Проблемы анализа финансовой устойчивости компаний в условиях экономического кризиса
Шихер А.Б.,
Финансовый университет
Аннотация. В статье приводится обзор основных направлений анализа финансовой устойчивости организации как важной составляющей оценки финансового состояния экономического субъекта. Рассмотрены проблемы платежеспособности компаний в условиях экономического кризиса (на примере телекоммуникационного сектора), а также усиливающаяся роль системы нефинансовых показателей при прогнозировании деятельности.
Ключевые слова: анализ финансового состояния; финансовая устойчивость; коэффициенты ликвидности; KPI.
Problems in the Analysis of Financial Stability of Companies in the Economic Crisis
Schiher A.B.
Abstract. The article provides an overview of the main areas of analysis of financial stability of the organization as an important component of assessing the financial standing of the economic entity. The problems of solvency are considered in the context of the economic crisis (the telecommunications sector), as well as the increasing role of the system of non-financial indicators in predicting activities.
Keywords: financial analysis, financial stability, liquidity ratios, KPI.
На сегодняшний день в российских компаниях наиболее часто поднимаются вопросы финансовой устойчивости и платежеспособности экономического субъекта. Политические санкции, неуклонно растущая инфляция, колебания валютного курса - все эти факторы имеют непосредственное влияние на деятельность компаний и формирование бизнес-среды. Вследствие этого возникает вопрос об оценке результатов деятельности компании в сложившихся кризисных условиях, а также возможность прогнозирования ее функционирования в ближайшем будущем.
Одной из важных задач, стоящих перед менеджментом компаний, становится выбор ключевых показателей деятельности, которые будут являться индикаторами устойчивости. Стратегической целью организации становится внедрение интегрированной системы финансовых и нефинансовых показателей, характеризующих имеющиеся у нее ресурсы, а также определение экономической среды, что вероятно будет способствовать успешности деятельности и позиционированию организации на рынке.
Однако в условиях кризиса организации стремятся оптимизировать расходы и выби-
Научный руководитель: Керимова Ч.В., кандидат экономических наук, доцент Департамента учета, анализа и аудита, заместитель декана по научной работе и магистратуре факультета учета и аудита.
Проблемы анализа финансовой устойчивости компаний в условиях экономического кризиса
рать методы оценки финансовой устойчивости, которые не приведут к значительной реорганизации всех имеющихся бизнес-процессов. Центральными показателями эффективности деятельности компании выступают как финансовые показатели (выручка, чистая прибыль, прибыль от продаж, EBIT, EBITDA, рентабельность), так и нефинансовые показатели (соответствие качества выпускаемой продукции требуемым нормам, время выполнения заказа, человеческий капитал, соблюдение мер экологической безопасности).
Большинство компаний рассчитывает также коэффициенты ликвидности (абсолютная, промежуточная и текущая), которые предполагают возможность сравнения результатов деятельности с конкурентами. Преимуществом данных коэффициентов является простота расчетов и доступность требуемой информации. Впрочем, данные показатели не всегда дают однозначный ответ о возможности компании погасить краткосрочные обязательства оборотными активами, что подтверждается необходимостью проведения дальнейшего анализа [3].
В условиях кризиса наблюдается также тенденция снижения выручки организаций, особенно в сфере среднего и малого бизнеса. Вследствие этого просматривается отрицательная динамика коэффициентов, рассчитанных на основе данного показателя. Для того чтобы картина результатов работы организации в отчетном периоде была представлена наиболее полно, необходимо провести детальный анализ снижения выручки (например, вследствие потери крупного заказчика или ввода системы скидок с целью сохранения клиентов), что позволит более точно спрогнозировать работу всего предприятия на последующие периоды.
У компаний телекоммуникационного сектора в последнее время наблюдается тенденция сделок слияния-поглощения, что обусловлено желанием удержать конкурентные преимущества и привлечь дополнительное количество клиентов. Внедрение новых технологий, предложение заказчикам услуг на более выгодных условиях, регулирование отрасли со стороны государства, растущая популярность общения посредством социальных сетей и электронной почты - все эти факторы создают жесткую конкуренцию. Следовательно, организации рас-
сматривают усиливающуюся конкуренцию как потенциальный риск и стараются определить направления выхода в сложившихся условиях. Преимуществом образовавшихся в результате слияния компаний (например, приобретение группой компаний компании среднего или малого бизнеса) становится усиление роли бренда, расширенный ассортимент продукции, а также более устойчивое финансовое положение.
Поскольку телекоммуникации и технологии переплетаются все теснее, то компаниям просто необходимо выстраивать цепочку поставок и модель принятия тактических и стратегических решений, которые будут наиболее полно отве-чатьтребованиям клиентов.
По данным исследования, проведенного АО «БДО Юникон», 74% телекоммуникационных компаний считают риском ликвидность и денежный поток, 76% - доступность кредитных средств, а 81% и 82% - колебания процентных ставок и курсов валют соответственно [5]. Также в условиях постоянного колебания курса с целью препятствия росту издержек менеджеры могут заключать сделки с иностранными поставщиками путем закрепления курса валюты договора постоянным и равным определенной величине.
Тем не менее большинство компаний стремится сохранить занятую нишу на рынке, что, в свою очередь, приводит к необходимости раскрывать не только финансовые, но и нефинансовые показатели деятельности. Данная информация способствует более всесторонней интерпретации результатов работы и может иметь своей целью привлечение дополнительных инвестиций в бизнес. Присутствие нефинансовых показателей в отчетности позволяет более полно раскрыть информацию, что вероятно повысит доверие пользователей.
В век информационных технологий все больше организаций стремятся сохранить и преумножить человеческий капитал. С этой целью в компаниях внедряются системы мотивации персонала, которые предоставляют возможности получения дополнительных бонусов и премий (КР1). Успешное внедрение данных систем поощрения позволяет также оптимизировать операционную деятельность, оценить работу филиалов и подразделений. Более того, для обработки результатов могут использоваться все-
возможные программы, в том числе существует возможность обработки параметров в Excel, что позволит сэкономить на дополнительных расходах.
Однако необходимо выбрать такие показатели эффективности, которые будут наиболее полно отвечать требованиям стейкхолдеров и целям компании, учитывая реальность и возможность их подсчета. Среди таких показателей можно выделить: среднее время обработки заказа, количество привлеченных клиентов, объем проданной продукции за месяц. Обычно при выборе возможных показателей не возникает существенных проблем, поскольку менеджеры прекрасно осведомлены о параметрах оценки деятельности подразделений. Впрочем,
определенные сложности могут возникнуть с отбором ключевых, наиболее значимых KPI.
Таким образом, проблеме анализа финансовой устойчивости компаний в настоящее время отводится немалая роль. Выбор показателей, характеризующих финансовое состояние экономического субъекта и предполагающих возможность прогнозирования будущей деятельности на их основе, становится все более актуальным. В этой связи возникает необходимость создания такой системы оценки финансовой устойчивости организации, которая будет наиболее полно отражать результаты работы экономического субъекта в любой промежуток времени и позволит определить, достигнуты ли поставленные цели.
Литература
1. Вишнякова М. KPI (ключевые показатели эффективности). Как внедрить систему KPI в компании // Ге-неральный директор». 2012. № 2.
2. Жулега И.А. Методология анализа финансового состояния предприятия: монография; ГУАП. СПб., 2006. 235 с.
3. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. В.И. Бариленко. М.: Юрайт, 2014. 455 с. Серия: Бакалавр. Академический курс.
4. Гиляровская Л.Т. [и др.]. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник. М.: ТК Велби; Изд-во Проспект, 2008. 360 с.
5. Сектор телекоммуникаций - 2015. Факторы риска // АО «БДО Юникон», 2015 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.bdo.ru.