Научная статья на тему 'Самопрезентация пользователей социальных сетей Web 2. 0'

Самопрезентация пользователей социальных сетей Web 2. 0 Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2145
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Я-КОНЦЕПЦИЯ / ИНТЕРНЕТ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ WEB 2.0 / ПОЛЬЗОВАТЕЛИ / КОММУНИКАЦИЯ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / КОМПЬЮТЕРЫ / ОБРАЗ / SOCIAL NETWORKING WEB 2.0 / SELF-CONCEPT / INTERNET / USERS / COMMUNICATION / IDENTITY / COMPUTERS / IMAGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шишкова Алсу Радиковна

Литературный обзор литературы о самопрезентации пользователей социальных сетей Web 2.0, мотивы формирования желательного образа о себе, возможности различных средств для подчеркивания определенных индивидуальных качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-PRESENTATION USERS OF SOCIAL NETWORKING WEB 2.0

Literature review of the literature on self-presentation of social networking Web 2.0, motifs forming the desired image of yourself, the possibilities of different means to underline certain individual qualities.

Текст научной работы на тему «Самопрезентация пользователей социальных сетей Web 2. 0»

УДК 159.96: 316.77

САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ WEB 2.0

Шишкова Алсу Радиковна, соискатель Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского г. Ярославль, Россия shar55@mail. ru

Литературный обзор литературы о самопрезентации пользователей социальных сетей Web 2.0, мотивы формирования желательного образа о себе, возможности различных средств для подчеркивания определенных индивидуальных качеств.

Ключевые слова: Я-концепция; Интернет; социальные сети Web 2.0; пользователи; коммуникация; идентичность; компьютеры; образ.

SELF-PRESENTATION USERS OF SOCIAL NETWORKING WEB 2.0

Shishkova Alsou, Competitor Yaroslavl state pedagogical university, KD Ushyns'kogo Yaroslavl, Russia shar55@mail. ru

Literature review of the literature on self-presentation of social networking Web 2.0, motifs forming the desired image of yourself, the possibilities of different means to underline certain individual qualities.

Keywords: Self-concept; the Internet; social networking Web 2.0; users; communication; identity; computers; image.

Интернет как уникальная по заданным в ней условиям и возможностям среда позволяет нам исследовать психические явления, которые не были актуализированы или столь доступны эмпирическому изучению в иной среде деятельности и взаимодействия. Это актуально в свете стремительного развития в Интернете социальных сетей Web 2.0. Одним из таких явлений можно считать динамичность самопрезентаций личности в различных ситуациях общения. Под самопрезентацией понимается «сознательная управляемая передача собеседнику некой информации о себе. При этом используются различные стратегии и тактики с целью произвести определенное впечатление на окружающих». [1. С.76].

Феномен существования нескольких сетевых идентичностей зарегистрирован многими исследователями - Reid, 1991, 1994; Donath, 1997; Turkle, 1997, felly, 1997; Shields, 1996. Идентичность исследовали Эриксон, 1996; Бернс, 1986; Кон, 1981; Ремшмидт, 1994.

Конструирование виртуальной личности порождают анонимность сети, фрустрация визуальных и тактильных контактов, потенциальное многообразие интернет-сообществ. Показательна известная фраза П. Келли: «В виртуальной

среде вы вообще можете быть кем хотите, выглядеть как угодно, быть существом любого пола по выбору, словом, у вас нет ограничений, характерных для реального мира» [2].

По словам Э. Рейд, «в виртуальности тело полностью освобождается от физического и входит в царство символического» [3]. Считается, что именно возможность максимального самовыражения вплоть до неузнаваемого самоизменения является одной из распространенных причин виртуальной коммуникации у наиболее активных ее участников. [4].

Большинство авторов определяет «Я»-концепцию (самосознание, схему «Я») как представление о себе или как совокупность частных представлений о себе, образов «Я». Идентичность рассматривается как интегрирующее эти самооценки начало, на который «нанизываются» частные представления о себе, и одновременно - как регулятивное начало, инстанция, обеспечивающая не только целостность представлений о себе, но и последовательность поведения. В данной работе понятия «Я» и «идентичность» также рассматриваются как взаимозаменяемые, обозначающие целостность и непрерывность личности, а «Я»-концепция -как осознаваемая часть идентичности. [5].

Говоря о влиянии «Я»-концепции на поведение, исследователи вводят понятие самопрезентации, определяя ее как «процесс сообщения другим людям, чем мы являемся, или поведенческое выражение того, что мы чувствуем в свой адрес и думаем о себе». Люди различаются по своей склонности к намеренному конструированию впечатления о себе. K. Young [6], отмечает, что создание виртуальной идентичности в целом идет по следующим трем стратегиям:

а) через выражение в ней «идеального Я» субъекта, что в качестве своих психологических оснований может иметь низкую самооценку, повышенную тревожность, депрессивные состояния и т.п.;

б) через отражение в ней бессознательных компонентов "Я", не выражающихся в реальности из-за действия механизмов психологических защит;

в) через создание универсального с точки зрения норм виртуального взаимодействия «персонажа», имеющего ролевое признание в любых сетевых сообществах. [6].

На самопрезентацию в Сети влияют 4 фактора: опыт взаимодействия с компьютером; аудитория, которой адресована домашняя страничка; степень самосознания владельца. Самосознание может зависеть от собственных мыслей, планов, чувств (личное самосознание), в противоположность публичному поведению (публичному самосознанию). И последнее - идентификация с определенной социальной группой/ категорией пользователей компьютера (социальная идентичность). [7].

Парадокс социальных сетей в том, что главным условием регистрации там является установление своей фотографии, указание настоящих личных данных. Возможность подчеркивания определенных качеств посредством фотографии (аватарки), акцент на определенных качествах личности на личной страничке -одно из главных привлекательных свойств социальных сетей. Человек может создавать себе фактически любую виртуальную личность, которая часто сильно отличается от реальной. И если в других формах общения - форумах, чатах люди создают фантастические образы, то здесь привлекательна возможность оперировать настоящими качествами, лишь выделяя или скрывая определенные черты.

Это несет в себе психотерапевтический эффект, повышение самооценки, презентация себя. Немалое значение при этом имеют творческое начало личности, а также характер и масштаб его социальных коммуникаций в сети.

Дискурс в сети ведется не между индивидами как телами, а между сформированными ими самими образами - аватарами. В социальных сетях аватарой называют фотографию на главной страничке. Американский психолог Дж. Сулер говорит о четырех возможных сценариях поведения личности в пространстве сети: «остаться самим собой, (1) говорить от имени дискретной части своей целостности (2), принять выдуманные индивидуальности (3) или остаться полным анонимом, а в некоторых случаях еще при этом сделаться человеком-невидимкой (4)». Процесс взаимодействия аватары и константного носителя обладает свойством обратной связи, как константный носитель формирует аватару, так и обратно. По сути, аватара есть овеществление идеального образа собственного «Я». [цит. по 8].

Важное значение при взаимодействии в Интернете имеет «nickname» -псевдоним в виртуальном мире (в переводе с английского — прозвище, кличка), проще говоря — «ник». Его человек выбирает сам. В социальных сетях ник обычно устанавливают между именем и фамилией или вместо фамилии. Это своеобразная самопрезентация, визитная карточка, которая предъявляется виртуальному обществу для идентификации и привлечения внимания. Многие пользователи имеют 1-3 постоянных ника. Около 35% не меняют его никогда. Частая смена никнеймов характерна 10% пользователей. Большинство опрошенных (65%) используют свой никнейм в реальности. Иногда ники модифицируют вслед за переменой настроения или обстоятельств. Постоянные же ники преображаются, как правило, вслед за сменой образа, в котором человек желает предстать. Огромное значение при выборе имени имеет личное отношение к нику, как к образу в целом.

[9].

Для того, что бы конструировать виртуальные личности, нужно не только быть в принципе способным видеть себя как потенциального исполнителя различных ролей, но и хотеть исполнять эти роли. Можно предположить, что желание конструировать виртуальные личности может быть связано с тем, что реальность не предоставляет возможностей для реализации различных аспектов «Я». Социальный мир традиционно относительно жестко объектен и структурирован, задает человеку рамки для самокатегоризации, ограничивая его как социальный объект (полом, возрастом, социальным статусом, внешней привлекательностью или непривлекательностью). [10]. Это порождает у человека желание преодолеть нормативность и социально желательное поведение, у него появляется мотивация выхода в сеть и конструирования виртуальных личностей. Если же человек полностью реализует все аспекты своего Я в реальном общении, мотивация конструирования виртуальных личностей у него, скорее, отсутствует. В описанном случае общение в Интернет носит характер дополнения к основному общению. Но оно может иметь и компенсаторный, замещающий характер. [11].

Виртуальная личность более раскованна, более выразительна, является более эпатирующей и менее социально желательной по сравнению с реальным, и тем более, по сравнению с идеальным «Я». При этом, безусловно, отправной точкой виртуальной личности является реальная. [12]. Но вспомним Эмиля Ажара и утверждение о том, что вымышленная личность в какой-то момент уже независи-

ма от своего создателя. Таким образом, существует возможность изменения реальной личности за счет виртуальной. [13]. Некоторые пользователи Сети выдвигают на первый план одни свои признаки, а другие признаки намеренно скрывают. Некоторые представляют скорее желаемые «факты» относительно себя, чем действительные. Другие предпочитают, чтобы о них не было известно вообще ничего.

Люди, конструирующие виртуальные личности, либо имеют большое количество референтных групп, из которых они могут свободно выйти (то есть, обладают широкой социальной идентичностью), либо же в их идентичности социальная идентичности вообще не является преобладающим аспектом. Для людей, которые не склонны конструировать виртуальные личности, может быть характерна высокая степень социальной ригидности и преобладание в идентичности в целом социальной идентичности. Создание сетевой идентичности, отличающейся от реальной, может быть связано с неудовлетворенностью определенными сторонами реальной идентичности. В этом случае виртуальная самопрезентация может быть «осуществлением мечты, неосуществимой в реальности, мечты о силе и могуществе или о принадлежности и понимании» [14], выражение подавленных в реальности сторон своей личности. [12, с. 143; 13], удовлетворение запретных в реальности побуждений [13], желание контроля над другими людьми, манипуля-тивных тенденций. [14]. Создание виртуального "Я" осуществляется как раз для того, чтобы, пользуясь им в виртуальной реальности, решить проблемы, нерешенные в реальном социуме и удовлетворить потребности, фрустрированные в реальной действительности.

Анализ соотношения особенностей «виртуальной личности» и характеристик «Я»-концепции пользователя отражает целый спектр возможных мотиваци-онных детерминант ее создания: она может представлять собой реализацию «идеального Я»; создание «виртуальной личности» может отражать желание контроля над собой у пользователей с наличием выраженных деструктивных желаний. [15].

Таким образом, в большинстве случаев исследователи склоняются, по сути, к мысли о компенсаторном характере такого поведения в Сети, как создание «виртуальной личности». Последняя представляет собой в этом случае максимально управляемую самопрезентацию, призванную скомпенсировать те или иные сложности, испытываемые пользователем в реальном взаимодействии, те или иные желаемые качества личности или внешности. Между виртуальной самопрезентацией и реальной идентичностью существуют отношения взаимовлияния. Если принять точку зрения, по которому одним из ведущих критериев дифференциального подхода к личности является степень выраженности желания управлять впечатлением о себе, можно считать создание «виртуальной личности» одним из факторов, которые способствуют активному включению в коммуникацию посредством Интернета.

Литература

1. Амяга Н.В.Самораскрытие и самопредъявление личности в общении. // Личность. Общение. Групповые процессы. Современные направления теоретических и прикладных исследований в зарубежной психологии. Сборник обзоров. М. 1991., Е.П. Белинская. Пространство, Населенное Другими // Интернет. 1999. № 16 (июнь-август). С. 76-81.

2. Kelly P. Human Identity Part 1: Who are you? / Netropolitan life/E-lecture from the univercity cource about the net. 1997. URL: http://www-home.calumet.yorku.ca/pkelly/www/id1.htm).

3. Reid E., Deaux K. Relationship between social and personal identities: segregation or integration // J. Of Personality and Social Psychology. 1996. V. 71. P. 1084-1091.).

4. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность // Гуманитарные исследования в Интернете. / Под ред. А.Е. Войскунского. М., 2000.

5. Жичкина А. Взаимосвязь идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возраста. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности. 19.00.05. - Социальная психология. (Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, факультет психологии, 2001). URL: http://flogiston.ru/articles/ netpsy/avtoref_zhichkina.

6. Young, Kimberly S. What makes the Internet Addictive: potential explanations for pathological Internet use /Paper presented at the 105th annual conference of the American Psychological Association, August, 1997, Chicago, IL. URL: http://www.pscw.uva.nl/sociosite/psyberspace.html ).

7. Фриндте В., Келер Т. Публичное конструирование Я в опосредованном компьютером общении // Гуманитарные исследования Интернета/ под ред. А.Е. Вой-скунского. М., 2000. С. 40-54. Перевод Анастасии Жичкиной.

8. Куликов Дмитрий Валерьевич Феномен сетевого сообщества //Вопросы интернет образования. 2006, №35 URL: http://vio.fio.ru/ vio_35/cd_site/ Ar-ticles/art_2_1.htm

9. Верхотуров М. Ники, как псевдонимы в виртуальном общении. 2003. WWW document. URL: http://i-foster.com/2003/06/13/

10. Reid. E. Cultural Formations in Text-Based Virtual Realities/ A thesis submitted in fulfillment of the requirements for the degree of Master of Arts. Cultural Studies Program. Department of English. University of Melbourne. 1994. URL: http://fun91.kivikko.hoas.fi/~donwulff/irc/cult-form.html.

11. Жичкина А. Е.П. Белинская. Самопрезентация в виртуальной коммуникации и особенности идентичности подростков-пользователей Интернета // Образование и информационная культура: Социологические аспекты. Труды по социологии образования. Том V. Выпуск VII /Под редакцией В.С. Собкина. М.: Центр социологии образования РАО, 2000. С. 431-460.

12. Жичкина А. Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью (Белорусская цифровая библиотека 1998) URL: http://www.library.by/portalus/modules/psychology/readme.php?subaction).

13. Turkle Sh. Constructions and Reconstructions of the Self in Virtual Reality/ Massachusetts Institute of Technology. Idenity workshop. 1997. URL: http://www.pscw.uva.nl/sociosite/psyberspace.html.

14. Young K. Lawrence Erlbaum Associates, Inc., Publishers, Mahwah, NJ, US,

1997)

15. Suler J. Cyberspace as Dream World (Illusion and Reality at the "Palace"). 1996. WWW document. URL: http://www-usr.rider.edu/~suler/psycyber/cybdream.html

16. Young K.S. Internet Addiction: the emergence of a new clinical disorder // Annual meeting of the American Psychological Association. Toronto, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.