Научная статья на тему 'Проблемы адаптивности и мотивации достижения военнослужащих по контракту на первоначальном этапе службы'

Проблемы адаптивности и мотивации достижения военнослужащих по контракту на первоначальном этапе службы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
509
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ ПО КОНТРАКТУ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРУДОМ / SOLDIERS UNDER CONTRACT / PROFESSIONAL ADAPTATION / MOTIVATION OF ACHIEVING SUCCESS / JOB SATISFACTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пучка Иван Викторович

В статье представлены результаты изучения мотивации достижения и адаптивности военнослужащих по контракту. Проверка основной гипотезы проводится на выборке военнослужащих по контракту на первоначальном этапе службы 20-35 летнего возраста (n=158). Наличие корреляции между мотивацией достижения и адаптивностью выявлена со статистической значимостью на 1% уровне (вероятность ошибки 0,01). Исследование данных вопросов позволяет решать целый ряд практических задач в области профессионального отбора и подготовки в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пучка Иван Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of adaptability and motivation of achievements of contract servicemen at the initial stage of service

Тhe article presents the results of a study of achievement motivation and adaptability of contract servicemen. Verification of basic hypotheses is conducted on a sample of contract servicemen in the initial phase of service 20 to 35 years of age (n=158). The assumption of the existence of a relationship between achievement motivation and adaptability the correlation shown between samples with statistical significance at the 1% level (error probability of 0.01). The study of these issues allows solving a number of practical problems in the field of professional selection and training in this area.

Текст научной работы на тему «Проблемы адаптивности и мотивации достижения военнослужащих по контракту на первоначальном этапе службы»

УДК 159.99

Пучка Иван Викторович

Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова

[email protected]

ПРОБЛЕМЫ АДАПТИВНОСТИ И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПО КОНТРАКТУ НА ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ СЛУЖБЫ

В статье представлены результаты изучения мотивации достижения и адаптивности военнослужащих по контракту. Проверка основной гипотезы проводится на выборке военнослужащих по контракту на первоначальном этапе службы 20-35 летнего возраста (п=158). Наличие корреляции между мотивацией достижения и адаптивностью выявлена со статистической значимостью на 1% уровне (вероятность ошибки 0,01). Исследование данных вопросов позволяет решать целый ряд практических задач в области профессионального отбора и подготовки в данной области.

Ключевые слова: военнослужащие по контракту, профессиональная адаптация, мотивация достижения успеха, удовлетворенность трудом.

Проблемы профессиональной деятельности военных весьма разнообразны и сложны, т.к. военнослужащие в процессе своей служебной деятельности осуществляют социально-ответственные функции, которые возложены на них государством и обществом.

К основным социально-психологическим проблемам, являющимся значимыми для военных психологов и командиров, можно отнести формирование быстрой и адекватной адаптации военнослужащих по контракту к специфике военной жизни и деятельности на ранних этапах службы. Эффективность служебной активности военнослужащих, их устойчивость к стрессам и психологическому воздействию, предотвращение отрицательных психологических состояний существенно зависит от их способности к адаптации (адаптированно-сти) и внутриличностной направленности на осуществление службы. Эти практические вопросы нуждаются в глубоком психологическом анализе и изучении. К сожалению, в литературе на данный момент очень мало сведений по психологической адаптации специалистов подобного рода.

Проблемы психологической адаптации и связанные с этим вопросы, интересуют исследователей на протяжении долгого времени. Однако многие стороны этой проблемы и сейчас остаются открытыми. Сложность и многозначность трактовки феномена адаптации, неясность ее категориальной принадлежности (процесс, состояние, свойство), субъект-ность и социальность сущностных механизмов, все это имеет важнейшее теоретическое и практическое значение и, вместе с тем, еще слабо представлены в современных научных исследованиях. Кроме этого следует уточнить вопрос о понятиях.

Адаптация это процесс, который стимулируется не только особенностями личности, но и спецификой внешней среды, к которой приходится адаптироваться. Адаптированность выступает как личностное состояние и его механизмы зависят от структуры личности. При этом состояние адаптиро-ванности наступает как результат адаптации. Именно так характеризуется данный феномен в психоанализе (Г. Гартманн, А. Фрейд, А. Адлер) [7].

Другие научные направления объясняют факторы и механизмы адаптации. Психологическая адаптация это процесс гармонизации человека с внешней социальной средой, интеграции субъекта в социум. Нарушение этого состояния комфортности и дестабилизация личности приводят к актуализации потребностей, побуждающих личность к активному взаимодействию со средой и с целью восстановления утерянной гармонии. Адаптация часто представляет собой процессы, связанные с конфликтными ситуациями. В гештальтпси-хологии адаптация выступала как функция психологической защиты, как ответная реакция на возникающие трудности и изменение ситуации. Бихевиористы видели сущность адаптации в двух категориях: состояние и процесс. В рамках инте-ракционисткого подхода адаптация сводится к хорошо организованным приемам или способам жизнедеятельности. Например, в концепции Джемса процесс адаптации связан с идентичностью, которая является одним из личностных оснований, помогающих человеку сохранить самоуважение и целостность его Я.

Особое значение эти вопросы приобретают в военной деятельности, т.к. помимо сложности самой деятельности военнослужащие оказываются и в специфических жизненных условиях, требующих адаптации к новому регламентированному стилю жизни, унифицированным бытовым условиям, тесному внутригрупповому взаимодействию [4]. Воину следует приучать себя к походно-полевому быту, максимально полному самообслуживанию (начиная от самостоятельного устройства жилья, приготовления пищи и кончая отдельными занятиями по выживанию), к напряженному режиму жизнедеятельности (подъем по тревоге, чередование активных фаз деятельности в разные периоды суток, сокращение времени на сон и отдых, создание дополнительных сложностей и препятствий и др.).

Некоторые исследователи указывают на связь адаптации и мотивации [5; 6; 7], но широкие исследования этой взаимосвязи отсутствуют. В современной психологии личности мотивация зани-

© Пучка И.В., 2017

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4

51

ПСИХОЛОГИЯ

мает центральное место. Мотивы являются ядром структуры личности, оказывая существенное влияние на поведение и поступки человека. Логично предположить, что процесс адаптации личности не может быть независим от ее мотивации. Особенно это проявляется в условиях нестабильности и энтропии общества, характерной для нового времени [9].

Ф.Б. Березин ставит во главу угла мотивацию достижения успеха, которая обладает наибольшей энергетической силой в активности личности. По его мнению, высокий энергетический потенциал оказывается наиболее важным в деятельности, требующей мобильности, быстрого вхождения в новые ситуации, освоения новых навыков, действий в условиях, где конечные успех или неудача еще не определились и тесно связаны с индивидуальной активностью. Энергетический потенциал в значительной степени обеспечивается выраженностью и структурой мотивации достижения. [1; 2; 3].

Выраженная мотивация достижений стимулирует уверенность в себе. У военнослужащего уверенность в себе, своем оружии, командирах и товарищах помогает точнее оценивать боевую ситуацию, эффективнее использовать на практике свои знания, навыки и умения. Это свидетельствует о психологической подготовленности к выполнению боевой задачи. Следовательно, мотивация достижений через уверенность в себе обеспечивает более успешный процесс адаптации к военной службе.

Наиболее продуктивным для решения вопроса о взаимосвязи мотивации достижений и адаптации к условиям военной службы выступает системный подход. Наши исследования подтверждают формирование устойчивой подсистемы мотивации, основной функцией которой является оптимизация адаптационного процесса военнослужащего. При этом такая подсистема выглядит достаточно стабильной, но вместе с тем чувствительной к уровню непредсказуемости социальной среды. В частности, специфика военного взаимодействия представляет двухполюсную конструкцию «приказ - степень свободы». С одной стороны, жесткая регламентация, с другой необходимость оперативной самостоятельности в экстремальных условиях боя. Трудность самореализации в подобных условиях существенно затрудняет процесс адаптации и стремление к успеху в этих условиях (мотивация достижений) будет значимым фактором преодоления данной трудности.

Мы предполагаем, что формирование адаптации военнослужащих к службе подчиняется основным закономерностям системогенеза психологической системы деятельности: неравномерности, нелинейности комплексности. Это связано с тем, что адаптивность выступает характеристикой психологической системы деятельности в целом, функционирует как регулятивное изменение

состояния ПСД под воздействием внешних стимулов - измененного стиля жизни, и внутренних -мотивации на принятие новаций поведения и жизни в целом.

Наши исследования подтвердили факт наличия взаимосвязи процесса адаптации и мотивации достижений. Для этого использовался опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) и методика «Уровень мотивации достижения успеха» А. Мехрабиа-на (n=158). На уровне р > 0,01 (критерий Пирсона) доказано, что между мотивацией достижения успеха и адаптивными способностями существует значимая корреляционная взаимосвязь. Мы доказали, что военнослужащие, мотивированные на успех, обладают более высокими адаптационными способностями, чем военнослужащие не имеющие данной мотивации достижения.

Контрактник, выбирая службу как профессиональную деятельность, руководствуется самыми разными мотивами. Но когда деятельность принята, мотивационная структура меняется и в немалой степени на это влияет процесс адаптации к новым условиям. Мы установили, что военнослужащие, у которых преобладает мотивация достижений, адаптированы к новой деятельности лучше и осуществляют ее более успешно. Однако здесь встает вопрос о приоритетности процессов адаптации и формирования мотивации достижений. Высокий уровень мотивации достижений приводит к повышению адаптированности или высокая степень адаптированности стимулирует мотивацию достижений?

По нашему мнению, следует говорить о формировании самоподдерживающейся функциональной системы с двусторонней направленностью внутренних связей. В рамках нашего исследования выявлено, что военнослужащие, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой некоторую положительную цель, достижение которой, может быть расценено как успех. Получая желаемый результат, оцененный как успех, они формируют более эффективную модель поведения (повышают уровень адаптированности), которая, в свою очередь стимулирует стремление к большему успеху.

Таким образом, профессиональная поведенческая модель совмещает приспособительную социальную эффективность (адаптацию) и стремление к успеху (мотивацию достижений). Конструкт адаптированности включает в себя большое количество компонентов. Их необходимо тщательно исследовать. Пилотажные исследования, проведенные нами, позволяют сделать предположение, что в структуре адаптированности контрактников доминируют мотивационные и энергетические компоненты. Это согласуется с моделью социально-психологической адаптации, предложенной А.А. Реаном. Последний считает, что внутрилич-ностным ядром адаптации является стремление

52

Вестник КГУ 2017

к самоактуализации [8]. При этом процесс формирования такой системы встроен в ПСД на уровне формирования профессионально-важных качеств. Мы предполагаем, что уровень развития ПВК и их структуры связан с уровнем развития адаптации контрактника. Энергетизирующим фактором этого процесса как раз и выступает мотивация достижений. Динамика ПВК при высокой адап-тированности характеризуется переходом с низкоструктурированного на надструктурный уровень, определяющий весь процесс адаптации.

Представленная выше объяснительная модель требует дальнейшей эмпирической проверки, что является целью наших будущих исследований.

Библиографический список

1. Березин Ф.Б Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л.: Наука, 1988. - 289 с.

2. Дмитриева М.А. Психологические факторы профессиональной адаптации // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Изд-во СПбГУ 1991. - С. 43-61.

3. Карпов А.В. Психология профессиональной адаптации / А.В. Карпов, В.Е. Орел, В.Я. Терно-пол. - Ярославль, 2003. - 160 с.

4. Миковорова Е.И. Проблема социально-психологической адаптации военнослужащих срочной службы. // Материалы III Всерос. науч.-практ. конф. c использованием интернет-форума «Психологическое знание в контексте современности: теория и практика». 2013 г. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://mosi.ru/ru/conf/articles/ problema-socialno-psihologicheskoy-adaptacii-voennosluzhashchih-srochnoy-sluzhby (дата обращения: 15.10.2017).

5. Мнацаканян И.А. Адаптация учащихся в новых социокультурных условиях: дис. ... канд. пси-хол. наук. - Ярославль, 2004. - 191 c.

6. Психология и педагогика: курс лекций / К.А. Абульханова, Н.В. Васина, Л.Г. Лаптев, В.А. Сластенин. - М.: Совершенство, 1998. - 320 с.

7. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. - СПб.: Медицинская пресса, 2002. - 352 с.

8. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. - 479 с.

9. Фетискин Н.П., Мануйлов Г.М., Миронова Т.И. Психологическая стабилизация менталь-ности как фактор развития общества в условиях социальной энтропии. - М.; Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2008. - 177 с.

Педагогика. Психология. Социокинетика № 4

53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.