ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА УРОВНЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
А.Д. Прожерин, магистрант
Научный руководитель: Е.В. Клецкова, д-р экон. наук, профессор Алтайский государственный университет (Россия, г. Барнаул)
DOI:10.24412/2411-0450-2024-9-2-106-109
Аннотация. Статья рассматривает проблемы эффективного использования государственной собственности на уровне Алтайского края. Актуальность исследования обоснована значимостью государственной собственности для развития региона и обеспечения социальных нужд населения. В работе рассматриваются основные аспекты управления активами, включая их структуру, объемы и текущие проблемы, такие как отсутствие прозрачности и низкий уровень использования ресурсов.
Ключевые слова: государственная собственность, эффективность использования, Алтайский край, управление активами, оптимизация управления.
Государственная собственность играет ключевую роль в экономическом развитии любого региона, включая Алтайский край. Эффективное управление этой собственностью является важным условием для достижения социальных и экономических целей. Однако на практике возникают различные проблемы, связанные с использованием государственных активов.
Возможные причины этих проблем включают недостаточную прозрачность в управлении, отсутствие четких критериев оценки эффективности, а также влияние политических и экономических факторов. Все это происходит на фоне массовой приватизации, что делает актуальным исследование способов оптимизации использования государственной собственности.
Анализ существующей проблемы
Эффективное использование государственной собственности в Алтайском крае сталкивается с множеством проблем, которые сложны и взаимосвязаны. Во-первых, одной из наиболее значимых трудностей является недостаточная прозрачность управления активами. Информация о состоянии объектов государственной собственности часто недоступна для общественности, что затрудняет контроль и анализ. Без должной отчетности управленцы не могут адекватно оценить эффективность использования активов, что ведет к нецелевым расходам и упущенным возможностям [1].
Кроме того, неэффективность использования активов становится все более очевидной. Многие объекты находятся в запущенном состоянии, а далеко не все из них используются по назначению. Это связано с отсутствием системного подхода к управлению, который бы включал в себя оценку состояния активов и планирование их использования, что приводит к значительным потерям ресурсов [3].
Также нужно отметить сложности в регулировании имущественных прав. Неопределенность в собственнических правах порой создает юридические проблемы и конфликты, мешая нормальному функционированию процессов передачи и аренды активов. Часто это становится препятствием для привлечения инвесторов и эффективного использования государственной собственности.
Ситуация усугубляется нехваткой инвестиционных ресурсов. Ограниченное финансирование на поддержание и модернизацию объектов, а также негибкие финансовые механизмы затрудняют реализацию новых проектов и улучшение существующей инфраструктуры.
Еще одним аспектом является влияние политических и экономических факторов. Политические решения могут оказывать значительное влияние на управление активами, часто отвлекая внимание от их реальной ценности и потребностей региона. В то же время экономические условия, та-
кие как инфляция и снижение бюджета, негативно отражаются на состоянии государственной собственности, ограничивая возможности для инвестирования и обновления [2].
Не менее важным является вопрос квалифицированного персонала. Дефицит специалистов в области управления государственной собственностью, а также частая смена кадров и неэффективное обучение приводят к недостаточной стабильности в управлении, что дополнительно усугубляет проблемы [4].
Возможности для оптимизации
Оптимизация управления государственной собственностью в Алтайском крае открывает ряд возможностей, которые могут значительно улучшить эффективность использования активов и повысить их социальную и экономическую ценность. Одним из важнейших шагов на этом пути является внедрение прозрачных механизмов управления и отчетности. Установление открытых данных о состоянии и использовании активов позволит гражданам и экспертам анализировать ситуацию, а также инициировать соответствующие меры по улучшению. Прозрачность также способствует повышению доверия к властям и их решениям [4].
Кроме того, необходимо разработать системный подход к управлению активами, который включает регулярную оценку состояния объектов и планирование их использования в соответствии с потребностями общества и региона. Это позволит избежать нецелевого использования ресурсов и эффективнее распределять финансирование на поддержание и модернизацию объектов.
Ключевым моментом является также упрощение имущественно-правового регулирования. Создание четких и понятных процедур для передачи и аренды государственных активов поможет устранить неопределенности и юридические конфликты, что, в свою очередь, привлечет инвесторов и создаст возможности для использования активов на более выгодных условиях [1].
Не менее важным является привлечение частного сектора к управлению государственной собственностью через государ-
ственно-частные партнерства. Это может позволить не только улучшить качество услуг и повышения эффективности, но и сократить финансовую нагрузку на бюджет. Важно создать соответствующие условия для частных инвесторов.
Инвестиционные ресурсы можно улучшить путем разработки гибких финансовых механизмов, которые включают привлечение грантов, субсидий и кредитов на условия, удобные для частных инвесторов. Это обеспечит дополнительные потоки финансирования и поддержку обновления инфраструктуры.
Нельзя забывать и о кадровом вопросе. Инвестирование и обучение специалистов в области управления государственной собственностью создаст крепкий кадровый резерв, способный эффективно решать возникающие задачи. Это позволит не только повысить уровень профессионализма, но и закрепить штатный состав [3].
Способ улучшения эффективного использования государственной собственности
Улучшить эффективное использование государственной собственности на уровне Алтайского края можно путем разработки ясной стратегии управления государственной собственностью, которая должна включать всесторонний план развития государственных предприятий.
Разработка стратегии управления государственной собственностью
Региональные власти могут разработать стратегию развития государственных предприятий, которая должна включать цели и задачи развития, а также механизмы контроля за деятельностью государственных предприятий. Кроме того, региональные власти должны разработать систему мониторинга и оценки эффективности государственных предприятий, которая должна включать показатели эффективности и механизмы корректировки деятельности государственных предприятий.
Улучшение правовой базы
Региональные власти могут ввести налоговые льготы и другие преимущества для государственных предприятий, которые демонстрируют эффективное управление. Кроме того, региональные власти должны разработать четкие правила для
приватизации государственных предприятий, которые должны включать механизмы контроля за деятельностью государственных предприятий.
Внедрение механизмов контроля за деятельностью государственных предприятий
Региональные власти могут разработать систему мониторинга и оценки эффективности государственных предприятий, которая должна включать показатели эффективности и механизмы корректировки деятельности государственных предприятий. Кроме того, региональные власти должны ввести механизмы контроля за финансовой деятельностью государственных предприятий, которые должны включать систему отчетности государственных предприятий.
Внедрение системы мониторинга и оценки эффективности государственных предприятий
Региональные власти могут разработать показатели эффективности государственных предприятий, которые должны включать механизмы корректировки деятельности государственных предприятий. Кроме того, региональные власти должны ввести механизмы контроля за финансовой деятельностью государственных предприятий, которые должны включать систему отчетности государственных предприятий.
Внедрение системы отчетности государственных предприятий
Региональные власти могут разработать формы отчетности государственных предприятий, которые должны включать механизмы контроля за финансовой деятельностью государственных предприятий. Кроме того, региональные власти должны ввести механизмы корректировки деятельности государственных предприятий, которые должны включать систему мониторинга и оценки эффективности государственных предприятий.
Итоги
В результате анализа проблем и возможностей оптимизации управления госу-
дарственной собственностью в Алтайском крае можно сделать несколько ключевых выводов. Во-первых, выявленные трудности, такие как недостаточная прозрачность, неэффективное использование активов и сложности в имущественно-правовом регулировании, требуют комплексного подхода для их решения. Понимание этих аспектов является необходимым условием для разработки адекватных стратегий и механизмов управления.
Во-вторых, переход к прозрачным и открытому управлению активами способен существенно повысить доверие граждан к власти и улучшить контроль за использованием государственных ресурсов. Это, в свою очередь, создаст возможности для более эффективного распределения ресурсов и повышения ценности активов.
Важно отметить, что системный подход к оценке и планированию использования активов будет способствовать не только улучшению их состояния, но и обеспечению соответствия потребностей региона. Упрощение имущественно-правового регулирования станет основой для снижения конфликтов и привлечения инвестиций, что позволит эффективно использовать государственную собственность.
Привлечение частного сектора через государственно-частное партнерство откроет новые горизонты для развития инфраструктуры и услуг, а гибкие финансовые механизмы помогут обеспечить необходимые инвестиции. В дополнение, внимание к обучению и повышению квалификации кадров создаст устойчивый человеческий капитал, который сможет эффективно справляться с задачами управления.
Таким образом, реализация обозначенных стратегий и подходов обеспечит создание устойчивой и эффективной системы управления государственной собственностью в Алтайском крае, что в конечном итоге приведет к улучшению качества жизни граждан и развитию региона в целом.
Библиографический список
1. Хамалинская, В.В. Современные проблемы управления государственным имуществом в Российской Федерации / В.В. Хамалинская, И.В. Хамалинский, Е.К. Кузнецова // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. -2023. - № 3(46). - С. 86-93. - DOI 10.21777/2587-554X-2023-3-86-93. - EDN WBNTEH.
2. Кузнецов А.В., Кузнецова В.В. Эффективное использование государственной собственности в регионах России // Экономика и управление. - 2017.
3. Соколова Н.В. Проблемы эффективного использования государственной собственности в регионах России. - 2015.
4. Кузнецов А.А. Государственная собственность в регионах России: проблемы и перспективы. - 2013.
PROBLEMS OF EFFICIENT USE OF STATE PROPERTY AT THE LEVEL OF
ALTAI KRAI
A.D. Prozherin, Graduate Student
Supervisor: E.V. Kletskova, Doctor of Economic Sciences, Professor Altai State University (Russia, Barnaul)
Abstract. The article examines the problems of efficient use of state property at the level of Altai Krai. The relevance of the study is justified by the importance of state property for the development of the region and meeting the social needs of the population. The work examines the main aspects of asset management, including their structure, volumes and current problems, such as lack of transparency and low level of resource use.
Keywords: state ownership, efficiency of use, Altai Territory, asset management, management optimization.