Научная статья на тему 'Учебно-методические комплексы как средство повышения качества подготовки сотрудников для уголовно-исполнительной системы'

Учебно-методические комплексы как средство повышения качества подготовки сотрудников для уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / BOLOGNA PROCESS / TRAINING COMPLEX / PROGRAMMED LEARNING / LEARNING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бакунин С. Н.

статья посвящена анализу качества учебно-методических комплексов как средства повышения качества подготовки сотрудников УИС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бакунин С. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is dedicated to the analysis of the training complex quality as a means of boosting the quality of officials preparation in criminal-executive system.

Текст научной работы на тему «Учебно-методические комплексы как средство повышения качества подготовки сотрудников для уголовно-исполнительной системы»

Учебно-методические комплексы как средство повышения качества подготовки сотрудников для уголовно-исполнительной системы

Ключевые слова: болонский процесс, учебно-методический комплекс, программированное обучение, учебный процесс.

Аннотация: статья посвящена анализу качества учебно-методических комплексов как средства повышения качества подготовки сотрудников УИС.

Переход на уровневую систему высшего профессионального образования должен привести к новому качеству высшего образования в России. Повышение конкурентоспособности российского высшего образования невозможно без планомерной политики в области формирования высококвалифицированных и высокообразованных национальных кадров.

Болонский процесс позволил переосмыслить ситуацию в высшем образовании. Кроме того, он совпал с разработкой федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Отказ от дидактических единиц и введение компетенций поставили сложные задачи не только перед разработчиками стандартов, но и перед непосредственными организаторами образовательного процесса. В новых условиях меняется роль преподавателя. Он становится консультантом, направляющим и организующим учебную деятельность обучающихся. Поэтому важность учебно-методического комплекса дисциплины возрастает.

С. Н. Бакунин

От наличия и качества учебно-методических комплексов по всем дисциплинам учебного плана основной образовательной программы высшего профессионального образования во многом зависит качество подготовки выпускников, их конкурентоспособность. А это, в свою очередь, определяет место вуза, его авторитетность и привлекательность как для ФСИН России, его территориальных управлений, так и для абитуриентов, что особенно важно в современных демографических условиях.

В последнее время вопросам создания и применения учебно-методических комплексов уделяется большое внимание. И это в первую очередь связано с аккредитационными показателями. Наличие нормы (УМК-100%) поставило перед вузами новую планку в качестве учебно-воспитательного процесса.

Идея создания универсального обучающего инструмента для самостоятельного изучения учащимися предмета или предметной области была выдвинута достаточно давно. Данное направление в педагогике получило название «программированное обучение». Как известно, суть программированного обучения заключается в том, что все обучение ведет не преподаватель непосредственно. Оно осуществляется на основе обучающих программ, реализуемых в двух вариантах: машинном (преимущественно через персональные компьютеры) или безмашинном (программированные

учебники,учебно-методические комплексы и другие).

При составлении программ четко формируются цели, проводится логическая проработка содержания, выделяются основные понятия, идеи и ведущие логические связи, устанавливаются детали, описательный и второстепенный материал. Весь материал делится на небольшие, завершенные по смыслу отрезки (шаги, порции), обеспечивается их проработка по заранее составленным рациональным алгоритмам, формирующим обобщенные подходы и стратегии деятельности, осуществляется пошаговый контроль, своевременная коррекция, исправление ошибок, если они допущены.

От того, какой смысл вкладывается в термин «учебно-методический комплекс», зависит и его содержание.

Например, Т. Сахащик и Л. Фридман видят в УМК «создателя необходимых условий, в которых обучающий и обучающиеся могли бы «свободно развиваться» - комфортные условия для деятельности одних и других».

Хижнякова Л.С. полагает, что «учебно-методический комплекс отражает единство деятельности обучающего и обучающегося, так как учебный процесс предполагает взаимодействие учащегося и учителя, руководство учителем учебно-познавательной деятельностью учащихся. Его можно условно разделить на учебный комплект, предназначенный для учащихся и методический комплект для учителя».

Колмогоров Л.С. полагает, что «основной целью создания УМК является обеспечение информационно-методической поддержки общего гуманитарного образования. УМК решает следующие задачи:

- обеспечение условий для удовлетворения образовательных потребностей учащейся молодежи в данной предметной области;

- выравнивание исходного уровня студентов-первокурсников по основам данной науки;

- помощь юношам и девушкам в организации процессов самопознания, самообразования, самосовершенствования.

По мнению Р. Купцова учебно-методический комплекс направлен на создание мотивации к изучению предмета и обеспечивает раскрытие творческого потенциала индивидуальности каждого ученика.

Хорошева И. П. определяет использование УМК в учебном процессе следующим:

• «Практической направленностью. Большая часть учебного времени отводится на практическую работу учащихся. УМК «Знание» - это модульная система. Школа может конструировать из модулей тот вариант поддержки курса, который ей больше соответствует;

• Комплексным обеспечением учебного процесса. В состав УМК входит все необходимое для учебного процесса: удобные для работы с учащимися пособия, выполненные в форме рабочих тетрадей; демонстрационные слайды (транспаранты); методические рекомендации; итоговые тесты;

• Экономией времени учителя. Не секрет, что большинство учебных пособий по информационным технологиям, предлагаемым школам в настоящее время, содержат интересный теоретический материал, но упражнения и задания на отработку практических навыков представлены слабо. Демонстрационных ма-

териалов (транспаранты, плакаты, видеофильмы и т. д.) мало. Опубликованных поурочных разработок практически нет. А ведь все эти материалы необходимы как воздух, поэтому многие учителя вынуждены тратить время и силы на самостоятельные разработки;

• Созданием условий для применения новых педагогических технологий.

Построение заданий способствует использованию таких форм работы, как индивидуальные и групповые проекты. Разнообразие используемых учителем методов и средств позволяет каждому учащемуся принимать активное участие в работе на уроке, осваивая учебный материал в удобном для него темпе».

Чаще всего учебно-методический комплекс определяют как совокупность учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению учащимися учебной дисциплины.

В методических рекомендациях по разработке УМК под УМК понимают совокупность учебно-методических материалов, определяющих содержание учебной дисциплины, и методики использования учебно-методического обеспечения всех видов аудиторных занятий и организации самостоятельной работы курсантов (слушателей).

Нормативную базу содержания УМК определили приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 30.09.2005 №1938 «Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений», приказ Минобрнауки России от06.05.2005 № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», письмо Минобразования России от 19.05.2000 № 14-52-357ин/13 «О по-

рядке формирования основных образовательных программ высшего учебного заведения на основе государственных образовательных стандартов» и письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Минобрна-уки России от 17.04.2006 №02-55-77 ин/ак «О новых критериях показателя государственной аккредитации высших учебных заведений».

В образовательных учреждениях ФСИН России УМК должен основываться также на квалификационных требованиях к сотрудникам основных служб уголовно-исполнительной системы и квалификационных требованиях к выпускникам образовательных учреждений ФСИН России.

Данные методические рекомендации жестко определили, что УМК должен состоять из следующих разделов:

- рабочая программа по учебной дисциплине;

- учебно-практическое пособие по учебной дисциплине;

- практикум по учебной дисциплине;

- гид по учебному курсу.

Практика показывает, что в этой

структуре следует выделить обязательные и дополнительные части. Причем к обязательной части УМК следует отнести те учебно-методические материалы, без которых нельзя гарантировать качество подготовки. В состав учебно-методического комплекса должны входить учебно-методические материалы, обеспечивающие все виды занятий и формы контроля знаний курсантов и слушателей, предусмотренные учебным планом соответствующей образовательной программы. Так, хрестоматия и глоссарий требуют скрупулезной работы и достаточно больших затрат времени, следо-

вательно, не могут быть разработаны за короткий промежуток времени.

Не нужно забывать и то, что УМК адресован, прежде всего, курсанту и слушателю. Для них это своеобразный компас, помогающий ориентироваться в содержании учебной дисциплины, последовательности ее изучения, разделах и требованиях к уровню ее освоения. УМК дает возможность обучающемуся оптимально организовать работу над курсом, обеспечивая учебной, методической и научной литературой.

Использование УМК в учебном процессе позволяет освободить аудиторное время от рассмотрения многих организационных вопросов, перечисления рекомендуемых учебников, ознакомления курсантов и слушателей с тематическим планом курса, распределения учебных часов между лекциями и семинарами, разработки текущего и итогового контроля и т. п.

Процесс разработки УМК очень важен для преподавателя, поскольку раскрывает его творческий потенциал: используя накопленный педагогический и методический опыт, новые знания, преподаватель вырабатывает современные подходы к содержанию и преподаванию курса и организации учебного материала.

Для организации самостоятельной работы и контроля за ней со стороны преподавателя может быть использована рабочая тетрадь обучающегося.

Рабочая тетрадь обучающегося (РТО) является учебно-методическим пособием, цель которого - закрепление знаний, полученных на лекциях, и формирование у курсантов навыков и умений самостоятельной работы с рекомендованной литературой. Задача РТО - упростить и

ускорить работу, помочь систематизировать важнейшие материалы изучаемого курса, развить способность обучающегося логично и содержательно выражать свои мысли в письменной форме.

Необходимость разработки РТО и ее тематика определяются кафедрой. Это может быть вызвано, например, труд-нодоступностью для источников, очень важных для осмысления проблем дисциплины. Кафедра может обеспечить обучающемуся возможность работы с этими источниками, опубликовав их в составе РТО (безусловно, с соблюдением установленных правил такой публикации) с вопросами и заданиями. Как показывает практика, формат РТО весьма удобен для решения конкретных ситуаций, задач. В этом случае РТО помогает выработать у обучающкгося необходимые практические навыки, предусмотренные требованиями к уровню его подготовки по данной дисциплине.

Модернизация содержания образования предполагает переход от простой передачи фактов обучающимся и оценки их знаний по объему усвоенной информации к выработке знаний, навыков применения полученных знаний на практике и оценке результатов обучения с точки зрения умения курсантов воспользоваться приобретенными знаниями и навыками.

Такая концепция обучения предусматривает, что учебные и учебно-методические издания нового поколения должны отвечать следующим современным требованиям:

- компетентностный подход в образовании (создание условий, при которых обучающиеся смогут приобрести знания, умения и навыки, позволяющие им стать успешными в жизни);

- практикоориентированность учебной литературы для формирования необходимых навыков;

- вариативность и многофункциональность учебной литературы, обеспечение различных уровней и индивидуализированных форм обучения;

- оптимизация объема учебного материала и нагрузки;

- учет возрастных и познавательных возможностей курсантов, особенностей нового поколения учащихся, их запросов, мотивов образовательной деятельности.

В учебных изданиях нового поколения необходимо изменение целей обучения: перенесение акцентов с усвоения

знаний на усвоение способов деятельности, развитие способностей к самостоятельному решению проблем в различных сферах деятельности.

В Академии ФСИН России уже имеется определенный опыт подготовки бакалавров и магистров в условиях многоуровневого образования. Все учебные дисциплины обеспечены учебно-методическими комплексами. В процессе дистанционного обучения используется электронный УМК. Ныне задача состоит в том, чтобы, опираясь на накопленный опыт, планомерно и последовательно перейти на новую парадигму высшего образования.

Обоснование необходимости использования психодиагностической программы (среды) Psychometric Expert в целях повышения эффективности обучения будущих психологов ФСИН России

А. А. Васищев, Ю. В. Славинская, А. А. Жарких, С. В. Филаретов

Ключевые слова: информационные технологии, компьютерные и компьютеризированные тесты, АРМ-П, психодиагностические компьютерные программы, открытые и закрытые психодиагностические системы, базы данных, интерпретаторы, психологическое исследование.

Аннотация: материалы статьи освещают проблему внедрения компьютерных технологий в практическую деятельность психологов ФСИН России и необходимости получения навыков работы с экспертными системами в рамках учебного процесса Академии ФСИН

России. Рассмотрены преимущества компьютерной среды Psychometric Expert как наиболее приемлемой оболочки в практической деятельности психологов ФСИН. Представлен практический опыт внедрения Psychometric Expert в учебную дисциплину «Психодиагностика» кафедры общей психологии Академии ФСИН России и намечены пути дальнейшего сотрудничества между Академией ФСИН России, МПЛ ФСИН России по Ярославской и НИИ ФСИН России в целях обучения будущих психологов навыкам работы в компьютерной среде Psychometric Expert

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.