Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ДИАГНОСТИКИ РАССТРОЙСТВ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ'

ПРОБЛЕМЫ ДИАГНОСТИКИ РАССТРОЙСТВ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
189
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Кронос
Область наук
Ключевые слова
АУТИЗМ / РАССТРОЙСТВА АУТИЧЕСКОГО СПЕКТРА / ASD / ДИАГНОСТИКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Цыганова Татьяна Васильевна, Мелишева Анна Николаевна

Проблема ранней диагностики детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) является одной из самых актуальных, что в первую очередь связано с ростом статистических показателей распространенности данного диагноза по всему миру. В статье обоснована актуальность своевременной диагностики РАС в детском возрасте. Междисциплинарный подход к проблеме ранней диагностики данной патологии способен решить основные задачи - профилактику глубоких нарушений социальной адаптации ребенка с возможностью в дальнейшем интеграции ребенка с аутизмом в общество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Цыганова Татьяна Васильевна, Мелишева Анна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF DIAGNOSIS OF AUTISM SPECTRUM DISORDERS IN CHILDHOOD

The problem of early diagnosis of children with autism spectrum disorders (ASD) is one of the most urgent, which is primarily due to the growth of statistical indicators of the prevalence of this diagnosis worldwide. The article substantiates the relevance of timely diagnosis of ASD in childhood. An interdisciplinary approach to the problem of early diagnosis of this pathology is able to solve the main tasks - prevention of profound violations of the child's social adaptation with the possibility of further integration of a child with autism into society.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ДИАГНОСТИКИ РАССТРОЙСТВ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ»

УДК 616

ПРОБЛЕМЫ ДИАГНОСТИКИ РАССТРОЙСТВ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

Цыганова Татьяна Васильевна

Студент

Мордовский государственный университет

Саранск, Россия Мелишева Анна Николаевна

Студент

Мордовский государственный университет

Саранск, Россия

PROBLEMS OF DIAGNOSIS OF AUTISM SPECTRUM DISORDERS IN CHILDHOOD

Tsyganova Tatiana Vasilyevna

Student

Mordovian State University Saransk, Russia Melisheva Anna Nikolaevna

Student

Mordovian State University Saransk, Russia

Аннотация. Проблема ранней диагностики детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) является одной из самых актуальных, что в первую очередь связано с ростом статистических показателей распространенности данного диагноза по всему миру. В статье обоснована актуальность своевременной диагностики РАС в детском возрасте. Междисциплинарный подход к проблеме ранней диагностики данной патологии способен решить основные задачи - профилактику глубоких нарушений социальной адаптации ребенка с возможностью в дальнейшем интеграции ребенка с аутизмом в общество.

Abstract. The problem of early diagnosis of children with autism spectrum disorders (ASD) is one of the most urgent, which is primarily due to the growth of statistical indicators of the prevalence of this diagnosis worldwide. The article substantiates the relevance of timely diagnosis of ASD in childhood. An interdisciplinary approach to the problem of early diagnosis of this pathology is able to solve the main tasks - prevention of profound violations of the child's social adaptation with the possibility of further integration of a child with autism into society.

Ключевые слова: аутизм; расстройства аутического спектра, ASD, диагностика

Key words: autism; autism spectrum disorders, ASD, diagnosis

На сегодняшний день проблема ранней диагностики расстройств аутистического спектра является одной из наиболее актуальных в мире и привлекает особое внимание врачей различных специальностей. Kanner и H. Asperger в середине 20 века впервые описали основные клинические варианты расстройств аутистического спектра (РАС) у детей [1, 2]. Однако, с того времени интерес к данной группе заболеваний только нарастает, поскольку существуют данные, показывающие рост зафиксированных диагнозов в различных странах [3, 4]. Причины такого роста достоверно не известны, но можно предположить связь с расширением средств современной диагностики. По данным статистики в России регистрируется от 0,2 до 2 случаев РАС на 10 000 детского населения [4, 5-7], что практически полностью совпадает с данными европейских стран. При этом в США регистрируется 50 случаев на 10 000 детского населения. Некоторые авторы отмечают, что такая разница частоты данной патологии зависит от множества факторов и в среднем варьирует в разных странах от 5 до 90 на 10 000 детей и подростков [8, 9].

Своевременная диагностика РАС облегчает течение основного заболевания, уменьшает риск возникновения коморбидных расстройств и предотвращает формирование глубоких нарушений социализации ребенка. В России данная патология у детей диагностируется чаще всего в возрасте 6-7 лет, хотя подобный диагноз может быть установлен в первые 2 года жизни [10]. У детей могут определяться признаки явной задержки речевого и психомоторного развития со специфическими паттернами. Родителей должны настораживать значительные нарушения в социальном взаимодействии, поведении, пищевых пристрастиях, нарушения цикла сна и бодрствования. В связи с вышесказанным назрела необходимость более широкого распространения знаний об основных симптомах РАС у детей до трёх лет среди педиатров и детских врачей смежных специальностей.

В МКБ-10 РАС введены как «Общие расстройства психологического развития» и определяются как группа расстройств, характеризующаяся качественными аномалиями в социальном взаимодействии, общении и ограниченным, стереотипным, повторяющимся набором интересов и деятельности. РАС включают в себя: детский аутизм, атипичный аутизм, гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями, синдром Ретта, другое дезинтегративное расстройство детского возраста, синдром Аспергера, другие общие расстройства развития и общее расстройство развития неуточненное [11].

Сложность диагностики заключается не только в многообразии форм данной патологии, но и схожести с синдромальной картиной эпилепсии, умственной отсталости, синдрома дефицита внимания и гиперактивности, тиков и нарушений сна и желудочно-кишечных расстройств.

Диагноз РАС выставляется при наличии группы симптомов, называемой «триадой Wing». Она включает в себя: нарушение социального поведения, утрата коммуникативных способностей и повторяющееся (стереотипное) поведение. При данной патологии все три симптома находятся в тесной взаимосвязи друг с другом [12]. При РАС у детей нарушена связь с окружающим миром, способность к коммуникации и установлению социальных связей. Дети специфически реагируют на любое внешнее воздействие и попытки установить с ними контакт. Зачастую такие дети по поведению похожи на глухих - игнорируют любые, даже громкие звуки, не откликаются на свое имя, не реагируют на присутствие близких, не устанавливают зрительный контакт. Характерен «пустой» взгляд «мимо» или «сквозь» собеседника, застывшее безэмоциональное выражение лица, называемое «завороженность созерцанием».

Дети с РАС лишены эмпатии и не способны адекватно понимать и оценивать как свои собственные чувства и эмоции, так и эмоциональное состояние других людей. Как правило, аутичный ребенок крайне редко обращается за помощью к близким, предпочитая самостоятельно удовлетворять свои актуальные потребности; испытывая боль, реагирует на нее криком или плачем, но не ищет утешения у матери [12].

Дети с данной патологией начинают говорить гораздо позже своих сверстников, что в последствии приводит к более глобальным проблемам в коммуникации с людьми. Зачастую после появления первых слов в возрасте до года наступает регресс и мутизм, вследствие чего у ребенка формируется «лепетная» речь или «птичий язык». К трём годам обычно наблюдается усиление речевой активности, проявляющееся повторением слов и фраз за окружающими. При этом могут говорить фразами из книг или фильмов. К специфическим поведенческим паттернам относят увлеченность мелкими предметами, их коллекционированием, выстраиванием в ряд [13].

Нарушение пищевого поведения - один из важных диагностических критериев, проявляющихся в стойком нежелании менять свои пищевые привычки. Дети отказываются пробовать новые продукты питания, отдавая предпочтение продуктам с привычной консистенцией, цветом, структурой, вкусом, формой. Впоследствии это может приводить к нарушениям со стороны желудочно-кишечного тракта [12].

На основании анализа поведения предположить диагноз РАС можно уже при достижении ребенком 1,5-2 лет, когда определяются признаки очевидной задержки психомоторного и речевого развития со значительными нарушениями в социальном взаимодействии [14].

Выводы: Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что детям с расстройствами аутистического спектра необходима своевременная диагностика с целью облегчения течения основного заболевания и уменьшения рисков формирования коморбидных расстройств. Поскольку при несвоевременной диагностике дальнейшее сопровождение ребенка с аутизмом требует серьезных материальных и социальных затрат. Необходимо ранее эффективное профессиональное вмешательство для минимизации аутистических проявлений. Существует прямая зависимость между возрастом начала терапии и тяжестью симптомов РАС и поведенческих нарушений во взрослом возрасте.

На основе принятого в России регламента оказания педиатрической помощи, раннюю скрининговую диагностику необходимо проводить врачу-педиатру. Именно он может вовремя обратить внимание на психоневрологическую симптоматику, свойственную РАС. Для этого следует разработать соответствующие протоколы обследования и включить диагностику этих расстройств в обязанности педиатрической службы.

Литература

1.Kanner L. Autistic disturbances of affective contact. Nervous Child. 1943.

2.Asperger H. "Die Autistishen Psychopathen" im. Kindesalter. Archiv fur Psychiatrie und Nervenk-rankbeiten. 1944.

3.3. Мальтинская Н.А. История развития учения об аутизме. Концепт. 2017; S11:53-61.

4. Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б. Эпидемиология аутизма: современный взгляд на проблему. Социальная и клиническая психиатрия. 2014; 24(3):96-101.

5.Дюсова С.Г., Кайбалиева Г.Х., Шевцова О.С. Особенности психического развития при раннем детском аутизме: специфические нарушения восприятия, речи, мышления, страхи. В мире научных открытий: сб. науч. тр. Таганрог, 2015:28-31.

6. Чигринец А.Н. Понятие, признаки раннего детского аутизма и стратегии поддержки детей с ранним детским аутизмом. Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования. Барнаул, 2015:2248-9.

7.Резников М.К., Припутневич Д.Н. Использование рисперидона при детском аутизме. Научно -медицинский вестник центрального Черноземья. 2010; 41:52-4.

8.Нейсон Б. О ключевых проблемах аутизма. Сенсорные аспекты аутизма. Аутизм и нарушения развития. 2016; 14(3):42-8.

9. Фесенко Ю.А., Шигашов Д.Ю. Ранний детский аутизм: медико-социальная проблема. Здоровье -основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2013.

10. Лебединская К.С., Никольская О.С. Клинико-психологическая классификация. Диагностика раннего детского аутизма. М.: Просвещение, 1991. С. 21-25.

11.Расстройства аутистического спектра в детском возрасте: диагностика, терапия, профилактика, реабилитация. Клинические рекомендации. М.: Российское общество психиатров, 2020.

12.Симашкова Н.В., Макушкин Е.В. Расстройства аутистического спектра: диагностика, лечение, наблюдение. Клинические рекомендации (протокол лечения). М., 2015

13.Богдашина О.Б. Роль различий сенсорного восприятия в аутизме: краткий обзор научных исследований прошлых лет и современности. Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013; 4:14-22.

14.Альбицкая Ж.В. Ранний детский аутизм - проблемы и трудности первичной диагностики при междисциплинарном взаимодействии. Медицинский альманах. 2016; 2:108-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.