Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ А.Г. АРДАСЕНОВА'

ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ А.Г. АРДАСЕНОВА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
61
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А.Г. АРДАСЕНОВ / A. G. ARDASENOV / НАРОДНИКИ / POPULISTS / ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА / THEORY AND HISTORY OF STATE AND LAW / ОСЕТИЯ / OSSETIA / ПЕДАГОГИКА / PEDAGOGY / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / INTELLECTUALS / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / LEGAL STATE / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CIVIL SOCIETY / ПРАВОВЫЕ ТРАДИЦИИ / LEGAL TRADITIONS / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / POLITICAL CULTURE / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / LEGAL CULTURE / НАРОДНИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ / POPULIST THEORY / МЕТОДОЛОГИЯ / METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Айбатов М.М.

В статье исследуются политико-правовые идеи видного представителя осетинской интеллигенции А.Г. Ардасенова и делается попытка пересмотреть некоторые идеологические клише в анализе его творческого наследия, раскрываются подходы А.Г. Ардасенова к регулированию земельно-правовых отношений, состоянию и причинам роста преступности в регионе. Отмечается, что в годы идеологического диктата исследователи на различные лады обыгрывали тезисы о тяжелом положении народа в условиях царского режима, а вся российская империя представлялась не иначе как «тюрьма народов». Сегодня, подчеркивает автор, нет необходимости убеждать кого-либо в том, что подобные выводы в методологическом и историко-правовом плане научно некорректны. Процесс формирования правового государства и гражданского общества должен опираться на использование правовой традиции и культуры народов страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE-LEGAL VIEWS OF A.G. ARDASENOV

The article examines political and legal ideas of a prominent representative of the Ossetian intellectuals A. G. Ardasenov and attempts to reconsider some of the ideological clichés in the analysis of its artistic heritage, reveals Ardasenov A. G. approaches to the regulation of land legal relations, the state and the reasons for the rising crime in the region. It is noted that in the years of ideological diktat researchers on different frets beat theses about the plight of people under the tsarist regime, and the whole Russian Empire was represented not only as "the prison of Nations". Today, the author stresses, there is no need to convince anyone that such findings on methodological and historical-legal terms, is scientifically incorrect. The process of forming legal state and civil society should be based on the use of legal tradition and culture of the peoples of the country.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ А.Г. АРДАСЕНОВА»

УДК 340.1-05

ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ А.Г. АРДАСЕНОВА

Айбатов М.М., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация, aibatov52@yandex.ru

В статье исследуются политико-правовые идеи видного представителя осетинской интеллигенции А.Г. Ардасенова и делается попытка пересмотреть некоторые идеологические клише в анализе его творческого наследия, раскрываются подходы А.Г. Ардасенова к регулированию земельно-правовых отношений, состоянию и причинам роста преступности в регионе. Отмечается, что в годы идеологического диктата исследователи на различные лады обыгрывали тезисы о тяжелом положении народа в условиях царского режима, а вся российская империя представлялась не иначе как «тюрьма народов». Сегодня, подчеркивает автор, нет необходимости убеждать кого-либо в том, что подобные выводы в методологическом и истори-ко-правовом плане научно некорректны. Процесс формирования правового государства и гражданского общества должен опираться на использование правовой традиции и культуры народов страны.

Ключевые слова: А.Г. Ардасенов, народники, теория и история государства и права, Осетия, педагогика, образование, интеллигенция, правовое государство, гражданское общество, правовые традиции, политическая культура, правовая культура, народнические теории, методология.

UDC 340.1-05

STATE-LEGAL VIEWS OF A.G. ARDASENOV Aibatov M.M., Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation, aibatov52@yandex.ru

The article examines political and legal ideas of a prominent representative of the Ossetian intellectuals A. G. Ardasenov and attempts to reconsider some of the ideological clichés in the analysis of its artistic heritage, reveals Ardasenov A. G. approaches to the regulation of land legal relations, the state and the reasons for the rising crime in the region. It is noted that in the years of ideological diktat researchers on different frets beat theses about the plight of people under the tsarist regime, and the whole Russian Empire was represented not only as "the prison of Nations". Today, the author stresses, there is no need to convince anyone that such findings on methodological and historical-legal terms, is scientifically incorrect. The process of forming legal state and civil society should be based on the use of legal tradition and culture of the peoples of the country.

Key words: A. G. Ardasenov, populists, theory and history of state and law, Ossetia, pedagogy, education, intellectuals, legal state, civil society, legal traditions, political culture, legal culture, populist theory, methodology.

Алексей (Алихан) Гавриилович (Губиевич) Ардасенов (1852-1917) - видный представитель интеллигенции юга России второй половины XIX века родился в селении Эльхотово в интеллигентной семье. После учебы в Ставропольской мужской гимназии с 1867 по 1870 год учился в Московской земледельческой школе, по окончании которой продолжил образование и в 1879 году успешно окончил Императорский земледельческий институт, находившийся в те годы в Санкт-Петербурге. Во время учебы он сблизился с революционно настроенными преподавателями и студентами, увлекся идеями народников и вскоре стал одним из их видных представителей на Кавказе, куда он приезжал во время каникул и отпусков.

В 1879 году, успешно окончив вуз, он стал работать в землеустроительных комиссиях в Тифлисе (ныне г. Тбилиси), Владикавказе, Ереване и других крупных городах края, затем преподавателем в Тифлисской школе садоводства. Наряду с

практической деятельностью А. Ардасенов занялся научно-исследовательской и просветительской работой.

По своим идейным взглядам А. Ардасенов - первый из осетин, который не только примкнул к народническому движению, но и сыграл в нем видную роль, как на Северном Кавказе, так и в столице Российской империи. Произведения народников-осетин (в основном записки эпистолярного жанра, но были и опубликованные статьи и, как в случае с А. Ардасеновым, специальные исследования) отражали насущные проблемы, среди которых основными являлись вопросы о земле, о воле и социальной справедливости. В отличие от многих представителей народнической теории, отрицавших утверждение в России капиталистических экономических отношений, А. Ардасенов в монографическом произведении «Переходное состояние горцев Северного Кавказа» убедительно доказал, что они

не только утвердились, но и вступают в более высокую стадию своего развития.

В те годы в условиях набиравшего силу революционного движения студенчество начинает играть все более заметную роль в этом процессе. В истории учений о праве и государстве нашего Отечества появляется и крепнет самобытное явление российской общественной мысли - народничество, которое, по справедливой мысли Е.В. Поликарповой, является незаурядным явлением в развитии самосознания российского общества [1, с. 7].

Оно во многом способствует развитию самосознания народов страны. Это хорошо видно на примере А. Ардасенова. В 1874 году по его инициативе и при его деятельном участии во Владикавказе была организована первая массовая общественно-политическая организация народнического толка, большинство членов которой были осетинами - А. Айдаров, О. Бритаева, Е. Газданов, П. Год-жиев, Д. Голиев, Д. Сохиев, X. Тускаев, братья Ибрагим и Индрис Шанаевы и другие. Они активно пропагандировала пользу и необходимость политического и правового просвещения, выступали с экономическими и политическими требованиями. Уже тогда из российской столицы и других городов волна народнического движения достигла Владикавказа. Здесь осетинские народники создали свой первый кружок. В него вошли А. Ардасенов (руководитель кружка), Ибрагим и Джантемир Шанаевы, Гургок Газданов, Дзиболка Голиев, П. Годжиев, X. Тускаев и другие, всего около 20 человек.

Члены народнических кружков обсуждали политические и государственно-правовые вопросы, распространяли запрещенную и дозволенную литературу, обучали детей и взрослых политической и правовой грамоте, выдвигали и отстаивали смелые, подчас новаторские идеи в области политического и государственного переустройства российского общества. Отдельной темой в этой деятельности стояла идея развития национального самосознания и правовой культуры.

Выявляя национальную и конфессиональную специфику осуществления государственной политики на Кавказе, народники, действовавшие под руководством А.Г. Ардасенова, основной упор делали не на насильственные методы борьбы, а на политическое и правовое просвещение народных масс. Это было делом немыслимым без «формирования правосознания и правовой культуры населения» [2, с. 34].

В годы идеологического диктата исследователи на различные лады обыгрывали тезис о тяжелом положении народа в условиях царского режима, а вся российская империя представлялась не иначе как «тюрьма народов». Думается, что сегодня нет необходимости убеждать кого-либо в том, что подобные выводы в методологическом и исто-рико-правовом плане научно некорректны. Процесс формирования правового государства и гражданского общества должен опираться на использова-

ние правовой традиции и культуры народов страны.

Ныне творческое наследие А.Г. Ардасенова нуждается в тщательно выверенном неидеализированном прочтении, и мы согласны с мнением профессора С. А. Айларовой в отношении того, что труды Ардасенова обильно цитируется, но без попытки понять концепцию автора [3, с. 95-103].

В ряде ранее опубликованных исследований о жизни и творчестве А. Ардасенова отмечается, что главным препятствием на пути к демократии А. Ардасенов считал российское самодержавие. Политическое сопротивление его режиму в Осетии он рассматривал как главную задачу национально-освободительного движения, считают некоторые авторы.

Проведенный нами анализ его творческого наследия позволяет усомниться в этом. А.Г. Арда-сенов один из первых кавказских просветителей, кто в своем творчестве проанализировал ненасильственные методы взаимодействия старого (феодально-крепостнического) и нового (буржуазно-либерального) общественного уклада и отражение этого, пускай и болезненного, общественного явления на развитие государственно-правовых отношений. Ярым сторонником уничтожения монархии как формы правления в России он не был.

Вместе с тем, «встреча старого и нового происходит на российском правовом поле и развивается по условиям, определенным российским правом, когда современная торгово-промышленная жизнь и новые экономические отношения, в которых горцу приходится теперь действовать волею или неволею, подвергают его хозяйственный быт, культуру, правосознание серьезному испытанию, увлекая за собой и подчиняя своему влиянию» [4, с. 84]. Вовлечение Северного Кавказа в сфёру политико-административного влияния империи ставило горские общества перед необходимостью решительного преобразования традиционного правопорядка и жизнеустройства, к чему оно было принципиально не готово [5].

Изменяются и, надо сказать, совершенствуются способы производства, жизненный уклад, культурные и правовые ценности и приоритеты. Все это требует новых правовых форм, т. е. изменения законодательной базы. «Встречаясь с другой, более развитой политико-правовой жизнью, - пишет Ардасенов, - впечатлительный горец ясно, так сказать, при свете дня, увидел все несовершенство своей жизни. У него словно разбежались глаза. Хочешь, не хочешь, а нужно подражать, заимствовать, покупать» [6, с. 85].

Сегодня, проводя правовой анализ работ дореволюционных мыслителей по теории и истории Российского государства и права, в том числе и по вопросам политико-правовых воззрений народников, необходимо сделать достоянием широкой общественности то, что Россия никогда не была «тюрьмой» ни для какого народа, а народы Кавказа

издавна славились не только героизмом и отвагой, но и научно-исследовательской деятельностью по постижению объективных законов развития государства и общества.

Анализируя вопросы земельного права, автор подчеркивал необходимость государственного регулирования вопросов землепользования в условиях малоземелья, законодательного закрепления прав собственности за крестьянами и внедрения новых методов землепользования [7, с. 7].

Применительно к истории государства и права осетинского народа следует сказать, что осетины, как и иные нерусские народы, войдя в состав России, приобщались к качественно более высокому уровню государственно-правового развития, что благоприятно воздействовало на их общественно-политическое устройство. Вхождение в состав Российского государства фактически спасло народы Кавказа от физического истребления, позволило им не только сохранить свои национальные обычаи и культуру, но и развивать их в рамках общероссийского «единого правового пространства» [8, с. 10].

Примером подобной работы может служить деятельность по созданию алфавитов народов Кавказа. Эта проблема нашла в лице А. Ардасенова скрупулезного и заинтересованного подвижника и явилась одной из тем его научных исследований. В работе «К вопросу о Кавказских алфавитах» А.Г. Ардасенов подчеркивал прогрессивное значение русского экономического, политического и правового влияния на развитие народов Кавказа, особо выделяя роль русского языка в просвещении народных масс.

Говоря о безусловно положительном влиянии присоединения Кавказа к России, нельзя в то же время идеализировать всю государственно-правовую политику самодержавия. Юридического равенства между народами до революции 1917 года не было. Были ограничения в правах по национальной и конфессиональной принадлежности. Но в целом мы солидарны с выдающимся исследователем Кавказа М.М. Ковалевским, писавшим: «К чести нашей политики надо сказать, что в сношениях с народностями, населяющими империю, мы никогда не обнаруживали той готовности ломать установленный у них веками строй, какой отличалась, например, английская политика в Индии... Русскую администрацию менее всего можно винить в непонимании или отрицании чужих религиозных, нравственных и правовых устоев» [9, с. 266-289].

Подтверждением этих слов является большая просветительская работа на Кавказе, которую организовывала и спонсировала царская власть. Одним из проявлений этого стала деятельность таких массовых просветительских общественных организаций, как Осетинская духовная комиссия и Общество распространения образования и технических сведений «среди горцев Терской области», членом правления которой он состоял вплоть до своей кончины.

Отмечая, что под воздействием капиталистических отношений нивелируется национальная самобытность народа, он с горечью констатирует, что в этих условиях скоро «от осетинского народа останется один лишь остов - это, прежде всего язык, подвергшийся наименьшему влиянию и изменению, родовое начало, пока лишь несколько подточившееся, и религиозно-нравственный мир горца, еще сохраняющийся, хотя и лишенный прежней полноты и целостности» [10, с. 108].

В статье «Проделки несменяемого» он одним из первых среди кавказской интеллигенции выявляет коррупционные риски, таившиеся на пути первоначального накопления капитала. Характеризуя преступный элемент на Кавказе, он отмечает его общие черты независимо от национальных особенностей.

Криминологические мотивы хорошо прослеживаются в следующем обобщении автора: «Воровство увеличилось в значительной степени, превратившись из более снисходительного, рыцарского, так сказать, благородного - в нечто мелкое, позорное, жульническое... И прежде воровал горец, но для каждого из них приходила пора и для спокойной жизни. Кровь перекипит, успокоится, горец оставлял ночные похождения. Это и понятно: воровство было не ремеслом, не продуктом нравственной порчи народа и экономического гнета, а, скорее, проявлением избытка сил, которых горец не знал куда девать. Прежнего вора не столько интересовала добыча, корысть, сколько сам процесс ночных похождений, со всеми их приключениями дававших возможность проявить силу, ловкость и мужество. Ныне же главнейшей побудительной причиной воровства сделалась выгода, добыча, корысть. Вследствие такого нового характера воровства нынешний вор уже ни перед чем не останавливается: он потерял чувство сострадания и великодушия... "Все, что плохо лежит, - мое, что бы то ни было и кому бы ни принадлежало", - говорит теперешний вор» [11, с. 114].

Здесь видно, что автор выступает как тонкий психолог, анализируя умонастроения людей, волей жизненных обстоятельств вынужденных совершать преступления в условиях голода и нищеты. Для искоренения воровства как антиобщественного явления и профилактики краж Ардасенов призывал не только и не столько ужесточать уголовное законодательство, сколько действовать при помощи просветительских мер по развитию правовой культуры народов Кавказа, ликвидировать социальные корни противоправного поведения, создавать экономические условия, позволяющие народу трудиться и получать справедливое вознаграждение за свой труд.

Культурное развитие народов Кавказа, по мысли А. Ардасенова, выражается в обычаях и обрядах, «выработанных продолжительною гражданскою жизнью народа. К сожалению, мы не видим, чтобы эта существеннейшая часть всякой культуры

могла получить сколько-нибудь заметное развитие в неприступных и изолированных трущобах гор среди мелких и отдельных воинственных союзов, постоянно враждовавших между собою, где не было места для развития общественной жизни» [12, с. 83-84].

Резюмируя вышеизложенное, полагаем, что данной работой отнюдь не исчерпывается задача анализа наследия видного деятеля осетинского просвещения А.Г. Ардасенова. Круг его научных интересов необычайно широк и разнообразен. Он охватывает насущные проблемы экономического, политического и правового развития народов России, всего нашего государства и общества. Это во-

просы интенсивного развития сельского хозяйства путем использования передовых методов землепользования, в частности травосеяния, организации политического просвещения и формирования национального правосознания, улучшения системы преподавания и развития культурного уровня народов Кавказа, создание единого правового пространства и некоторые другие.

Анализ политико-правовых воззрений А. Ардасенова показывает, что он выступал за необходимость реформ в государственно-правовой сфере с учетом особенностей национального менталитета и уровня правовой культуры народов страны.

Литература

1. Поликарпова Е.В. Программа реформ в политико-правовой идеологии раннего народничества: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2010. 50 с. URL: http://law.edu.ru/book/book.asp?bookID=1401090 (дата обращения: 11.01.2016).

2. Джамалова Э.К. Историко-правовой анализ конституционного законодательства Дагестана на формирование правосознания // Юридический вестник ДГУ. Т.13. 2015. №1. С. 33-36.

3. Айларова С.А. Особенности социально-экономического развития горских народов в конце XIX века и работа А. Г. Ардасенова «Переходное состояние горцев Северного Кавказа» // Россия и Северный Кавказ (проблемы историко-культурного единства). Грозный, 1990. 146 с.

4. Ардасенов А.Г. Переходное состояние горцев Северного Кавказа // Избранные труды. Владикавказ, 1997. 114 с.

5. Айбатов М.М. Государственно-правовая мысль просветителей Северного Кавказа в Х1Х - начале ХХ века. URL: http://lawtheses.com/gosudarstvenno-pravovaya-mysl-prosvetiteley-severnogo-kavkaza-v-XIX-nachale-XX-veka (дата обращения: 11.01.2016).

6. Ардасенов А. Г. Переходное состояние горцев Северного Кавказа // Избранные труды. Владикавказ, 1997. 114 с.

7. Ардасенов А. Г. К вопросу о кавказских алфавитах // Антология педагогической мысли Северной Осетии / сост. Э. К. Каргиев, С. Р. Чеджемов. Владикавказ: Ир, 1993. 419 с. URL: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=5018301 (дата обращения: 11.01.2016).

8. Азизова В. Т. Идеологические основы обеспечения единого правового пространства Российской Федерации // Юридический вестник ДГУ. 2014. № 4. С. 9-11.

9. Ковалевский М. М. Современный обычай и древний закон. М., 1886. 754 с.

10. Блиев М.М., Бзаров Р.С. История Осетии. М., 2000. 354 с. URL: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4179627// (дата обращения: 11.01.2016).

11. Ардасенов А. Г. Переходное состояние горцев Северного Кавказа // Избранные труды. Владикавказ, 1997. 114 с.

12. Айларова С.А. Революция возрастающих потребностей в горском селе. URL: http://www.darial-online.ru/2002_3/aularov.shtml (Дата обращения : 11.01.2016).

References

1. Polikarpova E.V. Programma reform v politiko-pravovoi ideologii rannego narodnichestva: avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk. M., 2010. 50 s. URL: http://law.edu.ru/book/book.asp?bookID=1401090 (data obrashche-niya: 11.01.2016).

2. Dzhamalova E.K. Istoriko-pravovoi analiz konstitutsionnogo zakonodatel'stva Dagestana na formiro-vanie pravosoznaniya // Yuridicheskii vestnik DGU. T.13. 2015. №1. S. 33-36.

3. Ailarova S. A. Osobennosti sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya gorskikh narodov v kontse XIX veka i rabota A.G. Ardasenova «Perekhodnoe sostoyanie gortsev Severnogo Kavkaza» // Rossiya i Severnyi Kav-kaz (problemy istoriko-kul'turnogo edinstva). Groznyi, 1990. 146 s.

4. Ardasenov A. G. Perekhodnoe sostoyanie gortsev Severnogo Kavkaza // Izbrannye trudy. Vladikavkaz, 1997. 114 s.

5. AibatovM.M. Gosudarstvenno-pravovaya mysl' prosvetitelei Severnogo Kavkaza v KhIKh - nachale KhKh veka. URL: http://lawtheses.com/gosudarstvenno-pravovaya-mysl-prosvetiteley-severnogo-kavkaza-v-XIX-nachale-XX-veka (data obrashcheniya: 11.01.2016).

6. Ardasenov A. G. Perekhodnoe sostoyanie gortsev Severnogo Kavkaza // Izbrannye trudy. Vladikavkaz, 1997. 114 s.

7. Ardasenov A. G. K voprosu o kavkazskikh alfavitakh // Antologiya pedagogicheskoi mysli Severnoi Osetii / sost. E. K. Kargiev, S. R. Chedzhemov. Vladikavkaz: Ir, 1993. 419 s. URL: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=5018301 (data obrashcheniya: 11.01.2016).

8. Azizova V.T. Ideologicheskie osnovy obespecheniya edinogo pravovogo prostranstva Rossiiskoi Fede-ratsii // Yuridicheskii vestnik DGU. 2014. № 4. S. 9-11.

9. KovalevskiiM. M. Sovremennyi obychai i drevnii zakon. M., 1886. 754 s.

10. Bliev M.M., Bzarov R. S. Istoriya Osetii. M., 2000. 354 s. URL: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4179627// (data obrashcheniya: 11.01.2016).

11. ArdasenovA.G. Perekhodnoe sostoyanie gortsev Severnogo Kavkaza // Izbrannye trudy. Vladikavkaz, 1997. 114 s.

12. Ailarova S.A. Revolyutsiya vozrastayushchikh potrebnostei v gorskom sele. URL: http://www.darial-online.ru/2002_3/aularov.shtml (data obrashcheniya: 11.01.2016).

Поступила в редакцию 20 января 2016 г.

Received 20 January, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.