Научная статья на тему 'БИОТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ КАК СОВРЕМЕННЫЙ ВЫЗОВ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ. АБОРТ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ В АСПЕКТЕ ПРАВОСЛАВНОГО ПОНИМАНИЯ'

БИОТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ КАК СОВРЕМЕННЫЙ ВЫЗОВ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ. АБОРТ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ В АСПЕКТЕ ПРАВОСЛАВНОГО ПОНИМАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
164
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АБОРТ / БИОЭТИКА / ПРАВОСЛАВИЕ / СЕМЬЯ / ЗАЩИТА МАТЕРИНСТВА / НРАВСТВЕННОСТЬ / ЭТИКА / ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бойков Ненад

В настоящей работе рассматривается проблематика биоэтических вопросов, которые в наше время предстоят перед Православием. Биоэтика как область прикладных знаний и возможности управления человеческой жизнью будет рассмотрена как искушение властью. Конкретный вопрос, который будет рассмотрен, - это аборт и его аспекты, а также возможные решения данной проблемы. В нравственном дискурсе будет рассмотрено значения аборта как явления, угрожающего институту семьи, а также как явления, которое прямо действует на разрушение ценности отцовства и материнства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BIOTIC ISSUES AS A CHALLENGE TO THE MODERN ORTHODOX CHURCH. ABORTION AND ITS CONSEQUENCES IN THE ASPECT OF THE ORTHODOX HERITAGE

This paper deals with the problems of bioethical issues that Orthodoxy faces in our time. Bioethics as a field of applied knowledge and the ability to control human life will be considered as a temptation to power. The specific issue that will be considered is abortion and its aspects, as well as possible solutions to this problem. In moral discourse, the meaning of abortion will be considered as a phenomenon that threatens the institution of the family, as well as a phenomenon that directly affects the destruction of the value of fatherhood and motherhood.

Текст научной работы на тему «БИОТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ КАК СОВРЕМЕННЫЙ ВЫЗОВ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ. АБОРТ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ В АСПЕКТЕ ПРАВОСЛАВНОГО ПОНИМАНИЯ»

Научные конференции

УДК 241.13

Бойков Ненад магистрант 2 курса

Белгородской Православной Духовной Семинарии (с м/н)

Сербия г. Вране nenadvranje01@gmail.com

Биотические вопросы как современный вызов Православной Церкви.

Аборт и его последствия в аспекте православного понимания

Аннотация: В настоящей работе рассматривается проблематика биоэтических вопросов, которые в наше время предстоят перед Православием. Биоэтика как область прикладных знаний и возможности управления человеческой жизнью будет рассмотрена как искушение властью. Конкретный вопрос, который будет рассмотрен, - это аборт и его аспекты, а также возможные решения данной проблемы. В нравственном дискурсе будет рассмотрено значения аборта как явления, угрожающего институту семьи, а также как явления, которое прямо действует на разрушение ценности отцовства и материнства.

Ключевые слова: Аборт; биоэтика; православие; семья; защита материнства; нравственность; этика; Православная Церковь.

Boykov Nenad undergraduate 2nd course Belgorod Orthodox Theological Seminary)

Serbia, Vranje nenadvranje01@gmail.com

Биотические вопросы как современный вызов Православной Церкви.

Аборт и его последствия в аспекте православного понимания

Annotation: This paper deals with the problems of bioethical issues that Orthodoxy faces in our time. Bioethics as a field of applied knowledge and the ability to control human life will be considered as a temptation to power. The specific issue that will be considered is abortion and its aspects, as well as possible solutions to this problem. In moral discourse, the meaning of abortion will be considered as a phenomenon that

- биотические вопросы как современный вызов

православной церкви. аборт и его последствия в аспекте православного понимания

197

Научные конференции

threatens the institution of the family, as well as a phenomenon that directly affects the destruction of the value of fatherhood and motherhood.

Key words: Abortion; bioethics; orthodoxy; family; maternity protection; moral; ethics; Orthodox Church

Современный, быстро меняющийся мир диктует новые этические правила, новые устои и совсем иной образ и темп жизни. Человек как основная составляющая единица общества встречается с некоторыми вопросами, которые требуют более глубокого рассмотрения, до того как общество будет в состоянии вынести окончательное отношение к нему. Одним из таких вопросов является биоэтика со своей проблематикой и спецификой. Перед современным человеком, а тем самым и перед Церковью, активно и очень остро стоят вопросы об абортах, эвтаназии, трансплантологии или клонировании человека. Следует сказать, что такие вопросы, а особенно вопрос аборта имеет свою историю, которая достигает времен Ветхого Завета, где в книге Исхода говорится: "Когда дерутся люди, и ударят беременную женщину, и она выкинет, но не будет другого вреда, то взять с виновного пеню, какую наложит на него муж той женщины, и он должен заплатить оную при посредниках" (Исх 21, 22). Современный исследователь биоэтических вопросов И.В Силуянова говорить, что вопрос абортов в современном обществе имеет "свою историю и свою логику" [1, с.98]. Эта логика прослеживается в течение всей истории человечества, и отражается в законодательных актах государств и документах религиозных организации. Такое явление свидетельствует о том, что данный вопрос действительно является очень актуальным, особенно в современное время, когда "применение новейших биомедицинских технологии - как никакое другое направление научно - технического прогресса - ведет к обесцениванию человеческой жизни" [1, с.96]

Тенденция общества к тому, чтобы контролировать рождаемость и вообще человеческую жизнь, самым своим явлением представляет грех гордости и попытку воссоздания "вавилонской башни". Следует сказать, что применение новых научных достижений в области медицины сами по себе не представляют нечто плохое, но, с другой стороны, их использование в целях убийства человека на пренатальном этапе своего развития или для эвтаназии тяжелобольных пациентов очень настораживают.

- биотические вопросы как современный вызов

православной церкви. аборт и его последствия в аспекте православного понимания

Научные конференции

Именно из-за такого явления Православная Церковь как хранительница Бого-откровенных истин не может отстраниться от участия в решении таких сложных этических вопросов, как, например, убийство нерождённого человека. Ценность жизни как Божественного дара никто не в праве отнимать, несмотря на индивидуальный уровень развития, поэтому и эвтаназия как способ "гуманного облегчения страдании" тяжелобольных пациентов и аборт как "искусственное прерывание беременности" можно и необходимо считать искусственным прерыванием человеческой жизни, т.е. убийством, в пользу облегчения жизни третьих лиц (облегчение в этом контексте подразумевает отказ от ответственности и ориентация на собственную карьеру). Русская Православная Церковь на своем юбилейном архиерейском соборе в 2000 году приняла документ под названием "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви", где в одном из разделов рассматриваются именно вопросы, связанные с биоэтикой.

Вопрос об этическом оправдании аборта сегодня представляет тему многих жестоких дискуссии, и люди на этом фоне разделились на два лагеря: те, кто поддерживает аборт и для этого приводит различного рода аргументы, и те, кто является противником данного медицинского вмешательства, оперируя научными и этическими постулатами. Рассмотрение остроты и важности биоэтических вопросов на примере аборта представляет собой один из самых лучших способов, потому что через призму отношения к абортам можно определить нравственное и этическое состояние всего общества. "Проблема аборта концентрирует в себе отношения между людьми на уровне этико-медицинского, юридического, социально политического, религиозного, научного сознании" [1, с.98]. Общую оценку абортов и его места в обществе кратко, но ясно дал доктор Т. Шабад, который сказал, что аборт "это социальное зло" [2, с.172]. Также, следует сказать, что и доктор Д. Жбанков писал о том, что "неопровержимая связь между культурой настоящего времени и упадком ценности жизни, как своей, так и чужой: выкидыш и самоубийство- явление одного порядка" [3, с.433]. Эта цитата как нельзя лучше описывает современное состояние общества, если его рассматривать через призму отношения к абортам. Сегодня мы видим, что идет активная пропаганда за поддержку убийства нерожденных детей, а все по причине того, что молодые люди не готовы взять на себя ответственность за те поступки, которые они совершили. Таким образом, перед обществом, а тем самым и перед Церковью, стоит задача рассказать о том, что аборт это не всего лишь "искусственное прерывание беременности" и стать на защиту жизни детей на

- биотические вопросы как современный вызов

православной церкви. аборт и его последствия в аспекте православного понимания

199

Научные конференции

пренатальной фазе своего развития. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что "православные христиане в меру их знаний, компетенции, способностей и общественного влияния призваны участвовать в законотворческой деятельности с тем, чтобы подготовленные при их участии юридические акты в защиту нерожденных детей были сформулированы с учетом всех сложностей и трагедий жизни в современном обществе" [4, с.156]. Всем нам, православным христианам, сегодня нужно говорить о том, что каждый ребенок в утробе матери является живым человеком и его жизнь имеет такую же ценность, как и жизнь подростка или взрослого человека.

Для понимания всей важности вопроса абортов, необходимо, во-первых, начать с определения о том, когда начинается человеческая жизнь и какова ее ценность. Эти два вопроса по своей сути представляют фундамент, на котором необходимо строить свою позицию по отношению к аборту. Когда общество сможет в своем сознании вместить то, что эмбрион это не всего лишь "сгусток клеток", а полноценный, неповторимый организм, тогда и решения рассматриваемой проблемы будут возможны. Необходимо подчеркнуть, что, по моему личному мнению, вопрос об абортах и его решение представляет собой и возможность решения многих других биоэтических вопросов - как, например, эвтаназии. Если мы сможем основать прочный фундамент понимания жизни в целом, тогда и вопрос об этической оправданности эвтаназии тоже будет решен значительно легче. Также одним из очень распространенных аргументов в поддержку данного медицинского вмешательства является утверждение, что эмбрион - это не отдельный организм, а всего лишь часть тела матери, и женщина имеет полное право распоряжаться им по собственному усмотрению.

Такие и похожие заявления сторонников аборта для Православной церкви представляют вызов и создают необходимость выступить за защиту жизни и ее ценности. Миссионерский аспект церковной деятельности в области биоэтического знания занимает важную позицию в просвещении современного общества. Несмотря на то, что история аборта берет свое начало в самых истоках времени, необходимо сказать, что особенно молодежь, не до конца, а можно сказать и вообще, не представляет себе, что такое аборт, какие его последствия и какую духовную опасность (здесь имеется в виду не только греховный аспект религиозного понимания убийства) представляет аборт для социума.

Если руководствоваться логикой, аборт как явление общественное ставит демографическую проблему, потому что, согласно статистике, "к совершению

- биотические вопросы как современный вызов

православной церкви. аборт и его последствия в аспекте православного понимания

200

Научные конференции

аборта прибегнет от 6 до 10 тысяч девушек на годовом уровне" [5, с.252]. Такая страшная информация не может не насторожить, и не может быть проблемой второго ряда, потому что за один год нашей жизни 10 тысяч других жизней просто прервано.

Говорить о православном понимании аборта возможно только через призму греха и это - грех убийства. "Женщина, учинившая выкидыш, есть убийца и даст ответ перед Богом. Ибо... зародыш во утробе есть живое существо, о коем печется Господь" [6, с.61] ; "тот кто будет человеком, уже человек" [6, с.61] - говорил Тертулиан. "Я образовал тебя во чреве и прежде нежели ты вышел из утробы, я освятил тебя " (Иер.1, 5-6) - вот такие слова находим в Священном Писании Ветхого завета. Это еще раз свидетельствует о том, что проблема абортов - это не только выбор женщины убить или не убить собственного ребенка, а проблема, касающаяся всего общества и его этико-моральных устоев.

Обосновать православное отношение к детоубийству можно, не только используя религиозную литературу, которая для тех, кто является атеистом и не представляет значимый авторитетный источник, но благодаря научным трудам, которые говорят о начале человеческой жизни. Именно в таких вопросах наука и религия не только переплетаются, а взаимодополняют друг друга. Современная наука не сомневается в том, что в моменте слияния мужской и женской клетки "сразу после зачатия начинается существование новой жизни - жизни именно человеческой, с уникальным и неповторимым генетическим кодом, отличным и от кода матери, и от кода отца" [7, с.37]. Именно эти структуры, который образуют человека, во всей его индивидуальности, и подтверждают, что эмбрион представляет живое, находящиеся на пренатальной фазе человеческое существо, которое обладает всем возможным потенциалом к самостоятельной, полноценной жизнью после рождения.

Православная Церковь рассматривает ценность человеческой жизни как высшую степень Божией милости и любви к современному миру, и, исходя из того, чувствует необходимость отстаивать эту ценность. Основная угроза достойному пониманию человеческой жизни - это утверждение сторонников аборта, которые говорят, что эмбрион не является отдельным организмом, а только часть тела матери, точно так же, как рука или нога. Если рассматривать аборт в таком ключе, тогда можно сказать, что это нормальное явление. Но Православная Церковь никак не может этого допустить, потому что такое утверждение абсолютно неверно. Один из основных аргументов, который опровергают такую позицию, является

- биотические вопросы как современный вызов

православной церкви. аборт и его последствия в аспекте православного понимания

201

Научные конференции

факт, что половина всей беременности представляет собой вынашивание ребенка, который обладает противоположным полом, чем женщина - проще говоря, в 50 процентах случаев родится мальчик. Тогда задаемся вопросом, если эмбрион это часть тела матери, то как возможно, чтобы в женском организме присутствовали и признаки мужского организма, в том числе и половые. Абсолютно никак, поэтому необходимо признать, что эмбрион - это отдельный организм. С точки зрения научного знания, "геном человека, образующийся в результате слияния сперматозоида и яйцеклетки - это особый комплекс структур, которые имеют определяющую функцию, проявление которой приводит к образованию человеческого тела отличающегося от тела матери" [7, с.37] Священное Писание тоже свидетельствует о том, что эмбрион - это индивидуальный организм. " Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом... не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня.ты вывел меня из чрева" (Иов. 10, 8-12,18). Обладающий этой генетической индивидуальностью, эмбрион как будто бы самим своим существованием призывает к тому, чтобы его приняли таким, какой он есть -неповторимым. "Вероятность того, что генетическая информация клетки одного человека будет идентична информации другого, составляет менее чем один на миллиард" [7, с.37], - и это говорит ученый врач-генетик, чье мнение является авторитетным и научным.

Необходимо сказать, что очень часто можно встретить заявление, что эмбрион

- это не живое существо, потому что он не чувствует боль. Это еще одна выдуманная позиция. "Схема самой примитивной реакции нервной системы на боль

- т.н. спинальный рефлекс возникает к 8 неделям формирования эмбриона" [8, с.52] - то есть, мы видим, что на ранних сроках беременности эмбрион вполне может чувствовать боль, и не только ее чувствовать, но и реагировать на нее. Подтверждение этому находим в медицинских исследованиях, которые показывают, что во время аборта эмбрион пытается убежать от инструментов, которыми проводится операция, и когда он бывает схвачен ими, то его рот открывается в так называемом немом крике.

Все эти примеры, приведенные только потому, чтобы мы могли понять, какие последствия являются продуктом производства абортов. В конечном счете, можно сказать, что плюсов абсолютно нет, и что "искусственное прерывание беременности" - это "причинение смерти человеческому существу на эмбриональной или плодной стадии развития в период от зачатия до рождения" [9, с.175]. Отсут-

- биотические вопросы как современный вызов

православной церкви. аборт и его последствия в аспекте православного понимания

202

Научные конференции

ствие положительных сторон этого процесса (аборта) компенсируется наличием тех отрицательных и прежде всего опасных последствии. Женщина, мужчина и врач совершили тяжкий грех убийства и их душа запятнана кровью нерожденное человека. Это состояние греховного падения влечет за собой и многие другие проблемы духовной природы. Не случайно сказали "в здоровом теле, здоровый дух" - если духовное здоровье поражено недугом греха, то и тело соответственно не может быть здоровым. Психические отклонения, которые возникают после совершения аборта, представляют собой страшные мучения для женщины. Также при частом совершении абортов, женщина рискует совсем потерять дар Божии быть матерью.

Хотелось бы отметить, что ответственность за совершение аборта несет и мужчина, наравне с женщиной, но и врач, который должен сопоставить свои медицинские знания со своей совестью. Порой очень часто врачи рекомендуют проведение аборта, не задумываясь о тех глубинных аспектах этой процедуры. На примере, который лично знаю, могу сказать, что врач предложила беременной женщине совершить аборт потому, что, по ее словам, сейчас актуален вирус Корона, и у нее потенциально может подняться температура, которая может, опять же потенциально, может повлиять на развитие плода.

В заключение необходимо сказать, что искушение новыми медицинскими технологиями человек проходит "проверку" на собственную человечность, ведь "заиграться в бога" очень просто. Людям дается возможность распоряжаться не только собственной жизнью, но и чужой, и при этом, даже не задумываясь о том, кем бы, например, этот эмбрион стал. Гордость ослепила людей, и тем самым они не понимают, что делают.

Библиография

1. Силуянова И.В. Этика врачевания. Современная медицина и православие. Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. - М., 2001. - 319 с.

2. Шабад Т. Искусственный выкидыш с принципиальной точки зрения. // Медицинское обозрение. 1911. Т.45, №2. - 182 с.

3. Жбанков Д. К вопросу о выкидышах//Практический врач / 1914. №31. - 450 с.

4. Иоанн Брек, протопресвитер. Священный дар жизни. Православное христианство и биоэтика. Паломник, 2004. - 400 с.

- биотические вопросы как современный вызов

православной церкви. аборт и его последствия в аспекте православного понимания

203

Научные конференции

5. ТЕМНИЪ : тематски зборник / [уредници Дмитар Атанасов... [и др.]]. - Кру-шевац : Историйки архив "Крушевац" ; Сво]ново : Удружеше за културу и умет-ност Логос, 2021 (Вршачка Баша :Satcip). - 400 с.

6. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. - Москва, 2000. - 88 с.

7. Пилар К.М.М дел. Начало жизни: эмбрион человека на преимплантацион-ной стадии развития // Фундаментальные представления современной науки о начале человеческой жизни // АНО "За жизнь" - М., 2017. - 322 с.

8. Вертьянов С.Ю. Несостоятельность эволюционистской эмбриологии // Фундаментальные представления современной науки о начале человеческой жизни // АНО "За жизнь" - М., 2017. - 322 с.

9. Потиха В.В Искусственные аборты в России. Юридические, научные и религиозно-мировоззренческие аспекты. // Фундаментальные представления современной науки о начале человеческой жизни // АНО "За жизнь" - М., 2017. -322 с.

биотические вопросы как современный вызов православной церкви. аборт и его последствия в аспекте православного понимания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.