Научная статья на тему 'Проблемы эффективности аукционов по продаже земельных участков'

Проблемы эффективности аукционов по продаже земельных участков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1476
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЕЛЬНЫЕ ТОРГИ / АУКЦИОНЫ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАКУПОК И ТОРГОВ / ЭЛЕКТРОННЫЕ АУКЦИОНЫ / LAND BIDDING / AUCTIONS / LEGAL REGULATION / CRITERIA AND INDICATORS OF EFFICIENCY OF PROCUREMENT AND BIDDING / ELECTRONIC AUCTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кольцова Алла Владимировна

Эффективное использование земельных ресурсов Российской Федерации в части организации и проведения торгов по аренде и продаже земельных участков является важнейшим источником пополнения бюджетов всех уровней. Исследование посвящено оценке эффективности и выявлению проблем организации и проведения аукционов по продаже земельных ресурсов. Анализируются результаты торгов по аренде и продаже земельных участков на уровне Российской федерации и двух регионов Ярославской и Костромской областей. Даны рекомендации по решению выявленных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF EFFICIENCY OF AUCTIONS FOR THE SALE OF LOT LANDS

The effective use of land resources of the Russian Federation regarding the organization and tendering for rent and sale of the land plots is the most important source of replenishment of budgets of all levels. The research is devoted to assessment of efficiency and identification of problems of the organization and holding auctions for sale of land resources. Results of the auction for rent and sale of the land plots at the level of the Russian Federation and two regions of the Yaroslavl and Kostroma regions are analyzed. Recommendations about the solution of the revealed problems are made.

Текст научной работы на тему «Проблемы эффективности аукционов по продаже земельных участков»

ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ АУКЦИОНОВ ПО ПРОДАЖЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

Кольцова Алла Владимировна

кандидат экономических наук, доцент,

ФГБОУ ВО «Ярославский государственный технический университет», кафедра «Экономика и управление», г. Ярославль, Российская Федерация. E-mail: koltsovaav@ystu.ru

Аннотация: Эффективное использование земельных ресурсов Российской Федерации в части организации и проведения торгов по аренде и продаже земельных участков является важнейшим источником пополнения бюджетов всех уровней. Исследование посвящено оценке эффективности и выявлению проблем организации и проведения аукционов по продаже земельных ресурсов. Анализируются результаты торгов по аренде и продаже земельных участков на уровне Российской федерации и двух регионов Ярославской и Костромской областей. Даны рекомендации по решению выявленных проблем.

Ключевые слова: земельные торги; аукционы; правовое регулирование; критерии и показатели эффективности закупок и торгов, электронные аукционы.

JEL: J21; J64

THE PROBLEMS OF EFFICIENCY OF AUCTIONS FOR THE SALE OF LOT LANDS.

Koltsova Alla Vladimirovna candidate of economic sciences,

associate professor of the Department of Economics and Management of the Yaroslavl State Technical University, Yaroslavl, Russian Federation.

Abstract: The effective use of land resources of the Russian Federation regarding the organization and tendering for rent and sale of the land plots is the most important source of replenishment of budgets of all levels. The research is devoted to assessment of efficiency and identification of problems of the organization and holding auctions for sale of land resources. Results of the auction for rent and sale of the land plots at the level of the Russian Federation and two regions of the Yaroslavl and Kostroma regions are analyzed. Recommendations about the solution of the revealed problems are made.

Keywords: land bidding; auctions; legal regulation; criteria and indicators of efficiency of procurement and bidding, electronic auctions.

Эффективное управление государственным и муниципальным имуществом является важнейшей задачей государственной и муниципальной власти. Несмотря на почти 30 летнюю историю приватизации, в собственности государства остается большая часть главного ресурса России. Речь идет о земельных ресурсах. Эффективное использование земельных ресурсов должно приносить значительную часть доходов бюджета страны и ее регионов. Цель настоящего исследования состояла в оценке эффективности и выявлении проблем организации и проведения аукционов по продаже земельных ресурсов.

Наибольшее число публикаций, связанных с темой аренды и продажи земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности посвящено обсуждению юридических коллизий, возникающих при организации и проведении торгов. В то же время вопросам эффективности организации и проведения торгов по аренде и продаже земельных участков практически не уделяется внимание, несмотря на недооцененность земельного ресурса государства.

Регулирование процессов закупки и продаж госимущества осуществляется различными законами и нормативными актами. Продажа имущества регулируется Федеральным законом от

21.12.2001 № 178-ФЗ. Государственные закупки регулируются Законом № 44-ФЗ и его положения для регулирования продаж не применяются. Приватизация муниципального имущества может осуществляться в порядке, предусмотренном ст. 13 Закона № 178-ФЗ, согласно которой для продажи государственного имущества, помимо акций и имущественных комплексов унитарных предприятий, используются следующие способы:

- продажа муниципального имущества на аукционе;

- продажа муниципального имущества на конкурсе;

- продажа муниципального имущества посредством публичного предложения;

-продажа муниципального имущества без объявления цены.

Правовое регулирование земельных торгов осуществляется рядом документов: Земельным кодексом РФ, Правилами организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 г. №808, ст.10 ФЗ «101-ФЗ от 24.07.2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». При выставлении на торги земельных участков, находящихся в федеральной собственности, Постановление Правительства РФ от 11.11.2002 №808 обязывает Росимущество определять начальную стоимость участка или начальный размер арендной платы на основании отчета независимого оценщика».

Согласно ч. 2 ст. 15 Закона № 178-ФЗ информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества подлежит опубликованию в официальном печатном издании, а также размещению на официальном сайте в сети Интернет, сайте продавца государственного или муниципального имущества в сети Интернет, официальном сайте РФ в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов не менее чем за 30 дней до дня осуществления продажи указанного имущества, если иное не предусмотрено Законом № 178-ФЗ. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 № 909 адрес официального сайта РФ в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов определен www.torgi.gov.ru

Анализ статистических данных показывает, что, несмотря на значительные меры, принимаемые в отношении совершенствования процедур закупок и торгов, их эффективность достаточно низкая. При этом, если методики оценки эффективности закупочной деятельности существуют, то методики оценки эффективности торгов по продаже земельных участков практически отсутствуют.

В основе дилеммы оценки эффективности торгов лежат противоположные критерии. В системе госзакупок - минимизация затрат на закупку товаров и услуг, а в системе продаж государственного и муниципального имущества - максимизация дохода от продажи. Практика показывает, что минимизация стоимости контрактов на выполнение подрядных работ влечет за собой издержки качества результата (особенно в строительстве). Анализ организации аукционов по продаже имущества показывает, что половина из состоявшихся аукционов проведены при полном отсутствии конкуренции и по ценам в разы ниже рыночных. При желании организаторы торгов могут внести поправки к условиям проведения торгов и отсечь ряд участников, а также продать имущество только одному участнику.

Не существует единой методики оценки эффективности торгов. В отношении эффективности закупочной деятельности есть Письмо Минэкономики России «О Методических рекомендациях по оценке эффективности проведения конкурсов на размещение заказов на поставки товаров для государственных нужд» и «Методических рекомендациях по балльной оценке конкурсных заявок и квалификации поставщиков, участвующих в конкурсах на размещение заказов на поставки товаров для государственных нужд»[1]. Появились исследовательские проекты и отдельные региональные методики. Например: «Разработка методики расчета экономической эффективности размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», ТЕМА №2.7.2» (Руководитель проекта К.А. Перов Москва 2006) ЗАО

«Институт конкурсных технологий» или «Методика оценки эффективности осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Тюменской области» [2] и других регионов. Люлькина Н.М. предлагает критерии и модель оценки эффективности муниципального рынка земельных ресурсов [3].

В отношении эффективности продаж государственной и муниципальной собственности автору не удалось найти документов, кроме более общих методик, разработанных и утвержденных местными органами власти для оценки эффективности управления муниципальным имуществом.

При оценке эффективности закупок используются показатели, которые в принципе могут быть использованы и для оценки эффективности продаж с некоторыми разъяснениями:

- конкурентность закупок (продаж) - отражает уровень конкурентности участников торгов;

- доля несостоявшихся аукционов и аукционов с «единственным участником» в общем количестве конкурентных торгов (должна составлять не более 30%) [2] Высокое значение показателя свидетельствует об отсутствии конкуренции, существовании риска получения предложений с завышенной стоимостью при закупках и заниженной стоимости при продажах собственности;

- экономичность (закупок) и доходность (продаж) - отражает эффективность расходования бюджетных средств при закупках и эффективность продаж государственной и муниципальной собственности (в % от начальной цены закупки или аукциона). Особое внимание уделяется закупкам с необоснованной эффективностью (выше 25%), которая может быть результатом недобросовестных действий победителя либо существенного завышения начальных (максимальных) цен контракта, либо изначально необоснованно низкой начальной цены аукциона по продаже госсобственности;

- соблюдение законодательства. Включает в себя: соблюдение требований по соотношению объемов (размеров) осуществления закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций и совокупного годового объема закупок. Характеризует исполнение заказчиками статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ, в соответствии с которой объем закупок, подлежащих размещению у СМП, СОНКО составляет не менее чем 15% совокупного годового объема закупок. В части продажи муниципальной собственности учитываются нарушения, установленные по итогам проверок, рассмотрения жалоб участников проведения аукционов;

- эффективность планирования. Характеризуется количеством изменений в плане-графике в расчете на одну опубликованную конкурентную закупку или продажу. Частое внесение изменений в планы, подлежащие обязательной публикации в Единой информационной системе в сфере закупок и продаж, препятствует своевременному и качественному планированию участия потенциальных поставщиков и покупателей в государственных и муниципальных закупках и продажах, низкой конкуренции, увеличению вероятности срыва проведения аукционов по причине отсутствия участников;

- сомнительность закупки (сделки по продаже) отображает закупки или торги, в которых могут быть выявлены различные нарушения или существенные отклонения, недобросовестность поставщиков и покупателей, сговор участников между собой и с организаторами аукционов, коррупционная составляющая.

Ряд из этих показателей учитывает государственная статистика. Рассмотрим динамику основных показателей по результатам аукционов по продаже и аренде земельных участков в России в целом и Ярославской и Костромской областях (двух, граничащих друг с другом регионах) за 2013-2019 гг. (табл. 1). Таблица составлена по данным Официального сайта РФ для размещения информации о проведении торгов [4]

Анализ данных позволяет сделать следующие выводы:

- доля завершенных лотов в среднем по России близка к показателям по Ярославской и Костромской областям и в среднем составляет около 80%;

- конкурентность продаж низкая или практически отсутствует (среднее количество заявителей по лоту по двум регионам 0,55);

- средняя цена аренды по Ярославской и Костромской областям значительно ниже средней по России (в 36 раз), но практически одинакова в соседних областях;

- стоимость продажи земельных участков в Костромской области в 1,57 раза выше чем в Ярославской области, не смотря на то, что по уровню доходов населения и экономическому потенциалу Ярославская область опережает Костромскую область;

- увеличение цены по итогам торгов очень значительно как по России в целом, так и по анализируемым регионам, и это при низком уровне конкурентности продаж.

Эти выводы подтверждаются результатами анализа торгов по продаже земельных участков в форме открытого аукциона. 99,92% лотов по продаже земельных участков в РФ за период с 01.01.2014 по 01.07.2019 гг. было объявлено в форме открытого аукциона. В таблице 2 приведены расчеты по данным Официального сайта РФ для размещения информации о проведении торгов [4].

Таблица 1 - Результаты торгов по аренде и продаже земельных участков за 5,5 лет с 01.01.1301.07.2019гг.

Показатель Регион Значение показателя

Доля завершенных лотов по отношению к объявленным, % РФ 79,18

Костромская область 78,17

Ярославская область 82,73

Среднее количество заявителей по 1 лоту, чел. РФ 0,64

Костромская область 0,52

Ярославская область 0,58

Средняя цена аренды 1м2, руб./м2 в месяц РФ 770,73

Костромская область 20,11

Ярославская область 22,45

Средняя цена продажи 1м2, руб./м2 РФ 770,73

Костромская область 589,70

Ярославская область 376,67

Увеличение цены по итогам торгов, % РФ 66,50

Костромская область 98,20

35,55

Таблица 2 - Результаты торгов по продаже земельных участков в форме открытого аукциона в РФ по завершенным лотам за 01.01.2014- 01.07.2019 гг.

Количество Структура завершенных лотов, %

Всего опубликовано лотов 182530

Всего завершено лотов 165061 100,00

В том числе состоявшихся аукционов 21484 12,98

В том числе несостоявшихся аукционов из-за отсутствия допущенных участников 71579 43,37

В том числе несостоявшихся аукционов из-за отсутствия повышения цены 2886 1,75

В том числе несостоявшихся аукционов из-за отказа заключения контракта 238 0,14

В том числе несостоявшихся аукционов с единственным участником 68874 41,73

Анализ результатов торгов по продаже земельных участков в Российской Федерации по форме открытого аукциона за 01.01.2014- 01.07.2019 гг. позволяет сделать следующие выводы:

- по завершенным лотам состоявшимися являются всего лишь 17,83% аукционов;

- 43,4 % аукционов не состоялось из-за отсутствия допущенных участников;

- 42,73% аукциона не состоялись из-за присутствия 1 участника.

Возникает вопрос: «Что же в России земля никому не нужна?» Земля во всем мире считается безрисковым долгосрочным вложением капитала. Именно постоянный рост потребительной стоимости земли гарантирует владельцам рост стоимости их недвижимости, даже не смотря временные падения цен на рынке недвижимости. А как же данные по аренде и продаже земельных участков, приведенные в таблице 1? Где видно, что увеличение цены по результатам состоявшихся торгов по аренде и продаже в среднем по России составило 66,5%. Безусловно, эти данные приведены не только по продаже, но и по аренде земельных участков. Но, то что аукционы не состоялись не значит, что участки земли не были проданы. Это значит, что только 13% продаж состоялись на конкурентной основе. Почти 42% завершенных лотов были проданы одному участнику без конкуренции на открытом рынке и не по рыночной цене. Как стоимость продажи участков соотносится с рыночными ценами?

Попытаемся ответить на вышеназванные вопросы на примере Ярославского муниципального района Ярославской области. Анализ организации и проведения аукционов в Ярославском муниципальном районе (далее ЯМР), центрального района Ярославской области показал, что за 2016-2018 гг. доля фактически состоявшихся аукционов по продаже земельных участков от запланированного количества упала в два раза (см.табл.3). Аукционы по аренде земельных участков стабильно проводятся на 90-92% от запланированного количества. При этом ЯМР является наиболее востребованным для многоквартирного и индивидуального жилищного строительства по сравнению с другими более удаленными от города районами.

Таблица 3 - Сопоставление плановых и фактических результатов торгов по аренде и продаже земельных участков в ЯМР.

Период 2016 2017 2018

вид план факт % план факт % план факт %

продажа 26 11 42,3 16 6 37,5 19 4 21,06

аренда 33 30 91 58 52 90 87 80 92

Итого: 59 41 69,5 74 58 78,4 106 84 79,25

Анализ выручки от продажи земельных участков на аукционах, показал, что цена продажи 1м2 фактически соответствует начальной оценочной стоимости и даже несколько ниже ее. Сравнение средних цен предложений на участки (с учетом скидки на торг) и цен

участков проданных на аукционах в одном и том же районе позволило сделать вывод о том, что рыночные цены в 3 и более раз выше плановых и фактических цен аукционов (табл. 4).

Таблица 4 - Динамика результатов продажи земельных участков в ЯМР.

Год Выручка от продажи, тыс. ру<5. Площадь, м2 Средняя цена,

руб./м2 Факт План Факт План Факт

2016 5 135,0 2 800,0 57 210 39 078 89,75 71,65

2017 7 650,7 4 813,0 50 950 33 770 150,1 142,53

2018 4 569,1 883,0 36 980 5 997 150,5 147,24

Анализ и сравнение фактических цен продаж 4 участков земли расположенных в одном пригороде г. Ярославля показало, что по двум из них цена продажи совпала до копеек с начальной ценой извещения о продаже, это значит, что они были проданы без аукциона одному участнику. По двум другим участкам цена по результатам торгов выросла в среднем в 3,6 раза по сравнению с начальной ценой. Сравнение средней цены продажи на аукционах и рыночных цен по этим участкам, расположенным в одном и том же месте ЯМР, показало, что рыночная цена в 2-4 раза выше аукционной цены.

Проведенный анализ позволил выявить следующие проблемы организации и проведения аукционов в Ярославском муниципальном районе:

-низкая эффективность организации продаж (регулярное невыполнение планов продаж и аренды, большое количество не состоявшихся аукционов по отношению к объявленным);

-низкая эффективность продаж (суммы выручки от продаж значительно ниже ожидаемых; - необоснованно низкие начальные цены торгов по продаже земельных участков. Представляется, что необоснованно низкие начальные цены торгов связаны в первую очередь с качеством отчетов по оценке рыночной стоимости. И здесь критерий выбора оценщика в системе госзакупок (по минимальной цене) приходит в противоречие с критерием эффективности продаж предмета оценки. Так анализ, электронной закупки услуги на оценку конкретного участка, выявил четырех претендентов на получение заказа. Все они находились в регионах расположенных далеко от предмета оценки. Выиграл аукцион оценщик, находящийся в сельской местности Липецкой области. Стоимость транспортных расходов для поездки в Ярославль выше, чем стоимость заказа на оценку. Как оценщик производил оценку, не видя предмета оценки (это нарушение закона №135), и не зная специфики местного рынка?

Анализ сложившейся ситуации показал, что серьёзным недостатком в организации аукционов является отсутствие должного внимания к продвижению товара на рынок. Трудно сказать есть ли специалисты маркетологи в муниципальных органах власти, но можно с уверенностью утверждать, что информация о предстоящих аукционах не доходит до широкой аудитории потенциальных покупателей. Традиционно информация об аукционах в Ярославле размещается в газете с тиражом 1200 экземпляров. Из 50 опрошенных человек в возрасте от 20 до 50 лет - только 14% знали о газете. Информация о проводимых аукционах также размещается и на сайте КУМИ Мэрии г. Ярославля. Сайт по посещениям занимает всего 0,03% от ежедневных посетителей сайтов по продаже недвижимости www.avito.ru, 0,36% - yaroslavl.cian.ru. Эти данные говорят о неиспользованных ресурсах Интернета в части продвижения товара на рынок и проведения открытых аукционов. Исследование Н.М.Люлькиной показало, что рост конкуренции способствует вполне конкретному росту цены продажи земельного участка. Участие в торгах 2 человек повышает цену продажи на -9%, 3 чел. - на 35%, 4 чел.- 52%, 5-6 чел. - 78% и т.д.[3].

Ориентировочные расчеты упущенной выгоды за три анализируемых года с учетом гипотетического роста объемов продаж земельных участков на 10% от фактического в результате повышения уровня конкурентности торгов, с учетом средних рыночных цен на земельные участки с поправкой на инфляцию и реинвестирования прироста выручки по безрисковой ставке на депозиты

SBR, показали потери бюджета на сумму более 30 млн. руб.

В научной юридической литературе отмечается, в частности А.Ю. Лыковым, что в связи с возрастанием детализации законодательства о размещении заказов и антимонопольного законодательства, недобросовестные заказчики и участники торгов изобретают все более завуалированные способы манипулирования процедурой проведения торгов, обнаружение которых становится еще более затруднительным как для других участников, так и для контролирующих государственных органов [5].

Многие авторы (А.П. Анисимов, М.Ю. Козлова, А.Я. Рыженков), исследующие эту проблему, отмечают случаи, когда антимонопольные органы и органы прокуратуры фиксировали следующие нарушения конкуренции: опубликование извещения о земельных торгах в не надлежащем печатном органе; отсутствие регистрации заявок и выдвижение дополнительных требований к участникам; выставление на торги земельных участков, в отношении которых не определены технические условия их подключения к инженерным сетям и не установлена плата за такое подключение; попытки местной администрации предоставлять земельные участки без предварительного согласования мест размещения объекта и без торгов; взимание дополнительных и незаконных сборов с граждан и юридических лиц за участие в торгах; проведение торгов в случаях, когда по закону они не проводятся; занижение цены участка и т.д. [6].

Так за период 01.01.2017- 24.06.2019гг. зарегистрировано 670 недобросовестных участников (физических и юридических лиц) аукционов по продаже земельных участков [7], либо аукционов на право заключения договора аренды земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Участники торгов иногда дискредитируют идею торгов, осуществляя сговор между собой. Признаками сговора при продаже земельных участков [8] являются: участие в торгах минимального числа участников; хорошая осведомленность участников торгов о конкурентах и их предложениях; незначительное повышение начальной цены; неявка участников торгов на процедуру торгов; присутствие на торгах участников, ни разу не заявивших своего предложения; ограничение доступа к информации о предстоящих торгах; существенное отличие цен торгов по результатам от рыночных цен.

Обзор источников по теме организации торгов земельными участниками подтверждает наши выводы, хотя основные публикации датированы 2011-2013 гг. Отмечаются и специфические проблемы, связанные с продажей земельных участков [8]: отсутствие прозрачных и публичных критериев выбора претендентов при наличии расплывчатых критериев (является не чем иным, как созданием условий для роста коррупции в строительстве); финансирование проведения работ по формированию земельного участка, осуществление целого ряда дорогостоящих и длительных по времени мероприятий за счет заявителя участия в торгах (в этом случае он вправе рассчитывать на то, что участок, выбранный лишь благодаря его усилиям, будет предоставлен только ему).

В настоящее время многие вышеозначенные проблемы, по мнению большинства авторов, могут быть устранены с помощью цифровизации процесса торгов. Использование развитых информационных технологий (системы электронных торгов, интернет-магазинов и электронных торговых площадок, мобильных приложений, B2B marketplace и пр.) служит реализации технических методов борьбы со злоупотреблениями, неэффективностью и коррупцией в сфере закупок считает Б.М. Бижоев [9]. Несмотря на то, что значительная часть государственных закупок уже осуществляется через централизованные электронные площадки, по данным Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации, сегодняшнее законодательство не в полной мере приспособлено к работе в цифровой экономике [10].

Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кру гу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором. Электронные торговые площадки являются наиболее приоритетными в рамках развития новой экономики, использующей современные средства коммуникации. Существует мнение, что окончательный переход к торгам и закупкам на электронных площадках, организованных в России в рамках Проекта развития цифровой экономики, позволит устранить все недостатки в сфере госзакупок и продаж государственной и муниципальной собственности, решить проблемы коррупции и мошенничества и повысить эффективность управления государственной собственностью.

В сфере госзакупок за 1 квартал 2019 года наиболее распространенным способом определения поставщика являлся электронный аукцион. С использованием его было сделано 50,9% извещений на сумму 1,05 трлн.руб. (69,4%), но состоялись закупки в объеме 44% из общего количества извещений. Но, из общего количества всех несостоявшихся процедур определения поставщика 90% закупок было признано несостоявшимися по итогам проведения электронного аукциона, что выше аналогичного показателя 2018 года на 15%

К сожалению, не смотря на известные достоинства электронных торгов, такие как:

прозрачность и открытость процесса торгов, свободная конкуренция, равные права участников, быстрый поиск торгов независимо от места расположения, участие в торгах из любой точки мира, ряд проблем не устраняется, а возникают все новые и более сложно решаемые, которые не являлись объектом данного исследования.

Какие же первоочередные меры должны быть предприняты в отношении повышения эффективности аукционов по продаже земельных участков. К ним следует отнести: дальнейшее совершенствование законодательной и нормативной базы регулирующей продажу земельных ресурсов в части уточнения и согласования положений гражданского, земельного и антимонопольного права; разработка методических рекомендаций по оценке эффективности торгов государственным и муниципальным имуществом, в частности аукционов по аренде и продаже земельных участков; более четкое регламентирование процедуры организации аукционов в части разработки маркетинговой политики, продвижения продаж и предварительного исследования локального рынка земельных участков; повышение квалификации организаторов торгов в области маркетинговой и оценочной деятельности; повышение мотивации организаторов торгов ( установление связи между переменной частью оплаты труда и ключевыми показателями эффективности торгов, такими как конкурентность торгов, выручка от продаж и т. д.).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 О «Методических рекомендациях по оценке эффективности проведения конкурсов на размещение заказов на поставки товаров для государственных нужд» и «Методических рекомендациях по балльной оценке конкурсных заявок и квалификации поставщиков, участвующих в конкурсах на размещение заказов на поставки товаров для государственных нужд» МИНЭКОНОМИКИ РФ ПИСЬМО от 2 июня 2000 года N АС-751/4-605.- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs. cntd.ru/document/901777774

2 Методика оценки эффективности осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Тюменской области Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/550231129 (дата обращения 24.06.19)

3 Люлькина Н.М. Развитие муниципального рынка аукционных продаж земельных участков для жилищного строительства // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 6-2. - С. 375-379. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=38575 (дата

обращения: 25.06.2019).

4 Детальная статистика по торгам «Аренда и продажа земельных участков»// Официальный сайт РФ для размещения информации о проведении торгов.- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://torgi.gov.ru/statReports/statReport.html?ЫdKindId=2 (дата обращения 28.06.2019-02.07.2019.)

5 Лыков А. Ю. Свобода договора как механизм сговора при проведении торгов //«Юрист», 2011, N 18 .- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://center-bereg.ru/b4902.html

6 А.П. Анисимов, М.Ю. Козлова, А.Я. Рыженков. Актуальные проблемы проведения торгов по продаже земельных участков (права их аренды) в российской Федерации. Вестник Калмыцкого университета. - 2013 г. №1(17) С.94-100

7 РЕЕСТР недобросовестных участников аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности // Официальный сайт РФ для размещения информации о проведении торгов.- [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://torgi.gov.ru/resources/org.apache.wicket.Application/downloadableResource?clas s=AntimonopolyLaw&id=10878946

8 Кинев А.Ю. Антимонопольный «заслон» сговорам на торгах // Юрист. - 2011. - № 16. - С. 20-26.

9 Бижоев Б. М. Основы интеллектуальной контрактной системы в сфере государственных закупок. Вопросы регулирования экономики) Том 9, № 1. - 2018.- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.hjournal.ru DOI: 10.17835/2078-5429.2018.9.1.110-122

10 ФАС: Современное антимонопольное законодательство недостаточно эффективно для цифровой экономики // Экспертный центр электронного государства. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://d-mssia.rn/fas-sovremennoe-antimonopolnoe-zakonodatelstvo-nedostatochno-effektivno-dlya-tsifrovoj-ekonomiki.html - Дата обращения: 10.02.2018).

11 Аналитический отчет по результатам осуществления мониторинга закупок, товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по итогам I квартала 2019 года.-[Электронный ресурс] - Режим доступа: ttps://www.minfin.ru/ru/perfomance/contracts/purchases/# (Дата публикации: 06.05.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.