Научная статья на тему 'Перспективы развития системы образования в информационном обществе'

Перспективы развития системы образования в информационном обществе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
462
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ТЕОРИЯ СЕТЕВОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТИ / СТЕРЕОТИПЫ ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ / КОММУНИКАТИВНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ / INFORMATION SOCIETY / NETWORK EDUCATION THEORY / BEHAVIORAL APPROACH TO PERSONALITY DEVELOPMENT / MENTAL ACTIVITY PATTERNS / COMMUNICATION PATTERNS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Берулава Г.А.

В статье анализируется проблема развития системы образования в условиях информационного общества. Рассматривается влияние информационной среды на формирование поведенческих и коммуникативных стереотипов личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects for the education system development in the information society

The article analyses the problem of the education system development in the information society. It reviews the influence of the information environment on the individual behavioral and communication patterns formation.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития системы образования в информационном обществе»

публикации членов российской академии образования

Берулава Г.А.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ИНФОРМАцИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

21 век - век глобальных цивилизационных и культурологических перемен. Если раньше передача определенных культурных ценностей, стереотипов культурного поведения осуществлялась из поколения в поколение, то сейчас эти цивилизационные паттерны кардинально меняются всего за несколько лет. В связи с этим, пристальное внимание специалистов в настоящее время привлечено к решению этой проблемы (Афанасьева О.Н., Бабенко В.С., Булычев И.И., Вылков Р.И., Дубровский Д.И., Иванов Д.В., Кастельс М., Кликушина Н.Ю., Ковалевская Е.В., Маклюэн М., Саяпин О.В., Степанова А.Н., Хайм М.М.). Сегодня появилась новая отрасль психологической науки - виртуальная психология.

Одной из отличительных особенностей современного общества, и в частности, его образовательного пространства является использование новой технологии передачи информации и организации обратной связи - электронного обучения.

Важнейшим положительным моментом обучения в сети является его индивидуализация, которая обеспечивает каждому пользователю возможность работать в генетически заданном темпе. Основным недостатком традиционной системы обучения является отсутствие такой возможности, когда всем без исключения предлагается темп обучения, выбранный преподавателем. При этом часто страдают студенты со слабым типом нервной системы, инертные, которым нужно большее время на обдумывание услышанного и его переработку. Дискомфортно фронтальное обучение и для лиц со слабой подготовкой, пробелами в знаниях, поскольку, не понимая часть услышанного, они не могут систематизировать и весь объем предлагаемой информации. Губительно традиционное фронтальное обучение для лиц с ослабленным вниманием, которое имеет место, как на фоне слабого типа нервной системы, так и на фоне самых различных неврозов, а также ряда довольно распространенных заболеваний. Такие студенты очень быстро теряют нить объяснения преподавателя и в дальнейшем просто скучают на лекции, поскольку логика изложения материала для них уже нарушена. При работе с компьютером студент может сам выбирать уровень сложности материала.

Важнейшим положительным моментом получения информации через сеть и вообще работы с компьютером является возможность индивидуальной опосредованной обратной связи, когда студент имеет возможность задавать вопросы программе, тьютеру в режиме реального времени. Как известно данный недостаток является очень значимым для системы фронтального обучения, которая не предполагает диалога с каждым учащимся, ответов на возникшие у них вопросы.

Существенным мотивационным фактором является то, что не страдает самооценка

студента, и не возникают сопутствующие ей негативные психологические последствия для развития личности. Как известно, традиционное обучение очень часто сопровождается негативными оценками, которые оказываются очень сильным психотравмирующим фактором в силу возрастных и индивидуальных особенностей для многих студентов. Этот фактор может выступать в качестве основной причины нежелания учиться и низкой успешности обучения.

Еще один позитивный момент компьютеризации обучения - обеспечение специфических мотивационных факторов учебного процесса - возможность работы программы с привлечением элементов игровой деятельности. Игровые технологии позволяют усваивать в контексте положительного эмоционального фона и интереса к сюжетным моментам скриптов информации сложный учебный материал, который в традиционной академичной манере изложения воспринимается далеко не всеми студентами.

В процессе работы с компьютером студент - не пассивный объект обучения, а его активный субъект. Это очень важный психологический момент, поскольку только самостоятельная работа активизирует познавательную деятельность человека, обеспечивает ему возможность мыслить самостоятельно в противоположность традиционному обучению, делающему акцент на механическом запоминании. Персональный компьютер постоянно реализует возможность постоянной самооценки и самоконтроля в процессе обучения. Это также очень значимый мотивационный фактор процесса обучения. Работа с персональным компьютером позволяет студенту оперативно обратиться к дополнительному справочному материалу или материалу, позволяющему углубить и расширить изучаемую тему.

Существенно, что информация поступает к пользователю Интернета не системно, а в соответствии с его сиюминутной мотивацией, образуя эклектичную конфигурацию, но именно поэтому она усваивается особенно хорошо и является долговечной. Общая динамика развития знаниевого потенциала неизбежно будет двигаться к такой высокомотивированной эклектике. В итоге она может быть более значимой для профессионального развития и карьерного продвижения человека именно потому, что вся получаемая таким путем информация будет обусловлена индивидуальными потребностями субъекта. При самостоятельном поиске информации отсекается вся лишняя, схоластически формализованная информация, которую содержат лекции и учебники, часто исходящие из того, что именно это придает ей теоретичность и научность. Человек сам выбирает наиболее интересную и приемлемую для него, в соответствии с доминирующим у него когнитивным стилем, форму подачи информации.

Самым сложным психологическим последствием компьютеризации обучения будут проблемные моменты для развития личностных качеств студента, поскольку из учебного процесса элиминируется личность педагога. Но, как известно, воспитывает не столько содержание материала, сколько субъектность педагога, которая проявляется в его личностном отношении к излагаемому материалу. Именно в общении с педагогом студент учится излагать мысли, дискутировать, учится проблемной постановке вопросов, креативному отношению к действительности. Обучает все - стиль общения преподавателя, его комментарии, невербальные паттерны поведения, скрипты, не имеющие прямого отношения к излагаемому материалу, его эмпатический потенциал, умение психологически грамотно презентовать эмоции и чувства. Всего этого, к сожалению, лишен компьютер.

Но именно это является источником формирования личностной сферы, сферы эмоций и чувств, бессознательных стереотипов обучения.

В то же время массированный переход к компьютеризированному обучению не позволяет сформировать основные поведенческие реакции и в целом необходимый диапазон ролевого поведения. Это поведенческие реакции, способствующие достижению социального признания, целью которого является реализация потребности в удовлетворяющих человека межличностных отношениях; поведенческие реакции, целью которых является адаптация к требованиям и нормам социума; защитные поведенческие реакции, возникающие в том случае, когда требования не соответствуют возможностям человека или его желанию выполнять их; реакции избегания, когда человек стремится выйти из поля требования; агрессивные поведенческие реакции, включающие весь их спектр от иронии, критики другого, насмешки до явных форм агрессии. Весь этот поведенческий потенциал останется невостребуемым компьютером, а значит, он девальвируется.

Проблема влияния Интернета на развитие личности в последнее время привлекает особенно пристальное внимание психологов в связи с его феноменальной ролью в развитии всего общества. Сегодня Интернет во многом психологически заменяет, прежде всего, для молодых людей, реальную деятельность, способность реализовать себя в жизни - на активность в виртуальном мире. Человек, системно «пропускаемый» через информационную среду, рискует потерять свои творческие способности и, в частности, способность к порождению нового знания. Специалисты отмечают, что привычка к языковым играм и скоростным информационным потокам способна вызвать непоправимые искажения в мышлении - породить его хаотизм, клиповость, неспособность удерживать в сознании какой-то один идеальный объект, разрушает способности к идеализационной работе. Все это в дальнейшем может сделать человека неспособным к аналитической мыслительной деятельности и в целом к теоретическому мышлению.

Нельзя не прогнозировать, что постоянная работа в Интернете может отбивать у студентов интерес и способность к самостоятельным открытиям, не способствует развитию оригинальности мышления, поскольку они попадают в мир, где уже все известно и где нужно просто найти правильный ответ. Соответственно у таких молодых людей может быть ослаблено воображение, рефлексия, понимание, творческие способности, не формируется на необходимом уровне способность к общению с другими людьми. Они перестают понимать для чего нужны школа, вуз и педагог, поскольку компьютер, в отличие от него, помнит и «знает» все.

Специальные экспериментальные исследования показали, что среди «жителей Интернета» преобладают люди с нереалистическими требованиями к себе, ощущающие определенную дистанцию между собой и другими людьми и стремящиеся компенсировать чувство близости и взаимопонимания общением в Интернете. Таким образом, часто к «жизни в Интернете» стремятся те люди, которые не получают необходимого внимания в реальном мире, которые испытывают дискомфорт при общении со сверстниками и педагогами.

Очень большой проблемой получения информации в Интернете является ее ничем не регламентируемый объем (мощность информационных потоков перекрывает сегодня возможности индивида), который приводит к дезинтеграции субъекта, к конфликту

Я-реального и Я-виртуального. Разрушение какой-либо экспертной оценки, устранение каких-либо научных фильтров и барьеров для информации, поступающей в Интернет, по сравнению с тем, как это имело место при представлении ее на бумажных носителях, приводит к тому, что пользователь просто тонет в этой немаркированной информации, качество и научный уровень которой не имеет какой-либо аналитической оценки. При этом засорение Интернета ненаучной информацией, паранаучными идеями, гипотезами не всегда личностно адекватных людей создает общую эклектическую когнитивную карту, в которой без помощи экспертов человек в процессе самостоятельного обучения просто не в состоянии разобраться. При этом на фоне общего снижения качества поставляемой научной информации, происходит потеря способности человека к самостоятельным аналитическим выводам. В результате со временем может потеряться всякий смысл в поглощении этой информации, поскольку будет потеряна ее связь с наукой и она перестанет ее репрезентативно представлять.

Информационное пространство в своем виртуальном выражении есть пространство, прежде всего вербальное, соответственно на первый план в нем выступает самопрезентация. Именно информационное общество делает реальность самопрезентации «истиной в последней инстанции», своего рода окончательной реальностью, все более транслируя этот принцип в реальное социальное взаимодействие. Таким образом, распространение культуры виртуальной реальности заставляет современное общество все более и более «структурироваться вокруг противостояния сетевых систем (net) и личности (self)» (Castells, 1997), что в определенном смысле отражает противостояние процессов самопрезентации и идентичности.

Участие в Интернет-коммуникации может оказывать влияние на реальную идентичность различными способами. Во-первых, Интернет благодаря существо-ванию в нем множества различных сообществ (чатов, телеконференций и MUD), а также благодаря тому, что он сам по себе является социальной реальностью, предоставляет новые по сравнению с реальной жизнью возможности принадлежности к определенным социальным категориям (Donath, 1997). Такие особенности Интернет-коммуникации, как анонимность и ограниченный сенсорный опыт (Suler, 1996; Reid, 1994; Turkle, 1997), порождают уникальную возможность экспериментирования с собственной идентичностью. Более конкретно, анонимность позволяет пользователям Интернета создавать сетевую идентичность, которая чаще всего отличается от реальной идентичности.

Что касается принадлежности к различным сетевым сообществам и к социальной категории пользователей Сети в целом, очевидно, что она вносит вклад в формирование определенного содержания социальной идентичности. Участие в телеконференции обеспечивает принадлежность и поддержку; наряду с этим, помощь другому пользователю, обратившемуся в телеконференцию за помощью, вносит вклад в становление определенного содержания идентичности - идентичности помогающего, компетентного человека. Участие в телеконференции может, таким образом, порождать позитивную социальную идентичность.

Помимо новых возможностей принадлежности к социальным категориям, сетевая коммуникация, благодаря таким своим особенностям, как анонимность, невидимость и безопасность, порождает другое следствие - она дает пользователям возможность

создавать сетевую идентичность полностью по своему выбору. Невидимость означает возможность изменения внешнего облика, редуцирования невербальных проявлений и, в конечном итоге, почти абсолютного управления впечатлением о себе (Becker, 1997, Reid, 1994). Если относительно принадлежности к определенным сетевым сообществам можно достаточно уверенно сказать, что аналогичный механизм формирования социальной идентичности имеет место и в реальности, то создание практически любых сетевых идентичностей - это уникальная особенность Сети. Наиболее яркие проявления экспериментирования с идентичностью - виртуальная «смена пола» и девиантное поведение в Сети - оба эти явления очень широко распространены в Интернете. Кроме того, некоторые пользователи Сети выдвигают на первый план одни свои признаки, а другие признаки намеренно скрывают.

Индивидуально специфическим является соотношение самопрезентации в Сети с реальной идентичностью пользователя. С одной стороны, виртуальная самопрезентация может отражать желания, неудовлетворенные в реальной жизни, то есть, быть прямым следствием реальной идентичности. С другой стороны, виртуальная самопрезентация, помимо удовлетворения неосуществленных или неосуществимых по разным причинам в виртуальности желаний, может быть связана с техническими особенностями коммуникации в Интернете. Это может определять то, что виртуальная самопрезентация может быть другой по форме по сравнению с реальной самопрезентацией, а также ее большую выразительность и часто даже намеренную конфликтность, связанную с тем, что никто не хочет быть полностью анонимным и в результате абсолютно никем не замеченным.

Предпочтение анонимности может быть результатом неудовлетворенности результатами социальной категоризации в реальном общении. Такое желание тотальной анонимности может выражать неудовлетворенность реальной идентичностью, а именно, теми ее сторонами, которые в виртуальной коммуникации отсутствуют - пол, возраст, социальный статус, этническая принадлежность, внешняя привлекательность (Reid, 1994). Б. Бекер называет возможность «убежать из собственного тела» одним из главных факторов, мотивирующих участие в виртуальной коммуникации (Becker, 1997).

Создание сетевой идентичности, отличающейся от реальной, может быть также связано с неудовлетворенностью определенными сторонами реальной идентичности. В этом случае виртуальная самопрезентация может быть «осуществлением мечты, неосуществимой в реальности, мечты о силе и могуществе или о принадлежности и понимании» (Suler, 1996). В виртуальной коммуникации становится возможным выражение запретных в реальности агрессивных тенденций (Suler, 1997), высказывание взглядов, которые невозможно высказать в реальности даже самым близким людям (Young, 1997), выражение подавленных в реальности сторон своей личности (Young, 1997; Turkle, 1997), удовлетворение запретных в реальности сексуальных побуждений (Young, 1997), желания контроля над другими людьми, манипулятивных тенденций (Becker, 1997; Dautenmann, 1997, Suler, 1996). Таким образом, виртуальная самопрезентация может служить выражением подавленной части своей личности или удовлетворять ее актуальные потребности. Удовлетворяя потребность в признании и силе, люди создают такую виртуальную самопрезентацию, которая соответствует их идеалу «Я» и замещает плохое реальное «Я» (Young, 1997; Turkle, 1997).

Создание сетевой идентичности, которая отличается от реальной, может объясняться и тем, что люди не имеют возможности выразить все стороны своего многогранного «Я» в реальной коммуникации, в то время как сетевая коммуникация им такую возможность предоставляет (Kelly, 1997). Некоторые авторы (Turkle, 1997; Balsamo, 1995; Sinnerella, 1998) утверждают, что множественность и изменчивость идентичности в виртуальной коммуникации отражает множественность, идентичность в современном обществе в целом. Таким образом, виртуальная самопрезентация, отличающаяся от реальной идентичности, может создаваться также для того, чтобы испытать новый опыт; то есть, сетевая идентичность, отличающаяся от реальной идентичности, не только выражает нечто, уже имеющееся в личности, но может быть и стремлением испытать нечто ранее не испытанное (Turkle, 1997). Известно, что стремление к подобному экспериментированию с идентичностью, желание пробовать себя во все новых и новых ролях, испытывать новый опыт - особенность открытой идентичности, то есть, такого состояния личности, для которого характерен поиск альтернатив дальнейшего развития.

Описанные выше виды соотношения реальной идентичности и виртуальной самопрезентации относятся к влиянию реальной идентичности на виртуальную самопрезентацию. Однако существует и возможность обратного влияния - влияния виртуальной идентичности на реальную идентичность. Одна из его форм - включение принадлежности к определенному сетевому сообществу в реальную социальную идентичность. С другой стороны, участие в виртуальной коммуникации вносит вклад в становление определенного содержания личностной идентичности, что свидетельствует о том, что между виртуальной самопрезентацией и реальной идентичностью существуют отношения взаимовлияния.

Современная система образования не учитывает, что внедрение новых информационных технологий поставило перед фактом глобального перехода к сетевым механизмам познания окружающей действительности, приходящим на смену системному подходу вооружения знаниями. Для сетевого образования характерны эклектичность, неоднородность, отсутствие иерархии в получаемой информации, логика восприятия, которая определяется, прежде всего, мотивацией обучаемого, опосредованной его смысловыми жизненными ориентациями.

Виртуальная сфера коммуникации и получения информации субъектом формирует собственные паттерны психической активности, в значительной степени отличающиеся от тех, которые формируются в традиционном образовательном пространстве. Необходимо учитывать, что информационные сети перестали быть только техническим средством, но приобрели статус новой культуры, обладающей собственной семиосферой. Тексты, презентируемые электронными носителями информации, выступают сегодня как сенсорные и перцептивные эталоны, а представляемые сетью возможности достижения целей и удовлетворения потребностей - как нормы поведения и социального взаимодействия.

Особенностью современной культурной ситуации является то, что знаки теперь симулируют наличие связи «знак - референт», и эти симулякры функционируют как самореферентные знаки. Ее основными чертами являются не воспроизводство знаний, а «производство своих собственных знаний»; открытие в себе новых возможностей, самореализация своего потенциала (инсайт); метаморфическое познание - возможность видеть связь между противоположными вещами; видение общего и частного в их взаи-

модействии; понимание контекста; нелинейное понимание причинности; рассмотрение мира как текста; признание обучаемого как «интерпретирующего», а не объясняющего.

Формирование специфических паттернов психической активности в рамках виртуального пространства жизнедеятельности осуществляется в контексте учета таких психологических факторов влияния семиотического пространства Интернета, как: интерактивность, гипертекстовость и гипермедийность, нелинейность, дегитальность, модульность, мультимедийность, демассификация, асинхронность, антипространственность, конвергенция, автоматизированность, совмещение коммуникации и автокоммуникации, интенсивное развитие самосознания в процессе дискуссионной практики, анонимность, стирание различий на уровне «свой-чужой», развитие множественных идентичностей в процессе Интернет-деятельности, возможность культурного перекодирования, контекст-ность, полилогизм.

Социальные проблемы современной цивилизации заставляют многих молодых людей, ведущих активную жизнь в Интернете бессознательно усматривать в информационно-коммуникационных сетях защиту от тех проблем, с которыми им приходится сталкиваться в реальном мире вещей, людей и отношений.

Для тех, кто ощущает себя неуютно в реальном мире, т.е. не смог адаптироваться к экономическим, политическим и социокультурным требованиям в реальном мире или в силу своей уникальности не захотел следовать им, виртуальная реальность открывает простор для обретения смысла в информационно-коммуникационной деятельности, а также реализации своих идеалов, способностей, дарований. Увеличение числа пользователей, погружающихся в мир социальных сетей, свидетельствует об активизации ранее подавленного, вытесненного, незадействованного жизненного потенциала.

Установлено, что интернетотерапия действительно способствует улучшению психического состояния человека, находящего в виртуальной реальности прибежище от конфликтов в реальной социальной среде. Виртуальное общение с себе подобными помогает человеку снять излишнее напряжение и разрешить часть проблем, с которыми ему приходится сталкиваться в повседневной жизни.

В условиях учебного процесса вуза молодому человеку сложно расширить сферу своей коммуникации - она ограничена аудиторной формой обучения и той сферой общения в условиях обучения в вузе, где нет достаточной возможности выбрать партнера по общению с учетом индивидуальных особенностей и жизненных интересов. В образовательном пространстве коммуникационные навыки молодого человека достаточно ограничены и его коммуникационный потенциал часто не позволяет ему сделать удовлетворяющую его карьеру, реализовать свой профессиональный потенциал. В то же время возможность презентовать себя в коммуникационном плане очень важна в связи с очень ограниченным и часто ущербным коммуникационным опытом.

Общение в Интернете очень часто связано и с зарождающимися профессиональными интересами, с расширением сферы социальной ответственности, с получением опыта общения с людьми с различными стилями общения и в целом с очень большим расширением коммуникационного опыта, с формированием умения формулировать свою точку зрения и отстаивать ее.

Таким образом, виртуальное пространство сегодня превратилось в новую реаль-

ность, которая для многих молодых людей подменяет собой действительный мир вещей, людей, отношений. Анализ жизнедеятельности человека в виртуальном пространстве дает основание говорить о ранее неизвестных процессах, оказывающих воздействие на восприятие людей и их психическое функционирование. Замена объективной реальности виртуальной становится для многих людей образом жизни. Это дает основания констатировать существенные сдвиги в эволюции человека.

ЛИТЕРАТУРА

1. Берулава, Г.А. Новая методологическая платформа развития личности // Гуманизация образования. - 2013. - № 3. - С. 11-24.

2. Берулава, Г.А. Новая сетевая теория развития личности в информационном образовательном пространстве / Г.А. Берулава, М.Н. Берулава // Психологическая наука и образование. - 2012. - №1. - С. 5-17.

3. Берулава, Г.А. Новая методология развития личности в информационном образовательном пространстве / Г.А. Берулава, М.Н. Берулава // Педагогика. - 2012. - №4.

- С. 11-20.

4. Берулава, Г.А. Международный инновационный университет: от разработки новой методологической платформы высшего образования до внедрения инновационных технологий обучения и воспитания / Г.А. Берулава, А.Ю. Яковлева-Чернышева, И.К. Тординава, Е.В. Беляева, Л.С. Довгаль, А.В. Дружинина, Л.П. Гулянова, И.К. Барагунова // Высшее образование сегодня. - 2014. - №11. - С. 51-56.

5. Берулава, Г.А. Внутривузовское электронное пространство на основе новых образовательных технологий / Г.А. Берулава, А.В. Дружинина, Е.В. Беляева, В.Г. Малыш, Т.С. Пильщикова, С.К. Исталиева, Л.Р. Кадырова // Высшее образование в России. - 2014.

- №12. - С. 83-89.

6. Берулава, Г.А. Развитие коммуникативного потенциала студента / Г.А. Берулава, Э.М. Сагилян // Высшее образование в России. - 2014. - №12. - С. 103-108.

7. Берулава, Г.А. Развитие коммуникативного потенциала студентов университета / Г.А. Берулава // Гуманизация образования. - 2014. - №6. - С. 6-26.

8. Берулава, Г.А. Об опыте организации внутривузовского электронного пространства / Г.А. Берулава, А.Ю. Яковлева-Чернышева, А.В. Дружинина, Е.В. Беляева, Т.С. Пильщикова, С.К. Исталиева, В.Г. Малыш // Гуманизация образования. - 2015. - №2.

- С. 52-58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.