Научная статья на тему 'Информационная среда общества в ретроспективе ее влияния на личность'

Информационная среда общества в ретроспективе ее влияния на личность Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
658
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ТЕХНИКА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / PERSONALITY / TECHNIQUE / INFORMATION SOCIETY / IDENTITY / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бабошин А. К.

Техника играет существенную роль в профессиональном развитии человека, способствует выработке определенных навыков, но верно также и то, что перенасыщение техникой несет в себе угрозу духовной односторонности, выражающейся в формировании технократического типа личности. Разумеется, жизнь личности не может быть описана только ее отношением к технике, личность принципиально избыточна по отношению к использованию техники. Это прямо отражено в трактовках природы личности в истории гуманитарной науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION ENVIRONMENT OF SOCIETY IN RETROSPECT OF ITS INFLUENCE ON PERSONALITY

Technique plays a significant role in the professional human development, promotes the development of certain skills, but it is also true that the glut of technique poses a threat to the spiritual one-sidedness, which is expressed in the formation of a technocratic personality type. Of course, the life of the individual cannot be described only by its relation to technique; personality principle is redundant with respect to the use of technique. This is directly reflected in the interpretations of the nature of personality in the history of the humanities.

Текст научной работы на тему «Информационная среда общества в ретроспективе ее влияния на личность»

КУЛЬТУРА И МИРОВОЗЗРЕНИЕ

ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА ОБЩЕСТВА В РЕТРОСПЕКТИВЕ ЕЕ ВЛИЯНИЯ НА ЛИЧНОСТЬ

А. К. БАБОШИН

Техника играет существенную роль в профессиональном развитии человека, способствует выработке определенных навыков, но верно также и то, что перенасыщение техникой несет в себе угрозу духовной односторонности, выражающейся в формировании технократического типа личности. Разумеется, жизнь личности не может быть описана только ее отношением к технике, личность принципиально избыточна по отношению к использованию техники. Это прямо отражено в трактовках природы личности в истории гуманитарной науки.

Ключевые слова: личность, техника, информационное общество, идентификация, социализация.

В настоящее время не вызывает сомнений, что использование информационных технологий приводит к существенным изменениям в личностном развитии, в психике человека, преобразует познавательные и мотивационно-эмоциональные процессы, сознание, деятельность и общение человека, межличностные отношения. Актуальность проблем заключается в том, что массовая компьютеризация началась без проведения предварительного опытно-экспериментального изучения психологических и социальных последствий ее воздействия на личность.

При создании техники, а затем при ее использовании закладывается система «человек-техника», в которой определенным образом сочетаются и распределяются функции, устанавливается необходимое согласование каждой из сторон. В итоге определенным уровням развития человека как субъекта труда отвечает соответствующая техника и наоборот, каждый достигнутый уровень технического развития требует адекватного развития человека, его знаний, компетенций. Развитие техники всегда социально-экономически детерминировано, обусловлено растущими потребностями и противоречиями, возникающими в различных сферах общественной жизни и регулируемыми господствующими общественными отношениями. На этой основе на протяжении всей истории в каждую эпоху складываются специфические отношения человека и техники. Технологическая среда формирующегося информационного общества неизбежно влияет на развитие личности, провоцирует формирование определенных черт и качеств.

Как известно, современный мир представляет собой «технизированное» пространство и «техно-логизированное» время, что позволяет отрицать возможность существования человека без мира техники. Необходимо учитывать, что современный человек существует, действует не в первозданном мире природы, а именно в «техносфере».

В процессе развития мира техники в настоящем столетии решающее значение для экономической и социальной жизни, для способов производства знания, а также для характера трудовой деятельности человека приобретает становление нового социального уклада, основанного на телекоммуникациях. Показательно, что в XIX в. и вплоть до середины XX в. коммуникации существовали в двух различных формах. Первая - это почта, газеты, журналы и книги, иными словами данная форма представляла собой средства, которые печатались на бумаге и распространялись методом физической транспортации или хранились в библиотеках. Вторая - это телеграф, телефон, радио и телевидение; здесь закодированные сообщения или речь передавались средствами радиосигналов или по кабельной связи от человека к человеку. Современные технологии, некогда существовавшие в разных областях применения, стирают эти различия, вследствие чего потребители информации получают в свое распоряжение множество альтернативных средств [2].

Современные технологии приводят к замене бумаги электронными средствами, включая электронные банковские услуги вместо использования чеков, электронную почту, передачу газетной и журнальной информации факсимильными сред-

ствами и дистанционное копирование документов, расширяются телевизионные службы через кабельные системы с множеством каналов и специализированными услугами.

Таким образом, контакты индивида с современным миром техники отстраняют его от личного контакта с внешним миром, вследствие чего происходит обособление личности, ее уход в виртуальность и перенос своей жизнедеятельности, включая психоэмоциональную сферу, в компьютерное пространство.

Необходимо заметить, что активное обсуждение вопросов о воздействии технологической среды на личностное развитие человека началось примерно с 40-х гг. XX в. Так, М. Хайдеггер развивает мысль об отношении человека, культуры и техники. В сущности, до размышлений немецкого философа и социолога М. Хайдеггера развитие техники оценивалось только с положительной точки зрения. В понимании немецкого исследователя в технике заключена опасность для человека, ввиду того, что окружая себя техническими достижениями, индивид кроме обезличивания окружающего мира, отнимает у себя возможность осмысливать ставшую легкодоступной и вызывающей сомнение информацию.

Анализируя обобщенный социальный опыт различных периодов времени, М. Хайдеггер обращает внимание на то, что под угрозой находится «укорененность», под которой подразумеваются не только общекультурные ценности, но и сама сущность человека, его способность к осмысляющему мышлению [4]. В этом смысле М. Хайдеггер указывает на пути выхода из складывающейся ситуации, которые он выражает в двух тезисах «отрешенность от вещей» и «открытость для тайны». «Отрешенность от вещей» М. Хайдеггер объясняет как особое отношение к миру вещей, в соответствии с которым человек наряду с использованием технических средств способен установить определенную планку в упомянутом потреблении технических благ во избежание культурного опустошения человеческой сущности. В то же время М. Хайдеггер призывает акцентировать внимание на том постоянно ускользающем смысле, который стоит за техникой, что исследователь называет «открытостью для тайны».

В данном контексте стоит упомянуть об Ау-релио Печчеи, создателе всемирно известной организации - Римского клуба, объединившего ученых, исследующих так называемые глобальные проблемы современности, т. е. те процессы, которые, по их мнению, угрожают будущему человеческой цивилизации и влияют непосредственно

на каждого индивида в частности. А. Печчеи высказал точку зрения, выражающуюся в негативной оценке технического прогресса, следствием которого исследователь считает ставшую неосуществимой возможность контроля человеком таких элементов как природа, сам человек и общество, что в свою очередь не позволяет объективно оценивать последствия происходящих процессов [3].

Еще одной немаловажной проблемой, которая на сегодняшний день стоит в центре исследований ученых, заключается в неравноправном доступе к информационным технологиям для различных стран, регионов и социальных слоев, вследствие чего возникает разность между членами общества в материальном и культурном смысле, что порождает чувство противоречия в отдельной личности.

Еще одним широко распространившимся феноменом стала социально-экономическая зависимость. С одной стороны, это неспособность самостоятельно обеспечить себя средствами к существованию, пребывание под чьей-либо опекой (т. е. определенное положение в системе социальных отношений). С другой стороны, это ожидание внешней помощи в сфере жизнеобеспечения, которое проявляется в экономической пассивности индивидов (социальных групп), их социальнопсихологических установках на патернализм государства, уверенности в своем праве на получение гарантированных материальных благ и готовности в связи с этим нести определенные издержки, ограничивающие их личную свободу. По мнению Е. С. Балабановой, зависимые установки могут быть практически во всех группах населения, и степень их выраженности влияет на восприятие людьми новых жизненных реалий, непротиворечивое либо чрезвычайно болезненное приспособление к ним.

Анализ размышлений вышеизложенных исследователей становится основанием для вывода о том, что современный окружающий мир является выражением социального мира, лишенного природы и вещей как таковых, иными словами существующий исключительно в сознании людей, чем во внешней реальности. Имеет смысл говорить о том, что современное общество выступает как форма воображения, как определенный социальный механизм в виде специфической паутины сознания, где отдельная личность лишена возможности реализовать себя должным образом, и, как следствие, вынуждена уходить в виртуальность, где осуществляет все свои потребности в ею же созданном мире с распределенными ею же ролями, где господствуют ее виртуальные за-

коны и отчего она получает ощущение самоудовлетворенности своей деятельностью.

Говоря о полезности техники, следует отметить возможность расширения реального видения мира с ее помощью, имеется ввиду преодолевание пространственных ограничений, открытие так называемого нового мира дизайна, что делает жизнь общества более гармоничной и при этом отвечает возросшим требованиям безопасности пользования. Современная техника оказала воздействие на все сферы жизни общества: революционные изменения претерпела сфера материального производства - в сравнении с первой половиной XX в. значительно изменилась социальная структура развитых стран мира; сложное и противоречивое воздействие оказала современная техническая цивилизация на политические системы большинства стран мира; получили развитие новые виды искусства и т. д.

Несомненно, техника существенного изменила жизнь общества, открыв немало возможностей для него, однако она изменила и самого человека, соединив в нем черты своего творца и заложника. Иными словами личность, приняв на себя определенную роль, противоречащую ее истинной индивидуальности, не имеет пути назад, она вынуждена идти по созданному ей же пути технического усовершенствования в заданном ею темпе, тем самым все дальше уходя от своей исключительности, омертвляя свое человеческое естество, что также является одной из характеристик типа личности информационного общества.

Наиболее острой в настоящее время является проблема самоидентификации личности в информационном обществе, иными словами проблеме взаимодействия отдельного индивида с техническими аспектами социальной среды. С одной стороны самоидентификация личности как «техночеловека» подпитывается непосредственно самим информационным обществом, с другой стороны порожденная ей же виртуализация препятствует этому. В этой связи можно говорить о том, что самоидентификация тесно связана с мироощущением личности, с поведением в социуме и, соответственно, с проблемами личностного развития и взаимоотношений.

Идентификация - это механизм психологической защиты «Я» от внешней неблагоприятной среды, центр формирования способности личности к саморазвитию. Очевидна и связь самоидентификации с социальными стереотипами, - это своего рода мост между личностной и социальной психологией, между индивидуальным и социальным. Идентификация как один из важнейших ме-

ханизмов социализации личности проявляется в отождествлении индивидом себя с определенной группой или общностью (номинальной или реальной, большой или малой), способствует активному усвоению стереотипов и образцов поведения, присущих членам той или иной группы, принятию в качестве собственных групповых норм, целей, социальных ролей, установок, идеалов. Также данное понятие тесно связано с процессом социализации, зависимо от состояния социальной среды, основных социальных институтов общества (семьи, государства, экономики, образования). Как справедливо замечает И. А. Акимова, «если социальная среда быстро и значительно изменяется, то это неизбежно ведет личность к поиску новых форм соответствия требованиям полностью или частично измененной социальной среды» [1].

Особого внимания заслуживает то, что на сегодняшний момент достаточно активно происходит становление нового вида реальности, основанного на компьютеризации - «виртуальной реальности», - искусственной псевдосреды, с которой можно обращаться как с подлинной. Эта новая технологическая среда оказывает мощное (и пока что совершенно непредсказуемое) воздействие на человеческую психику. Сегодня эта перспектива обнаруживается, в частности, в феномене одержимых компьютерными играми индивидов и уходе от действительности в виде погруженности в «виртуальную реальность», где существует множество псевдовидов человеческой деятельности, выбрав которую в свою очередь отдельная личность отвергает социальную среду как таковую.

При описанных условиях становления личности изменяются и формы обретения ею своей идентичности. Таким образом, выделяются три новых типа социокультурной идентичности. Первый тип - локальный, в рамках которого происходит замена социокультурных ценностей ценностями локального сообщества, территории. Второй тип связан с идентификацией по национальному признаку и приобретает более формальный характер, поскольку в большей степени конструируется СМИ и в меньшей степени - Интернетом. Последний тип идентичности - глобальный, объединяет в своей основе пользователей сети Интернет. Именно им в большей или меньшей степени свойственны такие качества как способность к постоянной трансформации своего сетевого Я, креативность и динамичность в осуществлении коммуникаций. Однако помимо всего прочего, на становление идентичности личности оказывают влияние процессы, возникающие в связи

с трансформацией старых и становлением новых социальных структур.

Трансформация социальных институтов заключается в том, что деятельность по обеспечению функционирования социума заменяется деятельностью по построению имиджей. Кроме того, особенностью новых социальных структур является постоянный пересмотр картотеки образов, что требует от личности постоянного развития способностей к самоизменению, о чем, в частности, писали Александр Бард и Ян Зодерквист. В то же самое время представители традиционных, консервативных социальных структур стремятся придерживаться определенных устойчивых имиджей. Все это способствует становлению личности с противоречивой идентичностью, связанной с необходимостью сочетать в себе индивидуализм и самоуглубленность, развивающимися у человека в процессе использования информационных технологий, сочетающимися с необходимостью постоянно менять картотеку образов, участвовать в большом количестве коммуникаций, в то же самое время, придерживаясь внешней лояльности. Таким образом, можно сделать вывод о том, что складывающаяся ситуация требует от личности сочетания таких качеств как адаптивность к информационной культуре и установление различных взаимосвязей с социумом.

Освещая вопросы, касающиеся информационных технологий, стоит еще раз обратить внимание на то, что они проникают во все сферы общественной жизни, изменяют мировоззрение людей, отдельной личности, трансформируют еще вчера казавшиеся вполне устоявшимися образование, управление государством, создавая тем самым новую информационную среду существования человека - информационное общество. Необходимо напомнить, что в описываемом обществе чрезвычайно увеличивается информационная нагрузка на человека, его психику, систему ценностных ориентаций, мировосприятие.

Особого внимания заслуживает тот факт, что включение большинства культурных выражений в коммуникационную систему имеет важные последствия для социальных форм и процессов. Это позволяет говорить о значительном ослаблении власти, передаваемой через исторически принятые институты: мораль, авторитет, традиционные ценности.

Очевидно, что техника представляет собой новую форму массовой организации жизни, следствием которой является технизация жизни, разрушающая красоту прежней культуры и быта. Так, массовая техническая организация жизни

уничтожает всякую индивидуализацию, всякое своеобразие и оригинальность. Необходимо принимать во внимание и то, что техника причиняет вред гуманистическому миросозерцанию, гуманистическому идеалу человека и культуры.

Развитие техники в современном мире все более остро проявляет двойственный характер ее достижений. С одной стороны, без техники не представляется возможным развитие человечества, а с другой, техника - мощная сила, способная вызвать самые негативные, даже трагические последствия. Непродуманное развитие техники приводит к тому, что успехи технического прогресса обычно оборачиваются сложными социальными проблемами.

В процессе исследования проблем взаимоотношений техники, информации и личности возникает противоречивый вопрос, который заключается в следующем: должен ли человек приспосабливаться к возрастающему количеству информации и стремительно меняющейся технике или же следует затормозить развитие и поискать иной путь. Принимая во внимание все аспекты данного вопроса, некоторые ученые отмечают, что проблемы, порождаемые информационным обществом в такой степени велики, что чтобы избежать перенасыщения электронным контролем, необходимо решительно отказаться от общей компьютеризации социальной жизни в целом. Исследователи приходят к общему выводу, который заключается в отрицании решения человеческих и природных проблем с помощью наращивания технического потенциала.

Необходимо отметить тот факт, что восприятие личностью тенденций информатизации оценивается неоднозначно. Каждый отдельный индивид воспринимает для себя данное воздействие как положительное, с объективной же точки зрения можно утверждать о деградационных аспектах данного влияния, что наглядно просматривается в приведенной выше сравнительной таблице. Оценивание индивидами окружающей среды в условиях технологизированного общества приводит к бездуховности личности.

Остро стоит вопрос сохранения человеком личностной идентичности, свободы, индивидуальности и уникальности, что на современном этапе является достаточно актуальным. Как уже ранее отмечалось, следствием перенасыщения техникой является искажение духовной составляющей и трансформация сознания отдельного индивида. Ошибочно утверждать, что компьютеризация играет исключительно отрицательную роль в процессе становления общества и отдельной его личности, очевидно, что техника играет существенную роль в профессиональном разви-

тии человека, способствует выработке определенных навыков, но верно также и то, что перенасыщение техникой несет в себе угрозу духовной односторонности, выражающейся в формировании технократического типа личности. Разумеется, автор далек от мысли о том, что жизнь личности может быть описана ее отношением к технике; личность принципиально избыточна по отношению к использованию техники. Это прямо отражено в трактовках природы личности в истории гуманитарной науки.

Литература

1. Акимова А. И. Роль Интернета в процессе формирования социокультурной идентичности // Интернет - Культура - Этика: мат-лы VIII Междунар. Эн-гельмейеровских чтений. М., 2006.

2. Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. С. 330-342.

3. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985. С. 68.

4. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге: сб.: пер. с нем. / под ред. А. Л. Доброхвотова. М., 1991.

* * *

INFORMATION ENVIRONMENT OF SOCIETY IN RETROSPECT OF ITS INFLUENCE ON PERSONALITY

A. K. Baboshin

Technique plays a significant role in the professional human development, promotes the development of certain skills, but it is also true that the glut of technique poses a threat to the spiritual one-sidedness, which is expressed in the formation of a technocratic personality type. Of course, the life of the individual cannot be described only by its relation to technique; personality principle is redundant with respect to the use of technique. This is directly reflected in the interpretations of the nature of personality in the history of the humanities.

Key words: personality, technique, information society, identity, socialization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.