самостоятельную деятельность и сформирует некоторые предпосылки их профессиональной компетенции. Включение их в учебный процесс необходимый фактор, однако, надо учитывать и то, что восприятие таких текстов нерусскими студентами отличается от восприятия носителя языка. Поэтому, надо выявить доступность и пригодность текста, для учебных целей исходя от аудитории слушателей. Изучаемый текст должен отвечать всем требованиям учебно-методической целесообразности, страноведческому направлению, степени его современности, типичности, и т.д. Следовательно, в первую очередь, нужно стремиться помочь студенту в понимании текста, его содержания. Важным является, использовать тексты, позволяющие повысить интерес к русскому языку и к своей специальности. В целом, мы считаем, что для исследований в этом плане имеются благоприятные условия. Тем не менее, возникает еще ряд проблем, решение которых поможет усовершенствовать обучение языку. Проведение практических занятий по текстовому минимуму, на наш взгляд, представляет собой своего рода процесс решения проблем обучения русскому языку студентов. Чтение диалогов с живой речью и последовательное выполнение послетекстовых заданий, просмотр и обсуждение кинофильмов, наглядно демонстрирующих национально-культурные традиции, способствуют расширению кругозора, овладению изучаемой лексикой, развитию речевых навыков и умений и готовит учащихся к участию в неподготовленной беседе по данной теме в сопоставительном ключе [3].
Список литературы /References
1. Умарова Дилмура Закировна. Важнейшие приоритеты развития в сфере высшего образования: проблемы и перспективы//Вестник науки и образования, 2019. № 19-3 (73). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vazhneyshie-prioritety-razvitiya-v-sfere-vysshego-obrazovamya-praWemy-i-perspektivy/ (дата обращения: 27.05.2021).
2. Новикова И.В. Роль текста в обучении иностранному языку // Вестник МГУ, 2008. № 3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-teksta-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku/ (дата обращения: 27.05.2021).
3. Тарчимаева Любовь Цыреновна, Ван Хуни. Роль регионального текста в обучении русскому языку иностранцев в условиях языковой среды // Современное педагогическое образование, 2021. № 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https ://cyberleninka. ru/article/n/rol-regionalnogo -teksta-v-obuchenii-russkomu-yazyku-inostrantsev-v-usloviyah-yazykovoy-sredy/ (дата обращения: 27.05.2021).
PROBLEMS OF DISTANCE EDUCATION Musikhina L.V. (Russian Federation) Email: [email protected]
Musikhina Lina Vladimirovna - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF MATHEMATICS AND IT, URAL STATE AGRARIAN UNIVERSITY, YEKATERINBURG
Abstract: the article analyzes the experience of implementing distance education as a modern educational process. The results are systematized and the shortcomings of this format of education are identified, the main ways of solving emerging problems in the process of teaching students are identified.
Keywords: pandemic, online education, software, aspects, forms, IT.
ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Мусихина Л.В. (Российская Федерация)
Мусихина Лина Владимировна - старший преподаватель, кафедра математики и ИТ, Уральский государственный аграрный университет, г. Екатеринбург
Аннотация: в представленной статье проанализирован опыт внедрения дистанционного образования как современного образовательного процесса. Систематизированы итоги и выявлены недостатки данного формата образования, определены основные пути решения возникающих проблем в процессе обучения студентов.
Ключевые слова: пандемия, онлайн образование, программное обеспечение, аспекты, формы, IT.
УДК 37.022
Наше обсуждение будет посвящено подготовке специалистов в области прикладной информатики. Поскольку пандемия изменила структуру занятости и организацию труда, не остановила, а только подстегнула внедрение технологий в компаниях. Сейчас «особенно нужны квалифицированные IT-кадры. IT-филиал «Почтовые технологии» ищет специалистов, говорит представитель ведомства. В 2021 г. «Почтатех» удвоит штат IT-специалистов, он составит 1200 человек (против 600 в конце 2019 г.). Нужны системные аналитики, разработчики, тестировщики, инженеры по повышению эффективности процессов разработки (Development Operations, DevOps) и т. д.
Практически все опрошенные «Ведомостями» крупные компании сообщили, что продолжат нанимать специалистов по информационным технологиям в 2021 г.,»1
Отечественное высшее образование давно и надежно закрепилось на уровне бакалавриата, в связи с этим в основе обучения таких специалистов лежит практика. А поскольку у нас всеобщая грамотность и все умеют читать, то лекционный материал в общем объеме часов на дисциплину для прикладной информатики составляет меньшую часть, и мы ограничимся только вопросами проведения практических занятий.
Прошел первый семестр организованный университетом в формате On-line. На текущий момент можем подвести промежуточные итоги на основании полученного опыта.
Занятия в настоящее время транслируются посредством сети Интернет, автоматически записываются и публикуются в глобальной сети, что позволяет сохранить их для повторного использования в любое удобное время для наших студентов, с любых мобильных устройств. Уникальная возможность не пропускать занятия и не упустить важную информацию, новый материал. Записи лабораторных занятий помогают студентам лучше понять пройденные темы и предоставляют студентам больше возможностей для подготовки к следующим занятиям.
Попытаемся сформулировать основные проблемы, возникшие при удаленной форме обучения.
Проблема 1. Оформление
При очной форме обучения в аудитории качество и решение зданий студентом формировалось непосредственно из наблюдения преподавателем за работой студента, за его активность, в ходе разбора возникающих проблем, то в удаленной форме обучения за основу оценки работы студента можно брать только его отчет. Выяснилось, что подавляющее число студентов просто не умеют составлять отчеты о проделанной работе. При работе с первым курсом пришлось бороться за реквизиты в течение всего семестра.
Проблема 2. ПО
1 Каких специалистов будут нанимать в 2021 году крупнейшие работодатели // vedomosti.ru URL: https://www.vedomosti.ru/management/articles/2020/12/28/852834-nanimat-2021.
26
Для каждого практического занятия подбирается набор примеров, которые необходимо было повторить студенту самостоятельно. Для такой работы необходимо определенное единое аппаратное и программное обеспечение, что ранее обеспечивал вуз. Теперь же в силу того, что у каждого студента в распоряжении свой комплекс технических и аппаратных средств или ноутбук, компьютер, то не удается обеспечить работу на единой аппаратно-программной базе и приходится подготавливать несколько вариантов для разнообразного программно-аппаратного обеспечения. При изучении технологий связанных с программированием оказалось удобным пользоваться онлайн средами для обучения программированию.
Проблема 3. Отчетность
Студенты в своей массе не могут показать свою работу над заданием. Типично когда в отчете при помощи скриншотов и копии программного кода без пояснений просто иллюстрируется результат. При этом часто возникает вопрос: откуда этот результат взялся? При отчете о проделанной работе студент должен описать именно свою работу, а результат идет как подтверждение выполненной работы. В каждом отчете приходится использовать скриншоты и это оказалось самым слабым звеном. Большинство скриншотов не читаемые, содержат второстепенные или не нужные элементы. Приходилось раз за разом стимулировать студентов научиться выделять главное и вырезать значимые места на экране для отчета. Отдельно приходится говорить о форматировании текста.
Таким образом, на протяжении всего семестра приходилось уделять время для обучения студентов грамотному созданию электронных документов. Если в группе порядка 30 человек, то это занимает массу времени, когда каждому в ответ на присланную работу приходится давать пояснения. Затраты по времени возрастают в разы, что не учитывается при распределении нагрузки на педагогов.
Проблема 4. Контроль
Если при очной форме перед началом занятия можно было в устной форме, в диалоге с группой, пояснить некоторые теоретические и понятийные аспекты предстоящего занятия, а в ходе занятия объяснять смысл каждого этапа или возникшего затруднения, то в новом формате эти моменты вообще оказались за кадром. Попытки дополнять практические задания смысловым материалом показали, что значительная часть студентов просто его пропускает. Более того, если в задании конкретно обозначены шаги, которые необходимо проделать обязательно, судя по отчетам, выполняются не все шаги. Работа выполняется многими чисто механически, путем копирования или переписывания примеров. Проверить уровень понимания по каждой теме в формате удаленного обучения почти невозможно. Те же самые горячо любимые тесты легко выполняются при помощи подсказок, даже если организовать видео наблюдение. Таким образом необходимо искать новые формы методического обеспечения удаленной формы проведения практических занятий. В принципе из собственного опыта и из наблюдений за отдельными студентами понятно, что в случае личной заинтересованности в изучаемом предмете методика обучения по образцам реально работает. Но в группе значительная часть студентов выполняют практику без энтузиазма.
Проблема 5. Дисциплина
Даже при установленном времени на выполнение каждого задания сплошь и рядом идет нарушение сроков, что существенно затрудняет учет выполнения работ. Нарушения сроков сопровождаются бездоказательными различного рода причинами от студентов. Применяемая система штрафовых снижений оценок частично помогает в данном вопросе.
Проблема 6. Отчетность
Отчетность типа зачета или экзамена. В сети масса онлайн курсов по различным предметам. На таких курсах типично для перехода от темы к теме или при завершении курса пройти тест. Личный опыт, различного рода тестов и курсов по повышению квалификации, однозначно показывают их бесполезность при оценке знаний. Поэтому, на наш взгляд, в основу итогового отчета следует положить среднюю оценку по всему комплексу
выполненных работ, которые включают все перечисленные выше критерии, такие как дисциплина, отчетность, полнота выполнения работ, списывание, копирование.
Советский педагог и психолог М.М. Рубинштейн писал: «В работе учителя всегда должен оставаться аромат творческой работы, тем более что никакая программа не в силах охватить и учесть тех индивидуальных положений и условий, в которых придется работать учителю»1
Список литературы / References
1. Рубинштейн М.М. Проблемы учителя. М., 1926. С. 167.
2. Каких специалистов будут нанимать в 2021 году крупнейшие работодатели // vedomosti.ru. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/management/artides/2020/12/28/852834-nanimat-2021/ (дата обращения: 10.06.2021).
TO THE QUESTION OF CONTINUITY OF LEARNING THE SUBJECT "INFORMATION AND INFORMATION TECHNOLOGIES" IN THE "LYCEUM-UNIVERSITY" SYSTEM IN UZBEKISTAN Baltabaeva R.B.1, Suyunov N.E.2, Abdrahmanova D.^3 (Republic of Uzbekistan) Email: Baltabaeva [email protected]
1Baltabaeva Rano Bekbaulievna - Assistant Teacher, DEPARTMENT OF APPLIED MATHEMATICS AND INFORMATICS, KARAKALPAK STATE UNIVERSITY; 2Suyunov Nurlan Erkinovich - Teacher; 3Abdrahmanova Dibar Kudaybergenovna - Teacher, PHYSICS AND INFORMATICS DEPARTMENT, ACADEMIC LYCEUM KARAKALPAK STATE UNIVERSITY, NUKUS, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article discusses the pedagogical aspects of the issue of development and implementation of a model of continuity in the teaching of Computer Science and information technology with a view to forming a unity in the system of the «lyceum-university», which contributes to the formation of a high-level information and communication competence of students. Summing up the results of experimental work, we can conclude that the presented theoretical model of continuity in teaching computer science and information technologies in the "lyceum-University" system allowed us to prove the effectiveness of this model in practice, to get a significant increase in the level of information and communication competence of lyceum pupils and students in the experimental group.
Keywords: lyceum-university system, PISA (international Student Assessment Program), Information Technology, innovative methods of teaching, model, integration, differentiation, coordination.
1 Рубинштейн М.М. Проблемы учителя. М., 1926. С. 167.