Научная статья на тему 'Проблемы анализа эмоций в пении в контексте искусств XXI века'

Проблемы анализа эмоций в пении в контексте искусств XXI века Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
304
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИИ / ИСКУССТВО / ВОКАЛЬНАЯ РЕЧЬ(ПЕНИЕ) / АКУСТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / VOCAL SPEECH (SINGING) / EMOTIONS / ART / ACOUSTIC FEATURES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Романенко Вероника Олеговна

В статье рассмотрены проблемы анализа эмоций в пении, стоящие на стыке технических и гуманитарных наук, обозначена специфика задач передачи эмоциональной информации в вокальной речи, а также обоснована актуальность изучения данного вопроса в XXI веке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCERNING EMOTIONS ANALYSIS IN SINGING IN THE CONTEXTS OF ARTS IN THE 21ST CENTURY

The article is concerned with the analysis of emotions in singing, which is a cross-sectorial issue of technical sciences and the humanities. The author emphasizes specific character of the task to transfer emotional information in the vocal speech, and substantiates the relevance of this research in the 21 st century.

Текст научной работы на тему «Проблемы анализа эмоций в пении в контексте искусств XXI века»

УДК 159.942.5 : 784

Романенко Вероника Олеговна Romanenko Veronika Olegovna

аспирант, старший преподаватель кафедры звукорежиссуры Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов [email protected]

ПРОБЛЕМЫ АНАЛИЗА ЭМОЦИЙ В ПЕНИИ В КОНТЕКСТЕ ИСКУССТВ XXI ВЕКА

PhD student, Senior lecturer of the Sound Production Department, Saint-Petersburg State Trade Unions’ University for the Humanities [email protected]

CONCERNING EMOTIONS ANALYSIS IN SINGING IN THE CONTEXTS OF ARTS IN THE 21ST CENTURY

Аннотация:

В статье рассмотрены проблемы анализа эмоций в пении, стоящие на стыке технических и гуманитарных наук, обозначена специфика задач передачи эмоциональной информации в вокальной речи, а также обоснована актуальность изучения данного вопроса в XXI веке.

Ключевые слова:

эмоции, искусство, вокальная речь(пение), акустические характеристики.

The summary:

The article is concerned with the analysis of emotions in singing, which is a cross-sectorial issue of technical sciences and the humanities. The author emphasizes specific character of the task to transfer emotional information in the vocal speech, and substantiates the relevance of this research in the 21st century.

Keywords:

emotions, art, vocal speech (singing), acoustic features.

Музыку можно назвать самым эмоциональным из всех видов искусств. Эмоции раскрывают наиболее специфичные стороны музыкального содержания, отражают психическое состояние, в которое погружает слушателя процесс взаимодействия с музыкой.

Особое место в музыкальном искусстве принадлежит пению - специфической разновидности речи, предназначенной прежде всего для передачи эмоциональноэстетической информации. Для вокалиста эмоция - основа содержания музыкального образа, а умение управлять эмоциональной насыщенностью пения - главное средство выразительности.

Анализом эмоций в речи и пении ученые начали заниматься в XIX веке. Основы данной проблемы были заложены Ч. Дарвином [1, с. 83], изучавшим вопросы передачи эмоций с помощью голоса как основного канала эмоциональных сигналов у животных и человека. Тогда же была поставлена проблема поиска взаимосвязи эмоций и акустических коррелятов, которыми они кодируются в голосовом сигнале.

Первые попытки научных исследований взаимосвязи эмоций с акустическими параметрами в пении были предприняты в начале XX века, а появление и последующее мощное развитие искусства звукозаписи позволило вывести эту проблему на новый уровень. Прежде всего это было связано с возможностью технического выявления акустических параметров, отвечающих за определенную эмоцию, сначала из образцов записей голосов выдающихся оперных исполнителей, а впоследствии из специально подготовленных аудиозаписей. Вместе с этим возникли и проблемы точной фиксации эмоциональных особенностей в процессе пения, с учетом погрешностей звукозаписывающего тракта и акустики помещений. Развивающийся процесс изучения эмоций вокальной речи (пения) вобрал в себя различные сферы науки и искусства: музыкальную акустику (процесс звукообразования в голосовом аппарате), физиологию, музыкальную психологию, искусство звукорежиссуры, композицию, лингвистику, методики обучения пению и др.

Несмотря на то что голос певца сравнивают с совершенным музыкальным инструментом, однако в отличие от такого инструмента, как фортепиано, он не обладает фиксированным равномерно-темперированным строем. Особенности звукообразования при академическом пении зависят от природных данных, а также индивидуальности и профессионализма исполнителя (владение техниками и методиками звукоизвлечения). Вокалист не может исполнить одну и ту же ноту абсолютно одинаково: с одной и той же глубиной и частотой вибрато, с той же высотной интонацией (без отклонения, хотя бы на несколько центов) и с такой же интенсивностью высокой певческой форманты.

Как показали исследования таких авторов, как В.П. Морозов [2], Й. Сандберг [3], Бакаев А.В. [4] и др., к индивидуальным акустическим особенностям певца, отвечающим за максимальное эмоциональное воздействие на слушателя, относятся высокая и низкая певческие форманты, спектральный состав голоса, амплитудная и частотная модуляция (вибрато и тремоло), интонация, динамика громкости и агогика. В.П. Морозов в процессе экспериментов установил основные взаимосвязи базовых эмоций с акустическими коррелятами: при выражении «радости» в мелодическом рисунке происходит интонационный подъем звука, при выражении «страха» мелодический рисунок теряет свою устойчивость, при выражении «гнева» амплитуда модуляции вибрато существенно увеличивается, частота составляет 6-6,5 Гц, при «страхе «кривая вибрато» теряет периодичность и частота достигает 8 Гц. При «горе» и «безразличии» уменьшается амплитуда и частота вибрато составляет 5-6 Гц. При «радости» частотное положение высокой певческой форманты сдвигается в более высокую частотную область, что придает звучанию легкость, прозрачность и яркость. При «гневе» вершина высокой певческой форманты сдвигается вниз, она становится менее выраженной и интенсивность высоких частот падает, что придает звучанию мрачность. При выражении «гнева» сила голоса - наибольшая, при «страхе» -наименьшая и др. Ученым также был введен новый термин - эмоциональный слух [5] -способность человека к восприятию эмоциональной окраски.

В решении задач передачи эмоциональной информации в вокальной речи, стоящих на стыке технических и гуманитарных наук, существует ряд проблем: управление эмоциональной насыщенностью пения, с использованием как физического способа подстройки голосового аппарата, так и психологических средств; вычленение акустических компонент, отвечающих за определенную эмоцию с целью ее точного описания; поиск точной фиксации эмоций на звукозаписывающем оборудовании, с учетом его технических характеристик и акустики помещения; создание методик обучения пению, сочетающих физиологические и психологические особенности воспроизведения эмоций, с учетом современных научных разработок в этой области и др.

В настоящий момент:

- получены новые данные по взаимосвязи базовых эмоций с акустическими характеристиками вокальной речи (в том числе расширены данные по параметрам вибрато [6]) -общий анализ представлен в исследовании P. Juslin и P. Laukka [7];

- разрабатываются методики, сочетающие как психологические, так и физиологические механизмы образования эмоций, проводятся экспериментальные и теоретические исследования проблем восприятия эмоций в речи в контексте понятий эмоционального интеллекта и эмоционального резонанса [8];

- внедряются программы синтеза и распознавания эмоций в пении, основанные на статистической модели изменения контура фундаментальной частоты певческого голоса [9], на модели неэмоционального пения с изменением параметров вибрато в соответствие с моделью Т айера [10] и др.

Основными задачами дальнейших исследований являются: создание эмоциональных баз вокальной речи, разработка программного обеспечения с целью детальной корректировки эмоций в вокальной речи, рассмотрение проблемы эмоций в пении комплексно с позиций музыкального и театрального искусства, психологии, акустики, физиологии, электронных искусств и др.

Результаты исследований вокальной речи имеют огромную научную ценность, они используются в вокально-педагогической практике, в области синтеза и распознавания эмоций в пении, в электронных искусствах, в том числе в работе звукорежиссера и композитора (для усиления эмоционального воздействия на слушателя) и др.

Изучение проблемы передачи эмоций в вокальной речи наиболее актуально в XXI веке в решении следующих задач:

- разработка и применение компьютерного «эмоционального интеллекта», преследующего три задачи: идентификацию в выражении эмоций, регуляцию эмоций и использование эмоциональной информации при передаче музыкальных и речевых программ;

- вербализация эмоционального переживания (для повышения эффективности разработки методик обучения вокальному искусству);

- применение компьютеризации в процессе обучения пению;

- управление качеством фиксации эмоции при звукозаписи (в том числе и в неблагоприятных акустических условиях);

- использование синтеза эмоций в пении в творческом процессе композитора, в том числе в электронных искусствах;

- осуществление художественно-звукорежиссерской деятельности по работе с эмоциональным наполнением вокального произведения, в том числе придание пению большей эмоциональной выразительности;

- реставрация старых записей (восстановление полноты эмоционального звучания). Решение проблем восприятия эмоций, кодирования эмоций, а также создание методов управления эмоциями, совершенствующих и раскрывающих внутренний потенциал исполнителя, может служить основой для значительного прогресса в вокальном творчестве и творчестве звукорежиссера.

Ссылки:

1. Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. СПб., 2001.

2. Морозов В.П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. М., 1998.

3. Sundberg J. The science of the singing voice. Northern Illinois University Press, 1987.

4. Бакаев A.B. Анализ формантной структуры певческого голоса // Известия ЮФУ. Технические науки. Специ-

альный выпуск : материалы LUI научно-технической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов и сотрудников ТТИ ЮФУ. Таганрог, 2008. № 1 (78). С. 7-8.

5. Морозов В.П. Эмоциональный слух человека // Журн. эволюц. биох. и физиол. 1985. № 6.

6. Hung-Yan G., Zheng-Fu L. Mandarin singing voice synthesis usingann vibrato parameter models. Department of

Computer Science and Information Engineering National Taiwan University of Science and Technology, Taipei, Taiwan, 2008. Р. 3288-3293.

7. Juslin P.N., Laukka P. Communication of Emotions in Vocal Expression and Music Performance: Different Channels, Same Code? // Psychological Bulletin. 2003. V. 129. №. 5. Р. 770-814.

8. Русалова М.Н., Кислова О.О., Образцова Л.В. Электрофизиологические показатели распознавания эмоций в речи. Успехи физиологических наук. М., 2011.

9. Hyunsin P., Chang D.Y. Statistical model based emotional singing voice synthesis by FO contour modification. Department of Electrical Engineering, Korea Advanced Institute of Science and Technology (KAIST), 2010.

10. Younsung Park, Sungrack Yun, C.D. Yoo. Parametric emotional singing voice synthesis. Korea Advanced Institute of Science and Technology, Department of Electrical Engineering, 2010. P. 4814-4817.

References (transliterated):

1. Darvin C. O vyrazhenii emotsiy u cheloveka i zhivotnykh. SPb., 2001.

2. Morozov V.P. Iskusstvo i nauka obshcheniya: neverbal'naya kommunikatsiya. M., 1998.

3. Sundberg J. The science of the singing voice. Northern Illinois University Press, 1987.

4. Bakaev A.B. Analiz formantnoy struktury pevcheskogo golosa // Izvestiya YUFU. Tekhnicheskie nauki. Spetsial'niy vypusk : materialy LUI nauchno-tekhnicheskoy konferentsii professorsko-prepodavatel'skogo sostava, as-pirantov i sotrudnikov TTI YUFU. Taganrog, 2008. № 1 (78). P. 7-8.

5. Morozov V.P. Emotsional'niy slukh cheloveka // Zhurn. evolyuts. biokh. i fiziol. 1985. № 6.

6. Hung-Yan G., Zheng-Fu L. Mandarin singing voice synthesis usingann vibrato parameter models. Department of Computer Science and Information Engineering National Taiwan University of Science and Technology, Taipei, Taiwan, 2008. P. 3288-3293.

7. Juslin P.N., Laukka P. Communication of Emotions in Vocal Expression and Music Performance: Different Chan-

nels, Same Code? // Psychological Bulletin. 2003. V. 129. №. 5. P. 770-814.

8. Rusalova M.N., Kislova O.O., Obraztsova L.V. Elektrofiziologicheskie pokazateli raspoznavaniya emotsiy v rechi. Uspekhi fiziologicheskikh nauk. M., 2011.

9. Hyunsin P., Chang D.Y. Statistical model based emotional singing voice synthesis by FO contour modification. Department of Electrical Engineering, Korea Advanced Institute of Science and Technology (KAIST), 2010.

10. Younsung Park, Sungrack Yun, C.D. Yoo. Parametric emotional singing voice synthesis. Korea Advanced Institute of Science and Technology, Department of Electrical Engineering, 2010. P. 4814-4817.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.