Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ АФГАНСКИХ БЕЖЕНЦЕВ В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕЙ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ БЕЖЕНЦЕВ'

ПРОБЛЕМЫ АФГАНСКИХ БЕЖЕНЦЕВ В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕЙ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ БЕЖЕНЦЕВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
326
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АФГАНИСТАН / БЕЖЕНЕЦ / МИГРАНТ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пайтян Роза Хачиковна

Настоящая статья посвящена анализу недостатков универсальных механизмов защиты прав беженцев, которые отразились на правовом положении афганских беженцев. Ситуация в Афганистане несет дестабилизирующий характер не только для региона, но и мира в целом. Предлагается привлекать к ответственности те государства, которые спровоцировали возникновение конфликта, в результате которого пострадало мирное население и было вынуждено покинуть свое привычное место жительство. Проблема афганских беженцев рассматривается в свете общей проблемы системы международно-правовой защиты прав беженцев. Указывается на несовершенства универсальных нормативно-правовых и институциональных механизмов управления миграционными потоками. Предлагается принять императивные нормы, которые касались бы процедуры предоставления такого статуса как беженец. В частности, рекомендуется принять императивные нормы, касающиеся процедуры предоставления статуса беженца. Помимо этого, Декларация о беженцах и мигрантах, принятая в 2016 году является рекомендательной по своей природе, но способна восполнить недостатки в этой сфере. Кроме того, необходимо обратить внимание на придание императивной силы Глобальному договору ООН о беженцах 2018года, которая в отличие от Конвенции 1951 года позволяет ослабить нагрузку на принимающих странах, и беженцам самостоятельно обеспечивать себя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF AFGHAN REFUGEES IN THE CONTEXT OF THE GENERAL PROBLEM OF THE INTERNATIONAL LEGAL REGULATION OF THE SITUATION OF REFUGEES

This article is devoted to the analysis of the short comings of the universal mechanisms for the protection of the rights of refugees, which affected the legal status of Afghan refugees. The situation of Afghanistan destabilizes not only the region, but the world as a whole. The situation on this country is developing rapidly and is aggravated by the significant number of internal and external actors. It is proposed to bring to justice those states that provoked the outbreak of the conflict, as a result of which the civilian population suffered and was forced to leave their habitual place of residence. The problem of afghan refugees is outlined in the context of the problem of the system of international legal protection of the refugee rights in general. The article pays special attention to the lack of universal and regional legal and normative acts as well as institutional mechanisms of migration flows management. It is necessary to adopt peremptory norms that would relate to the granting of refugee status. In addition, the Declaration on Refugees and Migrants, adopted in 2016, is advisory in nature, but it can fill the gaps in this area. In addition, it is necessary to pay attention to giving imperative force to the UN Global Compact for Refugees in 2018, which, unlike the 1951 Convention, allows to ease the burden on host countries and refugees to provide for themselves on their own.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ АФГАНСКИХ БЕЖЕНЦЕВ В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕЙ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ БЕЖЕНЦЕВ»

Проблемы афганских беженцев в контексте общей проблемы международно-правового регулирования положения беженцев

Пайтян Роза Хачиковна,

старший преподаватель кафедры международного права Юридического института Сибирского Федерального университета E-mail: rozpat@yandex.ru

Настоящая статья посвящена анализу недостатков универсальных механизмов защиты прав беженцев, которые отразились на правовом положении афганских беженцев. Ситуация в Афганистане несет дестабилизирующий характер не только для региона, но и мира в целом. Предлагается привлекать к ответственности те государства, которые спровоцировали возникновение конфликта, в результате которого пострадало мирное население и было вынуждено покинуть свое привычное место жительство. Проблема афганских беженцев рассматривается в свете общей проблемы системы международно-правовой защиты прав беженцев. Указывается на несовершенства универсальных нормативно-правовых и институциональных механизмов управления миграционными потоками. Предлагается принять императивные нормы, которые касались бы процедуры предоставления такого статуса как беженец. В частности, рекомендуется принять императивные нормы, касающиеся процедуры предоставления статуса беженца. Помимо этого, Декларация о беженцах и мигрантах, принятая в 2016 году является рекомендательной по своей природе, но способна восполнить недостатки в этой сфере. Кроме того, необходимо обратить внимание на придание императивной силы Глобальному договору ООН о беженцах 2018года, которая в отличие от Конвенции 1951 года позволяет ослабить нагрузку на принимающих странах, и беженцам самостоятельно обеспечивать себя.

Ключевые слова: Афганистан, беженец, мигрант, права человека, безопасность.

Тема миграционных потоков афганцев в свете последних событий в Афганистане, является чрезвычайно актуальной и востребованной в российском и мировом сообществе. Это вызвано прежде всего необходимостью обеспечения безопасности и стабильности внутри своих государств.

Рассматривать трудности, с которыми сталкиваются многочисленные афганские мигранты, необходимо в контексте общих проблем, связанных с недостаточным международно-правовым регулированием вопросов беженцев. Государства стремятся сопоставить такие универсальные, императивные принципы как суверенное равенство государств и уважение прав и свобод человека. Однако между ними сложно поставить знак равенства, каждый из этих принципов важен в своем роде, и необходимо действовать с соблюдением их баланса. Государствам необходимо научиться находить компромисс и в вопросах сотрудничества с другими странами, проводить сессии, конференции, результатом которых должно явиться принятие новых решений в угоду прав человека, с соблюдением национальных интересов. Не стоит забывать, что неэффективное и ограниченное сотрудничество между государствами приводит к негативным факторам, в том числе и в вопросах с беженцами. Между принимающими государствами и беженцами необходимо установить взаимные права и обязательства, которые отвечали бы реалиям современности, поскольку каждый новый отток населения имеет свои специфические особенности.

С 1945 года проблема беженцев является ключевой и стоит на повестке дня Генеральной Ассамблеи ООН. Поиск долгосрочных решений является приоритетным, поскольку затрагивает, в первую очередь, права и свободы человека. Одно остается неизменным - проблема беженцев является исключительно международной, и должна быть решена на самом высшем уровне, в соответствии с универсальными международными актами. Ни одно лицо, которое в силу определенных обстоятельств было вынуждено покинуть свою страну не должно быть подвергнуто принудительному возвращению. Значительным вкладом мирового сообщества стала унификация международно-правовых норм в такие императивные источники как Конвенция о статусе беженцев 1951 года [1], Заключения Исполкома УВКБ ООН по делам беженцев [2] Протокол, касающийся статуса бежен-ца1967 года [3], Декларация ООН 1974 года о территориальном убежище[4] и другие. На региональном уровне также уделяется внимание проблеме правового положения беженцев, примером такого

5 -о

сз

<

документа является Соглашение, принятое странами СНГ в 1993 году «О помощи беженцам и вынужденным переселенцам» [5]. Широко развито в этой области и национальное законотворчество. Так, например, в Российской Федерации действует Федеральный закон «О беженцах» 1993 года[6]. Соединенные Штаты Америки, Италия, Швейцария, Великобритания также имеют специальное законодательство в этой области.

Рубеж ХХ и ХХ! вв. характеризуется расширением географии вынужденной стихийной миграции. Так, в частности, сложное положение внутри Афганистана стало основной причиной вынужденной миграции населения. Такая история страны, которая страдала от вооруженных конфликтов более 40 лет, испытывала стихийные бедствия, отсутствие продовольствия, нищету неизбежно привела к тому, что афганцы составляют самую большую группу беженцев во всем мире, а это около 3 миллионов человек. Наибольшее чисто мигрантов проживают в Пакистане и Иране.

Соединенные Штаты Америки были одним из первых государств, которые обратили внимание на проблему афганских беженцев в 1970х годах, назвав отток населения Афганистана чисто политическим. В 1979 году была развернута широкая гуманитарная и медицинская помощь беженцам. Спорным остается вопрос делалось ли это ради облегчения участи уязвимой категории лиц, или для осуждения действий СССР, которые ввели войска на эту территорию. Тем не менее, оказывалась масштабная финансовая помощь афганским беженцам под эгидой защиты от советских угроз. Так, американский исследователь Л. Дюпри называл политику СССР «миграционным геноцидом» в Афганистане. Попытки Советского Союза провести ответную агитацию, в защиту своей политики, проводимой в регионе, не увенчалась успехом, и не получила столь широкого резонанса.

Следует особо отметить негативное влияние иностранных спецслужб и зарубежных средств массовой информации. Целенаправленно проводилась широкая агитационная кампания по вы-нуждению афганского населения к массовому уходу, путем запугивания. Можно наблюдать как пропагандистская политика, активно проводимая третьими странами, наносит урон внутреннему строю государства и его социальному укладу и в наши дни. Необходимо обратить внимание мирового сообщества на этот фактор, и привлекать к ответственности представителей средств массовой информации тех стран, откуда ведется такая политика. На сегодняшний день, существует ответственность за злоупотребление свободой массовой информации, которая подрывает национальную безопасность. Однако отсутствуют нормы, которые бы прямо привлекали к ответствен-5Е ности те государства, которые используют такие £ средства для подрыва национальной безопасно-§ сти третьих стран.

В результате вывода американских войск Ц из Афганистана, в результате чего талибы объяви-

ли о создании Исламского Эмирата Афганистан. Результатом такого возрождения стала, в первую очередь, попытка афганского населения покинуть свою страну. Поиск убежища афганцами и неспособность предоставления им адекватной помощи со стороны других государств, в очередной раз, указало мировому сообществу на недостатки в правовой сфере, которые необходимо искоренить.

Стоит обратить внимание на неоднозначную политику Соединенных Штатов Америки. Та страна, которая так осуждала внешнеполитический курс Советов, приняла неоднозначную политику в отношении афганских мигрантов. Они устанавливают барьер для пребывающих в виде военных объектов, где они должны прожить для обработки, проверки документов, целей визита, прежде чем отправиться в более приемлемые условия для пребывания. Срок проживания в таких местах непригодных для нормального жизнеобеспечения, особенно это касается детей мигрантов, не установлен. Такое положение породило отсутствие нормы, которая устанавливала бы правила реализации защиты лиц, не получивших еще статус беженца. Временные промежутки рассмотрения ходатайства о предоставлении права на убежище, зачастую, затягиваются, и человек, оказавшийся в такой ситуации не обладает правовой защитой государства, под юрисдикцией которого он находится. Введение такой нормы в международно-правовые и национальные акты государств позволит таким лицам реализовывать свои права, но, с другой стороны, они будут иметь определенные обязательства перед государством, рассматривающим возможность предоставления им убежища.

Соблюдение баланса интересов прибывающих лиц, и собственных граждан- ключевая проблема для предоставления убежища беженцам. Так, российские власти отказались от предложения Европейского Союза разместить мигрантов в Центральной Азии до получения ими виз в страны Европы и США, посчитав такой подход неприемлемым, с точки зрения потенциальной угрозы безопасности граждан России. Идти на любые компромиссы в угоду иностранным партнерам в ущерб национальным интересам не представляется актуальным для дипломатии Российской Федерации. Тем не менее, военный и внешнеполитический вектор России также сосредоточены на поддержании региональной стабильности, в котором вопрос терроризма и наркомании стоит крайне остро. С приходом радикально настроенных мигрантов, неизбежно проникновение в страну терроризма.

Страны Европейского Союза, опасаясь возникновения нового миграционного кризиса, который вспыхнул в 2015 году, отказываются принимать беженцев из Афганистана. Поведение беженцев, которое идет в отрыв от общепринятого европейского уклада жизни, подрыв безопасности в разных регионах, их сложная ассимиляция в общество, заставляет страны искать выход из ситуации путем закрытия своих границ. К примеру, власти

Словении заявляют, что их страна не обязана помогать всем, кто покинет свою страну, вместо того, чтобы ее защищать. Представители Австрии указывают, что станут повторять ошибки с сирийскими беженцами, поскольку их страна до сих пор не может справиться с их интеграцией в европейское общество. Власти Венгрии отказываются отвечать за последствия решений, которые были приняты другими геополитическими игроками.

Несмотря на существующую международную защиту прав беженцев, основная ответственность за судьбу этих людей, в первую очередь, несет страна в которой лицо ищет убежище. Страны Европейского Союза осознавая бремя такой ответственности, воспользовались своим внутренним законодательством в обход взятым на себя обязательствам в рамках Конвенции о статусе беженцев. Согласно своему внутреннему праву, в частности, Шенгенским кодексом о границах, государства обладают правом восстановления контроля границ в случае серьезной угрозы безопасности и стабильности своей страны [8]. Статья 33 Конвенции о статусе беженцев 1951 года так же предоставляет право высылки и возвращения беженцев, в случае представлении угрозы безопасности страны, но в качестве исключительной меры. В рамках Европейского Союза представляется целесообразным установить конкретные механизмы и условия возвращения беженцев для того, чтобы гарантировать исключительность данных действий.

Несмотря на значительное количество правовых актов в сфере защиты прав беженцев, мировое сообщество не может полностью исключить существование проблем в этой сфере. Стоит отметить, что несовершенства существуют и в терминах. Конвенция о статусе беженцев 1951 года закрепляет широкое определение термину «беженец». Представляется верным дополнение этого термина таким критерием как внутренний вооруженный конфликт, что актуально для афганских беженцев. УВКБ ООН также неоднократно указывало на то, что приведенный список групп риска не исчерпывающий. Афганистан охвачен вооруженным конфликтом немеждународного характера, однако это не должно являться основанием в отказе для предоставления убежища.

Неверно полагать, что Конвенция о статусе беженцев, принятая еще в 1951 году устарела. Ценность данного документа состоит в том, то она установила базовые стандарты, которые лежат в основе развития прав беженцев. Благодаря ей удалось создать рамки в пределах которых государства могут сотрудничать по предоставлению помощи вынужденно перемещенным людям. Однако необходимо принимать новые соглашения, которые будут детализировать положения существующей системы международных норм.

В 1967 году в рамках ООН была приняла Декларация о территориальном убежище. Заслуживает внимания такая норма, в соответствии с которой к лицам, которые нуждаются в убежище не должны применяться такие меры, как высылка или

принудительное возвращение в какую-либо страну, где это лицо может подвергнуться преследованию. Помимо этого, указывается на недопущение отказа от разрешения перехода границы или, если оно уже вступило на территорию, на которой оно ищет убежище. Данные нормы, ввиду своей значимости, необходимо принять в рамках источников, имеющих большую юридическую силу для осознания государствами своей ответственности.

Еще одним перспективным шагом стало принятие Декларации о беженцах и мигрантах в 2016 году, которая носит рекомендательный характер. Важным вкладом данного документа явилось установление необходимости защиты прав и интересов детей, которая не ставится в зависимость от полученного статуса. Данный вопрос недостаточно урегулирован на универсальном уровне и в национальном праве государств, что негативно влияет на положение такой возрастной категории, которая в большей степени нуждается в защите.

По запросу Генеральной Ассамблеи ООН, в 2018 году был разработан Глобальный договор о беженцах[9]. Данный документ представляет собой руководство для международного сообщества в целом по поддержке беженцев, а также государств, которые готовы принять большое количество беженцев, и согласны на длительные сроки их пребывания. Договор базируется на нормах Конвенции 1951 года, но отличается тем, что направлен на ослабление нагрузки на принимающие страны. Главной проблемой реализаций положений этого документа является отсутствие ее обязательной юридической силы. Необходимо придать императивную силу данному договору, который будет способствовать укреплению устойчивости и самообеспеченности беженцев, укрепление гуманитарной работы, расширению поддержки принимающим странам и сообществам, привлечению более широкого круга государств и других партнеров. Заинтересованность в придании большей юридической силы данному документу должна быть, в первую очередь, у государств. Это объясняется тем, что в отличие от Конвенции 1951 года, которая устанавливает правовой статус беженцев, и в большей степени нацелена на защиту прав этой категории лиц, Глобальный договор указывает на необходимость ослабления обязательств государств перед беженцами, наделив их обязанностями по своему собственному обеспечению в стране пребывания.

Уникальным в своем роде международным органом, является Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев. За всю свою историю существования, Управление помогло миллионам людей обрести безопасную жизнь. На современном этапе, они так же осуществляют политику, направленную на защиту афганского населения. В частности, УВКБ ООН обратилось ко всем государствам с призывом запретить подвергать принудительному выселению афганцев ввиду ухудшения ситуации с правами и безопасностью в Афганистане. Сложность в том, что данное Агентство

5 -о

сз

<

может лишь указывать на необходимость дальнейшей защиты этой категории лиц, ввиду не достаточной стабильности и безопасности в государстве, но не обладает иными рычагами воздействия. Необходимо расширить полномочия УВКБ ООН, придав большую юридическую силу принимаемым решениям.

Община афганских беженцев является одной из самых крупных в мире, это явилось следствием постоянных вооруженных конфликтов, которые можно было бы избежать. Прогрессу Афганистана помимо талибов препятствовали многочисленные зарубежные пособники, которых необходимо привлечь к ответственности. Первоочередные меры мирового сообщества и отдельных государств, в честности, Афганистана должны быть направлены на достижение таких целей, которые способствуют уважению прав и свобод человека.

Современные реалии в отношении незащищенности афганских беженцев указывают на то, что необходимо пересмотреть вопросы регулирования их правового статуса, предоставления убежища, их защиты с соблюдением интересов принимающей страны. Предлагаются внести изменения в существующие международно-правовые акты, которые отвечали бы потребностям современного мира.

Литература

1. Конвенция о статусе беженцев 1951 года [Электронный ресурс] URL: доступа: http://www. un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ refugees.shtml (дата обращения 20.09.2021)

2. Протокол 1967 года, касающийся статуса беженца года [Электронный ресурс] uRl: доступа: http://www.un.org/ru (дата обращения 20.09.2021)

3. Документы в области защиты беженцев УВКБ ООН [Электронный ресурс] URL: доступа: http: //unhcr.ru/dokumenty/ (дата обращения 20.09.2021)

4. Декларация ООН о территориальном убежище 1967 года [Электронный ресурс] URL: доступа: http://www.un.org/ru (дата обращения 20.09.2021)

5. Международные акты. Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам [Текст]: [принято 24 сентября 1993 г.] // Бюллетень международных договоров. - 1995. -№ 5. - С. 20-23.

6. Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. № 4528-I «О беженцах» [Электронный ресурс] URL: доступа: http://base.garant.ru (дата обращения 20.09.2021)

7. Рабуш Таисия Владимировна Афганские беженцы в советско-американской «Пропагандистской войне» (1980-е гг.) // Вестник НВГУ. 2016. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ afganskie-bezhentsy-v-sovetsko-amerikanskoy-propagandistskoy-voyne-1980-e-gg (дата обращения: 05.09.2021).

8. Регламент ЕС 2016/399 Европейского парламента и совета от 9 марта 2016 г. о Кодексе Союза о режиме пересечения людьми границ (о Шенгенском кодексе о границах) [Электронный ресурс] URL: доступа: https://eulaw.ru/ content/borders-code.

9. Глобальный договор о беженцах: Краткое руководство УВКБ ООН 2018 год - URL: доступа: https://www.unhcr.org(дата обращения 20.09.2021)

THE PROBLEMS OF AFGHAN REFUGEES IN THE CONTEXT OF THE GENERAL PROBLEM OF THE INTERNATIONAL LEGAL REGULATION OF THE SITUATION OF REFUGEES

Paytyan R.X.

Siberian Federal University

This article is devoted to the analysis of the short comings of the universal mechanisms for the protection of the rights of refugees, which affected the legal status of Afghan refugees. The situation of Afghanistan destabilizes not only the region, but the world as a whole. The situation on this country is developing rapidly and is aggravated by the significant number of internal and external actors. It is proposed to bring to justice those states that provoked the outbreak of the conflict, as a result of which the civilian population suffered and was forced to leave their habitual place of residence. The problem of afghan refugees is outlined in the context of the problem of the system of international legal protection of the refugee rights in general. The article pays special attention to the lack of universal and regional legal and normative acts as well as institutional mechanisms of migration flows management. It is necessary to adopt peremptory norms that would relate to the granting of refugee status. In addition, the Declaration on Refugees and Migrants, adopted in 2016, is advisory in nature, but it can fill the gaps in this area. In addition, it is necessary to pay attention to giving imperative force to the UN Global Compact for Refugees in 2018, which, unlike the 1951 Convention, allows to ease the burden on host countries and refugees to provide for themselves on their own.

Keywords: Afghanistan, refugee, migrant, human rights, security. References

1. Convention relating to the Status of Refugees of 1951 [Electronic resource] URL: access: http://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/conventions/refugees.shtml (date of treatment 09/20/2021)

2. Protocol of 1967 concerning the status of the refugee of the year [Electronic resource] URL: access: http://www.un.org/ru (date of treatment 09.20.2021)

3. Documents in the field of refugee protection UNHCR [Electronic resource] URL: access: http: //unhcr.ru/dokumenty/ (date of treatment 09/20/2021)

4. UN Declaration on Territorial Asylum 1967 [Electronic resource] URL: access: http://www.un.org/ru (date of treatment 09/20/2021)

5. International acts. Agreement on Assistance to Refugees and Forced Migrants [Text]: [adopted on September 24, 1993] // Bulletin of International Treaties. - 1995. - No. 5. - S. 20-23.

6. Federal Law of February 19, 1993 No. 4528-I «On Refugees» [Electronic resource] URL: access: http://base.garant.ru (date of treatment 09/20/2021)

7. Rabush Taisiya Vladimirovna Afghan refugees in the Soviet-American «Propaganda war» (1980s) // Vestnik NVGU. 2016. No. 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/afganskie-bezhentsy-v-sovetsko-amerikanskoy-propagandistskoy-voyne-1980-e-gg (date of access: 05.09.2021).

8. EU Regulation 2016/399 of the European Parliament and of the Council of March 9, 2016 on the Union Code on the regime of people crossing borders (Schengen Borders Code) [Electronic resource] URL: access: https://eulaw.ru/content/borders -code.

9. Global Compact for Refugees: UNHCR Quick Start Guide 2018 - Access Mode: https://www.unhcr.org

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.