Научная статья на тему 'Кризис религиозности и либерализация половой морали в современной западной цивилизации'

Кризис религиозности и либерализация половой морали в современной западной цивилизации Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1166
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПА / ЗАПАД / ЗАПАДНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ / РЕЛИГИЯ / ХРИСТИАНСТВО / ЛИБЕРАЛИЗМ / ПОЛОВАЯ МОРАЛЬ / ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ПОЛОВОЙ МОРАЛИ / ИСЛАМ / МИГРАНТЫ / WESTERN EUROPE / WESTERN CIVILIZATION / RELIGION / LIBERALISM / SEXUAL MORALITY / CHRISTIANITY / ISLAM / IMMIGRANTS / CULTURE CLASH / LIBERALIZATION OF SEXUAL MORALITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тихомиров Дмитрий Андреевич

В статье рассматривается кризис религиозности в современной западной цивилизации. Показывается, что в большинстве католических и протестантских стран Европы и США уровень религиозности стремительно снижается, а в православных существенно не меняется или даже увеличивается (наибольший прирост за последнее десятилетие наблюдался в России). Либеральная идеология активно вытесняет из жизни общества и отдельного человека религию, традиции и обычаи, непосредственно с нею связанные. Новый виток секуляризации, широко развертывающийся в западном мире, проявляется как в катастрофическом уменьшении числа прихожан в церквях и их закрытии, так и в размывании основополагающих христианских нравственных принципов, касающихся вопросов семьи, брака и половой морали. Либерализация половой морали, охватившая страны Запада, проникает и в различные христианские церкви, что проявляется в одобрении ими нетрадиционных сексуальных отношений, подрывая авторитет Церкви и девальвируя христианскую религию. Либерализация половой морали носит агрессивный характер. Католическая церковь, которая отказывается одобрять однополые браки, подвергается серьезному давлению со стороны либеральных кругов, развернувших масштабную кампания по дискредитации Церкви с целью заставить ее изменить позицию по вопросам половой морали. Либерализм, не добившись окончательной победы над одной религиозной системой, столкнулся с новой угрозой в лице другой ислама, который стремительно распространяется в Европе вместе с мигрантами из стран Африки и Ближнего Востока. В данной статье особое внимание уделяется проблеме исламизации Европы и нарастающего в связи с этим противостояния культур в дилемме «Запад Восток», в котором половая мораль играет одну из основных ролей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Crisis of Religiosity and the Liberalization of Sexual Morality in Western Civilization

This article discusses the crisis of religiosity in Western civilization. It is shown that in most Catholic and Protestant countries of Europe and the USA the level of religiosity is rapidly declining, while in the Orthodox societies it does not change significantly or even increases (the largest increase over the last decade was observed in Russia). Liberal ideology actively displaces religion and the traditions and customs associated with it from the life of society and the individual. A new wave of secularization is sweeping over the Western world, as manifested in a catastrophic decrease in the number of parishioners and in closing down of churches, as well as the erosion of fundamental Christian moral principles dealing with issues of family, marriage and sexual morality. The liberalization of sexual morality which now affects the countries of the West has penetrated into various Christian churches, as manifested in the approval of their non-traditional sexual relations, undermining the authority of the Church and devaluating the Christian religion. The spread of liberalization is quite aggressive. The Roman Catholic Church, which refuses to endorse same-sex marriages, is under serious pressure from liberal circles, which launched a large-scale campaign to discredit the Church and force it to change her position on sexual morality. Not having won the final victory over one religious system, liberalism faced a new threat in the face of another Islam, which is spreading rapidly in Europe with the arrival of migrants from Africa and the Middle East. This article focuses on the problem of Islamization of Europe and the increased confrontation between over the ‘West-East' divide a conflict where sexual morality plays a major role.

Текст научной работы на тему «Кризис религиозности и либерализация половой морали в современной западной цивилизации»

DOI: 10.17805^ри.2016.1.8

Кризис религиозности и либерализация половой морали в современной западной цивилизации

Д. А. Тихомиров (Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова)

В статье рассматривается кризис религиозности в современной западной цивилизации. Показывается, что в большинстве католических и протестантских стран Европы и США уровень религиозности стремительно снижается, а в православных — существенно не меняется или даже увеличивается (наибольший прирост за последнее десятилетие наблюдался в России). Либеральная идеология активно вытесняет из жизни общества и отдельного человека религию, традиции и обычаи, непосредственно с нею связанные. Новый виток секуляризации, широко развертывающийся в западном мире, проявляется как в катастрофическом уменьшении числа прихожан в церквях и их закрытии, так и в размывании основополагающих христианских нравственных принципов, касающихся вопросов семьи, брака и половой морали.

Либерализация половой морали, охватившая страны Запада, проникает и в различные христианские церкви, что проявляется в одобрении ими нетрадиционных сексуальных отношений, подрывая авторитет Церкви и девальвируя христианскую религию. Либерализация половой морали носит агрессивный характер. Католическая церковь, которая отказывается одобрять однополые браки, подвергается серьезному давлению со стороны либеральных кругов, развернувших масштабную кампанию по дискредитации Церкви с целью заставить ее изменить позицию по вопросам половой морали. Либерализм, не добившись окончательной победы над одной религиозной системой, столкнулся с новой угрозой в лице другой — ислама, который стремительно распространяется в Европе вместе с мигрантами из стран Африки и Ближнего Востока. В данной статье особое внимание уделяется проблеме исламизации Европы и нарастающего в связи с этим противостояния культур в дилемме «Запад — Восток», в котором половая мораль играет одну из основных ролей.

Ключевые слова: Европа; Запад; западная цивилизация; религия; христианство; либерализм; половая мораль; либерализация половой морали; ислам; мигранты

ВВЕДЕНИЕ

Вначале XXI в. Европа, олицетворяющая собой сердце западного мира, переживает серьезный духовный кризис. Европейский союз, как давняя мечта по интеграции стран континента в единое экономическое, политическое и культурное пространство, выстроен на либеральном идеологическом фундаменте. Либеральная идеология с ее приоритетом прав и свобод человека вытеснила христианские принципы, которые лежали в основе западной цивилизации. Сегодня формируется новая европейская идентичность, ядром которой являются либеральные ценности. Религия, традиции и обычаи, непосредственно с нею связанные, играют все меньшую роль в жизни общества и отдельного человека. В связи с чем возникает вопрос: а сохраняется ли значимость религии в современном западном мире?

Нельзя не учитывать, что большинство стран Европы и США характеризуются как страны богатые и благоустроенные. Здесь проблема бедности (по крайней мере, абсолютной) и порождаемой ею социальной напряженности во многом решена, что снижает роль религии в жизни общества и человека, которая на протяжении столетий не только придавала смысл человеческому существованию, артикулируя главенство вечной жизни, но и, задавая моральные ориентиры по ее достижению, призывала сми-

ренно относиться к занимаемой социальной позиции. Значительная часть населения этих стран поражена идеей консюмеризма. Ныне человек получил возможность не ограничивать свои желания в земной юдоли в надежде обрести лучшую жизнь в Царстве небесном, а получать максимальное удовольствие здесь и сейчас. Гедонистические устремления и жажда безграничного потребления придают новым поколениям осмысленность их существования, в котором для Бога уже нет места. В этом мире признается приоритет человека над социальными структурами, в том числе и над институтом религии, его права и свободы провозглашаются высшей ценностью. Человек получил свободу от моральных предписаний религии и отринул представление о грехе. Использование эффективных технологий по управлению (манипулированию) человеческим сознанием приобрело огромные масштабы и не нуждается в инструментах Церкви для обеспечения социального контроля и социальной инженерии.

Если общественная жизнь успешно регулируется и без участия социального института религии, а индивиды обрели новый смысл существования в потреблении и гедонизме, то на первый взгляд религия и не нужна. Поэтому не удивительно, что в западном мире все масштабнее развертывается секуляризация, проявляющаяся как в закрытии церквей, так и в открытом попирании христианских ценностей, затрагивающих семейно-брачную сферу. Но, несмотря на явные проявления кризиса веры на европейском континенте, можно ли уже констатировать окончательный закат христианства в Европе? Не приведет ли это к расчеловечиванию человека и смене культурной парадигмы? Попытаемся ответить на эти вопросы, в том числе учитывая новейшие вызовы, с которыми столкнулась европейская цивилизация.

УРОВЕНЬ РЕЛИГИОЗНОСТИ В МИРЕ

Согласно международному опросу, проведенному в 2015 г. ассоциацией WIN/Gallup International среди 64 тыс. респондентов в 65 странах, 63% опрошенных считают себя религиозными людьми (в 2012 г. — 59%, в 2005 г. — 68%) (Akkoc, 2015: Электронный ресурс; Losing our religion ... , 2015: Электронный ресурс; Global index ... , 2012: Электронный ресурс). Наиболее религиозной страной является Таиланд, где 94% респондентов принадлежат к той или иной религии, следом идут Армения, Бангладеш, Грузия и Марокко — 93%. Список наименее религиозных стран возглавляет Китай — 7%. В пятерку наименее религиозных стран также входят: Япония — 13%, Швеция — 19%, Чехия — 23% и Нидерланды — 26%. В региональном аспекте уровень религиозности выглядит следующим образом: Африка — 86%, Ближний Восток — 82%, Центральная Америка — 81%, Южная Америка — 77%, Восточная Европа — 71%, Азия — 62%, США — 56%, Океания — 44%, Западная Европа — 43%. Причем именно последней свойственна наивысшая степень атеизма (14%) и поляризации между 43% религиозными и 37% нерелигиозными (верят в Бога или какие-то высшие силы, но не идентифицируют себя с какой-то конкретной церковью и не соблюдают обряды) людьми.

Европа сегодня является наименее религиозной частью мировой религиозной системы. Хотя и в ней наблюдаются значительные региональные отличия. Так, в странах Южной и Восточной Европы уровень религиозности на порядок выше, нежели в ее западной и северной частях, в которых в отличие от первых отмечается резкое снижение религиозности населения (см. таблицу, с. 106) (Akkoc, 2015: Электронный ресурс; Global index . , 2012: Электронный ресурс). Наиболее высокие показатели религиозности свойственны странам (за исключением Польши и Италии), относящимся

УРОВЕНЬ РЕЛИГИОЗНОСТИ В СТРАНАХ ЕВРОПЫ И США В ПЕРИОД 2005-2015 гг., В % (ПО ДАННЫМ WIN/GALLUP INTERNATIONAL) THE LEVEL OF RELIGIOSITY IN EUROPE AND THE USA IN 2005-2015, IN % (ACCORDING TO WIN/GALLUP INTERNATIONAL)

Страна Год Динамика 2005-2015

2005 2012 2015

Македония 85 90 88 +3

Румыния 85 89 77 -8

Сербия 72 77 72 0

Украина 70 71 73 +2

Россия 57 55 70 +13

Болгария 63 59 52 -1

Польша 85 81 86 +1

Италия 72 73 74 +2

Финляндия 51 53 56 +5

Босния и Герцеговина 74 67 65 -9

Исландия 74 57 51 -23

Бельгия 63 59 44 -19

Германия 60 51 34 -26

Франция 58 37 40 -18

Испания 55 52 37 -18

Нидерланды 42 43 26 -16

Чехия 22 20 23 +1

Швеция 29 19

США 73 60 56 -17

к православному течению христианства. С 2005 по 2015 г. Россия продемонстрировала наибольший прирост этого показателя, который во многом оформился в последние три года обозначенного периода вследствие обострения отношений со странами Европы и США. Православная вера в данном случае выступает важным фактором национальной идентичности в противостоянии с Западом.

Закат христианства на большей части европейского континента фиксируется и другими исследованиями, одно из которых European Values Study (EVS) было проведено в 2008 г. и показало низкий уровень религиозности не только по самооценке, но и по частоте посещения храмов. Так, к примеру, «во Франции 59% опрошенных вообще никогда не ходят в храм, в Чехии таковых 57%, в Великобритании — 54%, в Швеции — 52%, в Германии — 48%, в Испании — 48%, в Венгрии — 44%, в Эстонии — 42%, в Норвегии — 42%, в Дании — 33%», а в России — 35% (Синелина, 2013: Электронный ресурс).

Приведенные данные иллюстрируют кризис религиозности в Европе, который намечался уже в конце минувшего столетия. Вот лишь некоторые факты, изображающие этот процесс. В Британии с 1989 по 1999 г. Римско-католическая церковь потеря-

ла 490 тыс. прихожан, Англиканская церковь — 290 тыс. Число детей и подростков, посещающих церковь, сократилось с 1979 по 1999 г. ровно вдвое. Во Франции с 1990 по 2000 г. число католических пастырей сократилось на 12 тыс. Воспроизводство священнослужителей практически не осуществляется: число семинаристов постоянно сокращается. Лишь один из десяти священников моложе 40 лет, в то время как каждый третий из них старше 65. Наибольшее число верующих в этот период составляли люди старше 50 лет, а из 100 молодых французов ходили в церковь только двое. В Германии только за один 1992 г. католическая церковь потеряла 190 тыс. прихожан, протестантская — 360 тыс. За 1990-1996 гг. воскресные службы перестал посещать каждый пятый католик. В Австрии только за один 2000 г. из католической церкви ушли 43,6 тыс. человек (3,4 тыс. человек присоединились), что является самым высоким показателем выхода из церкви с 1959 г., когда в стране начали вести подобную статистику (Бабасян, 2001: Электронный ресурс).

Негативные последствия обозначенных тенденций не заставили себя долго ждать.

ЗАКРЫТИЕ ЦЕРКВЕЙ В ЕВРОПЕ

В Европе во второй декаде XXI в. набирает обороты процесс закрытия церквей в связи с катастрофическим уменьшением прихожан. The Wall Street Journal приводит данные, иллюстрирующие этот процесс. Вот лишь некоторые из них. Англиканская церковь ежегодно закрывает около 20 храмов. В Дании приблизительно 200 церквей считаются заброшенными или редко посещаемыми. За последние 10 лет Римско-католическая церковь закрыла в Германии около 515 приходов. Но больше всего эта печальная тенденция заметна в Нидерландах. По оценкам высшего католического духовенства страны, в течение ближайших 10 лет перестанут действовать две трети из 1600 приходов, и, скорее всего, за четыре ближайших года в Голландии будут закрыты 700 протестантских церквей (Bendavid, 2015: Электронный ресурс).

О необходимости закрыть порядка 1000 церквей (две трети всех католических церквей) в Голландии сообщил в своем послании пастве кардинал Вильгельм Эйк, архиепископ Утрехта и председатель голландской Конференции епископов. Объяснил он это постоянным сокращением количества прихожан. Так, если в 1950-х годах Святую Мессу посещали 90% католиков, то в начале второй декады XXI в. богослужения посещают чуть больше 5%, или 200 000 человек (В Голландии ... , 2015: Электронный ресурс).

Негативный сценарий развития событий ожидает и Германию, в которой с 2000 г. закрыто более 400 католических церквей и более 100 протестантских, а еще 700 католических церквей запланировано к закрытию в течение ближайших нескольких лет (В Германии . , 2013: Электронный ресурс).

Закрывшиеся церкви, как правило, не сносят, а находят им новое применение. Причем варианты использования храмов самые разнообразные. Вот что сообщает The Wall Street Journal: в английском Бристоле бывший собор Св. Павла превратили в школу для артистов цирка Circomedia. А в шотландском Эдинбурге лютеранская церковь превратилась в бар в стиле Франкенштейна — интерьер оформлен колбами с булькающей жидкостью, лазерной техникой и фигурой монстра-Франкенштейна в полный рост, который в полночь спускается с потолка. Все чаще церкви, особенно небольшие, переделываются в жилые дома и продаются через специальные агентства, предлагающие клиентам подобрать старую церковь для проживания или для использования по иному назначению (Bendavid, 2015: Электронный ресурс).

ЦЕРКОВЬ И ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ПОЛОВОЙ МОРАЛИ

Церковь переживает как количественное уменьшение своей паствы, так и ослабление степени влияния на нее. Все больше индивидов, причисляющих себя к христианской религии, не готовы следовать ее предписаниям и ограничивать свою свободу, в том числе и в сфере половой морали. Онлайн-опрос почти 10 тыс. католиков, проведенный Союзом католической молодежи Германии в 2013 г., показал, что молодежь знакома с отношением Церкви к браку и семье, но учение Церкви о половых отношениях не играет никакой роли для 9 из 10 молодых католиков. Исследование отчетливо акцентировало различие между христианским учением и повседневной жизнью католиков, в которой сексуальность все меньше связана с нормативными предписаниями Церкви. Следуя своим природным инстинктам и сталкиваясь с религиозными нравственными требованиями по ограничению сексуальности, молодые люди в основном отворачиваются от Церкви. Размывание морали зашло настолько далеко, что большинство опрошенных немецких католиков ратуют за одобрение Церковью венчания однополых пар (9 из 10 молодых ... , 2014: Электронный ресурс). Эти данные свидетельствуют о формировании новой европейской идентичности, ядром которой являются либеральные ценности, а религиозная мораль, традиции и обычаи вытеснены на периферию.

Схожая ситуация наблюдается и в США. По данным опроса Pew Research Center 2015 г., две трети (66%) американских католиков считают приемлемым воспитание детей гей-парами. Показательно, что подобных взглядов придерживаются не только те католики, которые редко посещают Святую Мессу (71%), но и те, которые делают это еженедельно (59%). Только 44% католиков воспринимают нетрадиционные сексуальные отношения как грех, тогда как 39% с этим не согласны. Число сторонников и противников признания католической церковью однополых браков одинаково — 46% (U.S. Catholics ... , 2015: Электронный ресурс). Результаты опроса, проведенного американской исследовательской организацией Public Religion Research Institute в 2015 г., показывают, что 60% американских католиков поддерживают легализацию однополых браков, из них 49% убеждены в том, что и папа римский Франциск одобряет эти союзы (Jones, Cox, 2015: Электронный ресурс). Приведенные данные свидетельствуют о слабом уровне осведомленности американских католиков об основах вероучения Церкви и позиции папы Франциска, что подтверждает размывание религиозной идентичности в западной цивилизации (Большинство католиков ... , 2015: Электронный ресурс).

В одобрении католиками нетрадиционных сексуальных отношений нет ничего удивительного, поскольку либерализация половой морали, широко развертывающаяся в современном мире (Луков, Тихомиров, 2012; Тихомиров, 2015), проникает и в Церковь, которая в ситуации непростой дилеммы: следовать христианским догмам и терять паству или же, пытаясь сохранить Церковь, модернизировать ее, трансформируя и основополагающие нравственные предписания, — все чаще выбирает последнюю альтернативу. Правда, пока это характерно исключительно для различных протестантских направлений христианства.

Отметим несколько эпизодов происходящей моральной драмы.

Лютеранская церковь Швеции в 2005 г. приняла решение учредить официальный обряд благословения однополых пар. В 2007 г. Генеральный синод Лютеранской церкви Норвегии разрешил лицам нетрадиционной сексуальной ориентации принимать священнический сан. Рукоположение геев после напряженных недельных дебатов

поддержали 50 членов Синода против 34 (В РПЦ заявляют ... , 2007: Электронный ресурс). В 2009 г. священноначалие Евангелическо-лютеранской церкви Америки разрешило лицам нетрадиционной сексуальной ориентации становиться священниками (Протестантская церковь . священникам-геям, 2015: Электронный ресурс). В 2014 г. архиепископ Лютеранской церкви Финляндии К. Мякинен поддержал решение парламента легализовать однополые браки (Church resignations ... , 2014: Электронный ресурс). В 2015 г. протестантские церкви Франции и Шотландии согласились благословлять гомосексуальные пары. Вот как объясняет это решение модератор Синода протестантских церквей Франции Ф. Сотте: «Зачем отказывать в благословении людям, которые любят друг друга? Христос сам показал нам, что любовь Бога касается каждого. И вопрос сексуальной ориентации никак на это не влияет» (Зарубин, 2015: Электронный ресурс). Еще дальше пошла шотландская церковь, на генеральной ассамблее которой решено, что геи тоже могут быть священниками: более 300 делегатов высказались «за» и только 182 — «против» (там же). В том же году Протестантская церковь в Бельгии объявила, что она открывает свои двери для священников-гомосексуалистов. А несколько лет назад протестантский синод, чей пасторский корпус на 15% состоит из женщин, разрешил благословлять однополые пары (Протестантская церковь . пасторам-геям, 2015: Электронный ресурс).

Деструкция христианской нормативности в вопросах половой морали является весомым фактором падения уровня религиозности. Так, например, около 8 тыс. верующих покинули Лютеранскую церковь в Финляндии после того, как в 2014 г., как мы упомянули ранее, архиепископ К. Мякинен поддержал решение парламента легализовать однополые браки. Либерализация половой морали становится значимым основанием культурного конфликта не только в различных религиозных системах, но и в рамках одной из них, что привело к новому разделению в христианском мире — уже не только по богословской тематике, но и по нравственным вопросам. Ярким примером является прекращение официальных отношений между Русской православной церковью, отличающейся острым неприятием либерализации половой морали, и различными протестантскими церквями, одобрившими нетрадиционные сексуальные отношения (Заявление . , 2015: Электронный ресурс).

ПОЗИЦИЯ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ

Традиционных взглядов на половую мораль пока еще придерживается Римско-католическая церковь, хотя и ее затронули либеральные веяния в вопросе восприятия лиц с перверсией. В итоговом документе III внеочередной Генеральной ассамблеи Синода епископов Римско-католической церкви, состоявшейся в 2014 г. и посвященной проблеме семьи в современном обществе, позиция Церкви по вопросу нетрадиционных сексуальных отношений представлена следующим образом (в п. 55): «."Не существует никаких оснований для уподобления или проведения аналогий, даже косвенных, между гомосексуальными союзами и замыслом Божиим о браке и семье". Тем не менее, мужчин и женщин, испытывающих гомосексуальные наклонности, нужно принимать в духе уважения и деликатности. "По отношению к ним следует избегать ярлыков и несправедливой дискриминации"» (Призвание и миссия . , 2014: Электронный ресурс). Здесь можно увидеть совмещение двух разных позиций: традиционной по отношению к социальному институту семьи и либеральной с догматом толерантности по отношению к личности. Совершенно очевидно, что люди не должны подвергаться физическому преследованию за однополую любовь. Но вместе с тем в общест-

ве, которое хочет сохранить свою социальную стабильность, не должно быть создано конкуренции социальных норм по этому вопросу.

В данном случае Ватикан, избегая однозначного определения нетрадиционных сексуальных отношений как явного отклонения от нормы и устраняя общественную оценку как важнейший фактор социальной регуляции поведения человека, размывает ценностно-нормативное пространство. Столь дипломатичное отношение Римско-католической церкви к лицам с перверсией (сексуальным поведением, характеризующимся отклонением в отношении сексуальной цели и объекта) во многом объясняется крайне непростым положением, в котором оказалась Церковь в современной Европе, где либеральная парадигма стремительно, используя весь арсенал политических и экономических средств, вытесняет христианскую. Не случайно в названном документе (п. 56) проблеме агрессивного распространения гомосексуальной культуры уделяется особое внимание: «Совершенно неприемлемо, что пастыри Церкви подвергаются давлению в этом вопросе, что международные организации с помощью финансовой помощи заставляют малообеспеченные страны принимать законы, признающие «брак» между лицами одного пола» (там же).

Стоит отметить, что сама Римско-католическая церковь находится под постоянным давлением, сфокусированным именно на половой проблематике. Средства массовой коммуникации и общественные организации (включая ООН) постоянно выносят в публичное пространство все новые скандалы, связанные с гомосексуализмом и педофилией священников (Католический архиепископ ... , 2015: Электронный ресурс; Ермолаева, 2014: Электронный ресурс; Миракян, 2014аЬ: Электронный ресурс).

Не имея цели обелить католическую церковь, все же стоит отметить несоответствие масштаба проблемы ее представленности в публичном дискурсе. Хотя, конечно, проблема существует, что признает и сам папа римский Франциск. Однако в истории все это уже было. Достаточно вспомнить, каким серьезным нападкам со стороны властителей дум в ХУШ-Х1Х вв. (Монтескье, Вольтер, Дидро, Руссо, Бальзак, Мопассан и др.) подвергалась Церковь. Современная кампания по дискредитации Римско-католической церкви свидетельствует, что Церковь еще окончательно не сломлена и, являясь последним оплотом, защищающим нравственный идеал человека и традиционные семейные ценности в западном мире, все еще представляет потенциальную угрозу для ли-берализма. Сведения в СМИ о сексуальных скандалах, в которых замешаны священнослужители, можно рассматривать как попытку надавить на Церковь и заставить ее изменить позицию по вопросу половой морали. Желание либерально настроенных сил, добившихся узаконивания греха, получить еще и моральное одобрение Церковью нетрадиционных сексуальных отношений, что будет означать окончательную победу либерализма и закат христианской эпохи европейской цивилизации, пока не достигнуто. В конце 2015 г. Синод епископов Римско-католической церкви вновь подтвердил запрет на однополые браки (Шмакова, 2015: Электронный ресурс).

Не сломив сопротивление католической церкви в вопросах либерализации половой морали, но значительно подорвав ее моральный авторитет и переформатировав культурное пространство Европы, либерализм столкнулся с гораздо более сильной для себя угрозой в лице ислама.

ПРОТИВОСТОЯНИЕ КУЛЬТУР

Закат христианства в Европе сопровождается расцветом ислама. Одновременно с закрытием христианских церквей в Европе активно строятся мечети для мусульман,

число которых стремительно возрастает. Причем в отличие от большинства европейцев они отличаются высоким уровнем религиозности и регулярно посещают мечети. Так, только в Германии действуют сотни мечетей, еще более 120 находятся на стадии строительства. В период 1980-2012 гг. число мусульман в Германии выросло с 500 тыс. до 4 млн человек. Нередко исламские организации выкупают христианские церкви и переделывают их в мечети. Факты превращения методистских, лютеранских и католических церквей в мечети в последние годы имели место в Берлине, Гамбурге, Дортмунде и Менхенгландбахе (В Германии строят ... , 2013: Электронный ресурс).

Ситуация в недалеком будущем еще более усугубится, поскольку трансформируется социальная структура европейских обществ, особенно это актуально для стран — лидеров ЕС — Германии и Франции. Этноконфессиональный ландшафт немецкого общества значительно изменится под влиянием миграционного потока беженцев из стран Ближнего Востока и Северной Африки, захлестнувшего Германию, в которую только в 2015 г. прибыло почти 1,1 млн человек (Германия объявила ... , 2016: Электронный ресурс). Сможет ли Европа в целом, а Германия в частности переварить такое количество чужаков? Эксперты немецкого Института мировой экономики в конце 2015 г. подсчитали, что при сохранении миграционного потока до 2020 г. на уровне текущего года и тратах в размере около 13 тыс. евро в год на человека затраты бюджета «останутся контролируемыми» и не превысят 2% германского ВВП (Германия примет . , 2015: Электронный ресурс). Итак, если экономика выдержит, она получит новые рабочие руки, что становится особенно актуально в свете сползания Германии в демографическую яму, поскольку в стране меняется модель репродуктивного поведения и, как результат, все шире разворачивается естественная убыль населения, особенно коренного. Но есть и серьезные риски, лежащие в социокультурной области, которые способны кардинально изменить социальные отношения.

Мигранты в основном исповедуют ислам и сохраняют традиционные представления о половой морали и семейно-брачных отношениях, роли религии, традиций и обычаев в жизни человека и общества, что в корне отличается от европейской либеральной идеологии. Демаркационная линия на уровне повседневного взаимодействия проходит во взглядах на допустимый внешний вид и поведение женщины, которые нередко приводят к конфликтам, обусловленным культурными различиями в интерпретации мигрантами социальных смыслов и значений внешнего вида и поведения европейских женщин. Столь несовместимые культурные тезаурусы (см.: Луков В., Луков Вл., 2008, 2013) являются миной замедленного действия, заложенной под конструкцию западного мира. Проблема культурной адаптации мигрантов, которые, как это ярко показал немецкий политик Тило Саррацин в работе «Германия: самоликвидация» (Саррацин, 2013), поддерживают высокую степень культурной автономии от коренного населения и не стремятся к интеграции в новом для них социуме, существовала и прежде, но сейчас она значительно обостряется грандиозным размахом миграционного притока, который нередко обозначают «новым великим переселением народов».

Половая мораль, являющаяся важной составляющей европейских либеральных ценностей, может стать одним из аспектов идеологического сражения, первые признаки которого уже обозначались. Так, например, уличные гулянья мигрантов в городе Кельне, посвященные встрече 2016 г., обернулись для сотен немецких женщин актами насилия, в том числе и сексуального характера. Конфликты на почве столкновения культур в европейских странах, приютивших большое количество мигрантов,

исповедующих ислам, происходят все чаще, что приводит к нарастанию социального напряжения, проявляющегося как в росте националистических настроений, с одной стороны, так и в радикализации ислама и экстремизме — с другой. Обостряются национальные отношения как между коренным населением и мигрантами, так и между мигрантами и евреями, живущими в Европе, в которой расцветает антисемитизм, и как следствие евреи эмигрируют в Израиль. Увеличивающийся рост антиисламских настроений в европейском обществе во многом определяется отсутствием адекватной реакции властей не только на преступления, совершаемые мигрантами (часто замалчиваемые), но и на все шире развертывающуюся их культурную автономию, которая проявляется и в распространении территориальных сообществ мигрантов, представляющих собой своеобразные культурные анклавы, слабо контролируемые органами государственной власти.

Столкновение культур в дилемме «Запад — Восток» получило новый виток противостояния, в центре которого находится половая мораль. Конфигурации взаимодействия ислама и либерализма в рамках Старого Света могут быть различные. Во многом они будут зависеть от того, сумеют ли европейцы в ближайшем будущем остановить нарастающую исламизацию Европы, интегрировав уже прибывших мигрантов и существенно ограничив приток новых, и тем самым сохранить свою идентичность. Пока все попытки сексуального перевоспитания мусульманских мужчин в рамках различных социальных проектов (печатные пособия со сводом правил поведения, специализированные курсы, на которых в том числе моделируются различные ситуации гендерного взаимодействия, обучающие фильмы и др.) не приносят результата (Ермолаева, Федякина, 2016: Электронный ресурс). В противном случае уже через несколько поколений социальная структура европейского общества коренным образом изменится, что приведет к краху либерального проекта и фрагментации культурных сообществ, с явным доминированием ислама.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Христианство постепенно клонится к закату в западной цивилизации, отличающейся от большей части остального мира высоким материальным достатком и благоустроенностью. Только за период 2005-2015 гг. в большинстве стран Западной Европы и США отмечается резкое снижение религиозности населения. Но есть и противоположные примеры, самым ярким из которых является Россия. Она и ряд стран Южной и Восточной Европы, относящиеся (за исключением Польши и Италии) к православному течению христианства, имеют наиболее высокие показатели религиозности. Однако благодатная культурная почва для развития совместного диалога и интеграционных связей не используется, а политический вектор в этих странах направлен не в сторону России, а, напротив, от нее, в сторону Европейского союза и США, выстроенных на либеральном идеологическом фундаменте.

Либеральные ценности все дальше вытесняют религию из жизни общества и человека. Церковь переживает как катастрофическое уменьшение числа своей паствы, что приводит к массовому закрытию церквей, так и ослабление степени влияния на нее. Ярким примером этого служит поддержка большинства населения европейских (христианских) стран легализации нетрадиционных сексуальных отношений, что явно противоречит божественным заповедям. Поэтому можно говорить о формировании новой европейской идентичности, опирающейся на либерализацию половой морали. Этот процесс охватил различные протестантские направления христианства, что про-

является в одобрении нетрадиционных сексуальных отношений. Деструкция христианской нормативности в вопросах половой морали еще больше углубляет падение уровня религиозности и вносит новые разделения в христианский мир.

Традиционные взгляды на семейно-брачные отношения сохраняют православная и католическая церкви, за что против последней на Западе развернулась масштабная информационная кампания по ее дискредитации, часто прибегающая к откровенной лжи о случаях гомосексуализма и педофилии священников.

Не сломив сопротивление католической церкви в вопросах либерализации половой морали, но значительно подорвав ее моральный авторитет и переформатировав культурное пространство Европы, либерализм столкнулся с гораздо более сильной для себя угрозой в лице ислама, который с недавних пор стал широко распространяться на континенте, когда миграционный поток хлынул в Европу. Беженцы из стран Африки и Ближнего Востока в основном исповедуют ислам и сохраняют традиционные представления о половой морали и семейно-брачных отношениях, роли религии, традиций и обычаев в жизни человека и общества, что в корне отличается от европейской либеральной идеологии. Культурные различия в вопросах половой морали все чаще проявляются в поведенческих аспектах и становятся причиной конфликтов, приводящих к нарастанию социальной напряженности, вызывающей как рост националистических настроений, с одной стороны, так и радикализацию ислама и экстремизм — с другой.

Набирающая обороты исламизация Европы является новым вызовом для европейцев, который несет в себе значительную угрозу для либеральной идентичности. Ее будущее зависит от того, сумеют ли европейцы остановить нарастающую исламизацию Европы, интегрировав уже прибывших мигрантов и существенно ограничив приток новых. Не исключено также, что надвигающаяся исламская угроза приведет к расколу Европейского союза и кризису либерального проекта. При таком развитии событий различным европейским государствам для консолидации общества потребуется создавать новые прочные структуры идентичности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бабасян, Н. (2001) Призрак атеизма [Электронный ресурс] // Коммерсантъ-Власть. №45. 13 ноября. URL: http://kommersant.ru/doc/290995 [архивировано в WebCite] (дата обращения: 12.01.2016).

Большинство католиков в США не знают вероучения Церкви и позиции Папы Франциска (2015) [Электронный ресурс] // Katolik.ru. 1 сентября. URL: http://katolik.ru/mir/123064-bol-shinstvo-katolikov-v-ssha-ne-znayut-veroucheniya-tserkvi-i-pozitsii-papy-frantsiska.html [архивировано в WebCite] (дата обращения: 12.01.2016).

В Германии строят более 120 мечетей на фоне закрытия сотен церквей (2013) [Электронный ресурс] // Интерфакс-Религия. 15 февраля. URL: http://interfax-religion.ru/?act=news&div= 50046 [архивировано в WebCite] (дата обращения: 12.01.2016).

В Голландии закроют около 1000 католических церквей (2015) [Электронный ресурс] // Katolik.ru. 23 апреля. URL: http://katolik.ru/mir/122076-v-gollandii-zakroyut-okolo-1000-kato-licheskikh-tserkvej.html [архивировано в WebCite] (дата обращения: 12.01.2016).

В РПЦ заявляют, что решение Лютеранской церкви Норвегии рукополагать геев «не способствует диалогу» (2007) [Электронный ресурс] // NEWSru.com. 21 ноября. URL: http://news-ru.com/religy/21nov2007/gay.html [архивировано в WebCite] (дата обращения: 12.01.2016).

Германия объявила о приеме 1,1 млн беженцев (2016) [Электронный ресурс] // Российская газета. 6 января. URL: http://rg.ru/2016/01/06/begentsi-anons.html [архивировано в WebCite] (дата обращения: 10.01.2016).

Германия примет за этот год миллион беженцев (2015) [Электронный ресурс] // Интерфакс. 14 декабря. URL: http://interfax.ru/world/484909 [архивировано в WebCite] (дата обращения: 12.01.2016).

Ермолаева, Н. (2014) Папа Римский попросил прощения за священников-педофилов [Электронный ресурс] // Российская газета. 11 апреля. URL: http://rg.ru/2014/04/11/proshenie-site-anons.html [архивировано в WebCite] (дата обращения: 12.01.2016).

Ермолаева, Н., Федякина, А. (2016) Мигрантов научат ухаживать [Электронный ресурс] // Российская газета — Федеральный выпуск №6871 (3). 13 января. URL: http://rg.ru/2016/01/13/ shvecia.html [архивировано в WebCite] (дата обращения: 12.01.2016).

Зарубин, П. (2015) РПЦ рассорилась с французскими и шотландскими церквями из-за гомосексуалистов [Электронный ресурс] // Вести^и. 4 июня. URL: http://vesti.ru/doc.html?id= 2626530 [архивировано в WebCite] (дата обращения: 12.01.2016).

Заявление Службы коммуникации ОВЦС (2015) [Электронный ресурс] // Русская Православная Церковь. Отдел внешних церковных связей. 3 июня. URL: https://mospat.ru/ru/ 2015/06/03/news119648/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: 12.01.2016).

Католический архиепископ ушел в отставку на фоне сексуального скандала (2015) [Электронный ресурс] // Российская газета. 16 июня. URL: http://rg.ru/2015/06/16/katolik-anons. html [архивировано в WebCite] (дата обращения: 12.01.2016).

Луков, В. А., Луков, Вл. А. (2008) Тезаурусы: Субъектная организация гуманитарного знания. М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса. 784 с.

Луков, В. А., Луков, Вл. А. (2013) Тезаурусы II: Тезаурусный подход к пониманию человека и его мира. М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса. 640 с.

Луков, В. А., Тихомиров, Д. А. (2012) Добрачные сексуальные отношения молодежи: дилемма социальной нормы и отклонения. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 188 с.

Миракян, Н. (2014a) Ватикан наказал своего экс-посла за педофилию [Электронный ресурс] // Российская газета. 29 июня. URL: http://rg.ru/2014/06/29/vatican-site.html [архивировано в WebCite] (дата обращения: 12.01.2016).

Миракян, Н. (2014b) Распутство в святой обители. Ватикан закрывает глаза на пороки своих священнослужителей [Электронный ресурс] // Российская газета — Федеральный выпуск №6395 (123). 3 июня. URL: http://rg.ru/2014/06/02/vatikan-site.html [архивировано в WebCite] (дата обращения: 12.01.2016).

Призвание и миссия семьи в Церкви и современном мире. Lineamenta (2014) [Электронный ресурс] // Римско-Католическая Архиепархия Божией Матери в Москве. URL: http://cathmos. ru/files/docs/vatican_documents/Lineamenta.pdf [архивировано в WebCite] (дата обращения: 12.01.2016).

Протестантская церковь в Бельгии разрешила служение пасторам-геям (2015) [Электронный ресурс] // РИА Новости. 15 июня. URL: http://ria.ru/world/20150615/1070030494.html [архивировано в WebCite] (дата обращения: 12.01.2016).

Протестантская церковь в Бельгии разрешила служение священникам-геям (2015) [Электронный ресурс] // NEWSru.com. 15 июня. URL: http://newsru.com/religy/15jun2015/priester_ gay.html [архивировано в WebCite] (дата обращения: 12.01.2016).

Саррацин, Т. (2013) Германия: самоликвидация : пер. с нем. М. : АСТ. 400 с.

Синелина, Ю. Ю. (2013) Религия в современном мире [Электронный ресурс] // Эксперт. №1 (833). С. 14-20. URL: http://expert.ru/expert/2013/01/religiya-v-sovremennom-mire/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: 12.01.2016).

Тихомиров, Д. А. (2015) Либерализация половой морали в современном мире // Знание. Понимание Умение. №3. С. 93-108. DOI: 10.17805/zpu.2015.3.8

Шмакова, Н. (2015) Синод Римско-католической церкви подтвердил запрет на однополые браки [Электронный ресурс] // РИА Новости. 25 октября. URL: http://ria.ru/religion/20151025/ 1307737540.html [архивировано в WebCite] (дата обращения: 12.01.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 из 10 молодых католиков в Германии игнорируют учение Церкви о половых отношениях (2014) [Электронный ресурс] // Katolik.ru. 6 января. URL: http://katolik.ru/mir/117756-9-iz-10-

molodykh-katolikov-v-germanii-ignoriruyut-uchenie-tserkvi-o-polovykh-otnosheniyakh.html [архивировано в WebCite] (дата обращения: 12.01.2016).

Akkoc, R. (2015) Mapped: These are the world's most religious countries [Электронный ресурс] // The Telegraph. 13 апреля. URL: http://telegraph.co.uk/news/worldnews/11530382/Mapped-These-are-the-worlds-most-religious-countries.html [архивировано в WebCite] (дата обращения: 12.01.2016).

Bendavid, N. (2015) Europe's empty churches go on sale [Электронный ресурс] // The Wall Street Journal. 2 января. URL: http://wsj.com/articles/europes-empty-churches-go-on-sale-1420245359 [архивировано в WebCite] (дата обращения: 12.01.2016).

Church resignations hit 7,800 after gay marriage vote (2014) [Электронный ресурс] // Yle Uutiset. 30 ноября. URL: http://yle.fi/uutiset/church_resignations_hit_7800_after_gay_mar-riage_vote/7660290 [архивировано в WebCite] (дата обращения: 12.01.2016).

Global index of religiosity and atheism (2012) [Электронный ресурс] // WIN/Gallup International. URL: http://wingia.com/web/files/news/14/file/14.pdf [архивировано в WebCite] (дата обращения: 12.01.2016).

Jones, R., Cox, D. (2015) The Francis effect? U.S. Catholic attitudes on Pope Francis, the Catholic Church, and American politics [Электронный ресурс] // Public Religion Research Institute. URL: http://publicreligion.org/site/wp-content/uploads/2015/09/PRRI-RNS-2015-Survey.pdf [архивировано в WebCite] (дата обращения: 12.01.2016).

Losing our religion? Two thirds of people still claim to be religious (2015) [Электронный ресурс] // WIN/Gallup International. 13 апреля. URL: http://wingia.com/en/news/losing_our_reli-gion_ two_thirds_of_people_still_claim_to_be_religious/290/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: 12.01.2016).

U.S. Catholics open to non-traditional families (2015) [Электронный ресурс] // Pew Research Center. 2 сентября. URL: http://pewforum.org/2015/09/02/u-s-catholics-open-to-non-traditional-families/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: 12.01.2016).

Дата поступления: 13.01.2016 г.

THE CRISIS OF RELIGIOSITY AND THE LIBERALIZATION OF SEXUAL MORALITY IN WESTERN CIVILIZATION D. A. Tikhomirov (Plekhanov Russian University of Economics)

This article discusses the crisis of religiosity in Western civilization. It is shown that in most Catholic and Protestant countries of Europe and the USA the level of religiosity is rapidly declining, while in the Orthodox societies it does not change significantly or even increases (the largest increase over the last decade was observed in Russia). Liberal ideology actively displaces religion and the traditions and customs associated with it from the life of society and the individual.

A new wave of secularization is sweeping over the Western world, as manifested in a catastrophic decrease in the number of parishioners and in closing down of churches, as well as the erosion of fundamental Christian moral principles dealing with issues of family, marriage and sexual morality.

The liberalization of sexual morality which now affects the countries of the West has penetrated into various Christian churches, as manifested in the approval of their non-traditional sexual relations, undermining the authority of the Church and devaluating the Christian religion. The spread of liberalization is quite aggressive. The Roman Catholic Church, which refuses to endorse same-sex marriages, is under serious pressure from liberal circles, which launched a large-scale campaign to discredit the Church and force it to change her position on sexual morality.

Not having won the final victory over one religious system, liberalism faced a new threat in the face ofanother — Islam, which is spreading rapidly in Europe with the arrival of migrants from Africa and the Middle East. This article focuses on the problem of Islamization of Europe and the increased confrontation between over the 'West-East' divide — a conflict where sexual morality plays a major role.

Keywords: Western Europe; Western civilization; religion; liberalism; sexual morality, liberalization of sexual morality; Christianity; Islam; immigrants; culture clash

REFERENCES

Babasian, N. (2001) Prizrak ateizma [The ghost of atheism]. Kommersanf-Vlast', no. 45, November 13. [online] Available at: http://kommersant.ru/doc/290995 [archived in WebCite] (accessed 12.01.2016). (In Russ.).

Bol'shinstvo katolikov v SShA ne znaiut veroucheniia Tserkvi i pozitsii Papy Frantsiska [The majority of Catholics in the USA do not know the beliefs of the Church and viewpoints of Pope Francis]. (2015) Katolik.ru, September 1. [online] Available at: http://katolik.ru/mir/123064-bol-shinstvo-katolikov-v-ssha-ne-znayut-veroucheniya-tserkvi-i-pozitsii-papy-frantsiska.html [archived in WebCite] (accessed 12.01.2016).

V Germanii stroiat bolee 120 mechetei na fone zakrytiia soten tserkvei [120 mosques under construction in Germany, while hundreds of churches close]. (2013) Interfax-Religiia, February 15. [online] Available at: http://interfax-religion.ru/?act=news&div=50046 [archived in WebCite] (accessed 12.01.2016). (In Russ.).

V Gollandii zakroiut okolo 1000 katolicheskikh tserkvei [About 1000 Catholic churches to close in the Netherlands]. (2015) Katolik.ru, April 23. [online] Available at: http://katolik.ru/mir/122076-v-gollandii-zakroyut-okolo-1000-katolicheskikh-tserkvej.html [archived in WebCite] (accessed 12.01.2016). (In Russ.).

V RPTs zaiavliaiut, chto reshenie Liuteranskoi tserkvi Norvegii rukopolagat' geev «ne sposob-stvuet dialogu» [ROC says the decision of the Lutheran Church ofNorway to ordain gay priests "does not encourage dialogue"]. (2007) NEWSru.com, November 21. [online] Available at: http://news-ru.com/religy/21nov2007/gay.html [archived in WebCite] (accessed 12.01.2016). (In Russ.).

Germaniia ob'iavila o prieme 1,1 mln bezhentsev [Germany announced the admission of 1.1 mln refugees]. (2016) Rossiiskaia gazeta, January 6. [online] Available at: http://rg.ru/2016/01/06/be-gentsi-anons.html [archived in WebCite] (accessed 12.01.2016). (In Russ.).

Germaniia primet za etot god million bezhentsev [Germany to host 1 mln refugees]. (2015) Interfax, December 14. [online] Available at: http://interfax.ru/world/484909 [archived in WebCite] (accessed 12.01.2016). (In Russ.).

Ermolaeva, N. (2014) Papa Rimskii poprosil proshcheniia za sviashchennikov-pedofllov [Pope apologizes for paedophile priests]. Rossiiskaia gazeta, April 11. [online] Available at: http://rg.ru/ 2014/04/11/proshenie-site-anons.html [archived in WebCite] (accessed 12.01.2016). (In Russ.).

Ermolaeva, N. and Fediakina, A. (2016) Migrantov nauchat ukhazhivat' [Migrants to study courtship]. Rossiiskaia gazeta, no. 6871 (3), January 13. [online] Available at: http://rg.ru/ 2016/01/13/shvecia.html [archived in WebCite] (accessed 12.01.2016). (In Russ.).

Zarubin, P. (2015) RPTs rassorilas' s frantsuzskimi i shotlandskimi tserkviami iz-za gomoseksualis-tov [ROC quarrels with French and Scottish churches on gay issue]. Vesti.Ru, June 4. [online] Available at: http://vesti.ru/doc.html?id=2626530 [archived in WebCite] (accessed 12.01.2016). (In Russ.).

Zaiavlenie Sluzhby kommunikatsii OVTsS [Statement of the Communications Office of the Department for External Church Relations]. (2015) Russkaia Pravoslavnaia Tserkov'. Otdel vneshnikh tserkovnykh sviazei, June 3. [online] Available at: https://mospat.ru/ru/2015/06/03/news119648/ [archived in WebCite] (accessed 12.01.2016). (In Russ.).

Katolicheskii arkhiepiskop ushel v otstavku na fone seksual'nogo skandala [Catholic archbishop resigns amidst sex scandal]. (2015) Rossiiskaia gazeta, June 16. [online] Available at: http://rg.ru/ 2015/06/16/katolik-anons.html [archived in WebCite] (accessed 12.01.2016). (In Russ.).

Lukov, V. A. and Lukov, Vl. A. (2008) Tezaurusy: Sub»ektnaia organizatsiia gumanitarnogo znaniia [Thesauri: The subjective organization of humanities knowledge]. Moscow, The National Institute of Business Publ. 784 p. (In Russ.).

Lukov, V. A. and Lukov, Vl. A. (2013) Tezaurusy II: Tezaurusnyi podkhod k ponimaniiu che-loveka i ego mira [Thesauri II: The thesaurus approach to the conceptualization of the person and his/her world]. Moscow, The National Institute of Business Publ. 640 p. (In Russ.).

Lukov, V. A. and Tikhomirov, D. A. (2012) Dobrachnye seksual'nye otnosheniia molodezhi: dilemma sotsial'noi normy i otkloneniia [Premarital sexual relations of the youth: The dilemma of social norm and deviation]. Moscow, Moscow University for the Humanities Publ. 188 p. (In Russ.).

Mirakian, N. (2014a) Vatikan nakazal svoego eks-posla za pedofiliiu [Vatican punishes paedophile ex-ambassador]. Rossiiskaia gazeta, June 29. [online] Available at: http://rg.ru/2014/06/29/vatican-site.html [archived in WebCite] (accessed 12.01.2016). (In Russ.).

Mirakian, N. (2014b) Rasputstvo v sviatoi obiteli. Vatikan zakryvaet glaza na poroki svoikh svi-ashchennosluzhitelei [Debauchery in the monastery. Vatican turns blind eye to sins of its clergy]. Rossiiskaia gazeta, no. 6395 (123), June 3. [online] Available at: http://rg.ru/2014/06/02/vatikan-site.html [archived in WebCite] (accessed 12.01.2016). (In Russ.).

Prizvanie i missiia sem'i v Tserkvi i sovremennom mire. Lineamenta [The vocation and mission of family in the Church and contemporary world. Lineamenta]. (2014) Rimsko-Katolicheskaia Arkhieparkhiia Bozhiei Materi v Moskve [online] Available at: http://cathmos.ru/files/docs/vati-can_documents/Lineamenta.pdf [archived in WebCite] (accessed 12.01.2016). (In Russ.).

Protestantskaia tserkov' v Bel'gii razreshila sluzhenie pastoram-geiam [A protestant church in Belgium allows gay pastors]. (2015) RIA Novosti, June 15. [online] Available at: http://ria.ru/world/ 20150615/1070030494.html [archived in WebCite] (accessed 12.01.2016). (In Russ.).

Protestantskaia tserkov' v Bel'gii razreshila sluzhenie sviashchennikam-geiam [A protestant church in Belgium allows gay pastors]. (2015) NEWSru.com, June 15. [online] Available at: http:// newsru. com/religy/15jun2015/priester_gay.html [archived in WebCite] (accessed 12.01.2016). (In Russ.).

Sarrazin, T. (2013) Germaniia: samolikvidatsiia [Germany is doing away with itself]. Moscow, AST Publ. 400 p. (In Russ.).

Sinelina, Yu. Yu. (2013) Religiia v sovremennom mire [Religion in contemporary world]. Expert, no. 1 (833), pp. 14-20. [online] Available at: http://expert.ru/expert/2013/01/religiya-v-sovremen-nom-mire/ [archived in WebCite] (accessed 12.01.2016). (In Russ.).

Tikhomirov, D. A. (2015) Liberalizatsiia polovoi morali v sovremennom mire [The liberalization of sexual morality in the modern world]. Znanie. Ponimanie Umenie, no. 3, pp. 93-108. DOI: 10.17805/zpu.2015.3.8 (In Russ.).

Shmakova, N. (2015) Sinod Rimsko-katolicheskoi tserkvi podtverdil zapret na odnopolye braki [The Synod of the Roman Catholic Church upholds same-sex marriages ban]. RIA Novosti, October 25. [online] Available at: http://ria.ru/religion/20151025/1307737540.html [archived in WebCite] (accessed 12.01.2016). (In Russ.).

9 iz 10 molodykh katolikov v Germanii ignoriruiut uchenie Tserkvi o polovykh otnosheniiakh [9 of 10 young Roman Catholics in Germany ignore the Church's position on sexual relations]. (2014) Katolik.ru, January 6. [online] Available at: http://katolik.ru/mir/117756-9-iz-10-molodykh-kato-likov-v-germanii-ignoriruyut-uchenie-tserkvi-o-polovykh-otnosheniyakh.html [archived in WebCi-te] (accessed 12.01.2016). (In Russ.).

Akkoc, R. (2015) Mapped: These are the world's most religious countries. The Telegraph, April 13. [online] Available at: http://telegraph.co.uk/news/worldnews/11530382/Mapped-These-are-the-worlds-most-religious-countries.html [archived in WebCite] (accessed 12.01.2016).

Bendavid, N. (2015) Europe's empty churches go on sale. The Wall Street Journal, January 2. [online] Available at: http://wsj.com/articles/europes-empty-churches-go-on-sale-1420245359 [archived in WebCite] (accessed 12.01.2016).

Church resignations hit 7,800 after gay marriage vote. (2014) Yle Uutiset, November 30. [online] Available at: http:// yle.fi/ uutiset/ church_resignations_hit_7800_after_gay_marriage_vote/ 7660290 [archived in WebCite] (accessed 12.01.2016).

Global index of religiosity and atheism. (2012) WIN/Gallup International [online] Available at: http://wingia.com/web/files/news/14/file/14.pdf [archived in WebCite] (accessed 12.01.2016).

Jones, R. and Cox, D. (2015) The Francis effect? U.S. Catholic attitudes on Pope Francis, the Catholic Church, and American politics. Public Religion Research Institute [online] Available at: http://publicreligion.org/site/wp-content/uploads/2015/09/PRRI-RNS-2015-Survey.pdf [archived in WebCite] (accessed 12.01.2016).

Losing our religion? Two thirds of people still claim to be religious. (2015) WIN/Gallup International, April 13. [online] Available at: http://wingia.com/en/news/losing_our_religion_two_ thirds_of_people_still_claim_to_be_religious/290/ [archived in WebCite] (accessed 12.01.2016).

U.S. Catholics open to non-traditional families. (2015) Pew Research Center, September 2. [online] Available at: http://pewforum.org/2015/09/02/u-s-catholics-open-to-non-traditional-fami-lies/ [archived in WebCite] (accessed 12.01.2016).

Тихомиров Дмитрий Андреевич — кандидат социологических наук, доцент кафедры политологии и социологии Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. Адрес: 117997, Россия, г. Москва, Стремянный пер., 28, корп. 1. Тел.: +7 (495) 958-23-27. Эл. адрес: [email protected]

Tikhomirov Dmitry Andreevich, Candidate of Sociology, Associate Professor, Department of Political Science and Sociology, Plekhanov Russian University of Economics. Postal address: Bldg. 1, 128 Stremyannyi Lane, 117997 Moscow, Russian Federation. Tel.: +7 (495) 958-23-27. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.