Научная статья на тему 'Проблемы дисциплины "Основы естественнонаучных знаний" в формировании мировоззрения будущего педагога'

Проблемы дисциплины "Основы естественнонаучных знаний" в формировании мировоззрения будущего педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ / ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА / МИРОПОНИМАНИЕ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / NATURAL SCIENCES / NATURAL SCIENCE PICTURE OF THE WORLD / OUTLOOK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Денисова Илона Владимировна

Дисциплина «Основы естественнонаучных знаний» относится к базовой части математического и естественнонаучного модуля и обеспечивает фундаментальность и целостность вузовской подготовки студентов педагогических направлений к работе по специальности. Знание естественнонаучной картины мира необходимо для формирования мировоззренческой позиции и воспитания глубокой внутренней культуры будущего педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Денисова Илона Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF THE DISCIPLINE "FUNDAMENTALS OF NATURAL SCIENCE KNOWLEDGE" IN SHAPING THE OUTLOOK OF A FUTURE TEACHER

The discipline "Fundamentals of natural science knowledge" refers to the basic part of the mathematical and natural science module and provides the fundamental and wholeness of University education of students of pedagogical directions to work in the profession. Knowledge of the basics of natural science picture of the world is necessary for the formation of outlook and upbringing of deep internal culture of the future teacher.

Текст научной работы на тему «Проблемы дисциплины "Основы естественнонаучных знаний" в формировании мировоззрения будущего педагога»

экологическое сознание, дает возможность приобщать учащихся к современным глобальным и региональным проблемам, искать механизмы их решения.

Проведение практических эколого-ориентированных исследовательских работ в условиях школы, учебных лабораторий, полевых и экспедиционных работ позволило учащимся использовать полученные знания и умения в научно-исследовательских проектах, и способствует выстраиванию профессиональной траектории учащихся.

Реализация проекта позволила молодежи приобрести знания о родном крае и навыки практической исследовательской деятельности, осознавать значимость своей практической помощи природе. Экологическое воспитания, формирует ответственное отношение к окружающей среде, соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и активную деятельность по изучению и охране природы своей республики.

Литература:

1. Дега Н.С., Корчагина Н.М. Опыт проведения молодежных эколого-географических экспедиций на базе научно-исследовательской лаборатории геоэкологического мониторинга КЧГУ // Вестник КЧГУ. Карачаевск: КЧГУ, 2016. № 40-41. - С. 275-279.

2. Абазинский муниципальный район / Общие данные. [Электронный ресурс]. URL: https://www.abaza-raion.ru/o_d.html (дата обращения: 25.08.2018)

3. Руководство по анализу воды. Питьевая и природная вода, почвенные вытяжки / Под ред. к.х.н. А.Г. Муравьева. - СПб: «Крисмас+», 2011. - 264 с.

4. Дега Н.С., Онищенко В.В., Узденова Х.И., Шидаков А.К. Динамика гидрохимической структуры реки Кубани в антропогенной зоне ледникового питания Карачаево-Черкесской республики. Общественно-научный журнал «Проблемы региональной экологии» ИГ РАН. № 3. М.: 2015. - С. 92 - 99.

5. Карта воды России / Чистая вода - основная проблема столетия. [Электронный ресурс]. URL: http://www.watermap.ru/articles/chistaya-voda-osnovnaya-problema-stoletiya (дата обращения: 27.08.2018)

Педагогика

УДК: 378.016

кандидат географических наук Денисова Илона Владимировна

Филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова» (г. Коряжма)

ПРОБЛЕМЫ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ЗНАНИЙ» В ФОРМИРОВАНИИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

Аннотация. Дисциплина «Основы естественнонаучных знаний» относится к базовой части математического и естественнонаучного модуля и обеспечивает фундаментальность и целостность вузовской подготовки студентов педагогических направлений к работе по специальности. Знание естественнонаучной картины мира необходимо для формирования мировоззренческой позиции и воспитания глубокой внутренней культуры будущего педагога.

Ключевые слова: естественные науки, естественнонаучная картина мира, миропонимание, мировоззрение.

Annоtation. The discipline "Fundamentals of natural science knowledge" refers to the basic part of the mathematical and natural science module and provides the fundamental and wholeness of University education of students of pedagogical directions to work in the profession. Knowledge of the basics of natural science picture of the world is necessary for the formation of outlook and upbringing of deep internal culture of the future teacher.

Keywords: natural sciences, natural science picture of the world, outlook.

Введение. В жизни современного общества в условиях научно-технического прогресса и появления глобальных проблем знание естественнонаучной картины мира является важным показателем культурной грамотности человека, а также системы образования страны в целом. Студентам-гуманитариям, обучающимся на педагогических направлениях бакалавриата, система знания в области естественных наук необходима, поскольку в процессе профессиональной деятельности им предстоит формировать миропонимание и мировоззрение молодого поколения.

Согласно системно-синергетическому подходу естественнонаучная картина мира показывает окружающий мир в целостности и дискретности. Общенаучная и частнонаучная картины мира этого сделать не могут. Следовательно, будущему педагогу необходимо владеть основами естественнонаучных знаний в целостности и взаимосвязи для эффективного ведения профессиональной деятельности и формирования мировоззренческой позиции.

Целью исследования является анализ проблемы формирования мировоззрения студентов-гуманитариев, обучающихся на педагогических направлениях бакалавриата, и места естественнонаучной картины мира в его структуре, а также значение дисциплины «Основы естественнонаучных знаний» для миропонимания.

Изложение основного материала статьи. В зависимости от исторического этапа развития человеческого общества и характерных для этого периода времени системы ценностных ориентаций и знаний определяется содержание мировоззрения. В мировоззрении личности важной интеллектуальной составляющей является картина мира как основа миропонимания. На теоретическом уровне она представлена религиозными, философскими и научными идеями. В структуре миропонимания современного человека основополагающее место занимает естественнонаучная картина мира.

Естественнонаучная картина мира - это целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающая в результате обобщения и синтеза основных категорий, принципов и методологических установок, полученных в рамках различных естественнонаучных дисциплин. Она строится на основе определённой доказанной и обоснованной фундаментальной научной теории, в этом её главное отличие от ненаучных картин мира. От строгой научной теории естественнонаучная картина мира отличается тем, что включает только знание об объекте без логической проверки его истинности: от породившей теории остается лишь интуитивно-ясный «скелет» самых общих категорий, принципов и

схем [4, 5].

Естественнонаучная картина мира помогает человеку понять окружающий мир и определить своё место и назначение в нём. Одним из первых проблему естественнонаучного миропонимания во II веке н. э. поставил представитель позднего стоицизма древнеримский император Марк Аврелий: «Человек, который не знает, как устроен мир, в котором живет, не знает, где он находится». В XIX веке вопрос естественнонаучного миропонимания как общечеловеческой проблемы сформулировал французский художник П. Гоген в названии одной из своих картин - «Кто мы? Откуда мы? Куда идем?» [3].

Главные сферы естественных наук - материя, жизнь, человек, Земля, Вселенная - позволяют сгруппировать их следующим образом: 1) физика, химия, физическая химия; 2) биология, ботаника, зоология; 3) анатомия, физиология, учение о происхождении и развитии жизни, учение о наследственности; 4) геология, минералогия, палеонтология, метеорология, физическая география; 5) астрономия вместе с астрофизикой и астрохимией [6].

В системе естествознания на протяжении длительного периода времени лидирующей наукой оставалась физика. Вследствие научной революции XVII века в физике, а также совершенствования технических приборов и лабораторного оборудования, создаваемых на основе физического знания, стало возможным развитие других естественных наук.

Физические, химические и биологические науки являются ведущей тройкой естествознания. В XX веке в области естественных наук начали развиваться междисциплинарные направления: биогеохимия, биогеография, биофизика, геоэкология и др.. С XXI столетия ведущие позиции в системе естествознания постепенно начинает занимать биология. Это связано с активным внедрением системного подхода и концепции глобального эволюционизма. Биология становится наукой, отвечающей на запросы общества и революционизирующей производительные силы. Современное биологическое знание открывает перед человечеством как благоприятные, так и настораживающие перспективы. Революционные открытия биологических наук оказали влияние на становление проблем в сфере медицинской, экологической и биоэтики, что необходимо учитывать при формировании мировоззрения.

Важную роль в структуре естественнонаучной картины мира играют знания из области астрономических и географических наук, характеризующих окружающее пространство и место в нём человека. К сожалению, в современном отечественном образовании данным наукам не уделяется должного внимания, что идёт в ущерб миропониманию молодого поколения.

Однако следует отметить, что в российском географическом образовании мир рассматривается в целостности и дискретности, чего не наблюдается, например, в американском образовании, которое этноцентрично и игнорирует окружающий мир. Результатом является демонстрация не соответствующих географической действительности знаний рядовыми американцами и даже представителями Государственного департамента США. Следовательно, исходя из данного примера, для формирования разносторонней личности, обладающей глубокой внутренней культурой, необходимо рассматривать все элементы окружающего мира в целостности и взаимодействии.

Колоссальную роль в формировании миропонимания играет астрономия, открытия в её области в XVI-XV[I веках, в том числе, стимулировали развитие физического знания. В отечественном образовании с 1991 году астрономию исключили из списка базовых школьных предметов, что негативно сказывается на изучении физики, а также мировоззрении личности в целом. Науки астрономического цикла в целостности рассматривают мегамир, который является важным структурным элементом материального мира. Следовательно, изучение астрономии является необходимым для формирования миропонимания человека.

С 1 сентября 2017 астрономия была возвращена в школьную программу, что положительно отразится на развитии мировоззрения современных школьников. Однако сегодняшним студентам-гуманитариям приходится с трудом восполнять данный пробел, поскольку часто их познания из области астрономии не соответствует действительности. Многие студенты придерживаются идеи геоцентризма, также им неизвестны такие имена как Дж. Бруно, Н. Коперник, И. Кеплер. Это является негативным показателем культурной грамотности личности и ущербностью миропонимания в целом.

Для эффективного формирования мировоззренческой позиции молодого поколения современному педагогу необходимо знать специфику естественнонаучной картины мира и её структуру. Данную задачу помогает решить дисциплина «Основы естественнонаучных знаний».

Курс «Основы естественнонаучных знаний» показывает окружающий мир как грандиозную развивающуюся суперсистему, состоящую из огромного количества взаимодействующих подсистем; раскрывает единство и многообразие взаимосвязей окружающего мира, проявление фундаментальных законов природы в повседневности, их отображение в жизни общества и системе культуры; рассматривает динамику развития мира, динамику его познания и тенденции современного естествознания.

Цель изучения «Основ естественнонаучных знаний» - выработать у студентов установки и ценности рационалистического отношения к миру, природе, обществу и человеку, сформировать образ современной естественнонаучной картины мира. Задачи дисциплины: показать историю развития естествознания; сформировать понятие об общих элементах современной естественнонаучной картины мира; развить мировоззренческие и методологические представления современного естествознания; показать специфику гуманитарного и естественнонаучного типов познания; сформировать представления о принципах глобального эволюционизма и синергетики [3].

«Основы естественнонаучных знаний» преподаются, как правило, у студентов педагогических направлений бакалавриата, связанных с гуманитарными специальностями педагогов и начальным образованием. Это вызывает ряд проблем. В первую очередь, студентам-гуманитариям сложно осваивать достижения физики, химии и других естественных наук. Кроме того, существуют определённые пробелы в знаниях после обучения в школе.

Взаимное обособление естественных и гуманитарных наук обусловлено их противоположной направленностью и закладывается в сознание личности в процессе обучения изначально в школе, а затем в вузе. Между естественнонаучной и гуманитарной составляющими интеллектуальной жизни общества и представляющими их слоями специалистов - пропасть. К данному выводу ещё в 1959 году пришёл британский физик и общественный деятель Ч. П. Сноу. Он провел опрос 40000 научных работников и инженеров Великобритании (примерно % всех специалистов страны) и пришел к неутешительным выводам. «Технократы» не имеют элементарных представлений об искусстве и им не интересуются. Представители

творческой богемы, высокомерно считая себя интеллигенцией и элитой, не видят никакой необходимости в получении даже азбучных знаний в области физики и техники - лидерах научно-технического прогресса. Всё это привело к резко негативным последствиям, ярким примером которых являются споры между «физиками» и «лириками» в 60-70-х годах XX века.

Традиционная гуманитарная культура, не способная воспринять новые достижения науки, неизбежно скатывается на путь антинаучности. А наука, замыкаясь в себе и своих сложных проблемах, вынужденная игнорировать художественные ценности, скатывается на путь антигуманности. Как считал Ч. П. Сноу, необходим техно-гуманитарный баланс мировоззрения человека, фундамент которого необходимо закладывать ещё в школе. В этом плане наиболее рациональной он считал советскую систему образования [1, 3].

Отечественное образование являлось и является в настоящее время достаточно сбалансированным с точки зрения формирования миропонимания и мировоззрения личности. Выпускники школ и вузов в общих чертах имеют представление о строении окружающего мира. Но, тем не менее, исключение из школьной программы некоторых предметов, создание профильных гуманитарных классов и специализация вузовского обучения приводят к тому, что студенты-гуманитарии не в полном объёме владеют знанием в области естественных наук, примером является незнание астрономической картины мира.

Для студентов-гуманитариев необходимость изучения «Основ естественнонаучных знаний» раскрывается с точки зрения трёх аспектов: мировоззренческого, общекультурного и гуманитарного. Мировоззренческий аспект заключается в том, что основой научного мировоззрения является естественнонаучная картина мира, где природе и материи отводится приоритетное место. Общекультурный аспект - в воспитании глубокой внутренней культуры. 50-100 лет назад высококультурным считали человека, знающего мировую историю, правила этикета, несколько иностранных языков и наиболее значимые произведения литературы и искусства. В настоящее время нельзя считаться культурным человеком без знания новейших достижений естественных наук и техники. Разобраться в их сущности помогает естествознание. Специальный аспект наиболее значим и менее очевиден. Естествознание, изучающее «первую природу», является фундаментом для наук, изучающих «вторую» природу, то есть для гуманитарных [3]. Существует тесная взаимосвязь естественных и гуманитарных наук, например, студент-психолог, не знающий основ высшей нервной деятельности, не сможет в полном объёме овладеть психологией и стать квалифицированным специалистом. Следовательно, естествознание помогает студенту-гуманитарию более глубоко понять свой предмет.

Как показывает практика, при проведении пробного первичного тестирования по «Основам естественнонаучных знаний» у студентов педагогических направлений, будущих преподавателей гуманитарных дисциплин и начального образования, на вопросы из области физики, химии, астрономии и геологии верно не отвечает практически никто. Более благоприятная ситуация складывается с вопросами по биологии и экологии: с первого раза на них верно отвечают 50-60% опрошенных [2].

Сложившуюся ситуацию можно объяснить следующим образом. В структуре школьной программы биологии уделяется достаточное количество часов, создаются профильные классы. Многие разделы экологии связаны с биологическим знанием, следовательно, наука изучается в школе в большей степени в рамках биологии и частично - в географии, химии и физике.

Центральными проблемами экологии являются способы решения экологических и производных от них демографических и медико-биологических проблем. До 1972 года она была несамостоятельной дисциплиной в рамках биологии, но постепенно молодая наука превращается в комплекс междисциплинарных исследований с ярко выраженной мировоззренческой составляющей.

Таким образом, интерес к биологии и экологии обусловлен, не только новейшими открытиями в области особенностей функционирования и эволюции живой материи, но и появлением глобальных проблем современности, в структуре которых одно из ведущих мест занимает экологическая проблема. Однако учитывая синтетический характер современного естествознания и повсеместное внедрение системного подхода, даже описание глобальной экологической проблемы и путей её решения будет не полным без знаний в области физики, химии, астрономии, геологии, ритмологии и их междисциплинарных направлений.

Выводы. Дисциплина «Основы естественнонаучных знаний» необходима для формирования миропонимания и мировоззрения студентов-гуманитариев, обучающихся на педагогических направлениях бакалавриата. Знание естественнонаучной картины мира является фундаментом для изучения теории философии, в частности, таких разделов, как онтология и гносеология, а также для формирования основ материалистического мировоззрения.

Современное естествознание рассматривает материальный мир в единстве и многообразии с точки зрения системно-синергетического подхода. Это порождает ряд сложностей. Узкая специализация преподавателей «Основ естественнонаучных знаний» часто накладывает коррективы на изложение учебного материала: преподаватель акцентирует на той естественной науке, в области которой он является специалистом [2]. Пробелы знаний, полученные в школе вследствие исключения предмета из программы или сокращения времени на его изучение, искажают образ окружающего мира у выпускников, следовательно, будущие студенты столкнутся с проблемами в освоении знаний из данной области.

Особенности индивидуального восприятия также сказываются на качестве понимания естественнонаучной картины мира и формировании научного мировоззрения. Гуманитарию сложно понять основы многих естественных наук, вследствие его интеллектуальных способностей, часто у таких студентов появляется психологический барьер для адекватного восприятия «Основ естественнонаучных знаний».

Для качественного формирования мировоззрения и миропонимания студентов-гуманитариев педагогических направлений бакалавриата преподавателю «Основ естественнонаучных знаний» рекомендуется в доступной форме излагать учебный материал, используя наглядность, но, не упрощая и не искажая результатов естественных наук. Следует воздействовать на эмоциональную сферу студентов, поскольку у гуманитариев, как правило, она высокоразвита. Необходимо подкреплять учебный материал высказываниями знаменитых учёных-естественников и литературными примерами. Эмоциональное воздействие улучшит запоминание сложного для восприятия материала.

В процессе изложения «Основ естественнонаучных знаний» следует учитывать связь естественнонаучной картины мира с духовной, материальной и художественной культурой, а также системой ценностных ориентаций в обществе. Научное знание нейтрально в морально-этическом плане. Нравственные

оценки относятся к деятельности по получению знания или по его применению, поэтому ведущие достижения естествознания следует рассматривать в контексте различных направлений этики.

Литература:

1. Денисова И. В. Естественнонаучная и гуманитарная культуры и их взаимоотношения в контексте глобальных проблем человечества // Природное и культурное наследие: междисциплинарные исследования, сохранение и развитие: коллективная монография. Санкт-Петербург, РГПУ им. А. И. Герцена, 23 - 25 октября 2013 года / Отв. ред. В.З. Кантор, А. Н. Паранина, Д. П. Финаров. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. - С. 149 - 154.

2. Денисова И. В. Место экологии, геологии и географии в структуре дисциплины «Концепции современного естествознания» // География: наука и образование в системе «общество - школа -университет»: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 210-летию Российского государственного педагогического университета и 75-летию факультета географии РГПУ им. А.И. Герцена. - СПб.: Астерион, 2007. - С. 73 - 75.

3. Липовко П. О. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов. - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. - 512 с.

4. Найдыш В. М. Концепции современного естествознания: Учебник. - Изд. 2-е, перераб. - М.: Альфа-М, 2006. - 622 с.

5. Стрельник О. Н. Концепции современного естествознания: Краткий курс лекций. - М.: Юрайт-Издат, 2003. - 221 с.

6. Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М. 2009. - 570 с.

Педагогика

УДК 378

доцент кафедры математики и бизнес-информатики Дмитриев Денис Сергеевич

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева» (г. Самара); профессор кафедры теории и методики

профессионального образования Соловова Наталья Валентиновна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева» (г. Самара)

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА К ПРИМЕНЕНИЮ СРЕДСТВ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье приведены результаты эмпирического исследования формирования готовности преподавателя вуза к применению средств электронного обучения в профессиональной деятельности на основе факторного анализа компонентов, входящих в структуру готовности.

Ключевые слова: электронное обучение, готовность к применению средств электронного обучения, средства электронного обучения.

Annotation. The article presents the results of an empirical study of forming the university teacher readiness to use e-learning tools in professional activities on the factor analysis basis which is included in the readiness structure.

Keywords: e-learning, teacher readiness to use e-learning tools in professional activities, e-learning tools, factor analysis.

Введение. Пилотажное исследование, проведенное на базе Самарского университета, выявило недостаточный уровень сформировананности компонентов готовности преподавателя вуза к применению средств электронного обучения (ценностно-мотивационный компонент, когнитивный компонент, методико-операциональный компонент, оценочно-рефлексивный компонент), что может препятствовать реализации стратегий конкурентоспособных образовательных программ, реализации инновационных форм обучения, повышению эффективности и качества образования. Констатирующий и формирующий эксперименты исследования были направлены на выявление уровня сформированности компонентов в структуре готовности преподавателя вуза к применению средств электронного обучения среди преподавателей ведущих университетов г.о. Самары (базовый уровень, продвинутый уровень, творческий уровень). Выборку составили 180 преподавателей.

Изложение основного материала статьи. Для подтверждения эффективности разработанной системы формирования готовности преподавателя вуза к применению средств электронного обучения был проведен корреляционный анализ. Корреляционный анализ, как статистический метод оценки тесноты связи структурных компонентов личности, позволяет получить экспертную информацию, основанную на разнообразных выборках [1]. Данные констатирующего и формирующего экспериментов позволяют сделать выводы о подтверждении или опровержении гипотезы о статистической взаимосвязи компонентов в структуре готовности преподавателя вуза к применению средств электронного обучения. В настоящем исследовании связи анализировались при помощи коэффициента корреляции Пирсона, принимающего значения от -1 до +1, для расчетов использовался статистический пакет данных SPSS [2; 3]. Абсолютная величина корреляции (от 0 до 1) говорит о силе связи: близкие к 0 - отсутствие связи между переменными; ближе к 1 - наличие сильной взаимосвязи; положительный знак (+) - связь прямая; отрицательный знак (-) -связь обратная; (p) - надежность показывает уровень статистической значимости: статистическая значимая связь являлась достоверной, если p < 0,05.

Наличие и направление корреляционной связи между структурными компонентами готовности преподавателя вуза к применению средств электронного обучения необходимо изучить с целью доказательства возможности ее формирования за счет компенсаторных возможностей показателей ее компонентов. Так, при наличии прямой связи с изменением одной переменной происходит равномерное изменение другой, а при наличии обратной связи возможно обратное изменение.

В настоящем исследовании корреляционный анализ по матрицам констатирующего эксперимента

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.