [11].

Георгий Михайлович Цаголов (1871-1934) внес значительный вклад в формирование гуманитарной мысли Осетии. В его творческом наследии особое место принадлежит правовым воззрениям и, в частности, взглядам на общественно-государственное устройство. Тема восхищения красотами природы тесно переплетается с необходимостью их сбережения. Вот как описывает родную природу Г.М. Цаголов в стихотворении «Ночью в горах»:

Эта ночь, безмятежная чудная ночь.

Этих звезд изумрудное море

И давящая дух мироздания мощь

В голубом беспредельном просторе.

Серебристых титанов задумчивый ряд.

Рев глухой и сердитый потока.

И разлитый вокруг, где б ни кинул ты взгляд,

Нежный сумрак, чарующий око.

Все земное забыто - вся грязь, суета.

Полон дух неземных наслаждений. Это ты здесь живешь и царишь, красота, Это ты, божества воплощенье! [12, с. 22-23].

О необходимости защиты родной природы от варварского уничтожения в 1909 году Цаголов написал очень едкие строки в стихотворении без названия: «Мчится с воплем Терек бедный: Не житье. А ад!!! Ну и люди. Все отбросы -В воду норовят. Неизгаженного места Не найдешь с свечой! Эй, надзор наш санитарный! Отзовись, родной!» [12, с. 59].

По сути дела, Цаголов продолжил тему, поднятую еще в 1888 году К. Хетагуровым в стихотворении «Владикавказ»:

«Здесь два моста, но под мостом Не бьется Терек здесь задорно. Напротив, он несет покорно. Навоз, помои, сор и грязь» [12, с. 125].

Видный представитель интеллигенции юга России второй половины Х1Х века, Алексей (Алихан) Гавриилович Ардасенов (1852-1917) родился в селении Эльхотово в интеллигентной семье. После окончания учебы в Ставропольской мужской гимназии с 1867 по 1870 годы учился в Московской земледельческой школе, по окончании которой продолжил образование и в 1879 году успешно окончил императорской Земледельческий Институт, находившийся в те годы в Санкт-Петербурге. Во время учебы он сблизился с революционно настроенными преподавателями и студентами, увлекся идеями народников и вскоре стал одним из их видных представителей на Кавказе, куда он приезжал во время каникул и отпусков.

В 1879 году Алихан Ардасенов стал работать в землеустроительных комиссиях в городах Тифлис, Владикавказ, Ереван, одновременно преподавал в Тифлисской школе садоводства. По своим идейным взглядам Алихан Ардасенов первый осетин, не только примкнувший к народническому движению, но и сыгравший в нем видную роль, как на Северном Кавказе, так и в столице российской империи. Он оставил большое дошедшее до наших дней творческое наследие.

В отличие от многих представителей народнической теории, отрицавших утверждения в России капиталистических экономических отношений, Алихан Губиевич в своем монографическом произведении «Переходное состояние горцев Северного Кавказа» убедительно доказывал, что они не только утвердились, но и вступают в более высокую стадию своего развития [10]. Данная работа была написана по специальному заказу массовой просветительской организации "Общество распространения образования и технических сведений среди горцев Терской области", члены которого Г. Цаголов, М. Кипиани, Джантемир и Гацир Шанаевы, Варвара Григорьевна Шредерс, Н. Лавров, Г. Вертепов придерживались народнических умонастроений [13, с. 15].

Выявляя национальную и конфессиональную специфику осуществления государственной политики на Кавказе, народники, действовавшие под руководством А.Г. Арда-сенова, основной упор делали не на насильственные методы борьбы, а на политическое просвещение народных масс. Это было делом немыслимым без поднятия общего культурно уровня и, в частности, обучения грамоте. Вместе с тем «встреча старого и нового происходит на российском правовом поле и развивается по условиям, определенным российским правом, когда современная торгово-промышленная жизнь и новые экономические отношения, в которых горцу приходится теперь действовать волею или неволею, подвергают его хозяйственный быт, культуру серьезному испытанию, увлекая за собой и подчиняя своему влиянию» [17, с. 84].

Изменяются и, надо сказать, совершенствуются способы производства, жизненный уклад, культурные ценности и приоритеты. Все это требует новых правовых форм, т.е. изменения законодательной базы. «Встречаясь с другой, более развитой жизнью, - пишет Ардасенов, - впечатлительный горец ясно, так сказать, при свете дня, увидел все несовершенство своей жизни. У него словно разбежались глаза. Хочешь, не хочешь, а нужно подражать, заимствовать, покупать» [18, с. 85].

Культурное развитие жизни обществ народов Кавказа, затерянных в горских трущобах народа, по мысли Алихана Ардасенова, выражается в обычаях и обрядах, «выработанных продолжительною гражданскою жизнью народа. К сожалению, мы не видим, чтобы эта существеннейшая часть всякой культуры могла получить сколько-нибудь заметное развитие в неприступных и изолированных трущобах гор среди мелких и отдельных воинственных союзов, постоянно враждовавших между собою, где не было места для развития общественной жизни», - отмечал автор [18, с. 85].

Круг научных интересов Ардасенова необычайно широк и разнообразен. Он охватывает насущные проблемы экономического и политического развития народов России, всего нашего государства и общества. Это вопросы интенсивного развития сельского хо-

зяйства путем использования передовых методов землепользования, в частности, травосеяния, организации политического просвещения и формирования национального сознания, улучшения системы преподавания и развития культурного уровня народов Кавказа и некоторые другие. Анализируя вопросы земельного права в горских условиях, автор подчеркивал необходимость государственного регулирования вопросов землепользования в условиях малоземелья, законодательного закрепления прав собственности за крестьянами и внедрения новых методов землепользования [5, с. 25].

Выводы. Рекомендации. Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что для успешного социально-экономического развития и организации административно-правовой жизни на территориях кавказских гор Российской империи необходима была правильная политика центра, учитывающая национальные особенности края. Оптимизация государственной политики на международной арене и во внутренних делах должна сопровождаться созданием и упрочением интеллектуальной привлекательности нашего многонационального и поликонфессионального государства - России, неотъемлемой части Европы и Азии.

Выявляя самобытные концепции социально-экономического и правового развития горных территорий Северного Кавказа в трудах видных представителей осетинской правовой мысли, можно сделать вывод о том, что они сумели подойти к осознанию общей картины состояния социально-экономического развития народов юга России и предлагали меры интенсификации экономики, некоторые из которых могут быть использованы сегодня в деле евразийской экономической интеграции.

Библиографический список

1. Магометов А.А., Чеджемов С.Р. Культура, интеллигенция, образование: история и теория. Владикавказ, СОГУ им. К.Л. Хетагурова, 2014. 182 с.

2. Циолковский К.Э. Грезы о земле и небе: научно-фантастические произведения. Тула: ПКИ, 2018. 488 с.

3. Вернадский В.И. Начало и вечность жизни М., 2014. 702 с.

4. Чеджемов С.Р. Развитие государственно-правовых отношений и правовой культуры на юге России (XVIII - начало XIX веков). Государство и право. 2009. № 7. С. 77-82.

5. Чеджемов С.Р. Правопослушание как результат правовой аккультурации на юге России до революционных событий 1917 г. (по материалам истории осетинского народа). Журнал российского права. 2017. № 11 (251). С. 25-33.

6. Анкваб М.Ф. Народная педагогика абхазов: воспитание детей посредством традиций и обычаев. Аграрный вестник Урала. 2015. № 5 (135). С. 61-63.

7. Белогуров А.Ю., Чеджемов С. Р. Коста Хетагуров - просветитель и гуманист. Педагогика. 2009. № 10. С. 81-85.

8. Айларова С.А. Андрей Баев и его книга «Статьи по кооперации». Известия СО-ИГСИ. 2017. № 26 (65). С. 32-41.

9. Хетагуров К.Л. Владикавказские письма. Северный Кавказ. 1896. 1 августа.

10. Туаева Б.В., Канукова З.В., Усова Ю.В., Плиева З.Т. Ремесленники в социально классовой структуре городов Северного Кавказа. Былые годы. Российский исторический журнал. 2017. № 44 (2). С. 378-386.

11. Хетагуров К.Л. Избави Бог и нас от этаких судей // Антология педагогической мысли Северной Осетии. Сост. Э.К. Каргиев, С.Р. Чеджемов. Владикавказ, Ир, 1993. 416 с.

12. Цаголов Г.М. Ночью в горах. Собрание сочинений в 3-х т. Т.1. С. 22-23. Владикавказ: Ир, 1992. 344 с.

13. Канукова З.В., Туаева Б.В. Этнические группы в Осетии: исторический опыт жизнеустройства и перспективы этнокультурного развития. В сборнике: Межнациональное согласие - социальный приоритет государственности Материалы Международной научно-практической конференции. 2018. С. 164-171.

14. Ардасенов Алихан. Избранные труды. Владикавказ, 1997. 335 с.

15. Бекоева Т.А., Айларова С.А. Научно-просветительская деятельность Н.И. Воронова на Северном Кавказе. Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2017. № 2. С. 9-15.

16. Ардасенов А.Г. [В.Н.Л.]. Переходное состояние горцев Северного Кавказа. Тифлис, 1896. 120 с.

17. Айларова С.А. Культурно-хозяйственные идеи северокавказских просветителей первой половины XIX века. Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2015. № 5. С. 14-22.

18. Чеджемов С.Р. А. Г. Ардасенов о государстве, праве и образовательной политике. Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. 2013. № 1. С.69-72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.