УДК 159.96: 316.77
САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ WEB 2.0
Шишкова Алсу Радиковна, соискатель Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского г. Ярославль, Россия shar55@mail. ru
Литературный обзор литературы о самопрезентации пользователей социальных сетей Web 2.0, мотивы формирования желательного образа о себе, возможности различных средств для подчеркивания определенных индивидуальных качеств.
Ключевые слова: Я-концепция; Интернет; социальные сети Web 2.0; пользователи; коммуникация; идентичность; компьютеры; образ.
SELF-PRESENTATION USERS OF SOCIAL NETWORKING WEB 2.0
Shishkova Alsou, Competitor Yaroslavl state pedagogical university, KD Ushyns'kogo Yaroslavl, Russia shar55@mail. ru
Literature review of the literature on self-presentation of social networking Web 2.0, motifs forming the desired image of yourself, the possibilities of different means to underline certain individual qualities.
Keywords: Self-concept; the Internet; social networking Web 2.0; users; communication; identity; computers; image.
Интернет как уникальная по заданным в ней условиям и возможностям среда позволяет нам исследовать психические явления, которые не были актуализированы или столь доступны эмпирическому изучению в иной среде деятельности и взаимодействия. Это актуально в свете стремительного развития в Интернете социальных сетей Web 2.0. Одним из таких явлений можно считать динамичность самопрезентаций личности в различных ситуациях общения. Под самопрезентацией понимается «сознательная управляемая передача собеседнику некой информации о себе. При этом используются различные стратегии и тактики с целью произвести определенное впечатление на окружающих». [1. С.76].
Феномен существования нескольких сетевых идентичностей зарегистрирован многими исследователями - Reid, 1991, 1994; Donath, 1997; Turkle, 1997, felly, 1997; Shields, 1996. Идентичность исследовали Эриксон, 1996; Бернс, 1986; Кон, 1981; Ремшмидт, 1994.
Конструирование виртуальной личности порождают анонимность сети, фрустрация визуальных и тактильных контактов, потенциальное многообразие интернет-сообществ. Показательна известная фраза П. Келли: «В виртуальной
среде вы вообще можете быть кем хотите, выглядеть как угодно, быть существом любого пола по выбору, словом, у вас нет ограничений, характерных для реального мира» [2].
По словам Э. Рейд, «в виртуальности тело полностью освобождается от физического и входит в царство символического» [3]. Считается, что именно возможность максимального самовыражения вплоть до неузнаваемого самоизменения является одной из распространенных причин виртуальной коммуникации у наиболее активных ее участников. [4].
Большинство авторов определяет «Я»-концепцию (самосознание, схему «Я») как представление о себе или как совокупность частных представлений о себе, образов «Я». Идентичность рассматривается как интегрирующее эти самооценки начало, на который «нанизываются» частные представления о себе, и одновременно - как регулятивное начало, инстанция, обеспечивающая не только целостность представлений о себе, но и последовательность поведения. В данной работе понятия «Я» и «идентичность» также рассматриваются как взаимозаменяемые, обозначающие целостность и непрерывность личности, а «Я»-концепция -как осознаваемая часть идентичности. [5].
Говоря о влиянии «Я»-концепции на поведение, исследователи вводят понятие самопрезентации, определяя ее как «процесс сообщения другим людям, чем мы являемся, или поведенческое выражение того, что мы чувствуем в свой адрес и думаем о себе». Люди различаются по своей склонности к намеренному конструированию впечатления о себе. K. Young [6], отмечает, что создание виртуальной идентичности в целом идет по следующим трем стратегиям:
а) через выражение в ней «идеального Я» субъекта, что в качестве своих психологических оснований может иметь низкую самооценку, повышенную тревожность, депрессивные состояния и т.п.;
б) через отражение в ней бессознательных компонентов "Я", не выражающихся в реальности из-за действия механизмов психологических защит;
в) через создание универсального с точки зрения норм виртуального взаимодействия «персонажа», имеющего ролевое признание в любых сетевых сообществах. [6].
На самопрезентацию в Сети влияют 4 фактора: опыт взаимодействия с компьютером; аудитория, которой адресована домашняя страничка; степень самосознания владельца. Самосознание может зависеть от собственных мыслей, планов, чувств (личное самосознание), в противоположность публичному поведению (публичному самосознанию). И последнее - идентификация с определенной социальной группой/ категорией пользователей компьютера (социальная идентичность). [7].
Парадокс социальных сетей в том, что главным условием регистрации там является установление своей фотографии, указание настоящих личных данных. Возможность подчеркивания определенных качеств посредством фотографии (аватарки), акцент на определенных качествах личности на личной страничке -одно из главных привлекательных свойств социальных сетей. Человек может создавать себе фактически любую виртуальную личность, которая часто сильно отличается от реальной. И если в других формах общения - форумах, чатах люди создают фантастические образы, то здесь привлекательна возможность оперировать настоящими качествами, лишь выделяя или скрывая определенные черты.
Это несет в себе психотерапевтический эффект, повышение самооценки, презентация себя. Немалое значение при этом имеют творческое начало личности, а также характер и масштаб его социальных коммуникаций в сети.
Дискурс в сети ведется не между индивидами как телами, а между сформированными ими самими образами - аватарами. В социальных сетях аватарой называют фотографию на главной страничке. Американский психолог Дж. Сулер говорит о четырех возможных сценариях поведения личности в пространстве сети: «остаться самим собой, (1) говорить от имени дискретной части своей целостности (2), принять выдуманные индивидуальности (3) или остаться полным анонимом, а в некоторых случаях еще при этом сделаться человеком-невидимкой (4)». Процесс взаимодействия аватары и константного носителя обладает свойством обратной связи, как константный носитель формирует аватару, так и обратно. По сути, аватара есть овеществление идеального образа собственного «Я». [цит. по 8].
Важное значение при взаимодействии в Интернете имеет «nickname» -псевдоним в виртуальном мире (в переводе с английского — прозвище, кличка), проще говоря — «ник». Его человек выбирает сам. В социальных сетях ник обычно устанавливают между именем и фамилией или вместо фамилии. Это своеобразная самопрезентация, визитная карточка, которая предъявляется виртуальному обществу для идентификации и привлечения внимания. Многие пользователи имеют 1-3 постоянных ника. Около 35% не меняют его никогда. Частая смена никнеймов характерна 10% пользователей. Большинство опрошенных (65%) используют свой никнейм в реальности. Иногда ники модифицируют вслед за переменой настроения или обстоятельств. Постоянные же ники преображаются, как правило, вслед за сменой образа, в котором человек желает предстать. Огромное значение при выборе имени имеет личное отношение к нику, как к образу в целом.
[9].
Для того, что бы конструировать виртуальные личности, нужно не только быть в принципе способным видеть себя как потенциального исполнителя различных ролей, но и хотеть исполнять эти роли. Можно предположить, что желание конструировать виртуальные личности может быть связано с тем, что реальность не предоставляет возможностей для реализации различных аспектов «Я». Социальный мир традиционно относительно жестко объектен и структурирован, задает человеку рамки для самокатегоризации, ограничивая его как социальный объект (полом, возрастом, социальным статусом, внешней привлекательностью или непривлекательностью). [10]. Это порождает у человека желание преодолеть нормативность и социально желательное поведение, у него появляется мотивация выхода в сеть и конструирования виртуальных личностей. Если же человек полностью реализует все аспекты своего Я в реальном общении, мотивация конструирования виртуальных личностей у него, скорее, отсутствует. В описанном случае общение в Интернет носит характер дополнения к основному общению. Но оно может иметь и компенсаторный, замещающий характер. [11].
Виртуальная личность более раскованна, более выразительна, является более эпатирующей и менее социально желательной по сравнению с реальным, и тем более, по сравнению с идеальным «Я». При этом, безусловно, отправной точкой виртуальной личности является реальная. [12]. Но вспомним Эмиля Ажара и утверждение о том, что вымышленная личность в какой-то момент уже независи-
ма от своего создателя. Таким образом, существует возможность изменения реальной личности за счет виртуальной. [13]. Некоторые пользователи Сети выдвигают на первый план одни свои признаки, а другие признаки намеренно скрывают. Некоторые представляют скорее желаемые «факты» относительно себя, чем действительные. Другие предпочитают, чтобы о них не было известно вообще ничего.
Люди, конструирующие виртуальные личности, либо имеют большое количество референтных групп, из которых они могут свободно выйти (то есть, обладают широкой социальной идентичностью), либо же в их идентичности социальная идентичности вообще не является преобладающим аспектом. Для людей, которые не склонны конструировать виртуальные личности, может быть характерна высокая степень социальной ригидности и преобладание в идентичности в целом социальной идентичности. Создание сетевой идентичности, отличающейся от реальной, может быть связано с неудовлетворенностью определенными сторонами реальной идентичности. В этом случае виртуальная самопрезентация может быть «осуществлением мечты, неосуществимой в реальности, мечты о силе и могуществе или о принадлежности и понимании» [14], выражение подавленных в реальности сторон своей личности. [12, с. 143; 13], удовлетворение запретных в реальности побуждений [13], желание контроля над другими людьми, манипуля-тивных тенденций. [14]. Создание виртуального "Я" осуществляется как раз для того, чтобы, пользуясь им в виртуальной реальности, решить проблемы, нерешенные в реальном социуме и удовлетворить потребности, фрустрированные в реальной действительности.
Анализ соотношения особенностей «виртуальной личности» и характеристик «Я»-концепции пользователя отражает целый спектр возможных мотиваци-онных детерминант ее создания: она может представлять собой реализацию «идеального Я»; создание «виртуальной личности» может отражать желание контроля над собой у пользователей с наличием выраженных деструктивных желаний. [15].
Таким образом, в большинстве случаев исследователи склоняются, по сути, к мысли о компенсаторном характере такого поведения в Сети, как создание «виртуальной личности». Последняя представляет собой в этом случае максимально управляемую самопрезентацию, призванную скомпенсировать те или иные сложности, испытываемые пользователем в реальном взаимодействии, те или иные желаемые качества личности или внешности. Между виртуальной самопрезентацией и реальной идентичностью существуют отношения взаимовлияния. Если принять точку зрения, по которому одним из ведущих критериев дифференциального подхода к личности является степень выраженности желания управлять впечатлением о себе, можно считать создание «виртуальной личности» одним из факторов, которые способствуют активному включению в коммуникацию посредством Интернета.
Литература
1. Амяга Н.В.Самораскрытие и самопредъявление личности в общении. // Личность. Общение. Групповые процессы. Современные направления теоретических и прикладных исследований в зарубежной психологии. Сборник обзоров. М. 1991., Е.П. Белинская. Пространство, Населенное Другими // Интернет. 1999. № 16 (июнь-август). С. 76-81.
2. Kelly P. Human Identity Part 1: Who are you? / Netropolitan life/E-lecture from the univercity cource about the net. 1997. URL: http://www-home.calumet.yorku.ca/pkelly/www/id1.htm).
3. Reid E., Deaux K. Relationship between social and personal identities: segregation or integration // J. Of Personality and Social Psychology. 1996. V. 71. P. 1084-1091.).
4. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность // Гуманитарные исследования в Интернете. / Под ред. А.Е. Войскунского. М., 2000.
5. Жичкина А. Взаимосвязь идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возраста. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности. 19.00.05. - Социальная психология. (Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, факультет психологии, 2001). URL: http://flogiston.ru/articles/ netpsy/avtoref_zhichkina.
6. Young, Kimberly S. What makes the Internet Addictive: potential explanations for pathological Internet use /Paper presented at the 105th annual conference of the American Psychological Association, August, 1997, Chicago, IL. URL: http://www.pscw.uva.nl/sociosite/psyberspace.html ).
7. Фриндте В., Келер Т. Публичное конструирование Я в опосредованном компьютером общении // Гуманитарные исследования Интернета/ под ред. А.Е. Вой-скунского. М., 2000. С. 40-54. Перевод Анастасии Жичкиной.
8. Куликов Дмитрий Валерьевич Феномен сетевого сообщества //Вопросы интернет образования. 2006, №35 URL: http://vio.fio.ru/ vio_35/cd_site/ Ar-ticles/art_2_1.htm
9. Верхотуров М. Ники, как псевдонимы в виртуальном общении. 2003. WWW document. URL: http://i-foster.com/2003/06/13/
10. Reid. E. Cultural Formations in Text-Based Virtual Realities/ A thesis submitted in fulfillment of the requirements for the degree of Master of Arts. Cultural Studies Program. Department of English. University of Melbourne. 1994. URL: http://fun91.kivikko.hoas.fi/~donwulff/irc/cult-form.html.
11. Жичкина А. Е.П. Белинская. Самопрезентация в виртуальной коммуникации и особенности идентичности подростков-пользователей Интернета // Образование и информационная культура: Социологические аспекты. Труды по социологии образования. Том V. Выпуск VII /Под редакцией В.С. Собкина. М.: Центр социологии образования РАО, 2000. С. 431-460.
12. Жичкина А. Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью (Белорусская цифровая библиотека 1998) URL: http://www.library.by/portalus/modules/psychology/readme.php?subaction).
13. Turkle Sh. Constructions and Reconstructions of the Self in Virtual Reality/ Massachusetts Institute of Technology. Idenity workshop. 1997. URL: http://www.pscw.uva.nl/sociosite/psyberspace.html.
14. Young K. Lawrence Erlbaum Associates, Inc., Publishers, Mahwah, NJ, US,
1997)
15. Suler J. Cyberspace as Dream World (Illusion and Reality at the "Palace"). 1996. WWW document. URL: http://www-usr.rider.edu/~suler/psycyber/cybdream.html
16. Young K.S. Internet Addiction: the emergence of a new clinical disorder // Annual meeting of the American Psychological Association. Toronto, 1996.