ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ГОРОДОВ ТАДЖИКИСТАНА
С.МУКИМОВА
доктор архитектуры, старший научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии им. А.Дониша Академии наук РТ. Адрес: Республика Таджикистан, г.Душанбе, пр.Рудаки, 33.
Телефон: 2213742.
К. ШАХРОЗ
соискатель Института истории, археологии и этнографии им.
А.Дониша Академии наук РТ
В статье рассматривается проблема эффективного использования памятников архитектуры с точки зрения максимизации присущих им ценностей в условиях современных городов Таджикистана. Анализируются современные тенденции в приспособлении памятников архитектуры и выявляются в этом основные недостатки существующих стратегий.
Ключевые слова: памятники архитектуры, ценность архитектурных объектов, художественная ценность, реставрация фасадов.
С каждым годом архитектурных памятников в Таджикистане остается все меньше. Некоторые из них исчезают по причине естественного старения, другие сносят, третьи переделывают до неузнаваемости. В такой ситуации проблема максимально эффективного использования архитектурных памятников становится особо актуальной.
Причисляемые к памятникам архитектуры здания возводились для определенных целей, в соответствии с историческими, экономическими и социальными условиями. Перемены в жизни общества, повышение культурного уровня населения, а также развитие техники приводили к тому, что даже в здания, сохранявшие свое первоначальное назначение, вносились изменения. В традиционных жилых домах появились водопровод и канализация, изменялась планировка, дома делились на несколько домовладений, в дворовых структурах создавались новые строения, обветшавшие постройки часто разбирались, плоские кровли покрывались асбоцементными плитами (шифером) или черепицей. Часто старые постройки приобретали другие функции, открытые айваны остеклялись. В ценных в архитектурно-декоративном отношении мечетях в период советской власти порой устраивались склады, спортивные залы, производственные цеха, а
некоторые полностью разбирались и на их месте появлялись новые постройки. В Ура-Тюбе в годы Великой Отечественной войны для эвакуированных людей из европейской части СССР в мечетях и медресе устраивались общежития, отдельные квартиры, что приводило к перепланировке старинных зданий, изменению их художественного облика.
На кирпичи разбирались и другие постройки общественного и учебного назначения. Так, первое здание из жженого кирпича, построенное в Душанбе русской администрацией, служило больницей. После Октябрьской революции в нем функционировал телеграф, здесь красноармейцы отбивались от бандформирований во время гражданской войны в 20-х годах прошлого столетия. В 2008 году это историческое здание было снесено в связи с организацией городского парка имени А.Рудаки.
Новые потребности, вызывали и появление новых, неизвестных более раннему времени, зданий. Но нередко для этих потребностей использовались существовавшие здания, полностью утратившие свое первоначальное назначение. Художественная ценность таких зданий и вложенные в них большой труд, средства и творческие усилия делают понятным постоянное стремление приспособить эти постройки для нового назначения в неизмененном виде или с переделками. Наконец изменения художественных взглядов общества, отражавшие перемены его социальной структуры и мировоззрения, часто приводили к переделкам внешнего и внутреннего облика зданий. Так, в первые годы советской государственности нередко мечети превращались в красные чайханы, клубы, читальни, библиотеки [1].
После Октябрьской революции утратили первоначальное назначение такие памятники архитектуры, как дворцы эмиров и вельмож, усадьбы богатых домовладельцев-баев, ряд мечетей, медресе и др. Встал вопрос о правильном использовании таких зданий и часть их была превращена в музеи, в которых главными экспонатами являются сами здания с их внутренним убранством и обстановкой (загородный дворец эмира Ситораи Мохи Хосса близ Бухары, дворец кокандского Худоёр-хана (1870 г.), многие медресе, мечети Ташкента, Самарканда, Бухары, Хивы и др.).
Иногда такие здания-музеи используются одновременно и для показа в них собраний произведений декоративно-прикладного искусства (например, жилой дом богатого еврейского коммерсанта в Самарканде был превращен в краеведческий музей). Музейное использование памятников архитектуры - наилучшая форма их сохранения. Это позволяет, с одной стороны посещать их большому числу людей и служить целям образования и воспитания, а с другой стороны, не
только не угрожает художественному облику памятников, но наоборот требует их тщательного сохранения и реставрации.
Но не все памятники архитектуры могут использоваться как музеи, и иногда их новое назначение отличается по своему характеру от первоначального. В таких случаях всегда нужно помнить, что памятники архитектуры переживают их меняющееся практическое назначение и не должны переделываться в соответствии с ним. Наоборот, самое главное заключается в правильном выборе такого нового назначения для определенного древнего здания, которое в наибольшей степени соответствовало бы всем его особенностям - размерам, планировке, композиции внутреннего пространства, освещенности помещений дневным светом - и не причиняло бы никакого ущерба его интерьерам и внешнему виду[2].
Использование памятников архитектуры в новых целях может быть в двух случаях: когда сохранился и подлежит сохранению только внешний вид зданий и когда, помимо всего, сохранились и интерьеры. Наиболее трудное решение задачи во втором случае, так как здесь не только невозможна даже минимальная внутренняя перепланировка зданий, но и новые мебель и экспонаты должны соответствовать интерьерам и составлять с ними одно художественное целое, не мешая их обозрению и не снижая их художественной выразительности. Примерами такого умелого и тактичного использования в новых целях памятников архитектуры, сохранивших свои интерьеры, может быть размещение областного краеведческого музея в соборной мечети на площади Панчшанбе в городе Худжанде (сейчас используется по своему функциональному назначению, т.е. как соборная мечеть), выставочного зала коврового комбината в мечети того же города, музея религии в мавзолее Махдуми Аъзама в Хисори Шодмон, интерьеров торговых куполов «Токи Заргарон», крупнейшего торгового пассажа Бухары XV в., под магазины сувениров или мастерских народного прикладного искусства, многих памятников культового зодчества внутри Ичанкалы города Хивы под различные музеи (книг, религии, этнографии, просветительства и др.) и др. Например, мечеть Джумы, построенная по описанию арабского путешественника ал-Макдиси в X-XI вв., является галереей резных колонн в количестве 212, из которых сейчас сохранилось всего 25. Мечеть в современных условиях получила вторую жизнь и продолжает свою деятельность как центр просветительства [3]. Медресе Кукельдаш (XVI в.) на площади Чорсу Ташкента и сейчас действует как среднеспециальное Исламское учебное заведение при Управлении мусульман Узбекистана. Полностью восстановлен его былой изразцовый декор, выполненный в традиционной цветовой гамме - сине-голубых тонах. Восстановлена
в прежней функции и мечеть Ходжи Ахрара Вали - ученого, государственного деятеля XV века - в дворовой части медресе Кукельдаш. По размерам это третья из самых больших мечетей Узбекистана -после самаркандской Биби-ханым и Калян в Бухаре.
Если интерьеры зданий лишены художественной ценности, то возможно разделение их внутри новыми перекрытиями и перегородками при сохранении нетронутым внешнего вида. Так было сделано при приспособлении медресе Мухаммад-Амин-хана и Матнияз Диван-беги под туристический комплекс [4]. Ведутся работы по модернизации древних жилых домов с устройством в них современного жилья, небольших гостиниц, удовлетворяющих все требования комфорта, но с сохранением в нетронутом виде, а иногда и с реставрацией их фасадов. Следует только помнить, что памятник архитектуры сохраняется навеки, а его использование может изменяться и новые перегородки и перекрытия нужно делать так, чтобы они не затрагивали основных конструкций памятника и могли быть легко удалены при изменении его назначения.
Реставрация памятника архитектуры, вызываемая желанием повысить его художественную выразительность, сниженную позднейшими искажениями, должна сочетаться с решением задачи о его будущем практическом использовании. Нельзя оставлять такие здания неиспользуемыми для современных нужд, так как это обеспечивает им дальнейшее существование и сохранение. Отсутствие использования и вытекающее отсюда безнадзорное состояние памятников архитектуры отражалось бы на них больше, чем неправильное применение под склады или производственные помещения, что часто связано с возведением пристроек, пробивкой новых и расширением старых проемов, нарушением основных конструкций, разрушением строительных материалов, избытком влаги и вредными выделениями.
Есть и такие памятники архитектуры, которые не находят никакого применения в современной жизни, — древние крепостные стены и валы, гробницы, а также старинные здания, находящиеся в состоянии руин. Они могут быть объектом осмотра, вызывать у зрителей эстетические эмоции, украшать города и ландшафт. Частично восстановленные древние крепостные стены сейчас украшают исторические города Средней Азии - Шахрисябз, Бухару, Хиву, Худжанд и др. Они являются прекрасным фоном для центральных площадей исторических городов, служат в качестве естественных декораций для исторических кинофильмов и таких же театральных постановок под открытым небом (например, в Шахрисябзе фрагмент реконструированных стен является фоном для величественных руин дворца Ак-Сарай, на площади которого проходят народные торжества, театрализованные
представления). Такого рода постановки получают широкое распространение за границей. В Дубровнике (Югославия), городе-заповеднике, сохранившем большое число построек XV-XVШ вв., для этой цели используются и крепостные стены и лоджии Дворца ректоров, и таможни, и отдельные площади и улицы, а большая лестница начала XVIII в. возле иезуитских церкви и коллегиума, служит иногда трибуной для слушателей концертов [5].
Памятники архитектуры и монументальной скульптуры используются и для ночных «спектаклей звука и света», когда зрителям показывается, например, ярко освещенная площадь перед ансамблем Ре-гистан в Самарканде на фоне слабо освещенных медресе Ширдар, Улугбека и мечети Тиля-Кори в сопровождении музыки и стихов средневековых и современных поэтов, в которых в художественной форме рассказывается о событиях, происходивших на протяжении тысячелетий. Здесь же, на площади (её размеры 67х80 м) периодически проводится международный музыкальный фестиваль «Шарк та-роналари» («Мелодии Востока») [6]. При этом сила и цвет освещения изменяются в соответствии с характером музыки и содержанием текста. Такие же спектакли устраиваются и перед другими памятниками архитектуры (на центральной исторической площади Шахрисябза, в Карши, Термезе, Хиве и др.).
Основное правило использования памятников архитектуры для новых потребностей (согласно которому ни древнее здание должно переделываться для его нового назначения, а новое назначение следует выбирать с учетом особенностей такого здания) распространяется и на архитектурные ансамбли, имеющие архитектурную целостность, улицы, площади, городские районы и целые города-заповедники. При этом задача сохранения архитектурного ансамбля, как и в случаях с отдельными памятниками, облегчается выбором нового использования, родственного по своему характеру первоначальному. Пешеходная улица от Регистана до комплекса медресе Биби-ханым в Самарканде, застроенная зданиями, вмещавшими различные учреждения, нисколько не изменилась, хотя старые учреждения сменились новыми. Не мешает сохранению и реставрации ансамбля площади Панчшанбе в Худжанде использование его соборной мечети как музея, а также одновременно как места для молений во время крупных мусульманских праздников.
Жилые районы старинных городов, сохраняющие свой историко-художественный облик, могут, подобно отдельным жилым домам, использоваться в соответствии с их первоначальным назначением (так происходит в городах Истаравшане, Худжанде и др.). Нужно только, чтобы необходимые для современного жилья водопровод, кана-
лизация, газ, электричество и телефон не искажали ни внешний вид зданий, ни обладающие художественной ценностью интерьеры (если такие сохранились). Новые дымовые и вытяжные трубы, столбы уличного освещения и воздушная проводка не должны здесь применяться, а обслуживающее население таких районов административные и торговые службы могут находиться в нижних этажах домов. В тех случаях, когда обладающий художественной ценностью район не входит в состав охранной зоны, в нем целесообразно возводить новые, нужные для нормальной жизни района здания административного, торгового, школьного, больничного, зрелищного назначения, но они должны строиться по индивидуальным проектам, разработанным в полном соответствии с их непосредственным окружением и общим обликом района.
Улицы и площади таких городских районов и целых городов-заповедников не могут быть транспортными магистралями и развязками. Одни из них могут быть пешеходными улицами, предназначенными для местного населения и для туристов, знакомящихся с городом и его достопримечательностями; на другие допускается городской транспорт, но определенных видов (не троллейбус его проводами) и в ограниченном количестве, необходимом для обслуживания местного населения. Основные транспортные магистрали, в том числе и транзитные, должны обходить эти районы или города, иметь остановки на их внешних границах. Последнее требуется для удобной связи населения таких районов с местами их работы, большей частью расположенными уже в тех частях городов, в которых можно строить новые большие здания для учреждений разного рода, промышленных предприятий и т. п.
Все это относится и к городам-заповедникам, в которых особую важность приобретает проблема занятости их населения (к примеру, историческим городам Средней Азии - Хиве, Бухаре, Самарканду, Шахрисябзу, Истаравшану, Худжанду). При решении этой проблемы нужно помнить о необходимости обслуживания памятников архитектуры и музеев, а также туристического потока. Текущий ремонт и реставрация памятников архитектуры (к каким относится город в целом) и музейных объектов, показ их туристам, организация экскурсий, лекций, концертов, обслуживание туристических гостиниц, мотелей, столовых потребуют значительной занятости людей. Появится градообразующая отрасль деятельности и градообразующая группа представителей населения, обслуживающих сохранение памятников и показа их туристам. Как свидетельствует опыт Запада, эта группа по численности может превосходить любую другую градообразующую группу, занятую в какой-либо отрасли промышленности. Для города,
богатого памятниками архитектуры, туризм может оказаться наиболее рентабельным видом «промышленности».
Показ древней архитектуры, раскрытие ее национальных и местных особенностей вызывают интерес и к другим сторонам культуры и жизни того или иного народа. Поэтому возрождение старых ремесел и прикладного искусства открывает большие экономические возможности. В таких городах, планируя их хозяйственное развитие, следует предусматривать рост не только новой промышленности, но и местных видов производства - грубой керамики, изготовления ковров, художественной обработки металлов или кожи, резьбы по дереву, кости, камню и т.п. (как это наблюдается в Шахрисябзе, Самарканде, Бухаре, Хиве, Карши).
ЛИТЕРАТУРА
1. Воронина В. Л. Народная архитектура Северного Таджикистана. -М.: Госстройиздат, 1959, с. 66 и далее.
2. Об этом имеется ряд статей в СМИ: см. Мукимов Р. Искусство древних зодчих // Вечерний Душанбе, 21 апреля 1979 г.; Он же. Необходим музей архитектурных памятников // Маориф ва мада-ният, 3 ноября 1979 г. (на тадж. яз.); Он же. Сохраним памятники культуры // Комсомолец Таджикистана, 17 февраля 1980 г.; Он же. Памятники культуры в роли воспитателя // Комсомолец Таджикистана, 13 февраля 1985 г.; Он же. Вторая жизнь мечетей // Молодой инженер, 6 февраля 1989 г.; Мамаджанова С., Мукимов Р. Свежо предание...// Комсомолец Таджикистана, 5 декабря 1980 г. и др.
3. Кадырова Т. Пути архитектурного возрождения Узбекистана XX-начала XXI вв. (традиции и современность). - Ташкент: Изд. ТА-СИ, 2007, с. 123.
4. Годлин Г.Е. Реконструкция медресе Мухаммед-Амин-хана и Матнияз Диван-беги под туристический комплекс // САУ. - № 8. - Ташкент, 1979. - С.18-31.
5. Максимов П.Н., Целиков А.И. Использование одиночных памятников и архитектурных ансамблей //Памятники архитектуры и современная городская застройка. - М.: Стройиздат, 1973, с. 131, рис.1.
6. Бахромов А.У. Роль Самарканда в истории развития региона // АСУ. - № 3. - Ташкент, 2007. - С. 3-8, рис. на с. 10-11.
PROBLEMS OF EFFICIENT USE OF THE ARCHITECTURAL MONUMENTS IN MODERN CITIES OF TAJIKISTAN
SAYYORA MUKIMOVA Doctor or architecture, senior research associate A.Donish Institute of history, archeology and ethnography Academy of Sciences of Republic of Tajikistan Tel.: 221 37 42
KAZHOL SHAHROZ fellow of the A.Donish Institute of history, archeology and ethnography Academy of Sciences of Republic of Tajikistan
The article considers the problem of efficient use of the architectural monuments in terms of maximizing its inherent value in the modern cities of Tajikistan. The article examines the current trends in the adaptation of architectural monuments and identifies the basic shortcomings of existing policies of adaptation.
Keywords: architectural monuments, value of architectural objects, artistic value, facade restoration.