Научная статья на тему 'Проблемы адаптации личности в современной технологической среде'

Проблемы адаптации личности в современной технологической среде Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
524
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ОБЩЕСТВО / КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДА / ИДЕНТИЧНОСТЬ / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / КОММУНИКАЦИЯ / INDIVIDUAL / SOCIETY / COMPUTERIZATION / INFORMATION SOCIETY / TECHNOLOGICAL ENVIRONMENT / IDENTITY / VIRTUAL REALITY / COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бабошин Антон Константинович

Рассматривается проблематика взаимодействия личности с информационным обществом и возникающими в связи с этим трудностями самоидентификации личности в технологической среде. В статье обобщены и проанализированы различные взгляды исследователей на данную проблему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ADAPTATION OF INDIVIDUAL IN MODERN TECHNOLOGICAL ENVIRONMENT

This article discusses the interaction of personality with the contemporary information society, and arising from these difficulties of identity cards in the technological environment. This article summarizes and analyses various views of researchers on this problem.

Текст научной работы на тему «Проблемы адаптации личности в современной технологической среде»

ко в диалоге различных культур, только в точке их пересечения. Способность одной культуры осваивать достижения другой -один из источников ее жизнедеятельности. Чужая культура только в глазах другой культуры раскрывает себя полнее и глубже. «Один смысл раскрывает свои глубины, встретившись и соприкоснувшись с другим, чужим смыслом, между ними начинается диалог, который преодолевает замкнутость и односторонность этих смыслов, этих культур. При такой диалогической встрече двух культур они не сливаются и не смешиваются, они взаимно обогащаются» [11].

1. Менгер К. Избранные работы. М., 2008. С. 28.

2. Петти У. Экономические и статистические работы. М., 1940. С. 73.

3. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962. С. 38.

4. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. М., 1953. Т. 1.

5. Нанси Ж.-Л. Corpus. M., 1999. С. 84.

6. Малиновский Б. Избранное. М., 2004.

7. Мосс М. Очерк о даре // Общества. Обмен. Личность. М., 1996. С. 86.

8. Блау П. Различные точки зрения на социальную структуру и их общий знаменатель // Американская социологическая мысль. М., 1994.

9. Флиер А.Я., Полетаева М.А. Тезаурус основных понятий культурологи. М., 2008. С. 252.

10. Овинникова Ю.А. Культур диалог // Культурология. Краткий тематический словарь. Ростов н/Д, 2001. URL: www.gumer.info/ bibliotek_Buks/Culture/Dict_Tem/. Загл. с экрана.

11. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. С. 354.

Поступила в редакцию 30.07.2010 г.

UDC 008

SOCIAL AND CULTURAL GROUNDS OF EXCHANGE

Oksana Leonidovna Paleyeva, Moscow State University of Culture and Arts, Moscow, Russia, Post-graduate Student of Theory of Culture, Ethics and Esthetics Department, e-mail: okspaleeva@rambler.ru

In article the review of approaches to exchange definition in culturology is presented; economic theories of exchange, socially-anthropological, intercultural are considered and compared. Culturological value of investigated concept is proved. Key words: economic exchange; exchange of gifts; symbolical exchange; information exchange; dialogue of cultures.

УДК 301.085

ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЕ

© Антон Константинович Бабошин

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, аспирант кафедры теоретической и прикладной социологии; ассистент кафедры библиотековедения и документоведения, e-mail: grev@inbox.ru

Рассматривается проблематика взаимодействия личности с информационным обществом и возникающими в связи с этим трудностями самоидентификации личности в технологической среде. В статье обобщены и проанализированы различные взгляды исследователей на данную проблему.

Ключевые слова: личность; общество; компьютеризация; информационное общество; технологическая среда; идентичность; виртуальная реальность; коммуникация.

В настоящее время не вызывает сомнений, что использование информационных технологий приводит к существенным изменениям в личностном развитии, в психике человека, преобразует познавательные и мотивационно-эмоциональные процессы, сознание, деятельность и общение человека,

межличностные отношения. Актуальность проблем заключается в том, что массовая компьютеризация началась без проведения предварительного опытно-экспериментального изучения психологических и социальных последствий ее воздействия на личность.

При создании техники, а затем при ее использовании закладывается система «человек - техника», в которой определенным образом сочетаются и распределяются функции, устанавливается необходимое согласование каждой из сторон. В итоге определенным уровням развития человека как субъекта труда отвечает соответствующая техника и, наоборот, каждый достигнутый уровень технического развития требует адекватного развития человека, его знаний, компетенций. Развитие техники всегда социально-экономически детерминировано, обусловлено растущими потребностями и противоречиями, возникающими в различных сферах общественной жизни и регулируемыми господствующими общественными отношениями. На этой основе на протяжении всей истории в каждую эпоху складываются специфические отношения человека и техники. Технологическая среда формирующегося информационного общества неизбежно влияет на развитие личности, провоцирует формирование определенных черт и качеств.

Необходимо отметить, что М. Хайдеггер, К. Ясперс, Т. Веблен, О. Тоффлер и ряд других известных философов поднимали в своих исследованиях острейшие вопросы онтологического статуса и генезиса техники, ее сущности, ее феноменологических характеристик и перспектив будущего развития. Обращаясь к истории термина «техника», можно обнаружить, что еще в древней Греции использовалось понятие «техне», обозначающее мастерство, искусство, понимаемое как умение нечто сформировать, создать из естественного материала. Язык античной эпохи зафиксировал то обстоятельство, что вечным спутником собственно человеческой жизни является наличие тех предметов и тех процедур, которые позволяют преобразовывать «природное» («физис») в «человеческое». Иными словами, человек способен создавать собственную предметную среду, позволяющую реализовать его потребности и достигать той или иной цели.

Как известно, современный мир представляет собой «технизированное» пространство и «технологизированное» время, что позволяет отрицать возможность существования человека без мира техники. Необходимо учитывать, что современный человек су-

ществует, действует не в первозданном мире природы, а именно в «техносфере».

В процессе развития мира техники в настоящем столетии решающее значение для экономической и социальной жизни, для способов производства знания, а также для характера трудовой деятельности человека приобретает становление нового социального уклада, основанного на телекоммуникациях. Показательно, что в XIX и вплоть до середины XX в. коммуникации существовали в двух различных формах. Первая - это почта, газеты, журналы и книги, иными словами, данная форма представляла собой средства, которые печатались на бумаге и распространялись методом физической транспортации или хранились в библиотеках. Вторая - это телеграф, телефон, радио и телевидение; здесь закодированные сообщения или речь передавались средствами радиосигналов или по кабельной связи от человека к человеку. Современные технологии, некогда существовавшие в разных областях применения, стирают эти различия, вследствие чего потребители информации получают в свое распоряжение множество альтернативных средств [1].

Современные технологии приводят к замене бумаги электронными средствами, включая электронные банковские услуги вместо использования чеков, электронную почту, передачу газетной и журнальной информации факсимильными средствами и дистанционное копирование документов, расширяются телевизионные службы через кабельные системы с множеством каналов и специализированными услугами.

Таким образом, контакты индивида с современным миром техники отстраняют его от личного контакта с внешним миром, вследствие чего происходит обезличивание окружающего мира.

Необходимо заметить, что с конца 40-х гг. XX в. началось обсуждение философских вопросов техники. Так, М. Хайдеггер развивает мысль об отношении человека, культуры и техники [2]. В сущности, до размышлений немецкого философа и социолога М. Хайдеггера развитие техники оценивалось только с положительной точки зрения. В понимании немецкого исследователя в технике заключена опасность для человека ввиду того, что, окружая себя техническими достижениями, индивид, кроме обезличива-

ния окружающего мира, отнимает у себя возможность осмысливать ставшую легкодоступной и вызывающей сомнение информацию.

Анализируя обобщенный социальный опыт различных периодов времени, М. Хайдеггер обращает внимание на то, что под угрозой находится «укорененность», под которой подразумеваются не только общекультурные ценности, но и сама сущность человека, его способность к осмысляющему мышлению. В этом смысле М. Хайдеггер указывает на пути выхода из складывающейся ситуации, которые он выражает в двух тезисах: «отрешенность от вещей» и «открытость для тайны». «Отрешенность от вещей» М. Хайдеггер объясняет как особое отношение к миру вещей, в соответствии с которым человек, наряду с использованием технических средств, способен установить определенную планку в упомянутом потреблении технических благ во избежание культурного опустошения человеческой сущности. В то же время М. Хайдеггер призывает акцентировать внимание на том постоянно ускользающем смысле, который стоит за техникой, что исследователь называет «открытостью для тайны».

Таким образом, учитывая все аспекты размышлений М. Хайдеггера, можно утверждать, что отказ от техники не имеет смысла, однако допускать искажение сущности человека техническими средствами также нецелесообразно.

Еще одна немаловажная проблема, которая на сегодняшний день стоит в центре исследований социологов, заключается в неравноправном доступе к информационным технологиям для различных стран, регионов и социальных слоев, вследствие чего возникает разность между членами общества в материальном и культурном смысле.

Еще одним широко распространившимся феноменом стала социально-экономическая зависимость. С одной стороны, это неспособность самостоятельно обеспечить себя средствами к существованию, пребывание под чьей-либо опекой (т. е. определенное положение в системе социальных отношений). С другой стороны, это ожидание внешней помощи в сфере жизнеобеспечения, которое проявляется в экономической пассивности индивидов (социальных групп), их со-

циально-психологических установках на патернализм государства, уверенности в своем праве на получение гарантированных материальных благ и готовности в связи с этим нести определенные издержки, ограничивающие их личную свободу [3]. По мнению Е.С. Балабановой, зависимые установки могут быть практически во всех группах населения, и степень их выраженности влияет на восприятие людьми новых жизненных реалий, непротиворечивое либо чрезвычайно болезненное приспособление к ним [4].

Современный окружающий мир является выражением социального мира, лишенного природы и вещей как таковых, иными словами, существующий исключительно в сознании людей, а не во внешней реальности. Таким образом, современное общество представляет собой форму воображения, своеобразную сеть сознания, реализованную в виде социального механизма.

Говоря о полезности техники, следует отметить возможность расширения реального видения мира с ее помощью, имеется ввиду преодолевание пространственных ограничений, открытие т. н. нового мира дизайна, что делает жизнь общества более гармоничной и при этом отвечает возросшим требованиям безопасности пользования. Между тем современная техника оказала воздействие на все сферы жизни общества: революционные изменения претерпела сфера материального производства - в сравнении с первой половиной XX в. значительно изменилась социальная структура развитых стран мира; сложное и противоречивое воздействие оказала современная техническая цивилизация на политические системы большинства стран мира; получили развитие новые виды искусства и т. д.

Наиболее острой в настоящее время является проблема самоидентификации личности в информационном обществе. Проблема самоидентификации тесно связана с мироощущением личности, с поведением в социуме и, соответственно, с проблемами личностного развития и взаимоотношений. Идентификация - это механизм психологической защиты «Я» от внешней неблагоприятной среды, центр формирования способности личности к саморазвитию. Очевидна и связь самоидентификации с социальными стереотипами, это своего рода мост между

личностной и социальной психологией, между индивидуальным и социальным. Идентификация как один из важнейших механизмов социализации личности проявляется в отождествлении индивидом себя с определенной группой или общностью (номинальной или реальной, большой или малой), способствует активному усвоению стереотипов и образцов поведения, присущих членам той или иной группы, принятию в качестве собственных групповых норм, целей, социальных ролей, установок, идеалов. Также данное понятие тесно связано с процессом социализации, зависимо от состояния социальной среды, основных социальных институтов общества (семьи, государства, экономики, образования). Как справедливо замечает И.А. Акимова, «если социальная среда быстро и значительно изменяется, то это неизбежно ведет личность к поиску новых форм соответствия требованиям полностью или частично измененной социальной среды» [5].

Особого внимания заслуживает то, что на сегодняшний момент достаточно активно происходит становление нового вида реальности, основанного на компьютеризации, -«виртуальной реальности», искусственной псевдосреды, с которой можно обращаться как с подлинной. Эта новая технологическая среда оказывает мощное (и пока что совершенно непредсказуемое) воздействие на человеческую психику. Сегодня эта перспектива обнаруживается, в частности, в феномене одержимых компьютерными играми индивидов и уходе от действительности в виде погруженности в «виртуальную реальность», где существует множество псевдовидов человеческой деятельности.

Анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что новые типы коммуникации, связанные, преимущественно, с глобальной сетью Интернет, порождают новый тип личности - виртуальный. Феномен виртуальной личности связан с расширением и обогащением сознания пользователей Сети.

Отечественным исследователем С.Л. Кат-речко была предложена структура виртуальной личности: нижний «подсознательный» уровень основан на архетипах и образах коллективного бессознательного; средний уровень - уровень актуального сознания самой личности, а верхний «надличностный» уровень образуется благодаря синтезу индиви-

дуальных сознаний всех участников виртуального общения, соединенных с интеллектом компьютера.

При описанных условиях становления личности изменяются и формы обретения ею своей идентичности. Таким образом, выделяются три новых типа социокультурной идентичности. Первый тип - локальный, в рамках которого происходит замена социокультурных ценностей ценностями локального сообщества, территории. Второй тип связан с идентификацией по национальному признаку и приобретает более формальный характер, поскольку в большей степени конструируется СМИ и в меньшей степени -Интернетом. Последний тип идентичности -глобальный, объединяет в своей основе пользователей сети Интернет. Именно им в большей или меньшей степени свойственны такие качества, как способность к постоянной трансформации своего сетевого Я, креативность и динамичность в осуществлении коммуникаций. Однако помимо всего прочего на становление идентичности личности оказывают влияние процессы, возникающие в связи с трансформацией старых и становлением новых социальных структур. Трансформация социальных институтов заключается в том, что деятельность по обеспечению функционирования социума заменяется деятельностью по построению имиджей. Кроме того, особенностью новых социальных структур является постоянный пересмотр картотеки образов, что требует от личности постоянного развития способностей к само-изменению, о чем, в частности, писали А. Бард и Я. Зодерквист. В то же самое время представители традиционных, консервативных социальных структур стремятся придерживаться определенных устойчивых имиджей. Все это способствует становлению личности с противоречивой идентичностью, связанной с необходимостью сочетать в себе индивидуализм и самоуглубленность, развивающимися у человека в процессе использования информационных технологий, сочетающимися с необходимостью постоянно менять картотеку образов, участвовать в большом количестве коммуникаций, придерживаясь внешней лояльности. Таким образом, можно сделать вывод о том, что складывающаяся ситуация требует от личности сочетания таких качеств, как адаптивность к

информационной культуре и установление различных взаимосвязей с социумом.

Следует обратить особое внимание на то, что общение посредством Интернета привлекает пользователей именно своей обезли-ченностью, предоставляя возможность самому конструировать образ собственного «Я».

Принимая во внимание, что новая система коммуникаций основана на цифровой, сетевой интеграции множества разнообразных видов коммуникации, можно говорить об охвате упомянутой системой всех проявлений культуры. Мультимедиа распространяет область электронных коммуникаций на все сферы жизни: от дома до работы, от школ до больниц, от развлечений до путешествий. Только присутствие в этой интегрированной системе позволяет передать и социализовать сообщение. Из-за мультимодальности и неустойчивости новой коммуникационной системы она способна охватывать и интегрировать все формы выражения и все виды интересов, включая социальные конфликты [6].

Включение большинства культурных выражений в коммуникационную систему имеет важные последствия для социальных форм и процессов. Это позволяет говорить о значительном ослаблении власти, передаваемой через исторически принятые институты: мораль, авторитет, традиционные ценности.

Аспектом, заслуживающим особого внимания, является положение о специфике влияния компьютеризации на личностные преобразования. К позитивным личностным преобразованиям относятся: усиление интеллекта человека за счет вовлечения его в решение более сложных задач в условиях компьютеризации; развитие логического, прогностического и оперативного мышления, обусловленное тем, что, готовя предварительно задачу для компьютера, пользователь вначале логически продумывает ее, составляет ее алгоритм и тем, в определенной мере, прогнозирует процесс ее решения, которое осуществляется затем оперативно во взаимодействии с компьютером. Таким образом, к позитивным результатам можно отнести развитие у пользователей адекватной специализации познавательных процессов - восприятия, мышления, памяти, формирования специализированной по предметному содержанию деловой мотивации применения компьютера для решения профессиональных задач,

включая появление престижных, статусных, экономических и других сопутствующих мотивов, подкрепляющих деловую мотивацию.

Кроме того, успешное применение компьютеров, получение с их помощью более продуктивных результатов повышает самооценку человека, его уверенность в способности решать профессиональные задачи. Из позитивного отношения к различным сторонам работы с компьютером складывается удовлетворенность пользователя. Все это приводит к формированию у некоторых пользователей позитивных личностных черт, таких, например, как деловая направленность, точность, аккуратность, уверенность в себе, которые переносятся и в другие области жизнедеятельности.

Далее обратимся к негативным личностным преобразованиям, к которым относятся: снижение интеллектуальных способностей человека при упрощении решения задач с помощью компьютера, редуцировании их смысловой стороны, сведении процессов решения к формально-логическим компонентам.

Происходящая в результате объемной и постоянной работы с компьютером чрезмерная специализация познавательных процессов, а также мотивации, снижает их гибкость

и, тем самым, возможность переноса на решение более широкого круга задач, требующих другой их специализации. В связи с формирующимися чертами личности, вначале позитивными, например такими, как точность и аккуратность, по мере увеличения длительности компьютеризированной деятельности и ее сложности они могут перерасти в такие негативные черты, как педантизм, чрезмерная пунктуальность и ригидность. Известно, что чрезмерная психическая вовлеченность в работу с компьютером при решении с ним особо сложных задач в динамически меняющихся условиях может обострять невротические черты личности, что при выраженной ее неуравновешенности может приводить человека к болезненному состоянию. Так, например, известно явление «хаккеризма», когда чрезмерная увлеченность пользователя изучением вычислительных методов и возможностей компьютера может привести к однобокому личностному развитию, чрезмерной связанности его предметного содержания с определенной компьютерной специализацией, затрудняющей

адаптацию личности к другим необходимым сферам деятельности.

В историческом развитии человека компьютер может рассматриваться как новое сложное орудие, опосредствующее умственную деятельность человека, которой передаются исполнительные интеллектуальные функции.

В относительно элементарных видах умственной деятельности, имеющих преимущественно шаблонный характер, компьютер может замещать человека, вытесняя его из выполнения этих видов деятельности; при этом компьютеру могут передаваться компоненты творческого процесса.

В более сложных, динамически меняющихся видах умственной деятельности, характеризующихся возникновением новых проблемных ситуаций, компьютеру интеллектуальные функции передаются лишь частично и функции решения задач распределяются между человеком и компьютером.

Следует обратить внимание на то, что орудийное компьютерное опосредствование представляет собой динамический процесс, связанный с изменением типов компьютеров, их программ, языков программирования, что неизбежно ведет к изменению характера передаваемых ему исполнительских функций и компонентов деятельности, оставшихся за человеком, активизируя, делая меняющимся в историческом плане и сам процесс преобразования психических процессов и свойств человека.

Таким образом, еще раз отметим тот очевидный факт, что компьютеризация способна привести не только к позитивным, прогрессивным изменениям в жизни человека, но и провоцирует негативные изменения, такие как снижение интеллектуальной активности человека, сокращение в его деятельности творческих компонентов и усиление шаблонности.

В процессе исследования проблем взаимоотношений техники, информации и личности возникает противоречивый вопрос, который заключается в следующем: должен ли человек приспосабливаться к возрастающему количеству информации и стремительно меняющейся технике или же следует затормозить развитие и поискать иной путь. Принимая во внимание все аспекты данного вопроса, некоторые ученые отмечают, что

проблемы, порождаемые информационным обществом, в такой степени велики, что чтобы избежать перенасыщения электронным контролем необходимо решительно отказаться от общей компьютеризации социальной жизни в целом. Исследователи приходят к общему выводу, который заключается в отрицании решения человеческих и природных проблем с помощью наращивания технического потенциала [7-12].

Однако данная концепция не учитывает, что техника сама по себе не ведет к однозначно предопределенным социальным последствиям, а гуманистический эффект информатизации зависит от того, в каких социальных условиях она осуществляется, какова социально-экономическая структура общества, создающего и эксплуатирующего новую технику и технологии, и какую позицию занимает личность в данной структуре.

В заключение необходимо отметить, что в процессе своей жизнедеятельности общество постепенно отдалялось от своей природной сущности по мере развития мира техники. Тем не менее техника обогащает человеческое существование, ее можно считать средством приспособления окружающей среды человеку, облегчению его жизни. Несмотря на положительные аспекты вопросов взаимоотношений техники и человека, выделяются и негативные, что связано с определением границ между ними и, как следствие. возникновению проблем искусственного и естественного интеллекта, не следует забывать и о трансформации образа жизни человека в техномире. В рамках данной статьи наиболее интересен вопрос сохранения человеком личностной идентичности, свободы, индивидуальности и уникальности, что на современном этапе является достаточно актуальным. Как уже ранее отмечалось, следствием перенасыщения техникой является искажение духовной составляющей и трансформация сознания отдельного индивида. Ошибочно утверждать, что компьютеризация играет исключительно отрицательную роль в процессе становления общества и отдельной его личности, очевидно, что техника играет существенную роль в профессиональном развитии человека, способствует выработке определенных навыков, но верно также и то, что перенасыщение техникой несет в себе угрозу духовной односторонности, выра-

жающейся в формировании технократического типа личности.

1. Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. С. 330-342.

2. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге: Сборник / пер. с нем.; под ред. А. Л. Доб-рохвотова. М., 1991.

3. Демин А.И. Личность в кризисе занятости: стратегии и механизмы преодоления кризиса. Краснодар, 2004.

4. Балабанова Е.С. Социально-экономическая зависимость: теория, история и современность. Н. Новгород, 2004.

5. Акимова А.И. Роль Интернета в процессе формирования социокультурной идентичности. // Интернет - Культура - Этика: Мате-

риалы 8 Международных Энгельмейеровских чтений. М., 2006.

6. Кастельс. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000. С. 353.

7. Bell D. The Cultural Contradictions of Capitalism. N. Y., 1976. P. 146-158.

8. Бутенко И.А. Подростки: чтение и использование компьютера // Социс. 2001. № 12. С. 148.

9. Друкер П. Посткапиталистическое общество // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / под ред. В.Л. Иноземцева. М., 1999.

10. Культурология / под ред. Н.Г. Багдасарьян. М., 1999. С. 511.

11. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1995. С. 42.

12. Чоговадзе Г. Информация: информация, общество, человек. М., 2003.

Поступила в редакцию 30.07.2010 г.

UDC 301.085

PROBLEMS OF ADAPTATION OF INDIVIDUAL IN MODERN TECHNOLOGICAL ENVIRONMENT

Anton Konstatinovich Baboshin, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Post-graduate Student of Theoretical and Applied Sociology Department; Assistant of Librarianship and Record Management Department, e-mail: grev@inbox.ru

This article discusses the interaction of personality with the contemporary information society, and arising from these difficulties of identity cards in the technological environment. This article summarizes and analyses various views of researchers on this problem.

Key words: individual; society; computerization; information society; technological environment; identity; virtual reality; communication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.