Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ДЕТАЛИЗАЦИИ СТАТИСТИКИ ОТРАСЛЕЙ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТУРИЗМА В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ'

ПРОБЛЕМЫ ДЕТАЛИЗАЦИИ СТАТИСТИКИ ОТРАСЛЕЙ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТУРИЗМА В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
31
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАТИСТИКА ТУРИЗМА / ДЕТСКИЙ ТУРИЗМ / ДЕТАЛИЗАЦИЯ СТАТИСТИКИ / ТУРИЗМ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Берлин С.И., Козырь Н.С.

В статье исследуются проблемы статистической идентификации отраслей туризма и источников данных в Краснодарском крае на примере детского туризма. Особое внимание уделено исследованию проблем детализации статистики налоговых поступлений и оценке влияния туризма на стратегическое развитие региона. Разработаны меры по межотраслевому внутрирегиональному взаимодействию с целью достижения целей перспектив развития туризма в Краснодарском крае. Источником информации являются аналитические доклады Министерства туризма, курортов и олимпийского наследия Краснодарского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Берлин С.И., Козырь Н.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF DETAILING INDUSTRY STATISTICS AND PROSPECTS FOR ENSURING THE ECONOMIC AND INFORMATION SECURITY OF TOURISM IN THE KRASNODAR TERRITORY

The article examines the problems of statistical identification of tourism industries and data sources in the Krasnodar Territory on the example of children's tourism. Particular attention is paid to the study of the problems of detailing the statistics of tax revenues and assessing the impact of tourism on the strategic development of the region. Measures have been developed for intersectoral intra-regional interaction in order to achieve the goals of the prospects for the development of tourism in the Krasnodar Territory. The source of information is the analytical reports of the Ministry of Tourism, Resorts and Olympic Heritage of the Krasnodar Territory.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ДЕТАЛИЗАЦИИ СТАТИСТИКИ ОТРАСЛЕЙ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТУРИЗМА В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ»

Человечество приучают к диете из насекомых. Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН давно назвала употребление в пищу насекомых важным инструментом решения проблемы продовольственной безопасности в борьбе с изменением климата. ФАО прогнозирует рост рынка съедобных насекомых до $1,2 млрд к 2023 году (рисунок 5).

Рисунок 5 - Прогноз рынка продуктов из биомассы насекомых на 2023 год

Наибольшая прибавка ожидается не за счет Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) (где употребление в пищу насекомых является привычным делом), а как раз за счет Европы и Латинской Америки. На традиционных потребителей -страны АТР, будет приходиться менее половины емкости рынка - $ 477 млн. Рынок продуктов из биомассы насекомых до 2025 года будет расти в среднем на 37,5 %. Благодаря цифровым решения продукты и услуги подстраиваются под запросы конкретного человека. На рынке FoodNet это называется «персонализированным питанием». Прогнозируют, что будущее за персонализированным питанием, которое является одной из стратегических задач перспективного рынка «Фуднет».

Выводы. Трансформация мирового продовольственного рынка происходит на наших глазах. Активно развивается переход к инновационным продуктам питания, которые стимулируют новые тенденции: демографическая перестройка населения планеты, формирование нового потребительского спроса с учетом изменений климата, значительные достижения в области биологии, химии и физики производства продуктов питания. Мировой продовольственный рынок поделен между крупными транснациональными корпорациями, которые финансируют в проекты - «новое будущее продуктов питания».

Трансформация мирового рынка продовольствия предоставляет России возможность стать одним из ключевых игроков на международной аграрной арене. Россия способна не только обеспечить себя продовольствием, но и внести серьезный вклад в мировую продовольственную безопасность, активно работая на международных рынках продуктов продовольствия.

Источники:

1. Бесшапошный, М. Н. Теория отраслевых рынков: Практикум / М. Н. Бесшапошный, Е. В. Энкина. - Москва: ФГБНУ «Росинформа-гротех», 2017. - 130 с.

2. Бирюкова, Т. В. Органическая продукция: основные перспективы развития потребительских предпочтений /Т. В. Бирюкова. -Текст: непосредственный // Образование и право. - 2020. - № 4. - С. 409-412.

3. Ибрагимов, Э. У. О. Оценка потребительской активности покупки органической продукции / Э. У. О. Ибрагимов. - Текст: непосредственный // Экономика сельского хозяйства России. - 2020. - N° 7. - С. 67-70.

4. Нефедова О. С. Органическое сельское хозяйство новый взгляд на развитие аграрной экономики России//Наука без границ. -2016. -№ 4 (4). -С. 5-9.

5. Официальный сайт Всемирная продовольственная программа ООН [Электронный ресурс] - URL: https://ru.wfp.org/.

6. Официальный сайт Фуднет. [Электронный ресурс] - URL:https://nti2035.ru/markets/foodnet?ysclid=lbp661 s07v640665425.

7. Ревенко, Л.С. Глобальная продовольственная проблема: новые вызовы для мира и России / Л.С. Ревенко,О.И. Солдатенкова, Н.С. Ревенко // Экономика. Налоги. Право. - 2022. - Т. 15. - № 4. - С. 54-65.

8. Цифровые трансформации в аграрном секторе экономики /Ашмарина Т.И., Водянников В.Т., Гладыш Ю.М., Голубев А.В., Залтан Е.И., Кирица А.А., Яшина Е.А. и др. - М.: Общество с ограниченной ответственностью "Сам Полиграфист", 2021. - 340 с.

9. Ягудаева Н.А. Перспективы развития органической продукции птицеводства / Н.А. Ягудаева / В сборнике доклады ТСХА. 2021. - 340 с.

EDN: WSLPSY

С.И. Берлин - д.э.н., профессор, директор Института экономики, управления и бизнеса, заведующий кафедрой экономической безопасности, Кубанский государственный технологический университет, председатель Общественного совета при министерстве курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края, Краснодар, Россия, sergueiberlin@mail.ru,

S.I. Berlin - doctor of economics, professor, director of the institute of economics, management and business, head of department of economic security, Kuban state technological university, Deputy Director for Research, chairman of the Public Council under the Ministry of Resorts, Tourism and Olympic Heritage of the Krasnodar Territory, Krasnodar, Russia;

Н.С. Козырь - к.э.н., доцент кафедры компьютерных технологий и информационной безопасности Института компьютерных систем и информационной безопасности, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, Россия,

N.S. Kozyr - candidate of economic sciences, associate professor of the department of computer technology and information security of the institute of computer systems and information security, Kuban state technological university, Krasnodar, Russia.

ПРОБЛЕМЫ ДЕТАЛИЗАЦИИ СТАТИСТИКИ ОТРАСЛЕЙ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТУРИЗМА В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ PROBLEMS OF DETAILING INDUSTRY STATISTICS AND PROSPECTS FOR ENSURING THE ECONOMIC AND INFORMATION SECURITY OF TOURISM IN THE KRASNODAR TERRITORY

Аннотация. В статье исследуются проблемы статистической идентификации отраслей туризма и источников данных в Краснодарском крае на примере детского туризма. Особое внимание уделено исследованию проблем детализации статистики налоговых поступлений и оценке влияния туризма на стратегическое развитие региона. Разработаны меры по межотраслевому внутрирегиональному взаимодействию с целью достижения целей перспектив развития туризма в Краснодарском крае. Источником информации являются аналитические доклады Министерства туризма, курортов и олимпийского наследия Краснодарского края.

Abstract. The article examines the problems of statistical identification of tourism industries and data sources in the Krasnodar Territory on the example of children's tourism. Particular attention is paid to the study of the problems of detailing the statistics of tax revenues and assessing the impact of tourism on the strategic development of the region. Measures have been developed for intersectoral intra-regional interaction in order to achieve the goals of the prospects for the development of tourism in the Krasnodar Territory. The source of information is the analytical reports of the Ministry of Tourism, Resorts and Olympic Heritage of the Krasnodar Territory.

Ключевые слова: статистика туризма, детский туризм, детализация статистики, туризм, экономическая и информационная безопасность региона, стратегическое развитие.

Keywords: tourism statistics, children's tourism, detailed statistics, tourism, economic and information security of the region, strategic development.

При комплексном исследовании разносторонних проблем статистической идентификации отраслей туризма и источников данных статистической первичной информации в Краснодарском крае мы провели на примере детского туризма. Причем особое внимание уделили исследованию проблем детализации статистики налоговых поступлений от детского туризма и оценке влияния туризма в целом на стратегическое развитие региона. Краснодарский край занимает лидирующие позиции в сфере организации отдыха и оздоровления детей в Российской Федерации. В таблице 1 представлен сравнительный анализ деятельности организаций отдыха детей и их оздоровления сезонного или круглогодичного действия стационарного типа с круглосуточным пребыванием в 2019-2020 гг. Ежегодно в летний период в детских здравницах Краснодарского края отдыхают и поправляют свое здоровье свыше 250 тысяч детей, в том числе 150 тысяч детей из иных субъектов Российской Федерации, что составляет 12 % от общего количества отдыхающих в детских организациях российских детей [1].

Основной поток детей, в том числе в рамках государственных программ субъектов Российской Федерации, на отдых и оздоровление в Краснодарский край направляется из Мурманской, Архангельской, Красноярской, Московской, Ленинградской, Липецкой, Псковской, Свердловской, Воронежской, Астраханской, Сахалинской, Самарской, Ростовской и Тульской областей, городов Москва и Санкт-Петербург, Ненецкого автономного округа, республик Татарстан, Башкортостан, Коми, Саха (Якутия) и из иных субъектов Российской Федерации.

Пропускная способность детских стационарных лагерей при благоприятной эпидемиологической ситуации позволяет за летний период принимать более 250 тыс. детей, а в течении года - до 500 тыс. детей.

Ухудшило ситуацию в сфере экономической и информационной безопасности организации детского отдыха, введенные в 2020 г. противоковидные требования Федеральной службы Роспотребнадзора. Ввиду введенных ограничений из 112 детских здравниц региона, в летний период 2020 г. открылось только 44, которыми было принято 27 тысяч детей, что в 10 раз ниже аналогичного показателя 2019 года [1].

Благодаря решению, принятому на федеральном уровне и готовности Краснодарского края обеспечить безопасность детей из других субъектов нашей страны, с мая 2021 года были сняты ограничения в отношении приема детей, проживающих за пределами домашнего региона, и увеличена разрешенная заполняемость лагеря до 75 % против раннее разрешенной в 50 %. Сегодня в региональном Реестре организаций отдыха детей и их оздоровления содержатся сведения о 108 организациях на 55 286 мест. В летнем курортном сезоне 2021 года согласно действующим на 2021 год санитарно-эпидемиологическим заключениям о соответствии деятельности в сфере организации отдыха и оздоровления детей функционируют 93 организации отдыха детей и их оздоровления с общей емкостью на 49 135 мест [1].

Таблица 1 - Сравнительный анализ деятельности организаций отдыха детей и их оздоровления сезонного или круглогодичного действия стационарного типа с круглосуточным пребыванием в 2019-2020 гг. [1]

2019 г. 2020 г.

Осуществляли деятельность 124 стационарных круглогодичных и сезонных лагерей и санаториев (лето - 121 объект) 49 стационарных круглогодичных и сезонных лагерей и санаториев (лето - 44 объекта) (40 % от уровня прошлого года, лето - 36 % и 44 % от внесенных в реестр в 2020 г., лето - 40 %)

Общая коечная емкость 63 675 мест (лето - 62 364 мест) 39 072 мест (61 %); лето - 38 185 мест (61 %)

Количество принятых детей 315 724 детей, в том числе 144 715 детей Краснодарского края или 46 %, 171 009 детей из других субъектов РФ и государств или 54 %. Лето 263 794 детей, в том числе 116 697 детей Краснодарского края или 44 %, 147 097 детей из других субъектов РФ и государств или 56 %. 127 305 детей, в том числе 96 934 детей Краснодарского края или 76%, 30 371 детей из других субъектов РФ и государств или 24 %. Лето 27 326 детей, в том числе 21 202 детей Краснодарского края или 78 %; 6 124 детей из других субъектов РФ и государств или 22% (из них 3,5 тысячи детей из Арктической зоны РФ). Снижение более, чем в 10 раз

Средняя заполняемость 78 % не более 50 %

Развитие детского оздоровительного отдыха входит в приоритетные задачи туристской отрасли Краснодарского края. В настоящее время ведется регулярный мониторинг состояния инфраструктуры с соблюдением всех эпидемиологических мер безопасности. Безусловно, это привело к сокращению числа детей, которые смогли посетить летние и круглогодичные места оздоровительного отдыха.

Что касается проблемы детализация статистики налоговых поступлений и оценки влияния туризма на развитие региона, то в соответствующих отчетах зачастую не отображены данные по налогам из-за ограниченного периода статистического наблюдени. Перечень муниципальных образований включает территории, которые официально признаны зонами курортно-рекреационной сферы. При этом даже внутри одного муниципального образования может функционировать лишь отдельная территория, которая находится в системе учета «курортный сбор».

Проведенные нами исследования противопоставления применения политики стандарта качества и эффективности туристского налога за ночлег (сопоставимо с «курортным сбором»), где выводы не однозначны. Отдельные исследования затрагивают аспект налогообложения туристической деятельности. На примере Испании, развитой стране с большой тури-

стической индустрией, доказано, что использование косвенного налогообложения имеет выше эффект для экономики страны. На примере туризма Маврикия выявлено, необходимость концентрации объекта налогообложения на секторах с высокой интенсивностью туризма. Здесь имеется в виду повышение сбора доходов от самих туристов, без увеличения налоговых сборов со всей туристической отрасли.

Однако, доход местного бюджета может быть спрогнозирован на основе дополнительных аналитических процедур. Поэтому предлагается использование количественной оценки расходов туристов во время поездки, что позволит ранжировать средства между различными категориями расходов.

Исследование 2018-2021 года не дает комплексного понимания эффективности налогового сбора на экономическое развитие региона. Так, шами доказано, что спрос на туризм положительно коррелирует с ростом и устойчивостью территории, но высокая доля туризма в региональной занятости отрицательно сказывается на обоих.

Регулирование рынка предоставления жилья и составление бизнес-модели туристического размещения слабо регулируется во всем мире. Так, введение умеренного налогообложения на частный сектор размещения и включение жилья в емкость размещения позволит в долгосрочной перспективе урегулировать вопросы размещения туристов. Таким образом, по своей сути вопросы налогообложения туризма, развитие экономики отрасли и повышение эффективности экономики открыты для дальнейших исследований применительно политики территории в отношении развития. Таким образом, направлений совершенствований много. Краснодарский край будет работать над улучшением качества первичной статистики [2].

Естественно, существует целый ряд проблем, связанных со степенью объективности источников данных для исследований туризма Краснодарского края.

Безусловно, интерес для исследования вызывает пропорциональное соотношение зарегистрированных туристов и те, которые имели кратковременный тур с размещением в частном секторе. В других странах имеются другие исследовательские инструменты, которые позволяют изучить туристские дестинации.

Немаловажны и культурные аспекты при выборе жилья. Однако, в России ограниченное использование статистики из-за низкого уровня покрытия предоставляемого жилья для туристов. Вместе с тем, размещение туристов в соответствующих средствах - актуальная тема для исследования потока туристов. Для исследования российского туристического рынка не применимы методики, которые активно используются в аналитике решений и управлению туризмом (такие как Airnbn). Вместе с этим, нами сделаны выводы о влиянии детализации мест размещения на предпочтения туристов. Появились тенденции исследования ценообразования жилья на основе визуальных образов туристов в соответствующих местах отдыха. В России также отдых выбирается по впечатлениям туристов, источником данных являются Instagram, Terlegram и TripAdvisor, но эти социальные сети не предлагают жилье для проживания. Мы изучили проблемы развития Онлайн-туристические агентства и вопросы защиты персональных, рассмотрена перспектива создания единой базы данных о местах размещения туризма. Анализ потоков туристов 25 городов мира на основе данных Airbnb, TripAdvisor и OpenStreetMap показал, что их масштаб говорит о далекой перспективе создания единой платформы туризма с глобальным использованием. Ограниченное число территорий могут быть изучены с помощью данных сервисов. Так, причиной препятствия распространения Airbnb в мире является низкий качества сервиса у объектов размещения туристов и культурные особенности местных жителей. Учитывая бизнес модели развития Airbnb, в перспективе исследование туризма Краснодарского края будет возможно с помощью этого сервиса. В исследованиях Франции показано, что досуговые мероприятия, которые размещены на платформе Airbnb, повышают спрос на туристической территории. На основании этого можно сделать вывод о необходимости популяризации местных достопримечательностей в социальных сетях в политике управления туризмом.

На поток туристов влияют режимы бронирования отелей, для популяризации отдыха и повышения потока туристов вне сезон отдыха необходимо развитие не рыночных посредников [3].

Кроме того, многие европейские исследователи говорят о необходимости использования данных мобильных операторов, например предлагают сервис «Passive mobile data». Однако, мы обосновываем противоречие: с одной стороны - нехватка статистики и данных обозначена как проблема стратегического планирования туризма во многих странах, с другой стороны - всесторонний охват влечет за собой серьезные последствия для людей в виде управляемости внешним миром.

В нашей статье проведена оценка сезонности туризма в Краснодарском крае, следующим этапом будет выявление влияния туризма на экономические показатели Краснодарского края. Естественно, эффективное развитие туризма позволит значительно увеличить поток туристов в Краснодарский край, а также обеспечить рост налоговых поступлений в бюджет, развитие смежных отраслей экономики и снижение уровня безработицы.

Не вся территория Краснодарского края освоена, и не все места доступны для туристов (например, Кавказский заповедник). Однако, нами обосновано, что природный ареал должен сохраниться без туристов для исследований и наследия, т.к. туристы не приносят развития территории. В отдельных исследованиях говорится о том, что туризм может привести к потере самобытности района, поставить под угрозу его аутентичность и ухудшить качество жизни жителей. Для повышения конкурентоспособности территории необходимо создание имиджа дестинации [4]. Ранние результаты нашего исследования показывают, что конкурентоспособность дестинаций не оказывает статистически значимого влияния на вклад туризма в экономический рост, анализ был сделан на основе 131 страны с помощью Индекса конкурентоспособности путешествий. Вместе с этим, разработка политики повышения привлекательности неконкурентоспособных районов позволяет повысить поток туристов. Однако, измерение показателей конкурентоспособности дестинаций по-прежнему связано с рядом методологических проблем - отсутствие унифицированных подходов. Предпосылки научных методик к исследованию дистанаций отмечены в 2004 году: конкурентоспособности туристических дестинаций с учетом общих бизнес-факторов конкурентоспособности. При изучении дестинаций необходимо учитывать ресурсы места назначения.

Однако, подобные прикладные исследования не сформировались за эти годы. Вместе с этим, следует особо отметить отсутствие корреляции между выбросом углекислого газа и туризмом: исчезновение туристов не улучает экологическую ситуацию [3]. Также следует учитывать мировой прогноз 2000-2100 гг.о повышении уровня моря, что в долгосрочном периоде может повлиять на геолокацию туристских зон.

Нами обозначаются и структурированы следующие задачи, которые требуют своего устранения для развития туризма в Краснодарском крае:

- недостаточная развитость градостроительной документации и рациональной профильной застройки на курортах Краснодарского края. Так, необходимо проектирование туристских кластеров, что повысит перспективы развития территории;

- ограниченные инвестиции в благоустройство пляжных территорий, улучшение экологии курортов. Решением вопроса должна быть вовлеченность предприятий, функционирующих в курортных зонах и разработка экологических стратегий;

- неэффективность использования редких лечебных и туристских природных ресурсов. При этом уникальность природных ресурсов должна стать ключевым фактором привлечения туристов. Известно, что ключевые отрасли туризма повышают конкурентоспособность территории;

- отсутствие экспертного мониторинга состояния экологической обстановки на курортах. Вместе с этим исследования показывают необходимость более тщательной проработки стратегий развития с учетом парадоксов корреляции состояния экологии и уровня развития страны;

- неудовлетворительный уровень подготовки работников санаторно-курортного и туристского комплекса. Кадровое обеспечение должно стать вопросом постоянного мониторинга и комплексных исследований стратегического развития территории.

В мировой практике обозначены проблемы, которые препятствуют развитию туризма: имидж дестинации, развитие инфраструктуры, обучение и образование рабочей силы, управление качеством и устойчивое управление [4]. В качестве направлений популяризации туризма можно обозначить сервис онлайн информирования потенциальных туристов о видах отдыха. В Краснодарском крае могут развиваться туристические посредники, формируя новую культуру туризма. для развития туризма предлагает внедрение блокчейн, что влечет за собой монополизацию и профессиональную замкнутость действующих игроков рынка.

Безусловно, развитие туризма должно учитывать историческое наследие территории и культурную чувствительность жителей. Рост туризма также приносит много проблем, оценка восприятия туристов должна использоваться как индикатор конкурентоспособности туристических направлений.

С учетом турбулентности внешней среды необходимо детально изучить и проанализировать разнообразные факторы стабилизации туристской отрасли. В статье определен синтез успеха развития туризма, где необходима синергия шести типов общественного капитала для противостояния кризисам: человеческий, социальный, природный, физический, финансовый и психологический. При этом развитие туризма должно сопровождаться синтезом технических и социальных инноваций, которые должны инициироваться туристическими фирмами. Основную роль в развитии туризма должны выполнять предприниматели, так возможно повышение привлекательности сельского туризма. Предпринимательство является движущим фактором экономики, это наиболее заметно в развивающих странах. У нас это возможно применить в развитии агроту-ризма Краснодарского края и повысить привлекательность за счет диверсификации видов отдыха. Здесь можно заимствовать опыт винного туризма Германии, где отмечено создание рабочих мест и сохранение исторического наследия региона. Менеджеры дестинаций должны искать инновационные стратегии и устойчивые конкурентные преимущества, в том числе развивать лояльность туристов.

Вместе со всеми сложностями, которые возникли в связи с проявлением большинства элементов нестабильности, туризм является приоритетной отраслью развития Краснодарского края. Совершенствование сбора статистики и расширение объема исследуемых факторов влияния позволит повысить качество стратегии развития туризма в регионе, повысит уровень его экономической и информационной безопасности.

Мы рассмотрели комплексные вопросы обеспечения экономической безопасности Краснодарского края, проанализировали проблемы и возможные пути их решения.

1. Проблема падения объема производства в крае.

По данным Крайстатуправления, объем промышленного производства в 2021 г. по сравнению с 2020г. растет (индекс промышленного производства 103,7 % объем отгруженных товаров собственного производства - 153,4 млрд руб. объем налоговых и неналоговых доходов бюджета - 5,6 млрд руб. объем инвестиций 3,2 млрд руб., но сравнивать показатели 2021 целесообразно с показателями допандемийного 2019 года (индекс промышленного производства 103,2 % объем отгруженных товаров собственного производства - 300 млрд руб. объем налоговых и неналоговых доходов бюджета - 11,2 млрд руб. объем инвестиций 10 млрд. руб. Таким образом, общий индекс промышленного производства на 01.01.2022 г. по сравнению с 2019 г. составляет 97,1 %(падение 2,9 %).

Наиболее проблемные отрасли производства: производство текстильных изделий ( 91,8 %) и металлургии (98,7 %). Возможные пути решения кроме уже применяемых на федеральном и краевом уровнях льготного кредитирования и бюджетного субсидирования кредитных ставок моратории на проверки со стороны контролирующих органов, оставить проверки по мотивированным обращениям потребителей, контрагентов и трудовых коллективов.

Кроме того, поло жительно сказываются государственная поддержка производства в виде займов «Повышение производительности труда», «Маркировка товаров», «Проекты развития» от 5 до 100 млн руб под 1-3 % годовых.

2. Проблема сокращения экспорта

Возможные пути решения заключения контрактов с дружественными странами (Турция, Египет и другие дружественные страны Африки) на поставку экспортной продукции максимальное сокращение таможенных процедур для экспорта перевод морских судов под юрисдикцию РФ (реанимирование Новороссийского морского пароходства - в советское время крупнейший в Европе владелец морских торговых судов и танкеров, в 90-е разграблено).Имеется в виду полное прекращение экспорта и дохода от него в недружественные страны коллективного Запада и сокращение экспорта казахстанской нефти в Турцию из-за технических и экологических и технологических проблем Каспийского трубопроводного консорциума.

3. Проблема сокращение объема внутрироссийских грузоперевозок и пассажироперевозок автотранспортом

Так, перевозка грузов в начале 2022г. По сравнению с 2019г. с 19,3 млн т. до 16,6 млн т., т.е. на 2,7 млн т, грузооборот автотранспорта также сократился с 6 млрд. т/км до 5,4 млрд т/км,перевозка пассажиров сократилась соответсвенно с 281,8 млн чел. до 188 млн чел. или на 33,1 %, пассажиропоток автотранспорта сократился соответственно с 3978 млн пасс./км до 2454 млн. пасс./км или на 38,4 %. Возможные пути решения выстраивание новой межрегиональной логистики разработка оптимальных маршрутов грузового автотранспорта с учетом транспортной специфики края (в пик

курортного сезона - в обхода магистралей для чего осуществлять ремонт дорог краевого и муниципального значения и объездные пути вокруг поселений).

4. Проблема рост цен на продовольственные товары,в том числе на товары первой необходимости и на лекарства

Рост цен на базовые продукты вырос в среднем на 21,6 % (например, хлеб пшеничный в начале 2021 года стоил 37 рублей за булку,в начале 2022 года 45 руб. за булку),индекс потребительных цен и тарифов-рост от 100,83 % до 103,21 % в начале 2022 г. (в том числе продовольственные товары 103,88 %,лекарства-104,72 % 2019г. до 114,55 в начале 2022 г. Возможные пути решения:постоянный мониторинг цен на продукты и лекарства с анализом причин их повышения,особенно в сетевых торговых предприятиях)Кардинальная интенсификация работы Управления Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по краю (пока неэффективно). Кратно увеличить штрафные санкции за необоснованное повышение цен и продажу контрафактного товара. Соответсвующим ведомствам пресекать нелегальную и интернет-торговлю лекарствами с принудительным закрытием интернет-ресурсов и иных каналов сбыта лекарств вплоть до привлечения к уголовной ответственности.Постоянные и проверки аптек со стороны Росфармнадзора. На неимеющихся в крае предприятиях фарминдустрии разрешить и ввести промышленное копирование лекарственных препаратов и обеспечивающих средств.

5. Проблема: рост цен на тарифы ЖКХ.

Возможные пути решения: Допустить повышение с 01.07.2022 г. Не более 8,5 % от тарифов 2021 г. (на официальный уровень инфляции 2021 года) - Региональная энергетическая комиссия,ведающая установлением цен и тарифов ЖКХ в крае.

6. Проблема: траспортные проблемы по доставке отдыхающих в край и в пик курортного сезона.

Возможные пути решения: развитие морского прибрежного транспорта,в т.ч. частного транспорта малой

вместимости, определение коридоров их движения в прибрежной зоне с остановками во всех крупных городах и поселениях курортно-рекреационного профиля).

7. Проблема: падение жизненного уровня и потребительского спроса населения.

Номинальный рост заработной платы в 2021г. по сравнению с 2019г. составил 8,6 %, а падения реальных доходов населения составило 10,2 % при этом наиболее резкое падение отмечено у финансовых активов - на 121 %.Больше всего население стало приобретать товары и оплачивать услуги - 88,5 % от номинального дохода, а больше всего сократилось приобретение недвижимости до 1,2 % процента от номенального дохода.При этом наибольший удельный вес занимает доходы от 19 тыс. руб. до 27 тыс. руб. (18,4 %) и от 27 тыс.руб. до 45 тыс. руб.(26,2 %).

Возможные пути решения: постоянный мониторинг этих показателей, своевременное информирование соответствующих структур Правительства РФ для принятия оперативных решений по повышению уровня оплаты труда отраслей хозяйственного механизма края, всех социальных выплат, тотальный контроля за уровнем оплаты труда частного сектора экономики края. В случае нарушения применение всего спектра штрафных и репрессивных мер по отношению к работодателям - нарушителям законодательства РФ в сфере оплаты труда работников.

Результаты проведенного в статье исследования позволяют разработать следующий комплекс предложений и мероприятий:

1. Предусмотреть предоставление субсидий на конкурсной основе на поддержку общественных инициатив направленных на:

- создание и развитие пляжей на берегах морей, рек, озер и иных водных объектов,

- обеспечение туристской деятельности и расширения доступности для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- обустройство детских и спортивных зон отдыха;

- создание пунктов общественного питания;

- создание и развитие национальных туристских маршрутов.

Размер субсидий предлагается составит объеме от 15 до 40 млн руб., в зависимости от типа проекта.

2. Повышение эффективности использования средств курортного сбора, направляемых на благоустройство курортных территорий и на совершенствование и развитие курортной инфраструктуры Краснодарского края.

3. Введение льготной ставки налога на имущество организаций с ее снижением до 40 процентов для инвесторов, построивших средства размещения классом 3 «звезды» и более на срок до 5 лет.

4. Выстраивание оптимальной транспортной логистики в «пиковые» периоды сезона, полный запрет на дорожный и придорожный ремонты, а также ремонтные работы на объектах коммунальной инфраструктуры.

5. Провести обязательную классификацию пляжей и средств размещения в курортно-рекреационной зоне Краснодарского края.

6. Осуществлять официальную рекламную и информационную кампании для потенциальных потребителей курортно-рекреационных услуг по России и странам СНГ только на платформах министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края.

7. Осуществлять тотальный контроль за состоянием торговли, общественного питания и предоставлением услуг на пляжных территориях и в иных зонах отдыха, а также в зонах базирования курортных средств размещения.

8. Открытие пляжей и строительство курортных средств размещения в степной и восточной горной частях Краснодарского края.

9. Урегулирование земельных отношений и прав собственности на объекты недвижимости между органами государственной власти и органами местного самоуправления и частными лицами и инвесторами.

10. Эффективное использование средств курортного сбора на благоустройство курортных территорий и совершенствование курортной инфраструктуры.

11. Системный стратегический переход средств размещения и санаторно-курортного обслуживания на круглогодичный режим работы.

12. На базе проанализированных в статье метрик туризма Краснодарского края, а также сформулированных и реализуемых управленческих решений на уровне региона прогнозируется повышение уровня экономической и информационной безопасности как отрасли туризма, так и Краснодарского края в целом.

Источники:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Официальный сайт министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края http://www.min.kurortkuban.ru/ (дата обращения 10.10.2022).

2. Салеева Т.В., Финкин Д.В., Фридрих Ю.Н. Некоторые подходы к государственному отраслевому управлению и стратегическому планированию (на примере туристско-рекреационного комплекса Краснодарского края) // Экономика предпринимательства. - 2017.

- №3-2 (80). С.595-599.

3. Берлин С.И., Попов И.В. Современные критерии обеспечения безопасности туризма как элемент национальной безопасности России // Естественно-гуманитарные исследования. 2020. .№28(2). С. 68-75.

4. Берлин С.И., Берлина С.Х. Тенденции обеспечения экономической безопасности в условиях пандемии коронавирусной инфекции // Вестник Академии знаний. 2020. №39(4). С. 88-96.

EDN: XLKROV

П.И. Бостанова - к.э.н., доцент кафедры Финансы и кредит, Северо-Кавказская государственная академия, Черкесск, Россия, asya-Ki@yandex.ru,

P.I. Bostanova - candidate of economic sciences, associate professor of finance and credit department, North Caucasus state academy, Cherkessk, Russia;

М.И. Цороева - старший преподаватель кафедры Финансы и кредит, Ингушский государственныйуни-верситет, Магас, Россия,

M.I. Czoroeva - senior lecturer of the department of finance and credit, Ingush state university, Magas, Russia.

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ: УГРОЗЫ И НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ DIGITAL TRANSFORMATION OF THE RUSSIAN ECONOMY: THREATS AND THE NEW REALITY

Аннотация. Настоящая статья посвящена изучению вопросов цифровизации российской экономики. В процессе исследования авторами выявлены современные угрозы цифровизации экономики к которым относятся рост безработицы, изменение моделей предпринимательской деятельности, изменение конкуренции, рост кибератак и кибермошенничества, изменение экономики бизнеса и т.д. Также авторы изучили технологию блокчейн. Проведенное исследование авторов позволило сделать вывод, что цифровизация российской экономики привела к изменениям на рынке труда. Появились новые профессии, требующие применение цифровых технологий. Новыми вызовами стало появление удаленного режима работы, ведение предпринимательской деятельности (бизнеса) в виртуальной среде (например, открытие интернет-магазинов, консультации в онлайн режиме и многое другое). Активное развитие цифровизации экономики оказало влияние на все сферы жизнедеятельности человека. Изменения коснулись конкурентных отношений.

Abstract. This article is devoted to the study of the issues of digitalization of the Russian economy. In the course of the research, the authors identified modern threats to the digitalization of the economy, which include the growth of unemployment, changes in business models, changes in competition, the growth of cyber attacks and cyber fraud, changes in the business economy, etc. The authors also studied blockchain technology. The authors' research led to the conclusion that the digitalization of the Russian economy has led to changes in the labor market. There are new professions that require the use of digital technologies. New challenges have become the emergence of a remote mode of operation, conducting entrepreneurial activity (business) in a virtual environment (for example, opening online stores, online consultations, and much more). The active development of the digitalization of the economy has had an impact on all spheres of human activity. The changes affected competitive relations.

Ключевые слова: цифровизация, российская экономика, угрозы и вызовы, новые тренды, технология блокчейн. Keywords: digitalization, the Russian economy, threats and challenges, new trends, blockchain technology.

В первые определение понятия «Цифровая экономика» было дано Николсом Негропонте, сотрудником Массачусетско-го университета. Он связывал цифровую экономику с широким распространением информационно - коммуникационных технологий (ИКТ), процессом всеобщей информатизации. Иванов В.В. академик РАН дает более широкое определение: «Цифровая экономика - это виртуальная среда, дополняющая нашу реальность» [1]. По нашему мнению, цифровая экономика - это виды экономической деятельности, связанные с ведением бизнеса посредством информационных (цифровых) технологий.

Важным этапом в развитии цифровой экономики стало утверждение Правительством Российской Федерации государственной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» от 28.07.2017 года № 1632-р, действующая до 2030 года. В данной программе определены условия перехода к экономике знаний, основанная на цифровых технологиях.

Активное внедрение цифровых технологий в России произошло в 2020 году в связи с пандемией Covid-19, изменивший бизнес процессы не только жителей страны, но и многих предприятий. Затяжные карантинные меры способствовали переводу экономически активного населения страны «на удалёнку». В связи с этим появились новые технологии и возможности, а самоизоляция ускорила цифровизацию отраслей и сфер российской экономики. Для многих предприятий, последствия пандемии Covid-19 стали началом цифровой трансформации бизнеса в новых экономических условиях.

В настоящее время цифровая трансформация способствовала изменению деятельности российских предприятий, базирующихся на таких нововведениях как:

- применение облачных технологий;

- электронный документооборот;

- электронная цифровая подпись;

- применение удалённого режима работы;

- поиск новых партнёров и заключение сделок с помощью глобальной сети Интернет;

- установка на оборудовании умных датчиков;

- сокращение численности персонала за счёт робототехники и т.д.

Таким образом, произошедшие события в 2020 году и её последствия как самоизоляция, удалённый формат способствовали цифровой трансформации общества и экономики в целом. Удалённый формат работы является одним из ключевых аспектов этих изменений. Предприятия, отправившие своих сотрудников на удалённый формат работы, сократили свои расходы на аренду помещений, часть сотрудников остались безработными. Одним из нововведений в цифровизации эконо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.