Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНДРОМАЛЬНОГО ПОДХОДА К ДИАГНОСТИКЕ АУТИЗМА У ДЕТЕЙ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНДРОМАЛЬНОГО ПОДХОДА К ДИАГНОСТИКЕ АУТИЗМА У ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
349
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТИЗМ / СКРИНИНГОВАЯ ДИАГНОСТИКА / ДЕТИ / РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА АУТИЗМА / СИНДРОМАЛЬНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Ткачук Е.А.

Расстройства аутистического спектра у детей являются весьма актуальной проблемой. Сегодня во всем мире наблюдается рост количества детей, страдающих расстройствами аутистического спектра. Высока актуальность ранней диагностики расстройств аутистического спектра для своевременного лечения и коррекции. Однако диагностические критерии РАС предполагают оценку определенных психомоторных навыков у ребенка, которые созревают гораздо позже, чем необходимо для своевременной постановки диагноза, поэтому диагноз выставляется к 5-7 годам. Новые клинические рекомендации предполагают, что первичный скрининг должен проводиться врачом-педиатром. Однако практика показывает, что в реальности этого не происходит. Причиной этому не только противоречие в диагностических критериях, но и действующая классификация МКБ-10, которая не отражает патогенетические процессы в организме ребенка. Несмотря на это, новые клинические рекомендации признают роль генетических нарушений и эпигенетических факторов в развитии расстройств аутистического спектра. В связи с этим предлагается рассматривать расстройства аутистического спектра как синдром, который сопровождает различные генетические нарушения как хромосомного характера, так и моногенные аномалии. Такой подход дает возможность ранней диагностики расстройств аутистического спектра, а также разработки методик лечения и коррекции на основе патогенетических нарушений. В настоящий момент известно более 100 генов, ассоциированных с аутизмом. В приведенных исследованиях отмечено, что полигенный характер нарушений при аутизме не позволяет ориентироваться на фенотипические признаки. Вероятно, с этим связаны трудности в диагностике аутизма по внешним признакам и малая эффективность применения известных в настоящее время скрининговых методик диагностики расстройств аутистического спектра. Именно поэтому расстройства аутистического спектра необходимо рассматривать с точки зрения патогенетических изменений в организме ребенка, как правило, наследственного характера, что позволит предложить эффективные методы диагностики, лечения и коррекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING THE SYNDROME APPROACH TO THE DIAGNOSIS OF AUTISM IN CHILDREN

Autism spectrum disorders in children is a very urgent problem. Today, there is an increase in the number of children suffering from autism spectrum disorders around the world. The relevance of early diagnosis of autism spectrum disorders for timely treatment and correction is high. However, the diagnostic criteria for ASD require an assessment of certain psychomotor skills in a child, which mature much later than necessary for a timely diagnosis, so the diagnosis is made by 5-7 years. New clinical guidelines suggest that primary screening should be performed by a pediatrician. However, practice shows that in reality this does not happen. The reason for this is not only a contradiction in the diagnostic criteria, but also the current ICD-10 classification, which does not reflect the pathogenetic processes in the child's body. Despite this, new clinical guidelines recognize the role of genetic disorders and epigenetic factors in the development of autism spectrum disorders. In this regard, it is proposed to consider autism spectrum disorders as a syndrome that accompanies various genetic disorders, both chromosomal and monogenic anomalies. This approach enables early diagnosis of autism spectrum disorders, as well as the development of treatment and correction methods based on pathogenetic disorders. Currently, more than 100 genes associated with autism are known. In the above studies, it was noted that the polygenic nature of disorders in autism does not allow focusing on phenotypic features. Probably, this is the reason for the difficulties in diagnosing autism by external signs and the low efficiency of the currently known screening methods for diagnosing autism spectrum disorders. Therefore, autism spectrum disorders must be considered from the point of view of pathogenetic changes in the child's body, usually of a hereditary nature, which will allow us to offer effective methods of diagnosis, treatment and correction.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНДРОМАЛЬНОГО ПОДХОДА К ДИАГНОСТИКЕ АУТИЗМА У ДЕТЕЙ»

https://doi.org/10.21518/2079-701X-2022-16-12-200-204 Обзорная статья / Review article

Использование синдромального подхода к диагностике аутизма у детей

Е.А. Ткачук1,2,3, https://orcid.org/0000-0001-7525-2657, zdorowie38@gmail.ru

1 Иркутский государственный медицинский университет; 664003, Россия, Иркутск, ул. Красного Восстания, д. 1

2 Научный центр здоровья семьи и репродукции человека; 664003, Россия, Иркутск, ул. Тимирязева, д. 16

3 Восточно-Сибирский институт медико-экологических исследований; 665827, Россия, Ангарск, микрорайон 12а, д. 3

Резюме

Расстройства аутистического спектра у детей являются весьма актуальной проблемой. Сегодня во всем мире наблюдается рост количества детей, страдающих расстройствами аутистического спектра. Высока актуальность ранней диагностики расстройств аутистического спектра для своевременного лечения и коррекции. Однако диагностические критерии РАС предполагают оценку определенных психомоторных навыков у ребенка, которые созревают гораздо позже, чем необходимо для своевременной постановки диагноза, поэтому диагноз выставляется к 5-7 годам. Новые клинические рекомендации предполагают, что первичный скрининг должен проводиться врачом-педиатром. Однако практика показывает, что в реальности этого не происходит. Причиной этому не только противоречие в диагностических критериях, но и действующая классификация МКБ-10, которая не отражает патогенетические процессы в организме ребенка. Несмотря на это, новые клинические рекомендации признают роль генетических нарушений и эпигенетических факторов в развитии расстройств аутистического спектра. В связи с этим предлагается рассматривать расстройства аутистического спектра как синдром, который сопровождает различные генетические нарушения как хромосомного характера, так и моногенные аномалии. Такой подход дает возможность ранней диагностики расстройств аутистического спектра, а также разработки методик лечения и коррекции на основе патогенетических нарушений. В настоящий момент известно более 100 генов, ассоциированных с аутизмом. В приведенных исследованиях отмечено, что полигенный характер нарушений при аутизме не позволяет ориентироваться на фенотипические признаки. Вероятно, с этим связаны трудности в диагностике аутизма по внешним признакам и малая эффективность применения известных в настоящее время скрининговых методик диагностики расстройств аутистического спектра. Именно поэтому расстройства аутистического спектра необходимо рассматривать с точки зрения патогенетических изменений в организме ребенка, как правило, наследственного характера, что позволит предложить эффективные методы диагностики, лечения и коррекции.

Ключевые слова: аутизм, скрининговая диагностика, дети, ранняя диагностика аутизма, синдромальный подход

Для цитирования: Ткачук Е.А. Использование синдромального подхода к диагностике аутизма у детей. Медицинский совет. 2022;16(12):200-204. https://doi.org/10.21518/2079-701X-2022-16-12-200-204.

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Using the syndrome approach to the diagnosis of autism in children

Elena A. Tkachuk1,2,3, https://orcid.org/0000-0001-7525-2657, zdorowie38@gmail.ru

1 Irkutsk State Medical University; 1, Krasny Vosstaniya St., Irkutsk, 664003, Russia

2 Scientific Center for Family Health and Human Reproduction; 16, Timiryazeva St., Irkutsk, 664003, Russia

3 East Siberian Institute of Medical and Environmental Research; 3, Microdistrict 12a, Angarsk, 665827, Russia

Abstract

Autism spectrum disorders in children is a very urgent problem. Today, there is an increase in the number of children suffering from autism spectrum disorders around the world. The relevance of early diagnosis of autism spectrum disorders for timely treatment and correction is high. However, the diagnostic criteria for ASD require an assessment of certain psychomotor skills in a child, which mature much later than necessary for a timely diagnosis, so the diagnosis is made by 5-7 years. New clinical guidelines suggest that primary screening should be performed by a pediatrician. However, practice shows that in reality this does not happen. The reason for this is not only a contradiction in the diagnostic criteria, but also the current ICD-10 classification, which does not reflect the pathogenetic processes in the child's body. Despite this, new clinical guidelines recognize the role of genetic disorders and epigenetic factors in the development of autism spectrum disorders. In this regard, it is proposed to consider autism spectrum disorders as a syndrome that accompanies various genetic disorders, both chromosomal and monogenic anomalies. This approach enables early diagnosis of autism spectrum disorders, as well as the development of treatment and correction methods based on pathogenetic disorders. Currently, more than 100 genes associated with autism are known. In the above studies, it was noted that the polygenic nature of disorders in autism does not allow focusing on phenotypic features. Probably, this is the reason for the difficulties in diagnosing autism by external signs and the low efficiency of the currently known screening methods for diagnosing autism spectrum disorders. Therefore, autism spectrum disorders must be considered from the point of view of pathogenetic changes in the child's body, usually of a hereditary nature, which will allow us to offer effective methods of diagnosis, treatment and correction.

Keywords: autism, screening diagnosis of autism, children, early diagnosis of autism, syndromic approach

200 МЕДИЦИНСКИЙ СОВЕТ 2022;16(12):200-204

© Ткачук Е.А., 2022

For citation: Tkachuk E.A. Using the syndrome approach to the diagnosis of autism in children. Meditsinskiy Sovet. 2022;16(12):200-204. (In Russ.) https://doi.org/10.21518/2079-701X-2022-16-12-200-204.

Conflict of interest: the author declare no conflict of interest.

ВВЕДЕНИЕ

Расстройства аутистического спектра (РАС) у детей являются весьма актуальной проблемой. Сегодня во всем мире наблюдается рост количества детей, страдающих РАС.

По данным Центра по контролю и профилактике заболеваний США, в 2020 г. РАС встречаются у каждого 54-го ребенка, что на 10% больше, чем по статистике 2018 г. В России, согласно данным Минздрава РФ, встречаемость РАС у детей в возрасте до 2 лет составляет 5:10000, в возрасте до 4 лет - 18:10000. Отмечено, что показатели уровня заболеваемости РАС с начала XXI в. значительно выросли [1-3].

РАС очень важно выявить как можно раньше для своевременного лечения и коррекции нарушений. Однако сами диагностические критерии РАС предполагают оценку определенных психомоторных навыков у ребенка, которые созревают гораздо позже, чем необходимо для своевременной постановки диагноза. Это обстоятельство приводит к тому, что диагноз РАС выставляется к 5-7 годам, когда коррекция и реабилитация оказываются малоэффективными. В связи с этим одной из важнейших проблем в оказании медико-социальной помощи детям с РАС является проблема ранней диагностики РАС у детей [4-6].

Попытки разработать диагностические критерии и найти методики скрининговой диагностики РАС до сих пор не привели к решению этой проблемы [7, 8].

Целью нашей работы является поиск научно-методических подходов к разработке новых диагностических критериев к РАС.

НОВЫЕ КЛИНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА: ДИАГНОСТИКА, ЛЕЧЕНИЕ, РЕАБИЛИТАЦИЯ, ПРОФИЛАКТИКА» (2020)

В феврале 2020 г. профессиональными организациями психиатров и психологов был представлен проект клинических рекомендаций для врачей, работающих с расстройством аутистического спектра [2, 9, 10]. Позже появились утвержденные Минздравом России Клинические рекомендации «Расстройства аутистического спектра» [10].

Оба варианта клинических рекомендаций вызывают ряд важных вопросов. Например, в них говорится, что «первичный скрининг на раннее выявление риска РАС может проводиться врачом-педиатром (участковым) в рамках профилактического или диспансерного приема» [10].

Рекомендуется проведение скрининга в условиях общей педиатрической практики всем детям до трех лет для выявления риска РАС с целью подтверждения необходимости прохождения дальнейших диагностических процедур, а также необходимости начала соответствующих вмешательств [10].

Диагностическими критериями, согласно новым утвержденным рекомендациям, являются три группы нарушений [10]:

■ нарушения в области социального взаимодействия

■ коммуникации (аномалии в общении)

■ ограниченное, стереотипное, повторяющееся поведение.

МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ АУТИЗМА

В настоящее время предлагается использовать следующие диагностические методики в диагностике аутизма: методика Шкалы адаптивного поведения Вайнленд (в настоящее время разработана 3-я версия методики -VineLand Adaptive Behavior Scales, Third Edition; VABS-III), Малленовские шкалы раннего развития (Mullen Scales of Early Learning; MSEL); Тест Д. Векслера для исследования интеллекта у детей дошкольного и младшего школьного возраста 4-го пересмотра (Wechsler Preschool and Primary Scale of Intelligence, Fourth Edition; WPPSI-IV); Батарея тестов интеллекта Кауфманов 2-го пересмотра (Kaufman Assessment Battery for Children, Second Edition Normative Update; KABC-II); Международная шкала продуктивности Лейтера 3-го пересмотра (Leiter International Performance Scale, Third Edition; LIPS-3); Универсальный тест на невербальный интеллект второго пересмотра (Universal Nonverbal Intelligence Test, Second Edition; UNIT-2). Стоит заметить, что ни один из этих тестов не доступен педиатрической службе и должен выполняться медицинским психологом (психолог общей практики этими методиками не владеет) [9-11].

В литературе предлагается ряд скрининговых тестов для первичной экспресс-диагностики РАС с опорой на основные индикаторы детского аутизма, чтобы определить наличие группы риска в общей популяции детей. Скрининг не используется для установления диагноза, поэтому его могут осуществлять педиатры, невропатологи, педагоги, психологи, медицинские сестры, сами родители. Среди скрининговых тестов, которые применяются для определения группы риска аутизма, наиболее распространенными являются M-CHAT, CARS, SQR, CASD, ASSQ [10-12].

М-CHAT-R (модифицированный скрининговый тест на аутизм). Главной целью теста M-CHAT-R является только выявление риска наличия аутизма [11]. Диагностические критерии: нарушения общения; нарушения социального взаимодействия; стереотипные формы поведения; соматосенсорные нарушения [11].

CARS (диагностическая шкала раннего детского аутизма). Наиболее распространен в США. Тест базируется на клинических наблюдениях за поведением ребенка, включает 15 функциональных групп по 4 варианта ответа [5]. Диагностические критерии: отношение к людям; имитация; эмоциональный ответ; владение телом; использование предметов; адаптация к изменениям; использование зрения; использование слуха; ответ и использова-

2022;16(12):200-204 MEDITSINSKIY SOVET I 201

ние обоняния, осязания и вкуса; нервозность и страхи; вербальная коммуникация; невербальная коммуникация; уровень активности; уровень и согласованность интеллектуального ответа; общее впечатление [5].

CASD (Шкала расстройств аутистического спектра). CASD адаптирован и апробирован на 2 469 детях с аутизмом, другими заболеваниями и исследуемых без нарушений развития. CASD охватывает 30 основных и сопутствующих симптомов аутизма и соответствует критериям DSM-V [10]. Диагностические критерии: проблемы с социальным взаимодействием; персеверация; соматосенсорные нарушения; атипичное общение и развитие; расстройства настроения; проблемы с вниманием и безопасностью [10].

SQR (социально-коммуникативный опросник). SQR состоит из 40 пунктов и основан на диагностических критериях МКБ-101 и DSM-IV. Диагностические критерии: нарушения общения; нарушения социального взаимодействия; стереотипные и повторяющиеся формы поведения [12].

ASSQ (анкета для скрининга аутистического спектра). Используется для обнаружения признаков аутизма. На вопросы могут ответить родители или сам испытуемый для самодиагностики. Диагностические критерии: общение со сверстниками; поведение; игры [10].

Наше исследование эффективности скрининговых методик, доступных педиатрической службе (проведенное в 2019-2020 гг.), выявило их малую эффективность [13]. Данные мониторинга нервно-психического развития детей показали, что врач-педиатр в рамках педиатрического приема и медицинского осмотра не в состоянии выявить признаки РАС на ранних, диагностически важных этапах развития ребенка, потому что диагностические маркеры РАС входят в логическое противоречие с их целесообразностью, т. к. формируются в возрасте, когда лечение и коррекция уже практически бесполезны [14].

Возникает вопрос об адекватности диагностических критериев либо об отсутствии понимания патогенеза аутистических расстройств.

Этиологическими факторами РАС, согласно новым клиническим рекомендациям, считаются генетические факторы (в настоящее время выявлено более 100 генов, ассоциированных с РАС), средовые факторы (либо мутационный фактор, либо эпигенетический) и, возможно, вакцинация (однако роль вакцинации не проверена и не доказана, но если имеет место, то тоже связана с мутационными или эпигенетическими факторами) [7, 10].

Авторы признают, что спустя почти 100 лет исследования аутизма, мы не имеем представления о патогенезе заболевания [8].

РОЛЬ ГЕНЕТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ В РАЗВИТИИ ДЕТСКОГО АУТИЗМА

Однако большой заслугой новых клинических рекомендаций является признание роли генетических нарушений в патогенезе аутизма (табл.).

1 Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. СПб.; 1994. Режим доступа: https://apps.who.int/iris/bit-stream/handle/10665/87721/5225032680_2.pdf?sequence=1&¡sAllowed=y.

В таблице приведены известные в настоящее время генетические заболевания, которые сопровождаются аутистическими нарушениями. Несмотря на то что эти заболевания называются в большинстве случаев синдромами, они являются заболеваниями, в основе которых лежит генетическое нарушение.

Еще одной проблемой ранней диагностики РАС у детей является наше восприятие аутизма через призму действующей классификации РАС.

РАС в МКБ-102 описываются в разделе «Общие расстройства психологического развития» («Первазивные нарушения развития») в разделе F84:

F84.0 - Детский аутизм (включая аутистическое расстройство, детский аутизм, детский психоз, синдром Каннера).

F84.1 - Атипичный аутизм (включая атипичный детский психоз, умственную отсталость с аутистическими чертами).

F84.4 - Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями (умственная отсталость с двигательной расторможенно-стью и стереотипными движениями).

F84.5 - Синдром Аспергера (аутистическая психопатия, шизоидное расстройство детского возраста).

F84.8 - Другие общие расстройства развития.

F84.9 - Общее расстройство развития, неуточненное.

На наш взгляд, данная классификация не дает представления о патогенезе заболевания, а значит, не дает возможности сформулировать диагностические критерии и эффективные принципы и методы лечения.

Использование другой точки зрение на аутизм как на синдром, которым проявляются различные генетические аномалии, а не как на самостоятельное заболевание позволит разработать более эффективные методы диагностики (которые не будут зависеть от возраста ребенка) и определить методики лечения.

Синдром - это комплекс признаков (симптомов), которым проявляется течение патологического процесса. Между тем ни симптом, ни синдром не являются синонимами слова «болезнь», однако в случае РАС именно синдромаль-ные проявления положены в основу диагностики самых разнообразных генетических нарушений и заболеваний, создавая иллюзию, что это одно и то же заболевание.

Сегодня уже известен целый ряд заболеваний, которые проявляются аутистическими проявлениями. К ним относится: синдром Мартина - Белл (ломкая Х-хромосома), туберозный склероз TSC1, синдром Ретта MECP2, фенил-кетонурия PAH, синдром Дауна, трисомия 21-й хромосомы, синдром Прадера - Вилли, синдром Ангельмана, синдром Смита - Магениса, синдром Ди Джорджи, синдром Фелан - МакДермид, синдром Клифстры [10, 14, 15].

На сегодняшний момент представлено крупнейшее исследование генетических нарушений при РАС, в котором проведено секвенирование экзома при РАС. Было исследовано 35 584 образца генетического материала, в т. ч. 11 986 с ASD [16]. Было обнаружено, что 102 гена

2 Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. СПб.; 1994. Режим доступа: https://apps.who.int/iris/bit-stream/handle/10665/87721/5225032680_2.pdf?sequence=1&¡sAllowed=y.

Таблица. Генетические синдромы, связанные с РАС [10]

Table. Genetic syndromes associated with autism spectrum disorders (ASDs) [10]

Генетический или наследственный синдром Вовлеченный ген или участок хромосомы Распространенность Встречаемость симптомов РАС при нарушении Доля от всех случаев РАС

Синдром Мартина - Белл (ломкая Х-хромосома) РИМ 1:4000 (преимущественно мальчики) 18-33% 3-5%

Туберозный склероз ТБС1, ТБС2 1:6000-10000 25-60% 1-4%

Синдром Ретта МЕСР2 1:10000-20000 (почти исключительно девочки) 80-100°% < 1% (не всегда типичная картина)

Фенилкетонурия РАН 1:4000-20000 5% (при отсутствии лечения) < 1%

Синдром Дауна Трисомия 21-й хромосомы 1:700-1000 18% < 1%

Синдром Прадера - Вилли Делеции в участке 15д11- д13 копии отцовской хромосомы 1:10000-30000 19-36% 1-3%

Синдром Ангельмана Делеции в участке 15д11- д13 копии материнской хромосомы, иВЕЗА 1:10000-12000 50-81% < 1%

Синдром Смита -Магениса Делеция 17р11.2 1:15000 93% < 1%

Синдром Ди Джорджи Делеция 22д11.2 1:4000-6000 20-31% < 1%

Синдром Фелан -МакДермид Делеция 22д13.3 1:100000 50-70% < 1%

Синдром Клифстры Микроделеция 9д34.3, ЕНМТ1 неизвестна 95% < 1%

Рисунок. Гены, ассоциированные с РАС [16] Figure. Genes associated with ASDs [16]

ASD predominant (ASDP) 53 genes

ASD & NDD (ASDndd) 49 genes

Gene expression regulation

58 genes

ASH1L KMT2C RFX3

CELF4 KMT2E RORB

CHD8 KMT5B SATB1

DEAF1 LDB1 SKI

EIF3G MKX SMARCC2

ELAVL3 NCQA1 TBR1

HDLBP PAX5 ZMYND8

KDM5B PHF2

KDM6B PHF21A

¡ANK2 GRIA2 SCN1A

Neuronal AP2S1 KCNMA1 SHANK2

communication CACNA2D3 NRXN1 SHANK3

24 genes DIP2A PTEN

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DSCAM PPP1R9B

ADNP IRF2BPL SETD5

ANKRD11 MBD5 SIN3A

ARID1B MED13L TBL1XR1

ASXL3 MYT1L TCF4

BCL11A NACC1 TCF7L2

CHD2 NSD1 TCF20

CREBBP NR3C2 TLK2

CTNNB1 PHF12 TRAF7

DNMT3A POGZ TRIP12

FOXP1 PPP2R5D VEZF1

FOXP2 RAI1 WAC

Cytoskeleton CORO1A GFAP PTK7

9 genes DPYSL2 MAP1A SPAST

CACNA1E KCN03 SLC6A1

GABRB2 LRRC4C STXBP1

GABRB3 PRR12 SYNGAP1

GRIN2B SCN2A

Other

11 genes

\GIGYF1 PPP5C TM9SF4 [DYNC1H1 DYRK1A TAOK1

KIAA0232 SRPRA TRIM23

NUP155 ТЕК UBR1 [GNAI1 HECTD4

Evidence for ASD association: FWERS0.05 FDRS0.05 EDRiQ.10

связаны с РАС. В них вошли гены, которые связаны с задержкой психического развития и РАС [16].

В исследовании отмечено, что мутации de novo у лиц с РАС чаще встречались в 102 генах, которые были определены как гены риска (с вероятностью ложного обнаружения 0,1 или меньше) (рис.). Отмечено, что сравнение случаев РАС с мутациями в этих группах выявляет фенотипические различия (что делает практически невозможным идентификацию мутации по фенотипическим признакам) [16].

Исследователи отмечают, что проявляющиеся на ранней стадии развития мозга большинство генов риска играют важную роль в регуляции экспрессии генов или нейронных коммуникаций (т. е. мутации влияют на нейроонто-генетические и нейрофизиологические изменения) [16].

Несмотря на современные достижения, большое количество заболеваний, ассоциированных с РАС, остаются неизученными.

Сегодня поиск генетических аномалий, ассоциированных с РАС, продолжается [17, 18]. Расширяются наши представления о функциях генов, отвечающих за формирование нервной системы на ранних этапах развития. В связи с этим диагностика РАС должна проводится на основании их патогенетического происхождения, это позволит:

■ Проводить раннюю скрининговую диагностику (маркеры известны)

■ Разработать патогенетические протоколы лечения (сегодня доступно только симптоматическое лечение) и более эффективные схемы коррекции.

2022;16(12):200-204 MEDITSINSKIY SOVET I 203

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Необходим поиск новых подходов к классификации РАС, что позволит разработать методы диагностики, в т. ч. скрининговой (независимо от возраста), понять патогенез и разработать методы лечения и коррекции.

В настоящий момент целесообразно начать с разработки протоколов диагностики и лечения генетических заболеваний, ассоциированных с РАС. ©

Поступила / Received 22.02.2022 Поступила после рецензирования / Revised 25.04.2022 Принята в печать / Accepted 10.05.2022

Список литературы / References

1. Фесенко Ю.А., Шигашов Д.Ю. Ранний детский аутизм: медико-соиальная проблема. Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы

и пути их решения. 2013;(1):271-273. Режим доступа: https://cyberlenin-ka.ru/article/n/ranniy-detskiy-autizm-mediko-soialnaya-problema. Fesenko Yu.A., Shigashov D.Yu. Early childhood autism: a medical and social problem. Health - the Base of Human Potential: Problems and Ways to Solve Them. 2013;(1):271-273. (In Russ.) Available at: https://cyberlen-inka.ru/article/n/ranniy-detskiy-autizm-mediko-soialnaya-problema.

2. Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б. Эпидемиология аутизма: современный взгляд на проблему. Социальная и клиническая психиатрия. 2014;(3):96-101. Режим доступа: https://psychiatr.ru/magazine/scp/43/786.

Filippova N.V., Barylnik Yu.B. Epidemiology of autism: a modern view of the problem. Sotsialnaya i Klinicheskaya Psikhiatriya. 2014;(3):96-101. (In Russ.) Available at: https://psychiatr.ru/magazine/scp/43/786.

3. Wazana A., Bresnahan M., Kline J. The autism epidemic: fact or artifact? J Am Acad Child Adolesc Psychiatry. 2007;46(6):721-730. https://doi. org/10.1097/chi.0b013e31804a7f3b.

4. Ткачук Е.А., Мартынович Н.Н., Рычкова Л.В., Поляков В.М. Проблемы диагностики расстройств аутистического спектра у детей. Тихоокеанский медицинский журнал. 2020;(4):35-43. https://doi.org/10.34215/1609-1175-2020-4-35-43.

Tkachuk EA., Martynovich N.N., Rychkova L.V., Polyakov V.M. Problems of diagnosing autism spectrum disorders in children. Pacific Medical Journal. 2020;(4):35-43. (In Russ.) https://doi.org/10.34215/1609-1175-2020-4-35-43.

5. Schopler E., Reichler RJ., DeVellis R.F., Daly K. Toward objective classification of childhood autism: Childhood Autism Rating Scale (CARS). J Autism Dev Disord. 1980;10(1):91-103. https://doi.org/10.1007/BF02408436.

6. Долгих В.В., Старовойтова Т.Е., Погодина А.В., Михнович В.И., Рычкова Л.В. Соматическое здоровье детей с аутизмом. Педиатрия. Журнал имени Г.Н. Сперанского. 2014;(5):150-153. Режим доступа: https//pediatriajournal.ru/archive?show=342&section=4109.

Dolgih V.V., Starovoytova T.E., Pogodina A. V., Mihnovich V.I., Ryichkova L.V. Somatic wellbeing in children with autism. Pediatria. 2014;(5):150-153. (In Russ.) Availabke at: https//pediatriajournal.ru/archive?show=342&-section=4109.

7. Baron-Cohen S. The autistic child's theory of mind: а case of specific developmental delay. J Child Psychol Psychiatry. 2016;30(2):285-297. https://doi.org/10.1111/j.1469-7610.1989.tb00241.x.

8. Asperger H. "Die Autistishen Psychopathen" im Kindesalter. Archivfur Psychiatrie und Nervenkrankbeiten. 1994;117:76-136. Available at: https://www.autismus-biberach.com/Asperger_Hans-_Autistischen_ Psychopathen.pdf.

9. Балакирева Е.Е., Иванов М.В., Клюшник Т.П., Коваль-Зайцев А.А., Куликов А.В., Макушкин Е.В. и др. Расстройства аутистического спектра в детском возрасте: диагностика, лечение, профилактика, реабилитация. Клинические рекомендации. М.; 2020. 127 с. Режим доступа: https://psychiatr.ru/download/4946?view=1&name=12-05+%D0%9A%D0% A0+%D0%A0%D0%90%D0%A1.pdf.

Balakireva E.E., Ivanov M.V., Klyushnik T.P., Koval-Zaitsev A.A., Kulikov A.V., Makushkin E.V. et al. Autism spectrum disorders in childhood: diagnosis, treatment, prevention, rehabilitation. Clinical recommendations. Moscow; 2020. 127 р. (In Russ.) Available at: https://psychiatr.ru/download/4946?vi ew=1&name=12-05+%D0%9A%D0%A0+%D0%A0%D0%90%D0%A1.pdf.

10. Баландина О.В., Бондарь Е.А., Власов В.В., Григоренко ЕЛ., Корень ОЛ., Лебедева Е.И. и др. Расстройства аутистического спектра: клинические рекомендации. М.; 2020. 80 с. Режим доступа: https://psychiatr.ru/downloa d/4663?view=1&name=%D0%9A%D0%A0_%D0%A0%D0%90%D0%A1_%D0 %90%D0%9F%D1%81%D0%B8%D0%9F.pdf%22%3E%D0%9A%D0%A0_%D 0%A0%D0%90%D0%A1_%D0%90%D0%9F%D1%81%D0%B8%D0%9F.pdf. Balandina O.V., Bondar E.A., Vlasov V.V., Grigorenko E.L., Koren O.L., Lebedeva E.I. et al. Autism spectrum disorders: clinical recommendations. Moscow; 2020. 80 р. (In Russ.) Available at; https://psychiatr.ru/download/4 663?view=1&name=%D0%9A%D0%A0_%D0%A0%D0%90%D0%A1_%D0%9 0%D0%9F%D1%81%D0%B8%D0%9F.pdf%22%3E%D0%9A%D0%A0_%D0% A0%D0%90%D0%A1_%D0%90%D0%9F%D1%81%D0%B8%D0%9F.pdf.

11. Robins D.L., Fein D., Barton M. Modified Checklist for Autism in Toddlers, Revised, with Follow-Up (M-CHAT-R/F)TM. 2009. Available at: https://pdf4pro. com/amp/view/diana-l-robins-ph-d-deborah-fein-ph-d-marianne-barton-478805.html.

12. Раттер М., Бэйли Э., Лорд К. SCO. Социально-коммуникативный опросник. Organizzazioni Speciali: Giunti O.S.: 2013. 40 с.

Rutter M., Bailey E., Lord K. SCO. Social and communicative questionnaire. Organizzazioni Speciali: Giunti O.S.: 2013. 40 p. (In Russ.)

13. Ткачук Е.А., Мартынович Н.Н., Рычкова Л.В. Скрининговые методы исследования расстройств аутистического спектра в исследовании нервно-психического развития детей дошкольного возраста. Казанский медицинский журнал. 2021;(3):302-306. https://doi.org/10.17816/KMJ2021-302. Tkachuk E.A., Martynovich N.N., Rychkova L.V. Screening methods

for autism spectrum disorders in the study of neuropsychiatric development of preschool children. Kazan Medical Journal. 2021;(3):302-306. (In Russ.) https://doi.org/10.17816/KMJ2021-302.

14. Christensen D.L., Maenner MJ., Bilder D., Constantino J.N., Daniels J., Durkin M.S. et al. Prevalence and characteristics of autism spectrum disorder among children aged 4 years-monitoring network for early autism and developmental disorders, seven sites, United States, 2010, 2012 and 2014. MMWR Surveill Summ. 2019;68(2):1-19. https://doi.org/10.15585/mmwr.ss6802a1.

15. Максимова А.А. Связь соматических патологических изменений с негативным поведением детей с расстройством аутичного спектра. Universum: медицина и фармакология. 2020;(7):4-12. Режим доступа: https://7universum.com/ru/med/archive/item/9814.

Maximova А.А. ТЬю relationship of somatic pathological changes with negative behavior of asd children. Universum: Meditsina i Farmakologiya. 2020;(7):4-12. (In Russ.) Available at: https://7universum.com/ru/med/ archive/item/9814.

16. Satterstrom F.K., Kosmicki J.A., Wang J., Roeder K., Daly MJ., Buxbaum J.D. et al. Large-Scale Exome Sequencing Study Implicates Both Developmental and Functional Changes in the Neurobiology of Autism. Cell. 2020;180(3)6:568-584.e23. https://doi.org/10.1016/j.cell.2019.12.036.

17. Chen M.-H., Su T-P., Chen Y.-S., Hsu J.-W., Huang K.-L., Chang W.-H. et al. Comorbidity of allergic and autoimmune diseases in patients with autism spectrum disorder: a nationwide population-based study. Res Autism Spectr Disord. 2013;7(2):205-212. Available at: https://eric.ed.gov/?id=EJ1006369.

18. Chen R., Davis L.K., Guter S., Wei 0., Jacob S., Potter M.H. et al. Leveraging blood serotonin as an endophenotype to identify de novo and rare variants involved in autism. Mol Autism. 2017;21(8):14. https://doi.org/10.1186/ s13229-017-0130-3.

Информация об авторе:

Ткачук Елена Анатольевна, д.м.н., профессор кафедры педиатрии, Иркутский государственный медицинский университет; 664003, Россия, Иркутск, ул. Красного Восстания, д. 1; старший научный сотрудник лаборатории психонейросоматической патологии детского возраста, Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека; 664003, Россия, Иркутск, ул. Тимирязева, д. 16; ведущий научный сотрудник, Восточно-Сибирский институт медико-экологических исследований; 665827, Россия, Ангарск, микрорайон 12а, д. 3; zdorowie38@gmail.ru

Information about the author:

Elena A. Tkachuk, Dr. Sci. (Med.), Professor of the Department of Pediatrics, Irkutsk State Medical University; 1, Krasny Vosstaniya St., Irkutsk, 664003, Russia; Senior Researcher at the Laboratory of Psychoneurosomatic Pathology of Childhood; Scientific Center for Family Health and Human Reproduction; 16, Timiryazeva St., Irkutsk, 664003, Russia; Leading Researcher, East Siberian Institute of Medical and Environmental Research; 3, Microdistrict 12a, Angarsk, 665827, Russia; zdorowie38@gmail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.