Научная статья на тему 'Проблемы детской одаренности. Одаренность и синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)'

Проблемы детской одаренности. Одаренность и синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3859
335
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННОСТЬ / GIFTEDNESS / СОПУТСТВУЮЩИЕ РАССТРОЙСТВА / СДВГ / ADHD / COMORBIDITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пылаева О. А.

Статья представляет обзор литературы, посвященный одаренности у детей и ассоциированным проблемам, включая расстройства поведения, трудности обучения и проблемы общения. Рассмотрены теории происхождения одаренности, объясняющие связь между одаренностью и сопутствующими расстройствами, предикторы одаренности, результаты длительного наблюдения за одаренными детьми. Отдельно обсуждается сочетание одаренности и синдрома гиперактивности с дефицитом внимания (СДВГ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пылаева О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GIFTEDNESS AND RELATED PROBLEMS IN CHILDREN. GIFTEDNESS AND ATTENTION DEFICIT HYPERACTIVITY DISORDER (ADHD)

The article presents a literature review devoted to giftedness in children and associated problems, including behavior disorder, learning difficulties and communication problems. Theories of giftedness genesis explaining the connection between giftedness and comorbidity, precursors of giftedness, results of long-term follow-up over talentedchildren are reviewed. The combination of giftedness with attention deficit and hyperactivity disorder (ADHD) is discussed separately.

Текст научной работы на тему «Проблемы детской одаренности. Одаренность и синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)»

НЕВРОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА

ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ. ОДАРЕННОСТЬ И СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ (СДВГ)

ОА Пылаева

GIFTEDNESS AND RELATED PROBLEMS IN CHILDREN. GIFTEDNESS AND ATTENTION DEFICIT HYPERACTIVITY DISORDER (ADHD)

O.A. Pylaeva

Кафедра нервных болезней и нейрохирургии педиатрического факультета ГОУ ВПО РГМУРосздрава

Статья представляет обзор литературы, посвященный одаренности у детей и ассоциированным проблемам, включая расстройства поведения, трудности обучения и проблемы общения. Рассмотрены теории происхождения одаренности, объясняющие связь между одаренностью и сопутствующими расстройствами, предикторы одаренности, результаты длительного наблюдения за одаренными детьми. Отдельно обсуждается сочетание одаренности и синдрома гиперактивности с дефицитом внимания (СДВГ).

Ключевые слова: одаренность, сопутствующие расстройства, СДВГ.

The article presents a literature review devoted to giftedness in children and associated problems, including behavior disorder, learning difficulties and communication problems. Theories of giftedness genesis explaining the connection between giftedness and comorbidity, precursors of giftedness, results of long-term follow-up over talentedchildren are reviewed. The combination of giftedness with attention deficit and hyperactivity disorder (ADHD) is discussed separately.

Key words: giftedness, comorbidity, ADHD.

В соответствии с современными представлениями, одарённость рассматривается, как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности, по сравнению с другими людьми. Данное определение расширяет границы распространенного представления об одарённости как количественной степени выражен но сти спо соб но стей и позво ля ет перей ти к пони ма нию ода рён но сти как систем но го каче ства (при этом «система» подразумевает не сумму компонентов, а процесс интеграции, когда целое обла-да ет новым свой ством по срав не нию со свой ства -ми его компонентов).

В соответствии с происхождением слова, «одаренный» — от природы «наделенный даром» (необычными способностями в области науки и искусства, более высоким интеллектом). Одаренность — внутреннее качество личности, потенциальная возможность, существующая с рождения, а не приобретаемая в процессе упорных тренировок и обучения. Кажется, что одаренного ребенка должна ждать успешная и счастливая жизнь. Но, к сожалению, не всегда все склады ва ет ся столь удач но. Ода -ренность — не синоним трудолюбия, силы характера, целеустремленности и других качеств, необходимых, чтобы добиться успеха, общественного признания, стремительно продвигаться по карьерной лестнице. Таким образом, одаренность — это не синоним успеха и достижений. С другой стороны, одарен-

© 2008. ОА. Пытаева

Рус. жур. дет. невр.: т. III, вып. 1, 2008.

ТОМ III ВЫПУСК 1 2008

ность также не эквивалент силы духа, самоотверженности и глубокой преданности делу своей жизни (например, творчеству или науке), формирующих образ мастера, творца, зрелой творческой личности. Одаренность — всего лишь «потенциальная возможность» развития личности на качественно ином, более высо ком уров не, кото рое может завер шить ся созданием «качественного продукта» в сфере науки и искусства, но может и не реализоваться в процессе жизни, и тогда «дар остается бесплодным». Можно сказать, что одаренность — это необходимое условие, но не гарантия формирования яркой творческой индивидуальности. Осознание своей одаренности в какой-либо области возможно в разном возрасте (не обязательно в детстве), но в большинстве случаев одаренность проявляется уже в раннем возрасте, и тогда термин «одаренный ребенок», «чудо-ребенок», «вундеркинд» вполне оправдан. Однако детская одаренность — скорее повод для беспокойства, чем для преждевременной радости и гордости, она накладывает лишь повышенную ответственность, как на талан тли во го чело ве ка, так и на его близ ких и учителей. То, как ребенок сумеет распорядиться своим даром, станет известно намного позже.

За неординарными способностями ребенка, которые становятся предметом гордости учителей и родителей, скрыто множество проблем, составляющих подводную часть айсберга. Эти проблемы могут препятствовать гармоничному развитию одаренного ребенка и не позволить ему в полной мере реализовать заложенные в нем таланты. С другой стороны, хорошо известно, что одаренным детям, став шим «велики ми взро слы ми», имена кото рых на века остались в мировой истории, часто суждено было не «купать ся в лучах славы», поль зуясь любо -вью и уважением современников, а прожить тяжелую и даже трагичную, полную лишений и страданий жизнь. Возможно, хотя бы отчасти это можно объяснить особенностями личности одаренных людей. Данная статья представляет обзор литературы, посвященной проблемам, с которыми сталкиваются одаренные дети, и выбору направления для реше ния этих про блем.

Несмотря на более широкое понятие одаренности, большинство научных исследований концентрируются на изучении интеллектуальных способностей, значительно превышающих средний уровень (людей с высоким уровнем интеллекта), или на наблюдении за людьми с выдающимися способностями в сфере творчества.

Происхождение одаренности

В работе Winner E. (2000), подвергается критике гипотеза о том, что одаренность всецело является продуктом обучения и тренировки. Авторы также опровергают и точку зрения о том, что одарен ным детям всегда свой ствен на высо кая моти ва -ция. С другой стороны, существуют непрямые доказательства атипичной организации головного мозга и «врожденного» происхождения таланта у одаренных детей. Имеются доказательства неравномерного

формирования когнитивных функций у детей, относящихся к этой категории. При нейропсихологиче-ском обследовании выявляется неровный профиль когнитивных функций — чрезмерная выраженность одних функций при дефиците других.

Нейрональные основы одаренности

Существуют исследования, нацеленные на выявление нейрональных коррелятов одаренности. Исследования с применением методов нейровизуа-лизации у взрослых позволяют предположить, что латеральная префронтальная и теменная кора играет важную роль в активации когнитивных процессов, включая гибкость и скорость мыслительных процессов, контроль внимания и рабочую память. Lee K.H. и соавт. (2006) применяли фМРТ при изучении нейрофизиологических основ одаренности. В исследовании участвовало 18 «одаренных» подростков (из Национальной академии одаренных подростков) и 18 подростков контрольной группы (из местной школы в Корее). Данные фМРТ были получены в процессе выполнения участниками исследования ряда интеллектуальных тестов простого и повышенного уровня сложности. В обеих исследуемых группах выполнение тестов повышенной сложности сопровождалось специфическим повышением региональной активности во фронто-темен-ных отделах с двух сторон, включая латеральную префронтальную, переднюю поясную и заднюю теменную кору. Регрессионный анализ выявил, что активность верхней и интрапареитальной коры варьировала в зависимости от индивидуальных различий по уровню интеллекта (r = 0.71—0.81). Корреляционный векторный анализ предполагал участие задних теменных областей с двух сторон в формировании общего уровня интеллекта. Полученные результаты позволяют предположить, что высокий интеллект может быть связан не с вовлечением в мыслительный процесс дополнительных областей мозга, а с индивидуальными различиями функциональной активности в лобно-теменной сети, особенно при активации задней теменной коры [17].

Факторы—предикторы одаренности

Факторы, оказывающие влияние на высокий интеллектуальный потенциал и талант, а также физиологические и психологические характеристики, ассоциированные с одаренностью, в настоящее время не достаточно изучены. Однако знание основных предикторов одаренности способствовало бы улучшению диагностики и своевременному выявлению одаренных детей для подбора индивидуальных учебных программ. Во Франции проводилось исследование, направленное на выявление факторов, явившихся предшественниками одаренности (Louis J, Revol O, Nemoz C, 2005). Применялись анонимные опросники, на вопросы которых отвечали родители одаренных детей и детей контрольной группы. В

исследовании приняли участие 412 детей в возрасте от 8 до 11 лет, жителей Лиона (Франция): 217 детей (контрольная группа) были набраны в случайной последовательности из школ города, а 195 детей, составивших группу одаренных детей (IQ >130, тест Векслера), были включены в исследование после проведения диагностического тестирования в медицинском отделении. Регрессионный анализ выявил существование связи между одаренностью и рядом факторов: патология беременности у матери (CR=3.205, P=0.009), перинатальный стресс (CR=2.166, p=0,003), мигренозное расстройство (CR=3.169, p=0,001). Совместное проживание родителей (неза-ви си мо от того, состо яли ли они в браке или нет) (CR=2.100, p=0,080) в сочетание с хорошим или высоким уровнем образования родителей (CR=5.464, p=0,0002) также оказались связанными с одаренностью у детей. Результаты иссле до ва ния пока за ли многофакторную природу ранних предшественников одаренности и подтвердили корреляцию некоторых социально-демографических и медико-психологических признаков с одаренностью, а также роль психологических факторов в происхождении высокого интеллекта. Авторы акцентируют внимание на теории, в соответствии с которой стрессовое воздействие на ранних этапах жизни может оказывать влияние на более раннее (преждевременное) созревание центральной нервной системы у одаренных детей.

Происхождение одаренности с позиции психоанализа

Гипотеза о роли стрессового (травматического) воздействия на ранних этапах жизни также нашла отражение в психоаналитических концепциях происхождения одаренности, наиболее важное место среди которых занимает концепция Sandor Ferenczi. Венгерский врач Sandor Ferenczi был близким другом Зигмунда Фрейда (Sigmund Freud) и выдающимся представителем направления психоанализа. В 1923 году San dor Feren czi опу бли ко вал статью под наз ва -нием 'The dream of the clever baby' («Сон умного младенца»), в которой рассматривается феномен, изучаемый автором в клинической практике. Ferenczi заметил, что маленькие дети, перенесшие травматическое стрес со вое воз дей ствие в ран нем воз ра сте, часто отличаются ускоренным развитием, что приводит к формированию чрезвычайно высокой чувствительности и интуиции — эти дети становятся развитыми «не по годам», слишком мудрыми для своего возраста. Ferenczi представил концепцию «источника интеллекта в травме». Он назвал описанный феномен «мудрый» ребенок ('wise' baby). К похожим выводам пришел и К.Г. Юнг (C.G. Jung), который совместно с Karl Kerenyi в 1949 году разработал концепцию «чудо-ре бен ка» ('divi ne child') (опре де ля емо го как архетип, который активирует интуитивное понимание у детей и взрослых). В своей работе Jung (совместно с Kerenyi) изучали архетип 'divine child' с мифологической и психологической точки зрения [10].

НЕВРОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА

В работе современного исследователя Vida J.E. (2005) рассматривается спорная концепция о том, что очень высокий интеллект является патологическим, если он слишком ранний, т.е. «преждевременный». Автор считает, что концепция Ferenczi о «происхождении» интеллекта может служить ключом к формированию эффективных методов «лечения» для тех, кто «страдает» от одаренности [33].

Связь между одаренностью в детском возрасте и уровнем достижений, самооценкой и качеством жизни в зрелом возрасте

Одаренный ребенок — это еще не достижение, а лишь потенциальная возможность выдающихся достижений в определенной сфере (например, науки или искусства). Реализация этой возможности не всегда бывает достаточно успешной. Результаты исследований, основанных на длительном (многолетнем, иногда на протяжении всей жизни) катамнестическом наблюдении за одаренными детьми, показали, что одаренные дети не только не всегда совершают великие открытия, но даже не всегда ста но вят ся успеш ны ми взро слы ми и про -сто счастливыми людьми, удовлетворенными своей жизнью.

Исследование, проведенное в Гарвардском университете, Кембридж, США в 1993 году, было посвящено изучению взаимосвязи между одаренностью в дет ском воз ра сте и дости же ния ми во взро слом воз -расте (Gardner H., 1993). Результаты исследования показали, что хотя некоторые одаренные дети, вырастая, становятся успешными талантливыми мастерами в своей области, очевидная связь между ранними признаками таланта и достижениями (как конечным результатом) прослеживается далеко не всегда. Авторы подчеркивают, что значительные различия существуют между зрелой творческой личностью, взрослым сфор ми ро вав шим ся чело ве ком, кото рый дол -жен открыть для себя ту сферу деятельности, в которой он сможет добиться наибольшего успеха, и одарен ным ребен ком, кото ро му еще пред сто ит фор ми -рование в творческую личность [11].

Holahan C.K., Holahan C.J. (1999) изучали удовлетворенность качеством жизни и своими достижениями, а также показатели психологического благополучия в пожилом возрасте (около 80 лет) у людей, кото рые были отне се ны к кате го рии «ода рен ных» в детском и подростковом возрасте. В исследовании участвовало 399 человек, участников одного из исследований одаренности (Terman Study of the Gifted), которые достигли возраста 75-84 в 1992 году. Участники исследования впервые узнавали о своей «одаренности» (став участниками исследования одаренности) в подростковом возрасте (в середине второго десятилетия жизни). Результаты исследования показали, что люди, узнавшие, что их считают «интеллектуально одаренными», в более раннем возрасте, были менее удовлетворены уровнем своих достижений в зрелом возрасте (считали, что они не в полной мере реализовали заложенные в них возможности). Кроме того, у них были отмечены менее

ТОМ III ВЫПУСК 1 2008

благоприятные показатели психологического здоровья в пожилом возрасте (около 80 лет). Авторы предполагают, что знание о своей одаренности (знания человека о том, что окружающие считают его одаренным, своеобразный «ярлык» или «стигма» одаренности), возможно, приводит к формированию нереалистичных ожиданий в отношении своих достижений и как результат — к фрустрации, неудовлетворенности своей жизнью, собой и своими достижениями [13].

Schaefer C., Mezick E. (2006) представили результаты катамнестического наблюдения за 7 женщинами, которые в подростковом возрасте были признаны яркими и неординарными творческими личностями с большим творческим потенциалом [25]. Исследование проводилось в США. Через 40 лет после признания неординарных способностей девочек-подростков оказалось, что все они лишь в умеренной степени смогли реализовать свой творческий потенциал, добившись успеха в одной или нескольких областях искусства, однако уровень их твор-че ских дости же ний рас це ни вал ся как сред ний, а не выдающийся. В процессе опроса участницы исследования сообщили о факторах, которые, по их мнению, способствовали или препятствовали реализации их творческого потенциала. В качестве «облегчающих» факторов наиболее часто были названы сохраняющаяся высокая оценка своих творческих способностей и социальная поддержка, а в качестве «подавляющих» факторов наиболее часто упоминались финансовые проблемы. Промежуточные этапы этого исследования, проводимого в США, были опубликованы Cangelosi D.M. и Schaefer C.E. в 1991 году. Авторы представили результаты 25-летнего наблюдения за участницами исследования (в тот период в исследовании участвовало 10 женщин). Результаты 40-летнего и 25-летнего наблюдения практически не различались: большинство участниц считало, что они реализовали свой творческий потенциал лишь в умеренной степени. При этом только одна из участниц исследования утверждала, что творческая самореализация явилась основной целью и направлением ее жизни [7].

По данным Winner E. (2000), лишь немногие одаренные дети, вырастая, становятся творческими личностями, так как совокупность навыков и личностных фак то ров, необходи мых для фор ми ро ва ния творческой личности, значительно отличается от типичных характеристик, отмеченных даже у высоко одаренных детей.

Существование диссонанса между изначальной возможностью (одаренностью) и результатом (уровнем достижений) без сомнения указывает на то, что одаренные дети нуждаются в помощи и поддержке, в создании определенных условий, применении специальных образовательных и социальных программ, обеспечивающих наиболее эффективную реализацию таланта.

Одаренность и показатели здоровья ребенка

По существующим объективным данным людей, наделенных неординарными способностями, не часто можно назвать абсолютно здоровыми в соматическом и психологическом отношении. Обладая способностями в какой-либо сфере, далеко выходящими за пределы среднего, эти люди также часто не вписываются в стандартное определение здоровья. Кроме того, концепция «происхождения интеллекта в травме» предполагает вероятность сочетания одаренности с заболеваниями, явившимися последствиями перенесенного стресса на ранних этапах жизни. Существуют данные о том, что одаренность в детском возрасте часто сочетается как с соматическими заболеваниями, так и с различными неврологическими нарушениями. По данным Winner E. (2000), у многих одаренных детей диагностировано левшество (доминирование правого полушария), речевые нарушения и аутоиммунные заболевания. Существуют работы, посвященные сочетанию одаренности с такими неврологическими и психиатрическими расстройствами, как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), трудности обучения, дислексия, аутизм, биполярное расстройство, мигрень [18].

Еще более 20 лет назад психологи впервые описали одаренных учеников с трудностями обучения. На возможность сочетания одаренности и трудностей обучения, особенно дислексии, указывают многие авторы. Возможно, одна из причин высокой распространенности подобных психоневрологических нарушений у одаренных детей — неравномерность развития. Winner E. (2000) указывает на «неровный профиль» когнитивных функций у одаренных детей — чрезмерная выраженность одних функций при дефиците других. Таким образом, дети талан-тли вые в сфере точ ных наук могут страдать дислек -сией и дисграфией, а «гуманитарии» испытывать трудности при изучении математики. Однако в отдельных (возможно редких, казуистических) случаях некоторый дефицит и неординарные способности (талант) могут выявляться и в той же самой сфере. Примером может служить биография Г.Х. Андерсена. Несмотря на спорность вопроса, многие исследователи считают, что великий датский сказочник страдал дислексией [16]. Таким образом, и «дефект» и талант в данном случае выявлены в одной сфере. Однако это не помешало литературным произведениям датского сказочника на века войти в историю, и для многих поколений детей из разных стран сказки Андерсена останутся одним из самых ярких детских впечатлений.

Одаренность и СДВГ

В современной литературе наиболее часто обсуждается вопрос о возможном сочетании в детском возрасте одаренности и синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). СДВГ — самая распространенная причина нарушений поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте. В России около 2 млн.

детей страдают от этого заболевания. СДВГ встречается у 3-7% детей в возрасте 6-11 лет и у 2-4% взрослых [1, 4]. Чаще страдают мальчики: соотношение по полу варьирует от 2:1 до 9:1. В соответствии с диагностическими критериям МКБ-10 и DSM, диагноз СДВГ требует выявления у пациента симптомов гиперактивности и/или импульсивности, а также невнимательности, которые значительно выражены и не соответствуют возрасту и уровню развития ребенка. Синдром дефицита внимания без гиперактивности (СДВ) является вариантом СДВГ.

В отношении детей, у которых одаренность сочетается с СДВГ, предлагается термин «двойной дар» или «двойная исключительность» («twice gifted» или «twice exceptional»). Взгляды ученых на эту проблему противоречивы. Существуют три основные точки зрения. В соответствии с первой, одаренность может сочетаться с проявлениями СДВГ. Вторая точка зрения гласит, что симптомы СДВГ могут быть похожи на осо бен но сти пове де ния ода рен ных детей, одна ко их следует дифференцировать и избегать ошибочной диагностики СДВГ у одаренного ребенка. В соответствие с третьей теорией, дети с СДВГ — это одаренные дети («дети-индиго»). Первая точка зрения представляется наиболее обоснованной.

Многих исследователей интересует вопрос, возможно ли сочетание СДВГ и одаренности и не будет ли оши боч ным диаг ноз СДВГ у ода рен ных детей. Целью исследования Antshel K.M. и соавт. (2007), проведенного в США, явилась оценка правомерности диагноза СДВГ у детей с высоким интеллектом и дальнейшее изучение клинических характеристик, ассоциированных с СДВГ. Авторы отнесли в группу одаренных /детей с высоким интеллектом детей с общим баллом IQ 120. В исследование было включено 92 ребенка с высоким IQ без СДВГ и 49 детей с высоким IQ, которые отвечали диагностическим критериям СДВГ и принимали участие в одном из исследований пациентов с СДВГ (Massachusetts General Hospital Longitudinal Family Studies of ADHD). В группе детей с СДВГ и высоким IQ большинство (n = 35) детей отвечали критериям смешанного типа СДВГ. По сравнению с детьми из контрольной группы, у детей с СДВГ и высо ким IQ была отме че на более высокая распространенность СДВГ в семейном анамнезе у родственников первой степени родства, они чаще оставались на второй год в школе, у них были получены менее хорошие результаты теста WISC-III Block Design, они имели больше сопутствующих психопатологических расстройств и более выраженные психофункциональные нарушения по множеству параметров. Таким образом, у детей с высоким IQ и СДВГ было выявлено указание на симптомы СДВГ в семейном анамнезе в сочетании с когнитивными, психиатрическими и поведенческими признаками, соответствующими диагнозу СДВГ у детей с обычным (нормальным) IQ. Результаты исследования показали, что дети с высоким интеллектом могут страдать СДВГ и диагноз СДВГ можно считать правомерным в этой популяции детей [1].

Исследование, проведенное Tordjman S. (2006), включало одаренных детей (детей с высоким интел-

НЕВРОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА

лектуальным потенциалом), обратившихся в отделения амбулаторного лечения в связи с такими проблемами, как СДВГ, проблемы в школе, симптомы депрессии. По данным авторов исследования, симптомы СДВГ наблюдаются у некоторой части детей с высоким интеллектом и могут маскироваться симптомами депрессии и приводить к проблемам школьного обучения (снижению успеваемости и трудностям общения). Как можно интерпретировать СДВГ у одаренных детей? Основываясь на опыте, полученном в клинической практике и данных литературы, авторы считают, что это расстройство формируется в результате повышенной потребности одаренных детей во внутренней и внешней стимуляции [30].

Lundholm-Brown L. и Dildy M.E. (2001) рассматривают одаренность, как один из внутренних факторов, наряду с темпераментом, уровнем энергии, стилем жизни, интересами у ребенка с СДВГ в рамках предложенной «Образовательно-культурологической модели СДВГ» (Educational Cultural Model (ECM)), объединяющей действие внешних факторов на жизнь ребен ка (дина ми ка семьи, социаль ные влияния и система обучения) и внутренних факторов, син тез кото рых при во дит к фор ми ро ва нию дефицита внимания и гиперактивности [20].

С другой стороны, некоторые авторы считают, что предполагаемая частота трудностей обучения у одаренных детей чрезмерно завышена. Некритичное принятие концепции о сочетание одаренности и трудностей обучения привело к неадекватному проведению диагностических и терапевтических меро-прия тий, кото рые на самом деле не обос но ва ны и направлены по ложному пути [19].

«Историческими доказательствами» возможного сочетания одаренности и СДВГ могут служить современные представления о том, что у многих великих людей в детстве наблюдались симптомы, напоминающие СДВГ или СДВ. Среди них известные политические и общественные деятели: Петр Первый, Наполеон, Авраам Линкольн, Бенджамин Франклин, Элеонора Рузвельт, Уинстон Черчилль; люди творческих профессий: музыканты (Людвиг ван Бетховен, Вольфганг Амадей Моцарт, Гендель, Рихард Штраус, Джакомо Пуччини, Джон Леннон), поэты и писатели (Ганс Христиан Андерсен, Лев Николаевич Толстой, Агата Кристи, Льюис Кэрролл, Бернард Шоу, Эрнст Хемингуэй, Эдгар По, Шарлота Бронте, Джордж Гордон Бай рон), худож ни ки (Саль вадор Дали, Вин сент Ван Гог, Леонардо да Винчи), великие философы и ученые (Сократ, Галилео Галилей, Альберт Эйнштейн, Томас Эдисон, Исаак Ньютон, Луи Пастер, Лев Ландау, Джеймс-Клерк Максвелл) и многие другие. Если не учитывать этические вопросы, связанные с изучением «историй болезни» великих людей, и не принимать во внимание неточность ретроспективной диаг но сти ки, осно ван ной на наблю де ниях совре -менников, анализе писем и дневников, но не подтвержденной результатами нейропсихологического тестирования, изучение жизни великих людей,

ТОМ III ВЫПУСК 1 2008

испытывающих определенные трудности в общении, обучении и поведении, может послужить ключом к пони ма нию спе ци фи че ских потреб но стей одаренных людей и идентификации факторов, которые способствовали их успеху или, с другой стороны, подавляли их эмоциональный рост и делали их более уязвимыми к стрессу и неудачам. Так как рассмотрение биографий всех выше перечисленных исторических личностей невозможно в рамках небольшой статьи, ниже будут приведены отдельные примеры из области литературы, музыки, живописи и точных наук.

Одаренность, СДВГ и сопутствующие расстройства

СДВГ часто выявляется в сочетании с многочисленными так называемыми сопутствующими психическими расстройствами, включая аффективные нарушения, тревожные расстройства, расстройства поведения, трудности обучения и вызывающее оппозиционное расстройство. В тоже время, СДВГ нередко сочетается с такими заболеваниями как мигрень и эпилепсия [4, 12, 31]. В исследовании Hermann B. (2007) частота СДВГ у детей с недавно диагностированной эпилепсией достигала 31% по сравнению с 6% у детей в контрольной группе [12]. Поэтому у пациентов с СДВГ на фоне ярких проявлений гиперактивности, импульсивности и невнимательности, нередко можно выявить целый комплекс других патологических проявлений, и во многих случаях существует необходимость в проведении сложного дифференциального диагноза. Важно учесть, что СДВГ может продолжаться и во взрослом возрасте; при этом у взрослых пациентов симптомы гиперактивности могут стать менее выраженными, а на первый план выходят симптомы невнимательности и сопутствующих психических нарушений. В случае сочетания одаренности, СДВГ (СДВ) и сопутствующих заболеваний формируется яркая и неординарная творческая личность, имеющая в тоже время целый «букет» нарушений и проблем в разных сферах, что значительно снижает качество жизни как одаренного ребенка, так и его близких, и создает значительные диагностические затруднения для врача.

Интересно, что подобное сочетание одаренности, СДВГ (СДВ), а также соматических и неврологических сопутствующих заболеваний часто встречается в биографиях великих людей. Сочетание СДВГ и мигрени предполагается у Эдгара По, Петра Первого, Льюиса Кэрролла, Моцарта, Бетховена, Ньютона, Шарлоты Бронте. Сочетание СДВГ и эпилепсии, вероятно, могло бы быть диагностировано у Сократа, Ван Гога, Льюиса Кэрролла, Петра Первого, Наполеона, Эдгара По, Байрона. Сочетание СДВГ и дислексии — возможный диагноз Ганса Христиана Андерсена, Перта Первого, Леонардо да Винчи, Альберта Эйнштейна, Уинстона Черчилля, и др. У Леонардо да Винчи предполагается сочетание СДВГ, дислексии [24] и левшества (доминирование правого полушария). Исследователей особенно интересует «зеркаль-

ное письмо» (направленное справа налево) великого художника и изобретателя [9, 21, 23, 27]. У Томаса Эдисона отмечались проявления гиперактивности и трудностей обучения в сочетании с расстройством слуха. У Моцарта, в детстве часто болевшего ангинами, один из возможных диагнозов — PANDAS-син-дром (педиатрическое аутоиммунное нейропсихиа-три че ское рас строй ство, ассо ци иро ван ное со стреп -тококковой инфекцией), который мог лежать в основе тикозного расстройства (синдрома Туретта) [3].

Не удивительно, что единое мнение в отношении «историй болезни» известных исторических личностей, попавших в список «великих людей с СДВГ», отсутствует, и споры среди ученых продолжаются.

Van Meekeren E. сообщает, что по свидетельству современников, Ван Гог еще задолго до появления приступов болезни, которой он страдал в последние годы жизни, отличался выраженной импульсивностью, лабильностью настроения и поведения, склонностью к аутодеструктивному поведению, и испытывал страх одиночества [32]. Вероятно, именно симптомы импульсивности, лабильности, непредсказуемости поведения, сопутствующие поведенческие и аффективные расстройства дали основание для ретроспективной диагностики СДВГ.

Дифференциальный диагноз заболеваний, которые могли бы объяснить клиническую картину болезни Винсента Ван Гога, особенности и странности в поведении художника, включает фокальную эпилепсию (вероятно, симптоматическую эпилепсию височной локализации) с простыми и сложными фокальными приступами [6] и такими иктальными проявлениями, как головокружение, шум в ушах, беспокойство и эпизоды психомоторного возбуждения (трактовавшегося, как делирий); а также шизофрению и маниакально-депрессивный психоз [28], сифилитический менингоэнцефалит, и даже, острую перемежающуюся порфирию и болезнь Меньера. Некоторые авторы объясняют преобладание желтого цвета в картинах художника ксантопсией, которая также может быть компонентом эпилептического приступа.

Существует множество научных работ, авторы которых пытаются найти медицинское объяснение особенностям личности и поведения Моцарта. Одним из объяснений чрезмерной импульсивности, эмоциональной лабильности и изменчивости поведения, по мнению Ashoori A., Jankovic J. (2007), может служить синдром гиперактивности с дефицитом внимания [3]. Спектр предполагаемых заболеваний нер вной систе мы и пси хиатри че ских рас стройств, кроме СДВГ, также включает синдром Туретта, аути-стическое расстройство, синдром Аспергера, обсес-сивно-компульсивное расстройство и PANDAS-син-дром. Изучение писем и биографии Моцарта позволяет предположить, что у него возникали депрессивные эпизоды, некоторые из которых отвечали диагностическим критериям DSM-IV. В тоже время есть данные о том, что у него также имели место маниакальные и гипоманиакальные эпизоды, что позволяет некоторым автором предполагать наличие биполярного расстройства, хотя надежные исторические доказательства в пользу этого диагноза отсут-

ствуют. Некоторые авторы оценивают колебания настроения и импульсивное поведение Моцарта, описываемое биографами, как личностное расстройство [14]. Были ли особенности поведения Моцарта лишь отражением его уникальной личности или свидетельством более сложного неврологического заболевания, проявления которого были аггравированы в старшем возрасте завышенными требованиями, предъявляемыми к музыканту его отцом и обществом в целом? Поведение Моцарта служит объектом интереса многих биографов и ученых. Остается непонятным, до какой степени неудачи и достижения великого музыканта были сформированы его детскими впечатлениями, требовательным, напряженным стилем жизни или его врожденным гением и экстраординарным талантом.

Сочетание СДВГ и трудностей обучения у великих людей демонстрируют следующие известные исторические примеры. Альберт Эйнштейн до четырех лет не умел говорить и до семи — читать. В процессе обучения он показал большие успехи в физике и математике, однако гораздо хуже успевал по другим предметам, не связанным с точными науками; осо бен но плохо ему давал ся фран цуз ский язык. Томаса Эдисона (который стал автором более 1000 патентов на изобретения) в детстве учителя считали неспособным к учебе, и он находился на семейном обучении. Уинстон Черчилль не смог сдать экзамены за шестой класс. Создатель ракет Вернер фон Браун не сдал экзамен по алгебре в девятом классе. Исаак Ньютон плохо учился в школе. Знания Луи Пастера по химии при поступлении в колледж были оценены как «посредственные». Подобных примеров множество.

Наиболее показательной в этом отношении служит био гра фия Тома са Эди со на.

Томас Эди сон — аме ри кан ский изо бре татель, автор 1000 патентов на изобретения (включая лампу накаливания, фонограф, систему освещения, патрон и цоколь с резьбой, предохранитель, электросчетчик, поворотный выключатель, рекордер, мегафон и многое другое), начал говорить поздно — в возрасте около 4х лет — и сразу стал задавать слишком много вопросов о принципах работы механизмов и сущности вещей, на которые, к его удивлению, взрослые, как правило, не могли ответить. Некоторые биографы сравнивают его с Томом Сойером за яркий и подвижный ум, предприимчивость, склонность к предпринимательству и исследовательской деятельности. В детстве он создал в подвале дома лабораторию и проводил химические эксперименты. Поступив в школу в возрасте 7 лет, Эдисон проучился там всего 12 недель. После этого учитель потерял терпение, так как Томас Эдисон оказался «трудным» учеником: он постоянно задавал вопросы (возможно, неуместные), вел себя очень эгоцентрично и привлекал к себе слишком много внимания. Его поведение могло бы быть расценено, как проявления гиперактивности. Учитель объяснил родителям, что ребенок не способен к обучению, и в дальнейшем ответственность за образование будущего изобретателя взяла на себя его мать (по профессии учительница). Эдисон

НЕВРОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА

считал, что он достиг столь многого благодаря своей матери, которая всегда верила в него, жила ради него и никогда не показывала, что он служит причиной ее разочарования и недовольства. Мать Эдисона была уверена, что особенности поведения ребенка — лишь показатель его экстраординарного интеллекта. Известно также, что отец Эдисона, стимулируя мотивацию сына к чтению классической литературы, давал ему 10 центов за каждое прочитанное произведение. Это было очень кстати, так как кроме влечения к изобретательству маленький Эдисон отличался «способностями предпринимателя». Эдисон страдал необычной застенчивостью, если ему приходилось выступать перед аудиторией, и поэтому не смог проявить свои явные актер ские спо соб но сти. Основ ной проблемой здоровья великого изобретателя было выявленное с детских лет нарушение слуха, которое неуклонно прогрессировало. В конечном итоге он полностью потерял слух на правое ухо, а потеря слуха на левое ухо составила около 80%. Больше всего его расстраивало то, что он не может наслаждаться пением птиц, которых очень любил. После первого неудачного опыта Эдисон не делал других попыток получить формальное среднее образование, не получил он и высшего образования в университете. В 12 лет он начал самостоятельно зарабатывать деньги, вначале работая разносчиком газет и продавцом сладостей, затем — телеграфистом. Свои первые открытия Эдисон сделал уже в возрасте 14-15 лет, а последний патент он получил в 83 года. Ученые спорят о том, могла ли быть подобная «научная плодовитость» и неординарность мышления следствием потери слуха и домашнего обучения.

Известно, что СДВГ часто сочетается со злоупотреблением психоактивными веществами во взрослом возрасте. По данным зарубежных исследований, более 35% людей с СДВГ злоупотребляют алкоголем и более 30% злоупотребляют наркотиками. Развитию алкоголизма и наркомании у людей с СДВГ способствуют такие проявления заболевания, как нарушение контроля над своими эмоциями, импульсивность и низкая самооценка. В биографиях великих людей, которые предположительно страдали СДВГ, также нередко встречается указание на злоупотребление психоактивными веществами. Например, на основании изучения писем Ван Гога к друзьям, Arnold W.N. (1988) делает вывод о том, что великий художник страдал алкогольной зависимостью и особенно патологическим пристрастием к бренди и абсен ту (полын ной водке). Хими че ский ком по нент туйон, содержащейся в абсенте, может вызывать возбуждение и конвульсии [2]. По свидетельствам современников, употребление алкоголя приводило к значительному ухудшению состояния Ван Гога и усугубляло циклические колебания настроения, которые, по мнению ряда авторов, являлись патохарактерио-логической особенностью и сочетались с эпилепсией, а также могло служить причиной ксантопсии. Предполагается, что злоупотребление алкоголем могло внести вклад в развитие эпилептических приступов у Байрона и Петра Первого [22].

ТОМ III ВЫПУСК 1 2008

Другим историческим примером служит полная трагизма биография Эдгара По. Исследователи, предполагают, что у Эдгара По наблюдались симптомы СДВГ, возникали эпилептические приступы и эпизоды мигренозных головных болей. Эдгар По лишился родителей во младенческом возрасте и в возрасте 3 лет был усыновлен бездетной семейной парой. Хотя в детстве Эдгар По хорошо учился в школе и занимался спортом, и у него были очень хорошие отношения с приемной матерью, полные любви и взаимопонимания, поступив в Университет Вирджинии, он стал игроком и начал злоупотреблять алкоголем в возрасте 17 лет. Узнав об этом, приемная мать лишила его финансовой поддержки, после чего он был вынужден прекратить обучение в университете и с тех пор всю жизнь безуспешно боролся с бедностью. Эдгар По тяжело пережил смерть приемной матери от туберкулеза. В возрасте 27 лет он женился на своей 13-летней кузине Вирджинии. Он очень любил свою юную и слабую здоровьем жену, однако вскоре лишился и ее (она также умерла от туберкулеза в возрасте 24 лет). По словам самого Эдгара По, во время ухудшений в состоянии здо ро вья жены он ста но вил ся безум ным от горя и очень много пил. Отчаянье сменялось кратковременной надеждой, на смену которой вновь приходило отчаянье [22]. У Эдгара По наблюдались периоды тяжелой депрессии, он отличался чрезвычайной нервозностью, у него возникали эпизоды потери сознания, спутанности сознания и паранойи. Эти симптомы, по мнению некоторых авторов, могут быть связаны со злоупотреблением алкоголем и нарко ти ка ми или быть про явле ни ем слож ных пар -циальных приступов и эпилептического психоза, которые, в свою очередь, также могли быть осложнениями злоупотребления психоактивными веществами [5]. На протяжении всей жизни злоупотребление алкоголем и опийная наркомания были страшным роком Эдгара По, который лишил его всего: работы (он испытывал большие затруднения при поиске работы и многократно терял работу, несмотря на яркий литературный талант), друзей, уважения, положения в обществе и здоровья [22].

Одаренность, проблемы общения и СДВГ

Многие авторы признают частое сочетание одаренности с несформированностью навыков общения и даже аутизмом. Например, результаты исследования, проведенного в Австралии (Chiang H.M., Lin Y.H., 2007), посвященного изучению математических способностей у школьников и студентов с аутистическим расстройством (синдромом Аспергера и высоко функциональным аутизмом) показали, что аутизм может сочетаться с математической одаренностью [8]. С другой стороны, люди с СДВГ также могут попадать в своеобразную «социальную изоляцию» в связи с неспособностью следовать правилам, правильно выстраивать и поддерживать гармоничные отношения с начальниками и коллегами по работе (одноклассниками, ровесниками у детей). Возможно, сочетание одаренности и СДВГ значительно повышает риск проблем, связанных с общением.

Джеймс Клерк Максвелл, знаменитый английский физик отличался необычайной замкнутостью и эксцентричностью. В школе у него было обидное прозвище 'Dafty' (глупый, сумасшедший). Один из его школьных товарищей, P.G. Tait, описывая школьные дни Максвелла, указывал, что ровесники считали будущего физика слишком робким, застенчивым и даже глупым. Первое время у него совсем не было друзей; он был очень замкнут и проводил все свободное время за чтением баллад, рисуя необычные диаграммы и создавая механические модели. Максвелл был полностью поглощен своими занятиями и не заинтересован в общении с одноклассниками (которые, в свою очередь, не интересовались математикой), не разделял их увлечений. Однако в старших классах он удивил своих ровесников необыкновенными успехами в сфере математики и английской поэзии, и в дальнейшим их представление о Джеймсе Максвелле изменилось в лучшую сторону [29].

Многочисленные исторические примеры показывают, что гении часто не получают признания и даже отвергаются обществом при жизни, не способны «заработать» на своих произведениях и нередко живут в бедности и страдают от одиночества. Один из ярких примеров — история жизни великого нидерландского художника Винсента Ван Гога. Он открыл в себе способность к живописи достаточно поздно (в 27 лет), но за относительно короткий период творчества — около 10 лет — успел создать более 2000 гениальных полотен и рисунков (в последние месяцы жизни он писал по картине ежедневно). Сейчас его картины ценятся очень высоко, и лучшие музеи мира готовы платить за них значительно больше, чем за шедевры других художников. В 1990 году его картина «Портрет доктора Гаше» была продана с аукциона за громадную сумму в 82,5 млн долларов — рекорд в истории торговли предметами искусства. Однако сам художник большую часть жизни провел в нищете. Он не смог продать ни одной своей картины. Даже его родному брату Тео — профессиональному продавцу картин — удалось продать при жизни художника всего лишь одно полотно (изображение виноградника в Ардле), за которое Винсент получил 400 франков. Последние два года жизни Ван Гог провел в психиатрической больнице; он прожил короткую жизнь (менее 40 лет), полную лишений и разочарований и умер в нищете и одиночестве, однако практически до последних дней сохранял высокую творческую активность.

Объяснением такого общественного непонимания, непризнания великого мастера служит представление о том, что гений опережает свое время, дости-га ет более высо ко го уров ня, чем его совре мен ни ки и поэтому, «говоря с ними на разных языках», не может быть понят и любим. Однако нельзя исключить, что феномен «бедности и одиночества» талантливого человека может иметь в своей основе также недостаточное развитие коммуникативных навыков, нес-формированность навыков адаптации и социальную фобию.

Winner E. (2000) отвергает точку зрения о том, что одаренные дети всегда встречаются с социальными

НЕВРОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА

и эмоциональными затруднениями, которые приводят к их социальной изоляции. Автор предполагает, что, возможно, проблемы общения обусловлены не одаренностью как таковой, а сопутствующими расстройствами, в том числе, сопутствующим СДВГ и ассоциированными нарушениями [34].

Таким образом, обзор научной литературы и биографий великих людей показывает возможность существования целого ряда неблагоприятных факторов, ассоциированных с одаренностью у детей. Гипотезы «происхождения интеллекта в травме», «неравномерного развития когнитивных функций», «патологической природы» преждевременного чрезмерно высокого развития, подтвержденные научными данными, указывают на особенную «уязвимость» популяции одаренных детей к внешним стрессоген-ным воздействиям и выявляют основу для формирования возможных трудностей обучения и проблем школьной адаптации. Научные и исторические примеры сочетания одаренности с СДВГ, трудностями обучения и другими сопутствующими расстройствами указывают на необходимость точной и своевременной диагностики как одаренности, так и трудностей обучения у одаренных детей и разработки специальных обучающих программ, направленных, с одной стороны, на сглаживание и коррекцию дефекта и, с другой стороны, на эффективное развитие неординарных способностей ребенка. Тонкая и уязвимая психическая организация одаренных детей требует создания особых щадящих условий, которые должны способствовать, с одной стороны, реализации таланта, мотивации на достижения и, с другой стороны, защите здоровья ребенка. Распространенность дефицита коммуникативных навыков у одаренных детей требует психологической коррекции и, возможно, помещения таких детей в специальную среду — создание школ, классов, специальных групп для одаренных детей, где такие дети должны чувствовать себя наиболее комфортно. Безусловно, в этом направлении уже проведена большая работа, однако при ме няе мые учеб ные про грам мы для ода рен ных детей нередко отличаются лишь чрезмерно завышенными требованиями и не адаптированы к особенностям и потребностям одаренных детей, и поэтому требуют пересмотра.

Безусловно, наиболее важную роль в воспитании ребенка играют родители. Если родители чувствуют, что их ребенок значительно опережает сверстников в какой-либо области, и при этом у него имеют место определенные проблемы обучения, поведения и общения и, возможно, предполагается диагноз СДВГ, необходимо в первую очередь обследовать ребенка на предмет одаренности, и только после этого провести комплексное обследование для выявлений симптомов СДВГ и других сопутствующих расстройств. Такой ребенок должен рассматриваться, как одаренный ребенок, возможно, имеющий ряд проблем, требующих специального подхода и коррекции, а не как ребенок с основным диагнозом СДВГ. Безусловно, методы лечения детей с СДВГ и одаренных детей «с проблемами» должны существенно различаться. По мнению Parker (1992), врачи нередко ставят диагноз

СДВГ только на основании описания поведения ребенка родителями и учителями и кратковременного наблюдения за ребенком. В других случаях применяются короткие скрининговые опросники, хотя эти опросники всего лишь проводят количественную оценку жалоб на поведение ребенка, предъявляемых родителями или учителями. Напротив, обследование ребенка с предполагаемым СДВГ всегда должно быть комплексным, чтобы не пропустить соматические и неврологические причины гиперактивного поведения. Особенно печальные последствия может иметь отнесение талантливого ребенка в разряд гиперактивных детей без учета его одаренности. По мнению Schmidt M.H. (2007), перед родителями и учителями талантливых детей стоят очень важные задачи. Типичные особенности поведения, наблюдаемые у очень умных детей, не должны становиться причиной непонимания и отвержения одаренного ребенка обществом. Необходимо постоянно поддерживать и раз ви вать спо соб но сти этих детей, начи ная с началь -ной школы, чтобы их особые таланты не трансформировались в чувство собственной неполноценности, отверженности, или физические и психические нарушения [26].

Изучение биографий великих людей показывает, что они нередко испытывали значительно большие трудности в процессе обучения в школе, чем их свер-стни ки с посред ствен ны ми спо соб но стя ми. Неко то -рые из них вообще не смогли учиться в школе. Например, «семейное обучение», в сочетание с поддержкой и пониманием родителей оказалось наилучшим выходом для Эдисона, и помогло ему стать великим изобретателем, несмотря на особенности поведения и дефицит слуха. Безусловно, разработка специализированных учебных программ поможет добиться успешной адаптации любого одаренного ребен ка с осо бы ми потреб но стя ми в школь ной среде и позволит избежать семейного обучения и изоляции от коллектива ровесников.

Исторические примеры также показывают, что у одаренных людей нередко слабо развиты навыки адап та ции и они, как это ни уди ви тель но, могут испытывать трудности с поиском работы и сталкивают ся с мате риаль ны ми труд но стя ми. В этом отно ше -нии также необходима работа с психологом, начиная с детского возраста, и создание специальных программ социальной помощи, направленных на выявление и поддержку одаренных людей. Это будет способствовать сохранению национального интеллектуального потенциала и в конечном итоге, повышению уровня жизни общества.

РУССКИЙ ЖУРНАЛ ДЕТСКОЙ НЕВРОЛОГИИ

ТОМ III ВЫПУСК 1 2008

Библиография

1. Antshel K.M., Faraone S.V., Stallone K., Nave A., Kaufmann F.A., Doyle A., Fried R., Seidman L., Biederman J. Is attention deficit hyperactivity disorder a valid diagnosis in the presence of high IQ? Results from the MGH Longitudinal Family Studies of ADHD // Child Psychol Psychiatry. — 2007 — V. 48(7) — P. 687-94.

2. Arnold W.N. Vincent van Gogh and the thujone connection. // JAMA — 1988 — V. 25; 260(20) — P. 3042-4.

3. Ashoori A., Jankovic J. Mozart's movements and behaviour: a case of Tourette's syndrome? // J Neurol Neurosurg Psychiatry. — 2007 — V. 78(11) — P.1171-5.

4. Baptista-Neto L., Dodds A., Rao S., Whitney J., Torres A., Gonzalez-Heydrich J. An expert opinion on methylphenidate treatment for attention deficit hyperactivity disorder in pediatric patients with epilepsy // Expert Opin Investig Drugs. — 2008 — V. 17(1). — P. 77-84.

5. Bazil C.W. Seizures in the life and works of Edgar Allan Poe // Arch Neurol. — 1999 — V. 56(6) — P. 740-3.

6. Blumer D. The illness of Vincent van Gogh. // Am J Psychiatry. — 2002 — V. 159(4) — P. 519-26.

7. Cangelosi D.M., Schaefer C.E. A twenty-five year follow-up study of ten exceptionally creative adolescent girls. // Psychol Rep. — 1991 — V. 68(1) — P. 307-11.

8. Chiang H.M., Lin Y.H. Mathematical ability of students with Asperger syndrome and high-functioning autism: a review of literature // Autism. — 2007 — V. 11(6) — P. 547-56.

9. Eskenhasy J. [The study of the left-handedness of Leonardo da Vinci] // Neurol Psihiatr Neurochir. — 1967 — V. 12(4) — P. 379-83.

10. Fortune C. The analytic nursery: Ferenczi's 'wise baby' meets Jung's 'divine child' // J Anal Psychol. — 2003 — V. 48(4) — P. 457-66.

11. Gardner H. The relationship between early giftedness and later achievement // Ciba Found Symp. — 1993 — V. 178 — P. 175-82; discussion 182-6.

12. Hermann B., Jones J., Dabbs K., Allen C.A., Sheth R., Fine J., McMillan A., Seidenberg M. The frequency, complications and aetiology of ADHD in new onset paediatric epilepsy. // Brain. — 2007 Oct 18

13. Holahan C.K., Holahan C.J. Being labeled as gifted, self-appraisal, and psychological well-being: a life span developmental perspective // Int J Aging Hum Dev. — 1999 — V. 48(3) — P. 161-73.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Huguelet P., Perroud N. Wolfgang Amadeus Mozart's psychopathology in light of the current conceptualization of psychiatric disorders // Psychiatry. — 2005 — V. 68(2) — P. 130-9.

15. Hughes J.R. The seizures of Peter Alexeevich — Peter the Great, Father of Modern Russia // Epilepsy & Behavior

— 2007. — V. 10 (1). — P. 179-182.

16. Kihl P., Gregersen K., Sterum N. Hans Christian Andersen's spelling and syntax: allegations of specific dyslexia are unfounded // J Learn Disabil. — 2000 — V. 33(6) — P. 506-19.

17. Lee K.H., Choi Y.Y, Gray J.R., Cho S.H., Chae J.H., Lee S., Kim K. Neural correlates of superior intelligence: stronger recruitment of posterior parietal cortex // Neuroimage. — 2006 — V. 29(2) — P. 578-86.

18. Louis J., Revol O., Nemoz C., Dulac R.M., Fourneret P. [Psychophysiological factors in high intellectual potential: comparative study in children aged from 8 to 11 years old] // Arch Pediatr. — 2005 — V. 12(5) — P. 520-5.

19. Lovett B.J., Lewandowski L.J. Gifted students with learning disabilities: who are they? // Autism. — 2007 — V. 11(6) — P. 547-56. J Learn Disabil. — 2006 — V. 39(6) — P. 515-27.

20. Lundholm-Brown L., Dildy M.E. Attention-deficit/hyperactivity disorder: an educational cultural model // J Sch Nurs. — 2001 — 17(6) — P. 307-15.

21. McManus I.C., Drury H. The handedness of Leonardo da Vinci: a tale of the complexities of lateralization // Brain Cogn. — 2004 — V. 55(2) — P. 262-8.

22. Patterson R. Once upon a midnight dreary: the life and addictions of Edgar Allan Poe // CMAJ. — 1992 — 147(8) — P. 1246-1248.

23. Reinke K.R. Leonardo Da Vinci's right-to-left "mirrored" writing revisited // Ann Plast Surg. — 1993 — V. 30(1)

— P. 89-92.

24. Rosstad A. [Leonardo da Vinci - a dyslectic genius?] // Tidsskr Nor Laegeforen. — 2002 — V. 122(30) — P. 2887-90.

25. Schaefer C., Mezick E. Fulfillment of promise: 40-year follow-up of creative adolescent girls // Psychol Rep. — 2006 — V. 98(1) — P. 133-9.

26. Schmidt M.H. [School problems in gifted children and adolescents] // MMW Fortschr Med. — 2007 — V. 149(47) — P. 36-8.

27. Schott G.D. Some neurological observations on Leonardo da Vinci's handwriting // J Neurol Sci. — 1979 — V. 42(3) — P. 321-9.

28. Strik W.K. [The psychiatric illness of Vincent van Gogh]// Nervenarzt — 1997 — 68(5) - P. 401-9.

29. Thomson J.J., James Clerk Maxwell, in James Clerk Maxwell : A Commemorative Volume 1831-1931 (Cambridge, 1931), 1-44.

30. Tordjman S. [Gifted children in difficulty: from attention deficit hyperactivity disorder to depression and school failure] // Rev Med Suisse. — 2006 — V. 2(54) — P. 533-4, 536-7.

31. Torres A.R., Whitney J., Gonzalez-Heydrich J. Attention-deficit/hyperactivity disorder in pediatric patients with epilepsy: Review of pharmacological treatment // Epilepsy Behav. — 2008 — V. 12(2) — P. 217-233.

32. Van Meekeren E. Psychiatric case history of Vincent van Gogh// Ned Tijdschr Geneeskd. — 2000 — 144(52) — 2509-14.

33. Vida J.E. Treating the "wise baby" // Am J Psychoanal. — 2005 — 65(1) — P. 3-12.

34. Winner E. The origins and ends of giftedness // Am Psychol. — 2000 — V. 55(1) — P. 159-69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.