Особенности оценки земель сельскохозяйственного назначения при определении размера компенсации в случае изъятия или временного занятия для государственных нужд
Л.И. Попова директор консалтинговой компании АО «Богерия», доцент Тихоокеанского государственного университета, кандидат экономических наук (г. Хабаровск)
Людмила Ивановна Попова, [email protected]
В последние годы в Дальневосточном федеральном округе осуществляются различные крупные инвестиционные проекты. Абсолютное большинство этих проектов имеют направленность на развитие ресурсно-ориентированной транзитной инфраструктуры.
«Ресурсно-транзитный тип роста - объективная логика (тренд) экономического развития Дальнего Востока, так как она поддерживается интересами и усилиями частных инвесторов, крупных отечественных и международных корпораций» [1].
Создание нового объекта недвижимости связано с выбором площадки для строительства, то есть определением места размещения объекта. Этот процесс всегда длительный и сложный, он затрагивает интересы собственников и владельцев земельных участков, муниципальных образований и субъектов Российский Федерации.
Строительство газотранспортной системы Сахалин - Хабаровск - Владивосток, строительство нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО)» и реализация проекта ВСТО-2 также связаны с использованием различных категорий земель.
Новым этапом в развитии транспортной инфраструктуры Дальневосточного федерального округа стало строительство газо-
провода «Сила Сибири», по которому газ будет транспортироваться из Якутского и Иркутского центров газодобычи через Хабаровск до Владивостока. Протяженность магистрали газопровода «Якутия - Хабаровск - Владивосток» будет составлять около 3 200 километров.
В Хабаровском крае завершено строительство нефтепровода - отвода «ВСТО -Хабаровский нефтеперерабатывающий завод» протяженностью 27 километров, что позволит предприятию значительно сократить поставки сырой нефти железнодорожным транспортом.
Решение Правительства Российской Федерации о создании территорий опережающего развития напрямую связано с реализацией крупных инвестиционных проектов на территориях Приморского и Хабаровского краев, Амурской области, Еврейской автономной области и республики Саха (Якутия) и затрагивает интересы собственников и арендаторов земельных участков.
Все уже реализующиеся или подготовленные к реализации инвестиционные проекты направлены на создание сложных капитальных объектов, в том числе линейных, строительство которых обусловливает необходимость изъятия или временного занятия земельных участков, что может привести к исчезновению источников дохода, изменению социально-экономического по-
ложения населения, предприятии и организаций.
Главными проблемами, с которыми сталкиваются стороны в ходе решения вопросов об изменении целевого назначения земельных участков в связи с их изъятием или временным занятием, являются следующие:
• применение норм российского законодательства;
• определение круга лиц, попадающих под воздействие строительства и имеющих право на получение компенсации;
• несвоевременное информирование и взаимодействие с заинтересованными сторонами;
• несоблюдение сроков выполнения работ по освобождению земельных участков, переселению людей и предоставлению им компенсаций;
• определение размера компенсаций, прозрачность их расчета и т. д.
При определении размера компенсации за изымаемый земельный участок и нарушаемые права стороны обращаются к оценщику, с которым заключается договор на оказание соответствующих услуг. В процессе оценки сбор информации становится важнейшей задачей специалиста. Полученная информация должна быть достоверной, что позволит получить реальную картину событий; точно соответствовать целям оценки; реально отражать внешние условия и региональные особенности земельных отношений.
Нормативная правовая база
В процессе выполнения подобных работ важное место отводится информации о существующей нормативной правовой базе. Выделим блок обязательных источников, позволяющих определить правовое поле, в котором будет осуществляться работа. К таким источникам относятся:
• Гражданский кодекс Российский Федерации;
Земельный кодекс Российской Федерации;
Федеральный Закон от 29 июля 1998 года № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российский Федерации»;
федеральные стандарты оценки (ФСО) № 1, 2, 3 и 7 [3-6]; постановление Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 года № 262 «Об утверждении Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц»;
постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а так же порядка, условиях и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации»; распоряжение Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 6 марта 2002 года № 568-р «Об утверждении Методических рекомендаций по определению рыночной стоимости земельных участков»; распоряжение Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 10 апреля 2003 года № 1102-р «Об утверждении Методических рекомендаций по определению рыночной стоимости права аренды земельных участков».
Формирование убытка
Также на этапе подготовки к подписанию договора и технического задания оценщик определяет, когда и как формируется убыток - при изъятии земельного участка или временном его занятии (аренда).
Изъятие земельного участка влечет за собой прекращение прав собственности, пользования, владения. Оно может осуществляться по соглашению сторон или принудительно, может проводиться безвозмездно или за плату (выкуп).
В статье 49 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) отмечается, что изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков для государственных или муниципальных нужд «...осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным:
1) с выполнением международных договоров Российской Федерации;
2) со строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов:
• объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;
• объекты использования атомной энергии;
• объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технического сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной Границы Российской Федерации;
• объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
• объекты, обеспечивающие космическую деятельность;
• линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
• объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведе-ния федерального, регионального или местного значения;
• автомобильные дороги федерального, регионального или муниципального, местного значения;
3) с иными основаниями, предусмотренными федеральными законами» [12].
Условия и порядок изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд устанавливаются статьей 55 ЗК РФ. Кроме того, изъятие земельного участка может быть проведено безвозмездно по решению суда (ст. 50 ЗК РФ).
Имеет место и реквизиция - принудительное возмездное изъятие имущества в собственность или во временное пользование государства. К этому методу прибегают в чрезвычайных обстоятельствах. Земельный участок может быть временно изъят у его собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с чрезвычайными обстоятельствами угроз. Реквизиция земельного участка происходит с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков и выдачей ему документа о реквизиции.
Если реквизированный земельный участок нельзя вернуть, то собственнику возмещается его рыночная стоимость или может быть предоставлен равноценный земельный участок.
Временное занятие земельных участков проводится при строительстве линейных
объектов. После завершения строительства земельный участок возвращается собственнику. Период временного занятия земельного участка рассматривается как аренда. Оплата аренды осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее также - ГК РФ).
Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд проводится по решению:
• уполномоченных федеральных органов исполнительной власти для размещения объектов федерального значения;
• уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации для размещения объектов регионального значения;
• органов местного самоуправления для размещения объектов местного значения.
Порядок выкупа земельного участка, определения выкупной цены устанавливается ГК РФ.
Размер убытка
Гражданским кодексом Российской Федерации предусматривается возмещение двух видов убытков: реального ущерба и упущенной выгоды [7, ст. 15].
Реальный ущерб составляют:
• фактически понесенные лицом расходы на момент предъявления иска;
• будущие необходимые расходы, то есть расходы, которые лицо должно будет произвести для восстановления своего нарушенного права;
• утрата или повреждение имущества.
Фактически понесенные и будущие необходимые расходы тесно связаны между собой, имеют сходный состав и могут подтверждаться одинаковыми документами.
Вторая составляющая убытков - упущенная выгода. Под упущенной выгодой гражданское законодательство России понимает «неполученные доходы, которые
это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено» (п. 2 ст. 15 ГК РФ). К упущенной выгоде относится прибыль, неполученная предприятием вследствие внешних причин, вызвавших уменьшение объема производства и реализации продукции, изменение ассортимента продукции и т. п. Механизм расчета упущенной выгоды условно можно разделить на несколько составляющих:
• определение дохода от реализации непроизведенной продукции;
• оценка издержек (себестоимости) продукции;
• вычитаемые налоги.
Формула для расчета упущенной выгоды следующая:
УВ = Д - И - Н,
"пр пр в'
где УВ - упущенная выгода;
Д
пр
возможный доход от реализации непроизведенной продукции;
Ипр - издержки (себестоимость) продукции;
Н - налоги.
в
В статьях 15-17 ГК РФ изложены общие принципы определения убытков. Но если происходит изъятие или временное занятие земель сельскохозяйственного назначения, то при сборе информации приходится учитывать специфику земель сельскохозяйственного назначения. В ходе возмещения убытков в этой сфере применяются общие правовые нормы ГК РФ о возмещении убытков и специальные нормы законодательства, прежде всего земельного (ЗК РФ), регламентирующие специальные вопросы возмещения убытков с учетом особого правого режима земли.
Статья 62 ЗК РФ трактует величину убытков, причиненных нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, как убытки, подлежащие полному возмещению, в том числе упущенная выгода, в порядке, пред-
усмотренном гражданским законодательством Российской Федерации [8].
Согласно статье 57 ЗК РФ при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, ухудшении качества земель, временном занятии земельных участков, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возмещению в полном объеме, в том числе упущенной выгоды, подлежат убытки, причиненные:
• ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц;
• временным занятием земельных участков;
• ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Убытки возмещаются собственникам, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков в случаях, предусмотренных статьей 57 ЗК РФ.
Согласно статье 12 ГК РФ возмещение убытков - один из способов защиты прав граждан и организаций. Причиненные убытки подлежат возмещению в полном объеме, кроме случаев, предусмотренных законом или договором.
На основании статьи 281 ГК РФ лицо, земельный участок которого изымается, имеет право на получение равноценной суммы, включающей:
• рыночную стоимость изымаемого земельного участка;
• рыночную стоимость, находящегося на земельном участке недвижимого имущества;
• стоимость всех убытков, причиненных собственнику в результате изъятия земельного участка, в том числе убытки, которые несет собственник из-за досрочного прекращения деятельности на земельном участке и невозможности выполнить обязательства по заключенным ранее договорам перед третьими лицами;
• упущенную выгоду.
Все эти составляющие входят в величину возмещения.
Порядок возмещения убытков определен в Правилах возмещения собственникам земельных участков землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 года № 262. В этих правилах установлено, что основаниями для возмещения убытков собственникам земельных участков являются:
• соглашение о временном занятии земельного участка между собственником земельного участка и лицом, в пользу которого осуществляется временное занятие земельного участка;
• акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ограничении прав собственника земельного участка, соглашения о сервитуте;
• акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ухудшении качества земель в результате деятельности других лиц;
• решение суда.
Основаниями для возмещения убытков землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков являются:
• акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
• соглашение о временном занятии земельного участка между землепользователем, землевладельцем и арен-
датором земельного участка и лицом, в пользу которого осуществляется временное занятие земельного участка;
• акт государственного органа исполнительно власти или органа местного самоуправления об ограничении прав землепользователя, землевладельца и арендатора земельного участка, соглашения о сервитуте;
• акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ухудшении качества земель в результате деятельности других лиц;
• решение суда [9].
Перечисленные документы обязательны при оказании услуг по определению размера компенсации за изъятие земельного участка для государственных нужд.
В соответствии с ЗК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления принимают решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Решения принимаются в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на участке. К решению об изъятии прилагается схема расположения земельного участка. Решения об изъятии действуют в течение трех лет.
Соглашение об изъятии земельного участка и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд также является документом, используемым оценщиком в расчетах.
Этапы работы оценщика
Дата оценки
При расчетах убытки определяются с учетом стоимости имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельного участка, о временном занятии участка или об ограничении прав собственников земельных участков, земле-
пользователей, землевладельцев и арендаторов.
Информацию о дате, на которую оценщик будет проводить расчет (дата оценки), он определяет исходя из даты подписания акта государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка, об ограничении прав собственника земельного участка или об установлении сервитута.
Вид определяемой стоимости
В процессе сбора информации оценщик должен четко представить, какой вид стоимости будет определяться.
В последней редакции ЗК РФ этому вопросу посвящена статья 568 «Особенности определения размера возмещения в связи с изъятием земельных участков для государственных и муниципальных нужд». В пункте 1 этой статьи указано, что процесс определения размера возмещения проводится в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с учетом особенностей, изложенных в статье 568.
В зависимости от наличия различных прав на земельный участок у юридических или физических лиц определяется рыночная стоимость различных объектов оценки (см. табл. 1).
Во всех случаях законодательством установлена рыночная стоимость земельного участка или права аренды, которая определяется в соответствии с методологией и методами, изложенными в ФСО № 1, 2, 3, 7 и в методических рекомендациях по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденных распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 6 марта 2002 года № 568-р.
Характеристика земельного участка
На следующем этапе оценщик получает и анализирует информацию о земельном участке. Информацию можно почерпнуть
Таблица 1
Вид объекта оценки
Субъект Вид права на земельный участок Объект оценки
Юридическое лицо Право постоянного (бессрочного) пользования Право аренды земельного участка на установленный законом срок, а в случае отсутствия срока на 49 лет
Физическое лицо Право постоянного (бессрочного) пользования Право пожизненного (наследуемого) владения Земельный участок
Арендатор Право аренды Досрочное прекращение права аренды Право аренды до истечения срока действия договора
Землепользователь Право безвозмездного пользования Досрочное прекращение права безвозмездного пользования Право безвозмездного пользования земельным участком до истечения срока действия договора
из документов, запрашиваемых у заказчика. К таким документам относятся:
• свидетельство о государственной регистрации права;
• кадастровая выписка о земельном участке (выписка из государственного кадастра недвижимости);
• кадастровый план территории (выписка из государственного кадастра недвижимости);
• кадастровый паспорт земельного участка;
• кадастровая справка о кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Если речь идет о временном занятии земельного участка, то оценщику необходим договор аренды, заключенный собственником земельного участка с арендатором.
Перечисленные документы дают достоверную информацию:
• о категории земель, к которой относится оцениваемый земельный участок;
• о размере земельного участка;
• о кадастровой стоимости земельного
участка;
• о назначении земельного участка;
• о том, в чей собственности находится земельный участок.
Желательно получить сведения о структуре земель сельскохозяйственного назначения, по которым будет проходить строящийся объект.
Для выполнения расчетов необходимо знать, какую площадь занимают пашня, пастбища, сенокосы, многолетние насаждения и какое количество земель не использовалось для производства сельскохозяйственной продукции.
Как известно, земли, занимаемые пашней, являются одними из самых дорогих. По состоянию на 1 января 2014 года в Хабаровском крае удельный вес пашни в общем земельном фонде составлял 0,125 процента, в земельном фонде сельскохозяйственного назначения - 26,26 процента [14].
Структура сельскохозяйственных угодий в Хабаровском крае отражает животноводческую специализацию сельскохозяйственного производства (см. табл. 2).
Таблица 2
Структура сельскохозяйственных угодий Хабаровского края [14]
Показатель Количество земель В процентах от всего земельного фонда края
га %
Всего, в том числе: пашня 66 5611 100,0 0,845
98 451 14,79 0,125
залежь 25 067 3,77 0,031
многолетние насаждения 16 875 2,54 0,022
сенокосы 401 797 60,36 0,510
пастбища 123 421 18,54 0,157
В ситуации, когда пашня занимает весьма небольшой удельный вес, под изъятие земель часто попадают сенокосы и пастбища, стоимость которых значительно отличается от стоимости пашни.
Осмотр земельного участка
Осмотр земельного участка проводится, если позволяют погодные условия и расположение земельного участка. В условиях Дальнего Востока эту процедуру можно проводить в течение семи-восьми месяцев (весенне-летне-осеннее время). В другой период земельный участок может быть недоступен.
Осмотр земельного участка дает возможность оценить его рельеф и определить, используется ли земельный участок.
Характеристика рынка земельных
участков
Кроме перечисленной информации, оценщику необходимо получить сведения о состоянии рынка земельных участков той категории земли, к которой относится объект оценки. Для Хабаровского края характерен высокий удельный вес земель государственной и муниципальной собственности и неразграниченных земель. По состоянию на 1 января 2014 года всего на их долю приходилось 99,9 процента, в том числе в собственности Российской Федерации - 36,014 процента, в собственности
Хабаровского края - 0,145 процента, в собственности муниципальных образований -0,021 процента. Неразграниченные земли составляли 63,82 процента [14].
Наиболее развит рынок земель населенных пунктов. Этот рынок имеет явно выраженный очаговый характер, то есть развит в городах, пригородах и крупных населенных пунктах (город Хабаровск и его пригороды, город Комсомольск-на-Амуре, город Бикин, город Советская Гавань и т. д.).
Рынок земель сельскохозяйственного назначения развит в южных районах Хабаровского края, где существуют сельскохозяйственные земли, пригодные для растениеводства.
Информацию о земельных участках, выставляемых на продажу, в первую очередь нужно находить на официальных сайтах органов местного самоуправления Хабаровского края, в печатных изданиях, являющихся официальными органами для опубликования муниципальных правовых актов. Информация о первичном рынке имеет высокую степень достоверности.
Информацию о вторичном рынке можно найти в специализированных журналах или газетах, размещающих объявления о продаже. Не во всех дальневосточных городах имеются специальные сайты о рынке недвижимости. Источником достоверной информации является журнал «Дальневосточный оценщик», издаваемый в городе Хабаров-
ске, в котором содержится информация о состоянии рынка недвижимости основных дальневосточных городов и их пригородов.
Учитывая возможности определения рыночной стоимости земельных участков различными методами, информация о них должна содержать следующее характеристики:
• местоположение;
• целевое назначение;
• рельеф участка, тип почв;
• общая площадь;
• структура сельскохозяйственных земель;
• набор типичных сельскохозяйственных культур;
• урожайность сельскохозяйственных культур, ц/га;
• севообороты, которые применяются в хозяйстве;
• закупочные цены, р./ц;
• затраты на производство сельскохозяйственной продукции, р./ц.
Более достоверными будут предоставляемые региональными органами статистики данные о состоянии сельскохозяйственного производства в районе, где расположен объект оценки. В статистических справочниках содержится информация за 3-5 лет.
Кроме этого, можно воспользоваться научными трудами региональных научно-исследовательских институтов, которые ведут многолетние исследования. В таких трудах имеется анализ рентабельности производства сельскохозяйственных культур в регионах и другая необходимая информация. Наличие такой информации даст возможность провести расчеты достаточно точно.
Расчет упущенной выгоды - отдельный вопрос. С целью сокращения размера упущенной выгоды или предотвращения ее образования собственник и иные землепользователи земельного участка должны быть не менее чем за один год уведомлены о предстоящем изъятии. Изъятие земельного участка до истечения годичного срока для целей выкупа допускается только с со-
гласия собственника или землепользования этого участка. Решение об изъятии для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник и иные землепользователи земельного участка должны быть извещены о произведенной регистрации с указанием ее даты.
Собственник или землепользователь земельного участка должен документально подтвердить существование затрат, обусловивших возникновение упущенной выгоды.
В этом случае оценщику важно знать, какие документы нужны для подтверждения затрат, которые привели к возникновению упущенной выгоды. Такими документами могут быть:
• долгосрочные договоры на поставку сельскохозяйственной продукции;
• документы, подтверждающие приобретение удобрений;
• технологические карты по выращиванию сельскохозяйственных культур и другая доказательная информация.
Учитывая, что оценка убытка, возникающего при изъятии или временном занятии земельных участков, затрагивает диаметрально противоположенные экономические интересы строителя (заказчика работ) и собственника или владельца земельного участка, оценщику необходимо тщательно собрать информацию и добиться высокой достоверности результатов.
ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ИСТОЧНИКИ
1. Швайченко О. Программирование -процесс созидательный // Направление -Дальний Восток. 2009 № 5.
2. Об оценочной деятельности в Российский Федерации : Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ.
3. Федеральный стандарт оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)» : приказ Министерства экономического развития
и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 года № 256 : в редакции приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 мая 2015 года № 297 «Об утверждении федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)».
4. Федеральный стандарт оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)» : приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 года № 255 : в редакции приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 мая 2015 года № 298 «Об утверждении федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)».
5. Об утверждении федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)» : приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 года № 254 : в редакции приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 мая 2015 года № 299.
6. Об утверждении федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)» : приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 сентября 2014 года № 611.
7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : Федеральный закон от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ.
8. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая, третья, четвертая). Новосибирск : Норматика, 2015.
9. Земельный кодекс Российской Феде-
рации. Новосибирск : Норматика, 2015.
10. Об утверждении Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц : постановление Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 года № 262.
11. Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а так же порядка, условиях и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации : постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582.
12. Об утверждении Методических рекомендаций по определению рыночной стоимости земельных участков : распоряжение Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 6 марта 2002 года № 568-р.
13. О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 31 декабря 2014 года № 499-ФЗ.
14. О состоянии и использовании земель в Хабаровском крае в 2013 году : доклад. Хабаровск, 2014. и^: www.to27.rosreestr.ru