Научная статья на тему 'Особенности профилактической и коррекционной работы с подростками психастенического типа'

Особенности профилактической и коррекционной работы с подростками психастенического типа Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1186
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Солтанбекова Б. А.

В статье рассматриваются конституциональные и социальные факторы, предрасполагающие к формированию психастенической личностной структуры, анализируются характерологические особенности подростков-психастеников, даются рекомендации по психопрофилактике и психокоррекции нарушений личностного развития акцентуантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности профилактической и коррекционной работы с подростками психастенического типа»

160

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

6. Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной. - СПб.: Питер, 1987.

7. Романова Е.С. Психология профессионального становления личности: автореф. ... канд. психол. наук. - М., 1992

ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ ПСИХАСТЕНИЧЕСКОГО ТИПА

© Солтанбекова Б.А.*

Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала

В статье рассматриваются конституциональные и социальные факторы, предрасполагающие к формированию психастенической личностной структуры, анализируются характерологические особенности подростков-психастеников, даются рекомендации по психопрофилактике и психокоррекции нарушений личностного развития акцентуантов.

Подростковый возраст характеризуется дисгармоничностью развития, которая в зависимости от степени выраженности может приобретать форму акцентуаций характера или расстройств личности (психопатий). Ак-центуированность характера проявляется по-разному как в личностном, так и в поведенческом аспекте. Это связано с особенностями того или иного типа акцентуации. Характерологическим типом определяется выбор методов психопрофилактики и психокоррекции нарушений личностной и поведенческой сферы подростка.

Психастенический тип акцентуации представлен в систематике А.Е. Лич-ко [6]. Среди конституциональных компонентов, предрасполагающих к развитию психастенической личностной структуры, выделяют черты, обусловленные влиянием темперамента. Как утверждает В. Д. Менделевич, психастенический радикал формируется на базе меланхолического типа темперамента. Психастеников, так же как и истероидов, отличает повышенная эмоциональность, однако у истероидов она имеет экстрапунитив-ную направленность (непосредственно-чувственная эмоциональность), а у психастеников - интрапунитивную (неяркая, реалистически-аналитическая эмоциональность) [7]. Данные В.Д. Менделевича согласуются с выводами В.М. Русалова, О.Н. Маноловой, полагающими, что такая черта, как тревожность, характерная для психастеников, возникает на основе меланхолического темперамента [10].

* Старший преподаватель кафедры Общей и педагогической психологии

К социальным факторам, определяющим раннее развитие психастенического характера, можно отнести особенности семейного воспитания. Атмосфера гиперопеки негативно сказывается на психастениках. Авторитарный стиль воспитания является фактором, усиливающим природные психастенические черты: формируется неуверенность в себе, нерешительность, пониженная самооценка, застенчивость.

Как характерную черту психастеников исследователи выделяют склонность к педантизму и аккуратности. Это обусловливается недостаточной выносливостью центральной нервной системы. В связи с этим у детей-психастеников наблюдается инстинктивное стремление к размеренности и упорядочиванию, что компенсирует их повышенную утомляемость. Жутикова Н.В. поясняет: «Осторожность - один из способов обеспечения, гарантии благополучия, она может проявляться на всех уровнях самосохранения - от инстинкта до логических построений» [4, с. 7]. Послушание и осторожность выступают в данном случае как приемлемые для психастеников формы адаптации в микросоциуме. Специалисты рекомендуют организовать жизнь подростка-психастеника так, чтобы исключить неравномерное расходование сил и предупредить переутомление. Для этого нужно правильно чередовать умственные и физические нагрузки, занятия и отдых.

Вместе с тем психастеникам свойственна повышенная обязательность, гиперсоциальность, которая побуждает их выполнять большие общественные нагрузки. Эта особенность вступает в противоречие с пониженной психической выносливостью подростка - психастеника. При этом в поведении детей данного типа выявляется следующая тенденция: полное освобождение или отказ от нагрузок воспринимается психастениками как утрата подтверждения своей социальной значимости. По мнению В.Е. Кагана, этот фактор может стать причиной дезадаптации подростка [5]. Поэтому важной профилактической задачей является поддержание баланса, равновесия между потребностями и возможностями ребенка.

Психастенический тип характеризуется интровертированной направленностью, то есть обращенностью на себя и свой внутренний мир. В связи с этим у подростков-психастеников отмечается склонность к самоанализу, постоянной рефлексии (вторая сигнальная система является ведущей). При дисгармоничном развитии эта черта может усиливаться и приобретать форму мучительных раздумий, сомнений. Бурно М.Е. определяет данное состояние как «тревожное засилье мысли (анализа) над чувством» [2, с. 26]. Возникают навязчивые, негативные переживания, которые препятствуют появлению и закреплению положительно окрашенных эмоций и впечатлений. Такие состояния могут быть признаком внутриличностной дезадаптации.

Как известно, психика предназначена для активности. Однообразный, продолжительный и узкий характер мыслительной деятельности детрени-

162

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

рует кору головного мозга. Гуревич П. С. на основе динамической модели психики, разработанной Юнгом К., объясняет причины деструктивной работы мысли: «Мыслительная функция, как и чувствующая, может дойти до невротического состояния, если она эксплуатируется безмерно» [3, с. 311]. Мыслительная функция становится односторонней, теряет свою целостность, что позволяет говорить о неврозе функции.

Для профилактики переутомления следует переключать внимание подростка с внутренних переживаний на внешние объекты (методы отвлечения). Такое переключение, как правило, осуществляется через деятельность. По мнению исследователей, деятельность подростка-психастеника должна выражаться в самых разнообразных и доступных формах, исключающих автоматизм и монотонность. Для этого необходимо использовать все внешние каналы: зрение, слух, осязание, речь. Особое значение имеют мелкие и сложные движения пальцами (лепка). Они позволяют подключить к работе большие участки коры головного мозга. Это могут быть и речевые упражнения, например, выразительное чтение стихов с разными размерами, занятия рисунком (особенно по памяти), фотографией, музыкой [4, 8]. В психастениках нужно пробуждать живое восприятие окружающего, живое фантазирование. Таким образом, необходимой профилактической мерой является усиление экстравертированной направленности подростка через эстетические виды деятельности.

Стержневой, личностной чертой психастенического типа считается повышенная тревожность, подверженность страхам. Поскольку эта черта обусловлена конституционально, она обладает устойчивостью, а значит, проявляется постоянно. Поэтому профилактика будет заключаться не в устранении тревожности как личностного (характерологического) образования, а в смягчении, нивелировании ее острых проявлений. С целью снятия тревожности, напряжения, волнения В.П. Петрунек, Л.Н. Таран рекомендуют психастеникам занятия аутотренингом [8]. Аутогенная тренировка - это система саморегуляции психического и физического состояния человека. Подростков-психастеников необходимо обучать приемам релаксации, так как при выраженной потребности в покое именно расслабление дается им труднее всего. Рогов Е.И. описывает различные приемы, направленные на коррекцию тревожности у учащихся: «Настройка на определенное эмоциональное состояние», «Приятное воспоминание», «Дыхание», «Улыбка» и др. [9]. Эти приемы позволяют акцентуанту овладеть методикой саморегуляции психических состояний. Кроме того, целесообразно сочетать аутотренинг с музыкальной терапией.

Многие специалисты говорят об эффективности аутотренинга как психокоррекционного и психотерапевтического метода. Вместе с тем они обращают внимание на сложности, возникающие у психастеников при овладении данным методом. Основным препятствием являются личностные особенности акцентуантов: у них снижена общая способность к яр-

ким образным представлениям, отмечается инертность мышления. Но то, что является недостатком, одновременно является и достоинством. Эти же личностные особенности нередко обеспечивают устойчивость результатов аутотренинга [1].

В ходе профилактической и коррекционной работы осуществляется стабилизация психической сферы подростка, что позволяет предупредить дезадаптивные проявления личностного и поведенческого уровня.

Список литературы:

1. Бахарев В.Д. Аутотренинг. - М.: Знание, 1992. - 64 с.

2. Бурно М.Е. О характерах людей (психотерапевтическая книга). -М.: Академический Проект, 2005. - 608 с.

3. Гуревич П.С. Клиническая психология: учебник для вузов. - М.: NOTA BENE, 2001. - 512 с.

4. Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - 176 с.

5. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии. - 1984. - № 4. - С. 89-95.

6. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. - М.: ООО АПРЕЛЬ ПРЕСС, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. - 416 с.

7. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: учебн. пособ.

- М.: МЕДпресс, 2001. - 432 с.

8. Петрунек В.П., Таран Л.Н. Нелегкий шаг к юности: Родителям о нервно-психическом здоровье подростков. - М.: Педагогика, 1984. - 160 с.

9. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1995. - 529 с.

10. Русалов В.М., Манолова О.Н. Взаимосвязь характера и темперамента в структуре индивидуальности // Психологический журнал. - 2005.

- Т. 26. - № 3. - С. 65-73.

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ ВКЛЮЧЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

© Стародубцева Л.С.*

Педагогический колледж, г. Орск

Рассматривается мотивационная включенность как сложное психическое состояние положительного эмоционального напряжения в учебной деятельности, определяется ее структура, условия формирования и средства их реализации.

* Заведующая кафедрой Педагогики и психологии, кандидат психологических наук

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.