Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИИ'

ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Адаптация / дезадаптация / информационные технологии / сотрудничество государств / иностранный студент. / Adaptation / maladaptation / information technology / cooperation between states / foreign student.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Огородова Е.В., Новиков А.В.

Мы живем в эпоху глобальных перемен, происходящих как в рамках отдельного государства, так и в мире в целом. Информационное общество меняет систему ценностей, образ образованного человека и образование в целом. Международные миграционные процессы сделали Россию центром соединения многих культур и конфессий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS IN RUSSIA

We live in an era of global changes taking place both within an individual state and in the world as a whole. The information society is changing the value system, the image of an educated person and education in general. International migration processes have made Russia a center for connecting many cultures and faiths.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИИ»

УДК 796

Огородова Е.В.

ФКОУ ВО Пермский институт ФСИНРоссии

Курсант1 курса УСП рядовой внутренней службы Новиков А.В. преподаватель кафедра ОиФП майор внутренней службы ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России

ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В

РОССИИ

Аннотация. Мы живем в эпоху глобальных перемен, происходящих как в рамках отдельного государства, так и в мире в целом. Информационное общество меняет систему ценностей, образ образованного человека и образование в целом. Международные миграционные процессы сделали Россию центром соединения многих культур и конфессий.

Ключевые слова. Адаптация, дезадаптация, информационные технологии, сотрудничество государств, иностранный студент.

Ogorodova E. V.

Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia,

2nd year cadet USP private internal service Co-author: Novikov A. V.

Teacher

Department of Physical Education and Physical Culture and Health work Federal State Educational Institution of Higher Professional Education Perm

Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia

Major of the Internal Service

PROBLEMS OF ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS IN RUSSIA

Annotation. We live in an era of global changes taking place both within an individual state and in the world as a whole. The information society is changing the value system, the image of an educated person and education in general. International migration processes have made Russia a center for connecting many cultures andfaiths.

Keywords. Adaptation, maladaptation, information technology, cooperation between states, foreign student.

Процессы глобализации затрагивают в наше время не только сферу экономики, политики, но и образования. Довольно распространенной практикой сегодня является профессиональная мобильность. Люди свободно перемещаются из страны в страну в поисках возможностей профессиональной, личностной самореализации. Эти же тенденции проявляются и в сфере образованияМолодые люди имеют возможность получать образование в той стране, в которой они хотят и могут.

Обучение иностранных студентов в России является важной областью развития российского высшего образования и занимает значительное место в международной образовательной среде. В России принимаются студенты из разных стран, некоторые из которых являются ближними и дальними зарубежными партнерами, такими как Китай, Индия, Казахстан и т.д 25.

Для того, чтобы принять и обучать иностранных студентов в России, необходимо соответствовать определенным требованиям и стандартам. Эти требования включают необходимость иметь лицензию на такую деятельность, учить иностранных студентов на основе подтвержденных государством программ, а также обеспечивать им доступ к жилью и другим услугам.

Целью обучения иностранных студентов в России является трансфер знаний, опыта и культурных ценностей. Российские университеты также предоставляют иностранным студентам возможность принимать участие в международных научных и культурных мероприятиях, что обогащает их опыт обучения и дает им возможность познакомиться с российской культурой и обычаями26.

Адаптация к условиям жизни в не родной стране способствует механизму развития системы высшего профессионального образования нашей страны и, как следствие, сохранению и совершенствованию высокопрофессиональных кадров профессорско-преподавательского состава. Положительная адаптация к образовательному пространству в вузе способствует адаптационному поведению человека в целом. Повышается мотивация иностранного студента к любому другому адаптивному процессу, например к изучению культуры и традиции, обычаев в стране пребывания, к сложившимся устоям. Необходимо понять, как иностранные студенты ощущают себя в новой социокультурной среде, и какие меры можно принять для усовершенствования условий проживания и обучения, а также облегчения адаптационного процесса.

Проблемы адаптации иностранных студентов в России могут быть связаны с культурными различиями, языковыми барьерами, сложными процедурами получения визы, различиями в учебной системе и т.д. Ниже

25 Погукаева А.В., Коберник Л.Н., Омельянчук Е.Л. АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКОМ ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 3;

URL: https://science-educaüon.ru/ru/artide/view?id=24651 (дата обращения: 06.06.2023).

26 Беляева JI.A. Стратегии выживания, адаптации, преуспевания //Социолог, исслед., 2001. №6. С.44-53.

перечислены наиболее распространенные проблемы адаптации иностранных студентов в России:

1. Языковой барьер: Один из наиболее распространенных препятствий, с которым сталкиваются иностранные студенты, - это языковой барьер. Многие студенты встречаются с трудностями в общении с учителями и другими сотрудниками вуза из-за плохого знания русского языка. Это может стать причиной проблем в процессе обучения и становиться источником стресса и дискомфорта для студента.

2. Культурные различия: Культурные различия могут влиять на адаптацию иностранных студентов. Некоторые студенты могут испытывать трудности в общении со студентами и преподавателями, так как некоторые культурные особенности и традиции могут отличаться от их собственных.

3. Климатические условия: Некоторые иностранные студенты могут испытывать трудности в приспособлении к климатическим условиям России, особенно если они приехали из теплых стран. Это может привести к проблемам со здоровьем и вызвать дополнительный стресс.

Сами иностранные студенты отмечают, что в России самым трудным было привыкнуть к погоде и условиям проживания в общежитии, необходимости коммуникации на неродном (русском) языке 27.

Процесс адаптации - сложный процесс, формирующий способности иностранного студента развиваться не только в области коммуникативного общения, изучения методики познания иностранного языка, но и успешно взаимодействовать в формировании новых качеств личности, приобретение новых ценностей, осмысление значимости будущей профессии. Важность проблемы адаптации иностранных учащихся в российских вузах определяется задачами их дальнейшего эффективного обучения как будущих специалистов. Успешная и быстрая адаптация помогает быстро включиться в учебный процесс и способствует повышению качества подготовки студентов в вузе. В целом, адаптация иностранных студентов в России может быть вызовом, но многие университеты тесно сотрудничают с иностранными студентами, чтобы помочь им приспособиться к новой культуре и системе образования.

Использованные источники:

1. Беляева Л.А. Стратегии выживания, адаптации, преуспевания //Социолог, исслед., 2001. №6. С.44-53.

2. Голубева Н.М. Теоретические подходы к проблеме адаптации студентов // Культура искусство - образование: новые поиски и результаты в теории и практике. Челябинск: ЮУрГУ, 2004. с. 48-77.

3. Дорожкин Ю.Н., Мазитова Л.Т. Проблемы социальной адаптации иностранных студентов // Социолог, исслед., 2007. №3. С.73-77.

27 Иванова М.А., Титкова H.A. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов первого года обучения в вузе.-СПб.: Проспект, 2003. 160 с.

4. Иванова М.А., Титкова H.A. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов первого года обучения в вузе. - СПб.: Проспект, 2003. 160 с.

5. Погукаева А.В., Коберник Л.Н., Омельянчук Е.Л. АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКОМ ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 3;

URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24651 (дата обращения: 06.06.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.