Научная статья на тему 'Проблемный подход в системе управления подготовкой учителя'

Проблемный подход в системе управления подготовкой учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куликова Людмила Геннадьевна, Орлов Александр Николаевич

В статье рассматривается проблемный подход в системе управления подготовкой учителя. Анализируется роль проблемного обучения на эффективность качества образования в педагогическом вузе. Предложена диагностика оценки качества занятия в условиях проблемного обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куликова Людмила Геннадьевна, Орлов Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is focused on the problematic approach in a teachers training management system. It considers the role of problem training on the efficiency of the quality of education in a pedagogical high school. Besides, the diagnostics of an estimation of the quality of lessons in the conditions of problem training are given by the author in this report

Текст научной работы на тему «Проблемный подход в системе управления подготовкой учителя»

информацией с участниками курса, а также при необходимости с любыми другими партнерами.

Контроль успешности подобного обучения должен быть оперативным и предусматриваться при разработке соответствующих учебных материалов и итоговый контроль со стороны преподавателя и консультантов-координаторов в виде тестов, защиты рефератов, презентаций, творческих работ.

Проблема организации дистанционного обучения и формирования информационной культуры студентов многопланова и чрезвычайно сложна. Разумеется, она не исчерпывается обозначенными выше вопросами. Отдельная проблема - инфраструктура информационного обеспечения студента.

Как, где и каким образом должна располагаться та или иная учебная информация, какова должна быть структура и композиция самого учебного материала, какова наиболее оптимальная форма обратной связи при дистанционном обучении и др.

Резюмируя предшествующие рассуждения, можно сделать вывод, что при соблюдении требований к организации дистанционного обучения студенты получают реальную возможность приобретения необходимых фундаментальных и специальных знаний, а также представлений об основных особенностях работы с информацией как важным средством формирования информационной культуры.

Поступила в редакцию 28.12.2006

Литература

1. Семенюк Э.П. Информатизация общества, культура, личность // НТИ. Сер. 1. 1993. № 1.

2. Сластёнин В.А. Формирование профессиональной культуры учителя: Учебное пособие. М., 1993.

3. Блюменау Д.И. Информация и информационный сервис. Л., 1989.

4. Терминологический словарь по библиотечному делу и смежным отраслям знания. М., 1995.

5. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. М., 2003.

6. Гендина Н.И. и др. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учебно-методическое пособие. М., 2002.

УДК 378

Л.Г. Куликова, А.Н. Орлов

ПРОБЛЕМНЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКОЙ УЧИТЕЛЯ

Барнаульский государственный педагогический университет

Актуальным на сегодняшний день является положение о том, что эффективность образования в высшей школе определяется качеством управления образовательным процессом.

При изучении понятия «качество образования» мы исходили из научного подхода к его определению и учитывали степень разработанности данного понятия. Анализ научной литературы показал, что существуют трудности, связанные с изучением категории качества образования. Так, качество образования является комплексным, многомерным и динамичным понятием.

Анализ и обобщение литературных источников позволяют констатировать, что качество образования рассматривается как «понятие, включающее в себя качество образовательных услуг и качество образовательной подготовки выпускника, соискателя. Под качеством образовательных услуг понимается совокупность характеристик образовательного процесса, которая измеряется (оценивается) путем обобщения результатов итоговых аттестаций выпускников. Качество образовательной подго-

товки выпускника, соискателя - это совокупность характеристик, полученных (освоенных) человеком в ходе образовательного процесса, знаний, умений и навыков, востребуемых государством, обществом, личностью. Качество образования измеряется (оценивается) в процессе итоговой аттестации» [3, с. 196-197]. С нашей точки зрения, в данном определении не учитывается один существенный момент - управление качеством образования.

Управление качеством образования - это управленческий подход, возникший в 90-х годах двадцатого столетия, призванный разрешить ряд противоречий в период инновационного развития образовательных учреждений. В настоящее время исследованием инновационных процессов в образовании и педагогическим управлением занимаются В.И. За-гвязинский, В.С. Лазарев, Н.Д. Никандров, А.М. Моисеев, Н.К. Сергеев, В.А. Сластёнин, Т.И. Шамова,

Н.О. Яковлева и другие. В исследовательском центре проблем качества подготовки специалистов под руководством Н. А. Селезнёвой изучаются проблемы качества высшего и непрерывного образования.

Л.Г. Куликова, А.Н. Орлов. Проблемный подход в системе управления подготовкой учителя

Г.Г. Еремеева отмечает, что «управление качеством высшего образования - направленное действие со стороны субъекта управления вузом на процесс проектирования, обеспечения и развития (улучшения) качества образования в соответствии с заданными нормами и требованиями стандартов» [1, с. 10].

Следует отметить, что ценность подходов Т.И. Шамовой, Т.М. Давыденко к изучению управления качеством образования заключается в том, что ученые определяют данное понятие, во-первых, как образовательный процесс - специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение образовательных задач; во-вторых, как результат образовательного процесса, в ходе которого происходит изменение в знаниях, умениях, воспитанности и развитости студента. Изменяется в этом процессе и преподаватель, ставя новые задачи для себя на основе рефлексии проведенной деятельности. Идет процесс последовательной смены задач учения студента и обучающей деятельности преподавателя [5, с. 117].

Анализируя различные точки зрения, изучая подходы к повышению качества образования новаторов педагогической деятельности, мы пришли к выводу о целесообразности повышения качества подготовки учителя на основе проблемного обучения.

Проблемный подход в управлении - это такой подход, когда руководитель ориентируется на достижение конечного результата в логике поэтапного действия: осмысление проблемной ситуации (формулировка проблемы) - выдвижение гипотезы решения - решение проблемной ситуации - анализ полученных результатов.

Прежде чем перейти к системе оценки качества и эффективности занятия в условиях проблемного обучения, рассмотрим составляющие ее компоненты.

Цель позволяет предвосхитить ожидаемый результат и задать ориентиры деятельности преподавателя и студентов по реализации проблемного обучения. В этом случае психолого-педагогическая цель проблемного обучения - это развитие профессионального проблемного мышления.

Если студенты сталкиваются с проблемными ситуациями, они находятся в интеллектуальном затруднении, которое мешает им в решении познавательной или практической задачи и требует от них поиска новых знаний или новых способов действий, позволяющих снять возникшее затруднение. При проблемной ситуации появляется субъективная потребность, которая является главным источником психического и умственного развития студента и в этой связи способствует приобретению

новых знаний, умений и навыков, необходимых для будущей профессии.

Мы присоединяемся к мнению Е.В. Ковалевской в том, что в процессе обучения проблемные ситуации выполняют следующие функции:

- стимулирующая функция заключается в том, что стимулирует процессы продуктивного, творческого мышления, связанного с поиском нового;

- обучающая функция сопряжена со спецификой мнемических процессов, таких как запоминание, сохранение в памяти, воспроизведение, лежащих в основе усвоения и актуализации учебного материала;

- организующая функция находится в прямой зависимости от стимулирующей, с другой стороны, оказывает непосредственное влияние на обучающую функцию, приближая учебный процесс к реальному процессу познания, а также способствуя индивидуализации этого процесса;

- контролирующая функция не только определяется вышеназванными функциями, но оказывает опосредованное воздействие на них. Проблемная ситуация всегда связана с поиском нового, поэтому контроль ведется, начиная с механизма формирования и формулирования мысли, то есть позволяет выявить, насколько верно студенты следуют логике решения проблемной ситуации;

- воспитывающая функция выявляется в создаваемых проблемных задачах в том, чтобы они были направлены на нравственный, духовно-познавательный уровень.

Данные функции находятся в тесной иерархической зависимости. При этом стимулирующая функция определяет особенности обучающей, воспитывающей, организующей и контролирующей функций, а организующая функция, в свою очередь, создает условия для реализации обучающей, воспитывающей и контролирующей функций, которые также оказывают опосредованное воздействие на другие функции [2, с. 258-263].

Методы обучения обеспечивают мотивацию деятельности, так как мотив в проблемной ситуации нацеливает на преобразования предмета в предметно-содержательной сфере.

Выдвижение гипотезы является предварительным решением проблемной ситуации. Рождение гипотезы есть процесс рождения новых мыслей на основе знаний и опыта. Новые мысли есть результат либо действий, либо абстрактного мышления. Для составления гипотез обучаемый обязан включить в действие весь арсенал своих знаний.

Взаимодействие преподавателя и студентов предполагает активное участие в учебно-познавательном процессе и преподавателя, и студентов. Основной формой педагогического взаимодействия между преподавателем и студентами является их

коммуникативная деятельность. Важным моментом является постоянная обратная связь, которая обеспечивает корректировку деятельности студентов со стороны преподавателя, что дает возможность вовремя устранить ошибки в процессе познания. Активность студентов достигается за счет повышения их умственной деятельности путем поиска закономерностей и противоречий, открытия взаимосвязи изучаемых явлений. Основой педагогического взаимодействия преподавателя и студентов в условиях проблемного подхода является установление субъект-субъектных отношений в педагогическом процессе, которые персонализируют взаимодействия преподавателя и студента.

Анализ и самоанализ. Анализ полученных результатов позволяет студентам оглянуться назад на полученное решение, вновь рассмотреть и проанализировать результат и путь, которым они к нему пришли. Они могут сделать свои знания более глубокими и прочными, закрепить навыки, необходимые для решения задач. Анализ полученного результата позволяет развить успех в решении следующих проблем.

Самоанализ обращает студента мысленно ко всем этапам решения проблемной ситуации, к своим ощущениям, новообразованиям, а также способствует профессиональному росту.

Для определения адекватных форм и методов занятия нами выделены четыре уровня проблем-ности. Первый уровень проблемного обучения заключается в том, что, предложив проблемную ситуацию, преподаватель показывает источники, противоречия и раскрывает логику ее решения. Студенты внимательно слушают и только запоминают ход рассуждений преподавателя. На этом уровне про-блемности они учатся видеть проблему и критически анализировать ход ее решения - общедидактический метод проблемного изложения.

Второй уровень проблемного обучения состоит в том, что преподаватель проблемно излагает материал, а студенты самостоятельно решают идентичную проблемную ситуацию. В данном случае студенты должны не только уметь воспроизвести проблему и находить ее решение, но и сами решать аналогичные проблемы. Здесь наблюдается отрыв от образца, открывается простор для размышлений - это частично-поисковый метод.

На третьем уровне преподаватель, сформулировав проблему, показывает, как найти ее решение, выясняя при этом, какие знания отсутствуют у студентов. Самостоятельная познавательная деятельность студентов направлена на то, чтобы с помощью имеющихся знаний анализировать предложенную проблему и решать ее различными способами. Преподаватель направляет ход решения студентами проблемы в нужное русло.

На четвертом уровне обучения преподаватель включает студентов в самостоятельное решение таких проблемных ситуаций, которые они раньше не решали. Студенты сами формулируют проблему и сами ее решают. Это самый высокий уровень проблемного обучения.

Данная система оценки качества занятия в условиях проблемного обучения дает возможность оценить качество и эффективность занятия по проблемному обучению; провести самоанализ и самооценку преподавательской деятельности по организации проблемного обучения на занятии.

Для этого необходимо оценить качество и эффективность занятия на основе проблемного подхода. При этом оценка производится следующим образом:

- 2 балла - реализовано полностью;

- 1 балл - реализовано частично;

- 0 баллов - не реализовано.

Далее осуществляется вычисление коэффициента качества образовательного процесса на учебном занятии. Так, для соответствия реального принятому эталону используют такую формулу:

Качество образования =

СРВ

ССТР

где: СРВ - свойства реального времени; ССТР - существенные свойства требуемого результата.

В ходе исследования мы модифицировали методику, предложенную М.М. Поташником и А.М. Моисеевым [4, с. 170], для определения качества образования, по которой вывели следующую формулу:

СБРР

К =

34

100,

где: СБРР - сумма баллов реального результата; К -коэффициент качества учебного занятия; 34 - количество баллов требуемого результата.

Если К = 85 и отсутствует оценка 0 баллов, то это свидетельствует о том, что учебное занятие проведено отлично.

К от 65 до 84 - указывает на хорошее учебное занятие.

Если К от 45 до 64, то это говорит о том, что учебное занятие проведено на удовлетворительном уровне.

Приведенную методику можно использовать преподавателям, методическим службам вуза и ее руководителям для сбора информации и анализа образовательного процесса на основе проблемного подхода.

Собранную информацию преподаватель может использовать для анализа одного учебного занятия по проблемному обучению, их системы (например, при изучении конкретной темы). К этой информа-

О.Ю. Сергеев. Подготовка студентов отраслевых вузов к иноязычной.

ции добавляется информация о результатах усвое- и развития проблемного подхода, способствует со-

ния студентами знаний и их удовлетворенности об- зданию педагогических условий организации про-

разовательным процессом. Все это дает возмож- блемного обучения.

ность оценить преподавательскую деятельность, Реализация технологии проблемного обучения

выявить причины, которые привели к этим или в системе управления подготовкой учителя являет-

иным результатам и наметить пути их устранения ся источником реформирования высшего педагоги-

(или закрепления в случае успеха). ческого образования и зависит от научно-теорети-

Все сказанное позволяет сделать вывод, что по- ческой, психологической и технологической подго-

иск путей решения напрямую связан с исследова- товки вузовских преподавателей, их гуманитарной

нием проблемы качества образования, так как направленности.

именно оно является ведущей формой становления Поступила в редакцию 10.11.2006

Литература

1. Еремеева Г.Г. Организационно-педагогические условия совершенствования системы управления качеством образования в вузе: Авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2006.

2. Ковалевская Е.В. Генезис и современное состояние проблемного обучения: Дис. ... д-ра пед. наук. М., 2000.

3. Мижериков В.А. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. Ростов н/Д.,1998.

4. Поташник М., Моисеев А. Управление качеством образования // Народное образование. 1999. № 7-8.

5. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. М., 1999.

УДК 37.01:37.022:378

О.Ю. Сергеев

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ОТРАСЛЕВЫХ ВУЗОВ К ИНОЯЗЫЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ КОММУНИКАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Алтайский государственный аграрный университет, г. Барнаул

Социально-экономические преобразования в обществе, формирование свободных рыночных отношений, равно как и интернациональное взаимодействие юридических и физических лиц, возникшее после вступления нашей страны в мировое финансовое сообщество, ставят на первое место проблему внедрения новейших методик в процессе вузовской подготовки специалистов. По мнению ученых, современный специалист как руководящего, так и исполнительного звена должен обладать солидным запасом знаний не только в области своей специализации, но и в иных областях, связанных, например, с взаимодействием с иностранными партнерами (организация сотрудничества, ведение совместного бизнеса, закупка или продажа товаров). Таким образом, современный специалист должен обладать не только такими качествами, как предприимчивость и коммуникабельность, но вместе с тем он должен владеть одним или несколькими иностранными языками.

Наряду с изменениями социально-экономического характера произошло переосмысление пре-

стижности и востребованности некоторых профессий, а также существенно изменилось отношение работодателей к уровню знаний наемных сотрудников. Как показывает практика, не последнюю роль в данном случае играет знание иностранного языка. Соответственно, на одно из ведущих мест в процессе обучения студентов в вузе должна ставиться его языковая подготовка, поскольку знания иностранного языка являются теперь не только средством бытового общения с иностранцем, но и показателем профессионализма выпускника вуза - будущего работника. Не в меньшей степени данные требования относятся и к студентам отраслевых (например, аграрной специализации) вузов, где ранее иностранному языку придавалось меньшее по сравнению с другими предметами значение.

Рассматривая значимость владения иностранным языком, следует обратиться к европейским требованиям в области высшего профессионального образования, отраженных в «Болонской декларации». Одним из основных требований к качественной подготовке специалиста является овладение им

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.