Научная статья на тему 'Проблемы эффективного развития сельских территорий'

Проблемы эффективного развития сельских территорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОГРАММА / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / INTEGRATED DEVELOPMENT / PROGRAM / RURAL AREAS / PROJECT MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кочерга Светлана Юрьевна

Обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации возможно только через устойчивое комплексное развитие сельского хозяйства, которое осуществляется преимущественно на сельских территориях. Правительство определило стратегическую цель по увеличению вдвое объема экспорта сельскохозяйственной продукции до 45 млрд. долларов к 2024 году. Ее достижение предстоит осуществить труженикам агропромышленного комплекса. Поэтому создание эффективных рабочих мест, трудоустройство молодых специалистов, достойный уровень заработной платы, комфортное проживание, развитие социальной инфраструктуры являются ключевыми направлениями работы органов власти всех уровней и частного бизнеса в форме государственно-частного партнерства. Объективной необходимостью стала разработка программы комплексного развития сельских территорий, которая была утверждена Постановлением Правительства РФ № 696 от 31 мая 2019 года после предварительных обсуждений и дискуссий в Федеральном Правительстве и в регионах, на форумных и общественных площадках. Целями государственной программы в ближайшей перспективе являются сохранение доли сельского населения в общей численности населения Российской Федерации на уровне 25,3%; достижение соотношения среднемесячных располагаемых доходов сельского и городского домохозяйств до 80%; повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах до 50%. Государственная программа рассчитана до 2025 года и базируется на целевых индикаторах федеральной программы «Социальное развитие села», а также подпрограммы и ведомственной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий». В основу положена Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации до 2030 года. Каждый субъект имеет свои территориальные особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF EFFECTIVE RURAL DEVELOPMENT

Ensuring food security of the Russian Federation is possible only through sustainable integrated rural development. The government has set a strategic goal to double export volume to $ 45 billion by $ 2024. Its achievement is to be carried out by workers in the agricultural sector. Therefore, the creation of effective jobs, the employment of young professionals, a decent level of wages, comfortable living, and the development of social infrastructure are key areas of work for government bodies at all levels and private business in the form of public-private partnerships. The development of a program for the integrated development of rural territories became objectively necessary. After discussion and debate in the Government of the federal level and in the regions, on forum and public platforms, it was approved by Decree of the Government of the Russian Federation No. 696 of May 31, 2019. The objectives of the state program in the near future are to maintain the share of the rural population in the total population of the Russian Federation at the level of 25.3%; achieving a ratio of average monthly disposable incomes of rural and urban households up to 80%; increase in the share of the total area of comfortable residential premises in rural areas up to 50%. The state program is designed until 2025 and is based on target indicators of the federal program «Social Development of the Village», as well as the subprogramme and departmental target program «Sustainable Development of Rural Areas». It is based on the Strategy for Sustainable Development of Rural Areas of the Russian Federation until 2030. Each subject has its own territorial features.

Текст научной работы на тему «Проблемы эффективного развития сельских территорий»

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

УДК 332.1

Кочерга С.Ю.1

проблемы эффективного развития сельских территорий

Аннотация. Обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации возможно только через устойчивое комплексное развитие сельского хозяйства, которое осуществляется преимущественно на сельских территориях. Правительство определило стратегическую цель по увеличению объема экспорта сельскохозяйственной продукции до 45 млрд. долларов к 2024 году. Ее достижение предстоит осуществить труженикам агропромышленного комплекса. Поэтому создание эффективных рабочих мест, трудоустройство молодых специалистов, достойный уровень заработной платы, комфортное проживание, развитие социальной инфраструктуры являются ключевыми направлениями работы органов власти всех уровней и частного бизнеса в форме государственно-частного партнерства. Объективной необходимостью стала разработка программы комплексного развития сельских территорий, которая была утверждена Постановлением Правительства РФ № 696 от 31 мая 2019 года после предварительных обсуждений и дискуссий в Федеральном Правительстве и в регионах, на форумных и общественных площадках. Целями государственной программы в ближайшей перспективе являются сохранение доли сельского населения в общей численности населения Российской Федерации на уровне 25,3%; достижение соотношения среднемесячных располагаемых доходов сельского и городского домохозяйств до 80%; повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах до 50%. Государственная программа рассчитана до 2025 года и базируется на целевых индикаторах федеральной программы «Социальное развитие села», а также подпрограммы и ведомственной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий». В основу положена Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации до 2030 года. Каждый субъект имеет свои территориальные особенности.

Ключевые слова: комплексное развитие, программа, сельские территории, проектное управление.

Kocherga S.

THE PROBLEMS OF EFFECTIVE RURAL DEVELOPMENT

Abstract. Ensuring food security of the Russian Federation is possible only through sustainable integrated rural development. The government has set a strategic goal to double export volume to $ 45 billion by $ 2024. Its achievement is to be carried out by workers in the agricultural sector. Therefore, the creation of effective jobs, the employment of young professionals, a decent level of wages, comfortable living, and the development of social infrastructure are key areas of work for government bodies at all levels and private business in the form of public-private partnerships. The development of a program for the integrated development of rural territories became objectively necessary. After discussion and debate in the Government of the federal level and in the regions, on forum and public platforms, it was approved by Decree of the Government of the Russian Federation No. 696 of May

1 Кочерга Светлана Юрьевна, старший преподаватель кафедры менеджмента и предпринимательского права, Северо-Кавказский институт-филиал РАНХиГС, г. Пятигорск, e-mail: sv.koch@mail.ru, т. +7(905)498-18-29 Svetlana Kocherga, Senior Lecturer of Department of Management and Business Law, North-Caucasian Institute, Branch of RANEPA, Pyatigorsk, e-mail: sv.koch@mail.ru, tel. +7(905)498-18-29

31, 2019. The objectives of the state program in the near future are to maintain the share of the rural population in the total population of the Russian Federation at the level of 25.3%; achieving a ratio of average monthly disposable incomes of rural and urban households up to 80%; increase in the share of the total area of comfortable residential premises in rural areas up to 50%. The state program is designed until 2025 and is based on target indicators of the federal program «Social Development of the Village», as well as the subprogramme and departmental target program «Sustainable Development of Rural Areas». It is based on the Strategy for Sustainable Development of Rural Areas of the Russian Federation until 2030. Each subject has its own territorial features.

Keywords: integrated development, program, rural areas, project management.

Комплексное развитие сельских территорий - это целенаправленный процесс долговременного развития производственно-экономической, социально-демографической, культурной, природоохранной, рекреационной сферы села, образующих единую систему.

В основе разработки новой государственной программы по комплексному развитию сельских территорий положены результаты анализа текущего их состояния, проведенного Министерством сельского хозяйства РФ.

В рамках этой работы был осуществлен аудит 133 тыс. сельских населенных пунктов, где проживает более 37 миллионов человек. Исследование велось по сферам, определяющим уровень комфорта жизнедеятельности и быта сельского населения: доступность социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры, состояние жилищных условий

[3, 4].

Исследования на основе аналитического метода подтвердили остроту накопившихся проблем. Исследования подтвердили, что важным и сложным остается вопрос жилья. На селе это не менее острая проблема, чем в городе. Правительство РФ планирует предложить работникам АПК привлекательные условия для улучшения жилищных условий - льготную ипотеку до 3% годовых, а также повышение благоустройства жилого фонда сельского населения посредством увеличения доли жилых помещений, имеющих доступ ко всем видам коммунальных услуг. В настоящее время этому критерию соответствует только 32,5% всего сельского жилого фонда, целевой индикатор госпрограммы планируется довести до уровня 50%.

Выявлены проблемы водоснабжения и во-

доотведения. Объем очищаемых вод составляет 77,1% всего водопотребления области. Охват населения централизованным водоснабжением в городах и рабочих поселках -100%, в сельских населенных пунктах - 70%. Причем 33% общей протяженности сетей водоснабжения имеют степень износа более 60% [7, 8].

На приведение сетей водоснабжения и водоотведения до нормативного состояния необходимо финансирование в сумме 11195 млн. руб. В 2018 году на реализацию мероприятий по водоснабжению и водоотведению из бюджета области выделено только 95,3 млн. руб. В 2019 году в рамках исполнения мероприятий государственной программы «Обеспечение жильем и коммунальными услугами населения на 2014-2022 годы» ремонт сетей водоснабжения будет производиться с использованием субсидий областного бюджета. Работы по ремонту 88 объектов будут проводиться на территории 63-х муниципальных образований. Объем софинансирования из регионального бюджета составит 104,1 млн. руб., однако это лишь малая часть общей суммы требуемых средств.

Развитие инженерной инфраструктуры села сопряжено с функционированием качественной сети автомобильных дорог. Общая протяженность автомобильных дорог регионального, муниципального и местного значения составляет 16241,5 км, из них автомобильных дорог местного значения - 11299,8 км.

Учитывая, что развитие сельскохозяйственного производства в сельской местности напрямую связано с развитием сельских территорий, в регионе проводится реконструкция и строятся новые автомобильные дороги общего пользования, связывающие сельские

населенные пункты, а также предусматривается строительство подъездов к объектам сельхозпроизводства [9, 10].

Бюджетным законодательством определен размер средств регионального дорожного фонда, который подлежит обязательному направлению на данные цели - не менее 5% от общего объема поступлений в дорожный фонд транспортного налога и акцизов на нефтепродукты.

Достижение цели программы по сохранению доли сельского населения в общей численности населения страны сопряжено с обеспечением селян качественной медицинской помощью. Начиная с 2015 года, на территории РФ осуществляются организационно-структурные мероприятия по формированию первичной медико-санитарной помощи посредством оптимизации существующих объектов.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года» от 07.05.2018 года № 204 одной из целевых установок является обеспечение оптимальной доступности для населения (в т. ч. для жителей населенных пунктов, расположенных в отдаленных местностях) медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь [4].

С этой целью в соответствии с Национальным проектом «Здравоохранение» в регионах разработан и утвержден проект «Развитие оказания первичной медико-санитарной помощи». В рамках данного проекта должна быть сформирована сеть медицинских организаций первичного звена с учетом строительства врачебных амбулаторий, фельдшерских пунктов в селах с численностью населения от 100 до 2000 человек и использования мобильных медицинских комплексов в населенных пунктах с численностью населения менее 100 человек.

Для повышения доступности медицинской помощи гражданам, проживающим в сельской местности в рамках другого регионального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе госу-

дарственной информационной системы в сфере здравоохранения» планируется оснастить автоматизированными рабочими местами все ФАП и ФП посредством подключения к региональной информационно-аналитической системе.

Данные меры должны положительно сказаться на ожидаемой продолжительности жизни сельских жителей. Показатель у женщин в среднем превышает продолжительность жизни мужчин на 11 лет, составляя соответственно 76,71 и 65,92 лет. Однако в развитых странах типичное значение ожидаемой продолжительности жизни при рождении составляет практически 78 лет для мужчин и 82 года для женщин, с небольшими вариациями. В 2018 году Россия заняла только 110 место в мировом рейтинге по средней продолжительности жизни, которая остаётся низкой вот уже несколько десятилетий. Программа комплексного развития сельских территорий будет способствовать реализации социального принципа, связанного с воспроизводством жизнеобеспечения. При этом социальное воспроизводство должно быть расширенным, т.к. важно не только физическое увеличение сельского населения, но и изменение качества жизни крестьянского сообщества [13, 14].

Таким образом, Программа комплексного развития сельских территорий в Российской Федерации предусматривает крупномасштабное финансирование в общем объёме порядка 2,3 трлн. рублей, в том числе за счёт федерального бюджета - 1 трлн. рублей. Формирование механизма комплексного развития сельских территорий должно основываться на активной роли государства в рамках каждой из трех подсистем (экономической, социальной и экологической), обеспечивая решение сформулированных общих задач развития региона в результате применения интегрированного межведомственного подхода к достижению запланированных значений целевых показателей и реализации программных мероприятий [15].

библиографический список

1. Постановление Правительства РФ от 31 мая 2019 г. № 696 «Об утверждении государствен-

ной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.garant.ru/news/1275631/

2. Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий» [электронный ресурс] Режим доступа: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/ View/2018/412

3. Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru.

4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gks.ru.

5. Актуальные проблемы финансирования и налогообложения АПК в условиях глобализации экономики. Пенза: РИО ПГАУ, 2018. 260 с.

6. Васильева О.П. Формирование стратегии инновационного развития региона // Нива Поволжья. 2017. № 3 (44). С. 114-120.

7. Трубилин А.И., Сидоренко В.В., Михайлушкин П.В. Современные проблемы и приоритеты социального развития села // Международный сельскохозяйственный журнал. 2018. Т. 61. № 5 (365). С. 23-26.

8. Теоретико-методологические подходы к формированию системы развития предприятий, комплексов, регионов: монография / Под. общ. ред. Ф.Е. Удалова, В.В. Бондаренко. Пенза: РИО ПГАУ, 2018. 136 с.

9. Ахмадов Р.Р. Эффективное функционирование социальных услуг основа развития человеческого капитала // Региональные проблемы устойчивого развития сельской местности: сборник статей XV Международной научно- практической конференции. Пенза: РИО ПГАУ, 2018. С. 33-37.

10. Зубарева Л.В. Инструментарий управления развитием сельскохозяйственного региона // Региональные проблемы устойчивого развития сельской местности: сборник статей XV Международной научно- практической конференции. Пенза: РИО ПГАУ, 2018. С. 69-72.

11. Сулимин В.В., Ляшенко Е.А., Шведов В.В. Регулирование и организационно-экономические механизмы в формировании инвестиционной привлекательности в развитии АПК России // Московский экономический журнал. 2017. № 3. - С. 38-42.

12. Саттарова, Г.А. Современные приоритеты региональной аграрной политики // Проблемы экономики, управления и права в общегосударственном и региональном масштабах: сборник статей V Всероссийской научно-практической конференции. Пенза: РИО ПГАУ, 2018. С.157-160.

13. Проблемы и основные направления повышения эффективности функционирования АПК региона в условиях глобализации и импортозамещения / Под. общ. ред. О.А. Столяровой и Р.Р. Юняевой. Пенза: РИО ПГАУ, 2018. 236 с.

14. Фомин А.А., Донцов А.В., Лукьянова Т.С. Устойчивое развитие сельских территорий // Московский экономический журнал. 2017. № 5. С. 19-24.

15. Уланова О.И. Развитие агропромышленного комплекса в контексте обеспечения продовольственной безопасности РФ // Нива Поволжья. 2018. № 2 (47). С. 56-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.