Научная статья на тему 'Проблемы адаптации шизоидных подростков'

Проблемы адаптации шизоидных подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2110
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Солтанбекова Б. А.

Проведен анализ структуры шизоидной личности и факторов, способствующих ее формированию. Рассматриваются особенности взаимодействия психолога с подростками шизоидного типа. Обозначены личностные и межличностные проблемы акцентуантов. Обсуждаются методы профилактической работы с подростками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы адаптации шизоидных подростков»

дуальную ценностную сферу. Организация подобной работы позволила сделать вывод о том, что подобная работа востребована.

Данная задача представляется на сегодняшний день достаточно актуальной и новой. Есть данные лишь о первых попытках по развитию навыков постановки жизненных целей.

Список литературы:

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991.

2. Гарипов М.И. Опыт формирования жизненных целей молодежи села // Советская педагогика. - 1983. - № 6 - С. 27-30.

3. Гинзург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психол. - 1994. - № 3. - С. 43-52.

4. Казанкина М.П. Ценностные ориентации школьников и их формирование: учебное пособие к спецкурсу. - Л.: ЛГПИ, 1989. - 83 с.

5. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989.

6. Леонтьев Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего / Д.А. Леонтьев // Вопросы психологии. -2001. - № 1.

7. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: учебное пособие для студентов ВУЗов. - СПб., 2000. - 508 с.

8. Луговская И.Р. Формирование жизненных целей старшеклассников в коллективе: 9-10 классы: афтореф. дисс. ... к. пед. н. - Л., 1989. - 15 с.

9. Мудрик А.В.Личность школьника и ее воспитание в коллективе. -М.: Знание, 1983. - 96 с.

10. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии. - М.: Фаир-Пресс, 2004. - 574 с.

ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ШИЗОИДНЫХ ПОДРОСТКОВ

© Солтанбекова Б.А.*

Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала

Проведен анализ структуры шизоидной личности и факторов, способствующих ее формированию. Рассматриваются особенности взаимодействия психолога с подростками шизоидного типа. Обозначены личностные и межличностные проблемы акцентуантов. Обсуждаются методы профилактической работы с подростками.

Шизоидный тип акцентуации представляет собой один из вариантов дисгармоничного развития личности. Наиболее остро признаки дисгармо-

* Старший преподаватель кафедры Общей и педагогической психологии.

ничности проявляются в подростковом возрасте. Некоторые характерологические особенности гипертрофируются, качественно изменяя психический облик акцентуанта. Подросток становится восприимчивым к психотравмирующим ситуациям определенного типа. В силу характерологического своеобразия шизоидный акцентуант является весьма проблематичным в плане коррекции личностных и поведенческих нарушений, в плане социальной адаптации.

Доминирующей чертой шизоидов считается замкнутость, отгороженность, нежелание или неспособность общаться. Поэтому при взаимодействии с шизоидным подростком как особая проблема выделяется проблема установления первого контакта.

Начинать общение следует самому психологу и оптимальная тема для беседы - коммуникативные проблемы людей или увлечения подростков. Если вербальный контакт затруднен, можно начать с невербального общения, используя рисуночные и цветовые тесты. Бодалев А. А. и Столин В.В. приводят данные клинической практики, подтверждающие, что даже ау-тичные, не способные к открытой вербализации своих отношений дети дают легко интерпретируемые ассоциации [1]. Использование невербальных методик (например, ЦТО) позволяет выявить не только осознаваемый, но и бессознательный уровень системы отношений, что предоставляет ценную информацию о внутренних конфликтах обследуемого, о скрытых наклонностях, желаниях. Для дальнейшего поддержания контакта с акцентуантом А.А. Бодалев и В.В. Столин рекомендуют проведение индивидуальных бесед с использованием игровых и тактильных приемов, направленных на преодоление скованности у ребенка [10].

Исследователи делят шизоидов на две категории: пассивных (сензи-тивные шизоиды) и активных (экспансивно-шизоидный тип) [3]. Пассивных шизоидов отличает безынициативность, уход в себя, низкий энергетический потенциал. Активные шизоиды характеризуются повышенной возбудимостью, аффективностью, склонностью к агрессивным формам поведения. Соответственно эти группы различаются и способами реагирования на определенные психогенные воздействия. Для пассивного варианта характерна самоизоляция, апатия, ослабление контактов с социальным миром. Это симптомы дезадаптации, которые ведут шизоида к аутизму и различным формам психосоматики. У активных шизоидов, напротив, наблюдаются реакция протеста и поведенческие нарушения. Каждый вариант имеет свои особенности, которые начинают формироваться еще в раннем возрасте. Поэтому при изучении механизмов становления шизоидной личности большое внимание уделяется детству.

Специалистами отмечается повышенная значимость биологических факторов в механизмах формирования шизоидной личностной структуры. Согласно В. Д. Менделевичу, шизоидные черты базируются на меланхолическом или флегматическом типах темперамента [7].

Риман Ф. среди факторов, предрасполагающих к шизоидности, выделяет: во-первых, конституциональные свойства ребенка, его ранимость, хрупкость, душевную чувствительность; во-вторых, условия социальной среды, в частности, особенности взаимоотношений с окружающими. Любовь, эмоциональное тепло, безопасность, соответствующее соотношение покоя и стимулов, стабильность жизненного пространства - все это является основой для создания атмосферы доверия и открытости. Переживание ребенком пустоты мира, отчужденности, заброшенности, вызванное недостатком связей, утратой детской интимности между матерью и ребенком, или, наоборот, перенасыщенность впечатлениями при большом количестве раздражителей - ведут к тому, что доверие и расположенность к миру сменяются чувством страха, недоверием и подозрительностью, что способствует шизоидизации ребенка. Автор пишет: «... первый страх нарушает ... обращенность к миру и возвращает ребенка к самому себе» [9, с. 59]. Если в дальнейшем развитие ребенка не корригируется, то у него возникает устойчивая склонность к независимости, эгоцентризму, закрепляется связь с самим собой, затрудняются реакции, связанные с интуицией и пониманием других.

Гипо- или гиперсоциализирующая роль родителей (особенно матери), жестокое обращение с ребенком в детстве считаются основными факторами развития эмоциональных расстройств и формирования шизоидного характера. Как отмечает Н.Д. Линде, отказ от спонтанности, импульсивности, непосредственности в детском возрасте, подавление ребенком своих чувств и эмоций, подчинение требованиям взрослых ведут к «механистичности существования», напряженности и самоконтролю [5].

Обострение этих особенностей часто приходится на подростковый возраст. Развитие личности шизоидного подростка по апатичному варианту может быть вызвано искаженной сферой межличностных отношений, например, гиперопекой со стороны родителей в сочетании с гиподинамией подростка. Поэтому, в первую очередь, требуется коррекция системы детско-родительских отношений.

Для профилактики нарушений, возникающих на основе гиподинамии, шизоидам показана двигательная активность. Она должна быть направлена на преодоление мышечного напряжения, которое, по словам В. Райха, сдерживает энергию и чувства шизоидной личности [8]. Как полагает П. С. Гуревич, шизоиду необходимо восстанавливать утраченную подвижность и экспрессивность тела, которые являются фундаментом личности [2]. В шизоидных подростках следует стимулировать стремление к организованному и энергичному движению, телесному удовольствию, наслаждению. О необходимости обучения движению пишет Н.В. Жутикова, рекомендуя занятия танцами, ходьбу в определенных режимах, бег. Такая активность позволяет подростку «наполнять мышцы ощущением собственной силы и пластики» [4, с. 132].

Аналогичные идеи положены в основу психогимнастики, которая широко используется в детской и подростковой клинике, но может быть успешно применена в условиях общеобразовательного учреждения или социального центра для работы с шизоидными, сензитивными подростками и другими группами акцентуантов. Психогимнастика проводится в профилактических целях с подростками, имеющими эмоциональные проблемы. Данная методика предложена чешским психологом Г. Юновой и модифицирована в дальнейшем М.И. Чистяковой [11]. Психогимнастика включает: ритмику, пантомиму, коллективные танцы и игры. Движение рассматривается всеми авторами как важное условие, обеспечивающее социализацию сензитивного шизоида.

Развитие подростка по экспансивно-активному типу имеет свои закономерности. В основе формирования экспансивно-шизоидного характера лежат связанные друг с другом эмоции страха и агрессии. Ощущая свою беззащитность, шизоиды воспринимают приближение к ним как угрозу. Сначала возникает страх, затем - как ответная на него реакция - агрессия. Ф. Риман рассматривает агрессивность как один из способов устранения или высвобождения страха с целью облегчения самочувствия шизоида, как способ утверждения его независимости. Возникая импульсивно, агрессивность может приобретать экстремальный характер и приводить к асоциальным или криминальным поступкам [9].

У экспансивно-активных шизоидов отклонения в поведении могут быть вызваны запретами, излишним контролем со стороны взрослых и навязчивым вторжением во внутренний мир подростка. Здесь агрессия выполняет защитно-оборонительную функцию. Иногда это единственная форма контакта, доступная шизоиду. Чтобы предупредить асоциальное поведение подростка, необходимо исключить авторитарные методы воздействия и отнестись с пониманием к стремлению шизоида защитить свою автономию.

Основу характера шизоидного подростка составляет эмоциональная холодность, отчужденность. Личко А.Е. показывает обусловленность данной черты характера дефицитом интуиции и неспособностью к эмпатии, сопереживанию [6]. По мнению Н.Д. Линде, шизоиды плохо дифференцируют не только чужие переживания, но и собственные [5]. В этом заключается причина коммуникативных расстройств подростка, делающая его «трудным» и для себя, и для окружающих. Шизоиды часто выпадают из системы эмоциональных межличностных контактов. Вместе с тем на фоне общей отчужденности у них могут формироваться и сильные эмоциональные привязанности, которые носят избирательный характер. Тактика психолога состоит в том, чтобы поддерживать эмоциональные связи шизоидов и оказывать помощь в налаживании отношений со значимыми лицами.

Специалисты считают, что психологические воздействия должны быть ориентированы на развитие интеллектуальной, познавательной сферы ак-

центуантов. Страх перед эмоциональной близостью, слабость социальных контактов заставляют шизоидов прибегнуть к интеллектуализации. У подростков формируется абстрактно-аналитический стиль мышления. Шизоид опирается на интеллектуальные, умственные ресурсы, с помощью которых «... старается удержать реальность и себя в ней ...» [2, с. 387]. Шизоидная защита рассматривается в данном случае как механизм, предназначенный для выживания и сохранения целостности личности. Таким образом, социальная адаптация шизоида осуществляется с опорой на его сильные стороны - интеллект и познавательные интересы.

Список литературы:

1. Бодалев А. А., Столин В.В. Общая психодиагностика. - СПб.: Изд-во «Речь», 2002. - 440 с.

2. Гуревич П.С. Клиническая психология: учебник для вузов. - М.: NOTA BENE, 2001. - 512 с.

3. Диагностика школьной дезадаптации. Научно-методическое пособие / Под ред. С. А. Беличевой и др. - М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1993. - 128 с.

4. Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - 176 с.

5. Линде Н.Д. А существует ли шизофрения? // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2002. - № 2. - С. 75-89.

6. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. - М.: ООО Апрель пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. - 416 с.

7. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения: учебн. пособ. - М.: МЕДпресс, 2001. - 432 с.

8. Райх В. Анализ личности. - М.: КСП; СПб.: Ювента, 1999. - 333 с.

9. Риман Ф. Основные формы страха. - изд. 3-е. - М.: Алетейа, 2000. -336 с.

10. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А. А. Бодалева, В.В. Столина; Научно-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1989. - 208 с.

11. Чистякова М.И. Психогимнастика. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995. - 122 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.