1УДК 378 ББК 74.58
К ПРОБЛЕМЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ ВОКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
И. Х. Стулов
Аннотация. Статья посвящена проблеме эмоциональной выразительности в вокально-исполнительском искусстве. На основе анализа специальной литературы автор приходит к выводу о том, что эмоции имеют полифункциональное значение во всех сферах жизнедеятельности человека. Способности певца к эмоциональной выразительности в пении зависят от уровня развития эмоциональной сферы его мозга, которая в свою очередь развивается и совершенствуется в процессе обучения пению и вокально-исполнительскому искусству.
Для формирования навыков эмоциональной выразительности в процессе исполнения вокальных произведений автор предлагает соблюдать определенную последовательность в работе: 1) создание эмоционально-положительной и творческой атмосферы на занятиях и зачетных мероприятиях, что является гарантом формирования стабильного позитивного отношения студентов к обучению сольному пению; 2) обучение студентов «языку эмоций» и знакомство со средствами эмоциональной выразительности в пении; 3) использование полученных теоретических знаний в процессе освоения учебного репертуара и собственной концертной деятельности.
Ключевые слова: пение, эмоции, вокальное исполнительство, эмоциональная выразительность, язык эмоций, обучение пению, развитие эмоциональной сферы, этапы работы, репертуар, концертная деятельность.
THE EMOTIONAL EXPRESSIVENESS PROBLEM IN VOCAL PERFORMANCES I. Kh. Stulov
Abstract. The article is dedicated to the problem of emotional expressiveness in vocal performing arts. On the basis of analysis of particular literature the author comes to the conclusion that emotions have multifunctional significance in every aspect of human life. A singer's capability for emotional expressiveness in singing depends on the level of development of the part of his brain which has to do with emotion, which in its own part, is able to develop and perfect itself in the process of vocal training and vocal performance arts. To form the skills of emotional expressiveness in the process of performing vocal works, the author suggests following a certain sequence in training: 1) creating an emotionally-positive and creative atmosphere in class and during testing, which guarantees the formation of stable positive attitude of students towards vocal solo training; 2) teaching the "language of emotions" to students and introduction the means of emotional expressiveness in singing; 3) the usage of the acquired skills in the process of mastering the training repertoire and in concert activity.
Keywords: singing, emotions, vocal performance, emotional expressiveness, the language of emotions, development of emotional part, the stages of training, repertoire, concert activity.
Эмоции играют большую роль в жизни человека. Положительные эмоции являются побудительной силой к активной деятельности, а отрицательные, напротив, тормозят ее.
С эмоциями человека связаны такие понятия, как настроение, желание или нежелание, мотивация, психологическая установка, любовь или нелюбовь, равнодушие, переживания и т. п.
Эмоции имеют полифункциональное значение для всех психических процессов личности. Об этом знали философы различных эпох и народов. В их трудах функции эмоций рассматриваются как:
• коммуникативные (Аристотель, Р. Декарт, Д. Джеймс, К. Платонов);
• сигнально-отражательные (П. Анохин, Б. Додонов, А. Леонтьев);
• побудительные (В. Вилюнас, А. Запорожец);
• энергетические (П. Анохин, П. Симонов);
• смысловые (В. Вилюнас, Л. Выготский, А. Леонтьев, С. Рубинштейн);
• экспрессивные, экстралингвистические (В. П. Морозов и др.).
Вопрос заключается в том, каким образом эти функции эмоций реализуются в контексте учебно-воспитательного процесса?
Ответ на этот вопрос дают психологические исследования Ф. Крюгера (1874-1948), который указывает, прежде всего, на подвижность, диалектическую изменчивость эмоциональных явлений в процессе межличностных отношений одного субъекта с другими.
Отсюда следует, что педагогу в процессе обучения пению необходимо учитывать эти свойства эмоций своих учеников. Педагог должен постоянно анализировать те или иные детали учебного процесса, влияющие на настроение учащихся, так как от этого во многом зависит успех учебной деятельности.
В ходе нашей практической работы со студентами педагогического университета в классе эстрадного вокала педагоги постоянно сталкиваются с такими проблемами, как низкая довузовская музыкальная и вокальная подготовка студентов. Студенты зачастую отличаются недостаточно развитой эмоциональной сферой личности, общей психологической зажато-
стью. Это имеет прямое отношение к характеру эмоциональной выразительности их исполнения вокальных произведений.
А. Маслоу в своих трудах интерпретирует недостаточное развитие эмоциональной сферы как когнитивную ущербность личности, что отражается на всей жизнедеятельности человека.
В настоящее время философы, психологи, социологи и педагоги изучают пути выхода из кризиса нашей прагматической цивилизации. Одним из таких путей является вовлечение человека с малых лет в процесс художественного творчества для развития эмоциональной сферы личности, формирования чувства эмпатии, то есть эмоциональной отзывчивости. Особая роль среди различных видов искусств принадлежит музыке и пению.
Музыкальное искусство - это «отдушина» для человека, находящегося в кризисном состоянии. Для него это возможность услышать извне то, что его душа чувствует и переживает в данный момент или, напротив, стремится избавиться от грустного настроения.
В жизни и в искусстве каждый учится понимать и использовать «язык эмоций». В отношении эмоций в психологической науке различаются два типа способностей: 1) импрессивная - способность к восприятию и пониманию языка эмоций; 2) экспрессивная - способность к выражению своих эмоций.
Однако люди в разной степени способны воспринимать эмоциональный контекст вербального сообщения и пользоваться эмоциональным языком в экспрессивных целях.
Как отмечал Б. М. Теплов, «для музыкального искусства способность к адекватной эмоциональной реакции является одним из важнейших и профессионально необходимых качеств певца, дирижера, музыканта-исполнителя» [1, с. 173].
Одни музыканты или певцы не умеют выражать свои эмоции потому, что еще не усвоили способов и форм их выражения, принятых в данной области исполнительского искусства. Другие - боятся выявить свои чувства из-за опасности утратить самоконтроль в процессе вокального или музыкального исполнения, из-за страха порицания или не хотят показаться смешными.
Из истории музыки известно немало случаев, когда из-за боязни публичных выступлений некоторые прекрасные музыканты и певцы отказывались вообще от исполнительской деятельности на сцене. В большинстве случаев эти проблемы можно было бы решить при помощи психотерапевта.
Чрезмерная или недостаточная эмоциональная экспрессивность или ее неадекватность - один из источников конфликтов в межличностных и внутри групповых взаимоотношениях, что отражается и на профессиональной деятельности музыкантов.
Экспрессивная функция эмоций, эмоциональная выразительность человека в его поведении в обществе и на сцене классифицируется в психологии как составная часть «экстралингвистической (внеязыковой) информации. Эта информация характеризуется рядом отличительных свойств. Важнейшее ее свойство -это функциональная самостоятельность и независимость от вербальной (речевой) информации» [2, с. 18]. Одни и те же слова, произнесенные с различной эмоцией, могут иметь совершенно разное смысловое значение, и нередко прямо противоположное.
По исследованиям В. П. Морозова экстралингвистическая информация передается от человека к человеку через органы чувств, в основном, через два канала связи человека с миром: зрение и слух.
В вокальном искусстве в трансляции эмоциональной информации участвуют оба канала связи: и зрительный, и слуховой. Это вполне позволяет певцу выразить тончайшие нюансы в процессе раскрытия художественного образа исполняемого произведения. Наиболее яркие экспрессивные возможности воздействия на слушателей имеются у эстрадных певцов.
В последнее время эстрадное вокальное искусство отличается большой популярностью, особенно среди молодежи. Это объясняется доступностью, разнообразием стилей, многообразием ярких индивидуальностей среди исполнителей, усиленной эмоциональностью за счет синтеза нескольких видов искусств (вокал, хореография, инструментальное сопровождение, театрализация и пр.).
Эстрадно-джазовое искусство в своем лучшем проявлении - это сложный и многогран-
ный жанр, который для непосвященных людей создает впечатление легкости, общедоступности и несерьезности. Эта сфера вокального искусства развивается по своим специфическим законам, как в исполнительском, так и в педагогическом аспекте.
В воспитании эстрадного певца используется не только традиционная методика, характерная для академического и народного вокала, но и специальная эстрадная вокальная техника, в зависимости от стилевого направления в пении (рок, поп, соул и др.). Несмотря на специфические черты эстрадной манеры пения, общим свойством для всех вокальных жанровых направлений является эмоциональная выразительность звучания певческого голоса.
Речевой голос человека даже в обычной жизни редко бывает неэмоциональным. А пение как вокальная речь отличается более яркой эмоциональностью. Эмоциональное содержание вокального произведения предопределено поэтом и композитором, но это не умаляет роли певца - исполнителя в создании художественного образа.
Различные эмоции в пении автоматически изменяют акустическую характеристику голоса: плотность и яркость тембрового звучания, вокальную позицию, резонирование и степень прикрытия звука, нюансировку, тип певческого вибрато, смысловое интонирование, активность работы артикуляционных органов, характер звуковедения, метроритмические особенности и пр. Таким образом, каждое эмоциональное состояние исполнителя передается не одним, а целым комплексом акустических признаков.
В утверждении того, что «язык эмоций» обучает вокальной технике, нет никакого противоречия. Из педагогических наблюдений стало вполне очевидным, что экспрессивная выразительность в пении непроизвольно формирует практически все вокально-технические навыки певца.
Однако возникает вопрос, какими же средствами и способами певец передает эмоциональную информацию слушателям в процессе исполнения вокальных произведений?
Общеизвестным фактом является то, что различные эмоциональные состояния челове-
ка сопровождаются определенными изменениями в мимике, пантомимике и в звуках его голоса на уровне подсознания.
Большой интерес для певцов представляют исследования В. П. Морозова (1977), посвященные изучению средств и способов передачи пяти базовых эмоций в пении: радости, печали, страха, гнева и спокойствия. Каждая эмоция отличается такими акустическими характеристиками, как интонационная, спектральная, временная и динамическая, за счет чего и передается эмоциональная информация.
Интонационные характеристики
В результате исследований В. П. Морозова было отмечено, что к типичным изменениям в интонировании вокальных фраз в зависимости от типа эмоциональной выразительности можно отнести следующие закономерности:
• при выражении радости наблюдается интонационный подъем звука;
• при выражении печали характерны «подъезды» и «съезды» звука;
• при спокойствии мелодия стремится к уплощению своего рисунка как за счет понижения верхних тонов, так и счет повышения нижних;
• при выражении страха мелодический рисунок выглядит наименее устойчивым, и точность интонирования явно нарушается [3, с. 166].
Учитывая такие тенденции в пении с различной эмоциональной выразительностью, певец должен обратить особое внимание на точность интонирования при любом типе эмоций.
Певческое вибрато
В зависимости от типа эмоции меняется амплитудная характеристика певческого вибрато. При выражении печали и особенно при спокойствии (безразличии) амплитуда певческого вибрато уменьшает свой размах. В отдельных случаях при спокойствии может наблюдаться полное отсутствие певческого вибрато. Звук голоса при этом становится «прямым». При радости и в еще большей степени при гневе размах амплитуды певческого вибрато заметно увеличивается. Для страха характерно нарушение периодичности в кривой вибрато.
Частотная характеристика певческого вибрато разных эмоциональных состояний певца
тоже меняется. Наименьшая частота вибрато наблюдается при печали и спокойствии (5-6 Гц), при радости и гневе она немного увеличивается (6-7 Гц), а при выражении страха может резко возрасти (до 8 Гц), что и создает впечатление «дрожания» голоса [3, с. 167].
Как известно, певческое вибрато для певца в основном произвольно управляемо. Это он может осознанно использовать в пении в соответствии с той или иной эмоциональной выразительностью.
Спектральная характеристика
Данная характеристика дается на основе анализа изменений степени выраженности и частотного расположения ВПФ (высокой певческой форманты) и НПФ (низкой певческой форманты) в структуре спектра в зависимости от той или иной эмоции.
При радости вершина ВПФ сдвигается в наиболее высокую частотную область. На слух это воспринимается как легкое, светлое звучание голоса. При печали и гневе частотное положение ВПФ понижается. Тембр голоса становится более темным. Для гнева наряду с этим характерно значительное увеличение интенсивности звука в целом и возрастание интенсивности крайних высоких обертонов. Увеличивается уровень интенсивности и НПФ. Звук становится более плоским, массивным и как бы насыщенным «металлом».
В. П. Морозов отмечает, что при страхе и печали интенсивность высоких частот в спектре звука падает, следовательно, выраженность ВПФ уменьшается. В крайних случаях при выражении страха спектрограмма теряет типичные «вокальные» черты и приближается по своим очертаниям к спектрограммам речевого сигнала. Голос полностью теряет блеск, звонкость и приобретает глухой сдавленный характер [3, с. 168].
Как хорошо известно, красивый и выразительный певческий тембр является одним из показателей успешной постановки голоса певца. Опираясь на результаты исследования профессора В. П. Морозова, педагог может целенаправленно добиваться разнообразия тембровых красок в певческом голосе у своих учеников, меняя эмоциональный контекст упражнений для распевания голоса и в процессе разучивания учебного репертуара.
Временные и динамические характеристики
«Наибольшая длительность слогов при пении наблюдается при выражении печали (1240 мс), а наименьшая при выражении страха (540 мс), то есть средний темп чередования слогов при печали более чем в два раза медленнее, чем при страхе.
Наибольшая длительность пауз наблюдается при выражении страха (12,6%), а наименьшая - при спокойствии (2,1%), то есть при страхе голос прерывается, а при спокойствии он звучит почти беспрерывно» [3, с. 169].
Из этого можно сделать вывод о том, что при формировании навыков относительно долго тянуть звук без затухания при пении legato целесообразно использовать произведения, спокойные по содержанию художественного образа. «...Наибольшей силой звука обладает голос при выражении гнева (100 дБ) и наименьшей - страха (92 дБ) и безразличия (93 дБ). Радость и горе по силе звука занимают промежуточное положение» [3, с. 169].
У начинающих певцов обычно наблюдается недостаточная сила певческого звука. Сила голоса зависит от умения петь с опорой на диафрагму. Следовательно, чтобы студент скорее почувствовал свою диафрагму, нужно создать интенсивный контекст при распевании и при исполнении вокального произведения с гневным содержанием художественного образа. Однако при этом надо следить за тем, чтобы голос не перешел на крик, то есть нельзя допустить появления форсировки звука.
В. П. Морозов также отмечает: «Максимальные длительности усиления и спада силы слогов приходится на фразы, выражающие печаль (626-641 мс). На слух это воспринимается как очень мягкая атака и филирование звука.
Минимальная длительность нарастания и спада силы звука наблюдается при выражении гнева (218-210 мс), что субъективно оценивается как очень резкое начало и окончание звука» [3, с. 170].
Владение приемом мягкой атаки, а тем более - филировкой звука является важнейшими вокальными навыками певца. Становится совершенно очевидным то, что формирование этих навыков будет более успешным, если использовать в процессе пения соответствующие им типы эмоциональной выразительности.
Таким образом, В. П. Морозов своими исследованиями дает нам четкую картину использования различных эмоций в пении не только для формирования навыков эмоциональной выразительности исполнения вокальных произведений, но и других вокально-технических навыков у певцов.
Исходя из всего сказанного, можно сделать следующие выводы.
1. В контексте обучения эстрадному пению педагогу по вокалу, а также и ученикам необходимо знать, при помощи каких средств передается эмоциональная (экстралингвистическая) информация в пении, то есть знать «язык эмоций».
2. Знания «языка эмоций» необходимы педагогу не только для того, чтобы научить своих студентов художественно-выразительному исполнению вокальных произведений. Эмоциональную выразительность в пении можно рассматривать как универсальное средство для настройки голосового аппарата на правильно координированную работу и развитие вокальной техники.
3. Способность к эмоциональной выразительности в вокальном исполнительстве у певца зависит от уровня развития у него эмоциональной сферы, которая, в свою очередь, развивается и постепенно совершенствуется в процессе обучения пению и вокально-исполнительскому искусству.
4. Подбор произведений для учебного репертуара должен осуществляться не только с точки зрения сложности жанра и вокально-технических трудностей музыкального материала, но и в зависимости от возможностей студента раскрыть содержание художественного образа вокального произведения, то есть от уровня развития эмоциональной сферы его личности.
5. Решая задачу формирования навыков эмоциональной выразительности исполнения вокальных произведений, необходимо соблюдать определенную последовательность в этапах работы:
• создание эмоционально положительной и творческой атмосферы на занятиях со студентами в классе и на зачетных мероприятиях, что является гарантом формирования стабильного позитивного их отношения к обучению эстрадному сольному пению;
• обучение студентов «языку эмоций» и знакомство с элементами и внешними призна-
ками эмоциональной выразительности в речи и пении;
• практическое использование полученных теоретических знаний в процессе освоения учебного репертуара и собственной исполнительской практики.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей // Теплов Б. М. Избр. тр. в 2 т. -Т. 1. - М., 1985. - 328 с.
2. Морозов В. П. Невербальная коммуникация // Психологический журнал. - 1995. - № 1. - С. 18-31.
3. Морозов В. П. Биофизические основы вокальной речи. - Л., 1977. - 232 с.
4. Вилюнас В. К. Психология эмоций: хрестоматия по психологии. - СПб., 2004. - 496 с.
5. Кузнецов Ю. М. Эмоции в хоровом исполнительстве. - М., 2008. - 225 с.
6. Морозов В. П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. - М., 1998. - 387 с.
7. Торопова А. В. Музыкальная психология и психология музыкального образования. -М., 2001. - 200 с.
8. Цыпин Г. М. Психология музыкальной деятельности. - СПб., 2001. - 367 с.
REFERENCES
1. Teplov B. M. Psikhologiya muzykalnykh spo-sobnostey. In: Teplov B. M. Izbr. tr. in 2 vol. Vol. 1. Moscow, 1985. 328 p.
2. Morozov V. P. Neverbalnaya kommunikatsiya.
Psikhologicheskiy zhurnal. 1995, No. 1, pp. 18-31.
3. Morozov V. P. Biofizicheskie osnovy vokalnoy rechi. Leningrad, 1977. 232 p.
4. Vilyunas V. K. Psikhologiya emotsiy: khres-tomatiya po psikhologii. St. Petersburg, 2004. 496 p.
5. Kuznetsov Yu. M. Emotsii v khorovom ispolni-telstve. Moscow, 2008. 225 p.
6. Morozov V. P. Iskusstvo i nauka obshcheniya: neverbalnaya kommunikatsiya. Moscow, 1998. 387 p.
7. Toropova A. V. Muzykalnaya psikhologiya i psikhologiya muzykalnogo obrazovaniya. Moscow, 2001.200 p.
8. Tsypin G. M. Psikhologiya muzykalnoy deyatel-nosti. St. Petersburg, 2001. 367 p.
Стулов Игорь Харьевич, кандидат педагогических наук, доцент Кафедры эстрадного искусства в образовании Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]
Stulov Igor Kh., PhD in Education, Associate Professor, Variety Art Department, Moscow Pedagogical State University
e-mail: [email protected]