УДК 343.911 DOI: 10.37973/KUI.2020.58.13.007
В.О. Карпов
ПРОБЛЕМЫ ДЕФИНИЦИИ ПОНЯТИЙ СЕРИЙНЫХ И МАССОВЫХ НАСИЛЬСТВЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
SERIAL AND MASS VIOLENT CRIMES: THE PROBLEM OF DEFINITIONS IN MODERN CRIMINOLOGY
Введение: в статье рассматриваются понятие и основные особенности серийных и массовых насильственных преступлений, а также вопросы их квалификации в соответствии с отечественным уголовным законом.
Материалы и методы: исследование осуществлялось при помощи логического, исторического, аналитического и компаративистского методов.
Результаты исследования: автор предлагает собственные определения серийных и массовых насильственных преступлений, а также рассматривает общие характеристики и особенности таких преступлений, в том числе вопросы их уголовно-правовой квалификации.
Обсуждение и заключение: автор статьи приходит к выводу, что необходимо проведение более тщательных криминологических исследований серийных и массовых преступлений с целью организации надлежащего социального контроля за ними.
Ключевые слова: серийные насильственные преступления, массовые насильственные преступления, насилие, квалификация преступления, множественность преступлений
Для цитирования: Карпов В.О. Проблемы дефиниции понятий серийных и массовых насильственных преступлений // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2020. Т. 11, № 2. С. 187 - 190. DOI: 10.37973/KUI.2020.58.13.007
Introduction: the author tries to analyze the concepts and basic characteristics of serial and mass violent crimes. The author considers the qualification of such crimes in accordance with the Criminal Code of the Russian Federation.
Materials and Methods: logical, historical, analytical and comparative methods were used during the work on the article.
Results: the author offered his definitions of serial and mass crimes, and considered general characteristics and features of such crimes including issues of their criminal qualification.
Discussion and Conclusions: the author considers that it is necessary to conduct more thorough criminological studies of serial and mass crimes in order to organize proper social control over them.
Keywords: serial violent crimes, mass violent crimes, violence, qualification of a crime, multiplicity of crimes
For citation: Karpov V.O. Serial and Mass Violent Crimes: the Problem of Definitions in Modern Criminology // Bulletin of the Kazan Law Institute of MIA of Russia. 2020. V. 11, No 2. P. 187 - 190. DOI: 10.37973/KUI.2020.58.13.007
Введение
Дефиниции серийных и массовых преступлений не встречаются в нормативных актах Российской Федерации, а в криминологической доктрине не имеют однозначного подхода к своим определениям. В большей части характеристики таких социальных феноменов заимствованы из зарубежной науки, особенно трудов американских криминологов. Вместе с тем, изучение данной преступности довольно актуально для Российской Федерации. В первую очередь, это связано с колебанием количественных показателей серийных и массовых преступлений (в частности ростом
числа массовых преступлений). Также отмечается развитие некоторых общественных процессов, которые имеют прямую связь с изучаемыми преступлениями, в частности рост домашнего насилия, увеличение динамики агрессивности среди молодежи, информатизация общественного сознания (массовое использование населением информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» и т.д. Данные факторы, согласно многочисленным исследованиям, в той или иной степени могут влиять в качестве причин и/или условий на совершение рассматриваемых преступлений. Например, в рамках проведенного автором исследова-
ВЕСТНИК
Казанского юридического института МВД России
№ 2(40) 2020
ния установлено, что будущие серийные убийцы часто подвергались насилию со стороны родителей (чаще отцов) в детском возрасте, а представители school shooting часто совершали массовые убийства под воздействием деструктивной информации, полученной от определенных лиц из сети Интернет.
Обзор литературы
В отечественной литературе проблемы серийных насильственных преступлений с точки зрения криминологических исследований мало изучены. В основном особенности таких преступлений рассматривались криминалистами или психиатрами. В качестве источников автором рассматривались труды Ю.М. Антоняна, В.Н. Исаенко, Н.А. Исаева, А.О. Бухановского, О.А. Бухановской, В.А Образцова. Полноценные криминологические исследования о массовых насильственных преступлениях в России отсутствуют, хотя некоторыми учеными понятие «массовость» в трудах использовалось (например, С.Ф. Милюков). В большей степени автором использовались научные работы зарубежных авторов (преимущественно американских): M.G.Aamodt, Е. Hickey, J. Douglas R.Ressler, P.J. Brantingham, P.L. Brantingham, D. K.Rossmo, D. Canter, R.Holmes и др.
Как уже было сказано, однозначные дефиниции рассматриваемых преступлений не установлены, и указанные авторы на основании проведенных исследований пытались сформулировать собственные определения и характеристики деликтов. В частности, научные споры вызывают такие факторы, как количество жертв, после увеличения которого преступления могут называться серийными или массовыми, темпоральные характеристики преступлений, детерминация происхождения противоправного поведения преступников и т.д.
Материалы и методы
Для достижения поставленной цели были использованы такие методы исследования, как логический, исторический, аналитический и компаративистский. Автором изучались материалы уголовных дел по фактам совершения на территории России серийных и массовых убийств, заключения судебно-психиатрических экспертиз, проводимых в Федеральном медицинском исследовательском центре психиатрии и наркологии имени В. П. Сербского в отношении вышеуказанных лиц. Проводился подробный анализ преступной активности преступников, их биографий, вик-тимологический анализ.
Результаты исследования
В рамках настоящей статьи автор проводит криминологический анализ серийных и массовых
насильственных преступлений. Среди серийных насильственных преступлений выделены серийные убийства и изнасилования, среди массовых -убийства. К сожалению, в мировой криминологии отсутствует однозначное мнение о точной дефиниции серийных и массовых насильственных преступлениях. Однозначно к таким преступлениям должны относиться деликты, выражающиеся в причинении вреда более одному человеку с применением насилия со стороны преступника с прямым умыслом [1], [2]. В структуре всей преступности в Российской Федерации уровень серийных и массовых преступлений относительно невелик. Вместе с тем определение точного количества совершенных на территории страны серийных преступлений невозможно, по причине отсутствия такого понятия в нормативных правовых актах и относительной латентности подобных деяний Однако Я.И. Гилинский указывает, что некоторыми статистами отмечается рост числа серийных убийств на сексуальной почве, включая педофилию. По мнению автора, мы имеем дело скорее с эффектом быстрого реагирования СМИ. Кроме того, количественный уровень серийных насильственных преступлений является относительно стабильным в популяции [3]. Говоря о динамике массовых убийств, мы вынуждены отмечать рост таких преступлений с начала 2010 года. Установлено, что в среднем в год на территории страны совершается от 2 до 4 таких преступлений. Отмечается появление и постоянный количественный рост такого вида массовых убийств, как применение насилия в образовательных организациях (нападения на школьников и педагогов с применением огнестрельного («school shooting») или холодного оружия).
В рамках настоящего исследования мы предлагаем использовать следующее определение серийного насильственного преступления: «умышленное совершение преступления(й) против 2 и более лиц одним и тем же преступником (группой преступников) в течение длительного периода времени». В качестве основных особенностей данного определения выступают: количество преступников, количество преступлений, количество жертв - длительность периода.
Изучая вопрос о количественном показателе преступников, совершающих серийные убийства, отметим, что такое число может варьировать от одного (в изученных нами материалах 96% серийных убийств и изнасилований совершались преступниками-одиночками), до нескольких (4%).
Относительно установления количества жертв серийных преступников в научной литературе встречаются разные мнения. Некоторые ученые
предлагают признавать преступления серией, когда деликты совершаются в отношении двух жертв, другими - в отношении трех. Мы согласны, что серийное преступление характеризуется как таковое при наличии хотя бы двух потерпевших. Так, В.Н. Исаенко [4], О.Ю. Михайлова [5] указывают, что многие преступники после совершения ими двух правонарушений уже больше не могли их совершать, исходя из внешних, не зависящих от них обстоятельств, а также, что двух преступлений достаточно для квалификации серии, так как во втором деянии уже проявляются признаки индивидуального почерка серийного преступника. Необходимо также учитывать, что серийный убийца может одновременно совершать убийство одной жертвы (98% изученных случаев на территории России) и более (2% случаев).
Темпоральный признак является базисным в разграничении совершения серийных и массовых преступлений. Серийный убийца/насильник после совершения преступления в отношении одного (нескольких) потерпевших прекращает совершение деликтов на определенное время, а затем продолжает их совершать (длительный период). На длительный период могут влиять не зависящие от преступника факторы (нахождение в органах исполнения наказания, особая активность правоохранительных органов и т.д.) и зависящие (желание, похоть, настроение, психофизический голод (в случае каннибализма)), то есть факторы, обусловленные исключительно индивидуальными особенностями психики преступника. Именно от индивидуализации психики личности и зависит поведенческая активность человека (при учете зависящих факторов). Так, по результатам изучения заключений судебно-психиатрических экспертиз, проводимых в Федеральном медицинском исследовательском центре психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского в отношении серийных преступников, установлено, что в одних случаях временной промежуток между одним преступлением мог составлять несколько дней, в других -недели, месяцы.
Серийные преступления могут совершаться исходя из различной мотивации. В своих исследованиях мы акцентируем внимание в основном на трех категориях: корыстной (когда убийство совершается с целью незаконного обогащения), личностной (основанной на удовлетворении собственных психологических и поведенческих потребностей) и смешанной.
Исследователями выделяется огромное количество признаков, характерных для серийных преступников. Например, неограниченность содеянного, отсутствие связи между преступником и
жертвой, избыточность насилия, наличие автографов на месте происшествия, сексуального подтекста, общность мотивов, наличие прямого умысла, полное или частичное обнажение жертвы; манипуляции с половыми органами либо сексуально-значимыми местами жертв; нанесение множественных стереотипных ранений; и действий, условий, выбора жертв, однотипность орудия и др. [6], [7]. Однако не все признаки, указанные исследователями, могут характеризовать серийных преступников. Так, в результате изучения преступного поведения преступников нами выделены такие особенности, как неограниченность преступной активности, цикличность действий, наличие психосексуальной деструктивности (даже если преступления совершаются без открытых сексуальных признаков).
В результате анализа материалов уголовных дел, возбуждаемых по факту совершения серийных преступлений в России, отметим, что такие преступления квалифицируются в соответствии с п. «а» ч. 2 ст. 105 Уголовного кодекса РФ (УК РФ). Дополнительными квалифицирующими признаками чаще всего могут выступать: п. «в», «е», «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ.
Под массовыми насильственными преступлениями мы понимаем «умышленное совершение лицом (группой лиц) преступления (й) в отношении двух и более лиц за короткий период времени».
В качестве главного отличия массовых преступлений от серийных мы отмечаем такую особенность темпоральной характеристики, как короткий период. Если серийный убийца после совершения одного (нескольких) убийств прекращает преступную деятельность на определенное время, то для массового убийцы характерно отсутствие перерывов в совершении деликтов (за исключением таких случаев, как перезарядка оружия, перемещение в другое место в целях безопасности/поиска новых жертв). Его целеполагание направлено на убийство определенного или неопределенного количества людей за одну единицу времени, после чего его преступная активность прекращается и не может быть возоблена вновь.
Установлено, что массовые убийства могут совершаться в открытых помещениях (улицы, парки), закрытых (здания, торговые центры). Отдельно с учетом актуальности и наиболее повышенной опасности в криминологии выделяется такой вид массовых убийств, как school shooting, то есть стрельба в образовательных организациях. Самым громким инцидентом такого феномена в России является массовое убийство в Керченском политехническом колледже, произошедшее 17 ок-
ВЕСТНИК
Казанского юридического института МВД России
№ 2(40)2020
тября 2018 года. С учетом требований законодательства об оружии в Российской Федерации, влекущих сложности в приобретении огнестрельного оружия, аналогичные преступления совершаются также с применением холодного оружия.
Совершение такого вида преступления надлежит квалифицировать, как и в случаях с серийными убийствами, в соответствии с п. «а» ч.2 ст.105
УК РФ. Дополнительными квалифицирующими признаками могут выступать п «е», «и» ч. 2 ст. 105 УК РФ. Вместе с тем необходимо учитывать, что массовые убийства могут характеризоваться и иными составами преступлений, например, совершение террористического акта. В таком случае действия субъекта преступления надлежит квалифицировать в соответствии со статьей 205 УК РФ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Kocsis R.N. Criminal profiling: International theory, research, and practice. Humana Press. 2007. 417 p.
2. Duwe G. Mass murder in the United States: A History. Jefferson, NC: McFarland. 2007. 213 р.
3. Гилинский Я.И. Социальное насилие. 2-е изд., испр. и доп., СПб.: Алетейя, 2017. 212 с.
4. Исаенко В.Н. Проблемы теории и практики расследования серийных убийств. М.: Юридические программы. 2005. 304 c.
5. Михайлова О.Ю. Психологическая диагностика личности серийных сексуальных преступников. Ростов-на-Дону, 2001. 232 с.
6. Антонян Ю.М. Особо опасный преступник. М.: Проспект, 2011. 312 с.
7. Лаговский А.Ю., Бегунова Л.А., Басенко М.С. Построение розыскных версий по делам о серийных изнасилованиях и убийствах, совершенных по сексуальным мотивам: пособие. М.: ВНИИ МВД России, 1997. 64 с.
REFERENCES
1. Kocsis R.N. Criminal profiling: International theory, research, and practice. Humana Press. 2007. 417 p.
2. Duwe G. Mass murder in the United States: A History. Jefferson, NC: McFarland. 2007. 213 r.
3. Gilinskij YA.I. Social'noe nasilie. 2-e izd., ispr. i dop., SPb.: Aletejya, 2017. 212 s.
4. Isaenko V.N. Problemy teorii i praktiki rassledovaniya serijnyh ubijstv, M.: YUridicheskie programmy. 2005. 304 c.
5. Mihajlova O.YU. Psihologicheskaya diagnostika lichnosti serijnyh seksual'nyh prestupnikov. Rostov-na-Donu, 2001. 232 s.
6. Antonyan YU.M. Osobo opasnyj prestupnik. M.: Prospekt, 2011. 312 s.
7. Lagovskij A.YU., Begunova L.A., Basenko M.S. Postroenie rozysknyh versij po delam o serijnyh iznasilovaniyah i ubijstvah, sovershennyh po seksual'nym motivam: posobie. M.: VNII MVD Rossii, 1997. 64 s.
Об авторе: Карпов Владимир Олегович, аспирант кафедры уголовного права Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена email: [email protected]
© Карпов В.О., 2020
Karpov Vladimir O., Graduate Student of the Department of Criminal Law of Russian State Pedagogical University A.I. Herzen
email: [email protected]
Статья получена: 16.03.2020. Статья принята к публикации: 23.06.2020. Статья опубликована онлайн: 29.06.2020.
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. The author has read and approved the final version of the manuscript.