Научная статья на тему 'Функции детской музыки в культуре детства'

Функции детской музыки в культуре детства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1678
282
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКА / КУЛЬТУРА ДЕТСТВА / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ФУНКЦИИ МУЗЫКИ / ДЕТСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР / ДЕТСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА / СОВРЕМЕННАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКА / MUSIC / INFANT CULTURE / FUNCTIONAL APPROACH / FUNCTIONS OF MUSIC / CHILDREN MUSICAL FOLKLORE / CHILDREN CLASSIC MUSIC / MODERN CHILDREN MUSIC

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Подчередниченко Н. А.

Исследованы функции детской музыки в культуре детства. Имеется много оснований утверждать, что детская музыка в жизни ребенка призвана играть значительную роль и выполняет определенный ряд функций, так как детская музыка есть некий системообразующий фактор культуры, формирующий вокруг себя социокультурное пространство детской субкультуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONS OF CHILDREN MUSIC IN THE INFANT CULTURE

The article is devoted to the investigation of the functions of children music in the infant culture. There is a lot of evidence to claim that children music plays an important role in the life therefore it deals with a great number of functions, as children music is a backbone of infant culture, creating sociocultural space of infant subculture.

Текст научной работы на тему «Функции детской музыки в культуре детства»

УДК 008:316.34/.35; 316.7

Н. А. Подчередниченко

ФУНКЦИИ ДЕТСКОЙ МУЗЫКИ В КУЛЬТУРЕ ДЕТСТВА

Исследованы функции детской музыки в культуре детства. Имеется много оснований утверждать, что детская музыка в жизни ребенка призвана играть значительную роль и выполняет определенный ряд функций, так как детская музыка есть некий системообразующий фактор культуры, формирующий вокруг себя социокультурное пространство детской субкультуры.

Ключевые слова: музыка, культура детства, функциональный подход, функции музыки, детский музыкальный фольклор, детская классическая музыка, современная детская музыка.

Музыка - это искусство создания звуков, открывающих нам огромный мир человеческих чувств, настроений, ощущений. Во все времена говорить о музыке было трудно. С научной точки зрения она всегда считалась одним из самых сложных видов искусств. Музыковедческая литература обращается к читателю на изощренном языке терминов, доступных только специалисту, а большинство музыкантов избегают разговоров о своем искусстве, так как считают, что сокровенное содержание не поддается объяснению. И в то же время музыка - вид творчества, с которым постоянно соприкасается каждый из нас независимо от образа жизни, общественного статуса и уровня интеллекта.

Римский писатель и ученый Кассиодор, давая различные определения музыке, характеризует ее с различных сторон: как художественную данность, связанную с непосредственным восприятием «хорошей гармонии», как науку, анализирующую математические выражения звуковых соотношений, и как эстетическую практику, отражающую в своеобразной форме согласованность и несогласованность противоположных аспектов бытия. Нетрудно заметить, что комплекс всех кассиодоровых определений музыки достаточно полно для своего времени представляет ее важнейшие стороны.

Современные ученые в большинстве своем рассматривают музыку как вид искусства, отражающий действительность в звуках, художественных образах и воздействующий на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований. Данной точки зрения придерживаются Ю. В. Келдыш и К. М. Хоруженко.

И. И. Земцовский рассматривает музыку как специфический символический язык, как звучащий ландшафт, как интонационный портрет этноса в его реальной исторически сложившейся пестроте [1, с. 302].

В. Н. Холопова пишет, что музыка была и остается вернейшей и необходимейшей спутницей человека и человечества на протяжении всей истории существования. Автор подчеркивает: «Не умея

должным образом зафиксировать себя в нотном тексте, чтобы остаться для будущих поколении в виде зримого памятника, она от человека к человеку передает из века в век свою духовную сущность, приподнимая человека над неотступными тяготами его бытия. К каким бы векам, эпохам, народам, расам мы ни обратились, живительное искусство музыки стоит или на первом месте, или в ряду самых дорогих человеку искусств» [2, с. 3].

Осмысление феномена музыки возможно в контексте изучения ее сущности «что есть музыка» с позиций функционального подхода. Функциональный подход к произведениям музыкальной культуры базируется на принципе, согласно которому все группы музыкальных произведений, как и каждое отдельное произведение, воздействуют на человека, на общественную жизнь, т. е. выполняют определенные функции.

Представляется возможным определить понятие «функции музыки» как совокупность ролей, которые выполняет музыка по отношению к обществу людей, порождающих и использующих ее в своих интересах; совокупность обобщенных историческим опытом наиболее приемлемых по своей значимости и последствиям способов (технологий) осуществления коллективной жизнедеятельности людей.

Обращаясь к проблеме исследования функций музыки в культуре общества, прежде всего необходимо указать на крайне незначительную разработку данной темы в современной науке. Сохраняют актуальность слова А. Н. Сохора, высказанные им еще в 1969 г. «К сожалению, - констатирует ученый, - специальные исследования по данному вопросу единичны, причем в имеющихся пока еще не достигнуты ни последовательность, ни ясность» [3, с. 74]. Среди немногочисленных научных исследований, в которых затрагивается данная проблематика, можно назвать работы А. Н. Сохора, В. Н. Холоповой, В. В. Медушевского, Й. Креса-нека.

В содержательном аспекте достаточно глубоким представляется подход к репрезентации

функций музыкального искусства, предложенный в работах В. Н. Холоповой. Рассмотрим его более подробно.

По мнению В. Н. Холоповой, музыка несет все те общественные функции, что и искусство целом как специфический род человеческого мышления и деятельности. Главное ее назначение - в человеческом общении (собственно коммуникативная функция). Особенность музыкального общения состоит в единении людей сколь угодно великой численности вокруг ярко позитивного идеала. Это свойство музыки было замечено еще в глубокой древности.

В то же время, подчеркивает В. Н. Холопова, формирование людской общности в музыке (также и во всяком другом виде искусства) не отстраняет личности, не растворяет индивидуума в социуме. Воздействие искусства носит двунаправленный лично-социальный характер, причем социальное дается в индивидуальных ощущениях личности.

Наряду с собственно коммуникативной функцией, по существу сверхфункцией, с уточненными особенностями, музыка несет функцию, заслуженно рассматриваемую в качестве краеугольной - отражения действительности. По отношению к специфике музыки и ее выразительных средств все многообразие отражаемого, считает автор, целесообразно сгруппировать вокруг трех осей: отражение идеи, отражение эмоций, отражение предметного мира.

Этическое содержание музыки, как отмечает В. Н. Холопова, важнейший вопрос, в целом обойденный теорией музыки. В музыке как виде искусства общая этическая задача - приносить добро -выражена особенно полно. В ее шедеврах гиперболизирован позитивный полюс главной этической дихотомии «добро - зло», она сформирована вокруг представлений о добре, благе, утешении, счастье.

Музыкальное искусство, как пишет В. Н. Холо-пова, располагает действенными способами этического воздействия. Прежде всего оно использует эмоциональное сопереживание. А сопереживание, т. е. идентификация эмоционального настроя воспринимающего со смысловым развертыванием произведения, сродни состраданию, категории едва ли не центральной в этике.

Внутреннее ответвление этической функции составляет функция катартическая. В искусстве вообще, также и в музыке, она имеет самостоятельный статус - понятие катарсиса и обосновано теоретически, и применяется практически. Правда, в ходе бесконечных обращений к нему оно приобрело несметное количество толкований. В. Н. Хо-лопова предлагает понимать под катарсисом наи-

более общий его смысл - очищение души под влиянием произведения искусства.

Эстетическая функция, пишет автор, подобно этической, неотъемлема от музыки как вида искусства. Красивое, прекрасное, гармоничное, соразмерное всегда были важнейшими критериями музыкального сочинения, целью композиционного ремесла, руководящей задачей теории музыки.

Гедонистическая функция, акцентирует внимание В. Н. Холопова, в музыке проявляется очень неоднозначно и оказывается зависимой от наиболее общего представления о сущности музыки, какое свойственно тому или иному региону земного шара. С развитием гуманистического мироощущения европейская культура переставала быть... пуританской и ригористичной, и в европейской музыке - правда удивительно постепенно! - стали укрепляться моменты самоценного любования красивым голосом, красивыми созвучиями, тембрами, изысканными ритмами и т. д.

Каноническая (канонизирующая) и эвристическая функции искусства, по мнению ученого, составляют диалектическую пару противоположностей. На долю каноничности выпадает важнейшая роль культурной преемственности. А ведь без преемственности не может быть культуры, следовательно, каноничность поддерживает саму онтологию, бытийственность искусства. Эвристика - противоположность каноничности - имеет смысл преобразования традиции, открытия индивидуальных путей и новых горизонтов в искусстве.

В. Н. Холопова считает, что познавательнопросветительская функция музыки видна из того, что музыкальные произведения, подобно любому явлению культуры, могут восприниматься в качестве документов эпохи. Они могут быть познавательны в различных ракурсах.

Авторы согласны с мнением В. Н. Холоповой, что компенсационная функция в музыке, как и во всем искусстве, принадлежит к числу наиболее неизученных. Да, впрочем, если взять элементарную роль музыки вообще - вселить в человека бодрость, крепость, утешить его в печали, высветлить и украсить его жизнь, то и здесь будет содержаться значительный процент компенсации за отсутствие постоянного слоя такой позитивности в повседневном человеческом бытии.

Прагматическая функция музыки весьма развита и заслуживает внимания. У некоторых народов и по сей день, отмечает ученый В. Н. Холопова, музыка имеет в первую очередь не эстетическое, а жизненно-практическое, т. е. прагматическое, назначение.

В. Н. Холопова пишет, что на европейском континенте прагматическую функцию несут частично

жанры «прикладной музыки», а также специальные функциональные жанры - музыка сигнальная, военная, охотничья, дизайнерская, производственная, медицинская. Среди прикладных жанров выделяется, например, поныне существующий жанр похоронного плача, являющийся промежуточным между чистым бытовым обрядом и искусством. Сигнальные жанры - это звон курантов, колоколов, фанфары, позывные радио и телевидения. Разного рода дизайнерская музыка хотя и имеет цель украшения человеческого быта, в конечном счете служит прагматике - большей привлекательности для людей той или иной деятельности. Автор подчеркивает, что с прагматической ролью музыка не расставалась никогда и границы между прагматической и эстетической целями искусства исторически и географически подвижны и неоднозначны по своему существу.

В рамках данной статьи рассматриваются функции детской музыки в культуре детства.

Если говорить о собственно детской музыке, то следует отметить, что к детской музыке мы относим детский музыкальный фольклор, детскую классическую музыку и детскую современную музыку.

Представляется возможным определить детскую музыку как музыку, предназначенную для слушания и исполнения детьми и подростками или исполняемую взрослыми для детей.

К детскому музыкальному фольклору, согласно точке зрения Г. Н. Науменко, относятся «произведения, созданные взрослыми для детей, которые исполняются при укачивании в люльке младенца (колыбельные), при пестовании его (пестушки), при развлечении и игре с ребенком (потешки, прибаутки), а также творчество самих детей, т. е. то, что находится в их репертуаре и исполняется только детьми, - это считалки, дразнилки, заклички, приговорки, игровые песенные припевы и т. д.» [4, с. 67].

Авторы к детскому музыкальному фольклору относят детскую песенную и инструментальную культуру, функционирующую в рамках фольклорной детской исполнительской музыкальной традиции.

Образцами классической детской музыки являются песни и пьесы П. И. Чайковского (сборник детских песен, «Детский альбом» для фортепиано), «Первоначальная полька» М. И. Глинки, фортепианные пьесы И. С. Баха («Нотная тетрадь Анны Магдалины Бах»), Р. Шумана («Альбом для юношества», песни, хоры), И. Брамса («Детские народные песни»), А. К. Лядова (детские песни на народные слова), Б. Бартока («Для детей» четыре фортепианные тетради) и др.

Самостоятельный раздел музыкального твор-

чества составляют произведения на сюжеты из детской жизни, рассчитанные на исполнение профессиональными артистами и не предназначенные специально для детской аудитории. К классическим образцам такого рода музыки принадлежат балет П. И. Чайковского «Щелкунчик», названный Б. В. Асафьевым «гениальной симфонией детства», цикл романсов «Детская» М. П. Мусоргского, в котором композитор с поразительной силой проник в мир детской психологии, «Детские сцены» для фортепиано Р. Шумана, оркестровая сюита «Игра детей» Ж. Бизе.

Среди крупных известных произведений для детей - симфоническая сказка «Петя и волк»

С. С. Прокофьева. Многие произведения советских композиторов написаны на сюжеты сказок: оперы «Маша и Медведь» и «Морозко» Красева, «Сказка о рыбаке и рыбке» Л. А. Половинкина (по

A. С. Пушкину) и др.; балеты «Аистенок» Д. Л. Клебанова, «Доктор Айболит» И. В. Морозова (по К. И. Чуковскому) и др.

Значительное место в детской музыке занимает инструктивно-педагогический репертуар (сборник пьес А. Ф. Гедике, Р. М. Глиэра, Е. Ф. Гнесиной, Д. Б. Кабалевского и др.). Среди современных западно-европейских композиторов известен своей творческой деятельностью в области детской музыки немецкий композитор К. Орф - автор 5-томного собрания «Музыка для детей» («Шульверк») и сборника «Музыка для юношества» (оба изданы совместно с Г. Кетман).

Детская музыка получила широкое распространение в свое время в творчестве советских композиторов, особенно в песне (Д. Б. Кабалевский, М. И. Красев, И. О. Дунаевский, Р. Г. Бойко и др.). Детские песни создавались в содружестве с поэтами С. Михалковым, А. Барто, О. Высотской, М. Пляцковским, Ю. Энтиным, З. Ямпольским,

С. Семерниным, Н. Берендгофом и др.

Среди современных композиторов, пишущих произведения для детей, - О. Хромушин, В. Гаври-лин, Ж. Металлиди, С. Баневич, В. Коровицын, Ю. Блинов, А. Лепин, В. Подвала, А. Билаш,

B. Купревич и др.

Детская музыка в жизни ребенка призвана играть определенный ряд важных функций.

Ценностная, или аксиологическая (греч. ах1а -ценность), функция. Ценности и ценностные ориентиры выступают как сила, определяющая особенности сознания, мировоззрения и поведения любого субъекта, будь то отдельный человек, нация, этнос, государство. На основе ценностей, которые они принимают или исповедуют, люди строят свои отношения, определяют цели своей деятельности, занимают политические позиции.

Ценности - это отношения, предметы, явления и их свойства, несущие абсолютное значение для человека и способствующие совершенствованию человеческой личности. Ценностные ориентации понимаются как устремления, желания, потребности человека, выступающие для него в качестве важнейших личных ценностей и целей жизни [5, с. 17; 6, с. 80].

Детская музыка, по мнению авторов, в культуре детства выступает как определенная система ценностей и формирует у ребенка на бессознательном уровне вполне определенные ценностные потребности и ориентации.

Функция познавательная (гносеологическая). Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько используются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества.

Музыкальные произведения в ходе создания их композитором приобретают способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения ребенком.

Функция трансляции (передачи) социального опыта. Ее называют функцией исторической преемственности, или информационной. Это одна из главных функций детской музыки - сохранение и воспроизводство совокупного духовного и социального опыта человечества, передача его из поколения в поколение и обогащение его. Трансляция опыта происходит от эпохи к эпохе, от поколения к поколению. Благодаря этой функции детской музыки становится возможным формирование глубинных, подсознательно действительных алгоритмов культурного поведения детского сообщества.

Коммуникативная функция музыки. Коллективные виды музыкальной деятельности (хоровое и ансамблевое пение, совместное инструментальное музицирование) способствуют развитию чувства сопричастности детей к общему делу, их единению, учат проявлять терпение, внимание по отношению друг к другу. Чувство сопереживания за результат совместной работы повышает личностную значимость каждого участника хорового, ансамблевого, инструментального музицирования. В ходе музыкально-творческой деятельности ребенок имеет возможность сделать доступными для других свои эмоции, чувства. А это, в свою очередь, вызывает ответные эмоции, ответные движения человеческой души. Музыка создает предпосылки для общения, установлению взаимоотношений.

Интегрирующая функция тесно связана с коммуникативной. Ситуация общения предполагает обмен информацией. В диалогической ситуации общения происходит восприятие, понимание ин-

формации, эмоциональный отклик на происходящее событие. Этот эмоциональный отклик может характеризовать разные психологические состояния участника (исполнителя) и зрителя (слушателя): бодрость, усталость, апатию, эйфорию, отчуждение, утрату чувства реальности, переживание уже увиденного, скуку и т. п. Но эти состояния служат знаками идентификации.

Непосредственное общение в процессе музыкальной деятельности детей заключается в восприятии, понимании текста и реакции на него, эмоциональной отзывчивости на переживания автора, исполнителя. Ребенок-слушатель включается в эту цепочку полностью и идентифицирует автора с исполнителем и тем текстом, который он оглашает. Во время коммуникативного акта происходит и психологическая идентификация, и эмпатия. Ребенок-слушатель воспринимает максимум информации, которую он может хранить и ретранслировать в любое другое время.

Эстетическая функция. С одной стороны, данная функция детской музыки проявляется для ребенка на уровне бессознательного - эстетическое наслаждение без видимой практической цели. С другой стороны, обращение детей к категориям «прекрасное», «гармония» способствует развитию эстетических чувств, оценок, встречи с прекрасным формируют универсальные общечеловеческие ценности.

Музыкальная деятельность ребенка - разновидность эстетической деятельности индивида. Музыка способствует повышению эстетической культуры, формирует чувства, вкусы, идеалы, содействует возникновению и развитию эстетических представлений. Музыка способна совершенствовать эстетические взгляды ребенка.

Развлекательно-восстановительная функция

детской музыки проявляется в двух аспектах. С одной стороны, музыка сопровождает ребенка во время досуга, времяпровождения. Без музыкального оформления не мыслится ребенком праздник или развлечение. С другой стороны, музыка - это одно из действенных средств поддержания тонуса, восстановления духовных сил, эмоциональной и нравственно-психологической подготовки человека к необходимой общественно полезной деятельности.

Сегодня с сожалением приходится констатировать, что детская музыка звучит для ребенка в основном на специально организованных музыкальных занятиях в детском саду, уроках музыки в школе, в учреждениях дополнительного образования. По радио, на телевидении, в сети Интернет, которые сегодня в основном являются для большинства детей источниками доступных музыкальных передач, практически отсутствуют передачи,

трансляции концертов, где бы звучала детская музыка. В обыденной жизни современный ребенок оказывается погруженным в музыкальную среду, где для него в одном мощном звуковом потоке классика в современных обработках; легкая эстрадная музыка; поп- и рок-музыка, музыка «Нью Эйдж» - преимущественно электронная и электронно-акустическая; музыка этническая (разных народов мира) - она сегодня также существует как в аутентичном исполнении, так и в самых разных обработках, порой переплетаясь и с эстрадной музыкой, и с направлением «Нью Эйдж»; звучат в мобильных телефонах музыкальные сигналы и позывные.

Сегодня, по мнению авторов, велика роль фоновой функции музыки в целом для современного ребенка. Мы не случайно выделяем эту функцию, так как музыка для современного ребенка стала «средой обитания», «фоном его повседневной действительности»: музыкальные сигналы сотовых телефонов; музыка, звучащая в наушниках; звуковые сигналы на улицах и в транспорте, музыка реклам-

ных роликов и бесконечно работающих телевизоров - вот тот естественный фон, который окружает ребенка независимо от его желания и настроения.

Проведенное исследование показало, что детская музыка воздействует на ребенка комплексно, в нескольких взаимосвязанных направлениях. Другими словами, ей свойствен определенный набор функций, которые характеризуют ее воздействие на детское сообщество. Набор функций детской музыки в детской субкультуре - это особая система, суть которой в следующем: исчезновение или изменение интенсивности одной из функций или появление новой функции вызывает изменения системы в целом. Изменения могут быть разными. Например, в современной детской культуре возрастание интенсивности фоновой функции музыки ведет к ослаблению других функций, входящих в данную систему.

Система функций музыки в детской субкультуре представляет собой целый поток взаимодействия. В данной работе из этого потока выделены только отдельные направления.

Список литературы

1. Фольклор и народная культура. 1п тетопат: сборник статей / сост. Е. О. Путилова; отв. ред. А. Н. Анфертьев; Рос. акад. наук, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), центр «Петербург. Востоковедение». СПб.: Петерб. востоковедение, 2003. 457 с.

2. Холопова В. Н. Музыка как вид искусства: учеб. пособие для музыковедов консерваторий: в 2 ч. М.: Б. и., 1990. Ч. 1. Музыкальное произведение как феномен. 138 с.

3. Сохор А. Н. Социальные функции искусства и воспитательная роль музыки // Вопросы социологии и эстетики музыки: в 3 т. Т. 3. Статьи и исследования. Л., 1983. 74 с.

4. Науменко Г. М. Фольклорная азбука: обучение детей народному пению: учеб. пособие для нач. шк. М.: Академия, 1996. 134 с.

5. Зауторова Э. В. Формирование нравственных ценностных ориентаций подростков средствами русской хоровой культуры: дис. ... канд. пед. наук. Вологда, 2002. 145 с.

6. Кукаревич М. Н., Кучерук Ю. А. Основные культуросообразные доминанты русской культуры // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2006. Вып. 7. С. 79-83.

Подчередниченко Н. А., ст. методист, аспирант.

Архангельский областной институт переподготовки и повышения квалификации работников образования.

Пр. Новгородский, 66, Архангельск, Россия, 163000.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 04.04.2013.

N. A. Podcherednichenko

FUNCTIONS OF CHILDREN MUSIC IN THE INFANT CULTURE

The article is devoted to the investigation of the functions of children music in the infant culture. There is a lot of evidence to claim that children music plays an important role in the life therefore it deals with a great number of functions, as children music is a backbone of infant culture, creating sociocultural space of infant subculture.

Key words: music, infant culture, functional approach, functions of music, children musical folklore, children classic music, modern children music.

References

1. Folklore and folk cultue. In memoriam. E. O. Putilova, A. N. Anfert'ev (eds.). St. Petersburg: Peterb. vostokovedenie, 2003. 457 p. (in Russian).

2. Kholopova V. N. Music as an art form: study guide for musicologists of conservatories. Moscow, B. i. Publ., 1990. Part 1: Piece of music as a phenomenon. 1990. 138 p. (in Russian).

3. Sokhor A. N. The social functions of art and educational role of music. Questions of sociology and aesthetics of music: In 3 volumes, vol. 3. Articles and research. Lenigrad, 1983. 74 p. (in Russian).

4. Naumenko G. M. Folk ABC: Teaching children folk singing: tutorial for Benefit for grade school. Moscow, Academia Publ., 1996. 134 p. (in Russian).

5. Zautorova E. V. Formation or moral values orientations of teenagers by means of Russian choral music. Diss. cand. ped. sci. Vologda, 2002. 145 p. (in Russian).

6. Kukarevich M. N., Kucheruck Yu. A. The basis dominants forming Russian culture. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2006, no. 7, pp. 79-83 (in Russian).

Arkhangelsk Regional Institute of Professional Development of Teachers.

Pr. Novgorodskiy, 66, Arkhangelsk, Russia, 163000.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.