Научная статья на тему 'Проблемы эффективности финансирования производственной и управленческой деятельности в лесном хозяйстве'

Проблемы эффективности финансирования производственной и управленческой деятельности в лесном хозяйстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
181
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кораблев Сергей Александрович

Рассмотрены проблемы оценки эффективности производственной и управленческой деятельности в лесном хозяйстве по конечным результатам. Разработаны и определены основные направления совершенствования экономического механизма лесных отношений на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of an estimation of efficiency of industrial and administrative activity in a forestry on end results are considered. The basic directions of perfection of the economic mechanism of wood attitudes at the present stage are developed and certain.

Текст научной работы на тему «Проблемы эффективности финансирования производственной и управленческой деятельности в лесном хозяйстве»

В результате проведения указанных процедур получена целостная картина того, как может повлиять внедрение АИСУ на систему управления вузом (то есть - на отдельные операции и функции процессов управления). В дальнейшем проведено измерение длительности выполнения функциональных операций при существующей информационной системе управления, и в численном выражении оценено изменение длительности при использовании возможностей АИСУ. Например, длительность операций по вводу информации практически не изменяется, в отличие от операций аналитического характера (при наличии соответствующих инструментов в АИСУ). Агрегирование получаемого эффекта по каждой операции позволяет определить эффект в рамках всей организации и достаточно достоверно оценить возможную доходную составляющую внедрения и использования автоматизированной информационной системы управления.

Получив описанным способом расходы и доходы, обусловленные внедрением АИСУ, рассчи-

тываются показатели эффективности инвестиций в систему [3]:

1. Чистый приведенный доход (Net Present Value, NPV) - сумма эффектов за расчетный период, приведенная к первоначальному шагу. Для эффективного инвестиционного проекта значение NPV является неотрицательным.

2. Период окупаемости (Payback Period, PP) -временной период, по прошествии которого затраты, обусловленые инвестиционным проектом, покрываются его совокупными результатами. Для эффективных инвестиционных проектов значение PP меньше их длительности.

3. Индекс прибыльности (Profitability Index, PI) - отношение суммы приведенных эффектов к величине инвестиций. Для эффективного проекта PI принимает значение большее единицы.

Предлагаемая нами методика расчета эффективности инвестиций в автоматизированную информационную систему отличается наглядностью, достаточной простотой расчетов и в то же время приемлемой точностью результатов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бурцев В. Инвестировать ли в информационные системы управления? Интернет ресурс: http:// www.zhuk.net.

2. Влияние информационных технологий на развитие фирм // Проблемы теории и практики управления. 2005. № 5. С. 113-119.

3. Волков А. С., Марченко А. А. Оценка эффективности инвестиционных проектов: Учеб. пособие. М.: Изд. РИОР, 2006. 111 с.

4. Граванова Ю. Сколько стоит ERP построить? Интернет ресурс: http://www.iteam.ru.

5. Емельянова Н. 3., Партыка Т. Л., Попов И. И. Основы построения автоматизированных систем: Учеб. пособие. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. 416 с.

6. Зырянов М. Эффективность ERP можно оце-

нить. Интернет ресурс: http://www.osp.ru.

7. Информационные системы и технологии в экономике и управлении: Учебник / Под ред. проф.

B. В. Трофимова. М.: Высшее образование, 2006. 480 с.

8. Крюков В. В., Шахгельдян К. И. Информационные технологии управления вузом // Университетское управление. № 2. 2005. С. 85-94.

9. Мейор Т. Как оценить преимущества ИТ. Интернет ресурс: http://www.osp.ru.

10. Некрасова Е. Информационная система предприятия: эффекты или эффективность? Интернет ресурс: http://www.cio-world.ru/.

11. Уэйлгам Т. Переполох в студенческом городке // Директор информационной службы. 2006. № 11.

C. 62-67.

С. А. Кораблев

Проблемы оценки эффективности финансирования производственной и управленческой деятельности в лесном хозяйстве

Сметно-бюджетная система финансирования лесного хозяйства порождает адекватную систему экономической организации лесохозяйственного производства и управления лесами, при которой не проис-

ходит соизмерения затраченных средств на работы и мероприятия с их конечными результатами.

В соответствии с проектом федерального бюджета 2008 г., предполагается примерно удвоить рас-

ходы на лесное хозяйство. Основное планируемое увеличение приходится на субвенции субъектам РФ на осуществление переданных им полномочий по управлению лесами. Их размер планируется увеличить более чем вдвое по сравнению с 2007 г. (общая сумма субвенций должна составить 16 321 млн. рублей). Общий объем финансирования Федерального агентства лесного хозяйства должен составить в 2008 г. 24 412 млн. рублей.

Можно выполнить большой объем работы, затратить денежные средства и не иметь при этом положительного конечного результата.

В лесном хозяйстве ситуация усугубляется по причине разновременности понесенных затрат и получаемых результатов, например создание лесных культур до момента перевода их в покрытые лесом земли занимает по времени 5-8 лет, затраты на проведение рубок ухода в молодых насаждениях дадут положительный результат лишь через десятилетия и т. д.

Главной особенностью лесного хозяйства является длительный процесс производства, имеющий продолжительность в несколько десятилетий. Из этого следует вывод о тесном переплетении деятельности человека с естественным ходом роста деревьев.

На первом этапе создания лесных культур преобладает производственный фактор - «труд», на втором решающую роль играет природный фактор. Оценка исследователей показывает, что при возрасте леса в сто лет доля рабочего времени в общем процессе лесовыращивания составляет около 0,2% [8].

Такое незначительное потребление труда в лесном хозяйстве приводит к потребности в больших производственных площадях в лесном хозяйстве: на одного работника, занятого в лесном хозяйстве, приходятся значительные площади лесов, что приводит к росту транспортных расходов и создает дополнительные трудности при реализации управленческих и контрольных функций.

Еще одной особенностью организации лесного хозяйства является сочетание производственной деятельности с непроизводственными функциями. Производственная деятельность лесхозов как предприятий лесопромышленного комплекса многогранна: элементы промышленной лесоэксплуатации (рубки ухода), сельского хозяйства (лесное земледелие, питомники), капитального строительства (лесохозяйственные дороги, объекты производственного и жилищно-коммунального хозяйства), лесоосушение и создание

лесозащитных полос, и другие. Большой объем работ в лесхозах связан с реализацией управленческих и контрольных функций, что отличает их от предприятий других отраслей.

Важной особенностью является ярко выраженная сезонность выполнения лесохозяйствен-ных работ и мероприятий, что приводит к неодинаковой потребности в труде в различные времена года и затрудняет маневр рабочей силой, создает дополнительные сложности при организации лесохозяйственных работ. Многие исследователи отмечают эту особенность и дают рекомендации по ее учету [1, 2, 4].

И, наконец, ведение лесного хозяйства подразумевает региональный характер, так как номенклатура работ и технология их выполнения зависят от зональных и типологических различий. Появляется необходимость проведения работ по лесоэкономическому районированию, делению лесов по степени их доступности. «В условиях федеральной собственности на леса такие требования должны реализовываться через принятие региональных лесополитических решений» [7, с.

14].

Рассмотрев основные особенности организации лесного хозяйства, видим, что лесхоз в настоящее время представляет собой многопрофильное хозяйство, где тесно переплетается обширный круг производственных функций с функциями управления лесным фондом и контроля за лесопользованием.

Если говорить об экономических основах функционировании лесхозов, следует отметить, что действующая до настоящего времени смет-но-бюджетная система экономических отношений в лесном хозяйстве вступила в противоречие с требованиями времени и препятствует внедрению рыночных отношений. Сущность сметно-бюджетной системы заключается в том, что затраты на выполнение видов лесохозяйственных работ планируются (составляются сметы на их выполнение) и возмещаются в пределах смет из финансовых источников (бюджетных и внебюджетных).

Экономические условия лесного хозяйства коренным образом изменились с 1993 г.: резко возросли объемы непроизводственных функций по охране леса от лесонарушений и на охрану лесов от пожаров; возросли объемы лесовосста-новительных работ в условиях сплошных концентрированных рубок; производственные функции в лесхозах стали преобладать, что связано с ростом объемов рубок ухода за лесом. В то же время

система финансирования лесного хозяйства за этот длительный период по сути своей осталась прежней [3].

К моменту перехода к рыночным отношениям (1993 г.) все лесхозы были комплексными лесными предприятиями, где лесное хозяйство комбинировалось с промышленными видами деятельности: лесозаготовками и первичной деревопереработкой. В результате часть прибыли от промышленной деятельности оставалась в рамках предприятия и могла быть использована и на развитие лесного хозяйства.

После перехода к рыночным отношениям экономическое положение лесхозов резко ухудшилось, поскольку им было запрещено заниматься промышленными видами деятельности (1993 г.), имеющиеся промышленные цеха были отделены и приватизированы. Лесхозы лишились источника финансирования - прибыли от промышленной деятельности. Социальная сфера была поделена и та часть, что отошла лесхозам, осталась без источников финансирования. Бюджетное финансирование снизилось до 15-20%, при этом средства стали выделяться только для выплаты заработной платы, средства на капитальные вложения и капитальный ремонт перестали выделяться.

Для выживания лесхозы вынуждены были усиленно развивать виды деятельности, обеспечивающие получение собственных средств для покрытия расходов (внебюджетные источники), в частности реализацию ликвидной древесины, получаемой от рубок ухода за лесом. Следующим источником являются услуги производственного характера, выполняемые лесхозами для сторонних организаций. Значительную долю составляли средства, зарабатываемые лесхозами при проведении торгов и аукционов. Традиционными являются средства, вырученные от продажи семян сеянцев и саженцев.

Нужно отметить, что вопросам оценки эффективности финансирования производственной и управленческой деятельности лесного хозяйства посвящены работы ряда авторов. Так, еще в 1956 г. В. П. Толчеев писал, что «Существующий в настоящее время порядок финансирования лесхозов УССР за счет государственного бюджета, независимо от результатов их хозяйственной деятельности, порождает безответственность и бесконтрольность...» [9, с. 46].

В 1963 г. И. В. Туркевич, характеризуя комплексные лесные предприятия, отмечал: «...предприятие должно обладать организационным экономическим единством, что означает наличие еди-

ного руководства, плана, учета, общности людских, материальных, технических и финансовых ресурсов, а также экономических результатов работы. Между тем, предприятия лесного хозяйства не обладают таким единством» [9, с. 7].

В 1967 г. Т. С. Лобовиков, характеризуя бюджетное финансирование работ в сметном порядке в лесхозах, отмечал: «При этой системе затратам не противостоит учет каких-либо стоимостных результатов, какой-либо продукции, имеющей в себе эти затраты, исполнение плана в финансово-экономическом смысле означает только расходование ассигнований в суммах, указанных по статьям сметы, но отнюдь не создание каких-либо стоимостей в результате этих расходов. Поэтому здесь полностью отсутствует какое бы то ни было соизмерение затрат с результатами...» [5, с. 15].

Конструктивные предложения были выдвинуты Т. С. Лобовиковым [6], И. В. Туркевичем [9], заключающиеся в том, что продукцией лесовы-ращивания является не древесина и не иные продукты, а сам лес как угодие, удовлетворяющее потребности общества в древесине и других по-лезностях.

В последующие годы развитие общих теоретических положений хозрасчета в лесном хозяйстве отражено в частности в работе ряда исследовательских организаций и работах кафедры экономики лесного комплекса Ленинградской лесотехнической академии.

Так, В. А. Ильин писал, что «Под хозрасчетом в лесном хозяйстве, согласно исходной концепции ЛТА, понимается система производственных отношений на предприятиях лесного хозяйства, основанная на таком методе хозяйствования, при котором затраты на продукцию лесохозяй-ственного производства возмещаются выручкой от ее реализации, для организации хозрасчета необходимо расчленить единый длительный процесс лесовыращивания на такие, достаточно короткие этапы, на рубеже которых лес мог бы стать объектом сдачи-приемки и оплаты в возмещение затрат. На каждом этапе продукцией лесохозяй-ственного производства являются не работы, а вещественные результаты этих работ» [3, с. 10]. Как видим из этого определения, хозрасчетная организация лесного хозяйства строилась по образу и подобию организации в промышленных производствах и она в большей степени соответствовала рыночным отношениям.

Работа по переводу лесного хозяйства на хозрасчет активизировалась после образования Гос-комлеса СССР (март 1988 г.). Теоретические и

практические разработки позволили Госкомлесу СССР сформулировать концепцию развития лесного хозяйства и разработать «Положение о переводе лесохозяйственных предприятий, объединений и организаций Госкомлеса СССР - на хозяйственный расчет» (1989).

Для повышения эффективности финансирования производственной и управленческой деятельности в лесном хозяйстве был предложен вариант перехода предприятий на хозрасчет. Предполагалось осуществить на основе сочетания оплаты готовых объектов лесохозяйственно-го производства за счет средств государственного бюджета и выручки от реализации продукции (услуг), вводилось начисление амортизации на основные фонды лесохозяйственного назначения, создавался страховой фонд в размере 2% средств, централизованно планируемых на ведение лесного хозяйства. Однако удачно начавшийся эксперимент не получил развития при новом правительстве. С предприятиями, участвовавшими в эксперименте, поступили точно так же, как и со всеми другими: промышленные виды деятельности отобрали, учет и отчетность обязали проводить по старому образцу, как было до перевода лесхозов на хозрасчет; особые условия финансирования хозрасчетных лесхозов были отменены.

В 2003 г. в работе под руководством В. Н. Петрова были разработаны основные направления совершенствования экономического механизма лесных отношений на современном этапе [7] и обобщены многолетние исследования в области хозрасчетных отношений в лесном хозяйстве, отражены новые исследования последних лет и рассмотрены основные направления совершенствования экономических отношений в лесном хозяйстве в условиях перехода к рынку. Особое внимание в этой работе уделено экономическим результатам лесохозяйственного производства и, как отмечалось выше, продукции в лесном хозяйстве. «К продукции, как экономической категории, должны быть предъявлены определенные требования. Прежде всего, продукция - это результат, продукт труда конкретного работника, трудового коллектива, предприятия, организации. Во-вторых, продукция должна быть в состоянии, пригодном для осуществления акта реализации при подрядном, арендном и хозяйственных способах ее производства. Она должна быть измеряема с достаточной степенью точности в физических единицах как по количеству, так и по качеству за те периоды календарного времени, которые положены в основу оперативного планиро-

вания хозяйственной деятельности - преимущественно за год, а также за квартал и за месяц» [7, с.128]. Реализация данного положения в лесном хозяйстве (лесопромышленном комплексе) приводит к тому, что продукцией может быть или материальный продукт, или услуга.

Следовательно, следует определиться, что будет являться продукцией при реализации тех или иных функций в рамках предприятий лесопромышленного комплекса.

Наибольшие сложности с определением продукции возникли в лесокультурном производстве, что связано со спецификой процесса создания лесных культур. Завершенной продукцией лесо-культурного производства признаются молодые лесные насаждения (молодые леса), которые достигли состояния «смыкания» крон-параметров определенных стандартов, позволяющих гарантированно получить лес того или иного целевого назначения - эксплуатационного, рекреационного, водоохранного и т. д. [3, 7].

Тем не менее, многолетниий цикл создания лесных культур порождает определенные трудности в организации внутрипроизводственных экономических отношений, поэтому в качестве готовой продукции предложено использовать годовые комплексы работ. Таким образом, продукцией лесокультурного производства будут являться: [7, с. 133]: лесные семена (кг); сеянцы (тыс. шт); саженцы (тыс. шт); объекты лесовосстанов-ления (га): 1, 2, ..., п-го годов выращивания; лесные культуры и молодняки, созданные мерами содействия естественному возобновлению, переводимые в категорию ценных древесных насаждений (га); полезащитные (почнозащитные, про-тивоэрозионные) лесные насаждения (лесополосы) (га).

Продукцией деятельности лесопромышленного предприятия, связанного с лесопользованием и уходом за лесом, являются [7]:

• молодняки, введенные в категорию ценных древесных насаждений путем проведения мер ухода за лесом (га);

• лесосеки, отведенные под рубки главного пользования (га);

• лесосеки, отведенные под руки ухода за лесом и прочие виды пользования (га);

• молодняки после рубок ухода (га);

• насаждения после рубок прореживания (га);

• древесина, полученная при проведении проходных рубок (м3);

• насаждения после проходных, санитарных и прочих рубок (га);

• насаждения, очищенные от захламленности (га);

• услуги по биотехническим мероприятиям (тыс., руб.);

• услуги по удобрению лесов (тыс., руб./ га).

Следует отметить, что продукция рубок ухода за лесом носит двойственный характер, поскольку здесь создаются два вида потребительных стоимостей - «ухоженный лес», получивший в процессе ухода новые, более качественные параметры, и лесопродукция (ликвидная древесина).

В настоящее время в лесном хозяйстве практически не осуществляется контроль за резуль-

татами лесохозяйственных мероприятий, последний носит, как правило, промежуточный, характер.

Учитывая, что функции лесхозов разделяются и управленческие остаются за лесхозами, а производственные передаются сторонним организациям, в основном, коммерческим, то положение должно коренным образом измениться. В этом случае лесхозы (или другие органы управления) будут выполнять функции заказчика и приемщика - покупателя продукции лесного хозяйства, а исполнителями работ будут выступать независимые от лесхозов предприятия, действующие на договорной (контрактной) основе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Булыгина Н. Н. Оценка влияния природно-производственных факторов на эффективность лесозаготовок (на примере Архангельской области.). Дисс... канд. экон. наук, СПб.: ГЛТА. 1999. С. 74.

2. Ильин В. А., Петров В. Н. Совершенствование экономической организации охраны и защиты леса в условиях хозрасчета // Лесной журнал. 1989. № 4. С. 109-115.

3. Ильин В. А. Хозрасчет в лесохозяйственном производстве: Учеб. пособие. Л.: ЛТА, 1992. 64 с.

4. Ильин В. А., Петров В. Н. Совершенствование экономической организации охраны и защиты леса в условиях хозрасчета: текст лекций. Л.: ЛТА, 1990. 96 с.

5. Лобовиков Т. С. Вопросы экономической организации лесохозяйственного производства: Тезисы докладов к совещанию лесничих Ленинградской об-

ласти. Л., 1967. С.10-20.

6. Лобовиков Т. С. Лес как экономическое явление // Вопросы экономики лесного хозяйства. Воронеж: Центр. Чернозем. кн. изд-во. 1968, ч. 126-140.

7. Петров В. Н. Трансформация системы финансирования лесного хозяйства в сфере административной реформы // Лесное хозяйство. 2005. № 1. С. 15-17.

8. Полянский Е. В., Тритии В. С. Состав и строение механизма лесохозяйственного хозрасчета // Лесное хозяйство. 1989. № 11. С.19-22.

9. Туркевич И. В. Разработка экономических показателей комплексных лесных предприятий лесного хозяйства. М.: Гослесбумиздат, 1963. 128 с.

10. Фатхутдинов Р. А. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие. М.: ЗАО «Бизнес-школа Интел-Синтез», 1997. 358 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.