Научная статья на тему 'Отображение криминологической политики в законодательстве Украины о предупреждении насилия в семье'

Отображение криминологической политики в законодательстве Украины о предупреждении насилия в семье Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
52
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕСТУПНОСТЬ / НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ / КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ / CRIME / FAMILY VIOLENCE / CRIMINOLOGICAL POLICY / CRIME PREVENTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Василевич Виталий Вацлавович

в статье рассмотрена проблема насилия в семье в социальном и правовом аспекте, виды наказания, предусмотренные действующим законодательством Украины; сформулированы предложения по совершенствованию криминологической политики в сфере предотвращения насилия в семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINOLOGICAL POLICY IN THE UKRAINIAN LEGISLATION ON FAMILY VIOLENCE PREVENTION

in the article the author considers the problematic issue of family violence as a social and legal issue, kinds of punishment according to the effective legislation of Ukraine and makes suggestions for improvement of the criminological policy concerning the family violence prevention.

Текст научной работы на тему «Отображение криминологической политики в законодательстве Украины о предупреждении насилия в семье»

УДК 343.8

ББК б7.51(4Укр) v.V. VASILEVICH*

В19

CRIMINOLOGICAL POLICY IN THE UKRAINIAN LEGISLATION ON FAMILY VIOLENCE PREVENTION

Аннотация: в статье рассмотрена проблема насилия в семье в социальном и правовом аспекте, виды наказания, предусмотренные действующим законодательством Украины, сформулированыпредложения по совершенствованию криминологическойполити-ки в сфере предотвращения насилия в семье.

Ключевые слова: преступность, насилие в семье, криминологическаяполитика, предотвращение преступности.

ВИТАЛИИ ВАЦЛАВОВИЧ ВАСИЛЕВИЧ*

ОТОБРАЖЕНИЕ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

УКРАИНЫ О ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ

Annotation: in the article the author considers the problematic issue of family violence as a social and legal issue, kinds of punishment according to the effective legislation of Ukraine and makes suggestions for improvement of the criminological policy concerning the family violence prevention.

Key words: crime, family violence, criminological policy, crime prevention.

Проблема насилия в семье является достаточно серьезной и требует для своего решения объединения усилий государственных структур, правоохранительных органов, общественных и международных организаций, научных работников и экспертов. Такой подход закреплен в Законе Украины «О предупреждении насилия в семье». Среди государственных структур ведущая роль в этой деятельности принадлежит Министерству внутренних дел Украины. Статья 3 «Органы и учреждения, на которые возлагается осуществление мероприятий по предупреждению насилия в семье» Закона Украины «О предупреждении насилия в семье» гласит о том, что «осуществление мероприятий по предупреждению насилия в семье в пределах предоставленных им полномочий возлагается на соответствующие подразделения органов внутренних дел»1. В соответствии со ст. 6 «Полномочия соответствующих подразделений органов внутренних дел относительно предупреждения насилия в семье» в органах внутренних дел мероприятия относительно предупреждения насилия в семье осуществляют служба участковых инспекторов милиции и криминальная милиция по делам детей, которые: выявляют причины и условия, способствующие проявлениям насилия в семье, принимают в пределах своих полномочий меры относительно их устранения; берут на профилактический учет лиц, склонных к совершению насилия в семье, и проводят воспитательно-предупредительнуюрабо-ту с ними; посещают семьи, члены которых находятся на профилактическом учете и прово-

* Кандидат юридических наук доцент;

начальник кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права (Национальная академия внутренних дел Украины) Е-таЛ: \ avian3 @икг.пе1

О

IS *

а

го С)

дят с ними профилактическую работу; выносят официальные предупреждения членам семьи о недопустимости совершения насилия в семье; принимают и рассматривают в пределах своих полномочий, определенных законом, заявления и сообщения о насилии в семье или о реальной угрозе его совершения; принимают соответствующие меры относительно прекращения насилия в семье, а также действий членов семьи, которые направлены на выполнение реальной угрозы совершения насилия в семье; сообщают членам семьи, где возникает реальная угроза совершения насилия в семье или где было совершено насилие в семье, о правах, мероприятиях и услугах, которыми они могут воспользоваться; направляют жертв насилия в семье к специализированным учреждениям для лиц, которые совершили насилие в семье, и жертв такого насилия; выносят защитные предписания в случаях, предусмотренных данным Законом; контролируютвыполнение требований защитных предписаний; направляют лиц, которые совершили насилие в семье, в кризисные центры для прохождения коррекционной программы; взаимодействуют со специально уполномоченным органом исполнительной власти по вопросам предупреждения насилия в семье, с органами опеки и заботы и специализированными учреждениями для лиц, которые совершили насилие в семье, и жертв такого насилия в вопросах предупреждения насилия в семье; предоставляют информацию по вопросам предупреждения насилия в семье на запрос уполномоченных органов; осуществляют другие полномочия относительно предупреждения насилия в семье, предусмотренные законом.

Полномочиякриминальной милиции по делам детей распространяются на случаи, когда жертва насилия в семье или лицо, относительно которого существует реальная угроза совершения насилия в семье, а также лицо, которое совер-

в семье считают его делом закрытым, семейным, не подлежащим вынесению в сферу публичного обсуждения и реагирования, препятствуют желанию потерпевшим от насилия (прежде всего женщинам) пожаловаться в милицию. В результате большинство случаев насилия остаются незафиксированными. Данные разных исследований и социологические оценки показывают, что лишь в 10-20 % случаев потерпевшие обращаются к правоохранительным органам за помощью.

Стоит сказать, что обращение к милиции о фактах домашнего насилия осуществляется, по свидетельству экспертов и работников органов внутренних дел, не после первого случая насилия, а лишь после повторных случаев насилия в семье. Таким образом, реальное количество фактов насилия в семье является значительно больше того, которое фиксируется.

Латентность явления насилия в семье связана также с неподобающим реагированием на него со стороны органов внутренних дел. Жалобы потерпевших от домашнего насилия, свидетельства самих работников ОВД, данные экспертов показывают, что на так называемые бытовые правонарушения дежурные наряды милиции выезжают неохотно. Много случаев насилия в семье квалифицируется и по Кодексу Украины об административных правонарушениях, в частности по ст. 173 «Мелкое хулиганство». Неодиночные случаи, когдапотерпев-шие, узнав о том, что видом административного взыскания, наложенного на нарушителя, будет штраф, который придется платить самим потерпевшим, забирают свои заявления о фактах домашнего насилия.

С учетом существующей статистки можно сделать определенные выводы3, например, о том, что ежегодно растет количество лиц, которые состоят на учете в ОВД за совершение насилия в семье (табл.).

Количество лиц, которые состоят на учете в ОВД за совершение насилия в семье

Годы 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Количество 84 155 85 178 87 831 85 085 93 327 91 913 160 150

шило насилие в семье, не достигли 18-летнего возраста2.

Явление насилия в семье имеет высокую степень латентности, скрытости. Устоявшиеся традиции и стереотипы относительно насилия

Означает ли такое увеличение количества случаев насилия в семье, которое регистрируется органами внутренних дел, свидетельством тому что растут масштабы этого явления в Украине. Это очень актуальный вопрос, кото-

рый нередко возникает во время встреч с экспертами, журналистами и др. Нередко эти цифры и толкуются именно таким образом, то есть увеличение количества зарегистрированных случаев насилия в семье рассматривается как рост масштабов этого явления в обществе.

Считаем нужным сделать предостережение относительно выявления подобной прямолинейной связи между количеством зарегистрированных милицией случаев насилия в семье и оценкой масштабов этого явления в обществе. Стоит вспомнить факторы латентности насилия семьи, о которых говорилось выше (потерпевшие не вызывают милицию во время совершения насилия в семье, милиция не реагирует на такие вызовы, происходит переквалификация правонарушений из насилия в семье на мелкое хулиганство, потерпевшие забирают заявления, когда узнают о необходимости платить штрафы, и т. п.).

Таким образом, рост количества зафиксированных милицией случаев насилия в семье может (и должен) рассматриваться как отображение изменений в деятельности ОВД и улучшение реагирования милицией на факты так называемой бытовой преступности.

Увеличение фиксирования милицией случаев насилия в семье нельзя рассматривать в качестве индикатора ухудшения ситуации с насилием в стране вообще или плохой работы органов внутренних дел относительно предупреждения насилия в семье. Несколько лет тому назад при формировании проекта Государственной программы поддержки семьи Министерством Украины по делам семьи, молодежи и спорта обсуждались вопросы индикаторов относительно работы органов внутренних дел Украины по предупреждению насилия в семье, и в качестве предложения выдвигался такой индикатор, как «уменьшение количества зарегистрированных случаев насилия в семье». Предложение вызывало справедливую критику, поскольку применение этого индикатора могло привести к тому, что милиция стала бы уклоняться от регистрации случаев насилия в семье в то время, когда перед ней стоит задание неуклонной регистрации всех сообщений граждан о преступлениях и правонарушениях.

Таким образом, если говорить о перспективах, то в течение нескольких ближайших лет показателем качества работы правоохранительных органов должен быть рост количества зарегистрированных случаев насилия в семье как показатель того, что милиция лучше реагирует на все сообщения о фактах насилия в семье, а граж-

дане проявляют больший уровень осведомленности в этой сфере и доверия к милиции.

Среди случаев насилия в семье из года в ^ год превалируют факты физического и психо- ^ логического насилия. Среди лиц, которые совершают насилие в семье, большинство со- ^ ставляют мужчины, но определенный процент ^ приходится на долю женщин. Статистические данные с 2005 г. показывают неуклонное уменьшение количества женщин, которые попали в поле зрения милиции за совершение насилия в семье, причем как в абсолютных цифрах, так и в процентах, при том, что количество лиц, которые состоят на учете в милиции за насилие в семье, ежегодно растет. Эти данные подчеркивают гендерный аспект домашнего насилия4.

Ежегодно увеличивается количество кризисных центров, которые открываются в Украине, где потерпевшие от насилия в семье могут получить помощь. В то же время даже поверхностное сравнение данных относительно числа кризисных центров с числом, например, административных протоколов, составленных по фактам насилия в семье, показывает, что их количество не только недостаточно, но и мизерно для организации нормальной социальной работы по предоставлению помощи потерпевшим от насилия в семье. Информация о количестве убежищ, в которых временно могут находиться потерпевшие от домашнего насилия, вообще отсутствует.

Среди видов административных взысканий, которые применяются судами, абсолютное большинство составляют штрафы, что вызывало и вызывает критику со стороны как национальных, так и международных экспертов, научных работников, представителей общественных и международных организаций.

Политика применения штрафа как основного вида административного взыскания в случаях насилия в семье является в большей степени негативной и неэффективной, поскольку бьет по семье в целом, а не по обидчику. Попытка изменения законодательства в сфере предупреждения насилия в семье в 2006 г. в части исключения из видов административных взысканий за совершение насилия в семье штрафов, были не поддержаны в Верховной Раде, вместо этого размер штрафов в результате внесенных 25 сентября в 2009 г. изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях даже вырос. Применение того или другого вида административного взыскания остается прерогативой судов, поскольку ст. 173-2 указанного Кодекса за одни и те же правонару-

О *

а оо

шения предусматривает разнообразные санкции, например ч. 1: «Наложение штрафа от трех до пяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или исправительных работ сроком до одного месяца с отчислением двадцати процентов заработка, а в случае если по обстоятельствам дела, с учетом лица нарушителя, применение этих мероприятий будет признано недостаточным, - административный арест сроком до пяти суток».

Важным видом административного взыскания, который может накладываться судами, является административный арест, что дает возможность в определенной степени и хотя бы до 15 суток изъять обидчика из семейства.

Наиболее целесообразным, по нашему мнению, будет использовать опыт предупреждения насилия в семье в Соединенных Штатах Америки ввиду того, что социальная проблема домашнего насилия в этой стране была поставлена еще в 70-х годах ХХ в. в связи с активизацией женского движения.

В течение многих лет в США социальное реагирование на насилие в семье исключало правовое вмешательство. Тогда, начиная с 70-х годов, социальная политика сфокусировалась на совершенствовании правового реагирования на случаи насилия в семье и наказании правонарушителей.

При наличии оснований считать, что лицо, которое совершило насилие в семье, нарушило запрещения или не выполняет обязательства, установленные охранительным ордером, полиция обязана ее арестовать, ведь любое нарушение охранительного ордера влечет за собой криминальную или гражданско-правовую ответственность.

Контроль как подход к реагированию на насилие в семье заключается в жестком использовании институционных ресурсов для снижения уровня насилия в семье, наказания тех, кто его совершает. Контроль, главным образом, выражается в форме практики обязательного реагирования на насилие в семье, а именно: обязательный арест, принцип обязательного судебного осуществления и обязательное информирование. Согласно закону об обязатель-

ном аресте полицейские обязаны арестовать обидчика, даже если жертва насилия выступает против этого. В соответствии с принципом об обязательном судебном расследовании оно не может быть прекращено до тех пор, пока обвиняемое лицо не будет наказано, даже если жертва просит закрыть дело.

Улучшениюсудебнойпрактики будетспособ-ствовать разработка Верховным Судом Украины методических рекомендаций относительно применения норм законодательства Украины о предупреждении насилия в семье. Существующая статистическая отчетность о состоянии выполнения Закона Украины «О предупреждении насилия в семье» является не только важным источником информации в этой сфере, которая указывает, с одной стороны, на достижения, а с другой - на недостатки и просчеты. Она сама требует периодического изменения и совершенствования вместе с развитием деятельности в сфере предупреждения насилия в семье.

Возможным индикатором статистической отчетности может быть и такой, как количество сообщений о фактах насилия в семье, принятых органами государственной власти. Важность введения такого показателя обусловлена тем фактом, что в соответствии с Законом Украины «О предупреждении насилия в семье» и межведомственными инструкциями принимать информацию о фактах насилия в семье могут не только органы внутренних дел Украины, но и другие органы государственной власти, в частности подразделения Министерства Украины по делам семьи, молодежи и спорта (управление по делам семьи и молодежи и государственные центры социальных служб для семьи, детей и молодежи), которые в течение трех суток должны передавать ее органам внутренних дел.

По нашему мнению, для эффективного решения проблемы насилия в семье крайне необходимо адекватное законодательство, которое учитывало бы международные рекомендации, национальные особенности страны, а также позитивный опыт других стран в решении данной проблемы.

1 См.: www.rada.gov.Uci

2 См.: Там же.

3 Отчет о выполнении Закона Украины «О предупреждениинасилия в семье» за 2005-2011 гг. Киев, 2012.

4 Права человека в Украине - 2006: докл. правозащитных организаций. Харьков, 2007; Права человека в Украине - 2007: докл. правозащитных организаций. Харьков, 2008.; Права человека в Украине - 2008: докл. правозащитных организаций. Харьков, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.