Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКЕ'

ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
10
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыка / народная музыка / традиция / духовность / творчество / культура / ценность / вселенная / бытие / гармония / мusic / folk music / tradition / spirituality / creativity / culture / value / universe / being / harmony

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Осконбай Козубаев, Дамир Ыразаков, Нурзада Камбарова

Авторы в данной статье исследуют музыку как особую форму коллективной памяти, в течение многих веков объединявших множество поколений. Она была и остается важнейшим усло­вием и средством формирования национального характера, осознания специфики и самобытности народа. Музыка, наряду с иными жанрами и видами фольклора, отражает многие стороны жизненного уклада – от утилитарно-бытовых до самых высоких – духовных. В ней в той или иной форме выражены как древние, так и современные взгляды о духовности людей, идеи об окружающей социальной и природной действительности, их верования и надежды, эмоциональный мир и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUALITY AND MODERN MASS MUSICAL CULTURE

Music in all its various manifestations, in fact, is for the Kyrgyz people a special form of their collective memory, which for many centuries has united many of its generations. It was and remains the most important condition and means of forming a national character, understanding the specifics and identity of the people. Folk music, along with other genres and types of folklore, reflects many aspects of the way of life from utilitarian and everyday to the highest spiritual. It expresses in one form or another both ancient and modern ideas, ideas, views of people about the social and natural reality surrounding them, their beliefs and hopes, the emotional world, etc.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКЕ»

ИСКУССТВО

УДК 78.

https://doi.org/10.52754/16948610 2023 1 21

ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКЕ

Козубаев Осконбай Осконбаевич к.филос.н.,профессор Национальной Академии наук Кыргызской Республики

Бишкек, Кыргызстан Ыразаков Дамир Абдикалилович, преподаватель Камбарова Нурзада Нуралиевна, соискатель Ошский государственный университет

Ош, Кыргызстан

Аннотация. Авторы в данной статье исследуют музыку как особую форму коллективной памяти, в течение многих веков объединявших множество поколений. Она была и остается важнейшим условием и средством формирования национального характера, осознания специфики и самобытности народа. Музыка, наряду с иными жанрами и видами фольклора, отражает многие стороны жизненного уклада - от утилитарно-бытовых до самых высоких - духовных. В ней в той или иной форме выражены как древние, так и современные взгляды о духовности людей, идеи об окружающей социальной и природной действительности, их верования и надежды, эмоциональный мир и др.

Ключевые слова: музыка, народная музыка, традиция, духовность, творчество, культура, ценность, вселенная, бытие, гармония.

АЗЫРКЫ МУЗЫКАДАГЫ РУХАНИЙЛИК ПРОБЛЕМАСЫ

Козубаев Осконбай Осконбаевич, филос.и.к., профессор Кыргыз Республикасынын Улуттук илимдер академиясы

Бишкек, Кыргызстан Ыразаков Дамир Абдикалилович, окутуучу Камбарова Нурзада Нуралиевна, изилденYYчY Ош мамлекеттик университети Ош, Кыргызстан

Аннотация. Бул макалада авторлор музыканы анын ар тараптуу кврYHYштврYндв, квптвгвн кылымдар бою нечендеген муундарды бириктирген коллективдYY эс-тутумдун взгвчв формасы катары изилдешет. Ал элдин улуттук мYнвЗYHYн калыптанышынын, элдин взгвчвлYгYн, вздYгYн ацдап-сезYYHYн негизги шарты, каражаты болгон жана боло берет.

Музыка, фольклордун башка жанрлары жана тYрлврY менен катар жашоонун квп жактарын - утилитардык-тиричиликтиктен эц жогорку - руханийликке чейин чагылдырат. Анда тигил же бул формада руханийлик жвнYндвгY байыркы, ошондой эле, азыркы квз караштар, адамдардын курчап турган социалдык жана жаратылыштык реалдуулук тууралуу идеялары, ишенимдери, YMYттврY, эмоционалдык дYйнвCY ж.б.

чагылдырылган.

Ачкыч свздвр: музыка, элдик музыка, салт, руханийлик, чыгармачылык, маданият баалуулук, аалам, болмуш, гармония.

SPIRITUALITY AND MODERN MASS MUSICAL CULTURE

Kozubaev Oskonbai Oskonbaevich, Candidate of Philosophical Sciences, Professor National Academy of Sciences of the Kyrgyz Republic

Bishkek, Kyrgyzstan Yrazakov Damir Abdikalilovich, Lecturer Kambarova Nurzada Nuralievna, researcher

Osh State University Osh, Kyrgyzstan

Abstract. Music in all its various manifestations, in fact, is for the Kyrgyz people a special form of their collective memory, which for many centuries has united many of its generations. It was and remains the most important condition and means of forming a national character, understanding the specifics and identity of the people.

Folk music, along with other genres and types of folklore, reflects many aspects of the way of life - from utilitarian and everyday to the highest - spiritual. It expresses in one form or another both ancient and modern ideas, ideas, views of people about the social and natural reality surrounding them, their beliefs and hopes, the emotional world, etc.

Key words: мтю, folk music, tradition, spirituality, creativity, culture, value, universe, being, harmony.

Введение. Кыргызстан, как практически и все постсоветское пространство, в настоящее время вовлечен в глобальное киберпространство, которое в определенной мере и некоторыми оговорками можно охарактеризовать как глобальное культурное пространство. На данный момент значительную и преобладающую часть этого пространства составляет западная культура. Причем она не только заметно превосходит другие культуры по общему объему, но и определяет основные тенденции развития мировой культуры, в том числе музыкальной. Основной из этих тенденций уже на протяжении нескольких десятилетий является процесс массовизации культуры, который характеризуется как положительными, так и отрицательными чертами и последствиями. Что касается кыргызской музыкальной культуры, то в настоящее время в нем существует два потока, две тенденции, одна из которых определяется главным образом западной массовой культурой, а другая - произрастает и продолжает свое существование и развитие на прочном фундаменте народной музыкальной культуры и традиции, которые уходят своими корнями вглубь истории,

171

насчитывающей многие века. Эта культура традиция не были прерваны в советский период истории, несмотря на то, что именно в этот период массовая культура стала интенсивно проникать в национальную кыргызскую культуру. С распадом СССР и обретением Кыргызстаном политического суверенитета угроза поглощения кыргызской традиционной культуры массовой не только не исчезла, но только усилилась в связи с информационной революцией, произошедшей во второй половине XX века и продолжающейся в настоящее время.

На определенное воспитательное воздействие музыки обратили внимание еще в Древнем Китае, о чем свидетельствует, в частности, суждения, зафиксированные в древнекитайской священной книге «Шу-Кинг», которая в классическом виде содержит 305 народных песен и стихотворений различных жанров, созданных в XI-VI вв. до н. э. и отражающих многообразные явления духовной и социальной жизни. В этой книге обращается внимание на непосредственную связь между типом музыкального произведения и типом поведения личности [1, 2005, с. 7].

В обыденном, повседневном, привычном и широко распространенном понимании музыка оценивается как вид искусства, достаточно близкий к другим видам искусства. При этом часто обращается внимание на ее коммуникативную, социальные и иные функции, в то время как на стыке психолого-воспитательных проблем во внимание берется в первую очередь преобразующая способность, свойство музыки, ее духовно-формирующая роль. К сфере же философии музыки принято относить такие проблемы, как музыка и внутренний мир человека, сущность, природа музыки, ее бытие, особенности ее содержания и формы, способы и формы существования. В пределах философской трактовки, понимания музыки принято выделять мировоззренческую, эстетическую и этическую ее функции и, соответственно, ценность. Для научного понимания и истолкования музыки традиционен взгляд на нее как на общественный феномен [2, 2004, с. 170]. Существует также нетрадиционный подход к музыке, который можно найти в ряде классических трудов, относящихся к европейской философской и эстетической мысли. При таком подходе роль и место музыки, рассматриваемой в ее тесной взаимосвязи с духовностью, оценивается несколько иным образом, чем при традиционном подходе и традиционном музыкознании, где взгляд а музыку основывается на безусловном признании многофункциональности и музыки.

Материалы и методы исследования. Музыка - это не только мир

звуков, она представляет собой достаточно сложное и многогранное явление,

172

в котором определенным образом отражаются и преломляются различные идеи и эмоции, благодаря чему она наделена способностью оказывать мощное и глубокое воздействие на человека, формировать его душу, внутренний мир. Будучи одной из форм и видов искусства, она способна решать целый спектр задач и функций, присущих ей, а именно ценностные, морально-этические, эстетические, педагогические и другие, которые вместе образуют духовную сферу музыки.

На музыкальной культуре, помимо прочего, возложено также решение важной социально-психологической задачи, заключающейся в формировании мироощущения и мировоззрения человека, его отношения к социальной и природной реальности. В зависимости от конкретных обстоятельств, а вернее, всей их совокупности, и от того, каким общественным группам, слоям и классам служит музыкальное искусство, какие тенденции в получают в нем преобладание, оно, как показывает богатый исторический опыт, может быть мощным и воспитательным, развивающим и гармонизирующим средством во взаимодействии личности с миром и в отношения с самим собой, либо, наоборот, деструктивной силой, подавляющей в человека духовное начало, стремление к высокому, идеальному. Музыка тем или иным образом участвует в воспитательном процессе, причем затрагивая не только эстетические и художественные грани личности, но и общегуманитарные и интеллектуальные ее стороны. Тем не менее, современные глобальные музыкальные тенденции и ситуация, подверженные значительному воздействию массовой музыкальной культуры, характеризуется тем, что не только неэффективно используются позитивные возможности музыки в воспитательных целях, но и, напротив, задействованы негативные черты музыки, проявляющиеся в упрощении человеческого духа. Речь в данном случае речь идет о глобальной тенденции упрощения музыки, когда, в силу коммерциализации музыки, в музыкальном искусстве «отмирают» такие важные функции, как нравственное воспитание личности и воспитание ее чувств, восприятия, закладка основ и развитие способности и стремления улавливать в музыке смыслы, присущие ей, воспринимать ее красоту, если она присутствует, и т.д.

Очевидно, что духовная сущность и смысл музыки - независимо от того, что понимается под ними, - определяются и реализуются через функции музыки. С другой стороны, духовный аспект музыки шире, чем ее функции, и не может быть сведена исключительно к ее функциям, хотя и реализуются через них. Музыка, как и искусство в целом, играет важную роль в жизни людей. Хорошо известна мысль Ф. Ницше: «Без музыки жизнь была бы

173

ошибкой» [3, 1997, с. 561]. Очевидно, что без музыки жизнь как каждого отдельного человека, так и человечества в целом была бы значительно обеднена. А бедность, как и богатство, внутреннее содержание жизни, имеет непосредственное отношение к духовности.

Под духовностью в самом широком смысле слова принято понимать всю совокупность проявлений духа в реальности и человеке. В таких гуманитарных дисциплинах, как философия, социология и культурология, под духовностью обычно подразумевают те нравственно-этические силы и начала, которые объединяют общество и престают в виде определенных моральных ценностей и традиций, сосредоточенным, как правило, в религиозных системах, мировоззрении и опыте, а кроме того, в художественных образах искусства. Следует обратить внимание на то, что духовность, если оценивать ее на субъектном уровне, является признаком и критерием зрелости личности, которая вышла за рамки собственных узких интересов и недолговечных и изменчивых ценностей. Следует также отметить, что во многих современных работах и концепциях, главным образом западных исследователей, подчеркиваются несовпадение, определенные, подчас существенные различия между духовностью и религиозностью. Так, по мнению известной современной британской специалистки в новых религиозных движениях А. Баркер, духовность разнится с религиозностью, в частности, тем, что источником религиозности выступает внешний мир, представленный в форме предписаний и традиций, в то время как источником духовности выступает внутренний опыт человека [4, 2011, с.129]. Что касается музыкальной культуры, являющейся одной из разновидностей духовной культуры, то она, если оценивать ее с ценностной точки зрения, характеризуется деятельностью, направленной на создание музыкально-художественных ценностей. Музыка представляет собой универсальный язык, т.е. в той или иной мере понятный всем, и часто весьма выразительный и обращенный как сознанию, так и душе человека.

В течение многих веков из поколения в поколение различного рода произведения искусства в специфической художественной форме передают сведения о предшествующем мире людей с их радостями и горестями, надеждами и идеалами, представлениями о добре и зле, и т.д. Такую способность искусства принято определять, как познавательную функцию, которая применительно к музыкальному искусству обладает определенной спецификой, к тому же малоисследованной. Данный факт, как считает С.М. Науменко, обусловлен тем, что музыка представляет собой символическое искусство, которое имеет весьма малое отношение к непосредственной

174

изобразительности, визуальному восприятию. Она способна выражать в первую очередь внутренний мир и эмоциональное состояние человека, его нравственно-эстетический опыт и переживания, фантазии, порывы, мечты и т.д. По этой причине восприятие и истолкование музыки всегда субъективны и абстрактны, однако не всегда и обязательно произвольны. Границы и характер восприятия музыки определяют логические закономерности, свойственные самой музыке, но также культурой и уровнем восприятия человека [5, 1982, с. 11-13].

Очевидно, что музыка в силу того, что она является определенной формой звука, непосредственно обращена к слуху человека, и последний, улавливая эти звуки, испытывает определенную эмоциональную реакцию. Однако дело далеко не ограничивается эмоциональным воздействием музыки. Диапазон такого воздействия, охватывая как духовный, так и телесный мир человека, выходит за рамки эмоционального. Данное обстоятельство, свойство музыки приводит к тому, что формирование музыкальной культуры общества целесообразно осуществлять в контексте и направлении гармонического и наиболее полного, разнообразного развития личности. Учитывая данный факт, общество должно исходить из того, что всесторонне и гармонично развитое общество есть ни что иное, как совокупность всесторонне развитых индивидов, личностей.

В связи с понятием философии музыки находятся такие фундаментальные и емкие категории, как «мир», «бытие», «человек», «сознание», «добро», «зло», «красота», «гармония» и др. В сферу философии музыки входят проблемы, которые находятся либо граничат с общефилософскими проблемами и находятся в определенной связи с такими дисциплинами, как эстетика, этика, психология, педагогика и др.

Результаты и обсуждения. Рассуждая о духовной природе и сущности музыки, необходимо иметь в виду в первую очередь субстанциональный характер музыкального бытия, которое в конечном счете есть свойство человека либо следствием и отражением данного свойства. Музыкальное бытие связано с внутренним миром человека, оно составляет его часть и возможно только в пределах человеческого бытия.

Одним из важных вопросов, неизбежно возникающих при обращении к музыкальному творчеству и искусству, является вопрос: какова роль музыки в жизни общества? В целом, она соответствует, одинакова с ролью художественной культуры, с ее различными формами и разновидностями. Взаимосвязь между музыкальным искусством и духовной жизнью общества реализуется в трех основных направлениях, аспектах. В первую очередь

175

музыкальное искусство отражает в присущей ей специфической форме реальность. Во-вторых, в художественной форме оценивает эту реальность. И, наконец, в-третьих, реализует свою творческую функцию, определенным образом влияя и преобразуя как личную, так и общественную жизнь личности. Как и любая другая форма и разновидность искусства, музыка обогащает и облагораживает человеческую жизнь, приводит в движение, стимулирует в ней эстетическую потребность и начало. Однако она не только обогащает обыденное существование человека, она одухотворяет жизнь человека, поднимает его над обыденностью, рутинностью и тем самым создает высший слой, уровень, собственно среду духовной жизни человека и общества. Определяющим моментом в уяснении роли музыки в жизни общества, ее сущности является выявление ее особенностей, которые обусловлены в первую очередь функциями, которые музыка выполняет в жизни общества. Однако, рассуждая об этих функциях, следует указать на то, что к настоящему времени именно вопрос функций музыки разработан в музыковедении и музыкальном искусстве в незначительной степени, о чем в свое время говорил доктор искусствоведения и известный музыкальный социолог А. Н. Сохор, который утверждал, что «специальные исследования по данному вопросу единичны, причем в имеющихся пока еще не достигнуты ни последовательность, ни ясность» [6, 1983, с. 74]. И это несмотря на то, что проблемы, связанные с функциями музыки, имеют долгую историю и начали рассматривались, как минимум, еще в эпоху античности, начиная с Пифагора и возникновения философской мысли. Аристотель, размышляя о природе музыки, ввел своеобразную иерархию функций музыки, в которой он первое место отвел интеллектуальному удовлетворению, второе - воспитальной и очищающей функциям, а третье -физиологическому наслаждению, получаемому от прослушивания музыки. Немецкий философ XX века, соединивший в одном своем лице композитора и музыковеда, Т. Адорно среди различных функций музыки выделил такие, как потребление и эстетическое наслаждение, размышляя о музыкальной индустрии [7, 1999, с. 54]. По мнению современного российского музыковеда, профессора Московской консерватории В. Н. Холоповой, существуют следующие функции музыки: коммуникативная, отражения действительности, этическая, эстетическая, каноническая (канонизирующая), эвристическая, познавательно-просветительская, общественно-

преобразующая, личностно - преобразующая [8, 1994, с. 6].

Несмотря на то, что среди музыковедов, как и музыкантов, по сей день

не существует единого мнения не только относительно того, какие функции

176

музыки следует считать основными, но и сколько их вообще и что именно следует считать музыкальными функциями, на их иерархию, значимость, количество и пр., очевидно, что, во-первых, их достаточно много, во-вторых, они в совокупности образуют разветвленную систему, и, в-третьих, все они в той или иной мере, тем или иным образом имеют отношение к духовной жизни общества. Все они тем или иным образом формируют личность, а через нее и общество в целом.

Выводы. Посредством музыкального искусства, собственно музыки люди, воспринимая ее, часто возмещают дефицит общения и легче приходят к взаимопониманию. Следует указать на то, что музыкальная коммуникация - это контакт особого рода, основывающийся на эмоциональном взаимодействии, родстве, близости и душевное сопереживании. Слушатели, счет которым может идти на миллионы, пособны получать удовольствие, эмоциональное и духовное удовлетворение от одного и того же музыкального творения, мелодии. Следует, однако, уточнить, что данное свойство музыки не дает основания приравнивать всю музыкальную культуру и музыку к массовому искусству. Подлинное искусство, в том числе, конечно, музыкальное, формирует полноценную личность, обогащают ее, в то время как суррогат, эрзац, искусства, подделка, его неполноценный, упрощенный, примитивный заменитель, напротив, не только ослабляет индивидуальные черты, но и не дает им развиваться, направляя развитие в ложном направлении. И если в первом из указанных случаев музыка выступает в качестве надежной основы для общения людей как носителей индивидуального, оригинального начала, то во втором случае формируется определенная человеческая масса, в которой человек неизбежно утрачивает личностные черты и атрибуты - волю, благоразумие и эмоции и др., подчиняя их в конечном итоге воздействию простых раздражителей и выплескивая свою энергию сумбурно, хаотично и бессмысленно, несмотря на то, что в обоих случаях средством единения выступает музыка, но разная музыка - одухотворяющая, возвышающая и, напротив, бездумная и низводящая.

Литературы

1. Шендрик, А.И. Социология культуры [Текст] / А.И. Шендрик. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - С. 7.

2. Клюев, А С. Философия музыки [Текст] / А.С. Клюев. - СПб: СПГУВК, 2004. - С. 170.

3. Адорно, Т. В. Избранное: Социология музыки [Текст] / Т. В. Адорно. -М.: Университет. кн., 1999. - С. 54.

4. Науменко, С.И. Индивидуально-психологические особенности музыкальности [Текст] / С.И. Науменко // Вопросы психологии. - М., 1982. - №5. - С. 11-13.

5. Ницше, Ф. Сочинения в 2 т. [Текст] / Ф. Ницше. - Т. 2. - М.: Мысль, 1997. - С. 561.

6. Сохор, А.Н. Социальные функции искусства и воспитательная роль музыки [Текст] / А.Н. Сохор // Вопросы социологии и эстетики музыки: в 3-х т. - Л., 1983. - Т. 3: Статьи и исследования. - С. 74.

7. Степанова, Е.А. Новая духовность и старые религии [Текст] / Е.А. Степанова // Религиоведение. - 2011. - №1. - С. 129.

8. Холопова, В.Н. Музыка как вид искусства. Музыкальное произведение как феномен [Текст] / В.Н. Холопова. - М.: Моск. консерватория науч.-творч. центр «Консерватория», 1994. - С. 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.