Научная статья на тему 'Государственная политика в области развития сельских территорий на региональном уровне: состояние и результаты реализации'

Государственная политика в области развития сельских территорий на региональном уровне: состояние и результаты реализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1029
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ФИНАНСИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богачев А. И., Дорофеева Л. Н.

Статья посвящена анализу основных тенденций государственной политики в области стимулирования устойчивого развития сельских территорий на примере Орловской области. Государственная политика в данной области рассмотрена в рамках программно-целевого подхода. Дается характеристика целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий Орловской области на 2014-2020 гг.». Выявлено, что создание условий для развитий сельских поселений является важнейшей целью политики государства, достижение которой благоприятно скажется на экономике как отдельного региона, так и целой страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная политика в области развития сельских территорий на региональном уровне: состояние и результаты реализации»

ЛИТЕРАТУРА

1. Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года. Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2015 г. № 151 -р.

2. Небытов В. Г. Воздействия загрязнителей на состояние окружающей среды Сабуровского сельского поселения // Вестник сельского развития и социальной политики. 2015. №4. С. 45-50.

3. Парахин Н. В. [и др.]. Диагностика уровня устойчивого развития сельских территорий на основе их мониторинга. Орел: Изд-во Картуш, 2016. 498 с.

4. Богачев А.И. и др. Комплексная оценка социо-эколого-экономического развития сельских территорий. Орловский ГАУ им. Н. В. Парахина. 2016. 290 с.

5. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 (ред. от 03.07.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». URL: http://legalacts.ru/doc/131_FZ-ob-obwih-principah-organizatii-mestnogo-samoupravlenija/.^aTa обращения 03.11.2016).

6. Совместное заседание Госсовета и Совета по нацпроектам и демографической политике 21 апреля

2014 года. URL: http://www. kremlin.ru/events/president/news/20839. (дата обращения 03.11.2016).

* * *

УДК 353:323 (470.57)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ: СОСТОЯНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ

А.И. Богачев, кандидат экономических наук, директор ВНИИ социального развития села, доцент кафедры «Финансы, инвестиции и кредит» ФГБОУ ВО Орловский ГАУ E-mail: [email protected]

Л.Н. Дорофеева, главный специалист отдела безопасности жизнедеятельности ВНИИ социального развития села ФГБОУ ВО Орловский ГАУ E-mail: [email protected]

Аннотация. Статья посвящена анализу основных тенденций государственной политики в области стимулирования устойчивого развития сельских территорий на примере Орловской области. Государственная политика в данной области рассмотрена в рамках программно-целевого подхода. Дается характеристика целевой программы «Устойчивоеразвитие сельских территорий Орловской области на 2014-2020 гг.».

Выявлено, что создание условий для развитий сельских поселений является важнейшей целью политики государства, достижение которой благоприятно скажется на экономике как отдельного региона, так и целой страны.

Ключевые слова: сельские территории, государственная политика, Орловская область, целевая программа, региональное развитие, финансирование.

Abstract. This article analyzes the main trends of the state policy in the field of promoting the sustainable development of rural areas on the example of the Oryol region. The state policy in this field is considered in the context of the special purpose programs approach. The characteristics of the target program «Sustainable development of rural areas of the Oryol region for 20142020».

It was revealed that the creation of conditions for development of rural communities is an important goal of the state policy, the achievement of which will benefit the economy as a separate region and the whole country.

Key words: rural areas, state policy, the Ore region, target program, regional development, financing.

На современном этапе общая обстановка в развитии российского села характеризуется преодолением кризисных явлений, которые во многом были обусловлены многолетней недооценкой значения сельской местности, общим социально-экономическим кризисом в стране, неизбежными последствиями реформ, субъективными ошибками в агропродовольственной политике и ее реализации. Негативные явления охватили все жизненно важные виды социальной и экономической деятельности населения сельских территорий, оказывая отрицательное влияние на экономику страны в целом, регионов и муниципальных образований [5].

В такой ситуации одной из приоритетных государственных задач социально-экономической политики становится развитие сельских территорий, вопросам оценки и обеспечения которого в настоящее время уделяется большое внимание на всех уровнях власти и управления. В частности это проявилось в активизации государственной поддержки села, которая выразилась как в увеличении расходов на содействие сельскому хозяйству, так и в принятии федеральных целевых программ и национальных проектов по развитию российских сельских территорий [4].

Рассматривая государственную политику в области развития сельских территорий необходимо отметить, что понятийный аппарат окончательно не сформирован. Понятия «сельские территории», «сельская местность» и другие схожие словосочетания не имеют общего научного обоснования ни в научной литературе, ни в действующих нормативно-правовых документах. Такое положение дел ограничивает возможность создания единого направления исследований сложившейся ситуации и разработку мероприятий и программ по решению накопленных в сельской местности проблем и противоречий [6].

Анализ теоретико-методологических подходов к определению понятия «сельские территории» позволяет прийти к выводу, что вопросам оценки и обеспечения их развития уделяется большое внимание учеными различных направлений - экономика, социология, политология, экология и др. В результате проблематика устойчивого развития сельских территорий приобрела в настоящее время междисциплинарный и межсекторальный характер.

На законодательном уровне определение сельских территорий дано в Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020г.: сельские территории - территории за границами городов, включающие территории сельских населенных пунктов и межселенные территории [3].

В рамках реализации данной Концепции была принята Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг., одним из инструментов которой выступила Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2020 гг.». Указанная Программа содержит следующее определение: сельские территории -сельские поселения или сельские поселения и межселенные территории, объединенные общей территорией и границами муниципального района, а также сельские населенные пункты и рабочие поселки, входящие в состав городских округов и городских поселений, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции [7].

Сельские территории как социально-территориальная подсистема общества выполняют следующие важнейшие общенациональные функции: производственная, социально-демографическая, культурная и этническая, экологическая, рекреационная, пространственно-коммуникационная, политическая, социального контроля над территориями.

Основными целями реализуемой на уровне государства политики в области устойчивого развития сельских поселений выступают повышение уровня и качества жизни сельского населения, рост эффективности сельской экономики, рациональное использование и воспроизводство потенциала сельских территорий.

В то же время следует отметить, что несмотря на реализацию программного подхода к развитию сельских территорий уже на протяжении нескольких лет, ситуация на селе остается сложной. В качестве основных факторов, сдерживающих реализацию государственной политики в этой области, можно назвать следующие:

- неразвитость институциональной среды, которая проявляется, прежде всего, в несовершенстве законодательной базы, касающейся вопросов функционирования и развития органов власти на уровне субъектов РФ и местного самоуправления, в т.ч. противоречивость системы разграничения их полномочий, неэффективное взаимодействие с органами государственной власти федерального уровня,

- невысокая доходность сельскохозяйственного производства и смежных видов деятельности;

- ограниченные объемы государственной поддержки и низкая бюджетная обеспеченность муниципальных образований и сельских поселений;

- недостаточное научное, материальное и кадровое обеспечение устойчивого развития сельских территорий;

- невысокая эффективность использования природно-ресурсного потенциала сельских территорий;

- ограниченность рынка труда в сельской местности;

- недостаток информационной и консультационной поддержки;

- бедность и низкий уровень доходов селян, более низкое качество жизни по сравнению с городскими жителями;

- неразвитость инженерно-технической, транспортной и социальной инфраструктуры на селе;

- отсутствие экономического интереса в проживании и работе в сельской местности, мотивации к труду, миграционные настроения селян;

- низкая социальная активность большинства сельского населения.

Все это препятствует переходу села к устойчивому развитию. Игнорирование же факторов, влияющих на устойчивость сельского развития, может привести к усилению экономических и социальных проблем, ускорению спада производства, снижению роста сельской экономики, увеличению безработицы, снижению демографического роста и, как следствие, к утрате сельскими территориями их общенациональных функций и резкому снижению уровня жизни сельского населения.

Улучшение социального и экономического положения на селе требует, осуществление комплексных преобразований в аграрной сфере. При этом решение задачи формирования системы устойчивого развития сельских территорий в значительной степени ложится на плечи региональных органов власти.

С целью повышения уровня и качества жизни населения, решения проблем развития сельских территорий и интеграции с федеральными программами была разработана и принята программа «Устойчивое развитие сельских территорий Орловской области на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденная постановлением Правительства Орловской области от 4 декабря 2013 года №411. Она призвана обеспечить развитие сельских поселений в 24 муниципальных районах области. Программа разработана для достижения следующих целей:

1) создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности;

2) активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в решении вопросов местного значения;

3) формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни.

В качестве основных мероприятий Программы выступают:

- улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в т.ч. молодых семей и молодых специалистов;

- комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры;

- грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности;

- поощрение и популяризация достижений в сфере развития сельских территорий [1].

Общий объем финансирования Программы составляет 3547,45 млн. руб., в т.ч.: из областного бюджета - 1140,96 млн. руб., из федерального бюджета - 2109,61 млн. руб., из муниципальных бюджетов - 186,74 млн. руб., внебюджетные источники - 110,14 млн. рублей. В таблице 1 представлены основные мероприятия программы «Устойчивое развитие сельских территорий Орловской области на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» с указанием источников и объемов их финансирования.

Таблица 1 - Мероприятия Программы «Устойчивое развитие сельских территорий Орловской области _на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», источники и объемы их финансирования_

Мероприятие Источник финансирования Объем финансирования, млн. руб.

2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 всего

Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности всего, в т.ч.: 60,86 34,76 43,35 30,84 30,84 30,84 30,84 262,31

федер. бюджет 8,74 6,99 8,76 7,06 7,06 7,06 7,06 52,72

областной бюджет 8,40 8,40 15,28 10,08 10,08 10,08 10,08 72,40

муницип. бюджеты 6,71 4,59 6,30 4,50 4,50 4,50 4,50 35,60

внебюджет. источники 37,00 14,79 13,00 9,20 9,20 9,20 9,20 101,59

Комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности всего, в т.ч.: 216,61 421,18 613,47 412,81 542,11 546,27 514,95 3267,40

федер. бюджет 96,38 253,58 358,86 272,27 362,76 365,66 343,76 2053,27

областной бюджет 92,63 155,57 231,39 118,29 157,1 158,35 148,94 1062,26

муницип. бюджеты 27,61 6,11 23,22 22,25 22,25 22,25 22,25 145,95

внебюджет. источники 5,92 5,92

Продолжение таблицы 1

Грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности всего, в т.ч.: 1,02 0 3,11 3,10 3,10 3,10 3,10 16,53

федер. бюджет 0,31 0 0,67 0,66 0,66 0,66 0,66 3,62

областной бюджет 0,30 0 1,20 1,20 1,20 1,20 1,20 6,30

муницип. бюджеты 0,24 0 0,75 0,75 0,75 0,75 0,75 3,98

внебюджет. источники 0,17 0 0,5 0,49 0,49 0,49 0,49 2,63

Поощрение и популяризация достижений в сфере развития сельских территорий всего, в т.ч.: 0,40 0,40 0,40 1,20

внебюджет. источники 0,40 0,40 0,40 1,20

Из данных таблицы видно, что наиболее значительным мероприятием по объемам финансирования выступает обустройство сельских населенных пунктов, на что за период 2014-2020 гг. планируется израсходовать 3267,4 млн. руб., или 92,1% от общего объема финансирования Программы. Структурное соотношение различных источников финансирования по данному мероприятию складывается следующим образом: за счет средств федерального бюджета будет профинансировано 62,8% соответствующих затрат, областного бюджета - 32,5%, муниципальных бюджетов - 4,5%, внебюджетных источников - 0,2%. Реализацию данного мероприятия планируется осуществить за счет ввода в действие объектов инженерно-технической (распределительные газовые сети, локальные водопроводы), транспортной (автодороги с твердым покрытием) и социальной (общеобразовательные учреждения, ФАПы, плоскостные спортивные сооружения, учреждения культурно-досугового типа) инфраструктуры.

Вторым по масштабу финансирования мероприятиям реализации Программы по устойчивому развитию сельских территорий Орловской области выступает улучшение жилищных условий сельских граждан, достижение которого предполагается путем ввода и приобретения жилья. На эти цели за 7-летний период действия Программы планируется выделить 262,31 млн. руб., 20,1% из которых будет профинансировано из федерального бюджета, 27,6% - из бюджета Орловской области, 13,6% - из бюджетов муниципальных районов области, 38,7% - за счет внебюджетных источников.

Новым направлением аграрной политики выступает поддержка инициатив местного населения с помощью грантов, которые могут выдаваться на поддержку проектов по следующим направлениям:

- создание и обустройство зон отдыха, спортивных и детских игровых площадок;

- сохранение и восстановление природных ландшафтов, историко-культурных памятников;

- поддержка национальных культурных традиций, народных промыслов и ремесел.

На грантовую поддержку местных инициатив запланировано израсходовать 16,5 млн. руб., или 0,5% от общего объема финансирования Программы. Более трети (38,1%) общих расходов по мероприятию будет финансироваться за счет средств федерального бюджета.

На цели поощрения и популяризации достижений в сфере развития сельских территорий в рамках Программы планируется потратить 1,2 млн. руб. Мероприятия в рамках данного направления запланированы лишь в 2018-2020 гг. и полностью финансируются за счет внебюджетных источников.

Несмотря на наличие и реализацию указанных мероприятий, предусмотренных в рамках четырех направлений Программы «Устойчивое развитие сельских территорий Орловской области на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», и значительный объем финансового обеспечения, ситуация на сельских территориях Орловской области остается сложной и характеризуется наличием существенной дифференциации в уровне развития на внутрирегиональном уровне. В частности, исследования социо-эколого-экономического развития сельских территорий Орловской области на уровне 24 муниципальных районов, проведенные ВНИИ социального развития села ФГБОУ ВО Орловский ГАУ по данным за 2014-2015 гг., показали, что внутри анализируемой совокупности (между наиболее и наименее развитыми сельскими территориями) имеет различия более чем в 1,6 раза [2].

Источники и фактические объемы финансирования мероприятий Программы по устойчивому развитию сельских территорий Орловской области в 2014 и 2015 гг. представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Источники и объемы финансирования Программы «Устойчивое развитие сельских территорий Орловской области» в 2014-2015 гг., млн. руб.

Мероприятие годы Объем финансирования

всего в т.ч.

федеральный бюджет консолидированный бюджет области внебюджетные источники

Мероприятия по улучшению жилищных условий сельских граждан 2014 60,86 8,74 15,11 37,00

2015 30,17 6,99 8,40 14,79

Развитие газификации в сельской местности 2014 5,49 2,34 3,15 0

2015 26,12 13,14 10,01 2,97

Развитие водоснабжения в сельской местности 2014 200,15 93 107,15 -

2015 35,34 21,88 10,51 2,95

Развитие сети плоскостных спортивных сооружений в сельской местности 2014 2,44 1,04 1,4 -

2015 3,18 1,78 1,4 -

Развитие сети автомобильных дорог в сельской местности 2014 - - - -

2015 321,07 203,84 117,23 -

Итоги реализации мероприятий Программы «Устойчивое развитие сельских территорий Орловской области на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» в 2014 и 2015 гг. представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Результаты реализации Программы «Устойчивое развитие сельских территорий Орловской

области» в 2014-2015 гг.

Показатель 2014 2015

Ввод и приобретение жилых домов (квартир) для сельских жителей, тыс. м2 в т.ч. для молодых семей и молодых специалистов 0,59 0,3 0,86 0,72

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ввод в действие распределительных газовых сетей, км 16,2 36,3

Ввод в действие локальных водопроводов, км 106,6 29,4

Ввод в действие плоскостных спортивных сооружений, м2 1103 1509,7

Реализовано проектов в рамках грантовой поддержки местных инициатив, ед. 3 -

Ввод в эксплуатацию автодорог с твердым покрытием в сельской местности, км - 27,98

В результате процент выполнения мероприятий по газификации по итогам 2014 (2015) гг. составил 162% (134,4%), по водоснабжению - 116,9% (183,8%), по развитию плоскостных спортивных сооружений -147,1 (200%).

В соответствии с распоряжением Правительства Орловской области от 12 августа 2016 года №372-р распределение лимитов капитальных затрат по объектам социальной и инженерной инфраструктуры, финансирование которых предусмотрено в 2016 году в рамках реализации данной ФЦП было установлено в следующих параметрах (табл. 4).

Таблица 4 - Капитальные затраты по объектам социальной и инженерной инфраструктуры,

финансируемых в 2016 г. в рамках реализации Программы _«Устойчивое развитие сельских территорий Орловской области»_

Мероприятие Мощность объекта Объем финансирования, тыс. руб.

по проектной документации ввод в действие в 2016г. всего в т.ч.

федеральный бюджет областной бюджет муниципальные бюджеты

Развитие газификации в сельской местности 45 км 40,1 км 16641,2 9333,0 4000,0 3308,2

Развитие водоснабжения в сельской местности 60,7 км 40,5 км 65660,7 20480,0 26139,1 19041,6

Развитие сети плоскостных спортивных сооружений в сельской местности 3857 м2 3857 м2 9273,2 2130,0 5000,0 2143,2

Участие в Программе «Устойчивое развитие сельских территорий Орловской области на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» в 2016 году принимают 13 муниципальных районов Орловской области.

В текущем году предусмотрено строительство 10 объектов водоснабжения, 11 объектов газоснабжения и 3 плоскостных спортивных сооружений. Объем финансирования работ достигает 86,2 млн. рублей. Помимо этого в 2016 году реализуются мероприятия по улучшению жилищных условий сельских граждан (запланировано построить и приобрести 1600 м2 жилья для сельских граждан, в т.ч. 1,2 тыс. м2 для молодых семей и молодых специалистов), мероприятия по развитию сети автомобильных дорог с твердым покрытием в сельской местности (запланирован ввод в эксплуатацию 58,6 км) и мероприятия по грантовой поддержке местных инициатив (7 проектов).

Таким образом, реализация мероприятий ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий» на региональном уровне стала достаточно действенным программно-целевым инструментом сбалансированного решения проблем развития сельских территорий. Создание же условий для устойчивого развития сельских поселений дает возможность обеспечить продовольственную безопасность страны, повысить конкурентоспособность российской экономики и благосостояние значительной части населения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственная программа Орловской области «Устойчивое развитие сельских территорий Орловской области на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» / URL: http://docs.cntd.ru/document/424087453 (дата обращения 03.11.2016).

2. Комплексная оценка социо-эколого-экономического развития сельских территорий: коллективная монография./ Богачев А.И., Гальянов И., Студенникова Н.С., Полухина М.Г., Панарина В.И., Резвяков A.B., Логвинова P.M., Климов Р.В., Булгакова КВ., Кузнецов А.Л., Саран А.Ю., Небытов В.Г., Кошечкин Ю.В., Барабанова С.Н., Пыталев A.B., Дорофеева Л.Н., Ковалева ТВ. Орел, 2016 .

3. Полухина М. Г., Богачев А.И. Актуальные проблемы развития социальной инфраструктуры в свете обеспечения устойчивости сельских территорий: Монография. «Орловский ГАУ», 2016 г. 146 с.

4. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 г./ URL: www.mcx.ru/documents/document/show/14914.77.htm. (дата обращения 09.11.2016).

5. Коокуева В.В. Тенденции государственной поддержки сельских территорий и сельского хозяйства // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. №8 (245). С. 29-34.

6. Павлов А. Агрегированная модель определения специализации аграрного производства и развития сельских территорий // АПК: экономика и управление. 2013. №4. С. 71-75.

7. Проблемы устойчивого развития сельских территорий: коллективная монография / под общ. науч. ред. A.B. Глотко. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2015. 196 с.

8. Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2020 гг.» / URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70319016/ (дата обращения 01.11.2016).

9 Ваулина O.A. Особенности создания и развития сельскохозяйственных информационных систем. O.A. Ваулина //Сб.: Россия в начале XXI века: современные тенденции в экономики управлении материалы межвузовской научно-практической конференции: Рязань, ОАНО ВПО РИОО, 2011. С. 23-25.

10. Голубева А.И. Формирование организационно-экономического механизма устойчивого развития сельских территорий региона / А.И. Голубева, В.И. Дорохова, А.Н. Дугин, A.M. Суховская // Вестник АПК Верхневолжья, 2016. № 1 (33). С.16-21.

11. Голубева А.И. Устойчивое развитие сельских территорий: состояние и перспективы / А.И. Голубева Л.В. Воронова, A.M. Суховская, В.И. Дорохова, А.Н. Дугин // История, состояние и перспективы агроэкономической науки и образования: материалы международной научно-практической конференции, 3-4 июня 2016 г., ФГБОУ ВО Воронежский ГАУ. Воронеж: ФГБОУ ВО Воронежский ГАУ, 2016. С.79-87.

* * it

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.