Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНО – ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ.'

ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНО – ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ. Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
83
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
правовое обеспечение / культура / национальная безопасность / культурная безопасность.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Горбунова Я.П.

Статья посвящена проблемам административно-правовому обеспечению национальной безопасности России в области культуры. Автор рассматривает понятие национальной безопасности в области культуры, а также основные подходы к пониманию его сущности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Горбунова Я.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНО – ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ.»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-5-48-55 ГОРБУНОВА Янна Павловна,

NIION: 2018-0076-5/22-658 кандидат юридических наук,

MOSURED: 77/27-023-2022-5-857 доцент кафедры публичного и частного права

Воронежского филиала Государственного университета морского речного флота имени адмирала С. О. Макарова,

г. Воронеж, e-mail: ynna79@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНО - ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В ОБЛАСТИ

КУЛЬТУРЫ.

Аннотация. Статья посвящена проблемам административно-правовому обеспечению национальной безопасности России в области культуры. Автор рассматривает понятие национальной безопасности в области культуры, а также основные подходы к пониманию его сущности.

Ключевые слова: правовое обеспечение, культура, национальная безопасность, культурная безопасность.

GORBUNOVA Yana Pavlovna,

candidate of legal sciences, Associate Professor of the Department of Public and Private Law

Voronezh branch of the State University Sea River Fleet named after Admiral S. O. Makarova

PROBLEMS OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL SUPPORT OF RUSSIA'S NATIONALSECURITY IN THE FIELD OF CULTURE.

Annotation. The article is devoted to the problems of administrative and legal support of the national security of Russia in the field of culture. The author examines the concept of national security in the field of culture, as well as the main approaches to understanding its essence.

Key words: legal support, culture, national security, cultural security.

По решению президента Российской Федерации В.В. Путина 24 февраля 2022 года началась Специальная военная операции по демилитаризации и денацификации Украины. Это вызвало усиление сплоченности российского общества, укрепление гражданского самосознания, рост осознание необходимости защиты традиционных духовно-нравственных ценностей, социальной активности граждан, их вовлеченность в решение наиболее актуальных задач местного и государственного значения.

В свою очередь артистический мир оказался не един в своей позиции и разделился на два блока: сторонников Запада и Украины, и сторонников России. Переживания многих «звезд» обратили их в бегство из России. В основном в Израиль. Причем, начало военных действий в регионах Донбаса и Луганска никоим образом не угрожало их благополучию в Москве.

В связи с этим в обществе возник вопрос, что представляют собой современная культура

России и ее активные «звезды»? Что они показывают, демонстрируют, несут в массы, и особенно молодежи? Если многочисленные «культурные звезды» бежали из России при начале Специальной военной операции, то какое влияние пропагандируемая ими «культура» оказывает на население и на национальную безопасность России?

С учетом того, что деятельность учреждений культуры регламентируется административным законодательством демократической России, само законодательство заслуживает самого пристального внимания. Прежде всего, законодательство в области культуры. Основным правовым актом регламентирующим деятельность учреждений и работников культуры, является Закон Российской Федерации № 3612-1от 9 октября 1992 года «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». Одновременно с принятием закона Верховный Совет РФ издал постановление от 09.10.1992 № 3613-1 «О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о культуре».

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

В сегодняшних условиях изменения типов существующих учреждений сферы культуры, особенно обострена проблема сохранения всей совокупности культурных ценностей, созданных предшествующими поколениями. Поэтому для понимания важнейших задач, стоящих перед государством в настоящий переходный период особенно важно при осуществлении управления культурой учитывать исторический опыт, накопленный за период с момента осознанной постановки вопроса о государственном регулировании сферы культуры.

Без осознания «исторического фона» невозможно понять нынешнее состояние культуры и его влияние на национальную безопасность России.

В начале 80-х годов XX века США разработали и ввели в действие программу уничтожения СССР и социалистической системы, под названием «Гарвардского проекта». План состоял из трех этапов: «Перестройка», «Реформа», «Завершение». Необходимость разрушения СССР и мировой системы социализма американские стратеги и политики объясняли тем, что планета Земля при неконтролируемом росте населения исчерпала запасы своих минеральных ресурсов. Населению планеты грозят голод, отсутствие воды, хаос, войны и т.п. Самой крупной страной с богатейшими запасами минеральных ресурсов, воды, лесов, сельскохозяйственных земель оставался СССР. Руководивший всей мировой системой социализма СССР подлежал уничтожению. Первый этап реализации «Гарвардского проекта» начался с пропаганды «прав и свобод человека», «свободы слова», межнационального культурного сотрудничества, «интеграции отечественной культуры в мировую культуру»; создания условий для самореализации творческой личности и т.п1. В результате предательства интересов страны высшими должностными лицами Политбюро и ЦК КПСС, Правительства СССР, КГБ СССР, Министерства обороны СССР и др., Советский Союз и мировая система социализма рухнули в 1991 г. Как отмечают эксперты, «Советское руководство во главе с Горбачевым медленно, но верно принялось отходить от геополитической конкуренции, приспосабливать свою позицию к интересам Запада, в одностороннем порядке уступать, что привело к трагичному развалу Советского Сою-за»2. На стадии реализации Гарвардского проекта, по мнению экспертов, на уровне руководств КПСС и СССР обсуждались вопросы, «как видо-

1 См. «Гарвардский проект». Уничтожение России в три этапа//https://maxpark.com/community/13/ со^е^/3262358

2 Глобальный проект «Русофобия»//11Нр:// kolokolrussia.ru/ideologiya/globalny-proekt-rusofobiya

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

изменить общественную мораль с целью - опустить уровень нравственности народа»3.

После чего победители и побежденные стали в открытую формировать нормы права, Законодательство России, исходя из своих геополитических интересов.

Конституцию РФ 1993 г. и основные, базовые федеральные законы разрабатывали в Москве сотрудники Агентства США по международному развитию (USAID). По сути дела, сотрудники американского Госдепа создали правовые механизмы и организационную структуру внешнего управления Россией [1].

В частности, на территории России начались мощные процессы насаждения деидеологизации, депатриотизации, безнравственности и пр. То есть началось перепрограммирование населения России, и прежде всего молодежи, в «зверолю-дей», ориентированных только на удовлетворение биологических потребностей. Именно под эти цели и были разработаны и приняты «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». Реализация норм которого привела к политической, правовой, культурной, идеологической, нравственной деформации значительных слоев населения России.

В последующем в «Основы законодательства» неоднократно вносились изменения и дополнения. Достаточно назвать Федеральные законы: от 23 июня 1999 г. №115-ФЗ; от 27 декабря 2000 г. №15—ФЗ; от 24 декабря 2002 г., и другие. Но они практически не затрагивали основную суть «Основы законодательства Российской Федерации о культуре».

В Законе Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 9 октября 1992 года № 3612-1 много говорится о культуре. Даются понятия, что такое: культурные блага; творческая деятельность; творческий работник; достоинство культур народов и национальных групп; культурное наследие народов Российской Федерации и др. Но нигде не дается понятие, что такое культура?

3 Кто на Руси возвысил кабачно-балаганную челядь до уровня эталона современной культуры?// l^ttp://новости-россии.пJ-an.info/%D0%BD%D0%BE%D0 %В2%00%ВЕ%01%81%01%82%00%В8/%00%ВА%01 %82%D0%BE-%D0%BD%D0%B0-%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B8-%D0%B2%D0%BE %D0%B7%D0%B2%D1%8B%D1%81%D0%B8%D0 %BB-%D0%BA%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D1%87%D 0%BD%D0%BE-%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D0%B0% D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%83%D1%8E-%D1%87%D0%B5%D0%BB%D1%8F%D0%B4%D1 %8C-%D0%B4%D0%BE-%D1%83%D1%80%D0%BE%D 0%B2%D0%BD%D1%8F-%D1%8D%D1%82%D0%B0% D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%B0-%D1%81%D0%BE %D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD %D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%BA%D1%83%D0%B B%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B/

Между тем, понятие «Культура» является предметом изучения целого ряда наук: культуро-логии,искусствознания, лингвистики(этнолингвистики), политологии, философии; истории, этнологии, психологии, педагогики и др. Таким образом, понятие, «Культура» имеет большое количество значений в разных областях человеческой жизнедеятельности.

В широком смысле слова под культурой понимается человеческая «деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений»1. Одновременно «Культура — это набор правил, которые предписывают человеку определённое поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие»2. А значительная часть «набора правил» закреплена нормами административного права.

12 мая 2009 г. был издан Указ Президента РФ от № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»3. В п. 24. Указа в качестве «основных приоритетов национальной безопасности» называется и культура. В стратегии национальной безопасности отдельная седьмая глава посвящена «Культуре»4. Главными угрозами национальной безопасности в сфере культуры называются: а) засилье продукции массовой культуры, ориентированной на духовные потребности маргинальных слоев, а так же противоправные посягательства на объекты культуры; б) попытки пересмотра взглядов на историю России, ее роль и место в мировой истории; в) пропаганда образа жизни, в основе кото-

1 Культура//https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A %D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80 %D0%B0

2 Культура//https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A %D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80 %D0%B0

3 На наш взгляд, в оценке национальной безопасности России в XXI веке особого внимания заслуживает работа А.И. Подберезкина «Стратегия национальной безопасности России в XX! Веке». Аналитический доклад. М. 2016.

4 Ст. 79. Стратегическими целями обеспечения

национальной безопасности в сфере культуры являются: а) расширение доступа широких слоев населения к лучшим образцам отечественной и зарубежной культуры и искусства путем создания современных территориально распределенных информационных фондов; б) создание условий для стимулирования населения к творческой самореализации путем совершенствования системы культурно-просветительской работы, организации досуга и массового внешкольного художественного образования; в) содействие развитию культурного потенциала регионов Российской Федерации и поддержка региональных инициатив в сфере культуры.

рого - вседозволенность и насилие, расовая, национальная и религиозная нетерпимость.

В этой связи заслуживает внимания анализ «Основ законодательства Российской Федерации о культуре» через призму требований «Стратегии национальной безопасности».

Культурная безопасность страны является одним из важнейших факторов национальной безопасности, поскольку проблемы сохранения и трансляции национальных культурных ценностей в современном глобализирующемся мире приобретают все большую остроту и значимость.

На наш взгляд, в статье 3. «Основ законодательства Российской Федерации о культуре» заложены предпосылки для конфликтов на «культурном поприще» и угрозы национальной безопасности России.

В статье дается понятие «Культурная деятельность - деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей»5. В норме дается перечисление «культурных ценностей», которые не имеют единого критерия и различаются обилием объектов. К культурным ценностям законодатель отнес: а) результаты чувственных восприятий «культурных ценностей», «нравственные и эстетические идеалы»; б) материальные изделия художественных промыслов и ремесел; в) произведения культуры и искусства (материальные, информационные?); г) национальные традиции и обычаи (имеющие правовое закрепление либо существующие на уровне народного восприятия?); д) инженерные сооружения, «имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения», е) «уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты», и др.

Далее даются понятия субъектов формирования «культурных благ», предоставляемых различного рода юридическими и физическими лицами «для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей».

Как следует из административной нормы закона, «творческая деятельность» выражается в двух видах: а) создание новых культурных ценностей; и, б) интерпретация ранее созданных культурных ценностей.

Перечисленные формы «творения» осуществляет «творческий работник». Законодатель

5 Культурные ценности, это «нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты».

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

не устанавливает каких либо ограничений по национальности, возрасту, образованию «творческого работника». Законодатель устанавливает единственный критерий «творческого работника»: он «создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, требует признания в качестве творческого работника, независимо от того, связано оно или нет трудовыми соглашениями и является или нет членом какой-либо ассоциации творческих работников». В самой этой норме заложена агрессия творческого работника, который без каких либо правовых, моральных, нравственных ограничений формирует и реализует в «творческой деятельности» свою манию величия.

Это выражается в выпуске продукции «культурного назначения», «потребление» которой зрителями формирует конфликты между производителями продукции и зрителями. А также между различными слоями гражданского общества и органами власти. По сути дела, создаваемая учреждениями культуры продукция несет угрозу национальной безопасности России.

Прежде всего, это кино. В советский период развитию кино уделялось самое пристальное внимание. В СССР действовали крупнейшие киностудии в Ленинграде, Москве, Киеве, Свердловске, Минске и др. Кино обладает мощнейшим влиянием на сознание, психологию, поведение, патриотические и нравственные установки самых различных слоев населения. В советский период кино проникало в самые отдаленные селения, и было доступно людям разных рас, национальностей, возраста, пола, образования. Политики и деятели культуры Советского периода часто цитировали высказывание Ленина В.И. о том, что «из всех искусств для нас важнейшим является кино» [2].

При написании сценариев сценаристы и режиссеры ориентировались на государственную коммунистическую идеологию, на высокий уровень нравственности советского общества. Все это исчезло после государственного переворота 1991 года, крушения СССР и мировой системы социализма.

Многие киностудии прекратили свое существование. Существующее административное законодательство в сфере кино не предъявляет к режиссерам и артистам никаких требований о высоком нравственно - историческом уровне производимых кино. Основной критерий высокой востребованности картины - прибыль проката. Стремление за получением прибыли толкает режиссеров и постановщиков на всевозможного рода исторические извращения продукции. Из кино ушли патриотизм, высокий уровень нрав-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

ственности, забота о человеке. Современное демократическое кино является эталоном пошлости, безнравственности, разрушения патриотизма, пропаганды самых низменных инстинктов в поведении человека. Демонстрация таких кинофильмов нередко сопровождается конфликтами между различными категориями зрителей; которые выливаются в силовую составляющую и сопровождаются вмешательством полиции.

После выхода на экраны фильма Андрея Кравчука «Викинг», ставшего лидером российского проката, в соцсетях развернулась компания с требованиями его запрета [3]. Многочисленные эксперты особо обратили внимание на отсутствие в фильме «исторической правды», а также на неоправданное количество сцен насилия, крови, откровенного секса.

Не менее негативную реакцию вызвал кинофильм «Матильда», посвященный сексуальным похождениям последнего русского императора Николая II. После его появления на экранах по России развернулась стихийная кампания за его запрет. По мнению многочисленных экспертов, «картину Алексея Учителя нельзя допускать на большой экран». Режиссер дал весьма вольную «интерпретацию сомнительных эпизодов из личной жизни последнего русского императора Николая Второго» [4]. И тем самым включился в процессы дискредитации последнего Русского Самодержца и извращение истории России. Эксперты делают выводы, что «Заказчики «Матильды» мечтают о гибели России»[4].

В результате просмотра «кино-пошлости» зрители «Матильды» разделились на две группы: сторонников и активных противников. Причем, раскол этот произошел не по инициативе самих зрителей, а по вине различного рода «комментаторов событий», обладающих должностным статусом.

Значительная часть православного народа обратилась в различные структуры исполнительной власти с просьбами запретить показ фильма и «не допустить действия, оскорбляющего его религиозные и нравственные чувства» [5].

В ответ в адрес этой категории зрителей зазвучали «оскорбления и обвинения в экстремизме и терроризме». Возникла ситуация, схожая с событиями во Франции, где обиженные мусульмане расстреляли редакцию журнала Charlie Hebdo за публикацию карикатур на пророка Мухаммеда. «После того, как против Charlie Hebdo был совершен кровавый теракт, всех критиков этого издания стали обвинять в поддержке террористов».

Подобное произошло в Москве по результатам демонстрации фильма «Матильда». Ряд

«народных избранников» обратились с депутатскими запросами к «директору Федеральной службы безопасности Александру Бортникову и министру внутренних дел Владимиру Колоколь-цеву» «проверить» лиц, «выступающих против фильма «Матильда» [5].

Известный Российский режиссер Станислав Говорухин, возглавлявший комитет Госдумы по культуре, вообще «сравнил позицию своих православных сограждан, выступающих против кощунственных трактовок образа святого страстотерпца, с действиями запрещенной в России террористической организации ИГИЛ, назвав их «темными силами»[5].

Практически современная киноиндустрия превратилась в мощнейший инструмент деидело-гизации, уничтожения патриотизма, насаждения низменных пороков среди широких масс зрителей.

В марте 2018 г. депутат Госдумы И. Сухарев поставил перед министром культуры В. Мединским задачу «не допускать до съемок в фильмах с государственным финансированием актеров, нелицеприятно высказывающихся о России». В том числе и в фильмах со своим участием. Депутат Государственной Думы посчитал несправедливым, что актеры, публично критикующие и оскорбляющие Россию, «получают высокие гонорары «из бюджетных денег»[6]. У нас нет информации, какое решение принял Министр культуры Мединский по депутатскому запросу.

Не менее остро выражается в деятельности театров, отсутствии надлежащего административно- правового регулирования качества «культурной продукции».

Современные эксперты в области культуры очень резко и негативно отзываются о постановочной, театральной культуре. Русский классический театр всегда пользовался высокой популярностью и авторитетом у различных слоев населения. На этапе демократических реформ и преобразований произошла деформация и деградация театра. По мнению экспертов, «в самом сердце России - Питере, культурной столице, и Москве -сатанисты правят бал, развращая молодое поколение своими постановками и своеобразным видением классики»1. И приводят многочисленные примеры нравственно - разрушительной «деятельности» известных актеров, пользующихся вниманием в молодежной аудитории. Актёр, Алексей Панин запустил в информационный видеооборот ролики пошлого, вульгарного

содержания со своим участием в непотребном виде2.

Чиновники рабочей группы при Мосгордуме, изучив репертуары московских театров, сделали выводы о полнейшей безнравственности театрального репертуара. Они выдали следующее заключение. «...На сценах театров появились тренды: «имитации сношений с мебелью; имитации долгих изнасилований; самоубийства всех видов; резания себя ножами, пускание крови, избиение и протыкание булавками (реальное); облитые кровью актеры; несовершеннолетние дети в постановках извращенцев. грязное использование крестов и икон. ну и, разумеется, невероятная матершина...». То есть театральное искусство вместо формирования высокой нравственности, духовности, патриотизма, пропагандирует преступность, садизм, половые извращения, провоцирует людей с неустойчивой психикой на убийства и самоубийства. Многочисленные эксперты и работники театральной сферы в открытую говорят, что знаменитый Московский театр МХАТ превратился в «дом терпимости»3.

Получается, что актеры театров в ходе выступления постоянно нарушают статью 6.26. КоАП РФ, демонстрируя нецензурную брань, «посредством проведения театрально-зрелищного, культурно-просветительного или зрелищно-развлекательного мероприятия»; Статью 6.21. «Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних» и др 4. И при этом они не привлекаются к административной ответственности.

Члены рабочей группы при Мосгордуме, изучив репертуары московских театров, пришли к выводу, что «Сейчас под видом современного искусства в Москве проталкиваются интересы людей с педофильскими наклонностями, имеющих отношение к богеме. Театров, где это можно увидеть, по данным рабочей группы, в одной только Москве уже около 20»5.

1 Извращения в современном искусстве «гениев» России//http://kolokolшssia.пJ/sovetuelTl-

pochitat/izvrascheniya-v-sovremennom-iskusstve-geniev-rossii?utm_source=sendgrid&utm_medium=email&utm_ campaign=subscribe

2 Извращения в современном искусстве «гениев» России//http://kolokolпJssia.ш/sovetuelTl-pochitat/izvrascheniya-v-sovremennom-iskusstve-geniev-rossii?utm_source=sendgrid&utm_medium=email&utm_ campaign=subscribe

3 См. «Публичный дом» МХАТ// http:// kolokolrussia.ru/sovetuem-pochitat/publichny-dom-mhat?utm_source=sendgrid&utm_medium=email&utm_ campaign=subscribe

4 См. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 28.05.2022)// http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_34661/

5 Извращения в современном искусстве «гениев» России//http://kolokolrussia.ru/sovetuem-pochitat/izvrascheniya-v-sovremennom-iskusstve-geniev-rossii?utm_source=sendgrid&utm_medium=email&utm_ campaign=subscribe

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

Таким образом, когда то высокое искусство кино и театра превратилось в развлекательный вертеп, пропагандирующий и прославляющий самые низменные формы поведения. Это самым негативным образом сказывается на национальной безопасности России. У населения, прежде всего, молодежи, формируется резко негативное отношение к своей стране. Из лексикона значительного количества современной молодежи исчезло само понятие патриотизма. Появились жестокость, воспитанная на фильмах; безнравственность; бездуховность; забвение великой истории своего Отечества.

Реализация административно- правовых норм, регламентирующих деятельность культуры, провоцирует применение норм административного права к «пользователям», потребителям произведений культуры. Зрители кинофильмов, обладающие патриотическим и православным восприятием произведений культуры, вовлекаются в конфликты с различного рода структурами исполнительной власти.

Эксперты отмечают, что в деятельности «творческих» лиц Московских театров все чаще наблюдается пропаганды перверсий и оскорбление чувств верующих. Это провоцирует православных зрителей на активные формы протеста. К примеру, 6 апреля 2018 г., в Страстнуюпятницу, в Московском Художественном театре имени А.П. Чехова (МХТ) состоялся «кощунственный спектакль «Идеальный муж» скандально известного театрального режиссера К. Богомолова». Сценарий был написан «по мотивам произведений британского содомита Оскара Уайльда». Сатанизм театрального действа заключался в том, что на сцене к потолку была подвешена обнажённая женщина, изображавшая распятого Иисуса Христа. А «священник не традиционной ориентации» (актер) молился на нее1.

Специалисты разных отраслей знаний дали весьма жесткую оценку состояния нынешней культуры, прежде всего, в ее постановочной форме, театров и кино. Между тем, актеры и режиссеры театров, опираясь на нормы «Основ законодательства Российской Федерации о культуре», впадают в манию величия и требуют создания для актеров и театров особого статуса «неприкосновенности», вне зависимости от «создаваемой продукции». Наиболее остро на сей счет высказался художественный руководитель театра «Сатирикон», актер и режиссер Константин Райкин. В октябре 2016-го на Всероссийском театральном форуме Райкин заявил, что «государство не

должно вмешиваться в творчество»2. Артист резко выступил против «цензуры толпы».

Наибольшую опасность для национальной безопасности России несет концертная деятельность. Концертные коллективы не ограничены театральными залами, они проникают в любые регионы России. Они доступны для всех слоев населения, включая несовершеннолетних и молодежь.

Несовершенство административно-правового регулирования предоставления услуг концертной деятельности приводит к негативным последствиям. По словам экспертов, «российский шоу-бизнес превратился в механизм расчеловечивания русского народа (и других народов РФ), а раскрученные исполнители, получающие национальные музыкальные премии и прочие «Золотые граммофоны» - стали его главным оружием»3. На одном из концертов «рэпер» Элджей, сопровождавший свое выступление нецензурной бранью, «обратился к несовершеннолетней аудитории на VK Fest-2018... «Биомусор, как вам туса?»4

Родительская общественность Нижнего Новгорода самостоятельно проанализировала «тексты песен и видеоклипов асоциальных коллективов». И конкретно указала органам исполнительной власти на многочисленные нарушения «пунктов Указа Президента «О стратегии национальной безопасности РФ», а также ФЗ №436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»5. В частности, «Артисты» лейбла Black Star распространяли информацию, которая: а) побуждала детей к самоубийству; б) провоцировала «желание употребить наркотические средства, алкогольную продукцию; заниматься проституцией; в) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия по отношению к людям или животным; г) пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения, и др.

Фактически, в деятельности музыкантов прослеживался состав правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 6.17 КоАП РФ (нарушение установленных требований распространения среди детей информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред их здо-

1 Извращения в современном искусстве «гениев» России//http://kolokolrussia.ru/sovetuem-pochitat/ izvrascheniya-v-sovremennom-iskusstve-geniev-rossii

2 Каминг-аут пятой колонны: Актеры, ругающие Россию// http://kolokolrussia.ru/pyataya-kolonna/ kamingaut-pyatoy-kolonn-akter-rugauschie-rossiu

3 Музыкальные вырожденцы//http://kolokolrussia. ru/sreda-obitaniya/muzkalne-vrojdenc

4 Музыкальные вырожденцы//http://kolokolrussia. ru/sreda-obitaniya/muzkalne-vrojdenc

5 См. Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 (ред. от 01.07.2014) "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года"// http:// www.consultant.ru/document/cons doc LAW 87685/

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

ровью и (или) развитию). Одновременно нарушения Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Бездействие органов исполнительной власти по пресечению «музыкального вырожденче-ства» приводит к формированию гражданской инициативы, подрывающей авторитет власти. Граждане оказывают активное сопротивление деятельности «музыкальных вырожденцев» и поддерживающим их органам власти. Так, в Дагестане общественность запретила концерт исполнителю «лейбла Black Star Тимуру Юнусову (Тимати), Егору Криду, воспевающим разврат и свободную любовь»1. Несмотря на поддержку со стороны Дагестанского МВД. Усилению позиций общественности способствовала поддержка знаменитого бойца UFC Хабиба Нурмагомедова. Последний, изучив символику, жесты, татуировки и клипы Black Star («Черная звезда»), заявил, что это сатанинская секта. Фактически общественники выступили против позиции Дагестанского МВД и местного Министерства культуры, то есть против органов исполнительной власти республики.

По мнению многочисленных экспертов, в 90-е перестроечные годы, «при общем декларировании свобод и демократии в Русскую культуру была впущена откровенно кабачно-балаганная челядь и нежить, люмпены, которых усиленно начали навязывать людям телеканалы и радиостанции, концертные «менеджеры» и «продюсеры»2. Под решение этой задачи и были приня-ты«Основы законодательства Российской Федерации о культуре». Практически, административное законодательство России в области культуры создает условия для разрушения национальной безопасности России

Таким образом, реализация «Основ законодательства Российской Федерации о культуре»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Музыкальные вырожденцы//http://kolokolrussia. ru/sreda-ob йашуа/т uzkalne-vrojdenc

2 Кто на Руси возвысил кабачно-балаганную челядь до уровня эталона современной культуры?// http://новости-россии.ru-an.info/%D0%BD%D0%BE%D0 %B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/%D0%BA%D1 %82%D0%BE-%D0%BD%D0%B0-%D1%80%D1%83%D 1%81%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%B2%D 1%8B%D1%81%D0%B8%D0%BB-%D0%BA%D0%B0% D0%B1%D0%B0%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B1% D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%BD% D0%BD%D1%83%D1%8E%D1%87%D0%B5%D0%BB% D1%8F%D0%B4%D1%8C-%D0%B4%D0%BE-%D1% 83%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8F-%D1%8D%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B D%D0%B0-%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%80%D0% B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D 0%B9-%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82% D1%83%D1%80%D1%8B/

полностью противоречит Указу Президента РФ от 12.05.2009 № 537 (ред. от 01.07.2014) «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»3. Где требования национальной безопасности к культуре выделены в отдельную главу «7. Культура». Деятельность нынешних учреждений и деятелей культуры не обеспечивает «доступа широких слоев населения к лучшим образцам отечественной и зарубежной культуры» (ст. 79 Стратегии).

Национальной безопасности в сфере культуры угрожает «засилье продукции массовой культуры, ориентированной на духовные потребности маргинальных слоев». (ст. 80 Стратегии).

«Негативное воздействие на состояние национальной безопасности в сфере культуры» оказывают «попытки пересмотра взглядов на историю России, ее роль и место в мировой истории» (ст. 81 Стратегии)4.

Качество главного доктринального документа страны в области национальной безопасности с каждым разом возрастает. Вместе с тем необходимо учитывать, что данная Стратегия не идеальна и нуждается в развитии. Оценивая интеллектуальные усилия, обеспечившие появление на свет Стратегии и сопряженных с ней док-тринальных установок, правовых норм и общественно-политических практик, можно установить очень важный их результат. Дорогого стоит то, что Россия стала не просто громко заявлять о том, что ее не устраивает в окружающем мире, но и о том, каким этот мир должен быть, пусть пока и контуры этого мира отчетливо не очерчены. Более того, Россия всё чаще действует в соответствии с этими представлениями, ясно осознавая, что ей будет оказываться противодействие.

Сторонники «раскрепощения культуры» любят ссылаться на положения ст. 44 Конституции Российской Федерации5. Где «каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества». Российская Федерация является участником большого числа конвенций и международно-правовых договоров, посвященных регулированию творческих отношений в разных сферах и проявлениях. Наше предложение о детальном «регулировании культуры» ни в коей мере не про-

3 Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 (ред. от 01.07.2014) "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года"// http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_87685/

4 Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 (ред. от 01.07.2014) "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года"// http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_87685/

5 Статья 44 Конституции РФ//https://constrf.ru/ razdel-1/glava-2/st-44-krf

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

тиворечит ни Конституции РФ, ни международным договорам и конвенциям. Речь идет о качестве «культурной продукции», создаваемой «творческими личностями» для широких слоев населения. Речь идет о защите нравственности, патриотизма, здоровья различных слоев населения как потребителей «культурной продукции», духовных (нематериальных) благ. Потребитель, зритель или слушатель, имеет право предъявлять требования к содержанию различного рода творческих произведений, создаваемых работниками культуры художественных образов и т.п.

На наш взгляд, достаточно жесткие правовые требования необходимо предъявлять не только к работникам культуры, но и к государственным чиновникам, чья деятельность на поприще культуры раскалывает российское общество. К примеру, скандальный фильм «Матильда» создавался за государственный счет и оплачивался Министерством культуры. Министр культуры В. Мединский установил в С. Петербурге памятник Манергейму, финскому генералу, активному участнику блокады Ленинграда, что вызвало возмущение и протесты жителей С. Петербурга1.

Министр культуры обозвал противников Матильды «заполошными сектантами и фанатиками», предложив заняться ими «специализированным учреждениям». 13 сентября 2017 г. Мединский потребовал от МВД В. Колокольцева обеспечить безопасность во время показа фильма «Матильда». По сути дела, Министр культуры потребовал от МВД силами полицейских дубинок «обеспечить прокат кощунственной ленты»2.

Только гармоничное сочетание сильной державы и благополучия человека обеспечит формирование справедливого общества и процветание России. Для этого необходимы согласованные действия по реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации, направленные на нейтрализацию внешних и внутренних угроз и создание условий для достижения национальных целей развития.

1 Спины противников «Матильды» ждут полицейские дубинки//http://kolokolrussia.ru/ideologiya/spin-protivnikov-matild-jdut-policeyskie-dubinki?utm_ source=sendgrid&utm_medium=email&utm_ campaign=subscribe

2 Спины противников «Матильды» ждут полицейские дубинки//http://kolokolrussia.ru/ideologiya/spin-protivnikov-matild-jdut-policeyskie-dubinki?utm_ source=sendgrid&utm_medium=email&utm_ campaign=subscribe

Список литературы:

[1] Литвинов Н.Д. Конституция Российской Федерации 1993 г. - полностью ли она соответствует интересам России с позиций проводимой Западом гибридной войны// Мир политики и социологии. 2019. № 7. С. 51

[2] Болтянский Г.М. «Ленин и кино». — М.: Л., 1925 — С. 19

[3] Клесов А. Очернители русских и научный патриотизм //http://kolokolrussia.ru/ideologiya/ ocherniteli-russkih-i-nauchny-patriotizm

[4] Ваганов И. «Заказчики «Матильды» мечтают о гибели России//http://kolokolrussia.ru/ duhovne-skrep/zakazchiki-matild-mechtaut-o-gibeli-rossii?utm_source=sendgrid&utm_ medium=email&utm_ campaign=subscribe#hcq=qT4aUtq

[5] Джерелиевский Б. Спины противников «Матильды» ждут полицейские дубинки//http:// kolokolrussia.ru/ideologiya/spin-protivnikov-matild-jdut-policeyskie-dubinki?utm_ source=sendgrid&utm_medium=email&utm_ campaign=subscribe

[6] Серебряков А. Каминг-аут пятой колонны: Актеры, ругающие Россию// http://kolokolrussia.ru/ pyataya-kolonna/kamingaut-pyatoy-kolonn-akter-rugauschie-rossiu

Spisokliteratury:

[1] Litvinov N.D. Konstituciya Rossijskoj Feder-acii 1993 g. - polnost'yu li ona sootvetstvuet intere-sam Rossii s pozicij provodimoj Zapadom gibridnoj vojny// Mir politiki i sociologii. 2019. № 7. S. 51

[2] Boltyanskij G. M. «Lenin i kino». — M.: L., 1925 — S. 19

[3] Klesov A. Ocherniteli russkih i nauchnyj patriotizm // http://kolokolrussia.ru/ideologiya/ocher-niteli-russkih-i-nauchny-patriotizm

[4] Vaganov I. «Zakazchiki «Matil'dy» mech-tayut o gibeli Ros-sii//http://kolokolrussia.ru/duhovne-skrep/zakazchiki-matild-mechtaut-o-gi-beli-rossii?utm_source=sendgrid&utm_medium=e-mail&utm_campaign=subscribe#hcq=qT4aUtq

[5] Dzherelievskij B. Spiny protivnikov «Matil'dy» zhdut policejskie dubin-ki//http://kolokolrussia. ru/ideologiya/spin-protivnikov-matild-jdut-policeysk-ie-dubinki?utm_source=sendgrid&utm_medium=e-mail&utm_campaign=subscribe

[6] Serebryakov A. Kaming-aut pyatoj kolonny: Aktery, rugayushchie Rossiyu// http://kolokolrussia. ru/pyataya-kolonna/kamingaut-pyatoy-kolonn-ak-ter-rugauschie-rossiu

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.