Научная статья на тему 'Проблемы детерминации молодежи в контексте богословского знания'

Проблемы детерминации молодежи в контексте богословского знания Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
207
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / БОГОСЛОВСКОЕ ЗНАНИЕ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ / СЕМЬЯ КАК МАЛАЯ ЦЕРКОВЬ / YOUTH / SPIRITUAL UPBRINGING / PERSONALITY FORMATION / VALUE ORIENTATIONS / THEOLOGICAL KNOWLEDGE / CONTINUITY OF MORAL PRINCIPLES / THE FAMILY AS A SMALL CHURCH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гневашева Вера Анатольевна

В статье анализируются проблемы детерминации молодежи в контексте богословского знания. Определяются основы духовного воспитания и нравственного становления молодежи в процессе социализации. Описывается влияние социальных институтов на личностное формирование молодых людей, а также преемственность нравственных основ в обществе. Проблемы воспитания детей, молодежи в высоконравственной традиции, привития им истинных ценностей существуют на протяжении всей истории человечества. Пастыри православной церкви не раз в своих проповедях призывали к внимательному отношению к вопросам воспитания и учения молодежи, ибо молодые люди сегодня формируют будущее общество и во многом от их ценностной установки, ценностной направленности будет зависеть и развитие общества. Расширение проблематики исследований молодежи, постановка теоретических обобщений эмпирического материала в контекст современной социальной науки оживили разработку интегральной науки о молодежи. Эта позиция, активно обсуждавшаяся еще в 1970-е годы, вновь стала предметом обоснования в трудах В. В. Павловского, который предлагает вести интеграцию знаний о молодежи в рамках особой науки ювентологии. Ту же идею, хотя и в иной интерпретации, высказывает Е. Г. Слуцкий. В статье подчеркивается, что в рамках интеграции современного гуманитарного знания такая позиция естественна, хотя и не необходима, поскольку в интегральной функции применительно к молодежной проблематике сегодня может выступить любая из социальных наук, не связанных более (как это было характерно в начале XX в.) жесткими границами по объекту, предмету и методу исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problems of Youth’s Determination in the Context of Theology

The article analyzes the problems of youth’s determination in the context of theological knowledge. The author considers the following issues: youth’s spiritual education and moral development in the process of socialization, the influence of social institutions on young people’s personal formation, as well as the continuity of moral principles in society. The problems of children’s and youth’s upbringing in a moral tradition and the challenges of the inoculation of true values have existed during the whole history of humankind. The pastors of the Orthodox Church have repeatedly called for the attention to the issues of youth’s upbringing and education, because young people develop the future society and their axiological orientation and focus will influence the social development in the future. The extension of the range of problems in the field of youth studies and the inclusion of theoretical generalizations of empirical data in the context of contemporary social science have intensified the development of the integral science of youth. This standpoint was actively discussed in the 1970s. Now it has become a subject of substantiation in the works of Valery V. Pavlovsky, who proposed the integration of knowledge about youth within the framework of a special science called juventology. The same idea, albeit in a slightly different interpretation, belongs to Eugene G. Slutsky. The author points out that within the integration of modern humanities knowledge this standpoint is natural, although it is not indispensable, because any of the social sciences can perform an integral function relating to youth’s problematics. The reason of this is the fact that there are no any rigid boundaries between objects, subjects and research methods of social sciences (as it was in the beginning of the 20th century).

Текст научной работы на тему «Проблемы детерминации молодежи в контексте богословского знания»

Проблемы детерминации молодежи в контексте богословского знания

В. А. ГНЕНАШЕВА (Московский гуманитарный университет)

В статье анализируются проблемы детерминации молодежи в контексте богословского знания. Определяются основы духовного воспитания и нравственного становления молодежи в процессе социализации. Описывается влияние социальных институтов на личностное формирование молодых людей, а также преемственность нравственных основ в обществе.

Проблемы воспитания детей, молодежи в высоконравственной традиции, привития им истинных ценностей существуют на протяжении всей истории человечества. Пастыри православной церкви не раз в своих проповедях призывали к внимательному отношению к вопросам воспитания и учения молодежи, ибо молодые люди сегодня формируют будущее общество и во многом от их ценностной установки, ценностной направленности будет зависеть и развитие общества. Расширение проблематики исследований молодежи, постановка теоретических обобщений эмпирического материала в контекст современной социальной науки оживили разработку интегральной науки о молодежи. Эта позиция, активно обсуждавшаяся еще в 1970-е годы, вновь стала предметом обоснования в трудах В. В. Павловского, который предлагает вести интеграцию знаний о молодежи в рамках особой науки ювентологии. Ту же идею, хотя и в иной интерпретации, высказывает Е. Г. Слуцкий.

В статье подчеркивается, что в рамках интеграции современного гуманитарного знания такая позиция естественна, хотя и не необходима, поскольку в интегральной функции применительно к молодежной проблематике сегодня может выступить любая из социальных наук, не связанных более (как это было характерно в начале XX в.) жесткими границами по объекту, предмету и методу исследования.

Ключевые слова: молодежь, духовное воспитание, формирование личности, ценностные ориентации, богословское знание, преемственность нравственных основ, семья как малая церковь.

тремления старшего поколения к воспитанию молодежи в высоконравственной

традиции существуют на протяжении всей истории человечества. Пастыри православной церкви не раз обращались к вопросам духовного и нравственного просвещения молодых людей, призывая в своих проповедях к истинности духовного воспитания детей, образованию души в святости и нравственной чистоте, упражнению ее в истинной ценности добра и любви. Так, Святитель Василий Великий писал: «Пока душа еще способна к образованию, нежна и, подобно воску, уступчива, удобно напечатлевает в себе налагаемые образы, надобно немедленно и с самого начала возбуждать ее ко всяким упражнениям в добре, чтобы, когда раскроется разум и придет в действие рассудок, начать течение с положенных первоначально оснований и преподанных образов благочестия, между тем как разум будет внушать полезное, а навык облегчит преуспеяние» (Воспитание детей ... : Электр. ресурс).

Подсознательное разумение воспринятых со времени, когда «душа нежна и подобна воску», когда она «способна к образованию», с детства, образцов и норм поведения ведет и к дальнейшему нравственному пути человека. Воспринимая основы нравственности из вразумления своих родителей, родственников, ближайшего окружения, молодой человек, впитывая все воспринятое, невольно способен и к проявлению той же нравственности в своей дальнейшей сознательной и самостоятельной

жизни. Св. Василий Великий трактует возможности нравственного поведения человека именно как накопленный им в процессе своего личностного становления воспринятый опыт. Важность окружения для молодого человека в этой связи безмерна, соучастие его нравственным побуждениям, по сути, есть залог будущей его столь же нравственной жизни.

Дополняя важность воспитания в семье преемственностью нравственного вразумления в учебных заведениях для детей и молодежи, Святитель Тихон Задонский пишет: «Учителям учеников обучать не только грамоте, но и честной жизни, страху Божьему, потому грамота без страха Божьего не что иное, как меч у безумного» (там же).

Иоанн Златоуст также писал о важности детского периода становления человека для взращивания в его душе благих всходов будущей нравственной жизни: «Сорную траву легче вырвать, когда возраст нежнее, тогда и надо следить, чтобы оставленные без внимания страсти не усилились и не стали неисправимыми» (там же).

Георгий, затворник Задонский, определяя родительскую обязанность к чадам как необходимость каждодневного увещевания молодого поколения к непорочной и чистой жизни, также отмечает: «Родителей обязанность к чадам своим есть увещевать и убеждать их к непорочной и чистой жизни, как супружеской, так и бессу-пружной по благоизволению ради Бога, к соблюдению веры, заповедей Божиих и благочестия, и приносить о них молитвы посредством святой Церкви, и творить милостыни, да не оставит Господь милостию Своею и ими же весть судьбами помилует молящихся Ему и испрашивающих вечного спасения» (Святые отцы о ... : Электр. ресурс).

При этом Св. Иоанн Златоуст говорит и о преемственности нравственных основ жизни человека в роде человеческом.

И в каждой отдельной семье важен именно тот человек, кто начнет вести свой род по пути нравственного благочестия. «Хорошее воспитание не в том, чтобы сначала дать развиться порокам, а потом стараться изгнать их. Надо принимать все меры, чтобы сделать нашу природу недоступной для пороков. Хочешь ли, чтобы сын твой был послушным? С детства воспитай его в строгости. Не думай, что слушание Божественных Писаний будет для него делом излишним. Если вы воспитаете своих сыновей, то они в свою очередь воспитают своих, а эти опять научат своих; продолжаясь таким образом до пришествия Христова, дело это доставит всю награду тому, кто послужил корнем» (О православном воспитании детей: Электр. ресурс).

Указывая на исход невыполнения условий преемственности нравственных ценностей, отмеченных Св. Иоанном Златоустом, Св. прав. Иоанн Кронштадтский, дополняя свои рассуждения цитатами из Евангелия, пишет: «Общество растленно именно от недостатка воспитания христианского. Пора христианам понять Господа, чего Он от нас хочет, — именно Он хочет чистого сердца: Блажени чистии сердцем (Мф. 5, 8). Прислушайтесь к Его сладчайшему гласу в Евангелии. А истинная жизнь нашего сердца — Христос (живет во мне Христос) (Гал. 2, 20). Научитесь все мудрости апостола, это наша общая задача — вселить верою Христа в сердце» (Святые отцы о . : Электр. ресурс).

Строгость, отмеченная Св. Иоанном Златоустом как необходимость для правильного воспитания подрастающего поколения, важность труда и усердий для нравственного и личностного становления молодого человека, также определяется значимой в текстах Преподобного Нила Синайского: «Кто хочет воспитать де-

тей своих, воспитывает их в великой строгости и трудных занятиях, чтобы, отличившись и в науках, и поведении, могли они со временем получить плоды трудов своих» (там же).

Необходимость родительской опеки в нравственном становлении молодого человека и даже не столько для будущей достойной жизни самого молодого человека, сколько для богобоязненной, смиренной жизни родителей во исполнение родительского служения, особенно отмечал Преподобный Симеон Новый Богослов. «Если родители не оказывают должного попечения о детях, не учат их разуму, не внушают им добрых правил, то души детей будут взысканы от рук их» (там же).

При этом, как отмечал Преподобный Исидор Пилусиот, зерно, посеянное в сознании молодого человека с детских лет, взрастет ожидаемыми плодами как следствие воспитания. «Посевающие в своих детях еще в младенчестве справедливое понятие о Божием величии и промысле, а потом и о добродетели не только как родители, но и как превосходные наставники сподобятся Божиих наград, а насаждающие в них понятие о многобожии и о пороке, как принесшие чад своих в жертву демонам, при-имут достойное воздаяние» (там же).

Но при всей важности и исключительной необходимости должного родительского сопричастия нравственному вразумлению молодого поколения, богобоязненному и морально целостному окружению, преемственности и передаче нравственных устоев в семьях, каждодневному труду на лоне личностного становления сообразно Закону Божьему есть то, что много сильнее: вера, Божья милость и молитва.

Так, о важности обращения молодых на путь веры через молитву, как путь спасения и нравственного возрождения их душ, пишет Святитель Феофан Затворник: «Вас смущает участь детей. Что делать? Почти общая дань ныне всех родителей та же. Воздух дурной, и предурной. А средств горю помочь нету. Молитва одна, но ей приемлемость пресекается возмущением веры. Хорошо, если б можно было расположить детей, чтоб сказывали, что их приводит в недоумение и отталкивает от веры, или бы ухитриться как-нибудь выпытывать у них, что засело в голове и сердце. Тогда можно бы исподволь наводить их на неправость вновь слышанного и правость исстари ведомого. Всяко мне думается, родителям не мешает с этой стороны касаться угрожающей их детям беды. Авось благословит Господь начинания их!» (Воспитание детей . : Электр. ресурс).

Преподобный Макарий Оптинский на тернистом пути нравственного совершенствования человека отмечает важность Божьей милости: «Бог, богат сый в милости, мог бы обогатить всех, ежели бы было это полезно, но Он иначе творит по всемуд-рым и непостижимым нам судьбам, пред коими мы должны смиренно благоговеть и покоряться с благодарением. Детям дайте доброе воспитание относительно нравственности, и, когда они будут достойны и будет им полезно, Бог силен обогатить их или даровать нужное и довольное» (там же).

Святые отцы не раз в своих высказываниях обращаются к вопросу тяжести нынешнего времени для подлинного нравственного развития молодого поколения, но при этом полагая необходимым неотступно следовать именно этому тернистому пути нравственного побуждения, в полной мере присущему к подлинному принятию в раннем возрасте, и обращаясь ко словам Господа нашего Иисуса Христа «Аще не будете, яко дети, не внидете в Царствие Небесное», определяют возможность ко спасению души как долгий путь ее нравственного взросления, как будто «помятую-щей» и о собственном пережитом детстве, и о детстве будущих поколений.

«В настоящее время, кажется, более, чем когда-нибудь, желающие благочестно жити окружены всякими неудобствами и затруднениями. Особенно становится трудно вести дело воспитания детей в духе христианском и в правилах святой Православной Церкви. Посреди всех этих трудностей остается нам одно: прибегать к Господу Богу, усердно просить от Него помощи и вразумления и затем со своей стороны делать все, что можем, по крайнему нашему разумению; остальное же все предоставить на волю Божию и на Его промысл, не смущаясь, если другие не так поступают, как бы нам желалось. Детей вы обязаны учить, а от детей сами должны учиться, по сказанному от Самого Господа: А святой апостол Павел протолковал это так: “Не дети бывайте умом, но злобою младенчествуйте; умы же совершени бывайте”» (там же).

В эпоху современного священнического служения в вопросах нравственного вразумления молодежи отмечались проповеди Священномученика Василия Надеждина.

Священномученик Василий Надеждин в своем слове к молодежи призывал молодых людей к активному соучастию церковной жизни, истинному общению со своим пастырем, ревностному постижению истины, основ нравственного поведения и мысли, пониманию всеобъемлющей силы Христианского света и необходимости его постижения во всех сферах жизни человека. Обращаясь к молодежи, Василий Надеждин говорил: «Будите себя, свою мысль, свою душу, будите и своего пастыря, спрашивайте его, требуйте от него продуманных, обоснованных ответов. Всякое явление жизни надо освятить светом Христовой истины. Нет такой области жизни, куда бы этот [свет] не мог, или не должен был проникать. И не только на исповеди уместно говорить об этом. На исповеди надо каяться, обличать свои преступления и грехи в слове и определении, — в домашних беседах надо уметь поговорить обо всем. Не единым хлебом жив будет человек, но и всяким словом, исходящим из уст Божиих. Как бы мы ни были сыты хлебом, как бы мы ни питались пространно — в этом нет жизни, мы можем заживо умереть по слову Апостола, если не будем питаться и духовно — словом Божиим, а сколько этих питательных слов, о которых Сам говоривший их сказал: Слова Мои суть дух и жизнь! (Ин. 6, 63). Вам некогда почитать Евангелие, изучить его. Спросите священника. Он должен знать учение Христа в его истинном — церковном понимании» (Священномученик Надеждин ... , 2013: Электр. ресурс).

Василий Надеждин призывал к частому общению с молодежью, к соучастию и пастырской помощи им на трудном пути подлинного нравственно становления; к постижению основ нравственности, Божьего слова в разъяснительном диалоге «священник — молодежь». Василий Надеждин определял необходимость и особенную важность «духовной пищи» для молодого человека на пути его душевного становления через покаяние, прозрение, сопричастность. Без «духовной пищи», как отмечал Василий Надеждин, вторя словам Апостолов, нет жизни, и не может быть ни душевного, ни нравственного развития ни сегодня, ни для будущих поколений.

Отвечая на вопрос «Что есть сегодня молодежная работа в Церкви?», Святейший Патриарх Кирилл в своем труде «Патриарх и молодежь: разговор без дипломатии» пишет: «Это прежде всего миссия среди молодых людей. Причем отнюдь не среди воцерковленных, но в первую очередь среди малоцерковных, малорелигиозных молодых людей, то есть среди тех, кто составляют большинство, все еще далекое от Церкви. Именно этот слой общества мы должны привлечь к Церкви. Уверен, что адаптация к молодежной аудитории не может и не должна простираться вплоть до

использования людьми Церкви специфического молодежного жаргона или имеющих хождение в юношеской и подростковой среде образов и понятий. Православному, проповедующему среди молодежи, следует прежде всего оставаться в собственном достоинстве, избегая нарочитого и потому фальшивого стремления быть “современным” любой ценой» (Патриарх и молодежь, 2009: 7).

Патриарх Кирилл отмечает, что необходимо четкое понимание характера религиозности молодого человека, причин, побуждающих его прийти в Церковь. Патриарх Кирилл убежден, что молодой возраст является некоторой преградой к единению человека и Церкви, поскольку у молодого человека нет осознания себя как временно пребывающего в земной жизни, молодой человек не озабочен пониманием конечности индивидуального бытия, не ощущает предела своих возможностей, в молодом возрасте бытие, поведение, мысли и чувства человека предопределены значимостью его «эго», ценностная система молодого человека является эгоцентричной, и в этом виде она препятствует истинному духовному становлению человека.

В связи с этим Патриарх подчеркивает особенную важность изначально правильного понимания жизни как Богоцентричной и пишет: «Если в центре жизни пребывает Бог, значит, человек живет религиозной жизнью. Если же Бог не занимает центрального места, такая жизнь определяется как нерелигиозная. Человек формально может считаться верующим, быть крещенным и даже ходить в Церковь, однако если в центре его индивидуального существования нет Бога, то он живет нерелигиозной жизнью. Это и есть случай большей части молодых людей, даже воцерковленных. И по той же причине верующих среди молодежи меньше, чем среди людей старшего возраста. Потому так важно в работе Церкви с молодыми людьми опираться на их верующих сверстников. Религиозной молодежи немного, но быть глубоко религиозным человеком в молодом возрасте — это свидетельство некоей духовной одаренности» (там же).

Патриарх Кирилл говорит и о важности религиозного образа жизни молодых людей сегодня, о преемственности сопричастия молодежи церкви, что несомненно приведет и к изменению частной жизни отдельного человека и общества в целом: «Уровень частной и общей религиозной жизни во многом обусловлен нравственным состоянием человека. Нравственная личность духовно восходит к Богу и прилепляется к Нему чистым сердцем. И потому молодые люди, ведущие религиозный образ жизни, — это нравственные, целостные и чистые личности. Конечно, не бывает пути человека без искушений и падений. Но мы говорим о другом — о том, что существует в молодежной среде слой своего рода духовной элиты, вне зависимости от уровня образования и социального положения входящих в него людей» (там же).

Задача Церкви в работе с молодежью Патриархом определена в следующих словах: «Ключевая роль здесь принадлежит приходскому священнику, который должен быть очень внимателен к своей пастве, одновременно преодолевая в себе инерцию снисходительного патернализма по отношению к окормляемым им молодым людям: приходят юноша или девушка в храм, молятся, причащаются — ну и славно, хорошие ребята. А ведь их тяга к духовной жизни свидетельствует о том, что в каком-то смысле эти юноши и девушки люди незаурядные. На них следует обратить пристальное внимание, их нужно поддержать, к ним нужно проявить заботу. И подумать о том, как способствовать тому, чтобы их религиозный талант — а это именно религиозный талант — не только преобразил их собственную жизнь, но и послужил на благо Церкви Божией» (там же).

На протяжении многих веков богословской мысли Святые Отцы едины в понимании истинного пути нравственного развития общества, где основа — это нравственное вразумление молодежи в раннем возрасте путем собственного примера, диалога, целенаправленного наставления в подлинности нравственных основ, через увещевания, образование, духовный труд, с верой и молитвой, по Божьей милости. Нравственность поколений — преемственна, устойчива к вызовам общества при неотвратимости поколений от подлинной религиозной жизни.

Определяя молодежь как важный объект изучения богословской мысли, особенно в рамках современных аспектов богословия, авторы — исследователи как в России, так и за рубежом — обращались к вопросам изучения процесса формирования мировоззрения молодого человека, его нравственного становления, христианского воспитания соразмерно и подчас вопреки вызовами современного общества.

Таким системным современным исследованием о воспитании молодежи является и книга С. С. Куломзиной «Наша Церковь и наши дети» (Куломзина: Электр. ресурс). Автор пишет: «.работа Церкви в области религиозного воспитания имеет три измерения: созидание полноценной литургической жизни в приходе, тесное общение с родителями и домом, а также религиозное обучение детей.» (там же).

Автор акцентирует повествование именно на понятии «религиозное обучение». В качестве объекта направленности воспитания автором определены дети по возрастным периодам становления личности. В тексте отмечается важность нескольких субъектов нравственного развития на пути воспитания молодого человека, но в первую очередь С. С. Куломзина говорит о важности семьи и Церкви, предопределяя роль семьи как «соединительного мостика» на пути молодого человека к Богу.

Она пишет: «.важно, что взрослый, которому он [ребенок] доверяет, помогает установить связь между тем, что ребенок знает, трогает, нюхает, слышит, и Богом...»; «.Повторив за матерью коротенькую вечернюю молитву, он (трехлетний ребенок) выглянул в окно, помахал рукой небу и сказал: “Спокойной ночи, Боженька!”» (там же).

Метод христианского воспитания определяется С. К. Куломзиной как подражание «авторитету». По ее мнению, это есть пример того, «как живо дети ощущают реальность Бога». С. С. Куломзина отмечает, что у детей в возрасте от семи до девяти лет сильно выражены причинно-следственные связи, но слабо развито абстрактное мышление, и призывает объяснять ребенку, что для него означают Библия и учение Церкви. Богопознание для детей от 13 до 16 лет, по мнению Куломзиной, должно формироваться так: «.Детям можно объяснить, что Бог создал мир добрым, что Он не создал страдания, Дух зла внес страдания в наш мир.» (там же). И приводит пример восприимчивости ребенка и рефлексии привитого с детства направления познания: «.Двенадцатилетняя девочка, выросшая в консервативно-православном окружении, как-то сказала при упоминании о теории эволюции: “Нет, я решила верить в Адама и Еву”» (там же).

В качестве цели жизни автором определена помощь ребенку «ощутить реальность Бога». При этом автор пишет: «.Научное мышление ищет ответы на вопросы, “духовное мышление” подбирает ключи к тайнам.» (там же).

Расширение проблематики исследований молодежи, постановка теоретических обобщений эмпирического материала в контекст современной социальной науки оживили разработку интегральной науки о молодежи. Эта позиция, активно обсуж-

давшаяся еще в 1970-е годы, вновь стала предметом обоснования в трудах В. В. Павловского, который предлагает вести интеграцию знаний о молодежи в рамках особой науки ювентологии. Ту же идею, хотя и в иной интерпретации, высказывает Е. Г. Слуцкий. В рамках интеграции современного гуманитарного знания такая позиция естественна, хотя и не необходима, поскольку в интегральной функции применительно к молодежной проблематике сегодня может выступить любая из социальных наук, не связанных более (как это было характерно в начале XX в.) жесткими границами по объекту, предмету и методу исследования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Воспитание детей. Отечник № 2 [Электр. ресурс] // Pravmir.ru. Православная электронная библиотека. URL: http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2003 [архивировано в WebCite] (дата обращения: 15.04.2013).

Куломзина, С. С. Наша Церковь и наши дети [Электр. ресурс] // Pravmir.ru. Православная электронная библиотека. URL: http://lib.pravmir.ru/library/ebook/202l/doc [архивировано в WebCite] (дата обращения: 15.04.2013).

О православном воспитании детей [Электр. ресурс] // Санкт-Петербургский центр семьи. URL: http://www.amorfamily.ru/id_100 [архивировано в WebCite] (дата обращения:

15.04.2013).

Патриарх и молодежь: разговор без дипломатии. (2009) М. : Даниловский благовестник. 208 с. URL: http://www.patriarch.ua/pdf/Txt2.pdf [архивировано в WebCite] (дата обращения:

15.04.2013).

Святые отцы о духовном воспитании детей [Электр. ресурс] // Азбука воспитания. Сайт для родителей. URL: http://azbyka.ru/deti/svyaty-e-ottsy-o-duhovnom-vospitanii-detej [архивировано в WebCite] (дата обращения: 15.04.2013).

Священномученик Василий Надеждин (2013) Слово на Сретение Господне [Электр. ресурс] // Pravmir.ru. Православие и мир. 15 февраля. URL: http://www.pravmir.ru/slovo-na-sretenie-gospodne-nadezhdin/ [архивировано в Archive.Is] (дата обращения: 15.04.2013).

Дата поступления: 10.12.2013 г.

THE PROBLEMS OF YOUTH’S DETERMINATION IN THE CONTEXT OF THEOLOGY V. A. Gnevasheva (Moscow University for the Humanities)

The article analyzes the problems of youth’s determination in the context of theological knowledge. The author considers the following issues: youth’s spiritual education and moral development in the process of socialization, the influence of social institutions on young people’s personal formation, as well as the continuity of moral principles in society.

The problems of children’s and youth’s upbringing in a moral tradition and the challenges of the inoculation of true values have existed during the whole history of humankind. The pastors of the Orthodox Church have repeatedly called for the attention to the issues of youth’s upbringing and education, because young people develop the future society and their axiological orientation and focus will influence the social development in the future. The extension of the range of problems in the field of youth studies and the inclusion oftheoretical generalizations ofempirical data in the context of contemporary social science have intensified the development of the integral science of youth. This standpoint was actively discussed in the 1970s. Now it has become a subject of substantiation in the works of Valery V. Pavlovsky, who proposed the integration of knowledge about youth within the framework of a special science called juventology. The same idea, albeit in a slightly different interpretation, belongs to Eugene G. Slutsky.

The author points out that within the integration of modern humanities knowledge this standpoint is natural, although it is not indispensable, because any of the social sciences can perform an integral function relating to youth’s problematics. The reason of this is the fact that there are no any rigid boundaries between objects, subjects and research methods of social sciences (as it was in the beginning of the 20th century).

Keywords: youth, spiritual upbringing, personality formation, value orientations, theological knowledge, continuity of moral principles, the family as a small church.

REFERENCES

Vospitanie Detei. Otechnik No. 2 [Children’s Education. Patericon No. 2]. Pravmir.ru. Pravoslavnaia Electronnaia Biblioteka [online] Available at: http://lib.pravmir.ru/library/read-book/2003 [archived in WebCite] (accessed 15.04.2013). (In Russ.).

Kulomzina, S. S. Nasha Tserkov’ i nashi deti [Our Church and Our Children]. Pravmir.ru. Pravoslavnaia Electronnaia Biblioteka [online] Available at: http://lib.pravmir.ru/library/ ebook/2021/doc [archived in WebCite] (accessed 15.04.2013). (In Russ.).

O pravoslavnom vospitanii detei [On Children’s Orthodox Education]. Sankt-Peterburgskii tsen-tr sem’i [online] Available at: http://www.amorfamily.ru/id_100 [archived in WebCite] (accessed

15.04.2013). (In Russ.).

Patriarkh i molodezh’: razgovor bez diplomatii [Patriarch and Youth: A Talk without Diplomacy]. (2009) Moscow, Danilovskii blagovestnik Publ. 208 p. Available at: http://www.patn-arch.ua/pdf/Txt2.pdf [archived in WebCite] (accessed 15.04.2013). (In Russ.).

Sviatye ottsy o dukhovnom vospitanii detei [The Holy Fathers about Children’s Spiritual Upbringing]. Azbuka vospitaniia. Sait dlia roditelei [online] Available at: http://azbyka.ru/ deti/svyaty-e-ottsy-o-duhovnom-vospitanii-detej [archived in WebCite] (accessed 15.04.2013). (In Russ.).

Sviashchennomuchenik Vasilii Nadezhdin (2013) Slovo na Sretenie Gospodne [A Speech at Candlemas]. Pravmir.ru. Pravoslavie i mir [online] Available at: http://www.pravmir.ru/slovo-na-srete-nie-gospodne-nadezhdin/ [archived in Archive.Is] (accessed 15.04.2013). (In Russ.).

Submission date: 10.12.2013.

Гневашева Вера Анатольевна — доктор экономических наук, доцент, директор Центра социологии молодежи Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, докторант Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-75-95. Эл. адрес: vera_cos@rambler.ru

Gnevasheva Vera Anatolievna, Doctor of Science (economics), associate professor, the director ofthe Youth Sociology Center of the Institute of Fundamental and Applied Studies, Moscow University for the Humanities, doctoral candidate of the Equal-to-the-Apostles Sts Cyril and Methodius’ Church Post-Graduate and Doctoral School. Postal address: 5 Yunosti St., Moscow, Russian Federation, 111395. Tel.: +7 (499) 374-75-95. E-mail: vera_cos@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.