The problems of childhood disability and factors of risk Gafurova D.1, Kasimovа D.2, Ibrohimov U.3 (Republic of Uzbekistan) Проблемы детской инвалидности и факторы риска Гафурова Д. О.1, Касимова Д. А.2, Иброхимов У. Г.3 (Республика Узбекистан)
'Гафурова Дильдора Олимджановна / Gafurova Dildora — магистр;
2Касимова Дильфуза Абраровна / Kasimovа Dilfuza — доцент, Школа общественного здравоохранения;
3Иброхимов Умид Гиясиддинович /Ibrohimov Umid — студент, медико-профилактический факультет, Ташкентская медицинская академия, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: детская инвалидность является важнейшей проблемой современности. Сотни тысяч детей-инвалидов нуждаются во внимании и поддержке общества, социальной, медицинской и другой помощи. Об актуальности этой проблемы свидетельствует количественный рост инвалидности с детства и неблагоприятные тенденции в её структуре.
Abstract: children's disability is a major problem today. Hundreds of thousands of disabled children need attention and support of society, social, medical and other assistance. The relevance of this issue indicates the quantitative growth of disability in childhood and adverse trends in its structure.
Ключевые слова: детская инвалидность, факторы риска детской инвалидности, медицинское обслуживание детей-инвалидов.
Keywords: child disability, risk factors for childhood disability, health care for children with disabilities.
Актуальность проблемы. В Республике Узбекистан осуществляется единый комплекс социально-экономических, профилактических и медицинских мероприятий по охране здоровья матерей и детей, направленных на их гармоничное развитие [1, с. 346, 2, с. 225].
Материал и методы исследование. Изучение причин детской инвалидности и факторов, влияющих на её уровень, было проведено сплошным методом на территории четырёх районов г. Ташкента: Шайхонтахурский, Алмазарский, Чиланзарский и М. Улугбекский район. Выбор районов с различным уровнем детской инвалидности продиктован необходимостью выявления факторов, определяющих эти различия, резервов снижения детской инвалидности с учётом конкретных особенностей каждой территории. Основную группу составили дети-инвалиды, контрольную -здоровые дети, проживающие в тех же районах, на тех же территориях, обслуживаемых семейными поликлиниками. Дети контрольной группы были отобраны случайным образом соответственно числу детей-инвалидов, прикреплённых к поликлиникам. В структуре инвалидизирующих заболеваний по значимости последовательно первые места занимали болезни нервной системы (30,8 %), врождённые аномалии (28,0 %), болезни костно-мышечной системы (8,4 %), болезни уха и сосцевидного отростка (6,4 %), психические расстройства (4,5 %). С учётом этих данных, в основную группу вошли дети-инвалиды с психоневрологическими заболеваниями, врождёнными аномалиями и болезнями костно-мышечной системы и др.
Результаты и их обсуждение. Проведён сбор материала по изучению условий, образа жизни матерей, осуществлена выкопировка данных из первичных учётных документов детей-инвалидов и здоровых детей (контрольная группа). Для унификации сбора материала была составлена анкета «Изучение медико-социальной помощи, условий и образа жизни детей-инвалидов». Причина инвалидности изучена в указанных районах сплошным методом за три года (2008-2010 гг.) Общее число наблюдений составило 5 790. Социологическое исследование осуществлялось у 300 детей-инвалидов (основ. гр.) и 300 здоровых детей (контр. гр.). Полученные результаты обработаны современными статистическими методами с использованием принципов и методов доказательной медицины (случайная выборка, метод «случай-контроль»), способствующих элиминированию систематических и уменьшению случайных ошибок. После статистической обработки полученных данных вычисляли отношение шансов. Исследование методом случай-контроль рассматривает частоту воздействия факторов риска. Это можно сделать, рассчитав отношение шансов. Отношение шансов -показатель очень похожий на относительный риск, и интерпретируется он аналогичным образом. ОШ равное 1,0 предполагает отсутствие связи между фактором риска и развитием заболевания, 0Ш<1,0-указывает на то, что фактор связан с меньшим риском развития заболевания, по сравнению с теми, кто не подвержен действию фактора (1,2). Определяли степень риска для наиболее значимых факторов детской инвалидности по четырём выделенным группам факторов: 1) социально-биологические - 8 факторов; 2) экстрагенитальные и хронические заболевания матери-5 заболеваний; 3) акушерско-
гинекологический анамнез - 7 факторов; 4) биологические факторы, характеризующие - ребёнка-инвалида новорождённого - 4 фактора. Таким образом, в исследование включено 24 фактора. Для облегчения расчётов, удобства применения и с целью интегрированной оценки риска детской инвалидности и составления прогностических таблиц нами отобраны наиболее результативные, значимые факторы, для которых отношение шансов составило не менее 2,0 так как, чем больше отношение шансов, тем больше имеет фактор. Ими оказались 14 факторов. С учётом этих фактор для раннего выявления группы женщин, беременных, рожениц, родильниц и их семей, имеющих риск рождения ребёнка-инвалида, нами составлена прогностическая таблица (табл. 1).
Таблица 1. Оценочная таблица для комплексной интегрированной оценки риска детской инвалидности
№ Фактор Градация фактора Отношение шансов (ОШ)
I. Социально-гигиенические
1. Жилищные условия Неблагоприятные Менее благоприятные Благоприятные Хорошие 2,45 1,51 1,36 1,0
2. Психологический климат семьи Неблагоприятный Благоприятный 2,0 1,0
3. Конфликты, ссоры между членами в семье Часто Иногда Не бывает 4,65 2,50 1,0
II. Экстрагенитальная патология (хронические заболевания матери)
1. Пороки сердца Да Нет 2,18 1,0
2. Гипертоническая болезнь Да Нет 3,17 1,0
3. Инфекция в анамнезе Да Нет 2,35 1,0
4. Анемия Да Нет 2,07 1,0
III. Факторы акушерско-гинекологического анамнеза
1. Возраст вступления в брак, лет До 17 18-19 20-24 24 < 2,25 1,68 1,0 1,32
2. Возраст начала половой жизни, лет До 17 18-19 20-24 24 < 2,34 1,21 1,0 1,19
3. Тип семьи по родственным брачным связям Брак близкородственный Далёкий родственный Не родственный 3,53 2,23 1,0
4. Наследственность Отягощённая Не отягощённая 3,63 1,0
5. Наличие в семье ребёнка с врождённой аномалией Да Нет 2,4 1,0
IV. Биологические факторы, характеризующие новорождённого
1. Интервал между родами, лет До 1 1-2,0 2,0-3,0 3 и более 2,90 1,65 1,40 1,0
2. Состояние ребёнка в момент рождения Родовая травма Гемолитическая болезнь Другие осложнения Здоровый 2,63 2,28 1,51 1,0
Минимальный риск (X) 14,0
Максимальный риск (X) 39,55
Выводы: Совершенствовать антенатальной и интранатальной помощи, развитию служб планирования деторождения, усилению помощи новорождённым, развитию медико -генетической службы, внедрению скрининговых программ по разным видам патологии. Создать семейных школ здоровья и реестру семей с высоким риском развития детской инвалидности, работать со здоровыми детьми, профилактической работе с женщинами репродуктивного возраста.
Литература
1. Флетчер Р., Флетчер С., Вагнер Э. Клиническая эпидемиология. Основы доказательной медицины. Медла Сфера, Москва, 1998. с 346.
2. Маматкулов Б., Ла Морт В., Рахманова Н. Клиническая эпидемиология. Основы доказательной медицины. Учебное пособие для магистрантов медицинских ВУЗов. Ташкент, 2011. с. 225.
Improvement of personnel management Risbaev Z.1, Korzhovov M.2, Umurzakova D.3, Sajfutdinova Z.4 (Republic of Uzbekistan) Совершенствование управления персоналом Рисбаев З. А.1, Коржовов М. Н.2, Умурзакова Д. А.3, Сайфутдинова З. А.4
(Республика Узбекистан)
'Рисбаев Захид Абдувалиевич /Risbaev Zahid—магистр, школа общественного здравоохранения;
2Коржовов Мирсаид Нодирович / Korzhovov Mirsaid — студент;
3Умурзакова Дилором Абдумуминовна / Umurzakova Dilorom — студент;
4Сайфутдинова Зухра Абдурашидовна / Sajfutdinova Zuhra — студент, медико-профилактический факультет, Ташкентская медицинская академия, г. Ташкент, Узбекистан
Abstract: for the last time essential attention is paid to the issue of human capital management, so far as in the conditions of global information economics this part of recourses can be a crucial aspectof industrial policy for achieving necessary competitive advantage.
Аннотация: за последнее время существенное внимание уделяется проблеме управления человеческим капиталом, до сих пор, как и в условиях глобальной информационной экономики, эта часть ресурсов может быть одним из важнейших аспектов промышленной политики для достижения необходимого конкурентного преимущества.
Keywords: management development, personnel management, personnel management system. Ключевые слова: развитие управления, управление персоналом, система управления персоналом.
Evolution of scientific approach to the issue of personnel management of an enterprise was accompanied with close connection with the development of such sciences as management, psychology, sociology.
The development of management in the 30s of the last century enabled to define the approaches to the management of organization, as well as human resources management [1, р. 700].
Within the scope of scientific management the system of stimulation of workers has been developed, on purpose to interest the last to increase the productivity and volume production. Authors of works on scientific management accepted the importance of selection of people that physically and intellectually were corresponded to work carried out by them; they also underlined great value of training. However, though adherents of scientific school of management accepted the importance of the human factor, their discussions were limited to such aspects as a fair payment, provision of economic incentives and an establishment of formal functional relations.
Especially big contribution was brought by «human relations» school the formation of which is connected with the theory of motivation of E. Mejo. The principles of people management developed by him proclaimed the account of desires and expectations of people, interpersonal relations. The emphasis by later schools of scientific management was placed on a combination of rationality of the organizationwith the worker's satisfaction with the activity.
Development of such sciences as psychology and sociology and perfection of methods of research after the Second World War has made behavior studying on a workplace strictly scientific. Among the largest scientists of the late period of development of behavioral (behavioristic) directions it is possible to mention R. Lajkerta, D. Mak-Gregora, F. Gertsberga these, and other researchers studied various
111