вого вклада одного из супругов были произведены вложения, которые в значительной степени увеличивают стоимость этого имущества. Например, капитальный ремонт, реконструкция, достройка, переоборудование и т. д. В таком случае определяющим является соотношение реальной стоимости имущества до производства вложения и после этого действия, так как конкретное определение значительного увеличения стоимости имущества в законе отсутствует. Увеличение стоимости имущества может выражаться как в материальном плане, так и посредством трудового вклада другого супруга (к примеру, капитальный ремонт имущества). На практике данное правило суд применяет к объектам недвижимости (например, к жилому дому, квартире, и т. д.), но не исключаются и более дорогое усовершенствование или ремонт имущества (например, автомашины). В том случае, если брачный договор между супругами предусматривает иные основания признания имущества каждого из супругов их совместной собственностью, то это правило невозможно применить [6, 108].
Исходя из вышесказанного, следует обратить внимание на то, что общей собственностью супругов является только то имущество, которое было нажито ими во время брака. Супруги обладают равными правами на данную собственность, т.е. совершение сделки одним из супругов с данным имуществом возможно лишь при согласии второго супруга.Установлено, что супруги или лица, вступающие в брак, имеют право заключить брачный договор, т.е. соглашение, в котором они определяют свои права и обязанности по поводу имущества. Данный договор может быть заключен как на определенный срок, так и на неопределенный (бессрочный договор). В том случае, если брачный договор не был заключен супругами или лицами, вступающими в брак, действует законный режим имущества. При изучении права владения, пользования и распоряжения имущества было выявлено то, что при несогласии одного из супругов, другой супруг не вправе совершать сделки по распоряжению их совместной собственностью. Если совершение такой сделки все же состоялось, другой супруг, без согласия которого было совершено данное действие, вправе подать иск в суд о признании данной сделки недействительной. Таким образом, законодатель защищает равные права супругов на их общее имущество. Также данное исследование позволяет сделать заключение о том, что к категории раздельного имущества супругов относятся следующее: добрачное имущество, имущество, полученное во время брака из супругов по безвозмездной сделке, а также материальная помощь одному из супругов и другие выплаты специального целевого назначения.
БИБЛИОЛГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Антокольская, М.В. Семейное право: учебник. 3-е изд., перераб. и доп./ М.В. Антокольсккая. - М.: Инфра-
М, 2013.
2. Виниченко, Ю.В. Презумпция согласия в гражданском праве / Ю.В. Винченко // Проблемы регистрации
прав, фиксации и удостоверения юридических фактов гражданского права: сб. статей / отв. ред. М. А. Рожкова. - М.: Статут, 2013.
3. Воробьева, Л.В. Семейное право Российской Федерации: учебное пособие / Л.В. Воробьева. - Тамбов:
Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2013.
4. Корчагина, Е.С. Распоряжение имуществом, принадлежащим лицу на праве общей собственности / Е.С.
Корчагина // Юридические науки. -2013. - № 5.
5. Постникова, Е.М. Совместная и личная собственность супругов / Е.М. Постникова // Актуальные пробле-
мы российского права.- 2013. - № 2.
6. Рузакова, О.А. Семейное право: учебник. / О.А. Рузакова. - М.: Эксмо, 2011.
8. Филатова, У.Б. Особенности распоряжения имуществом, находящимся в совместной собственности супругов (бывших супругов), в России и странах Европы: сравнительно-правовой анализ / У.Б. Филатова // Бизнес. Менеджмент. Право. - 2013, - № 4.
УДК 342
ББК 67.404.013.11
А.Ю.Дудинова
ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Аннотация. Одним из направлений современной экономической политики российского государства является выведение страны и ее территорий из кризисного состояния. Стратегическая задача изменения существующей системы заключается в переходе на новый этап инновационного развития экономики путем формирования дополнительных механизмов, учитывающих особенно-
сти экономического, научного и природного потенциала регионов. Одним из таких инструментов стал институт особых экономических зон.
Ключевые слова: институт особых экономических зон, система управления, особый административный режим, таможенный режим, гарантии защиты, таможня, резидент.
A.Yu.Dudinova
PROBLEMS OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION OF ACTIVITY OF SPECIAL ECONOMIC ZONES IN THE RUSSIAN FEDERATION IN MODERN CONDITIONS
Annotation. One of the trends of modern economic policy of the Russian state is the elimination of the country and its territories from the crisis. The strategic objective of changing the existing system is in transition to a new stage of innovation development of economy by generating additional mechanisms, taking into account the particular economic, scientific and natural potential of the regions. One such tool was the institution of special economic zones.
Keywords: Institute of special economic zones, a control system, a special administrative regime, the customs regime, protection, customs, resident.
Вследствие необходимости административно-правового регулирования предпринимательской деятельности, гармонизации национального законодательства, непосредственно определяющего режим предпринимательской деятельности в особых экономических зонах, выстраивается система льгот и преференций для инвесторов, вкладывающих деньги в функционирование особых экономических зон: «особый» административный режим, «особый» таможенный режим, «особый» налоговый режим.
Вследствие того, что российские ОЭЗ были перенасыщены государственным административным персоналом, из-за невозможности его финансового обеспечения, множественному дублированию функций федеральных и территориальных органов Федерального агентства по управлению, Президент Российской Федерации Указом [14] упразднил Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами Российской Федерации и его территориальные органы. Функции упраздняемого Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами переданы Министерству экономического развития Российской Федерации.
Таким образом, систему управления особыми экономическими зонами возглавляет Министерство экономического развития Российской Федерации, на которое возлагается разработка единой государственной политики в сфере создания и функционирования особых экономических зон, и которое является единственным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в сфере создания и функционирования особых экономических зон.
В систему управления входят также наблюдательные советы особых экономических зон, создаваемые для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, хозяйствующих субъектов по развитию особой экономической зоны, контроля за выполнением соглашения о создании особой экономической зоны, контроля за расходованием бюджетных средств, выделяемых на обустройство территории, а также для рассмотрения и утверждения перспективных планов развития особой экономической зоны [6].
После упразднения Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами, ряд функции Министерства экономического развития Российской Федерации должен быть делегирован органам государственной власти субъекта Федерации или ОАО «Особые экономические зоны», например, такие специфические функции, как:
- сопровождение и регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве резидентов особой экономической зоны и ведение реестра резидентов особой экономической зоны;
- представление в министерство экономического развитие Российской Федерации ежегодного отчета о результатах функционирование особых экономических зон;
- контроль за исполнением резидентом особой экономической зоны соглашения о ведении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной и портовой деятельности;
- управление и распоряжение объектами недвижимости, расположенными на территории особой экономической зоны и находящимися в государственной и (или) муниципальной собственности, в порядке, установленном соглашением о создании особой экономической зоны [13].
На практике применение резидентами особых экономических зон общего режима означает уплату налогов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации. Основными из них являются налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, единый социальный налог. Положения об уплате этих налогов применяются к резидентам особых экономических зон с изъятиями, установленными законодательством о налогах и сборах. Действующее законодательство позволяет резидентам особых экономических зон применить также и специальные режимы налогообложение (например, упрощенную систему). В этом случае от резидента особой экономической зоны требуется соблюдение условий, установленных для всех налогоплательщиков. Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит специальных изъятий для резидентов особых экономических зон при применении специальных режимов налогообложения.
Резиденты особой экономической зоны помещают товар под таможенный режим свободной таможенной зоны в целях ведения промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной или портовой деятельности. С таким товаром можно совершать любые операции, соответствующие условиям соглашений о ведении промышленно-производственной, технико-внедренческой деятельности, туристско-рекреационной или портовой деятельности. Правительство Российской Федерации, принимая решение создать особую экономическую зону, вправе установить перечень операций, которые запрещено совершать с товарами, помещенными под таможенный режим свободной таможенной зоны.
Ввоз и вывоз товаров с территории особой экономической зоны осуществляются с разрешения таможенных органов.
Под таможенный режим свободной таможенной зоны помещаются:
1) товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации с территорий иностранных государств;
2) товары, ввозимые на территорию особой экономической зоны с остальной части таможенной территории Российской Федерации;
3) товары, находящиеся на территории особой экономической зоны и приобретаемые у лиц, не являющихся ее резидентами [2];
4) право аренды земельного участка с правом последующего выкупа земли в собственность;
5) гарантии защиты прав инвесторов.
Режим свободной таможенной зоны представляет собой гораздо более эффективный механизм нормирования основных производственных фондов на базе современного высокотехнологического оборудования, чем тотальная отмена на него ввозных пошлин. В рамках особых экономических зон резиденты ОЭЗ обязаны предоставлять государству сведения о товарах, предполагаемых к ввозу, и о совершаемых с ними операций в соответствии с представленными ранее бизнес-планами, тем самым обеспечивается необходимый государственный контроль за целевым использованием ввозимого имущества [9].
Федеральным Законом №116-ФЗ установлены следующие основные гарантии для инвесторов (резидентов) особых экономических зон:
- гарантия от неблагоприятного изменения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, законы субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов местного самоуправления о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков - резидентов особых экономических зон, за исключением актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, касающихся налогообложения подакцизных товаров, не применяются в отношении резидентов особых экономических зон в течение срока действия соглашения о ведении про-мышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или о деятельности в портовой особой экономической зоне [15].
Такая гарантия может быть двух видов:
- государство обязуется сохранить для инвестора впоследствии тот же правовой режим, что действовал на дату вложения инвестиций;
- государство обязуется не предоставлять инвесторам, появившимся позднее, более благоприятных условий для ведения бизнеса [10].
В соответствии с п.1 ст.5 Федерального закона №116-ФЗ особые экономические зоны, за исключением портовых особых экономических зон, могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности[16].
При этом на момент создания промышленно-производственной особой экономической зоны земельные участки, образующие ее территорию, не должны находиться во владении или пользовании граждан и юридических лиц, за исключением участков, которые предоставлены для размещения и использования объектов инженерной инфраструктуры и на которых размещены такие объекты. В отношении технико-внедренческой зоны правило сформулировано несколько ина-
че - земельные участки, образующие ее территорию, за исключением земельных участков, которые предоставлены для размещения и использования объектов инженерной инфраструктуры и на которых размещены такие объекты не должны находиться во владении и пользовании граждан и юридических лиц, за исключением образовательных и научно-исследовательских организаций [3].
Земельные участки в границах особой экономической зоны могут предоставляться во временное владение и пользование исключительно на основании договора аренды.
Арендатор земельного участка на территории особой экономической зоны имеет право:
- использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
- проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями [12].
Согласно ст.35 Федерального закона №116-ФЗ резидент особой экономической зоны -арендатор земельного участка, находящегося в государственной и (или) муниципальной собственности, не вправе сдавать его в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять земельный участок в безвозмездное срочное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив.
Аренда земельного участка резидентом особой зоны может быть прекращена по инициативе арендодателя в случаях:
- использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, предусмотренными ст.8 настоящего Кодекса;
- использование земельного участка, которое приводит к существенному снижение плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;
- неустранения совершенного умышленно земельного правонарушения, выражающегося в отравлении, загрязнении, порче или уничтожении плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекших за собой причинение вреда здоровью человека или окружающей среде;
- неиспользование земельного участкам предназначенного для сельскохозяйственного производства, либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом или договором аренды земельного участка, за исключением времени, необходимого для освоение земельного участкам а также времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование [12].
Резидент вправе вести на территории особой экономической зоны только промышленно-производственную, технико-внедренческую, туристско-рекреационную и портовую деятельность в пределах, оговоренных соглашением. Однако следует учитывать, что на территории особой экономической зоны работают не только резиденты (например, сектор услуг). Все другие коммерческие организации и индивидуальные предприниматели вправе осуществлять на этой территории предпринимательскую деятельность на общих основания: на них не распространяются налоговые, таможенные и административные льготы и гарантии особой экономической зоны. На территории особой экономической зоны туристско-рекреационного типа допускается размещение жилищного фонда. Это весьма важное для инвесторов положение [8].
Жилищное законодательство раскрывает понятие объектов жилищного фонда через понятие жилищных прав. Объектами жилищных прав являются жилые помещения (ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации) [7]. Совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации, составляет жилищный фонд. Между тем, буквальное толкование норм Федерального закона №116-ФЗ [16] не составляет сомнений в том, что под размещением следует понимать, в том числе и строительство, реконструкцию, причем в первую очередь - объектов туристической индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан. В целях создания условий по созданию производства продукции, в соответствии с Перечнями критических технологий Российской Федерации,
разработанных в технико-внедренческой особой экономической зоне, требуется увеличение максимальной площади технико-внедренческих особых экономических зон и гибкости их размещения.
В соответствии с Федеральном Законом №116-ФЗ органа управления особой экономической зоны осуществляют контроль за исполнением резидентом особой экономической зоны соглашения об осуществлении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой особой экономической зоны. По результатам мероприятий по контролю за их деятельностью органы управления особой экономической зоны могут обратиться в суд с заявлением о лишении лица статуса резидента особой экономической зоны .
Таким образом, организационно-правовая база правовых институтов не должна стоять на месте, должна быть гибким инструментом экономической и социальной политики государства. Предложенные меры очевидны в связи с динамично развивающейся ситуацией в Российской Федерации.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации / М.В. Баглай. - М., 2014. - C. 34.
2. Бандурина, Н.В. Правовая характеристика зон льготного налогообложения / Н.В. Бандурина // Вестник РГТУ. - 2013. - № 11.- C. 5.
3. Боровских, Е. Правовой механизм реорганизации резидента особой экономической зоны как один из пробелов законодательства // 20.08.2014. C. 23.
4. Вишняков, В.Г. Правовые проблемы совершенствования системы и структуры федеральных органов исполнительной власти / В.Г. Вишняков. - М.: РАГС, 2013. - С. 17.
5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. №138-Ф3 (с послед. изм. и доп. от 8 марта 2015 г. ) // СЗ РФ, 2002. № 46. Ст. 4532/ - URL: http: // www.pravo.gov.ru (дата обращения 9 .03. 2015)
6. Доронина, Н.Г. Особые экономические зоны во внешнеторговой деятельности / Н.Г. Дронина // Российское право. - 2014. - №6. - С. 15.
7. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ (с послед. изм. и доп. от 31 декабря 2014 г.) // СЗ РФ 2005. №1.(4. 1). Ст. 14. - URL: http: // www.pravo.gov.ru ( дата обращения 31.12. 2014).
8. Мухетдинова, Н. Инвестиции и государственная инвестиционная политика / Н. Мухетдинова // Российский экономический журнал. - 2012. - № 8. - С. 91.
9. Оржак, В.О. Проблемы создания и реализация благоприятных нормативно-правовых условий привлечения инвестиций и инноваций в регионах / В.О. Оржак // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. - 2014. - № 9. - С. 19.
10. Павлов, П.В. Система показателей оценки функционирования ОЭЗ / П.В. Павлов // Финансы и кредит. -
2013. - № 29. - С.36
11. Прохоров, М. Русская инвестиционная головоломка / М. Прохоров // Эксперт. - 2013. № 42. - С. 15.
12. Рыбаков, С.А. Особые экономические зоны в Российской Федерации. Налоговые льготы и преимущества. / С.А. Рыбаков, Н.А. Орлова. - М.: Вершина, 2013.
13. Савина, М.Ю. Правовые основы создания и функционирования ОЭЗ/ М.Ю. Савина // Закон и право. -
2014. - № 10. - С. 71.
14. Указ Президента «Вопросы министерства экономического развития Российской Федерации» от 5 октября 2009 года №1107 (с послед. изм. и доп. от 21 мая 2012 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. № 41. ст. 4731; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. № 22. ст. 2754.
15. Федеральный закон Российской Федерации «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 8 ноября 2007 г. №261-ФЗ (с послед. изм. и доп. от 31 декабря 2014 г.) // Российская газета. - 2007. - № 254; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2015. № 1 (часть I). ст. 52.
16. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (с послед. изм. и доп. от 31 декабря 2014 г.) // СЗ РФ. 2005. №30. ст.3127; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2015. № 1 (часть I). ст. 52.
УДК347.1 ББК67.404
А.С. Ляшенко
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ НЕДЕЕСПОСОБНОСТИ В РОССИЙСКОМ ГРАЖДАНСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Аннотация. Представленная статья посвящена критическому анализу понятия недееспособности, которое в настоящее время применяется в действующем гражданском законодательстве. Детально рассмотрен институт дееспособности, его юридические и психологические аспекты. Проведен анализ судебной практики. Выделены основные критерии разграничения дееспособности и недееспособности в российском гражданском праве. Рассмотрено понятие адееспособности.
Ключевые слова: юридический факт, гражданская дееспособность, недееспособность, адееспособность, психическое расстройство.
A.S. Lyashenko
THEORETICAL ANALYSIS OF THE CONCEPT OF LEGAL CAPACITY IN THE RUSSIAN CIVIL LEGISLATION
Abstract. The presented article is devoted to the critical analysis of the concept of disability, which is currently used in the current civil law. A detailed review of the Institute capacity of its legal and psychological aspects. The analysis of judicial practice. The basic criteria of differentiation of legal capacity and incapacity in the Russian civil law. The article discusses the concept of desposable.
Keywords: legal fact, legal capacity, disability, desposable, mental disorder.
Гражданская дееспособность определяется в законе как способность гражданина своими действиями приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности (ст. 11 ГК РФ).
Обладать дееспособностью - значит иметь способность лично (через представителя) совершать различные юридические действия: заключать договоры, выдавать доверенности и т.п., а также отвечать за причиненный имущественный вред (повреждение или уничтожение чужого имущества, повреждение здоровья и т. п.), за неисполнение договорных и иных обязанностей.
Правовой статус недееспособного лица невозможно изучить без исследования оснований его возникновения. Такие основания представляют из себя юридическую характеристику психического состояния здоровья лица, которая содержит два критерия: медицинский (наличие психического расстройства) и юридический.
Юридический критерий устанавливает границу между дееспособностью и недееспособностью, является определителем степени изменения психических процессов в сознании личности. Он в свою очередь делится на волевой (невозможность руководить своими действиями) и интеллектуальный (невозможность понимать значение своих действий). Отсюда следует, что основанием для признания человека недееспособным является наличие психического расстройства в совокупности с интеллектуальным либо волевым критерием.
Ранее в российском законодательстве термин «недееспособность» был известен как «гражданская смерть» (имелось ввиду поражение в правах, связанное с пострижением в монахи, лишением всех прав состояния как последствием осуждения в каторжные работы или направление в ссылку).
Впервые, определение недееспособности в нашей стране на научном уровне вырабатывали известные психиатры 19-20 вв. В.Х. Кандинский, В.П. Сербский, С.С. Корсаков и другие[6].
В настоящее время понятие недееспособности не имеет оттенка психиатрической терминологии.
Легального понятия недееспособности в законодательстве до сих пор не существует, но сама суть и составляющие недееспособности нашли свое закрепление в законодательстве России.
В соответствии с п.1 ст.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), гражданская дееспособность «способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.. .»[2].
Рассмотрев, понятие дееспособности, можно отметить, что недееспособность заключается в утрате лицом способности своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, а также создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Эта утрата обуславливается, согласно п.1. ст. 29 ГК РФ, наличием у лица психического расстройства (медицинский критерий),