Научная статья на тему 'Трансформация нравственных ценностей западного христианства в обществе потребления'

Трансформация нравственных ценностей западного христианства в обществе потребления Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
708
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ / SECULARIZATION / МОДЕРНИЗАЦИЯ ХРИСТИАНСТВА / MODERNIZATION OF CHRISTIANITY / КАТОЛИЦИЗМ / CATHOLICISM / ПРОТЕСТАНТИЗМ / PROTESTANTISM / КАПИТАЛИЗМ / CAPITALISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Богданова Оксана Александровна, Плотникова Татьяна Валерьевна

В статье анализируется такая форма секуляризации католицизма и протестантизма, как адаптация их ценностей к ценностям общества потребления. В связи с этим анализируется трансформация экономического учения западного христианства, суть которого состоит в отказе от осуждения частной собственности и стремления к обогащению к их легитимизации. В подобном направлении эволюционируют и отношение западных церквей к проблемам половой морали, поскольку, если для традиционного христианства характерен крайний аскетизм, то современные католики и протестанты настолько вольно трактуют христианское вероучение, что оправдывают однополые отношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансформация нравственных ценностей западного христианства в обществе потребления»

18. Rakhimullina G.Z. Rol' yazyka v formirovanii natsional'noy identichnosti (na primere Tsentral'noy Azii) [The Role of Language in Formation of National Identity (on the example of Central Asia)]. In: Identichnost' kak predmet politicheskogo analiza. Sbornik statey po itogam Vserossiyskoy nauchno-teo-reticheskoy konferentsii [Identity as a matter of political analysis. Proc. All-Rus.Sci.-Tec. Conf. (Moscow,

October 21-22, 2010). Ed. by I.S. Semenenko, L.A. Fadeeva, V.V. Lapkin, P.V. Panov. Moscow, Institute of World Economy and International Relations RAS, 2011, pp. 123-127.

19. Ibragimova V.L. Rossiyskiy gumanitarnyy zhurnal, 2015, vol. 4, no. 2, pp. 145-151.

30 мая 2017 г.

УДК 23/28

ТРАНСФОРМАЦИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЗАПАДНОГО ХРИСТИАНСТВА В ОБЩЕСТВЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ

О.А. Богданова, Т.В. Плотникова

Б01 10.23683/2072-0181-2017-90-2-27-32

Христианство является традиционной для западной культуры религией, на протяжении многих веков определявшей ее основополагающие принципы, систему ценностей и идеалов. Однако, начиная с культуры Возрождения, в странах Западной Европы начинается процесс секуляризации, достигающий своего апогея в период Нового времени, когда рождается такая радикальная ее форма, как атеизм, отрицающий существование Бога и объявивший войну религии и церкви. При этом исследования истории секуляризации в западной культуре показывают, что она заключалась не только в падении роли религии и церкви, но и в секуляризации самого западного христианства, что выражалось в его адаптации к духу века сего. Поэтому весьма актуальным является решение вопроса о том, как трансформировалось западное христианство в обществе потребления, каковым является современное западное общество.

Проблема модернизации западного христианства привлекает к себе внимание зарубежных и отечественных авторов, как светских, так и религиозных. Значительный вклад в ее изучение внесли такие западные иссле-

дователи, как Д. Бонхеффер, К. Барт, Р. Буль-тман, К. Кюнг, Х. Кокс И.Б. Мец, Г. Рормозер др. Различные аспекты адаптации католицизма и протестантизма к реалиям общества потребления рассматривались в работах Р.Н. Лункина, В.Ю. Катасонова, Т.Б. Коваль, Ю.Ю. Синелиной, Н.В. Сомина др.

Вместе с тем недостаточно исследованной является эволюция адаптации западного христианства к ценностям общества потребления. Очевидно, что анализ данной проблемы делает необходимым рассмотрение социокультурных детерминант модернизации католицизма и протестантизма.

"Предмет исследования, определенный как трансформация христианства в современной западной культуре", предполагает использование методологии, делающей возможным осмыслить влияние ценностей, доминирующих в странах Западной Европы и США на католицизм и протестантизм. Теоретико-методологической основой такого анализа является системный метод, постигающий культуру как целостную динамичную, структурно-функциональную систему, что позволяет установить детерминированность ос-

Богданова Оксана Александровна - доктор философских наук, профессор кафедры философии и культурологии Ростовского государственного экономического университета, 344002, г Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 69, e-mail: bogdanova-oxana.al@yandex.ru, т. 8(863)2613814;

Плотникова Татьяна Валерьевна - доктор философских наук, профессор кафедры философии и культурологии Ростовского государственного экономического университета, 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 69, e-mail: tatyana0918@mail.ru, т. 8(863)2613814.

Oxana Bogdanova - Rostov State University of Economic, 69, B. Sadovaya Street, Rostov-on-Don, 344002, e-mail: bogdanova-oxana.al@yandex.ru, tel. +7(863)2613814;

Tatyana Plotnikova - Rostov State University of Economic, 69, B. Sadovaya Street, Rostov-on-Don, 344002, e-mail: tatyana0918@mail.ru, tel. +7(863)2613814.

новных векторов модернизации христианства эволюцией основополагающих ценностей и принципов западной культуры.

Ситуация христианства в современном мире оказалась весьма сложной, поскольку его ценности и идеалы не просто не соответствуют ценностям и идеалам стран Запада ХХ-ХХ1 в., но противоречат им. Поэтому христианские церкви оказались в затруднительном положении. Ведь, если бы они продолжали отстаивать ценности и идеалы ортодоксального христианства, то возникла бы опасность их изоляции от общества, что дало бы мощный импульс нарастанию падения роли церкви и религии. Вот почему представители различных христианских конфессий на Западе избрали другой путь - путь адаптации христианства к современной западной культуре.

Известно, что современная культура Запада - общество потребления, для которого характерен примат материальных потребностей по отношению к духовным. В такой культуре главным показателем успешности человека является богатство, а несостоятельности - бедность, что противоречит христианским идеалам, поскольку христианское учение весьма радикально отвергает собственность и богатство. Так, Отцы Церкви указывали, что своекорыстие людей в состоянии грехопадения привело к установлению частной собственности. Этот тезис они обосновывают тем, что Христос не имел никакого имущества, жил в полной бедности, и этому должны следовать Его ученики. В своих проповедях Иисус призывал своих последователей оставить все (Мф 19:27), продать имущество и раздать милостыню (Мф 19:21). Еще более резко, чем собственность, в христианстве Священного Писания отрицается богатство. В Новом Завете сребролюбие рассматривается как главное зло, а богатые подвергаются критике и объявляются убийцами Христа (Иак 5:1-6). В Евангелие от Матфея Иисус прорицает: "И еще говорю вам: легче верблюду пройти сквозь ушко иглы, чем богатому войти в Царство Божие" (Мф 19: 24).

Декларируемая позиция Католической Церкви по отношению к богатству и бедности аутентична ортодоксальному христианству. Так, Папа Франциск в апостольском послании говорит о том, что стремление к потреблению как главной цели человеческого существования делает людей эгоистичными и равнодушными, не способными испытывать сострадание к бедным и желание им помочь. Как утверждает понтифик, трагизм ситуа-

ции в современном мире проявляется в том, что человек сводится к одной потребности -потребности потреблять [1].

Однако в действительности секуляризация католического учения, проявляющаяся в принципиально ином, чем в ортодоксальном христианстве, отношении к бедности и богатству, началась еще в Средние века, что стало предпосылкой развития капитализма. Весьма отчетливо тенденция к обмирщению христианства проявилась в трудах Фомы Аквин-ского, который легитимизировал частную собственность и даже обосновал ее преимущества по сравнению с общим владением, так как, по его мнению, об общем никто не заботится, в то время как свое стремятся сохранить и умножить. Любопытно, что средневековый схоласт говорит о том, что обладание частной собственностью приносит человеку радость, что, безусловно, созвучно идеалам общества потребления [2]. Таким образом, учение Фомы Аквинского полностью отказывалось от учения ортодоксального христианства, суть которого - в осуждении богатства и понимании бедности как идеала, отвержении частной собственности, постулировании общности имущества в христианской общине. Характеризуя трансформацию идеалов христианства в католицизме, В. Зом-барт отмечает, что идеал бедности раннего христианства был полностью отброшен, и для каждого верующего открывалась возможность разбогатеть на основе собственного труда [3]. В дальнейшем католическая мысль шла по пути адаптации своего вероучения к реалиям капитализма. Так, в 1891 г. вышла знаменитая энциклика Папы Льва XIII "Яеииш Коуагиш", в которой была вполне отчетливо сформулирована позиция Католической Церкви по отношению к экономике капитализма. Папа утверждает, что частная собственность освящена данным Господом естественным правом, а также справедлива, так как является результатом труда [4]. В энциклике папы Иоанна Павла 11 " Сотый год", изданной в 1991 г. актуализируются основные идеи "Яеииш Коуагиш", в частности, идея лнгитимности частной собственности, которая основывается на естественном праве и делает человека свободным и независимым, способствует плодотворной деятельности [5]

В целом, хотя Католическая Церковь и критикует отдельные недостатки капитализма, однако акцент делается на его позитивных сторонах, поскольку он предоставляет личности свободу в экономике. На современном этапе в католической литературе предприни-

маются попытки показать позитивные стороны свободного предпринимательства.

Таким образом, в доктрине Католической Церкви секулярный взгляд на проблему собственности и богатства формировался постепенно, и при этом католиками никогда не декларировалось его сущностное отличие от понимания экономических реалий в традиционном христианстве, а напротив, имели место попытки обосновать предлагаемые инновации авторитетом Священного Писания.

Возникновение протестантизма знаменовало собой весьма радикальную трансформацию христианского учения по вопросу о собственности, бедности и богатстве. Если в ортодоксальном христианстве стремление к обогащению рассматривалось как грех, а само богатство нуждалось в оправдании посредством раздачи милостыни и т.д., то протестантизм открыто заявляет, что богатства, нажитого честным трудом, никто не должен стыдиться, оно само по себе радует Творца и не нуждается ни в каком оправдании. И хотя первоначально в протестантизме акцент делался на том, что богоугодным является выполнение своих профессиональных обязанностей и аскетизм в потреблении, однако, как указывает М. Вебер, вместе с ростом имущества протестантов "растут и их гордыня, страсти, любовь к плотским мирским утехам и высокомерие" [6]. Эта эволюция ценностных ориентаций протестантов подготавливает почву для адаптации протестантизма к обществу потребления. Современные исследователи говорят о формировании религиозного рынка, в контексте которого протестантские церкви "смогли свободно адаптироваться к культурным изменениям и конкурировать между собой в попытке привлечь и удержать последователей" [7, с. 18]. Причем, наибольших успехов в этом направлении добилась "теологии богатства", или "Евангелия процветания". Основной тезис этого учения: "Бог желает материального процветания всем верующим и вознаграждает их деньгами в соответствии с силой их веры". Идеология "Евангелия процветания" в полной мере отказывается от идеи аскезы, характерной для раннего протестантизма, заменив ее стремлением к безудержному потреблению. Суть данного учения в полной мере отвечает духу общества потребления, так как в соответствии с ним, стремясь к максимальному удовлетворению своих потребностей, человек "выполняет волю Бога" [8]. Таким образом, возникает парадоксальная ситуация, когда стремле-

ние к потреблению получает религиозное обоснование. В целом можно сказать, что для современного протестантизма характерна маркетизация религии, в контексте которой верующие рассматриваются как "религиозные потребители", а духовность - как товар, для успешной реализации которого подходят все средства.

Весьма ярко процесс секуляризации западного христианства проявляется в трансформации его отношения к проблемам половой морали. Как известно, традиционное христианство весьма аскетично, поскольку утверждает, что сексуальные отношения не являются греховными, если их целью является рождение детей. Христос осуждает не только акт прелюбодеяния, но даже чувство вожделения. Противоположность современной западной культуры христианству состоит в том, что, если христианское учение призывает заботиться о спасении души, то человек в XXI столетии перестает воспринимать себя как духовно-телесное существо и ощущает себя исключительно как тело. Поэтому у него доминируют телесные потребности, главными из которых являются сексуальные. Вследствие этого, наверное, никогда со времен поздней Римской империи сексуальная мораль не являлась столь либеральной, как в современном западном обществе, в котором сформировалось весьма позитивное отношение к гомосексуализму и даже узаконены однополые браки. Какую же позицию занимают по вопросам половой морали Католическая Церковь и протестанты?

Позиция Католической Церкви по отношению к гомосексуализму эволюционировала и является столь же неоднозначной, как и по проблеме богатства и бедности. Степень секуляризации католицизма становится в полной мере понятной, если сравнить отношение к гомосексуализму Католической Церкви XXI в. и ортодоксального христианства, в котором однополые отношения рассматриваются как удовлетворение чувственной потребности противоестественным способом и резко осуждаются. В Послании Римлянам апостол Павел весьма отчетливо выражает отношение к однополым сексуальным отношениям, как женщин, так и мужчин: "Женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигаясь похотью друг на друга, мужчины на мужчинах, делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение"

(Рим 1:26-27). Рассматривая гомосексуальные отношения как тягчайший из грехов, христианство однозначно утверждает, что гомосексуалисты будут лишены Царства Божия.

Первоначально позиция Католической Церкви по отношению к гомосексуализму вполне соответствовала Священному Писанию. Так, в Катехизисе Католической Церкви, изданном в 1992 г. в параграфе "Целомудрие и гомосексуализм" гомосексуализм в соответствии с Библией, квалифицируется как тяжелая форма разврата, противоречащая естественному закону [9]. Однако среди католических священников постепенно вызревало отношение к гомосексуализму, противоречащее ортодоксальному христианству. Так, в 1976 г. священник-иезуит Дж. МакНейл издал работу "Церковь и гомосексуал", в которой призывал Католическую Церковь отказаться от осуждения гомосексуализма, поскольку любая сексуальная ориентация является даром Божиим, и потому сам человек ее не выбирает, и она должна быть принята с благодарностью [10]. Однако, если в XX в. такого рода попытка оправдания однополых отношений была осуждена, и ее проповедник был исключен из Общества Иисуса, то в XXI в. позиция Католической Церкви по отношению к гомосексуализму претерпела существенную трансформацию в направлении от резкого осуждения до оправдания и, в определенной степени легитимизации.

Смягчение оценки гомосексуализма, в частности, проявляется в том, что, если католики, вступившие во второй брак, не обладают правом участвовать в таинствах церкви, то гомосексуалы таким правом обладают при условии исповеди. В то же время в позиции некоторых католических иерархов просматривается тенденция к еще более терпимому отношению к гомосексуализму. Так, в выступлении венгерского кардинала Петера Эрде содержится мысль о том, что гомосексу-алы имеют много даров и талантов, которые "бы могли предложить христианской общине". Он продемонстрировал толерантность и к однополым бракам, поскольку они могут порой показывать примеры взаимной помощи на грани жертвы, что составляет драгоценный опыт в жизни партнеров [11]. Кульминацией позитивного отношения католиков к гомосексуализму является позиция Главы Католической Церкви папы Франциска I, который заявил, что Католическая Церковь должна просить прощение у геев за прежнее отношение к сексуальным меньшинствам. При этом

он утверждает, что, если человек в данном состоянии, с доброй волей и ищет Бога, кто мы такие, чтобы судить? [12].

Позиция протестантов по отношению к гомосексуализму характеризуется противоречивостью и неоднозначностью, поскольку протестантизм представлен множеством направлений. Так, сторонники фундаментализма в протестантизме, например, Южная Баптистская Конвенция в США в 1988 г. приняла "Резолюцию о гомосексуализме", в которой он квалифицировался как "извращение божественных норм". В то же время даже для фундаменталистов характерно определенное отступление от ортодоксальной христианской позиции, поскольку они говорят о том, что "Бог любит гомосексуалов и предлагает им спасение", что противоречит отношению к ним в Библии, о чем речь шла ранее. Еще более мягкая позиция протестантов по отношению к гомосексуальным союзам состояла в том, что они допустимы, но должны быть моногамными, как и гетеросексуальные.

В конце XX и начале XXI в. во многих протестантских церквях произошел весьма радикальный пересмотр позиции по отношению к гомосексуализму. Во-первых, гомосексуальное влечение стало рассматриваться ими как данное человеку Богом, отсюда вытекает невозможность его осуждения. Следующим шагом стало признание протестантами однополых браков и их церковное благословение, которое осуществляют сегодня Евангелическая Церковь Германии, Церкви Швеции, Дании, Исландии, Объединенная Церковь Канады, Епископальная Церковь США и др. Легитимизация однополых отношений зашла в протестантских церквях настолько далеко, что гомосексуалисты и лесбиянки были допущены к пастырскому служению. Так, в 2010 г. в Лос-Анжелесе епископальную кафедру Епископальной Церкви США заняла лесбиянка Мери Глэсспул, а в 2009 г. епископом Стокгольма стала лесбиянка Ева Брунне.

Таким образом, в современном католицизме и протестантизме проявляется вольная интерпретация христианского учения в вопросе о гомосексуализме. Если в Библии и в Ветхом и в Новом Завете выражено однозначно отрицательное отношение к однополым отношениям во всех их проявлениях, то католики занимают весьма примирительную позицию по отношению к ним, а протестанты в полной мере их принимают и оправдывают. Аргументация и католической церкви и протестантов состоит в том, что оправданием гомосексуаль-

ного влечения является то, что оно дано человеку Богом. Однако при этом они игнорируют то обстоятельство, что бывают эпохи, когда гомосексуалистов очень много (Древняя Греция и Древний Рим) и они не скрывают своей ориентации, а бывают эпохи, когда их значительно меньше и они навязчиво не выставляют свою сексуальную жизнь напоказ. Трудно себе представить, чтобы в Средние века, или даже в первой половине XX в. люди с гомосексуальной ориентацией обнародовали бы ее и гордились ею, как это происходит в современном западном мире.

Сегодняшние католики и протестанты обходят вниманием тот факт, что тотальное распространение однополых отношений в современном мире является результатом сексуальной революции, которая порождает пресыщенность и толкает на различные эксперименты, к числу которых относится гомосексуализм. Если следовать логике католиков и протестантов и гомосексуализм нельзя осуждать, потому что это влечение дано от Бога, то можно утверждать, что и педофилия, и зоофилия - эти широко распространенные в современном мире сексуальные извращения -также могут быть в человеке от Бога.

Проделанный анализ религиозной ситуации в современной западной культуре сделал возможным определить специфику трансформации основных принципов христианства в западной культуре XX-XXI вв. Возникает вопрос: "Какая религия нужна личности в культуре Запада?" Ортодоксальное христианство? Но ведь мир изменился. И если христианство Священного Писания было совершенно адекватно культуре средневековья, основным принципом которой являлся теоцентризм, то, как было показано ранее, основные ценности и идеалы христианства противоположны ценностным ориентациям нынешней культуры постмодерна. Поэтому католики и протестанты избрали путь адаптации христианского вероучения к духу века сего, к ценностным ориентациям культуры западных стран, что, по их мнению, должно было служить преодолению отчуждения христианских церквей от общества и таким образом укрепить их позиции. Возникает вопрос: "Привела ли модернизация христианства к возрастанию его влияния в обществе или, напротив, она дало мощный импульс нарастанию секуляризации?" Представляется, что проделанный анализ адаптации христианства к основным принципам общества потребления приводит к размыванию границ между христианством в собственном смысле слова и тем, что, заяв-

ляя о своей принадлежности к христианству, таковым уже не является. И потому происходит обмирщение христианства, приводящее к возникновению псевдохристианства.

Модернизация западного христианства ярко проявляется как в доктрине современной католической церкви, так и в концепциях протестантского модернизма. Общими ее признаками в современном католицизме и протестантизме является перенесение акцента на мир посюсторонний и произвольная интерпретация христианского вероучения. Причем, как показывает эволюция западного христианства в XX-XXI в., оно весьма быстро интерпретировало положения христианского вероучения в соответствии с ценностями общества.

Представляется, что негативное следствие вольного толкования христианских нравственных ценностей состоит в том, христианская мораль абсолютов превращается в релятивистскую мораль, ничем не отличающуюся от светской. Другим следствием переосмысления фундаментальных нравственных ценностей христианства является то, что само модернизированное христианство разрушает границу между пороком и добродетелью, что наиболее ярко проявилось в его адаптации к ценностям общества потребления. Христианство при этом утрачивает ту нравственную роль, которую выполняло на протяжении многих веков, и которая состояла в том, что оно не адаптировало человека к сущему, а призывало к реализации нравственного идеала. Ведь в момент своего возникновения христианство дало человеку совершенно иные моральные ориентиры, чем те, которые существовали в других религиях и культурах. Величие христианства заключалось как раз в том, что, сформировав нравственные абсолюты, позволившие отделить грех от добродетели, оно позволило преодолеть тот кризис, который существовал в культуре. Современное западное христианство идет по пути адаптации к кризису современной западной культуры, а потому не может послужить духовной основой его преодоления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Pope Francisus I. Apostolic Exhortation Evangelii Gaudium of the Holy Father Francis to the Bishops, Clergy, Consecrated Persons and the Lay Faithful on the Proclamation of the Gospel in Today's World". Vatican: Vatican Press, 2013. 224 p. Р. 183.

2. Аквинский Фома. Сумма теологии. Ч. 2. Вопросы LXXVII-LXXVIII // Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков. В 5 т. Т.1 От зари

цивилизации до капитализма. М.: Мысль, 2004. 718 с. С. 120-133.

3. Зомбарт В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека: пер с нем. М.: Наука, 1994. 444 с.

4. Pope Leo XIII. Rerum Novarum. Encyclical of Pope Leo XVIII on Capital and Labor. Vatican, 1891. Р. 185.

5. Paul II. Holy Father "Centesimus Annus" Encyclical Letter to His Brother Bishops in the Episcopate, the Priests and Deacons, Families of Men and Women Religious, All the Christian Faithful and to All Men and Women of Good Will on the Hundredth Anniversary of Rerum Novarium. Vatican: Vatican Press, 1991. 162 p.

6. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // М. Вебер. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. 808 с.

7. Синелина Ю. Религия в современном мире // Эксперт. Специальный номер. 2013. № 1. С. 14-21.

8. Катехизис Католической Церкви. М.: Культурный центр Духовная библиотека, 2001. 814 c. C. 201.

9. McNeil John J. The Church and Homosexual. Boston: Beacon Press, 1976. 288 p.

10. Итоги Епископата по вопросам семьи [Электронный ресурс]. URL: http://wmeste.ucoz/ru/blog/ itogi sinoda (дата обращения 29.01.2017).

11. Pope Francisus I about the Attitude towards Homosexuals. https://lenta.ru/news/2016/06/27/pope/ Francisus PP.1 (дата обращения 29.01.2017).

REFERENCES 1. Pope Francisus I. Apostolic Exhortation Evangelii Gaudium of the Holy Father Francis to the Bishops, Clergy, Consecrated Persons and the Lay Faithful on the Proclamation of the Gospel in Today's World". Vatican, Vatican Press, 2013, 224 p., p. 183.

2. Thomas Aquinas. Summa teologii. Ch. 2. Vo-prosy LXXVII-LXXVIII [The amount of theology. Part 2. Questions LXXVII-LXXVIII]. In: Mirovaya ekonomicheskaya mysl'. Skvoz' prizmu vekov [World economic thought. Through the prism of time]. In 5 vol. Vol. 1. From the dawn of civilization to capitalism. Moscow, Mysl', 2004, 718 p., pp. 120-133.

3. Zombart V. Burzhua. Etyudy po istorii dukhovnogo razvitiya sovremennogo ekonomicheskogo cheloveka. Moscow, Nauka, 1994, 444 p.

4. Pope Leo XIII. Rerum Novarum. Encyclical of Pope Leo XVIII on Capital and Labor. Vatican, 1891, p. 185.

5. Paul II. Holy Father "Centesimus Annus" Encyclical Letter to His Brother Bishops in the Episcopate, the Priests and Deacons, Families of Men and Women Religious, All the Christian Faithful and to All Men and Women of Good Will on the Hundredth Anniversary of Rerum Novarium. Vatican, Vatican Press, 1991, 162 p.

6. Weber M. Protestantskaya etika i dukh kapitalizma [The Protestant ethic and the spirit of capitalism]. In: M. Weber. Izbrannye proizvedeniya [Selected works]. Moscow, Progress, 1990, 808 p., p. 201.

7. Sinelina Yu. Ekspert. A special number, 2013, no. 1, pp. 14-21.

8. Katekhizis Katolicheskoy Tserkvi [The Catechism of The Catholic Church]. Moscow, Cultural center of the Spiritual library, 2001, 814 p.

9. McNeil John J. The Church and Homosexual. Boston, Beacon Press, 1976, 288 p.

10. Itogi episkopata po voprosam sem'I [The results of the bishops on family issues], available at: http://wmeste. ucoz/ru/blog/itogi sinoda (accessed January 29, 2017).

11. Pope Francisus I about the Attitude towards Homosexuals, available at: https://lenta.ru/news/2016/06/27/ pope/Francisus PP.1 (accessed January 29, 2017).

3 мая 2017 г.

УДК 177

"СМЕРТЬ СУБЪЕКТА" В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ИНТЕРНЕТ

М.М. Мухтарова

DOI 10.23683/2072-0181-2017-90-2-32-37

Скептическое отношение к философии как пути постижения истины в XX в., выразившееся чередой концептуальных сдвигов, вызвало полнейшую трансформацию, как самого этого понятия, так и важной для философии

категории "субъект". Это привело к ряду эсхатологических событий, терминологически обозначившихся в литературе как "смерть Бога", "смерть Автора", "смерть Субъекта" и, в итоге, - "конец философии". В этой связи представляется интересным рассмотреть поня-

Мухтарова Мадинат Магомедовна - магистрант кафедры онтологии и теории познания Дагестанского государственного университета, 367000, г. Махачкала, ул. Шамиля, 16, e-mail: muhtarova.madinat@mail.ru, т. 8(872)2562125.

Madinat Mukhtarova - Dagestan State University, 16 Shamilya Street, Makhachkala, 367000, e-mail: muhtarova.madinat@mail.ru tel. +7(872)2562125.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.