Научные конференции
УДК 608.1
Головин Павел Владимирович Студент 2 курса направления теология, ИОНиМК НИУ «БелГУ» Россия, г. Белгород pavelgolovinofficial@gmail.com
Проблемы биоэтики в ключе светского и церковного понимании
Аннотация: В данной статье рассказывается о таком явлении как биоэтика. Это явление получило популярность в последние десятилетия в связи с глобальным развитием технологий: нанотехнологий, технологий в области репродуктив-ности, трансплантации и так далее. В будущем наша жизнь сильно изменится, в частности, изменится медицинское направление, оно будет во много заменятся, трансформироваться в пользу роботостроения и технического прогресса. Ошибочно полагать, что биоэтикой занимаются только узкие специалисты. На самом деле, её проблематика охватывает всю человеческую сферу жизнедеятельности. В частности, особый интерес проявляют специалисты в области религии, теологи. Они рассматривают проблемы биоэтики с точки зрения христианского мировоззрения. Больший интерес проявляется к теме эвтаназии и абортов. При этом церковь стремится напомнить человеку, что над ним есть Бог и только Он может решать, когда тому или иному человеку родиться или умереть. Также невозможно обойти стороной темы суррогатного материнства, клонирования и донорства. На все эти глобальные темы, у церкви есть свои ответы, подкрепленные религиозным вероучением. Православная церковь всеми мерами напоминает человеку его истинный смысл, говорит о Творце, который заложил уникальную основу в каждого человека, преступая которую человек сам невольно отрекается от Бога. Очень печально как многие люди не понимают таких вещей. Людей, борющихся с религиозной идеологией и конфессиональной нравственной идеей, называть православными будет крайне некорректно. Что касаемо вопроса биоэтики, то церковь занимает довольно консервативную позицию по отношению к различным технологиям этой сферы. При этом важно понимать, что церковь никогда не противостояла и не будет противостоять научному пониманию мира и техническому прогрессу.
Научные конференции
Ключевые слова: человек, биоэтика, жизнь, церковь, технологии, Бог, медицинские проблемы, православный, человеческий, эвтаназия, Иисус Христос, суррогатное материнство.
Golovin Pavel V. student 2nd year of theology, IONiMC of the National Research University «BelSU»
Russia, Belgorod pavelgolovinofficial@gmail.com
Problems of bioethics in the key of secular and Ecclesiastical understanding
Abstract: This article describes such a phenomenon as bioethics. This phenomenon has gained popularity in recent decades with the global development of technologies: nanotechnology, technologies in the field of reproduction, transplantation, and so on. In the future, our life will change a lot, in particular, the medical direction will change, it will be much replaced and transformed in favor of robotics and technological progress. It is a mistake to believe that only narrow specialists are engaged in bioethics. In fact, its problems cover the entire human sphere of life. In particular, specialists in the field of religion, theologians, are of particular interest. They consider the problems of bioethics from the point of view of the Christian worldview. More interest is shown in the topic of euthanasia and abortion. At the same time, the church strives to remind a person that there is a God above him and only He can decide when this or that person is born or dies. It is also impossible to ignore the topics of surrogacy, cloning and donation. On all these global topics, the church has its own answers, backed up by religious doctrine. The Orthodox Church by all means reminds a person of his true meaning, speaks of the Creator, who laid a unique foundation in each person, transgressing which a person himself involuntarily renounces God. It's very sad how many people don't understand such things. It would be extremely incorrect to call people struggling with religious ideology and confessional, moral idea Orthodox. As for the issue of bioethics, the church takes a rather conservative position in relation to various technologies in this area. At the same time, it is important to understand that the church has never opposed and will not oppose the scientific understanding of the world and technological progress.
Научные конференции
Keywords: man, bioethics, life, church, technology, God, medical problems, Orthodox, human, euthanasia, Jesus Christ, surrogacy.
Современный мир не стоит на месте, он развивается с огромной силой. Человек из-за своей обыденности не всегда успевает даже следить за последними техническими открытиями, не говоря уже о реальном соприкосновении с ними. Также не отстает от прогресса и такая отрасль как медицина. Активно развиваются нанотехнологии, методы трансплантации, новые репродуктивные технологии и многое другое. Биоэтику можно охарактеризовать как новую междисциплинарную область знания, возникшую в результате развития высоких медицинских технологий и технического прогресса в целом. Наряду с этими факторами можно привести и фактор новых ситуаций и проблем практической медицины.
Что же нас может ждать в будущем в направлении медицины? Понемногу это будущее уже наступает, во многих медицинских учреждениям вводятся электронные технологии. Конечно, в России эти технологии запаздывают, чего не скажешь про запад. Там всё активнее и активнее человеческий труд заменяется машинным. Доходит до того, что вместо человека-врача пациента принимает робот-врач. Новые технологии помогают и в плане медицинской работы, например, трансплантация, эвтаназия, пренатальная диагностика и многое другое. Безусловно, со временем привычные отношения врача с пациентом будут вытесняться машинными технологиями, и когда-нибудь это развитие достигнет своего пика, и медицинские работники в виде людей будут вытеснены за границы медицинских учреждений и заменены различными роботами.
В начале XXI века отмечалось поглощение биологии и медицины биоэтикой, как бы подчеркивая необходимость прогрессивного технического развития в этих областях. Это так казалось людям того времени, на самом же деле у биоэтики есть не только положительные, прогрессивные стороны, но и отрицательные, регрессивные. Моисеев В.И. говорил следующее: «Вначале казалось, что это нечто такое, что решит все проблемы в области философии биомедицины. Сегодня уже можно говорить о более трезвой оценке феномена биоэтики, его плюсах и минусах» [1, с. 6].
Главный плюс биоэтики - это ее интегральность, она может соединять в себе как естественнонаучные, так и гуманитарные направления. К минусам можно отнести попытки решения биоэтикой трансдисциплинарных проблем, без развития более глубоких онтологий. Сегодняшняя биоэтика базируется как разновидность
Научные конференции
принципизма, то есть такого направления в гуманитарном знании, рассматривающего набор принципов в качестве интегрированных регулятивов.
Биоэтика рассматривает действие биологов и медицинских работников на все живые существа. Данные работники должны действовать сообща во благо развития биоэтики и достижения через неё прогрессивных результатов.
Становится однозначным, что биоэтика развивается благодаря слияниям с другими направлениями. Если говорить о людях, изучающих биоэтику, тот и тут охват аудитории тоже не имеет ограничений. Наивно полагать, что этим изучением занимаются только биологи или медики, Вопросы, касающиеся биоэтики, волнуют представителей экономики, политики, теологов и многих других деятелей из различных сфер жизни общества. Казалось бы, какая связь между биоэтикой и теологией? На самом деле, очень большая, так как первая область знаний затрагивает важные аспекты для второй. Например, проблема абортов, вызывающая горячую дискуссию среди светской и религиозной общественности.
Если рассматривать новые медицинские технологии, то главным открытием является возвращение к жизни человека, даже после остановки дыхания и сердцебиения, но при этом пока еще не погиб мозг. Конечно, сказать, что теперь возможно поголовно возвращать людей к жизни нельзя, до этого медицинские технологии еще не доросли. При этом разговор хотя бы о минимальных шансах на возвращение человека говорит о многом, так как далекие предки только могли мечтать о таких открытиях и, соответственно, использовали медицину в самых её примитивных проявлениях.
Казалось бы, со смертью и возвращением к жизни человека всё понятно, в этом ничего плохого, на первый взгляд, нет и быть не может. Но как быть с такими спорными явлениями как эвтаназия или аборты? Религиозное мировоззрение, в частности, христианское, гласит о Божественном промысле о бытии каждого человека и поэтому самовольно уходить из этой жизни любыми способами является большим и тяжким грехом, от которого человек покаяться уже не сможет, в силу самовольного прерывания бытия. С точки зрения светского человека, в эвтаназии нет ничего осудительного. Зачем человеку мучится, если можно в один миг избавится от мучительных состояний? Эвтаназия бывает как пассивная, так и активная. Первая предлагает введение специальных препаратов, способных вызвать безболезненную смерть, а вторая прекращает поддерживающую терапию. Первую эвтаназию можно по праву назвать самоубийством. Церковь проповедует спасение души, от верующих требуется покаяние, исправление своей греховной
Научные конференции
жизни, навык в терпении и смирении, а вот телесные страдания неизбежны и во многом могут способствовать очищению человека от греховного естества. В этой связи эвтаназия рассматривается церковью как самовольное вмешательство человека в волю Божию и считается тяжким грехом. Не легче обстоят дела и с абортами. Светское сознание не видят в данном явлении ничего негативного, человек в праве сам распоряжаться своим телом, и никакие служители культа не могут ему указывать на ошибочность человеческого решения. Церковное же понимание учит о зарождении души уже во время зачатия младенца, а потому аборт, по факту, убивает полноценного человека, не успевшего выйти из утробы матери. Запрет абортов отталкивает от института церкви некоторых молодых людей, которым аборт удобен. Но при этом церковь никогда не идет на поводу современных греховных тенденций, она должна оставаться институтом, следующим учению Иисуса Христа, святых отцов церкви, но никак не политическим и человеческим прихотям. Не секрет, как извратилось западное христианство, какой маразм теперь там господствует. Служители западных церквей делают всё в угоду современной моде, разрешая однополые союзы, венчая такие пары, переписывая Священное Писание под нетрадиционные ценности. Помимо этого, процветает однополая любовь и среди духовенства. Сейчас в той западной среде идет новый виток искажения церковной идентичности. Раз уже исказили понимание о человеке, о том, что ему все дозволено, то теперь можно подменить понятия и о самом Боге. Некоторые протестанты открыто заявляют о нетрадиционности Иисуса Христа. Для православного восприятия даже мысль о такой греховной низменности в отношении Сына Божьего является большим грехом, а там это абсолютная норма, которая провозглашается как истина. Это наглядный пример того, к чему приводит угождение церкви светской моде.
Возвращаясь к православному вероучению, стоит отметить ценность человеческой жизни, жизни как даре самого Бога всем людям, независимо от их привилегий. Каждая человеческая личность является уникальной и имеет большой потенциал к творческой деятельности, к созиданию окружающего мира, потому что создана по образу Бога, и внутри неё находится Его маленькая частичка, которую можно увидеть, а можно и благополучно затмить. Личность также обладает полной свободой и превосходством перед остальным живым миром. Она призвана «к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе [Флп. 3.14], к достижению совершенства Небесного Отца [Мф.5.48]. Другими словами, человек создан по образу и подобию Божьему, он может становиться творцом, подобно Богу. Свои
Научные конференции
творческие способности человек способен увидеть только, развивая свою личность, без должного развития человеку не будет открыт этот Божественный дар. По своей натуре, церковь очень гуманна, она ставит человека высшим существом Божиим, способным подражать Творцу. Вместе с этим, церковь чтит важность продолжения рода и считает это главной целью брачного союза. Бог провидец, и только Он может решать, кому иметь ребенка, а кому нет. Исходя из этого постулата, православное мировоззрение отвергает различные репродуктивные технологии, идущие в разрез с Божественным замыслом. Только Бог может давать жизнь и, соответственно, её забирать. Отсюда проистекает и негативное отношение христианства к эвтаназии: человек по собственной воле желает уйти из жизни, но уходить из жизни он может только по промыслу Божьему, а не по своему хотению. Именно поэтому православная церковь не может преступить заповедь Божию «Не убивай» [Исх.20.13]. А что же церковь может предложить в этом случае? Она предлагает всестороннюю поддержку больного, от материальной помощи до духовной. Церковь открывает различные добровольческие организации, которые активно стремятся помочь всем нуждающимся, а особенно, тяжело больным людям. В этом случае очень уместны слова Иисуса Христа: «Так как вы сделали это одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне» [Мф.25.40]. Одним словом, православный человек помогает ближнему как самому Господу Богу, поэтому помощь должна быть искренней, не лицемерной, исходящей от чистого сердца. Очень жаль, когда это становится явлением показным и не имеет душевной честности под собою.
Проблемной темой для церкви является и технологическое вмешательство в зарождении жизни человека, это вредит духовному состоянию личности. Недопустимо суррогатное материнство из соображения, что союз должен быть непорочным между мужчиной и женщиной, двумя персонами, а не тремя. Если супруги не могут иметь по физическим показателям детей, то необязательно прибегать к суррогатному материнству, всегда возможно обратиться в любой детский дом и оттуда взять малыша. Радости при этом будет не меньше, а может даже и больше. В детских домах очень много разных детей, от совсем грудничков, до почти совершеннолетних юношей, и каждый хочет найти родителя, обрести семейное счастье.
Если человек, будучи православным, прибегает к услугам суррогатного материнства, то вполне возможно, он не понимает, что такое православие и церковь в целом. Таких людей в церковной среде принято называть захожаннами или нево-
Научные конференции
церковленными, то есть они знают о своей вере очень поверхностно. Если спросить у них об этом, они, скорее всего, не ответят, в кого именно они веруют. Также очень волнующей проблемой является вопрос о возможностях новых биотехнологий и генной инженерии, а именно о генетической терапии, создании копий себе подобных существ. Безусловно, для светского общества это является прогрессом. В средневековом прошлом это казалось за пределами разумного и было отнесено к области фантастики. Человек настолько усовершенствовался, что теперь может клонировать любые живые существа и себя в том числе. Также человеку подвластны многие лекарства и прогрессивные технические технологии, которые до недавнего времени казались нереальной действительностью. Вместе с этим, к большому сожалению, обесценивается и само понятие жизни, она теряет свою уникальность и неповторимость. А о какой неповторимости может идти речь, если теперь можно клонировать кого угодно, сделать человека с таким набором данных, которые устраивают тебя. Но человек ли это получится? Явно это не тот человек, о котором повествуется в библии, это не его создавал Всемогущий Бог, этих людей создали сами люди, поэтому они потеряли тот сакральный смысл, ту индивидуальность, заложенную Господом Богом. Несомненно, такие технологии являются большим вызовом в сторону традиционного уклада мира, нравственности, морали и христианской веры. Именно поэтому церковь относится негативно к подобному явлению и выступает с резкой критикой. Церковь всеми мерами пытается сохранить тот нравственный идеал, дарованный Богом, не смотря на все препятствия, встречающиеся на её пути.
Помимо проблем клонирования и суррогатного материнства, биоэтика имеет отношение и к такому явлению как донорство. Не каждый человек осмелится пожертвовать свои органы во благо спасения чужой жизни. Это самый настоящий человеческий подвиг. Поэтому церковь всесторонне поддерживает добровольное донорство, приравнивая эту человеческую жертву к жертве самого Иисуса Христа.
Православная религия делает жизнь человека сакральной, показывает его связь с Божественным миром, но при этом все люди уникальны, не похожи друг на друга, хотя они все же имеют и общее начало. Человек не может становится творцом в полном его проявлении, то есть клонировать себе подобных. При всей своей критичности к биоэтике, церковь не выступает против технического прогресса, технологий, она лишь ограждает человека от искажения его идентичности. Церковь, как любящая мать, защищает человека от любых воздействий, ко--ПРОБЛЕМЫ БИОЭТИКИ В КЛЮЧЕ СВЕТ СКОГО И ЦЕРКОВНОГО
ПОНИМАНИИ
Научные конференции
торые могут негативно повлиять на его духовное состояние, и даже физическое.
Таким образом, биоэтика в последнее время развивается очень стремительно. Она взаимодействует с разными отраслями и научными направлениями. Биоэтика вызывает бурный интерес не только у биологов и медиков, но даже и у теологов. Последние заинтересованы в её познании не менее первых, а может даже и более. При этом, многие достижения биоэтики вступают в резонанс с духовными началом христианской веры и безоговорочно отвергаются церковью. Церковь занимает довольно консервативную позицию по отношению к технологиям биоэтики, основываясь, в первую очередь, на религиозной догматике своей конфессии. Церковь всеми мерами старается оградить мир от его дегуманизации, она призывает власть имущих, а также всех неравнодушных людей сохранять в себе образ Божий и традиционное понимание о человеческой жизни, насколько это является возможным.
Литература
1. Моисеев В.И. От биоэтики к биофилософии // Философские проблемы биологии и медицины: Сборник статей. - М.: Социально-гуманитарные знания, 2018. - Вып. 12. - 340 с.
2. Послание к Филиппийцам, Глава 3, стих 14.
3. Евангелие от Матфея, Глава 5, стих 48.
4. Исход, глава 20, стих 13.
5. Евангелие от Матфея, глава 25, стих 40