Научная статья на тему 'Проблемы аренды земель сельскохозяйственного назначения'

Проблемы аренды земель сельскохозяйственного назначения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
535
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРЕНДА / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / РАЗГРАНИЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗЕМЕЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кондрахин И.П.

В статье рассматриваются нормативно-правовые и экономические проблемы в области аренды земель. Анализируются данные по структуре и использованию государственных и муниципальных земель сельскохозяйственного назначения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кондрахин И.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы аренды земель сельскохозяйственного назначения»

Проблемы аренды земель сельскохозяйственного назначения

УДК 332.28

И.П. Кондрахин,

магистрант кафедры Экономики недвижимости, ФГБОУВО «ГУЗ», г. Москва

Аннотация: В статье рассматриваются нормативно-правовые и экономические проблемы в области аренды земель. Анализируются данные по структуре и использованию государственных и муниципальных земель сельскохозяйственного назначения.

Ключевые слова: аренда, сельское хозяйство, разграничение государственных и муниципальных земель.

Аренда является срочным правом пользования, возникающим на основании договора. Истоки арендных отношений уходят в глубокую древность. В законах царя Хаммурапи содержалось около 20 статей, регулировавших арендные отношения, в том числе и связанные с землей.

В Российской Федерации аренда земель регулируется Земельным кодексом, Гражданским кодексом и в отдельных случаях законом 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Основным арендодателем на территории страны выступает государство. В государственной и муниципальной собственности находится более 92% всех земель. В категории земель сельскохозяйственного назначения, доля государственных и муниципальных земель по состоянию на 01.01.2017 составляла 256,6 млн. га, или 66,6% (таб. 1).

Данные таблицы свидетельствуют о перераспределении прав между РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями. Вместе с тем, площадь неразграниченных земель остается практически неизменной, что говорит о стагнации процессов разграничения.

Таблица 1. Динамика распределения земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной и муниципальной собственности (тыс. га)

Вид собственности годы 2016 к 2014, %

2014 2015 2016

Собственность РФ 8709.7 5835:4 6233 -28,55%

Собственность субъектов РФ 11405:7 11211,5 10132,7 -11,16%

Муниципальная собственность 7278.4 9090.3 11434.3 +57.11%

Неразграниченная собственность 230503,6 229238,3 227842,4 -1,15%

Всего: 257897.4 255375.5 255632.4 -0.88%

При этом, отмечается общее сокращение площади сельскохозяйственных земель. Сопоставив площадь разграниченных земель (1265,3 тыс. га) за 2014 -2016 гг. с площадью выбывших сельскохозяйственных земель (2265 тыс. га) получается неутешительный вывод, что процесс разграничения идет медленнее, чем сокращение земель данной категории.

Другими негативными последствиями являются, во-первых, деградация, разрушение, зарастание кустарником и мелколесьем сельскохозяйственных угодий. Во-вторых, такие земли, не зарегистрированные и не поставленные на кадастровый учет, становятся предметом коррупционной деятельности и теневого использования. В-третьих, нарушенные земли, неэффективные в сельском хозяйстве, проще перевести в другую категорию и использовать, например, для строительства.

Возможным вариантом введения земель в сельскохозяйственный оборот является их передача в аренду. Государством предусмотрены субсидии на проведение земельно-кадастровых работ для крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей при оформлении земельных участков в собственность. Размер субсидии составляет примерно 1000 руб. на 1 га угодий. Данная мера может быть применена для среднесрочной и долгосрочной аренды и простимулирует вовлечение неиспользуемых земель в сельскохозяйственный оборот.

Законодательством предусмотрено четыре способа приобретения участка в аренду из состава государственных и муниципальных земель. Первый способ связан с участием в аукционе по инициативе собственника. Такие участки уже имеют границы и поставлены на кадастровый учет. Второй способ аналогичен первому с тем лишь отличием, что проведение аукциона инициируют заинтересованные граждане или юридические лица.

Третий способ представляет предоставление участка без проведения торгов для льготных категорий граждан и юридических лиц. При этом арендная ставка не должна превышать ставку земельного налога.

Четвертый способ состоит в том, что желаемый участок не имеет границ и не поставлен на учет. Соответственно требуется подготовка и согласование схемы расположения

земельного участка на кадастровом плане территории. За 2014-2016 гг. наблюдается увеличение площади сельскохозяйственных земель, предоставляемых в аренду (таб.2).

Наибольшее количество арендуемых земель приходится на региональную собственность. Основное внимание следует обратить на организацию аренды на муниципальном уровне. Статьей 3.3 федерального закона №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса РФ» установлено, что именно администрации муниципальных образований наделены полномочиями по распоряжению неразграниченными землями. Наибольшее количество нарушений законодательства приходится на уровень муниципальных органов власти.

Таблица 2. Динамика предоставления в аренду государственных и муниципальных

с/х земель (тыс. га)

Внд арендодателя годы 2016 в % к 2014

2014 2015 2016

Российская Федерация 1500 1560:5 2052,2 +36,8%

Субъекты РФ 6600 6527 6227,3 -5,6%

Муниципальные образования 3870,5 4650,5 5207,8 +34,5%

Всего предоставлено е аренду: 11970.5 12738 13487.3 +12.6%

По данным национальных докладов Росреестра за 2014-2015 гг., площадь сельскохозяйственных земель, использовавшихся организациями без документального оформления, возросла более чем на 30 % с 5,5 млн. га до 7,3 млн. га. Налоги за такое использование не платятся, а полезные свойства земли истощаются. Для сельскохозяйственных земель обязательно заключение договора аренды.

Договор аренды муниципальных земель сельскохозяйственного назначения заключается на срок от трех до сорока девяти лет. Исключение составляют договоры сенокошения и выпаса скота, которые заключаются на срок не более трех лет. Долгосрочная аренда эффективнее, так как арендатор прямым образом заинтересован в поддержании плодородных свойств земли. К сожалению, норма, которая стимулировала приобретать в аренду земли на срок более десяти лет отменена.

Законом не ограничивается площадь земельных участков, находящихся у одного арендатора. Это порождает ситуации, когда крупные сельскохозяйственные компании препятствуют развитию малого бизнеса, консервируют уровень технологического развития сельского хозяйства, способствуют обнищанию сельских жителей.

В Российской Федерации 20 крупнейших агрохолдингов используют почти 6 млн. га сельхозземель. К сожалению, невозможно установить, сколько земель у крупнейших

компаний находятся в собственности, а сколько взято в аренду. Конечными бенефициарами некоторых компаний являются иностранные лица. Крупные вертикально и горизонтально интегрированным структурам поглощают мелкие организации. Крупным компаниям проще выигрывать тендеры на госзакупки, банки кредитуют их под более низкий процент. При этом по данным Росстата за период 2006-2016 гг. количество сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств сократилось в 1,6 раз. Картельные сговоры порождают монопольное ценообразование при низком качестве продукции.

Таблица 3. Динамика и структура предоставления в аренду муниципальных с/х

земель (тыс. га)

Предоставлено в аренду годы 2016 в % к 2014

2014 2015 2016

гражданам 1246,3 1719,2 2058,3 +65,1%

юридическим лицам 2624.2 2931.3 3149.5 +20.0%

Всего: 3870,5 4650,5 5207,8 +34,5%

Доля от обшей площади муниципальных земель: 53,1% 51,1% 45,5% -7%

Анализ структуры аренды сельскохозяйственных земель на муниципальном уровне (таб.3) свидетельствует о росте арендуемых площадей. Вместе с тем, отмечается сокращение темпов роста. Учитывая огромное количество неразграниченных земель, можно сделать вывод, что муниципальные органы власти не заинтересованы в регистрации прав на неразграниченную землю.

Таким образом, повышению эффективности аренды сельскохозяйственных земель будут способствовать следующие меры:

- стимулирование муниципальными образованиями развития хозяйственных отношений на сельхозземлях;

- возвращение в законодательство нормы, стимулирующей заключение договоров долгосрочной аренды;

- установление лимитов на предельную площадь земельных участков у одного арендатора в границах одного муниципального образования;

- повышение популярности общественного земельного контроля.

Список использованной литературы 1. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс РФ [Электронный ресурс]: федер. закон [по сост. на 04.2018] // Информационно-правовая система «Консультант Плюс».

2. Российская Федерация. Законы. Земельный кодекс РФ [Электронный ресурс]: федер. закон [по сост. на 04.2018] // Информационно-правовая система «Консультант Плюс».

3. Российская Федерация. Законы. Об обороте земель сельскохозяйственного назначения [Электронный ресурс]: федер. закон [по сост. на 1.04.2018] // Информационно-правовая система «Консультант Плюс».

4. Доклад о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения РФ в 2016 году. М., 2018.- 239 с.

5. Доклад о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения РФ в 2015 году. М., 2017.- 195 с.

6. Доклад о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения РФ в 2014 году. М., 2015. - 188 с.

7. Официальный сайт Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии [электронный ресурс] // https://rosreestr.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.