Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ'

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
147
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ЦИФРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО / ФОРМИРОВАНИЕ ВИРТУАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА / СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА / ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА В КИБЕРПРОСТРАНСТВЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Чалдаева Лариса Алексеевн, Килячков Анатолий Анатольевич, Якорев Анатолий Александрович

Правительству РФ в значительной степени удалось реализовать социальные государственные функции в виртуальном пространстве. Однако, как и во всяком большом деле, которое приходится воплощать в жизнь в сжатые сроки, не все получается одинаково хорошо. В настоящее время в России технологическое выполнение социальных функций реализуется через иностранные информационные платформы. Это объясняет те трудности, с которыми сталкивается страна в российском информационном пространстве. Аналогичные российские структуры пока создать не удалось, но работа в этом направлении ведется.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE FORMATION OF SOCIAL FUNCTIONS OF THE STATE IN THE RUSSIA’S VIRTUAL SPACE

The article is devoted to the study of the Russian Federation's social functions in the virtual space. Russia’s government managed this quite well. Russia’s public services Internet-portal become the most visited public website in the world. However, contemporary social functions in Russia is implementing through the foreign information platforms. This aspect determinates some difficulties that the state is facing in the information space. The Russia’s government cannot create similar domestic production, but is working in this direction.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ»

BELOKONEV Sergei Yur'evich, Cand.Sci. (Pol.Sci.), Associate Professor of the Department of Political Science, Faculty of Social Sciences and Mass Communications, Financial University under the Government of the Russian Federation (49 Leningradsky Ave, GSP-3, Moscow, Russia, 125993)

KHOKONOV Anzor Al'bertovich, Cand.Sci. (Pol.Sci.), Associate Professor of the Department of Political Science, Faculty of Social Sciences and Mass Communications, Financial University under the Government of the Russian Federation (49 Leningradsky Ave, GSP-3, Moscow, Russia, 125993; dr_enzo@mail.ru)

THE ONTOLOGICAL STATUS OF SOCIAL NETWORKS IN CONTEMPORARY PUBLIC POLICY

Abstract. The article examines the essence of social networks as a space for the realization of communicative needs, as well as an integral element of the emerging new political reality. The authors determine the ontological status of social networks through the analysis of their place, structure and functions in modern public policy. Highlighting the positive and negative impact of social networks on democratic processes and on the political system as a whole, the authors assess the prospects for the development of social networks as actors in the political process.

Keywords: social networks, public policy, communications, political system, state, power, democracy

ЧАЛДАЕВА Лариса Алексеевна — доктор экономических наук, профессор; профессор кафедры экономики организации Финансового университета при Правительстве РФ (125993 Россия, г. Москва, ГСП-3, Ленинградский пр-кт, 49; Chaldaeva45@mail.ru)

КИЛЯЧКОВ Анатолий Анатольевич — кандидат технических наук, старший научный сотрудник; эксперт Центра исследования проблем безопасности РАН (119334, Россия, г. Москва, ул. Гарибальди, 21-б; AAKil@mail.ru)

ЯКОРЕВ Анатолий Александрович — директор Института международного сотрудничества, комплаенса и защиты бизнеса (123007, Россия, г. Москва, 2-й Хорошевский пр-д, 9, корп. 1); заместитель председателя по международному сотрудничеству МОО «Национальный комитет общественного контроля» (cybericle@mail.ru)

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ

Аннотация. Правительству РФ в значительной степени удалось реализовать социальные государственные функции в виртуальном пространстве. Однако, как и во всяком большом деле, которое приходится воплощать в жизнь в сжатые сроки, не все получается одинаково хорошо. В настоящее время в России технологическое выполнение социальных функций реализуется через иностранные информационные платформы. Это объясняет те трудности, с которыми сталкивается страна в российском информационном пространстве. Аналогичные российские структуры пока создать не удалось, но работа в этом направлении ведется.

Ключевые слова: цифровое пространство, формирование виртуального государства, социальные функции государства, формирование функций государства в киберпространстве

Наряду с выполнением экономико-организационных функций и функций по обеспечению безопасности, формирование которых в киберпростран-

стве РФ было рассмотрено в предыдущих статьях [Чалдаева, Килячков, Якорев 2020а; 20206], государство выполняет и социальные функции1. В настоящей работе рассмотрены признаки формирования у Российской Федерации этих функций в виртуальном пространстве.

Трудность рассмотрения данного вопроса состоит в том, что в связи с эпидемией коронавируса и форсированным переходом многих видов деятельности на online-режим процессы формирования государственных функций в виртуальном пространстве ускорились в десятки раз. Учитывая, что от подачи рукописи статьи и до ее публикации проходит около 3 месяцев, получается, что к моменту выхода журнала появится принципиально новая информация. Однако логика изложения проблемы требует завершающей статьи, в которой будут рассмотрены вопросы формирования социальных функций государства в виртуальном пространстве, даже несмотря на риск того, что за время подготовки статьи к публикации информация может стать менее актуальной.

Государственные услуги. Необходимость продолжения функционирования в условиях пандемии вынудила государство экстренно создавать виртуальные механизмы выполнения своих функций, особенно в социальной сфере. В значительной степени правительству РФ это удалось сделать. На IX Международном форуме инвестиционного развития «Открытые инновации», который проходил в online-формате в октябре 2020 г., председатель правительства РФ М.В. Мишустин сообщил, что российский Единый портал госуслуг стал самым посещаемым государственным сайтом в мире, на котором зарегистрированы более 127 млн пользователей2. На нем, помимо обычных услуг, предоставляются так называемые суперсервисы, которые предоставляют комплекс услуг для решения различных жизненных проблем. Например, суперсервис «Поступление в вуз онлайн» дает возможность подать документы на поступление в институты 18 тысячам абитуриентов. Согласно поручению президента РФ к началу 2023 г. в электронный формат должны быть переведены массовые социально значимые государственные и муниципальные услуги3.

В настоящее время в России функционируют около 400 социально значимых интернет-ресурсов с бесплатным доступом абонентов4. Среди них 40 сайтов органов государственной власти, обеспечивающих в т.ч. обратную связь с населением, 36 сайтов и сервисов, востребованных в повседневной жизнедеятельности и критических ситуациях, 57 сайтов - агрегаторов социально значимой информации, 47 сайтов в области национальной культуры и традиций, 89 сайтов и сервисов в области непрерывного образования и повышения квалификации и т.п.

Среди других государственных электронных услуг можно отметить:

1 Автономов А. С., Попов В. А. 2007. Государство. - Большая российская энциклопедия. Т. 7. М. С. 542. Доступ: https://bigenc.ru/ethnology/text/2373590 (проверено 12.03.2021).

2 Михаил Мишустин: цифровые сервисы смягчили последствия распространения инфекции. Доступ: https://d-mssia.m/mihail-mishustm-cifrovye-servisy-sщ¡agchili-posledstvija-rasprostranenija-infekcii.html (проверено 12.03.2021).

3 Перечень поручений по итогам совещания с членами Правительства. - Официальный сайт Президента России. 10.10.2020 Доступ: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/64198 (проверено 12.03.2021).

4 Перечень социально значимых информационных ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Доступ: https://digital.gov.ru/uploaded/files/prilozhenie-k-prikazu-280.pdf (проверено 12.03.2021).

- электронную ипотеку, доля которой выросла за три квартала 2020 г. с 9% до 40%, а к концу 2021 г. ее запланировано довести до 80%1;

- единую электронную визу, которая вводится в России с начала 2021 г.2;

- автоматизированную систему досудебного обжалования решений контролирующих органов3;

- реализацию требований закона об онлайн-нотариате в РФ4.

Следует отметить системный подход к решению задачи предоставления государственных услуг в электронном формате. Так, в 12 городах, входящих в систему «Росатом», уже идет промышленная эксплуатация платформы «Умный город», которая позволяет администрации отслеживать исполнение коммунальных работ, депутатам - контролировать качество их выполнения, а населению - получать информацию о работе городских служб, образовательных и культурных учреждений, полицейских участков и т.п.5 В рамках реализации национальной программы «Цифровая экономика» началось создание государственной единой облачной платформы, автоматизированных рабочих мест для чиновников и других решений, которые должны обеспечить эффективное использование /Т-ресурсов6.

Россия оказалась более успешной в решении вопроса предоставления электронных государственных услуг по сравнению с другими странами. В 2019 г. консалтинговая компания ЛссепШге провела опрос7 среди 5 тыс. чел. старше 18 лет в США, Великобритании, Австралии, Германии и Сингапуре. Согласно полученным результатам, 45% опрошенных американцев пользуются цифровыми государственными сервисами или знают о них. По всем странам-респондентам этот показатель в целом составил 69%. В Российской Федерации уже годом ранее (в 2018 г.) доля граждан, использовавших электронные государственные услуги, составила почти 75%8.

Образовательные услуги. Пандемия спровоцировала взрывной интерес к онлайн-образованию. В июне 2020 г. президент РФ подписал закон об онлайн-обучении и дистанционном проведении экзаменов в случае введения чрез-

1 Встреча с руководителем Росреестра Олегом Скуфинским. - Официальный сайт Президента РФ. 21.09.2020. Доступ: http://kremIin.ru/events/president/transcripts/64067 (проверено 12.03.2021).

2 Михаил Мишустин утвердил перечень государств, граждане которых смогут получить электронную визу. - Официальный сайт Правительства РФ. 07.10.2020. Доступ: http://gov-ernment.ru/dep_news/40554/ (проверено 12.03.2021).

3 Евгения Крючкова. Досудебные жалобы доведут до автоматизма. Минэкономики готовит цифровую базу для их рассмотрения. — Коммерсантъ. № 193. 21.10.2020. С. 2. Доступ: https://www.kommersant.ru/doc/4539810 (проверено 12.03.2021).

4 Опубликованы 12 приказов Минюста для исполнения закона об онлайн-нотариа-те. Доступ: https://d-russia.ru/opubIikovany-12-prikazov-minjusta-dIja-ispoInenija-zakona-ob-onIajn-notariate.html (проверено 12.03.2021).

5 В городах Росатома началась промышленная эксплуатация систем «Умного города». Доступ: https://d-mssia.ru/v-gorodah-rosatoma-nachaIas-promyshIennaja-jekspIuatacija-sistem-umnogo-goroda.html (проверено 12.03.2021).

6 «Цифровая экономика РФ». Доступ: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/ (проверено 12.03.2021).

' NearIy One-Third of Citizens Unaware of DigitaI Government Services, Accenture Survey Finds. - Accenture. 09.07.2019. URL: https://newsroom.accenture.com/news/nearIy-one-third-of-citizens-unaware-of-digitaI-government-services-accenture-survey-finds.htm (accessed 12.03.2021).

8 Росстат посчитал процент граждан по регионам, пользовавшихся электронными госуслугами в 2018 году. Доступ: http://d-russia.ru/rosstat-poschitaI-protsent-grazhdan-po-regionam-poIzovavshihsya-eIektronnymi-gosusIugami-v-2018-godu.htmI (проверено 12.03.2021).

вычайной ситуации или режима повышенной готовности1. В результате, по оценкам экспертов, объем рынка онлайн-образования к концу 2020 г. может превысить 40 млрд руб.2

Различные обучающие платформы (InternetUrok.ru, Дневник.ру, Maximum Education и др.) сообщают о значительном росте числа слушателей. У компании «Учи.ру» аудитория увеличилась вдвое, у компании «Мобильное электронное образование» - в 10 раз, а число участников проекта «01Математика» выросло в 20 раз, и к ней присоединились более 400 школ. Даже сервисы, которые первоначально ориентировались на взрослую аудиторию, стали привлекать школьников. Так, компания Skyeng вложила 45 млн руб. в разработку интерактивной рабочей тетради, контент для которой бесплатно предоставило издательство «Просвещение»; сейчас в сервисе зарегистрированы 3 млн школьников и 80 тыс. учителей3.

Разрешено удаленное проведение защиты кандидатских и докторских диссертаций, если между членами ученого совета и другими участниками процедуры обеспечен аудиовизуальный контакт. При этом доля членов диссертационного совета, участвующих в защите on-line, не должна превышать 2/3 общего числа участников, а процедура голосования является открытой4.

Однако, как и во всяком большом деле, не все идет гладко. В апреле 2020 г. Минобрнауки России и Институт социального анализа и прогнозирования РАНХиГС провели опрос среди преподавателей более чем 100 вузов России5. В исследовании приняли участие около 35 тыс. респондентов, что составляет примерно 15% всего профессорско-преподавательского состава страны. Наиболее лояльными к дистанционному обучению оказались преподаватели военных, компьютерных и сельскохозяйственных дисциплин. Тем не менее 66% опрошенных указали, что им не нравится работать дома, а 34% пожаловались на отсутствие в квартире места для комфортного ведения занятий. Большинство преподавателей (86%) почувствовали рост служебной нагрузки. Наиболее отрицательно к online-формату обучения отнеслись преподаватели математики, инженерного дела и гуманитарных дисциплин. Только 15% респондентов считают, что через год качество образования улучшится, а 43% уверены, что ухудшится. При этом среди основных рисков дистанционного образования были отмечены снижение мотивации студентов, поверхностное усвоение материала, тотальное списывание и отсутствие творческой составляющей.

Отдельную проблему представляет формирование зависимости молодого

1 Федеральный закон от 08.06.2020 № 164-ФЗ «О внесении изменений в статьи 71-1 и 108 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"». Доступ: http:// publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202006080007 (проверено 12.03.2021).

2 Дмитрий Шестоперов, Евгений Хвостик. Mail.ru Group учит уроки. Компания наращивает инвестиции в онлайн-образование. — Коммерсантъ. № 187. 13.10.2020. С. 9. Доступ: https://www.kommersant.ru/doc/4529665?utm_source=newspaper&utm_medium=eman&utm_ campaign=newsletter (проверено 12.03.2021).

3 Валерия Лебедева, Дмитрий Шестоперов. Парта - наш рулевой. Кто и как пытается удовлетворить возросший спрос на онлайн-обучение школьников. — Коммерсантъ. № 98. 04.06.2020. С. 8. Доступ: https://www.kommersant.ru/doc/4366169?utm_source=vybor&utm_ medium=email&utm_campaign=newsletter (проверено 12.03.2021).

4 Правительство утвердило особенности дистанционной защиты диссертаций во время коронавируса. - Официальный сайт Правительства РФ. 27.05.2020. Доступ: http:// government.ru/docs/39760/ (проверено 12.03.2021).

5 Елизавета Ламова. Преподаватели предпочитают поближе. Опрос Минобрнауки показал скептическое отношение вузовских педагогов к онлайн-занятиям. — Коммерсантъ. № 87. 20.05.2020. С. 2. Доступ: https://www.kommersant.ru/doc/4349320?utm_source =newspaper&utm_medium=email&utm_campaign=newsletter (проверено 12.03.2021).

поколения от цифрового контента, генерируемого интернет-консорциумами и направленного на замещение интереса молодых граждан к самореализации тяжелой зависимостью от online-развлечений сомнительного характера. Это идет вразрез с политикой государства по привлечению молодежи к обучающим платформам в Интернете. Особенно тревожно, что постепенный перевод обучения школьников и студентов на удаленный формат в силу продолжающейся эпидемии осложняется сформировавшейся зависимостью от соцсетей, чьи сервисы несут лишь развлекательную функцию, которая не способствует поддержанию интереса к обучению.

Культура. В период карантина в России выставки и концерты проводились при пустых или полупустых залах, но с огромным числом зрителей в виртуальном пространстве. Так, 20 октября 2020 г. на юбилейном концерте в зале «Зарядье», посвященном 90-летнему юбилею Большого симфонического оркестра им. П.И. Чайковского и 30-летнему юбилею Геликон-оперы, присутствовали более 4 000 виртуальных зрителей, а на виртуальном спектакле Московского государственного академического театра танца «Гжель» в ноябре - уже более 5 000. Большую роль в культурно-просветительском сегменте виртуального пространства России играет сайт Министерства культуры РФ (Культура.рф)1, а также сайты музеев и концертных залов, на которых регулярно проводятся дистанционные трансляции спектаклей, выступлений и экскурсий. Продолжается работа над созданием портала Большой российской энциклопедии, запуск которой ожидается в 2022 г. Портал будет использовать научно верифицированные источники информации о развитии и состоянии окружающего мира и социума2 и должен стать необходимым противовесом далеко не всегда научно обоснованной и однозначно либерально политизированной платформе Wikipedia, политически ангажированные администраторы которой подрывают доверие к объективности приведенной в ней информации по гуманитарно-историческим вопросам.

Медицинские услуги. В России за прошедший год некоторые медицинские услуги стали доступными через цифровое пространство. Так, например, в удаленном режиме можно записаться на прием к врачу, прикрепиться к поликлинике, оформить в электронном виде листок нетрудоспособности, что за первые сутки после запуска сделали около 200 тыс. заболевших, и воспользоваться другими видами виртуальных медицинских услуг3.

Однако электронные медицинские сервисы все еще мало востребованы россиянами, что следует из исследования компании Globosphere Russia4. Так, наименее оцифрованным сегментом здравоохранения является сбор и систематизация истории болезни пациентов, которым занимаются менее 1/3 опрошенных, да и то, как правило, в бумажном виде. Телемедицинскими услугами за прошедший год воспользовались 7% опрошенных, причем из тех, кто общался с врачами с помощью аудио- или видеосвязи, 22% делали это три-четыре раза, а 65% - не более двух раз. Более востребованной оказалась интернет-продажа

1 https://www.culture.ru/ (проверено 12.03.2021).

2 В Роспечати опровергли прекращение работы над порталом Большой российской энциклопедии. Запуск проекта ожидается в 2022 году. - ТАСС. 13.05.2020. Доступ: Ы^:// tass.ru/obschestvo/8464579 (проверено 12.03.2021).

3 https://esia.gosuslugi.ru (проверено 12.03.2021).

4 Анастасия Мануйлова. Пациенты не торопятся в сеть. Медицинские 1Т-сервисы пока не пользуются популярностью у россиян. - Коммерсантъ. № 108. 20.06.2020. С. 2. Доступ: https://www.kommersant.ru/doc/4388566?utm_source=newspaper&utm_medшm=email&utm_ campaign=newsletter (проверено 12.03.2021).

лекарств, которой в Москве воспользовались 17%. При этом 77% опрошенных по-прежнему предпочитают покупать лекарства в аптеке у дома.

Таким образом, в области предоставления государственных услуг в виртуальном пространстве Россия однозначно занимает лидирующие позиции. Большие успехи достигнуты в области дистанционного образования, культуры и предоставления медицинских услуг. Однако, как во всяком большом деле, которое приходится воплощать в жизнь в сжатые сроки, не все получается одинаково хорошо.

Технология реализации государственных функций в виртуальном пространстве. В настоящее время в России доминирующую роль в обеспечении технологического исполнения социальных функций играют иностранные информационные платформы (Facebook, YouTube, Google). Это обстоятельство объясняет те трудности, с которыми сталкиваются российские государственные институты, юридические лица и простые граждане в российском информационном пространстве. Официальный представитель МИДа РФ Мария Захарова отметила ангажированность Twitter, Facebook и Instagram властями США, что проявляется в скоординированности их антироссийских акций1. Только за период с июня по ноябрь 2020 г. YouTube, Facebook и Twitter ограничили или заблокировали доступ к сайтам 20 российских СМИ (среди которых РИА Новости, RT, Sputnik, Россия 1 и др.), перестали выдавать в поисковых запросах акка-унты Russia Today (RT) и новостного агентства Sputnik; наложили ограничения на трансляцию документального фильма Александра Рогаткина «Беслан...» и видеоматериалы канала «Соловьев LIVE» и «Царьград»2. Интернет-поисковик Google удаляет или отправляет в конец списка поисковой выборки информацию о достижениях СССР в науке и технике, а также целенаправленно принижает роль Советского Союза во Второй мировой войне. Более того, получив предписания об отмене ограничений и соответствующие штрафы, ведущие интернет-компании не спешат их исполнять. Так, компания Twitter с июля 2020 г. не выплатила 4 млн руб. штрафа даже после возбуждения против нее исполнительного производства3, а компания Facebook только в конце ноября оплатила наложенный на нее в феврале 2020 г. штраф4.

Подобным образом эти интернет-гиганты ведут себя по отношению к другим государствам5 и даже по отношению к президенту страны, на террито-

1 МИД РФ призывает Instagram пересмотреть политику маркировки государственных СМИ. — ТАСС. 08.10.2020. Доступ: https://tass.ru/politika/9668267 (проверено 12.03.2021).

2 Ксения Веретенникова, Елена Рожкова, Ангелина Галанина. Депутаты нашли цензуру в чужом интернете. Иностранные платформы будут блокировать за притеснение российских СМИ. - Коммерсантъ. № 213. 20.11.2020. С. 2. Доступ: https://www.kommersant.ru/ doc/4576985?utm_source=vybor&utm_medium=email&utm_campaign=newsletter (проверено 12.03.2021).

3 Встреча с главой ФАС России Игорем Артемьевым. - Официальный сайт Президента РФ. 28.09.2020 Доступ: http://kremIin.ru/events/president/transcripts/64104 (проверено 12.03.2021).

4 Facebook выплатил штраф в 4 млн руб., связанный с локализацией данных россиян. — Интерфакс. 26.11.2020. Доступ: https://www.interfax.ru/russia/738742 (проверено 12.03.2021).

5 Елена Пустовойтова. Facebook, Twitter и Google под судом. Доступ: https://aurora. network/articles/10-vlast-i-obshhestvo/84413-fa-ebook-t-itter-i-google-pod-sudom (проверено 12.03.2021); Twitter заблокировал доступ к аккаунтам Федерального управления связи Швейцарии. — ТАСС. 06.10.2020. Доступ: https://tass.ru/ekonomika/9646453 (проверено 07.11.2020); Stephanie Bodoni. Facebook Fights Irish Privacy Watchdog's Data-Transfer Curbs. - Bloomberg. November 11, 2020. URL: www.bloomberg.com/news/articles/2020-09-11/facebook-sues-irish-privacy-watchdog-over-data-transfer-spat (accessed 12.03.2021); Gibran Naiyyar Peshimam. Pakistan's PM takes aim at Macron; asks Facebook to ban Islamophobic content. - Reuters. October 25, 2020. URL: https://www.reuters.com/article/idUSKBN27A0UK (accessed 12.03.2021).

рии которой они зарегистрированы1. В меморандуме государств - членов соглашения о сотрудничестве в области радиоэлектронной разведки было отмечено, что такие приложения, как Signal, Telegram, Facebook Messenger, WhatsApp и др., представляют угрозу общественной безопасности, прежде всего для наиболее уязвимых членов общества2. Центр науки и исследований в сфере обеспечения безопасности (Centre for Science & Security Studies, Department of War Studies) Королевского колледжа в Лондоне в своем исследовании отметил, что активное использование Twitter политиками и дипломатами может стать угрозой стабильности в мире и представляет собой мощное оружие пропаганды3. В мае 2020 г. президент Трамп издал исполнительный приказ по предупреждению цензуры в Интернете, где прямо сказал, что «Twitter, Facebook, Instagram и YouTube обладают колоссальной, беспрецедентной властью переиначивания смысла общественных мероприятий: цензу-рируя, удаляя и уничтожая информацию, то есть имея контроль за тем, что люди видят и не видят4».

Другими словами, интернет-гиганты становятся самостоятельной политической силой, оказывающей влияние на социальные настроения в общественном сознании различных стран. Соответственно, противостоять такому синдикату мощных и влиятельных виртуальных игроков не могут многие страны, чья внутренняя и внешняя политика подвержена риску отсечения от информационного пространства не только в угоду продвижению «идеалов гуманитарного характера», но и в интересах подавления попыток построить национальные интернет-платформы. Показательно в этом отношении обращение службы безопасности Украины напрямую к компаниям Google и Apple с просьбой совершить блокировку российских мобильных приложений5.

Отметим, что по сравнению с другими странами зависимость россиян от влияния зарубежных интернет-компаний существенно меньше. По данным Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, доля российского населения, получающего информацию через американские информационные платформы, в разы меньше, чем у других стран, что видно из приведенной ниже таблицы.

1 Kari Paul. Facebook and Twitter restrict controversial New York Post story on Joe Biden. -The Guardian. October 15, 2020. URL: https://www.theguardian.com/technology/2020/oct/14/ facebook-twitter-new-york-post-hunter-biden (accessed 12.03.2021); Cecilia Kang, David McCabe and Daisuke Wakabayashi. U.S. Accuses Google of Illegally Protecting Monopoly. - The New York Times. October 20, 2020. URL: https://www.nytimes.com/2020/10/20/technology/google-antitrust. html (accessed 12.03.2021).

2 International Statement: End-To-End Encryption and Public Safety. - Department of Justice, USA. October 11, 2020. URL: https://www.justice.gov/opa/pr/international-statement-end-end-encryption-and-public-safety (accessed 12.03.2021).

3 Heather Williams and Alexi Drew. Escalation by Tweet: Managing the new nuclear diplomacy. - King's College London. July, 2020. URL: https://www.kcl.ac.uk/csss/assets/10957%E2%80%A2 twitterconflictreport-15july.pdf?utm_campaign=The%20Interface&utm_medium=email&utm_ source=Revue%20newsletter (accessed 13.11.2020).

4 Executive Order on Preventing Online Censorship. - The White House. May 28, 2020. URL: https://www.whitehouse.gov/presidential-actions/executive-order-preventing-online-censorship/ (accessed 05.12.2020).

5 Украина обратилась к Google и Apple с просьбой о блокировке российских приложений. — ТАСС. 09.10.2020. Доступ: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/9675153 (проверено 12.03.2021).

Таблица 1

Доля населения, получающего информацию через платформы американских

интернет-компаний, %

Государство Google Facebook YouTube Instagram Twitter

Греция 98,4 56,7 71,8 27,3 6,6

Израиль 98,3 67,2 75,3 37,5 8,7

Бразилия 97,3 67,1 45,4 33,0 5,8

Италия 96,2 61,2 54,2 32,3 5,3

Германия 94,2 47,8 60,2 23,8 6,3

Великобритания 92,4 67,2 73,2 34,8 25,1

Канада 92,4 66,7 46,8 31,3 18,3

Россия 46,4 7,92 56,7 24,6 6,6

Источник: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Доступ: https://rkn.gov.ru/news/rsoc/news73110.htm (проверено 12.03.2021).

Однако и эта цифра весьма высока, т.к. около половины населения России получает информацию через Google и YouTube, а четверть - через Instagram. Опасность данного факта состоит в том влиянии, которое они оказывают на своих подписчиков. В начале 2019 г. ИД «КоммерсантЪ» провел опрос среди читателей, для чего они используют соцсети1. На этот вопрос 43% респондентов ответили, что соцсети используют их самих.

Глава Роскомнадзора Андрей Липов в ходе встречи с президентом России заявил, что Интернет стал основной средой распространения противоправной информации2. Здесь уместно вспомнить высказывание бывшего посла США в РФ Майкла Макфола, который написал в Twitter по поводу требования Роскомнадзора к Google не использовать YouTube для пропаганды незаконных массовых собраний, что русский суверенитет не распространяется на Twitter3. Опасность подобного влияния состоит в том, что основным источником информации для современной молодежи являются именно поисковые системы4. Отметим, что Facebook не имеет на территории России официального представительства. Поэтому он ничем ни рискует и ни за что не отвечает. Единственный реальный способ воздействия на эти компании состоит в том, чтобы селективно «заглушить» их работу. Это вполне осуществимо для компьютеров, но для смартфонов такое селективное отключение невозможно5.

Наши усилия по созданию аналогичных социальных цифровых платформ

1 С кем хотим - дружим, с кем не хотим - нет». Прямая речь: вы как соцсети используете? — Коммерсантъ. 10.02.2019. Доступ: https://www.kommersant.ru/doc/3880016?from=doc_vrez (проверено 12.03.2020).

2 Встреча с главой Роскомнадзора Андреем Липовым. - Официальный сайт Президента России. 10.08.2020 Доступ: http://kremlin.ru/events/president/news/63874 (проверено 12.03.2021).

3 Сообщение Майкла Макфола. URL: https://twitter.com/McFaul/status/116043958191 4742785 (accessed 12.03.2021).

4 Google начал удалять из поисковой выдачи положительные факты о СССР. Доступ: https://panorama.pub/40871-google-nachal-udalyat.html (проверено 12.03.2021).

5 Касперская Н.И. О цифровых угрозах: интервью. — Аврора. 06.06.2020. Доступ: https:// aurora.network/articles/165-interv-ju/80287-o-tsifrovykh-ugrozakh (проверено 12.03.2021).

пока не приводят к убедительному успеху. Так, из-за низкой популярности был закрыт проект государственного интернет-поисковика «Спутник», запущенного весной 2014 г.1 Роскомнадзор обратился к ведущим российским интернет-компаниям помочь отечественным СМИ в создании отечественных видеохо-стингов и популяризации ведения на них информационных каналов2. Отрадно отметить запуск портала Смотрим.ру, учредителем которого является ВГТРК. Указанный портал является интернет-агрегатором традиционных средств массовой информации и, возможно, в будущем станет основой для конкурентного противодействия в российском виртуальном пространстве влиянию YouTube.

Засилье интернет-гигантов достигло такого уровня, что правительства различных стран начинают ограничивать их деятельность в своем виртуальном пространстве. Так, Китай с 2003 г. запустил суверенный Интернет, получивший название «Золотой щит», запретив деятельность американских сервисов Facebook, Twitter, Instagram, Youtube и Google3. В США тоже преследуют эти компании, но только за ограничение конкуренции4. В Великобритании создается специальное подразделение цифровых рынков (Digital Markets Unit), которое будет контролировать соблюдение в стране правил работы доминирующих цифровых платформ5. В сентябре 2020 г. Колумбия, Италия и Германия приняли решение ограничить влияние Google6. В Госдуме РФ планируют ужесточить юридическую ответственность иностранных интернет-компаний за неисполнение российского законодательства7.

Таким образом, технология реализации государственных функций в виртуальном пространстве РФ практически полностью находится под контролем интернет-гигантов Facebook, YouTube, Twitter, Instagram, которые начинают играть роль самостоятельной политической силы, оказывающей влияние на социальные настроения в общественном сознании населения не только России, но и других стран. Усилия государственных и коммерческих структур по созданию аналогичных социальных цифровых платформ пока не приводят к убедительному успеху, но работа в этом направлении ведется.

Выводы. Результаты рассмотрения вопроса о признаках освоения Россией (как государством) виртуального пространства для выполнения социальных функций представлены на рис. 1 в виде лепестковой диаграммы.

1 Проект государственного интернет-поисковика закончился провалом. — Аврора. 08.09.2020. Доступ: https://aurora.network/articles/151-tekhnologii-i-po/83527-proekt-gosudarstvennogo-intemet-poiskovika-zakonchilsja-provalom (проверено 12.03.2021).

2 Роскомнадзор потребовал от Google снять ограничения с «ANNA NEWS». Доступ: https://rkn.gov.ru/news/rsoc/news73206.htm (проверено 12.03.2021).

3 Microsoft's Bing search engine inaccessible in China. - BBC News. 24 January, 2019. URL: https://www.bbc.com/news/business-46982959 (accessed 12.03.2021).

4 Investigation of Competition in Digital Markets. - U.S. House of Representatives. USA. 2020. URL: https://judiciary.house.gov/uploadedfiles/competition_in_digital_markets.pdf7utm_ campaign=4493-519 (accessed 12.03.2021).

5 New competition regime for tech giants to give consumers more choice and control over their data, and ensure businesses are fairly treated. - UK Government. 27 November, 2020. URL: https://www.gov.uk/government/news/new-competition-regime-for-tech-giants-to-give-consumers-more-choice-and-control-over-their-data-and-ensure-businesses-are-fairly-treated (accessed 12.03.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 Raymond Colitt, Karin Matussek, and Sarah Syed. Germany Moves to Crack Down on Big Tech With Anti-Trust Bill. - Bloomberg. September 9, 2020. URL: https://www. bloomberg.com/news/articles/2020-09-09/german-cabinet-backs-tougher-digital-anti-trust-legislation?srnd=technology-vp&sref=zNmRQ0gk (accessed 12.03.2021).

7 Юлия Тишина. Чужим здесь не потрафят. Депутаты обсуждают новые наказания для иностранных интернет-компаний. — Коммерсантъ. № 177. 29.09.2020. С. 1. Доступ: https:// www.kommersant.ru/doc/4510411 (проверено 12.03.2021).

Государственные услуги

Технология реализации услуг

Меди!..

услуг

Культура

Образовательные услуги

услуги

Источник: Составлено авторами.

Рисунок 1. Степень освоения Россией виртуального пространства в социальной сфере

На основании проведенного анализа социальных функций, выполняемых Российской Федерацией в виртуальном пространстве, можно сделать следующие выводы.

1. В значительной степени правительству России удалось создать виртуальные механизмы выполнения социальных функций.

2. Определенные трудности и недостатки в освоении отдельных социальных сфер виртуального пространства (образовательные и медицинские услуги) связаны с масштабом и вынужденной скоростью их реализации.

3. Технология реализации государственных функций в виртуальном пространстве практически полностью находится в руках интернет-гигантов, таких как Facebook, YouTube, Twitter, Instagram, которые начинают играть роль самостоятельной политической силы, оказывающей влияние на социальные настроения в общественном сознании населения различных стран.

Список литературы

Чалдаева Л.А., Килячков А.А., Якорев А. А. 2020а. К вопросу о становлении экономико-организационных функций государственного управления в виртуальном пространстве России. - Власть. Т. 28. № 2. С. 63-73.

Чалдаева Л.А., Килячков А.А., Якорев А.А. 20206. К вопросу о формировании государственных функций по обеспечению безопасности в виртуальном пространстве России. - Власть. Т. 28. № 3. С. 37-46.

CHALDAEVA Larisa Alekseevna, Dr.Sci. (Ec.), Professor of the Chair of Economics of Organization, Financial University under the Government of the Russian Federation (49 Leningradsky Ave, GSP-3, Moscow, Russia, 125993; Chaldaeva45@ mail.ru)

KILYACHKOV Anatoliy Anatol'evich, Cand.Sci. (Tech.Sci.), Senior Scientific Researcher; Scholar of Security Problems Studies Centre, Russian Academy of Sciences (21b Garibaldi St, Moscow, Russia, 119334; AAKil@mail.ru) YAKOREV Anatoliy Aleksandrovich, Director of Institute for International Cooperation, Compliance and Business Protection; Vice-Chairman for International Cooperation of INGO «National Public Control Committee» (cybericle@ mail.ru)

ABOUT THE FORMATION OF SOCIAL FUNCTIONS OF THE STATE IN THE RUSSIA'S VIRTUAL SPACE

Abstract. The article is devoted to the study of the Russian Federation's social functions in the virtual space. Russia's government managed this quite well. Russia's public services Internet-portal become the most visited public website in the world. However, contemporary social functions in Russia is implementing through the foreign information platforms. This aspect determinates some difficulties that the state is facing in the information space. The Russia's government cannot create similar domestic production, but is working in this direction.

Keywords: virtual space, formation of virtual state, social functions of state, public services, formation of public services in cyberspace

ИЛЬИЧЕВА Мария Валерьяновна — магистр юриспруденции; директор правового департамента благотворительного фонда «Приоритеты роста» (410005, Россия, г. Саратов, ул. Соколовая, 320; mary9110@mail.ru)

КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ГОСУДАРСТВА И ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА: ТРЕНДЫ ИЗМЕНЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Аннотация. Открывшиеся возможности цифровой реальности трансформировали механизмы участия граждан и институтов гражданского общества в государственном управлении, повысили уровень их контроля над ним, сделали деятельность государства более открытой. В статье анализируются тренды изменений коммуникативных процессов под влиянием процессов цифровизации во взаимодействии институтов гражданского общества и государства.

Ключевые слова: государство, институты гражданского общества, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)

Развитие процессов цифровизации и распространение новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) привели к построению цифровой реальности, которая существенным образом изменила традиционные политические институты общества и создала новые политические процедуры и механизмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.