Научная статья на тему 'Формирование мотивации студентов к освоению информационных технологий в условиях пандемии'

Формирование мотивации студентов к освоению информационных технологий в условиях пандемии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
538
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мотивация / COVID-19 / виды информационные технологий / рейтинг балльная система / обучение / стимул / успеваемость / motivation / CAVID-19 / types of information technologies / rating point system / training / incentive / academic performance

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведева Надежда Аркадьевна, Мусихина Лина Владимировна

в работе анализируется актуальная проблема мотивации при обучении студентов университета. В обществе, ориентированном на цифровые технологии, помимо мотивации к получению высшего образования важна мотивация к изучению и использованию современных средств ИТ. Особенно актуально это становится в связи с тем что в условиях эпидемии COVID-19 произошел скачок в практическом применении ИТ, в том числе и в обучении. Важным является контроль за исполнением поручений и итогов обучения, в том числе практических, самостоятельных заданий. Тема имеет многосторонний характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Медведева Надежда Аркадьевна, Мусихина Лина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF STUDENTS ' MOTIVATION TO LEARN INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE CONTEXT OF A PANDEMIC

the paper analyzes the actual problem of motivation in teaching University students. In a digital-oriented society, in addition to motivation to obtain higher education, motivation to study and use modern it tools is important. This is especially relevant due to the fact that in the context of the CAVID-19 epidemic, there has been a leap in the practical application of it, including in training. It is important to monitor the execution of instructions and the results of training, including practical, independent tasks. The topic is multi-sided.

Текст научной работы на тему «Формирование мотивации студентов к освоению информационных технологий в условиях пандемии»

FORMATION OF STUDENTS ' MOTIVATION TO LEARN INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE CONTEXT OF A PANDEMIC Medvedeva N.A.1, Musikhina L.V.2 (Russian Federation) Email: Medvede571@scientifictext.ru

'Medvedeva Nadezhda Arkadyevna - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF COMPUTER SCIENCE, URAL STATE MINING UNIVERSITY;

Musikhina Lina Vladimirovna - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF MATHEMATICS AND INFORMATION TECHNOLOGIES, URAL STATE AGRARIAN UNIVERSITY, EKATERINBURG

Abstract: the paper analyzes the actual problem of motivation in teaching University students. In a digital-oriented society, in addition to motivation to obtain higher education, motivation to study and use modern it tools is important. This is especially relevant due to the fact that in the context of the CAVID-19 epidemic, there has been a leap in the practical application of it, including in training. It is important to monitor the execution of instructions and the results of training, including practical, independent tasks. The topic is multi-sided.

Keywords: motivation, CAVID-19, types of information technologies, rating point system, training, incentive, academic performance.

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОСВОЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ Медведева Н.А.1, Мусихина Л.В.2 (Российская Федерация)

'Медведева Надежда Аркадьевна - старший преподаватель, кафедра информатики, Уральский государственный горный университет;

Мусихина Лина Владимировна - старший преподаватель, кафедра математики и информационных технологий, Уральский государственный аграрный университет, г. Екатеринбург

Аннотация: в работе анализируется актуальная проблема мотивации при обучении студентов университета. В обществе, ориентированном на цифровые технологии, помимо мотивации к получению высшего образования важна мотивация к изучению и использованию современных средств ИТ. Особенно актуально это становится в связи с тем что в условиях эпидемии COVID-19 произошел скачок в практическом применении ИТ, в том числе и в обучении. Важным является контроль за исполнением поручений и итогов обучения, в том числе практических, самостоятельных заданий. Тема имеет многосторонний характер.

Ключевые слова: мотивация, COVID-19, виды информационные технологий, рейтинг балльная система, обучение, стимул, успеваемость.

Многолетний опыт преподавания информатики в высшей школе и колледже показывает непрерывное падение интереса студентов к изучению информационных технологий. Можно отметить как снижение активности студентов, пассивность в исполнении заданий, снижение процента посещаемости занятий. С другой стороны, во всем мире за это время происходит непрерывное усложнение информационных технологий, непрерывно расширяется сфера их внедрения во все виды деятельности. Качественный скачок в этом направлении произошел вследствие эпидемии COVID-19, когда в целях ограничения распространения вируса во всей стране (в мире) вынужденно во многих сферах деятельности был осуществлен переход к дистанционным формам на ИТ. В системе образования на всех уровнях была введена дистанционная форма обучения. Таким образом, перед преподавателями высшей школы особо остро возникла проблема повышения интенсивности занятий по информатике, качество обучения информационным технологиям. Одним из важнейших способов решения проблемы является повышение мотивации студентов.

Интерес к дистанционной форму обучения (ДО) возник в конце прошлого века с приходом Интернета и доступности компьютерной техники. Необходимо также вспомнить, что в середине прошлого века во всех вузах страны были образованы специальные подразделения для создания видео

лекций и во всех аудиториях висели огромные еще ламповые телевизоры. Однако почти за 40-50 и более лет попыток реально использовать видео уроки и ДО не везде увенчались успехом. Возникает резонный вопрос, как скажется на качестве обучения вынужденный в условиях эпидемии переход на ДО. Приведем реальный пример. Как известно в высшей школе требуется регулярно повышать квалификацию преподавателей. И вот в рамках этого требования преподаватель в приказном порядке был направлен на такие курсы. Курсы проводились в одном из крупнейших вузов страны в отделе ДО. Во вступительной лекции подробно и детально были обозначены все преимущества ДО и наступил процесс обучения. Обучение состояло из шести примерно занятий, среди которых были и видео лекции и презентации и просто чтение с экрана. Каждое занятие заканчивалось тестам из 6-10 вопросов, на основании которых происходил переход от одного занятия к другому. Поскольку человек был вынужденно, по приказу участвовать в этом процессе то используя Интернет за час -полтора он просто прошел все тесты не вникая в навязанный ему материал. Можно сделать вывод, что при отсутствии мотивации система ДО практически не работает, как система обучения. При стандартной форме обучения. при личном контакте преподавателя с обучаемым, такой профанации частично можно было избежать. Не станет секретом факт, что некоторые, не особо исполнительные студенты (в практических заданиях), в данный переходный период с очной формы на ДО, могут легко сдавать тесты с помощью и голосового помощника Яндекса. Не обладая фундаментальными знаниями и практическими навыками. Открываются остро несколько задач: 1- настройка задач с более развернутым контекстом и индивидуальным исполнением заданий каждым студентом, и возникает сразу затрата времени на подготовку и проверку заданий; 2- переработка методов контроля знаний, например с решением практических задач, а не угадыванием коротких тестов.

В связи с этим, на первое место в современных реалиях образования выходит мотивация обучаемого к обучению.

Понятие мотивации складывается из нескольких определений имеющих место быть в разных сферах жизни человека это-педагогика, психология, менеджмент.

Авторы, трактуют определение мотивации, исходя из своего объема знаний и взглядов. Имеет место определение: «Мотивация - это побуждение к активной деятельности личностей, коллективов, групп, связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности» [1].

В психологии - мотивация (от лат. movere) — побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности [2].

В педагогике можно выделить следующее определение мотивация (от лат. moveo — двигаю) — общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования [3].

Сущность мотивации интерпретируется в зависимости от разных параметров и поставленных вопросов. Многие молодые задаются вопросом, а что движет нашим миром? И мы часто отвечаем нашим студентам, что секрет успешности лежит в мотивации к учебе и труду. Иногда им не хватает усилий приступить к исполнению самостоятельных обязательных заданий. В данном случае заинтересовать студента, пробудить дремлющий разум основная задача педагога. Донести до студента, что знания - это неотъёмный элемент образованной личности.

Особенности мотивации в учебном процессе. Опросы студентов показывают, что можно выделить несколько основных факторов в формировании мотивации к освоению информационных технологий:

1. Поступление в ВУЗ по настоятельной рекомендации родителей, а так желание отложить призыв на воинскую службу;

2. Административный фактор, не желание вступать в конфликт из-за пропуска занятий;

3. Фактор оценок, получаемых студентами или рейтинга, что скорректирует обязательное исполнение лабораторных индивидуальных заданий.

4. Реальный интерес студента к информационным технологиям.

Рассмотрим пункт 3 - влияние рейтинга на обучение. При классической форме обучения оценку ставит преподаватель, который непосредственно наблюдает за студентов в ходе обучения. А теперь снова обратимся к нашим дням, когда вузы полностью перешли на ДО. По каждому занятию студенты высылают подробный отчет со скринами экранов, который было предложено оценивать по 100 бальной системе в процентах. От тестов мы отказались по указанным выше причинам. В качестве критериев оценки по практическим работам по информатике было принято два критерия. Первый -пошаговое выполнение работы. Второй - оформление отчетности. По первому критерию формально все шаги выполнялись, и при оформленном отчете студент получал от 90 до 100 процентов. При пропуске нескольких этапов указанных в задании оценка падала до 50%. А вот по второму условию пришлось долго, почти половину времени бороться за оформление отчетов по установленным правилам. В итоге успеваемость в группах возросла по сравнению с тем как проводились занятия в

91

предыдущем семестре до коронавируса в классической форме. Далее оказалось почти невозможным установить в большинстве случаев, было ли это реальное получение навыков и знаний или формальное выполнение требований по принципу в одно ухо влетело в другое вылетело. И наконец, в ряде занятий у студентов возникали реальные проблемы, связанные с тем, что они выполняли свои работы на разных компьютерах, в разных операционных системах и дистанционно решить возникшие так проблемы оказалось не реально. Но, важно отметить, что в случае возникновения таких проблем в компьютерном классе можно и нужно было подключать всю группу для решения проблемы и именно наибольший эффект в формировании специалистов в прикладной информатике давали именно такие ситуации. В системе ДО этот фактор оказался утрачен.

Итак, мы снова возвращаемся к понятию мотивации, которая во многом нивелирует выявленные проблемы современного обучения.

К сожалению, первые два фактора равноценны и преобладают в результатах опроса студентов на протяжении нескольких лет.

Следует отметить, что к окончанию обучения число студентов, проявляющих интерес и желающих осваивать ИТ несколько возрастает. Этот рост зависит от выбора специальности, харизмы преподавателя, методики и организации проведения занятий (теоретические, лабораторные, поисковые, отчетные выступления студентов и т.д.). Можно выделить несколько моментов дающих положительный эффект в этом направлении.

Выводы.

При массовом внедрении ДО необходимо изменить и технологию обучения, что потребует значительного времени и обновления преподавательского корпуса, иначе качество высшего образования упадет еще ниже.

В случае возврата в том или ином объеме к классическим аудиторный формам обучения необходимы:

1. Организация практических занятий в тех случаях, когда на них студентам предлагается примеры и задачи, имеющие непосредственное отношение к их будущей профессии или задачи с игровыми компонентами. Интерес к практическим занятиям значительно выше, чем в случае решения академических задач.

2. Если в ходе практических занятий возникают проблемы, связанные с решением поставленных задач. Рекомендуем коллективное обсуждение (разбор полетов) диагностики проблемы выявлению путей решения и реализация этих путей. В ходе такого обсуждения выделяются студенты активные и пассивные. Поощрение вербальное студентов активных заметно мотивирует студентов второй группы к проявлению активности в исполнении пробелов их знаний и навыков. Другими словами, выявление лидеров мотивирует тянуться за лидерами, что важно в молодежной среде.

3. Активная работа преподавателя по вовлечению студентов к участию во внеучебной деятельности. К последней относится неформальное выполнение курсовых работ, здесь важно стимулировать выбор темы курсовой работы самим студентом, самостоятельный подбор и анализ материала. Умение публично доложить результаты работы. Следует курсовые работы рассматривать как шаг к участию в различного рода конференциях. Участие в межвузовских конференциях и выше позволяет студентам позиционировать свой уровень в масштабах региона и выше, что является сильным мотивирующим фактором (догнать лидера в молодежной среде).

4. Некоторые студенты относящиеся к третей группе самостоятельно изучают отдельные вопросы ИТ, таким студентам нужно и можно поручать проведение мастер классов, что так замотивирует остальных к проявлению себя на основе получения новых знаний и навыков.

Таким образом, мы рекомендуем формировать методический материал и планы занятий с учетов выявленных методов повышения мотивации. Опыт показал сравнение таких методических материалов со стандартными материалами академического изложения более высокую эффективность в учебном процессе.

В заключение отметим, что в процессе обучения студентов информационным технологиям крайне полезно информировать о решении руководящих органов и страны в области цифровой экономики и достижениях в этой области, поскольку студенты не регулярно отслеживают новостные блоки информации. Знание специфики информационных процессов вне учебной среды, так же является мотивирующим фактором.

Авторы выражают благодарность за чуткое руководство и содействие в написании статьи профессору, доктору физико-математических наук Сыромятникову Владимиру Николаевичу.

Список литературы / References

1. Зайцев Г.Г. Управление персоналом: Учебное пособие. СПб.: Северо-Запад, 2009. 411 с.

2. Психология. [Электронный ресурс]: Википедия. Свободная энциклопедия. Режим доступа: Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Мотивация/ (дата обращения: 18.11.2019).

3. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов / М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. 365 с.

ORAL EXERCISES AS THE BASIS FOR THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF MATHEMATICAL THINKING IN PRIMARY SCHOOL STUDENTS Khudoynazarov E.M. (Republic of Uzbekistan) Em ail: Khudoynazarov571@scientifictext.ru

Khudoynazarov Egambergan Madrahimovich - Senior Lecturer, FACULTY OF PEDAGOGY, DEPARTMENT OF METHODOLOGY OF THE BOSS OF FORMATION, URGENCHSTATE UNIVERSITY, URGENCH, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article focuses on the process of oral exercises as the basis for the formation and development of the activity of mathematical thinking in primary school students. Oral exercises are one way of organizing assimilation, allowing to identify those intellectual actions that provide assimilation. It is important to consider not only what content of knowledge is learned, but also how it was learned, what cognitive activity was provided, and under what pedagogical conditions it was most clearly manifested. Keywords: process, oral exercise, formation, development, mathematical thinking.

УСТНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Худойназаров Э.М. (Республика Узбекистан)

Худойназаров Эгамберган Мадрахимович - старший преподаватель, факультет педагогики, кафедра методики начального образования, Ургенчский государственный университет, г. Ургенч, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье основное внимание уделяется процессу устных упражнений как основе формирования и развития деятельности математического мышления у учащихся начальных классов. Устные упражнения являются одним из способов организации усвоения, позволяющих выявить те интеллектуальные действия, которые обеспечивают усвоение. При этом важно учитывать не только то, какое содержание знаний усвоено, но и как оно было усвоено, какая познавательная активность была при этом обеспечена, при каких педагогических условиях она наиболее ярко проявлялась.

Ключевые слова: процесс, устные упражнения, формирования, развития, математического мышления.

Упражнения представляют собой процесс обучения и усвоения знаний, направленный на реализацию основных целей образования.

Устные упражнения являются подсистемой упражнений, поэтому они содержат те же характеристики, что и обобщающий термин «упражнения», но, в свою очередь, обладают специфическими особенностями.

Устные упражнения представляют собой процесс усвоения знаний, характерной чертой которого является интенсификация учебного процесса за счет сокращения манипулятивных преобразований с целью развития речи, мыслительных операций, творческих способностей учащихся.

В учебном процессе устные упражнения могут выполнить свое назначение, если они представлены в определенной системе.

Возникает вопрос: какова же теоретическая модель системы устных упражнений?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.