Научная статья на тему 'Проблемы деятельности органов власти и пути их решения при проявлении насилия в семье'

Проблемы деятельности органов власти и пути их решения при проявлении насилия в семье Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
139
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / НАСИЛИЕ / ОРГАНЫ МИЛИЦИИ / ГРАЖДАНСКОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жильцова Наталия Александровна

Дается авторское определение домашнего насилия. Предлагается дополнить перечень мер, предусмотренных современным законодательством, по предотвращению насилия в семье. Принимая во внимание тот факт, что в ходе осуществления предложенных мер возможны некоторые ограничения прав и свобод граждан, допустимые только на основании судебного решения по установлению фактов, свидетельствующих о жестоком обращении в семье, обосновывается необходимость введения в ГПК РФ в подраздел «Особое производство» новой главы «Разрешение на социальное предотвращение насилия в семье»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы деятельности органов власти и пути их решения при проявлении насилия в семье»

Н. А. Жильцова*

проблемы деятельности органов ВЛАСТИ И пути их решения при проявлении насилия в семье

Дается авторское определение домашнего насилия. Предлагается дополнить перечень мер, предусмотренных современным законодательством, по предотвращению насилия в семье. Принимая во внимание тот факт, что в ходе осуществления предложенных мер возможны некоторые ограничения прав и свобод граждан, допустимые только на основании судебного решения по установлению фактов, свидетельствующих о жестоком обращении в семье, обосновывается необходимость введения в ГПК РФ в подраздел «Особое производство» новой главы «Разрешение на социальное предотвращение насилия в семье».

Ключевые слова: семья, насилие, органы милиции, гражданское судопроизводство

In article author's definition of house violence is given. It is offered to add the list of the measures stipulated by the current legislation, on prevention of violence over family. Considering that fact, that during realization of the offered measures some restrictions of the rights and freedom of the citizens, admissible only on the basis of a judgement on an establishment of the facts testifying to cruel treatment in family are possible, necessity of introduction in The civil remedial code the Russian Federation the new chapter «the Sanction to social prevention of violence over family» in subitem «Special manufacture» proves.

Key words: family, violence, bodies of militia, civil legal proceedings

В последнее время средства массовой информации уделяют пристальное внимание проблеме применения насилия в отношении как несовершеннолетних, так и других членов семьи. Семья — один из важнейших общественных институтов. Уровень социального благополучия, нравственного здоровья общества напрямую зависит от микроклимата в каждой отдельно взятой семье, так как в ней человек получает морально-нравственное воспитание. Именно это определяет его дальнейшую судьбу, отношение к людям и к обществу в целом.

Истоки большинства асоциальных явлений находятся в семейной сфере. Так, по словам В. А. Тархова, если проанализировать преступления, можно убедиться, что в основе почти всех лежит идея эгоизма1. Эгоизм же формируется на базе воспитания человека в семье, поскольку в детстве он получает представления о добре и зле, уважении к старшим, справедливости и т. п. Поэтому в любом обществе проблемам семьи уделяется достаточно пристальное внимание. Не случайно о защите семьи, материнства и детства сказано в Конституции РФ (ст. 38).

Неблагоприятные отношения в семьях в конечном счете влияют на многие социальные процессы. Один из самых опасных видов таких отношений — проявление насилия в отношении членов семьи.

Современное российское законодательство регулирует вопросы, так или иначе затрагивающие проблему насилия в семье. В основном это касается защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей.

Необходимо отметить, что в нашей стране законы и другие нормативные акты содержат положения, в соответствии с которыми деятельность органов государства и местного самоуправления в сфере защиты прав несовершеннолетних начинается только после совершения несовершеннолетними правонарушения2. Однако если бы

* Жильцова Наталия Александровна — кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Саратовского юридического института МВД России (Саратов). E-mail: [email protected].

ТРУДОВОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ПРАВО

ТРУДОВОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ПРАВО

в государстве работал механизм профилактики в «неблагополучных семьях», то можно было бы предотвратить совершение большинства правонарушений подростками, а также избежать применения таких крайних мер воздействия на родителей, как лишение или ограничение родительских прав3.

Вместе с тем жертвами домашнего насилия могут стать не только несовершеннолетние, но и другие члены семьи.

Проявление насилия в отношении членов семьи в зависимости от степени тяжести наступивших последствий можно квалифицировать по различным статьям Уголовного кодекса РФ. На первый взгляд может показаться, что отражение в УК деяний, способных выступать проявлением домашнего насилия, — достаточная мера для его предотвращения. Однако семья — сфера лично-доверительных отношений. Здесь велика степень латентности совершаемых насильственных действий. Кроме того, уголовные дела о таких преступлениях, как умышленное причинение легкого вреда здоровью, побои, оскорбление, неквалифицированное изнасилование, в соответствии со ст. 20 УПК РФ относятся к делам частного и частно-публичного обвинения. Поэтому производство по ним может быть возбуждено только при наличии заявления потерпевших. Но жертвы насильственных действий в семейной сфере зачастую по понятным причинам не обращаются в органы власти для привлечения членов своей семьи к уголовной или иным видам ответственности. Таким образом, социально нездоровая семья становится объектом пристального внимания органов власти только после совершения правонарушения одним из ее членов. Но на данном этапе нередко вернуть семье нормальный облик органы власти уже не в силах.

В то же время можно представить ситуацию, когда в семье нет несовершеннолетних детей (детей не было вообще, они достигли восемнадцати лет и т. д.) или проявление насилия происходит со стороны детей в отношении совместно проживающих с ними родителей. В этих случаях борьба с проявлением домашнего насилия в соответствии с законодательством возможна только уголовно-правовыми мерами: путем привлечения к уголовной ответственности лица, допускающего насилие в отношении членов семьи. При этом наказание виновного может неблагоприятно сказаться на всей семье, например, когда при осуждении лица к лишению свободы семья теряет кормильца.

Один из аспектов рассматриваемой проблемы — определение термина «насилие».

Согласно «Словарю русского языка» С. И. Ожегова насилие — это применение физической силы к кому-нибудь; принудительное воздействие на кого-нибудь4. Аналогичные определения встречаются и в других словарях5. Как видно, термин «насилие» понимается достаточно узко.

В законодательстве нет дефиниции данного понятия. Насилие в семье можно определить как любое умышленное действие одного члена семьи против другого, если это действие ущемляет конституционные права и свободы члена семьи как гражданина, причиняет ему физическую боль и наносит вред или содержит угрозу причинения вреда его физическому, психическому здоровью, а также психическому, физическому или личностному развитию несовершеннолетнего члена семьи, т. е. выделяется насилие в форме физического, психического, сексуального воздействия и принуждения (понуждения).

Приведенное определение, несомненно, широко охватывает возможные проявления домашнего насилия. Однако неблагоприятная обстановка в семье может быть связана не только с указанными случаями явного проявления домашнего насилия. Так, семейные проблемы иногда возникают из-за того, что один из членов семьи не работает, следовательно, не приносит семье доход. Здесь необходимо различать ситуации невозможности трудоустройства по объективным причинам, например в силу безработицы. Но при этом субъект должен встать на учет в службе занятости населения

и получать пособие. Если же это лицо не работает по субъективным причинам (из-за простого нежелания, в частности), не обращается в орган занятости населения и не прилагает никаких усилий, чтобы решить вопрос с трудоустройством, его действия также, на наш взгляд, следует квалифицировать как проявление насилия в отношении членов своей семьи.

Считаем проявлением домашнего насилия и злоупотребление спиртными напитками или наркотическими средствами. По законодательству к лицу, злоупотребляющему спиртными напитками или наркотическими средствами, можно применить меры принудительного медицинского характера только в случае совершения им правонарушения (ст. 97 УК). Если же лицо злоупотребляет спиртными напитками или наркотическими средствами, но при этом не совершает правонарушений, и нет оснований к применению мер защиты прав несовершеннолетнего ребенка, его семья остается вне поля зрения органов власти и должна бороться с этим недугом самостоятельно.

Необходимо отметить и проблему, связанную с лечением детей с психическими отклонениями. Так, по словам инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних Саратова, подавляющее большинство детей, состоящих на профилактическом учете, — дети с психическими отклонениями.

Как правило, подход к проблеме лечения детей с психическими отклонениями в России формальный. Учреждения образования и здравоохранения лишь могут указать родителям на то, что их ребенок нездоров. Однако зачастую родители не придают этому значения и не принимают никаких мер к лечению, поскольку сами нередко ведут асоциальный образ жизни: не работают, злоупотребляют спиртными напитками. В результате болезнь, которой страдает ребенок и которую в раннем возрасте еще можно вылечить либо уменьшить ее последствия, становится все более опасной. В итоге это может привести к тому, что ребенок будет совершать правонарушения, затем преступления, т. е. фактически станет опасным для общества по мере взросления. Таким образом, нужно законодательно закрепить комплекс мер воздействия на семьи с психически больными детьми, если в семье не принимается усилий для лечения ребенка.

На наш взгляд, безответственное отношение родителей к больному ребенку, непринятие мер по его лечению также относится к проявлению домашнего насилия.

Как видно, существуют различные формы насилия в семье, поэтому предлагаем следующее определение домашнего насилия: насилие — любое умышленное действие члена семьи, ущемляющее конституционные права и свободы других членов семьи, в том числе:

причинение кому-либо из членов семьи физической боли;

нанесение вреда или угроза причинения вреда физическому, психическому здоровью кого-либо из членов семьи;

лишение другого члена семьи свободы, жилья, пищи, одежды и иных нормальных условий жизни;

уклонение родителей несовершеннолетних, их опекунов, лиц, которые взяли несовершеннолетних в семью на воспитание, от обязанности удовлетворять их потребности в уходе, заботе о здоровье и личной безопасности;

унижение чести и достоинства одним членом семьи другого члена семьи или принуждение (понуждение) его посредством угроз, оскорблений, шантажа к совершению им правонарушений или деяний, представляющих опасность для его жизни или здоровья, а также ведущих к нарушению психического, физического или личностного развития несовершеннолетнего члена семьи;

посягательство на половую неприкосновенность или половую свободу другого члена семьи, действия сексуального характера по отношению к несовершеннолетнему;

действия (бездействие), влекущие для семьи тяжелое материальное положение, в том числе необоснованное безработное состояние;

ТРУДОВОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ПРАВО

ТРУДОВОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ПРАВО

злоупотребление спиртными напитками и наркотическими средствами вне зависимости от того, влекут ли эти действия тяжелое материальное положение для семьи.

Такое определение домашнего насилия во многом схоже с тем, что предлагалось авторами законопроекта «Об основах социально-правовой политики защиты от насилия в семье»6. Оно более сжато, однако охватывает случаи, которые, на наш взгляд, относятся к проявлению насилия в семье.

При этом под семьей следует понимать лиц, находящихся между собою в браке (в том числе фактическом), родстве или отношениях свойства, проживающих совместно и ведущих совместное хозяйство.

Сказанное свидетельствует: для эффективной политики государства в сфере семьи необходимо выработать механизм для борьбы с проявлением домашнего насилия, действие которого не связано с фактом совершения правонарушения кем-нибудь из членов семьи.

Попытка создания названного механизма была сделана депутатами в законопроекте «Об основах социально-правовой защиты от насилия в семье». Появление такого законопроекта безусловно говорит о внимании законодателя к проблеме домашнего насилия. В то же время отдельные его положения требуют доработки. Возможно, поэтому современное российское право до сих пор не обогатилось законом, регулирующим отношения в рассматриваемой сфере.

Проект закона закреплял следующие виды социально-правовой защиты от насилия в семье:

1) социальное обслуживание в соответствии с законодательством РФ;

2) предотвращение насилия в семье на основе судебного решения;

3) пресечение насилия в семье уполномоченными на то социальными службами по социально-правовой защите от насилия в семье с последующим уведомлением об этом в предусмотренных данным Федеральным законом случаях суда или органа опеки и попечительства;

4) курс социально-реабилитационных мероприятий, проводимый с осужденным, на которого суд возложил обязанность прохождения такого курса в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации.

Законопроект предусматривал создание системы специальных служб по социальноправовой защите от насилия в семье. Это повлекло бы определенные затраты бюджетных средств, что для России всегда было камнем преткновения. В то же время очевидно, что первая из приведенных мер выполняется социальными органами и не требует создания специализированных органов. А обязанности по реализации остальных мер можно возложить на действующие органы власти, осуществляющие социальную политику государства в сфере охраны интересов семьи.

К таким органам относятся комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, органы управления социальной защитой населения, органы по делам молодежи, органы управления образованием, органы милиции. Все они проводят практически одни и те же мероприятия по защите прав несовершеннолетних, но в пределах своей компетенции. На наш взгляд, наиболее подходящие для осуществления мер социальной защиты от насилия в семье органы — органы милиции общественной безопасности в лице подразделений по делам несовершеннолетних, которые имеют богатый опыт работы в сфере профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

Подразделения по делам несовершеннолетних являются частью органов милиции общественной безопасности, чьи сотрудники ежедневно контактируют с социально неблагополучными лицами. Поэтому данные органы имеют больше возможностей получить информацию о проявлениях домашнего насилия в сравнении с органами социаль-

ной защиты. Кроме того, милиция работает круглосуточно, что также может повлиять на быстроту принятия экстренных мер, направленных на защиту членов семьи от домашнего насилия.

В рамках каждой из названных мер по предотвращению насилия в семье законопроект предусматривал разновидности мероприятий:

1) проведение первичного обследования семьи на предмет установления характера трудной жизненной ситуации, сопряженной с совершением в ней насилия;

2) проведение обследования условий жизни пострадавшего от насилия члена семьи, изучение причин возникновения трудной жизненной ситуации, сопряженной с совершением в ней насилия;

3) определение в пределах своей компетенции характера совершенного в семье насилия и обеспечение в необходимых случаях проведения комплексного социально-медико-психологического освидетельствования пострадавшего от насилия, а также лица, совершившего насилие, с их согласия;

4) направление на предварительное освидетельствование члена семьи, пострадавшего от насилия, а также лица, его совершившего, с их согласия;

5) беспрепятственное посещение социальным работником жилища семьи, где совершено насилие, в дни и часы, определенные планом коррекционных мероприятий;

6) привлечение члена семьи, совершившего насилие в семье, или способствовавшего возникновению трудной жизненной ситуации в семье к занятиям в коррекционных, психотерапевтических группах, предоставление им иных социальных услуг по адаптации, реабилитации или ресоциализации;

7) направление пострадавшего от насилия члена семьи с его согласия на обследование в медицинское или иное специализированное учреждение, а также на лечение с контролем за ходом последнего.

Очевидно, что данных мер будет явно недостаточно для того, чтобы эффективно предотвратить насилие в семье.

Так, проведение обследования семьи, а также условий жизни пострадавшего от насилия должно предшествовать принятию судом решения о разрешении на предотвращение насилия в семье. Ведь именно на основании заключения по результатам обследований условий жизни семьи суд и будет выносить решение. Аналогичный подход должен быть и к добровольному социально-медико-психологическому и медицинскому освидетельствованию члена семьи, подвергшегося домашнему насилию.

Меры, названные в пунктах 5, 6 и 7, без сомнения являются эффективными средствами предотвращения насилия в семье. Однако в соответствии с предложенным нами определением насилия их следует дополнить такими мерами, как:

воздействие на родителей и иных лиц, не занимающихся лечением несовершеннолетнего ребенка, страдающего психическим расстройством;

принудительное лечение от наркомании и алкоголизма;

принудительное трудоустройство (при участии органов занятости населения);

проведение профилактических бесед с лицом, проявляющим насилие в отношении членов семьи, с разъяснением уголовно- и административно-правовых последствий совершаемых насильственных действий;

иные меры, способствующие предотвращению насилия в семье.

Часть названных мер принудительные, поэтому возложение обязанности по их применению целесообразно на органы милиции в лице подразделений по делам несовершеннолетних. Это еще один довод в пользу того, чтобы социальную защиту от насилия в семье при помощи указанных мер осуществляли соответствующие подразделения Министерства внутренних дел РФ.

Необходимо еще раз оговорится, что данные меры дополняют те, которые применяют иные социальные органы к семьям, находящимся в трудных жизненных ситуациях.

ТРУДОВОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ПРАВО

ТРУДОВОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ПРАВО

На органы милиции же следует возложить обязанность только по применению предложенных принудительных мер социальной защиты от насилия в семье с сохранением за ними обязанностей в сфере защиты прав несовершеннолетних.

Приведенные принудительные меры ограничивают некоторые конституционные права граждан, в частности право на неприкосновенность частной жизни (ч. 1 ст. 23 Конституции РФ), право на свободный труд (ст. 37 Конституции РФ). В то же время ч. 3 ст. 55 Конституции РФ устанавливает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина в той мере, в какой это необходимо для защиты нравственности, прав и законных интересов других лиц.

Семья — один из самых важных общественных институтов, одна из главных составляющих общественной нравственности. Борьба с насилием в семье — деятельность, которая, несомненно, преследует цели защиты общественной нравственности, а также прав и законных интересов всех членов конкретной семьи. Поэтому к подобной деятельности возможно применение ч. 3 ст. 55 Конституции, следовательно, допустимы некоторые ограничения прав и свобод граждан, непосредственно вовлеченных в рассматриваемые охранительные мероприятия.

Конституционные права и свободы выступают основой правового статуса граждан, поэтому любое их ограничение возможно только на основании судебного решения после установления фактов, свидетельствующих о жестоком обращении в семье.

По законопроекту «Об основах социально-правовой защиты от насилия в семье» меры по предотвращению и пресечению насилия в семье могут применяться на основании решения суда. Кроме того, к законопроекту были предложены дополнения в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР7. Они предусматривали введение новой главы «Разрешение на социальное предотвращение насилия в семье» в подраздел «Особое производство». С таким подходом следует согласиться.

Данный вид судопроизводства не связан с разрешением спора о праве гражданском. Суду лишь необходимо установить факт проявления насилия в семье и на основании этого санкционировать проведение охранительных мероприятий, направленных на предотвращение жестокого обращения в семье.

На наш взгляд, удачно выбрано название для данной категории дел — дела о разрешении на предотвращение насилия в семье.

В то же время в дополнениях к ГПК РФ кроме предложенных положений необходимо предусмотреть, что с заявлением о разрешении на предотвращение насилия в семье имеют право обращаться только подразделения по делам несовершеннолетних и защите от насилия в семье органов милиции. Вместе с заявлением названное подразделение должно предоставить в суд материалы предварительной проверки необходимости проведения мероприятий по социальному предотвращению насилия в семье. По итогам проведенной в рамках дела проверки должно быть составлено заключение, утвержденное начальником соответствующего органа милиции, с приложением плана коррекционных мероприятий с указанием органов, учреждений и лиц, которых необходимо будет задействовать в ходе мероприятий.

Заявление о разрешении на социальное предотвращение насилия в семье суду следует рассматривать в срок до десяти дней с момента его поступления в суд. В судебном заседании обязательно участие представителей подразделения по делам несовершеннолетних и защите от насилия в семье, органа опеки и попечительства и прокурора. О проведении судебного заседания суд должен уведомить членов семьи, в отношении которых подано заявление, однако их неявка при надлежащем извещении не является препятствием к рассмотрению дела.

Решение суда об удовлетворении заявления и разрешении на социальное предотвращение насилия в семье должно дополнительно содержать указание на коррекционные мероприятия, ограничивающие права и свободы граждан, лиц, права которых

могут быть ограничены при проведении данных мероприятий, а также сроки их проведения. Максимальный срок проведения мероприятий по социальному предотвращению насилия в семье не может превышать шести месяцев.

Этот срок может быть продлен судом каждый раз по его истечении по заявлению начальника соответствующего органа милиции, но не более чем на шесть месяцев. Решение суда о разрешении на социальное предотвращение насилия в семье подлежит немедленному исполнению. Обжалование такого решения возможно в общем порядке.

Отмена мероприятий по социальному предотвращению насилия в семье возможна также по решению суда на основании заявления начальника органа внутренних дел, к которому в обязательном порядке должны быть приложены материалы с заключением о результатах проведенных мероприятий.

Предлагаемая схема, на наш взгляд, позволит эффективно осуществлять борьбу с проявлением насилия в семье.

В заключение отметим, что от здоровья каждой семьи зависит здоровье всего общества, в том числе физическое здоровье населения, уровень преступности, демографическая ситуация и т. п. Семья, таким образом, должна расцениваться государством как часть системы национальной безопасности с соответствующим к ней отношением. Только с таким подходом к разрешению проблем семьи можно рассчитывать на будущее России как великой державы.

1 Тархов В. А. Гражданские права и ответственность. Уфа, 1996. С. 47.

2 См., например: Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (с изм.) // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3177; 2001. № 3. Ст. 216; 2003. № 28. Ст. 2880; 2004. № 49. Ст. 4849; 2005. № 17. Ст. 1485; 2006. № 2. Ст. 174; 2009. № 42. Ст. 4861; Об утверждении инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних ОВД: приказ МВД РФ от 26 мая 2000 г. № 569 (в ред. приказов МВД РФ от 9 октября 2004 г. № 639, от 6 апреля 2007 г. № 338).

3 Жильцова Н. А. Проблемы участия органов милиции общественной безопасности в гражданском судопроизводстве: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2001. С. 71. Аналогичное положение высказывалось также Л. Л. Канаевским, С. С. Гусевым (Канаевский Л. Л., Гусев С. С. Проблемы совершенствования ОВД по профилактике правонарушений несовершеннолетних // Проблемы реализации правовых норм в период проведения судебно-правовой реформы: тез. докладов к Межгосударственной науч. конф. Тюмень, 1994. С. 59).

4 Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. М. Ю. Шведовой. М., 1987.

5 См. например: Лопатин В. В., Лопатина Л. Е. Русский толковый словарь. 3-е изд. М., 1998. С. 328.

6 Законопроект «Об основах социально-правовой политики защиты от насилия в семье» от 1997 г., внесенный депутатами ГД А. В. Апариной, Е. А. Костериным, В. К. Кошевой, П. Г. Свечниковым, А. В. Селивановым, Л. Н. Швецом, Л. Б. Нарусовой, Н. В. Кривельской, Э. А. Памфиловой в ГД РФ // Вестн. проекта «Новые возможности для женщин». 1997. № 10. С. 46.

7 Проект закона «О внесении изменений и дополнений в ГПК РСФСР в связи с принятием закона „Об основах социально-правовой защиты от насилия в семье“» // ИПС «Гарант».

ТРУДОВОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ПРАВО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.